Польское Просвещение
Часть серии о |
Культура Польши |
---|
Традиции |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Идеи эпохи Просвещения в Польше получили развитие позднее, чем в Западной Европе , так как польская буржуазия была слабее, а шляхетская (дворянская) культура ( сарматизм ) вместе с Речи Посполитой политической системой ( «Золотая свобода ») находились в глубоком кризисе. . Период польского Просвещения начался в 1730–40-х годах, достиг своего пика во время правления польского короля Станислава Августа Понятовского (вторая половина XVIII века), пришел в упадок с Третьим разделом Польши (1795 г.) – национальной трагедией, вдохновившей короткий период сентиментального письма – и закончился в 1822 году, сменившись романтизмом . [1]
История [ править ]
Польское Просвещение, хотя и имело много общих качеств с классическими движениями Просвещения Западной Европы , также отличалось от них во многих важных аспектах. Большая часть мысли западного Просвещения развивалась в условиях репрессивной абсолютной монархии и была посвящена борьбе за большую свободу. Западные мыслители хотели, чтобы Монтескье по методу разделение и баланс властей ограничили почти неограниченную власть своих монархов . Однако польское Просвещение развивалось на совершенно иной основе. Польская политическая система была почти противоположностью абсолютной монархии: польские короли избирались, и их положение было очень слабым, большая часть власти находилась в руках парламента ( сейма ). Польские реформы желали отмены законов, которые превратили их систему почти в анархию в результате злоупотребления консенсусным голосованием в Сейме ( liberum veto ), что парализовало Содружество, особенно во времена династии Веттинов , уменьшив Польшу из крупного европейского игрока. марионетке своих соседей. Таким образом, в то время как представители Просвещения во Франции и Пруссии писали о необходимости большего количества сдержек и противовесов для своих королей, польское Просвещение было направлено на борьбу со злоупотреблениями, возникающими из-за слишком большого количества сдержек и противовесов.
На этом различия не закончились. Горожане и буржуазия доминировали в западном движении Просвещения, тогда как в Содружестве большинство реформаторов происходили из шляхты (дворянства). Содружества Шляхта (составляющая 10% его населения) считала идею равенства одной из основ своей культуры, и реформаторы боролись за ее распространение на другие социальные классы. Религиозная толерантность была идеалом шляхты.
Конституция 1791 года [ править ]
Идеи того периода в конечном итоге привели к Конституции 3 мая 1791 года и другим реформам (таким как создание Комиссии национального образования , первого министерства образования в мире), которые попытались превратить Содружество в современную конституционную монархию . Хотя попытки политических реформ были сорваны гражданской войной ( Тарговицкая Конфедерация ) и военной интервенцией соседей Речи Посполитой, закончившейся разделами Польши , культурное влияние того периода сохранялось в польской культуре в течение многих лет. [1]
Идеи польского Просвещения оказали значительное влияние и за рубежом. Начиная с Барской конфедерации (1768 г.), в период Великого сейма и до принятия Конституции 3 мая 1791 г., Польша испытала большое количество политических, особенно конституционных, произведений.
Важные учреждения Просвещения включали Национальный театр, основанный в 1765 году в Варшаве королем Станиславом Августом Понятовским ; и в области высшего образования: Комиссия народного образования, учрежденная Сеймом в 1773 году; Общество элементарных книг ; а также Кадетский корпус (Рыцарское военное училище) и другие. Для расширения области знаний Общество друзей науки в 1800 году вскоре после разделов было создано . Популярные газеты включали « Монитор» и « Zabawy Przyjemne i Pożyteczne» («Игры приятные и полезные»).
Известные личности [ править ]
- Войцех Богуславский – отец польского театра.
- Францишек Богомолец - поэт, писатель, издатель, педагог
- Тадеуш Чацкий - образование, экономика, основатель Towarzystwo Przyjaciół Nauk и Liceum Krzemienieckie.
- Иоахим Хрептович - последний великий канцлер Литвы, журналист, поэт, переводчик и физиократ.
- Якуб Ясинский - поэт, генерал, радикальный сторонник революции
- Францишек Салези Езерский - писатель, политический деятель
- Францишек Карпинский - поэт
- Францишек Князьн (Franciszek Dionizy Kniażin) - поэт, писатель
- Уго Коллонтай - священник, общественный и политический деятель, политический мыслитель, историк и философ.
- Станислав Конарский - предшественник реформ образования, автор книги « Об эффективном методе консультирования».
- Онуфрий Копчиньский - учитель, предшественник польской грамматики.
- Тадеуш Костюшко – военный инженер, государственный деятель, революционер.
- Михал Димитр Краевский - писатель, просветительский активист
- Игнаций Красицкий - один из величайших поэтов Польши, писатель, епископ, соорганизатор ужинов по четвергам.
- Станислав Лещинский - король Польши, политический деятель, писатель ( Том свободен, свобода гарантирована )
- Самуэль Богумил Линде - председатель Общества элементарной книги, создатель словенского языка Polskiego.
- Адам Нарушевич - поэт, переводчик, историк
- Юлиан Урсин Немцевич - поэт, драматург, борец за независимость
- Ян Петр Норблин - художник
- Юзеф Максимилиан Оссолинский – писатель, общественный, научный и культурный деятель, основатель Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских
- Гжегож Пирамович - писатель, философ, просветительский деятель.
- Станислав Август Понятовский - король, соорганизатор четверговых обедов, большой сторонник искусств и наук в Польше,
- Станислав Сташич - писатель, экономист
- Ян Снядецкий - астроном, математик, философ
- Енджей Снядецкий - химик
- Станислав Трембецкий - поэт ( стиль классицизма )
- Томаш Кайетан Венгерский - поэт, исследователь
- Юзеф Выбицкий — активист, автор слов Мазурека политического политического Домбровского , государственного гимна Польши.
- Францишек Заблоцкий - поэт, комедийный писатель, секретарь Общества элементарной книги.
- Анджей и Юзеф Залуские — основатели первой польской публичной библиотеки Biblioteka Załuski.
- Анджей Замойский — канцлер , политик, автор Кодекса Замойского
Архитектура [ править ]
Центром неоклассической архитектуры в Польше была Варшава во времена правления Станислава Августа Понятовского . [2] Классицизм пришел в Польшу в 18 веке. Самыми известными архитекторами и художниками, работавшими в Польше, были Доминик Мерлини , Ян Христиан Камсетцер , Шимон Богумил Цуг , Станислав Завадский , Эфраим Шрегер , Антонио Корацци , Якуб Кубицки , Кристиан Петр Айгнер, Вавжинец Гучевич и Бертель Торвальдсен .
За первым этапом, названным станиславским стилем , последовал почти полный застой и период, известный как Конгресс Королевства классицизма . [3] К самым известным зданиям станиславского периода относятся Королевский замок в Варшаве, перестроенный Домиником Мерлини и Яном Кристианом Камсетцером, Дворец на воде , Круликарня и дворец в Яблонне .
К периоду Конгресса Королевства относятся дворец Конецпольских и костел Св. Александра в Варшаве, храм Сивиллы в Пулавах , перестройка Ланьцутского замка . Ведущей фигурой в Королевстве Конгресса был Антони Коррацци. [4] Корацци создал комплекс Банковской площади в Варшаве, здания Казначейства, Доходов и Правительственной комиссии, здание дворца Сташица , дворца Мостовского и спроектировал Большой театр.
- Дворец Лазенки , Варшава , 1764-1795 гг.
- Дворец Маринки, Пулавы , 1790-1794 гг.
- Дворец Круликарня , Варшава , 1782–1786 гг.
- Дворец Гоженских, Добжица , 1795-1799 гг.
- Президентский дворец , Варшава , 1818 г.
- Дворец Сташиц , Варшава , 1820-1823 гг.
- Дворец Мостовских , Варшава , 1823-1824 гг.
- Дворец Чарторыйских, Пулавы , 1840-1843 гг.
- Дом Дзялыньских, Познань , 1773-1776 гг.
- Дом Збараских, Краков , 1777-1783 гг.
- Ратуша, Седльце , 1766-1769 гг.
- Гауптвахта, Познань , 1783-1787 гг.
- Большой театр , Варшава , 1825–1833 гг.
- Комиссионный дворец, Варшава , 1823-1825 гг.
- Министерство финансов, Варшава , 1825-1828 гг.
- Банк Польши , Варшава , 1825–28 гг.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ежи Снопек, «Польская литература Просвещения». Архивировано 5 октября 2011 г. в Wayback Machine (PDF, 122 КБ) Польша.пл. Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Джон Стэнли (март – июнь 2004 г.). «Литературная деятельность и отношения в станиславскую эпоху в Польше (1764–1795): социальная система?» . findarticles.com . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г. Проверено 23 апреля 2009 г.
- ^ Манфред Кридл (1967). Обзор польской литературы и культуры . Издательство Колумбийского университета. стр. 192, 343.
- ^ Войцех Словакевич (2000). Большая энциклопедия польского языка (на польском языке). Фогра.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Баттервик, Ричард (май 2005 г.). «Что такое Просвещение (Освенение)? Некоторые польские ответы, 1765–1820». Центральная Европа . 3 (1).
- Фишман, Сэмюэл; Ян Кохановский (1988). Польский ренессанс в европейском контексте . Индиана UP ISBN 9780253346278 .
- Яновский, Мацей (2004). Польская либеральная мысль до 1918 года . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9789639241183 .
- Суходольский, Богдан (1986). История польской культуры . Издательство «Интерпресс». ISBN 9788322321423 .
- Стэнли, Джон «На пути к новой нации: Просвещение и национальное возрождение в Польше», Canadian Review of Studies in Nationalism, 1983, Vol. 10 Выпуск 2, стр. 83–110.