Jump to content

Свободное вето

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Заседание сейма в Королевском замке в Варшаве , 1622 год.

Либерум вето ( лат. «свободное вето »). [а] ) — парламентское устройство в Речи Посполитой . Это была форма правила единогласного голосования, которое позволяло любому члену Сейма ( законодательного органа) немедленно прекратить текущую сессию и аннулировать любой закон, который уже был принят на сессии, выкрикивая « Sisto activitatem!» (латиница: «Я прекращаю деятельность!») или Nie pozwalam! ( польское : «Не разрешаю!»). Это правило действовало с середины 17 века до конца 18 века в парламентских обсуждениях Сейма. Он был основан на предпосылке, что, поскольку все польско-литовские дворяне были равны, каждая мера, выносимая на рассмотрение Сейма, должна была приниматься единогласно. Либерум вето было ключевой частью политической системы Содружества, укрепляющей демократические элементы и сдерживающей королевскую власть, и шло вразрез с общеевропейской тенденцией наличия сильной исполнительной власти ( абсолютной монархии ).

Многие историки считают, что liberum veto было основной причиной ухудшения политической системы Речи Посполитой, особенно в 18 веке, когда иностранные державы подкупили членов Сейма, чтобы парализовать его работу, что привело к иностранной оккупации, доминированию и манипулированию Речи Посполитой. и его возможное уничтожение в перегородках . Петр Стефан Вандич писал, что « либерум вето стало зловещим символом старой польской анархии». В период 1573–1763 годов было проведено около 150 сеймов, около трети из которых не смогли принять ни одного закона, в основном из-за liberum veto . Выражение «польский парламент» во многих европейских языках возникло из-за явного паралича.

Источник

[ редактировать ]

Это правило возникло из принципа единогласного согласия, который вытекал из традиций принятия решений в Королевстве Польском, и развивалось в условиях федеративного характера Речи Посполитой. [1] Каждый депутат представлял регион в Сейме , а сам избирался в сеймике (местный сейм региона). Таким образом, он взял на себя ответственность перед своим сеймиком за все решения, принимаемые сеймом. [1] Поскольку все дворяне считались равными, решение, принятое большинством против воли меньшинства (пусть даже одного сеймика), считалось нарушением принципа политического равенства. [1]

Поначалу несогласных депутатов часто убеждали или запугивали отказаться от своих возражений. [1] Кроме того, поначалу правило использовалось для отмены только отдельных законов, а не для роспуска палаты и отмены всех принятых мер. [2] Например, как описывает историк Владислав Чаплиньский в контексте сейма 1611 года, некоторые резолюции были отменены, но другие были приняты. [2] Однако с середины XVII века возражение депутата или сенатора против любого пункта законодательства Сейма автоматически приводило к отклонению других, ранее принятых законов. Это произошло потому, что все законы, принятые данным сеймом, составляли единое целое. [3]

Обычно ошибочно полагают, что сейм был впервые сорван либерум депутатом Владиславом вето тракайским Сичинским в 1652 году. [4] На самом деле он наложил вето только на продолжение заседаний Сейма сверх установленного законом срока. [3] [5] Однако он создал опасный прецедент. [5] [6] В ходе следующих нескольких сеймов вето все еще иногда отменялось, но постепенно оно стало более приемлемым. [6] Не прошло и 20 лет, как в 1669 году в Кракове весь Сейм был преждевременно распущен на основании liberum veto , прежде чем он завершил свои заседания. [3] [5] депутат киевский Олизар Адам . [7] Практика вышла из-под контроля, и в 1688 году Сейм был распущен еще до того, как началось разбирательство или был избран маршал Сейма . [3] [5]

Во время правления Яна III Собеского (1674–1696) половина заседаний Сейма была отменена из-за вето. [5] Эта практика также распространилась из национального сейма на местные сеймики. [5] В первой половине XVIII века сессия Сейма все чаще прерывалась с помощью liberum veto , поскольку соседи Речи Посполитой, главным образом Россия и Пруссия , сочли это полезным инструментом для срыва попыток реформирования и укрепления Содружество. Подкупая депутатов, чтобы они наложили вето, соседи Польши и Литвы могли сорвать любые меры, которые им не нравились. [3] Содружество превратилось из европейской державы в состояние анархии. [8] Лишь немногие сеймы смогли собраться во время правления Саксонского дома в Польше (1696–1763), последний раз в 1736 году. [3] Только 8 из 18 сессий Сейма во время правления Августа II (1697–1733) приняли законы. [9] За 30 лет правления Августа III только одна сессия смогла принять закон (1734–1763). [10] Правительство было на грани краха, что породило термин «польская анархия», а страной управляли провинциальные собрания и магнаты. [10]

Нарушение управления Содружеством, вызванное либерум вето, было весьма значительным. С 1573 по 1763 год было проведено около 150 сеймов, из которых 53 не приняли ни одного закона. [3] Историк Яцек Ендрух отмечает, что из 53 сорванных сеймов 32 были сорваны из-за liberum veto . [11]

Последние годы

[ редактировать ]

В 18 веке возник институт, известный как « конфедеративный сейм ». [12] Это была сессия парламента, действовавшая по правилам конфедерации. [12] Его основная цель заключалась в том, чтобы избежать срыва со стороны liberum veto , в отличие от национального сейма, который был парализован вето. [12] В некоторых случаях конфедеративный сейм формировался из всего состава национального сейма, чтобы либерум вето не действовало. [13]

Вторая половина 18 века, ознаменовавшая эпоху польского Просвещения , также стала свидетелем усиления тенденции, направленной на реформирование неэффективного управления Речи Посполитой. [14] [15] Реформы 1764–1766 гг. улучшили работу Сейма. [16] Было введено мажоритарное голосование по второстепенным вопросам, включая большинство экономических и налоговых вопросов, при этом обязательные инструкции сеймиков были объявлены вне закона. [16] Путь к реформам был нелегким, поскольку консерваторы, поддерживаемые иностранными державами, выступали против большинства изменений и пытались защитить liberum veto и другие элементы, увековечивающие неэффективное управление, в первую очередь кардинальными законами 1768 года. [17] [18]

Либерум вето было окончательно отменено Конституцией от 3 мая 1791 года , принятой конфедеративным сеймом, которая навсегда установила принцип правления большинства. [19] Однако достижения этой конституции, которую историк Норман Дэвис назвал «первой конституцией такого рода в Европе», [20] были отменены другим объединенным сеймом, заседавшим в Гродно в 1793 году . Этот сейм под давлением России и Пруссии ратифицировал Второй раздел , предвидя Третий раздел , окончательный распад Польско-Литовского государства, всего два года спустя. [21]

Значение

[ редактировать ]

Гарвардский политолог Гжегож Экерт , оценивая историю liberum veto в Польше и Литве, заключает:

Принцип liberum veto сохранил феодальные черты политического строя Польши, ослабил роль монархии, привел к анархии в политической жизни, способствовал экономическому и политическому упадку польского государства. Такая ситуация сделала страну уязвимой для иностранных вторжений и в конечном итоге привела к ее краху. [22]

Политолог Далибор Рогач отметил, что «принцип liberum veto сыграл важную роль в появлении уникальной польской формы конституционализма » и стал существенным ограничением полномочий монарха, сделав «верховенство закона, религиозное терпимость и ограниченное конституционное правительство... это норма в Польше во времена, когда остальная Европа была опустошена религиозной ненавистью и деспотизмом». [23]

Это рассматривалось как один из ключевых принципов политической системы и культуры Содружества, Золотой Свободы . [24]

В то же время историки считают, что принцип liberum veto был основной причиной ухудшения политической системы Содружества и возможного падения Содружества. [4] Депутаты, подкупленные магнатами или иностранными державами или просто довольные верой в то, что они живут в своего рода «золотом веке», на протяжении более столетия парализовали правительство Содружества, препятствуя любым попыткам реформ. [25] [26] Петр Стефан Вандич писал, что « либерум вето стало зловещим символом старой польской анархии». [27] Вагнер вторил ему так: «Конечно, не было другого института старой Польши, который в последнее время подвергался более резкой критике, чем этот». [28]

[ редактировать ]
[ редактировать ]

польская коллекционная карточная игра , 2004 года «Вето» действие которой происходит на фоне королевских выборов во время избирательного сейма . В честь этой процедуры названа [29]

В Netflix сериале «1670» Ян Павел использует liberum veto , чтобы «выиграть» собрание. [30]

Современные параллели

[ редактировать ]

До начала 1990-х годов в IBM существовал процесс принятия решений под названием «несогласие», при котором любой руководитель отдела мог наложить вето на стратегию всей компании, если она не соответствовала взглядам его собственного отдела, а разногласия затем пересылались начальству. в иерархии, часто занимающее несколько месяцев. Это фактически превратило IBM в несколько независимых вотчин . «Несогласие» было устранено генеральным директором Луи Герстнером , которого пригласили возродить приходящую в упадок компанию. [31] [32] [33] [34]

положения закона Европейского Союза, сравнивают требующие единогласия между государствами, с liberum veto . Некоторые комментаторы [35] [36] [37] Наложение вето Валлонией на подписание Бельгией Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения (CETA) с Канадой привело к сравнению с этим правилом. [38]

Решения, принятые Организацией Объединенных Наций, могут быть отменены, если постоянный член проголосует против по пунктам повестки дня. В Совете Безопасности ООН применялось вето для отклонения призывов о прекращении огня. Яркими примерами стали единичные неодобрения представителей США в отношении Палестины и других стран Ближнего Востока . [39]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Латинское вето изначально является глаголом, означающим «Я запрещаю это» или «Я протестую»; это слово, в дополнение к его обычному использованию, во времена Римской империи использовалось в качестве междометия народными трибунами в знак протеста против любых мер римского сената или магистратов , и в конечном итоге также было номинализировано в отношении его использования в качестве междометия.
  1. ^ Jump up to: а б с д Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр. 220-221).
  2. ^ Jump up to: а б Владислав Чаплиньский , Владислав IV и его время . ПВ «Общие знания». Варшава 1976, стр. 29
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр. 223).
  4. ^ Jump up to: а б Ясеница, Павел (1988). Польская анархия (на польском языке). Краков: Wydawnictwo Literackie. ISBN  83-08-01970-6 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Фрэнсис Людвиг Карстен (1961). Новая современная история Кембриджа: господство Франции, 1648–1688 гг . Архив Кубка. стр. 561–562. ISBN  978-0-521-04544-5 .
  6. ^ Jump up to: а б Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. стр. 117–119. ISBN  978-0-7818-0637-4 .
  7. ^ Тадеуш Корзон (1898). Счастье и несчастье Яна Собеского, 1629–1674 . Академия навыков. стр. 262 . Проверено 11 июня 2011 г.
  8. ^ Барбара Маркевич, «Liberum veto или пределы гражданского общества» [в:] Гражданин: возрождение концепции , Варшава, 1993.
  9. ^ Петр Стефан Вандич (2001). Цена свободы: история Центрально-Восточной Европы от средневековья до наших дней . Психология Пресс. стр. 103–104. ISBN  978-0-415-25491-5 .
  10. ^ Jump up to: а б Норман Дэвис (20 января 1998 г.). Европа: история . ХарперКоллинз. п. 659 . ISBN  978-0-06-097468-8 . Проверено 13 августа 2011 г.
  11. ^ Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. п. 128. ИСБН  978-0-7818-0637-4 .
  12. ^ Jump up to: а б с Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр. 225-226).
  13. ^ Яцек Ендрух (1998). Конституции, выборы и законодательные органы Польши, 1493–1977: путеводитель по их истории . Книги ЭДЖ. стр. 136–138. ISBN  978-0-7818-0637-4 .
  14. ^ Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр.284-287).
  15. ^ Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр.289).
  16. ^ Jump up to: а б Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр. 293-294).
  17. ^ Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр.297-298).
  18. ^ Норман Дэвис (30 марта 2005 г.). Божья площадка: истоки 1795 года . Издательство Колумбийского университета. п. 391 . ISBN  978-0-231-12817-9 . Проверено 11 марта 2012 г.
  19. ^ Джордж Сэнфорд (2002). Демократическое правительство в Польше: конституционная политика с 1989 года . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 11–12. ISBN  978-0-333-77475-5 .
  20. ^ Дэвис, Норман (1996). Европа: История . Издательство Оксфордского университета. п. 699 . ISBN  0-19-820171-0 .
  21. ^ Норман Дэвис (30 марта 2005 г.). Божья площадка: истоки 1795 года . Издательство Колумбийского университета. п. 405 . ISBN  978-0-231-12817-9 . Проверено 11 марта 2012 г.
  22. ^ Гжегож Экерт, «Veto, Liberum», в Сеймуре Мартине Липсете, изд. «Энциклопедия демократии» (1998) 4:1341
  23. ^ Рогач, Далибор (июнь 2008 г.). «Правило единогласия и религиозное фракционирование в Польско-Литовской Республике». Конституционная политическая экономия . 19 (2). Спрингер: 111–128. дои : 10.1007/s10602-008-9037-5 . S2CID   55627046 .
  24. ^ Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права (Варшава: Приходское издательство, 1987, стр.248-249).
  25. ^ Уильям Буллит; Фрэнсис П. Семпа (2005). Сам великий земной шар: предисловие к мировым делам . Издатели транзакций. п. 42. ИСБН  978-1-4128-0490-5 .
  26. ^ Джон Адамс; Джордж Уэскотт Кэри (2000). Политические сочинения Джона Адамса . Регнерские ворота. п. 242. ИСБН  978-0-89526-292-9 .
  27. ^ Петр Стефан Вандич (1980). США и Польша . Издательство Гарвардского университета. п. 87. ИСБН  978-0-674-92685-1 .
  28. ^ Вагнер, WJ (1992). «3 мая 1791 года и польская конституционная традиция». Польское обозрение . 36 (4): 383–395. JSTOR   25778591 .
  29. ^ Вето! CCG | Настольная игра | НастольнаяИграКомпьютерщик
  30. ^ Чеслак, Яцек (13 декабря 2023 г.). « 1670» — это новый «Мишка Тедди». Сериал Netflix не приемлет табу» . Речь Посполитая (на польском языке) . Проверено 23 декабря 2023 г.
  31. ^ Культура (1 декабря 2002 г.). «Расправа руководителя» . Телеграф . Лондон . Проверено 11 ноября 2011 г.
  32. ^ Шерман, Стратфорд; Роджерс, Элисон (3 октября 1994 г.). «Не слишком ли он осторожен, чтобы спасти IBM? Лу Герстнер остановил свободное падение IBM. Но Big Blue неконкурентоспособна, и продуманный стиль генерального директора не превратит ее в победителя в течение многих лет. Возможно, у него не будет столько времени» . деньги.cnn.com . Проверено 11 апреля 2020 г.
  33. ^ Лор, Стив (23 июня 1993 г.). «Ноутбуки могут стать ключом к возрождению IBM» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 11 апреля 2020 г.
  34. ^ Грей, Патрик (12 сентября 2013 г.). «Искоренить культуру нерешительности» . Техреспублика . Архивировано из оригинала 7 июня 2021 года . Проверено 11 апреля 2020 г.
  35. ^ «Профессор Ричард Баттервик-Павликовский обсуждает «либерум вето» на польском телевидении» . www.coleurope.eu . Проверено 11 апреля 2020 г.
  36. ^ Зиб, Бенджамин. «Может ли «многоуровневая» Европа стать более сильной Европой?» . Бринк . Проверено 11 апреля 2020 г.
  37. ^ Седерстен, Анна; Келемен, Р. Дэниел; ван Мидделаар, Луук; Спавента, Элеонора; Тис, Энн (декабрь 2019 г.). Лиссабонский договор 10 лет спустя: успех или провал? (PDF) . Шведский институт исследований европейской политики. стр. 58–59. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  38. ^ Хохман, Джошуа (31 октября 2016 г.). «Евросфера: Польский парламент в Брюсселе» . Политика . Проверено 11 апреля 2020 г.
  39. ^ «Таблицы результатов заседаний Совета Безопасности ООН» . www.research.un.org . Проверено 27 февраля 2024 г.


Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дэвис, Норман. Божья площадка: от истоков до 1795 г. (2005 г.).
  • Гжегож Экерт, «Veto, Liberum», в книге Сеймура Мартина Липсета, изд. «Энциклопедия демократии» (1998) 4:1340-41.
  • Хейнберг, Джон Гилберт. «История принципа большинства». Обзор американской политической науки (1926) 20 № 1 стр: 52–68. в JSTOR
  • Луковский, Ежи. «Политические идеи среди польского дворянства в XVIII веке (до 1788 г.)». Славянское и восточноевропейское обозрение (2004): 1–26. в JSTOR
  • Рогач, Далибор. «Правило единогласия и религиозное дробление в Польско-Литовской республике». Конституционная политическая экономия (2008) 19 № 2 стр: 111–128.
  • Рогач, Далибор. «Польша стоит беззаконием»: институты и политическая мысль в Польско-Литовской республике». Независимый институт 13.2 (2008): 209–224. онлайн

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48de4d8e114621703a115219fd695778__1714443060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/78/48de4d8e114621703a115219fd695778.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Liberum veto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)