Региональная ассамблея
И местный совет ( Польское произношение: [ˈsɛjmʲik] , уменьшительное от sejm , иногда переводится как диетический ; [1] Литовский : seimelis ) — один из различных местных парламентов в истории Польши и истории Литвы . Первыми сеймиками были региональные собрания в Королевстве Польском (до 1572 г.), хотя они приобрели значительно большее влияние в более позднюю эпоху Речи Посполитой (18 век). Сеймики возникли примерно в конце 14 — начале 15 веков и просуществовали до конца Речи Посполитой в 1795 году, после разделов Речи Посполитой . В ограниченном виде некоторые сеймики существовали в разделенной Польше (1795–1918), а затем и во Второй Польской республике (1918–1939). В современной Польше , с 1999 года, этот термин возродился вместе с воеводскими сеймиками ( sejmiki województwa ), относясь к выборным советам каждого из 16 воеводств .
Компетенция сеймиков менялась с течением времени, а также существовали географические различия. Часто в одной и той же структуре управления сосуществовали многочисленные различные типы сеймиков. Почти всегда под председательством маршала сеймики часто могли выбирать делегатов в национальный сейм, а иногда и давать таким делегатам обязательные инструкции. Сеймики достигли пика своего значения на рубеже XVIII века, когда они фактически вытеснили неэффективный национальный сейм .
Этимология
[ редактировать ]Слова sejm и sejmik родственны старо-чешскому sejmovat , что означает «собирать вместе» или «призывать». Обе формы происходят от праславянского *sъjьmъ, от *sъ- («из, с») и *jęti («брать»). [2]
История
[ редактировать ]Традиции сеймика восходят к институту века , который фактически возник еще до польского государства. [3] Они возникли из дворянских собраний, образувшихся для военных и совещательных целей. [2] [4] Историки расходятся во мнениях относительно конкретной даты возникновения сеймиков; некоторые из предлагаемых дат - 1374 год ( Кошицкая привилегия ) и 1454 год ( Нешавский статут ). [5] Географически сеймики впервые возникли в центральной Польше ( Великопольское воеводство). [5] В течение следующего столетия или около того они распространились на другие провинции Польши и, наконец, к 16 веку, на Великое княжество Литовское . [6] Сеймики были юридически признаны Нешавским статутом 1454 года в рамках привилегии, предоставленной шляхте ( польскому дворянству) королем Казимиром IV Ягеллоном , когда король согласился консультироваться с дворянством по поводу некоторых решений. [1] [2] [7] Признание Казимиром сеймика проистекало из попытки ограничить растущую власть магнатов и противодействовать ей средней знатью. [8]
С созданием национального сейма в 1493 году, который взял на себя полномочия по налогообложению и посполитому русению, ранее предоставленному сеймикам в Нешаве, важность регионального управления несколько уменьшилась. [4] [8] Тем не менее сеймики продолжали играть важную роль в управлении Польшей как наиболее прямая форма политического предоставления избирательных прав дворянству. [8] [9]
В 1560-х годах государственное устройство Великого княжества Литовского было реформировано по польскому образцу. [10] Актом июля 1564 г. в Великом княжестве были учреждены сеймики. [11]
После Люблинской унии 1569 года в Речи Посполитой насчитывалось около 70 сеймиков (из них 24 находились в Великом княжестве Литовском ). [8] Яцек Ендрух отмечает тенденцию к увеличению числа сеймиков с течением времени: примерно с 16 в 15 веке до 104 к концу 18 века, поскольку дворянство стремилось встречаться в местах, которые требовали меньше времени на дорогу. [12] Станислав Плаза также оценивает около 100 на рубеже 18 века. [13] Эти сеймики избрали 170 депутатов (48 от Литвы). [8] Большинство сеймиков избрали двух депутатов, но были и исключения. [номер 1] [14] Войцех Кригсайзен ) было 44 сеймика отмечает, что до конца XVIII века в собственно Польше ( Короне Королевства Польского , 24 в Литве и 1 в Инфлянты . провинции [15]
Роль сеймика снова возросла в конце 17 века, когда центральная власть ослабла . [4] [16] Пика своего значения сеймики достигли на рубеже XVIII в., когда они часто устанавливали собственные сроки, то есть продлевали разрешенные сроки своей деятельности. [16] Перед лицом неэффективного центрального правительства, когда национальный сейм часто подрывался из-за liberum veto , а должность старосты теряла большую часть своего значения, сеймики управляли частью налогов и создавали свою собственную армию ( wojsko powiatowe ). [16] Этот период, известный как «правление сеймиков» ( rządy sejmikowe ), был завершен актами однодневного «Тихого сейма» (польский: sejm niemy ) 1717 года, который отстранил большую часть налоговых и военных полномочий от сеймики. [16] На некоторых сеймиков также распространялось право liberum veto, пока оно не было отменено для сеймиков в 1766 году; [17] так было не всегда, поскольку некоторые решили отказаться от единогласия и перейти к правлению большинства. [16]
Если в XVI веке ведущей силой в сеймиках была средняя знать, то в XVIII веке все большее влияние приобретали магнаты. [4] [16] Это произошло из-за их способности подкупать массы малообразованной, безземельной знати (известной как «клиенты» или «клиентура» магната), поскольку все дворяне имели право голосовать в сеймиках. [16] [18] [19] [20] [21] В сеймиках Литвы доминировали магнаты в большей степени, чем в собственно Польше, поскольку литовские магнаты были более могущественными, чем их польские коллеги. [9] [22] [23] Сеймики, в которых доминировали магнаты, собиравшие обедневшую знать, были описаны как более озабоченные едой и питьем, чем спорами; для беднейших представителей знати они были редкой возможностью принять участие в пирах, спонсируемых магнатами. [24] [25] Известно, что когда они встречались, пьяная знать дрались между собой, что иногда приводило к смертельным исходам. [25]
Сеймики были существенно реформированы Законом о региональных сеймах Prawo o sejmikach , принятым 24 марта 1791 года и впоследствии признанным частью Конституции от 3 мая . [26] Этот закон внес серьезные изменения в постановление о выборах , поскольку ограничил избирательные права дворянского класса. [18] [19] [21] Право голоса стало привязано к имущественному цензу; Чтобы иметь право голоса, дворянин должен был владеть или арендовать землю и платить налоги или быть тесно связанным с другим человеком, который это делал. [18] [26] Таким образом, около 300 000 из 700 000 дворян, имеющих на это право, были лишены избирательных прав, к их большому неудовольствию. [18] В документе 1792 года указано всего 47 сеймиков. [27]
Хотя независимое существование Речи Посполитой закончилось разделом Польши в 1795 году, институт сеймика продолжался, хотя и в несколько ограниченном виде. [28] [29] В Варшавском герцогстве сеймики избирали депутатов Сейма Варшавского герцогства . [30] Точно так же сеймики Конгресса Польши избирали депутатов Сейма Конгресса Польши до его упразднения в 1831 году. [31] Даже на литовских территориях, включенных в состав Российской империи , некоторым судебным сеймикам было разрешено выбирать судей судов низшей инстанции; это было единственное выборное представительное учреждение, сохранившееся на литовских территориях после раздела. [28] В составе прусского раздела существовали провинциальные сеймики (Provinziallandtag) и повятовые сеймики (Kreistag). [32] На рубеже веков в российском и австрийском разделах существовало несколько ограниченных местных представительных учреждений , но они не носили названия сеймиков. [32]
После восстановления независимости Польши во Второй Польской республике были восстановлены провинциальные сеймы , хотя они назывались сеймами, а не сеймиками. [33] В их число входили недолговечный Сейм Центральной Литвы (1921–1922); три воеводских сейма ( Силезский парламент , Великопольский сейм и Поморский сейм , 1920–1939), сохранившие традицию сеймиков в бывшем прусском разделе; и уездные сеймики , которых в 1939 году было 264. [33] [34] Существование этих учреждений было прервано оккупацией Польши во время Второй мировой войны и не было восстановлено в эпоху коммунистической Польши .
Сеймики вновь возродились после падения коммунизма в современной Польше. С 1999 года термин сеймик (полностью sejmik województwa ) используется для обозначения выборного совета каждого из 16 воеводств или регионов (см. voivodeship sejmik ). [35] [36] Слово сеймик было выбрано законодателями, чтобы исключить термин rada wojewódzka ( воеводский совет ), который вызывал воспоминания о воеводских народных советах в эпоху коммунистической Польши . [37]
Сеймики Речи Посполитой
[ редактировать ]Функции
[ редактировать ]Сеймики обычно проводились на большом открытом поле. Дворянство избирало председательствующего ( marszałek sejmiku : маршал сеймика), роль которого была аналогична роли маршала сейма в национальных сеймах. [8] (Этот термин был возрожден с 1999 года, но теперь он относится к председателю исполнительного совета воеводства, а не к председателю самого сеймика.) Хотя первоначально сеймики созывались королем, вскоре была использована лазейка: сеймики ограничит количество обсуждаемых вопросов, используя это как предлог для повторной встречи позже, в то время, которое выберет маршал. [16] Воеводы и старосты также имели право созывать сеймики. [38] До реформы Конституции от 3 мая вся знать, проживавшая на территории, владевшей сеймиком, имела право участвовать в сеймике. [18] [39]
По оценкам, большинство сеймиков привлекли от 4 до 6% подходящих участников. [40]
Типы
[ редактировать ]Историки выделяют несколько типов сеймиков в зависимости от их географического охвата:
- Генеральный (польский: General , латинские Conventiones Generales ), проходивший в западной Польше ( Великой Польше ) в Коло , в южной Польше ( Малой Польше ) в Нове-Място-Корчине , в Мазовии в Варшаве , в Красной Малороссии в Сондове Вишне ( Судовой Вишне ), и в Литве в Волковыске ( Вавковыске ). [8] [41] Генеральные сеймики состояли из делегатов, избранных в провинциальных сеймиках, и сенаторов. [8] Их целью было согласовать позицию Генерального сейма ( Sejm Walny ) и дать депутатам инструкции о том, как они должны голосовать во время Генерального сейма. [8] Компетенция генеральных сеймиков определялась прецедентом и обычаями, а не законом; в редких случаях, когда внешние обстоятельства препятствовали созыву национального сейма (например, 1511, 1513 и 1577 гг.), генеральные сеймики считались компетентными принимать законы по национальным вопросам. [41] В 15 веке некоторые генеральные сеймики сохраняли за собой право принимать или отклонять национальное законодательство. [41] В 16 веке им было поручено подготовить проекты законов для обсуждения в сейме. [41] Примерно в 17 веке генеральные сеймики были по большей части заброшены (за исключением тех, что находились в Королевской Пруссии , см. Прусские поместья ); вместо этого провинциальные депутаты собирались на специальные заседания во время самого Сейма. [8] [42]
- Провинциальный , Территориальный , Воеводство или Уезд (польский: Ziemia , латинские Conventiones Spectrumes, Conventiones terrestrae ). Имена этих сеймиков различались в зависимости от их административного уровня и местных традиций; На Płaza перечислены повятские сеймики (уездные сеймики; повятские сеймики ) , Земские сеймики (территориальные сеймики; земельные сеймики ), воеводские сеймики ( воеводские сеймики ) и провинциальные сеймики ( провинциальные сеймики ). [13] Теоретическая иерархия, которая почти никогда не существовала на практике, могла быть построена, начиная с повятовых сеймиков и продвигаясь вверх к земии, воеводствам, генеральным (несколько воеводств) и провинциальным сеймикам, заканчивая окончательным национальным сеймом. [13] [43] Почти все земии имели свои сеймики, но значение сеймика варьировалось в зависимости от того, была ли данная земия автономной (т. е. входила ли она в состав воеводства). [13] Повятские сеймы были обычным явлением в Литве, но редко встречались в Польской Короне, где гораздо чаще встречались воеводские сеймы. [13] В некоторых воеводствах может быть один воеводский сеймик, а в других - более одного сеймика. [13] [44] Значение местных сеймиков начало уменьшаться с образованием национального сейма. После этого местным сеймикам было поручено решать местные вопросы и выбирать депутатов Генерального сейма. [8] Их значение снова возросло во второй половине 17 века, когда центральный сейм стал слабее. [16]
Кригсайзен, цитируя Адама Литынского , утверждает, что существовал только один тип сеймиков и что единственная разница между различными сеймиками заключалась в цели, для которой они были созваны. [45] Тем не менее, другие ученые часто различают разные типы сеймиков. Юлиуш Бардах и Ендрух, например, делят сеймики по их назначению следующим образом:
- Предсеймовые (польский: przedsejmowe ) сеймики созывались королем, который отправлял каждому сеймику приказ ( legacja królewska ), в котором излагались причины проведения следующего сейма. [8] Такие сеймики избирали от одного до шести депутатов ( poslowie ), в зависимости от размера и важности территории сеймика, в обычный Генеральный сейм (польский: Sejm Walny ), который проводился каждые два года, а также в любой чрезвычайный Генеральный сейм, который можно было назвать в любое время в случае чрезвычайной ситуации. [8] Иногда предсеймские сеймики назывались выборными. В некоторых случаях сеймик мог быть созван для двух воеводств – в этом случае он мог избрать более 6 депутатов. Депутатам давались инструкции о том, как голосовать во время самого сейма, хотя иногда инструкции могли быть расплывчатыми или даже давать депутатам полную свободу. [8] Эти сеймики возникли в конце 15 века. [16]
- Реляционный или разбор полетов (польский: relacyjne ) сеймики заслушивали отчеты депутатов, вернувшихся из Генерального сейма, обычно представляющие закон ( konstytucje sejmowe ), принятый сеймом. [8] Они дали конкретные инструкции по исполнению постановлений сейма и других местных постановлений. [16] [41] Такие сеймики могли также получать особые просьбы от короля; это происходило, если депутат сеймика был связан инструкциями не голосовать по определенным вопросам, которые впоследствии голосовались и принимались в национальном сейме. В таких случаях король просил сеймика пересмотреть свое решение и поддержать национальное законодательство. [8] Эти сеймики возникли в 16 веке. [16]
- Избирательные (польский: elekcyjne ) сеймики избирали высших должностных лиц воеводства , в частности судей. [8] [41] Они созывались нерегулярно, поскольку такие должности обычно занимались пожизненно. [8] Будет выдвинуто несколько кандидатов, и король сделает окончательное назначение из них. [16] Эти сеймики возникли в 15 веке. [16]
- Депутатские или судебные (польский: deputackie ) сеймики собирались ежегодно и избирали депутатов ( deputaci ) в трибуналы ( Коронный трибунал и Литовский трибунал ) со времен короля Стефана Батория и далее (начиная с 1578 года в Польше и с 1581 года в Литве). . [8] [16] [41]
- Административные или экономические (польский: gospodarcze ) сеймики курировали воеводское самоуправление. Часто они проводились на следующий день после депутационного сеймика. Их указы были известны как laudas . Некоторые из конкретных вопросов, которые решали эти сеймики, включали: решение вопросов налогообложения (распределения национальных налогов) и сборщиков налогов, управление местными (воеводскими) налогами и казной, набор местных вооруженных сил и (с середины 1700-х годов) выборы депутатов в казначейство. Трибуналы. Эти сеймики возникли в начале 16 века. [16] [41]
- Сеймики в капюшонах (польский: kapturowe ) обладали особыми полномочиями во время междуцарствия . [8] Эти сеймики были организованы как конфедерации и избирали должностных лиц конфедерации. [16] Название произошло от капюшонов, которые носили в период королевского траура. Эти сеймики возникли во время междуцарствия 1572 года. [16] [41]
Оценка и историография
[ редактировать ]Кригсайзен отмечает, что институт сеймика приобрел негативную репутацию после раздела Польши и был описан как один из неблагополучных элементов польской политической системы, который способствовал падению Речи Посполитой. Он предостерегает от таких упрощенных оценок и связывает их с публикациями XVIII века, чьи негативные взгляды на сеймиков с тех пор редко оспаривались. Стереотип . группы пьяной, боевой знати, встречающийся в некоторой литературе, не следует рассматривать как репрезентативный, особенно за пределами периода упадка сеймика в 18 веке Он утверждает, что, хотя многие сенсационные описания разврата, драк или откровенного кровавого насилия в сеймиках сохранились, они сделали это потому, что они были именно сенсационными, и их следует рассматривать как исключение из долгих, беспрецедентных, но обычно конструктивных разбирательств, которые были во многом более распространено. [46]
Кригсайзен также отмечает, что существует миф об уникальности сеймиков для Польши, и отмечает, что подобные институты самоуправления и регионального парламентского участия дворянства можно найти и в других местах, например, в Венгрии и различных немецких провинциях ( Силезия , Пруссия) . , Бранденбург). [46]
Расположение провинциальных (или территориальных) сеймиков
[ редактировать ]Ниже приводится список мест, в которых проводились провинциальные (или территориальные) сеймики. [47]
Малопольское воеводство
[ редактировать ]- Белз (от Белзского воеводства ), четыре посланника, избранные в Сейм ,
- Хелм (от Земли Хелм), избраны два посланника,
- Чернигов (от Черниговского воеводства ), избраны четыре посланника,
- Галич (от земель Галича, Коломыи и Трембовлы ), избрано шесть посланников,
- Каменец-Подольский (от Подольского воеводства ), избраны четыре посланника,
- Удача (от Волынского воеводства ), избрано шесть посланников,
- Опатов (от Сандомирского воеводства ), избрано шесть посланников,
- Прошовице (от Краковского воеводства ), избрано шесть посланников,
- Уржендув , также Люблин (от Люблинского воеводства избраны три посланника,
- Винница (от Брацлавского воеводства ), избраны три посланника,
- Сондова Вишня (от земель Львова , Санока и Перемышля ), избрано шесть послов,
- Затор (от герцогства Освенцим и герцогства Затор ), избран один посланник,
- Житомеж (от Киёвского воеводства ), избраны три посланника.
Воеводство Великопольское
[ редактировать ]- Бельск (от Бельского уезда), избраны два посланника,
- Цеханув (от Земли Цеханув), избраны два посланника,
- Черск (от Земли Черской), избраны два посланника,
- Дрогичин (от Дрогичинского уезда), избраны два посланника,
- Гомбин (от Земли Гостыниной ), избраны два посланника,
- Липно (от Земли Добжинь ), избраны два посланника,
- Лив (от Земли Лив), избраны два посланника,
- Ломжа (от Земли Ломжи), избраны два посланника,
- Мельник (от Мельникского уезда), избраны два посланника,
- Нур (от Земли Нур), избраны два посланника,
- Парзенчев (от Ленчицкого воеводства ), избраны два посланника,
- Раценж (от Плоцкого воеводства ), избраны четыре посланника,
- Радзеюв (от Бжестского Куявского воеводства и Иновроцлавского воеводства ), избраны четыре посланника,
- Рава Мазовецкая (от Земли Рава), избраны два посланника,
- Рожан (от Земли Рожан), избраны два посланника,
- Сохачев (от Земли Сохачева), избраны два посланника,
- Садек (от Серадзского воеводства ), избраны два посланника,
- Срода Великопольская (от Калишского воеводства и Познанского воеводства ), избрано двенадцать посланников,
- Варшава (от Земли Варшавы), избраны два посланника,
- Велюнь (от Велюньской земли и Остшешувского повята ), избраны два посланника,
- Визна (от Земли Визна), избраны два посланника,
- Вышогруд (от Земли Вышогрод), избраны два посланника,
- Закрочим (от Земли Закрочим) избраны два посланника.
Королевская Пруссия
[ редактировать ]- Члухув (от Члуховского уезда), избраны два посланника,
- Ковалёво Поморское (от Хелмно воеводства ), избраны два посланника,
- Мальборк (от Мальборкского воеводства ), избраны два посланника,
- Мирахово (от Мираховского уезда), избраны два посланника,
- Пак (от округа Пацк), избраны два посланника,
- Старогард Гданьский уездов (от Гданьского , Тчевского , Новского и в 1642–1655 от Лемборк-Бытовской земли ), избраны два посланника; в 1642–1655 гг. были избраны четыре посланника,
- Свеце (от округа Свеце), избраны два посланника,
- Тухола (от графства Тухола), избраны два посланника.
Великое Княжество Литовское
[ редактировать ]- Браслав (от Браславского уезда), избраны два посланника,
- Бжест (от Бжестского уезда), избраны два посланника,
- Гродно (от Гродненского уезда) избраны два посланника,
- Ковно (от округа Ковно), избраны два посланника,
- Лида (от Лидского уезда), избраны два посланника,
- Минск (от Минского уезда), избраны два посланника,
- Мозырь (от Мозырского уезда), избраны два посланника,
- Мстислав (от Мстиславского воеводства ), избраны два посланника,
- Новогрудек (от Новогрудского уезда), избраны два посланника,
- Орша (от Оршанского уезда), избраны два посланника,
- Ошмиана (от Ошмянского уезда), избраны два посланника,
- Пиньск (от Пинского уезда), избраны два посланника,
- Полоцк (от Полоцкого воеводства ), избраны два посланника,
- Поневеж (от графства Упита ), избраны два посланника,
- Розение (от Жемайтийского герцогства ), избраны два посланника,
- Речица (от Речицкого уезда), избраны два посланника,
- Слоним (от Новогрудского уезда), избраны два посланника,
- Смоленск (от Смоленского уезда), избраны два посланника,
- Стародуб (от Стародубского уезда), избраны два посланника,
- Троки (от округа Троки), избраны два посланника,
- Вильно (от Виленского уезда), избраны два посланника,
- Вилкомеж (от Вилкомежского повета), избраны два посланника,
- Витебск (от Витебского уезда), избраны два посланника,
- Волковыск (от Волковыскского уезда), избраны два посланника.
Герцогство Ливония
[ редактировать ]- Согласно законопроекту сейма 1598 года , региональные сеймики Ливонии проходили в Киеси , а в некоторых случаях и в Риге . После шведского завоевания большей части Ливонии в 1620-х годах сеймики были перенесены в Динебург . Дворянство , формально приравненное к уезда Пильтынского дворянству Речи Посполитой, не избирало послов в сейм.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Полный список сеймиков и количество избранных депутатов см. в Sejm walny#Composition.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дэниел Стоун (2001). Польско-Литовское государство, 1386–1795 гг . Вашингтонский университет Press. п. 77. ИСБН 978-0-295-98093-5 . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Норман Дэвис (2005). Божья площадка: история Польши в двух томах . Издательство Оксфордского университета. п. 247. ИСБН 978-0-19-925339-5 . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 17–19 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ежи Ян Лерский (1996). Исторический словарь Польши, 966–1945 гг . Издательская группа Гринвуд. п. 532. ИСБН 978-0-313-26007-0 . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 17 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 20–25 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Томас Эртман (13 января 1997 г.). Рождение левиафана: построение государств и режимов в средневековой и ранней современной Европе . Издательство Кембриджского университета. п. 294 . ISBN 978-0-521-48427-5 . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр. 217–219).
- ^ Jump up to: а б Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 25 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Норкус, Зенонас (2020). «Между Римом и Византией: золотой век политической культуры Великого княжества Литовского. Вторая половина пятнадцатого века – первая половина семнадцатого века». Журнал балтийских исследований . 51 (4). Рутледж : 634. ISSN 0162-9778 .
- ^ Фрост, Роберт И. (2015). Оксфордская история Польши-Литвы: Том I: Создание польско-литовского союза, 1385–1569 гг . Издательство Оксфордского университета . п. 473. ИСБН 9780198208693 .
- ^ Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. п. 39. ИСБН 978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Станислав Плаза (1984). Собрания и дворянские съезды Познанского и Калишского воеводств: система и функционирование, 1572–1632 гг . Государственное издательство Наука. стр. 71. ISBN 978-83-01-05834-0 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 35 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 28–35 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр. 223–225).
- ^ Ю.К. Федорович; Мария Богуцкая; Генрик Самсонович (1982). Республика дворян: исследования по истории Польши до 1864 года . Архив Кубка. стр. 117. ISBN 978-0-521-24093-2 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. стр. 173–174. ISBN 978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Войцех Рошковский (1991). Помещики в Польше, 1918–1939 . Восточноевропейские монографии. стр. 5. ISBN 978-0-88033-196-8 . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ Хэмиш М. Скотт (1995). Европейская знать в XVII и XVIII веках . Лонгман. п. 204. ИСБН 978-0-582-08071-3 . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Джордж Сэнфорд (2002). Демократическое правительство в Польше: конституционная политика с 1989 года . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 11–12. ISBN 978-0-333-77475-5 . Проверено 5 июля 2011 г.
- ^ Элизабет Де Мадариага (25 сентября 2006 г.). Иван Грозный Издательство Йельского университета. п. 225. ИСБН 978-0-300-11973-2 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Музей в Белостоке (1972 г.). Белостокский ежегодник . Государственное издательство Научный. стр. 59 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 101 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Марек Боруцкий (1972). Сеймы и сеймики дворянства . Книга и Знания. стр. 174–200 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. п. 178. ИСБН 978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Марек Вреде; Мария Вреде (1999). Сеймы и сеймики Первой Польской Республики: документы в фондах Национальной библиотеки . Издатель Сейм. стр. 143. ISBN 9788370592950 . Проверено 28 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. стр. 42–43. ISBN 978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. п. 50. ISBN 978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр.351).
- ^ Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр.364).
- ^ Jump up to: а б Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр. 400).
- ^ Jump up to: а б Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. стр. 292–299. ISBN 978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр.532).
- ^ Махниковский, Петр, Юстина Бальцарчик, Моника Дрела (2011). Договорное право в Польше . Альфен ан ден Рейн, Нидерланды: Kluwer Law International. п. 21. ISBN 978-90-411-3396-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Татур, Мелани, изд. (2004). Создание регионов в постсоциалистической Европе: влияние культуры, экономической структуры и институтов . Висбаден: VS Verlag fuer Sozialwissenschaften. стр. 65–66. ISBN 3-8100-3813-Х .
- ^ Регульский, Ежи (2003). Реформа местного самоуправления в Польше: история инсайдеров . Будапешт: Институт открытого общества. п. 46. ИСБН 963-9419-68-0 .
- ^ Ю.К. Федорович; Мария Богуцкая; Генрик Самсонович (1982). Республика дворян: исследования по истории Польши до 1864 года . Архив Кубка. стр. 123. ISBN 978-0-521-24093-2 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Джин В. Седлар (апрель 1994 г.). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000–1500 гг . Вашингтонский университет Press. п. 292. ИСБН 978-0-295-97291-6 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Славомир Лесневский (январь 2008 г.). Ян Замойский – гетман и политик (на польском языке). Беллона. стр. 27. GGKEY:RRA1L0T4Y81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. стр. 43–45. ISBN 978-0-7818-0637-4 . Проверено 13 августа 2011 г.
- ^ Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 25–26 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 26–27 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 28 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 16-17 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Войцех Кригсайзен (1991). Собрания Речи Посполитой в 17-18 веках . Издатель Сейм. стр. 7–11 . ISBN 978-83-7059-009-3 . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Генрик Виснер, Республика Васа. Времена Сигизмунда III и Владислава IV. Издательство «Неритон», Институт истории Польской академии наук, Варшава, 2002 г. ISBN 83-88973-35-5 , страницы 27–29.