Архитектура Польши
Архитектура Польши включает в себя современные и исторические памятники архитектурного и исторического значения.
несколько важных памятников западной архитектуры, таких как Вавельский холм , замки Ксенж и Мальборк , городские пейзажи Торуни , Замости и Кракова В стране расположены . Некоторые из них являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО . [1] Сейчас Польша развивает модернистские подходы в дизайне с такими архитекторами, как Даниэль Либескинд , Кароль Журавски и Кшиштоф Ингарден. [2]
История [ править ]
Дороманская романская архитектура и
Самые старые дороманские здания были построены в Польше после христианизации страны, но лишь немногие из них сохранились до наших дней (дворцово-церковный комплекс на острове Ледницком , Ротонда Пресвятой Девы Марии в Вавельском замке ).
Романская архитектура получила развитие в 12 и 13 веках. Наиболее значительными постройками являются второй собор в Кракове (в нынешнем, третьем, готическом соборе сохранились только его части, например, крипта), Тумская коллегиальная церковь , Червинское аббатство , коллегиальные костелы в Крушвице и Опатове, а также костелы Св. Андрея в Кракове и Пресвятой Богородицы в Иновроцлаве . Меньшие постройки также были популярны, например, ротонды в Цешине и Стшельно .
Позднероманскую архитектуру представляют цистерцианские аббатства в Енджейове , Копшивнице , Сулейове и Вончоке, а также доминиканская церковь в Сандомире и руины замковой часовни Легницы .
- Ротонда Пресвятой Девы Марии в Вавельском замке
- Руины дворцово-церковного комплекса на острове Ледницки.
- Склеп Святого Леонарда в Краковском соборе
- Соборная церковь в Крушвице
- Андреевская церковь в Кракове
- Ротонда в Цешине
- Ротонда в Стшельно
- Доминиканская церковь в Сандомире
Готическая архитектура [ править ]
Первые готические сооружения в Польше были построены в 13 веке в Силезии . Наиболее важными церквями этого времени являются собор во Вроцлаве и коллегиальная церковь Святого Креста и Святого Варфоломея в том же городе, а также часовня Святой Ядвиги в аббатстве цистерцианских монахинь в Тшебнице и замковая часовня в Рацибуже . Готическая архитектура в Силезии получила дальнейшее развитие в 14 веке в ряде приходских церквей в наиболее важных городах региона (церкви Св. Марии Магдалины , Св. Елизаветы , Св. Марии на песке и Св. Доротеи во Вроцлаве, Св. Церковь Святого Николая в Бжеге , Церковь Святых Станислава и Вацлава в Свиднице , Церковь Святых Петра и Павла в Стшегоме ). Самым важным светским зданием готического периода в Силезии является Вроцлавская ратуша , первоначально построенная в 13 веке и расширенная и перестроенная в последующие века, главным образом в конце 15 века .
XIV век также является периодом расцвета готики в Малопольше, где были построены такие сооружения, как готический Вавельский собор в Кракове , серия базиликальных церквей в том же городе (церкви Св. Марии , Святой Троицы , Тела Христова и Св. Екатерины ) и множество заловых церквей за пределами столицы (например , Вислица , Шидлов , Стопница и Сандомир ). великопольские соборы в Познани и Гнезно, а также Латинский собор во Львове (ныне Украина В это же время были построены ).
Многие готические постройки также были построены в Королевской Пруссии до и после присоединения региона к Польской Короне согласно Второму Торновскому миру (1466 г.) . Важнейшими достопримечательностями являются замки Тевтонского ордена в Мальборке , Гневе и Радзынь-Хелминьском , а также ратуши и церкви Торуни ( ратуша , церкви Св. Иоанна Крестителя, Св. Иоанна Евангелиста и Св. Иакова Великого). ), Хелмно , Пельплин , Фромборк и Гданьск ( ратуша и костелы Св. Марии , Св. Екатерины и Святой Троицы ).
Поздняя готика представлена такими зданиями, как Коллегиум Майус Ягеллонского университета в Кракове или костел Святой Марии в Познани и костел Тела Христова в Биче . Кроме того, в 1-й половине 16 века алмазные своды были популярны, особенно в Мазовии ( костел Св. Михаила в Ломже , монастырь костела Св. Анны в Варшаве) и в Королевской Пруссии (например, в вышеупомянутых костелах Гданьска и в соборе Святого Иакова в Ольштыне ).
Есть также несколько примеров постготической архитектуры (нем. Nachgotik ) 17 века , например, хор церкви Св. Гиацинта в Варшаве или монастырь бернардинцев в Пшасныше .
В современной Польше есть также некоторые примеры готической архитектуры бывшего Поморского герцогства, такие как Камень-Поморский собор , Щецинский собор и церковь Святой Марии в Старгарде .
- Вроцлавский собор (1244 – ок. 1350)
- Соборная церковь Святого Креста и Святого Варфоломея во Вроцлаве (1288 - ок. 1350)
- Церковь Святой Марии на песке во Вроцлаве (2-я половина XIV века)
- Вроцлавская ратуша (13 век, ок. 1470-1510)
- Краковский собор (1320–1364 гг.)
- Мариацкий костел в Кракове (2-я половина 14 века)
- Церковь Святой Екатерины в Кракове (ок. 1340 – 15 век)
- Соборная церковь в Вислице (ок. 1350-70 гг.)
- Познаньский собор (2-я половина XIV века - ок. 1430 г.)
- Гнезненский собор (2-я половина 14 века)
- Замок Мальборк (ок. 1280 – 15 век)
- Ратуша Старого города в Торуни (1393–99)
- Церковь Святого Иакова Великого в Торуни (1-я половина XIV века)
- Фромборкский собор (ок. 1330-90 гг.)
- Гданьская ратуша (14-15 века)
- Церковь Святой Марии в Гданьске (1379-1502 гг.)
- Алмазные своды монастыря церкви Святой Анны в Варшаве (1514 г.)
- Двор Коллегиума Майуса Ягеллонского университета в Кракове (ок. 1490-1540)
- Бернардинский монастырь в Пшаснише (1585-1618 гг.)
Ренессанс [ править ]
В Польшу Ренессанс пришел как придворная мода благодаря королю Сигизмунду , который познакомился с этой стилистикой в Буде , при дворе своего венгерского дяди. Сигизмунд пригласил итальянских мастеров из Буды в Краков , где они создали первое в Польше произведение итальянского Возрождения — гробницу Иоанна I Альберта в Вавельском соборе (между 1502 и 1506 годами) и перестроили на новый манер Вавельский замок . Одним из шедевров этого времени является также капелла Сигизмунда Вавельского собора.
Позже архитектура эпохи Возрождения была особенно популярна в светской архитектуре и представлена Суконными залами в Кракове , множеством ратуш (например, в Познани , Тарнуве , Сандомире и Хелмно ), таунхаусами на рыночных площадях (например, в Замосце , Казимеже-Дольном) . , Люблин , Варшава и Львов ) и замки (например, Баранув-Сандомерский замок , Замок Красичин и Замок Кшижтопор ).
В религиозной архитектуре влияние Ренессанса заметно в Замосцком соборе , в церкви Св. Варфоломея и Иоанна Крестителя в Казимеже-Дольном , в бернардинских костелах Люблина и Львова (ныне Украина ), а также во многих синагогах (например, Старая синагога) . в Кракове и Замосцкой синагоге ). была построена определенная группа церквей, вдохновленная романской традицией региона Кроме того, в Мазовии ( Плоцк , Пултуск , Брохув , Брок ). Поздний маньеризм времен Контрреформации представлен кальварийным комплексом Зебжидовска .
Архитектура эпохи Возрождения в северных городах развивалась под влиянием голландского маньеризма. Наиболее важными примерами являются Большая Оружейная палата , Зеленые ворота и Ратуша Старого города в Гданьске, а также множество таунхаусов в Гданьске, Торуни и Эльблонге (например, дом Йоста фон Кампена в Эльблонге ).
В пределах современной Польши также находятся некоторые важные здания эпохи Возрождения, построенные на землях тогдашней Священной Римской империи, такие как замок в Щецине или замок и ратуша в Бжеге, а также церковь в Жоравине .
- Вавельский замок в Кракове (1507–1536 гг.)
- Краковские Суконные ряды (1556–1560 гг.)
- Познаньская ратуша (1550–1560 гг.)
- Ратуша Тарнува (1560–70)
- Городские дома на рыночной площади в Замосце (2-я четверть 17 века)
- Городские дома на рыночной площади в Казимеже-Дольном (1615 г.)
- Дом Конопникова в Люблине (1575 г.)
- Замок Красичин (1598-ок. 1620)
- Замосский собор (1587-ок. 1600)
- Церковь Св. Варфоломея и Иоанна Крестителя в Казимеже-Дольном (1610–13 гг.)
- Старая синагога в Кракове (ок. 1560 г.)
- Замосцкая синагога (1610–1818 гг.)
- Церковь Св. Иоанна Крестителя и Св. Роха в Брохове (1551–1561 гг.)
- Одна из часовен Голгофского комплекса Кальвария-Зебжидовска.
- Большой Оружейный склад в Гданьске (1600–05).
- Зеленые ворота в Гданьске (1565–1568 гг.)
- Ратуша Старого города в Гданьске (1587–95)
Архитектура барокко [ править ]
В раннем барокко в Польше преобладали римские влияния (иезуитские костелы в Несвиже , Кракове и Львове , а также Камальдольский монастырь в Кракове ). Во второй половине 17 века влияние голландской архитектуры барокко также было важным благодаря Тильману ван Гамерену ( Дворец Красиньских и церковь Св. Казимежа в Варшаве, Церковь Св. Анны в Кракове , Королевская капелла в Гданьске ).
Наиболее важные сооружения польского позднего барокко были построены на бывшем Восточном Пограничье , например, церкви Св. Петра и Св. Павла и Св. Иоанна в Вильнюсе (ныне Литва ), собор Св. Георгия и Доминиканская церковь во Львове. (ныне Украина ), а также Василианский костел и монастырь в Березвече (ныне Беларусь ) и Софийский собор в Полоцке (ныне Беларусь). Другими ключевыми зданиями этого периода являются костел пиаристов и костел Обращения Святого Павла в Кракове, костел посещений в Варшаве, великопольские аббатства в Глогувке под Гостынью и в Лоде , а также паломническая церковь Свента Липка в Вармии. .
Светская архитектура барокко в Польше представлена Уяздовским замком , Королевским замком и Вилянувским дворцом в Варшаве, Дворцом краковских епископов в Кельце , а также дворцом Браницких в Белостоке . Другими важными сооружениями являются также дворцы в Радзынь-Подляском , Рогалине и Рыдзине . В Королевской Пруссии наиболее важным примером является дворец аббата в Оливе (район Гданьска).
В современной Польше также есть важные примеры архитектуры барокко в Силезии, которая тогда была частью монархии Габсбургов . В их число входят, в частности, главное здание Вроцлавского университета , протестантские церкви мира в Свиднице и Яворе, бывшая протестантская (ныне католическая) церковь Воздвижения Святого Креста в Еленей-Гуре цистерцианские монастыри в Лубионже , Кшешуве и Генрикуве. , а также как церкви Килиана Игнаца Динценхофера в Легнице ( церковь Св. Иоанна Крестителя, построенная совместно с Кристофом Динценхофером ) и в Легницких полях .
- Церковь Святых Петра и Павла в Кракове (1597-1635 гг.)
- Церковь Св. Казимежа в Варшаве (1688–92 гг.)
- Королевская капелла в Гданьске (1678–1681 гг.)
- Церковь Святой Анны в Кракове (1689-1703 гг.)
- Церковь Святых Петра и Павла в Вильнюсе , ныне Литва (1668–76).
- Церковь Св. Иоанна в Вильнюсе, ныне Литва (ок. 1748 г.)
- Георгиевский собор во Львове , ныне Украина (1744–62).
- Доминиканская церковь во Львове, ныне Украина (1744–69).
- Базилика на Святой Горе в Глоговко близ Гостыни (1677–98).
- Дворец краковского епископа в Кельце (1637–1644 гг.)
- Королевский замок в Варшаве , главный фасад (1614–19).
- Королевский замок, восточное крыло (1737–1752 гг.)
- Вилянувский дворец в Варшаве (1677–96, 1723–29)
- Дворец Браницких в Белостоке (1728–70).
Неоклассицизм [ править ]
Неоклассицизм доминировал в польской архитектуре во второй половине XVIII — первой трети XIX века как проявление рационализма Просвещения . Новая стилистика пришла из Франции, Италии и частично из Германии как отражение всеобщего восхищения только вновь открытой греко-римской древностью . Наиболее важными сооружениями этого периода являются дворцы « На острове» и «Кроликарня» в Варшаве Доменико Мерлини , лютеранская церковь Святой Троицы в том же городе Шимона Богумила Цуга и собор в Вильнюсе (ныне Литва ) Вавжинца Гуцевича .
Поздний неоклассицизм, хронологически связанный с окончанием Наполеоновских войн и захватом Российской империей бывшего Варшавского герцогства в 1815 году, характеризовался значительными объемами строительства, крупными представительными зданиями, задававшими новый, крупный масштаб площадей. и улицы Варшавы, подобные Саксонскому дворцу . Ведущим архитектором позднего неоклассицизма в Польше является итальянец Антонио Корацци . Его главные здания в Варшаве включают дворец Сташица , здания на Банковской площади и Большой театр . Другими важными архитекторами были Петр Айгнер (дворец и павильоны в ландшафтном саду Пулавы , костел Св. Александра в Варшаве , Президентский дворец ) и Якуб Кубицкий ( дворец Бельведер в Варшаве ).
Помимо Конгресса Польши , стоит упомянуть также Библиотеку Рачинского в Познани (спроектированную, вероятно, Шарлем Персье и Пьером-Франсуа-Леонаром Фонтеном ) и Выбжежский театр в Гданьске (после Второй мировой войны реконструированный в современном виде).
- Круликарния в Варшаве (Доменико Мерлини, 1782–86)
- Лютеранская церковь Святой Троицы в Варшаве ( Шимон Богумил Цуг , 1777–82)
- Вильнюсский собор , ныне Литва (автор Вавжинец Гуцевич , 1777-1801)
- Большой театр в Варшаве ( Антонио Корацци , 1825–33)
- Церковь Св. Александра в Варшаве ( Пётр Айгнер , 1818–25)
- Дворец Бельведер в Варшаве ( Якуб Кубицкий , 1819–22)
стиля Возрождение
Территория бывшего Польского государства оставалась разделенной между Пруссией ( Германией ), Россией и Австрийской ( Австро-Венгерской ) империей и развивалась неравномерно.
Архитектура Кракова и Галиции того времени была ориентирована на венский образец. Опыт Венской кольцевой дороги был успешно применен в Кракове , где был создан парк Планты . Стилистически это был эклектизм, в котором преобладали неоготика ( Новая коллегия Ягеллонского университета ) и неоренессанс ( Театр Словацкого ). Подобная стилистика доминировала также во Львове ( Львовская опера , Львовская политехника и здание Сейма Галиции и Лодомерии , где сейчас располагается Львовский университет ), Варшаве ( Варшавская политехника , Национальная галерея искусств Захента , гостиница «Бристоль» ) и Лодзи ( Израэль Познаньский) . Дворец ).
В церковной архитектуре наиболее важной была неоготика, продвигаемая такими архитекторами, как Юзеф Пий Дзеконьский ( Часовня Кароля Шейблера в Лодзи , Собор Святого Флориана в Варшаве, Белостокский собор , Радомский собор ), Константин Войцеховский ( Ченстоховский собор ), Ян Сас. -Зубжицкий ( костел св. Иосифа в Кракове) и Теодор Таловский ( церковь св. Ольги и Елизаветы во Львове , костел св. Марии в Тернополе ).
Помимо польских архитекторов, в разделенной Польше действовали также некоторые важные немецкие и австрийские архитекторы, например, Карл Фридрих Шинкель ( Церковь Св. Мартина в Кшешовицах , замок Курник , дворец Радзивиллов в Антонине ), Франц Швехтен ( Императорский замок в Познани и Лютеранская церковь в Лодзи), Фридрих Хитциг ( Дворец Кроненберг в Варшаве , снесен в 1962 году), Теофил Хансен ( Дом военных инвалидов во Львове , ныне Украина), Генрих фон Ферстель (Лютеранская церковь в Бельско-Бялой) и Fellner & Helmer ( Гетц) Дворец в Бжеско , отель Георгий и казино Noble во Львове, театры в Бельско-Бялой , Цешине и Торуни ).
В границах современной Польши также находятся важные образцы, построенные в то время в Прусской Силезии и Прусской Померании , такие как набережная Хробры (нем. Hakenterrasse ) в Щецине и работы Карла Фридриха Шинкеля (ратуша в Колобжеге , Каменец-Зомбковицкий дворец ). , Фридрих Август Штюлер ( Королевский дворец во Вроцлаве , костел св. Варвары в Гливицах) и Алексис Лангер ( костёл св. Марии в Катовице, костел св. Михаила Архангела во Вроцлаве).
В эпоху капитализма построено множество дач и дворцов фабрикантов, а также многочисленные рабочие жилые массивы и промышленные здания.
- Collegium Novum Ягеллонского университета в Кракове (Феликс Ксенжарский, 1873–87)
- Театр Юлиуша Словацкого в Кракове (Ян Завейский, 1891–93)
- Львовская опера , ныне Украина (Зигмунт Горголевский, 1897-1900)
- Варшавский политехнический институт (Штефан Зюллер, 1899-01)
- Дворец Израиля Познаньского в Лодзи (Хилари Маевски и Юлиуш Юнг, 1888–1903)
- Часовня Кароля Шейблера в Лодзи (Эдвард Лилпоп, Юзеф Пий Дзеконьский, 1885–88)
- Св. Флорианский собор в Варшаве (Юзеф Пий Дзеконьский, 1888-04)
- Церковь Св. Иосифа в Кракове (Ян Сас-Зубжжицкий, 1905–09)
- Церковь Св. Ольга и Елизавета во Львове, ныне Украина (Теодор Таловский, 1903–11).
- Св. Церковь Святого Мартина в Кшешовицах (Карл Фридрих Шинкель, 1824–1844 гг.)
- Замок Корник (Карл Фридрих Шинкель, 1843–1858 гг.)
- Ратуша Новы- Сонч (Ян Перос, 1897 г.)
- Императорский замок в Познани (Франц Швехтен, 1905–10)
- Гранд-отель Люблинянка (Гюстав Ландау, 1899 г.)
- Театр Вилама Горжицы в Торуни (Феллнер и Хельмер, 1903–04)
- Церковь Святой Марии в Катовице (Алексис Лангер, 1862–1879 гг.)
- Церковь Св. Михаила Архангела во Вроцлаве (Алексис Лангер, 1862–1871 гг.)
- Набережная Хробры (нем. Hakenterrasse ) в Щецине
Модерн архитектура и народная
Модерн возник как попытка отказаться от стилизации и эклектики, изобрести новый архитектурный стиль, отвечающий духу времени. Важнейшим центром этого стиля была Галиция , где многие здания были построены под влиянием Венского сецессиона . Важнейшими архитекторами были Францишек Мончинский в Кракове ( Дворец искусств , Дом под земным шаром , Базилика Святого Сердца Иисуса ) и Владислав Садловский во Львове ( Львовский железнодорожный вокзал , Львовская филармония , Индустриальное училище ). Кроме того, в Кракове важны также интерьеры, спроектированные Станиславом Выспянским в Доме Краковского медицинского общества и Юзефом Мехоффером в Доме под земным шаром .
В Бельско-Бялой некоторые архитекторы прямо из Вены действовали , такие как Леопольд Бауэр ( Собор Святого Николая , дом на улице Стояловского, 51) и Макс Фабиани (дом на улице Барлицкого, 1). Другие важные примеры в городе включают также так называемый Лягушачий Дом .
В Конгрессе Польши стиль модерн представлен, например, виллой Леопольда Киндермана и мавзолеем Познанского в Лодзи, зданием банка на улице Сенкевича, 47 в Кельце и раннемодернистским Домом Орлов в Варшаве.
Польские архитекторы 1890-х годов также открывали для себя народные мотивы. Ведущей фигурой этого направления был Станислав Виткевич , основатель Закопанского стиля . В народном стиле были также многие кладбища Восточного фронта времен Первой мировой войны в Галиции, многие из которых были спроектированы Душаном Юрковичем .
- Дворец искусств в Кракове (Францишек Мончинский, 1898-01)
- Дом под земным шаром в Кракове (Францишек Мончинский и Тадеуш Стриеньский, 1904–05)
- Дом под земным шаром в Кракове – интерьер Юзефа Мехоффера
- Базилика Святого Сердца Иисуса в Кракове (Францишек Мончинский, 1907–21)
- Львовский вокзал , ныне Украина (Владислав Садловский, 1899-04)
- Львовская филармония, ныне Украина (Владислав Садловский, 1905–08)
- Собор Святого Николая в Бельско-Бяле (Леопольд Бауэр, 1909–10).
- Лягушачий дом в Бельско-Бяле (Эмануэль Рост, 1903 г.)
- Вилла Леопольда Киндермана в Лодзи (Густав Ландау-Гутентегер, 1903 г.)
- Мавзолей Познанского в Лодзи (автор Адольф Зелигсон, 1901–03)
- Дом Орлов в Варшаве (Ян Фридерик Хойрих, 1912–17)
- Вилла Окша в Закопане (Станислав Виткевич, 1894–95)
- Вилла Под Едлами в Закопане (Станислав Виткевич, 1897 г.)
- Часовня в Ящурувке, Закопане (Станислав Виткевич, 1904–07)
- Часовня на кладбище № 1 Восточного фронта Первой мировой войны. 123 в Лужне – Пустках (Душан Юркович, 1915)
- Кладбище 51 Восточного фронта времен Первой мировой войны в Региетове (Душан Юркович, 1915 г.)
Современная архитектура [ править ]
Межвоенный период [ править ]
Восстановление независимости Польши ознаменовало новую эру в искусстве, когда современная архитектура развивалась в больших масштабах, вначале часто сочетая достижения функционализма с элементами классицизма. Наиболее важными архитекторами этого периода являются Адольф Шишко-Бохуш (здание PKO BP на улице Велополе в Кракове), Мариан Лалевич ( Польский геологический институт в Варшаве, здание банка на улице Новогродской, 50 в Варшаве, штаб-квартира PKP Polskie Linie Kolejowe на улице Тарговой в Варшаве). Варшава), Богдан Пневский (гостевой дом Patria в Крынице-Здруй , суд на проспекте Солидарности, 127 в Варшаве) и Вацлав Кшижановский ( Научно-технический университет AGH , Ягеллонская библиотека в Кракове). Другие важные примеры включают также здания Польского парламента ( Сейма ) в Варшаве и Силезского парламента в Катовице.
Важным было также влияние польского народного искусства и экспрессионистской архитектуры, ясно заметное в работах Яна Кошчица Виткевича (например, Варшавская школа экономики ), в польском павильоне на Международной выставке в Париже (1925) или в церкви Св. Роха. в Белостоке , а также в вдохновленном Чилихаусом доме на площади Инвалидова, 6 в Кракове.
Примерами польского конструктивизма и интернационального стиля являются многочисленные жилые комплексы и современные жилые дома, построенные архитекторами Барбарой Брукальской и Станиславом Брукальским (собственный дом на улице Неголевского, 8 в Варшаве, WSM жилой комплекс в Жолибоже , Варшава), Богданом Лахертом , 9 (собственный дом на Катовицкой ). Улица в Варшаве), Юзеф Шанайца , Елена и Шимон Сыркус (жилой комплекс WSM в Раковце , Варшава) или Юлиуш Жоравский (дома на улице Пулавской, 28, проспекте Пшибачула, 3 и улице Мицкевича, 34/36, Варшава).
Инвестиции в строительство имели место в более крупных масштабах в современных городах, таких как морской порт Гдыня , Катовице и Сталова-Воля . Наиболее важные примеры включают в себя жилой комплекс BGK в Гдыне, а также здания ZUS и факультета морских наук Гдынского морского университета , а также в Катовице здания бывшего Силезского парламента и Силезского музея (разрушенных во время Второй мировой войны). ), а также так называемый Небоскрёб . Другие ранние небоскребы включают Prudential House в Варшаве.
- Здание банка PKO BP на улице Велополе, Краков (автор Адольф Шишко-Бохуш, 1922–25)
- Штаб-квартира PKP Polskie Linie Kolejowe на улице Тарговой в Варшаве (Мариан Лалевич, 1928–31)
- Ягеллонская библиотека в Кракове (Вацлав Кшижановский, 1929–39)
- Варшавская школа экономики (Ян Кошчиц Виткевич, 1926–55)
- Св. Церковь Роха в Белостоке (Оскар Сосновский, 1927–46)
- Собственный дом Брукальских на улице Неголевского, 8 в Варшаве (Барбара и Станислав Брукальские, 1927–29).
- Собственный дом Богдана Лахерта на улице Катовицкой, 9 в Варшаве (Богдан Лахерт и Юзеф Шанайца, 1928–29).
- Жилой комплекс WSM в Жолибоже , Варшава
- Жилой комплекс WSM в Раковце , Варшава (Елена и Шимон Сиркус, 1934–38)
- Дом на улице Мицкевича, 34/36 в Варшаве, так называемый «Стеклянный дом» (Юлиуш Жоравский, 1938–41).
- Здание ЗУС в Гдыне (Роман Пиотровский, 1935–36)
- Кафедра морских наук Гдынского морского университета (Богдан Даменцкий и Тадеуш Сечковский, 1937–39)
- Бывший Силезский парламент в Катовице (Людвик Войтычко, 1925–29)
- Небоскреб в Катовице (Тадеуш Козловский и Стефан Брыла, 1929–34)
- Prudential House в Варшаве (Марцин Вайнфельд и Стефан Брыла, 1931–33)
Немецкий модернизм [ править ]
Известные примеры в современной Польше также включают работы немецких архитекторов в Силезии, таких как Ганс Пельциг (офисное здание на улице Офиара Освенцимских, 38-40 и павильон Четырех куполов во Вроцлаве), Макс Берг ( Зал Столетия во Вроцлаве), Доминик Бём ( Св. Иосифа , Забже), Эрих Мендельсон (еврейский дом Тахара в Ольштыне , универмаги в Гливицах и Вроцлаве) или Ганс Шарун ( Ледигенхайм в жилом комплексе WUWA во Вроцлаве).
В бывшем Вольном городе Данциге популярность приобрела кирпичная экспрессионистская архитектура , представленная такими произведениями, как здание медицинской страховой компании на улице Валовой, 27.
Есть также некоторые здания, построенные в нацистской Германии или во время немецкой оккупации Польши в Генерал-губернаторстве, такие как Regierungspräsidium во Вроцлаве (ныне штаб-квартира сеймика Нижнесилезского воеводства ) или замок Пжегожалы (нем. Schloss Wartenberg ). в Кракове.
- Офисное здание на улице Офиара Освенцимских, 38-40 во Вроцлаве (Ганс Пельциг, 1912–13)
- Павильон с четырьмя куполами во Вроцлаве (Ганс Пельциг, 1912–13)
- Зал Столетия во Вроцлаве (Макс Берг, 1911–13)
- Церковь Св. Иосифа в Забже (Доминикус Бём, 1930–31)
- Дом Тахары в Ольштыне (Эрих Мендельсон, 1911–12)
- Универмаг Weichmann в Гливице (Эрих Мендельсон, 1921–22)
- Универмаг «Петерсдорф» во Вроцлаве (Эрих Мендельсон, 1927–28)
- Ледигенхайм в жилом комплексе WUWA во Вроцлаве (Ганс Шарун, 1929 г.)
- Бывший региональный совет (ныне штаб-квартира сеймика Нижнесилезского воеводства ) во Вроцлаве (Феликс Бройлер, Эрих Бёддикер, Артур Рек, 1939–45)
- Замок Пшегожалы (нем. Schloss Wartenberg ) в Кракове (Адольф Шишко-Бохуш, Рихард Пфоб, Ганс Петермайр, 1941–43)
После 1945 года [ править ]
Реконструкция городов и памятников после войны носила разноплановый характер. Ценными примерами культурной реституции могут быть реконструкции старых городов в Варшаве и Гданьске . Однако на реконструкцию зданий на Восстановленных территориях сильно повлияли политические цели искоренения архитектуры, воспринимаемой как немецкая и, прусская . в частности, [3]
После Второй мировой войны авангардная первоначально получила развитие архитектура ( ЦУМ в Варшаве, «Окроглак» Универмаг в Познани, здание Главного статистического управления в Варшаве), но в 1949-1956 годах она была прервана соцреализма периодом . . Лучшими примерами так называемого сталинского неоклассицизма являются Дворец культуры и науки Льва Руднева и жилой комплекс Маршалковская Дзельница Мешканиева в Варшаве, а также планируемый город Нова Гута (первоначально независимый город, ныне часть Кракова).
После периода соцреализма архитекторы снова смогли развивать международный стиль. К наиболее важным достопримечательностям относятся здание Biprocemwap, кинотеатр Kijów и отель Cracovia в Кракове, Ściana Wschodnia в Варшаве, железнодорожные вокзалы в Варшаве ( Centralna , Ochota , Śródmieście , Powiśle , Stadion , Wschodnia ), Spodek в Катовице и Церковь Божественного Милосердия в Калише .
Бруталистическую архитектуру представляют жилой комплекс Plac Grunwaldzki во Вроцлаве, Bunkier Sztuki Галерея современного искусства , церковь Арка Пана и бывший отель Forum в Кракове, здание «молот» ( młotek ) на улице Смольной, 8 в Варшаве, комплекс санаториев в Устрони , а также вдохновленный Unité d'habitation жилым комплексом Superjednostka и железнодорожным вокзалом (снесенным и частично перестроенным в 2010–2012 годах) в Катовице.
Во времена Народной Республики было построено много новых жилых комплексов, некоторые из них отличаются интересными архитектурными формами. Помимо вышеупомянутой Новой Гуты в Кракове и Грюнвальдской площади во Вроцлаве, также, например, Коло II в Варшаве Елены и Шимона Сиркус, Осьедле За Желазна Брама в Варшаве, Фаловец в Гданьске, Оседле Тысенклеция в Катовице. а также жилые комплексы Przyczółek Grochowski (Варшава) и Osiedle Słowackiego (Люблин) Оскара Николая Хансена и Софии Гарлинской-Хансен .
- Центральный универмаг в Варшаве (Збигнев Игнатович и Ежи Романьский, 1948–52)
- Универмаг «Окроглак» в Познани (Марек Лейкам, 1948–54)
- Дворец культуры и науки в Варшаве (Лев Руднев, 1952–55).
- Жилой район Маршалковская в Варшаве (Станислав Янковский, Ян Кноте, Юзеф Сигалин и Зигмунт Стемпинский, 1950–52)
- Центральная площадь в Новой Гуте в Кракове (Тадеуш Пташицкий, Януш и Марта Ингарден и др., 1952–55)
- Кинотеатр «Киев» (на переднем плане) и отель «Краковия» (на заднем плане) в Кракове (Витольд Ценцкевич, 1960–67)
- Железнодорожный вокзал Варшава-Центральная (Арсениуш Романович и Петр Шиманяк, 1972–75)
- Сподек в Катовице (Мацей Гинтовт, Мацей Красиньский, 1964–71)
- Галерея современного искусства Bunkier Sztuki в Кракове (Кристина Ружиска-Толлочко, 1959–65)
- Церковь «Ковчег Господень» в Кракове (Войцех Петржик, 1965–77)
- Отель Forum в Кракове (Януш Ингарден, 1978–89)
- «Молот» Здание на улице Смольной, 8 в Варшаве (Ян Богуславский и Богдан Гневевский, 1964–76).
- Суперквартирный жилой дом в Катовице (Мечислав Крул, 1967–72)
- Жилой комплекс Коло II в Варшаве (Елена и Шимон Сиркус, 1947–50)
- Жилой комплекс Za Żelazną Bramą в Варшаве (Ежи Чиж, Ян Фурман, Анджей Скопиньский, Ежи Юзефович, Марек Беневский и Станислав Фурман, 1965–72)
- Жилой комплекс Тысенклеция в Катовице (Генрик Бушко, Александр Франта, Мариан Дзевоньский и Тадеуш Шевчик, 1961–82)
- Словацкий жилой комплекс в Люблине (Оскар Николай Хансен и Зофия Гарлинска-Хансен, 1964–66)
- Жилой комплекс Plac Grunwaldzki во Вроцлаве (Ядвига Грабовская-Гаврилак, 1970–73)
После 1989 года [ править ]
Среди наиболее выдающихся современных польских архитекторов – постмодернисты Марек Будзинский ( Библиотека Варшавского университета , Верховный суд [4] ), Ромуальда Лёглера (жилой комплекс Центрум Е в Кракове и часовня на Батовицком кладбище в том же городе) и Дариуша Козловского (Семинария Салезианского общества в Кракове), а также неомодернистов Стефана Куриловича (здание Фокуса в Варшаве) ), JEMS ( штаб-квартира Agora в Варшаве), Кшиштоф Ингарден ( Павильон Выспяньского в Кракове) и Збигнев Мачков ( Центр Silver Tower во Вроцлаве). Одним из недавних явлений является также множество новых музеев, построенных в последние годы, например, Музей истории польских евреев в Варшаве , Музей Тадуеша Кантора в Кракове ( Ośrodek Dokumentacji Sztuki Tadeusza Kantora Cricoteka ), Музей Солидарность и Музей Второй мировой войны в Гданьске, а также концертные залы, например, Национальный музыкальный форум во Вроцлаве и Щецинская филармония .
После создания Третьей республики звездные архитекторы Арата Исодзаки ( «Мангга» ), Норман Фостер ( «Метрополитен» , «Варсо» ), Даниэль Либескинд ( «Злота 44» ) и Гельмут Ян ( «Космополитен Тварда 2/4» ) имели свои проекты в Польше. Другими иностранными архитекторами, работающими в Польше, являются Ларри Олтманнс / SOM ( Рондо 1 ), Юрген Майер (Отель Park Inn в Кракове ), Райнер Махламяки ( Музей истории польских евреев ), Ренато Рицци ( Шекспировский театр в Гданьске ), Риглер Риве Architekten. ( Силезский музей ), Estudio Barozzi Veig Studio ( Щецинская филармония ) и MVRDV ( Балтик в Познани ).
В 2015 году Щецинская филармония была удостоена Премии Европейского Союза в области современной архитектуры . [5]
- Библиотека Варшавского университета (Марек Будзиньский и Збигнев Бадовский, 1994–98)
- Верховный суд Польши в Варшаве (Марек Будзиньский и Збигнев Бадовский, 1996–99)
- Семинария Салезианского общества в Кракове (Дариуш Козловский, 1985–96)
- Здание «Фокус» в Варшаве (Стефан Курилович, 1998–2001 гг.)
- Штаб-квартира Агоры в Варшаве (JEMS, 2000–02)
- Павильон Выспянского в Кракове (Кшиштоф Ингарден, 2006–07)
- Музей истории польских евреев ПОЛИН в Варшаве (Райнер Махламяки, 2009–13)
- Центр документации искусства Тадеуша Кантора Cricoteka в Кракове (Wizja и nsMoonStudio, 2009–14)
- Музей Второй мировой войны в Гданьске (архитектурная мастерская «Квадрат», 2010–17).
- Музей мангги в Кракове (Арата Исодзаки, 1993–94)
- Митрополит в Варшаве (Норман Фостер, 2001–03)
- Башня Варсо в Варшаве (Норман Фостер, 2016–22)
- Злота 44 в Варшаве (Даниэль Либескинд, 2008–13)
- Cosmopolitan Twarda 2/4 в Варшаве (Гельмут Ян, 2010–14)
- Щецинская филармония (Estudio Barozzi Veiga, 2011–14)
Народная архитектура [ править ]
Народная архитектура Польши включает в себя множество деревянных римско-католических церквей и церквей (православных и восточно-католических церквей) в Карпатах , некоторые из них датируются 14 и 15 веками (например, церкви Успения Пресвятой Богородицы в Хачуве , церкви Св. Архангела Михаила в Дембно , Всех Святых в Близне и Святого Леонарда в Липнице Муроване ). Другие примеры включают деревянные синагоги Речи Посполитой, однако большинство из них было разрушено во время Второй мировой войны .
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Хачуве
- Лемковский греко-католический костел в Квятони
- Церковь Божией Матери в Хотынице.
- Реконструкция синагоги Поланец в Музее народной архитектуры в Саноке
- Реконструкция синагоги Волпа в Билгорай
в Архитектурные школы Польше
Часть серии о |
Культура Польши |
---|
![]() |
Традиции |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Университет | Отделение | Расположение |
---|---|---|
Гданьский технологический университет | Факультет архитектуры | Гданьск |
Познаньский технологический университет | Факультет архитектуры | Познань |
Вроцлавский университет науки и технологий | Факультет архитектуры | Вроцлав |
Варшавский технологический университет | Факультет архитектуры | Варшава |
Силезский технологический университет | Факультет архитектуры Силезского технического университета | Гливице |
Жешувский технологический университет | Факультет строительства, экологической инженерии и архитектуры | Жешув |
Краковский технологический университет | Факультет архитектуры | Краков |
Люблинский технологический университет | Факультет строительства и архитектуры | Люблин |
Лодзинский технологический университет | Институт архитектуры и градостроительства Факультет строительства, архитектуры и экологической инженерии Лодзинского технологического университета | Лодзь |
Белостокский технологический университет | Факультет архитектуры | Белосток |
Университет искусств в Познани | Факультет архитектуры и дизайна | Познань |
Университет технологий и наук о жизни в Быдгоще | Факультет строительства, архитектуры и экологической инженерии | Быдгощ |
Западно-Поморский технологический университет в Щецине | Факультет строительства и архитектуры | Щецин |
Кельцкий технологический университет | Факультет строительства и архитектуры | Кельце |
Государственное высшее профессиональное училище | Институт архитектуры | Рацибуж |
Государственное высшее профессиональное училище | Факультет технических наук | Ниса |
Государственное высшее профессиональное училище | Институт технических наук | Новый Тарг |
Литература и источники [ править ]
- Тадеуш Добровольский, Польское искусство, Варшава, 1970.
- Тадеуш Добровольский, Владислав Татаркевич (редактор), Historia polskiej vol. I-III, Краков, 1965.
- Марек Вальчак, Петр Красный, Стефания Кшиштофович-Козаковска, Штука Польски, Краков 2006.
- Адам Милобедский, Очерк истории архитектуры в Польше, Варшава, 1978.
- Зигмунт Свеховский, польское искусство. Романизм, Варшава 2005.
- Щенсны Скибиньский, Катажина Залевска-Лоркевич, польское искусство. Готык, Варшава 2010.
- Мечислав Злат, польское искусство. Ренессанс и маньеризм, Варшава, 2008.
- Збигнев Баня [и др.], Польское искусство. Раннее и зрелое барокко (17 век), Варшава, 2013 г.
- Збигнев Баня [и др.], Польское искусство. Позднее барокко, рококо, классицизм (18 век), Варшава 2016.
- Ежи Малиновский [ред.], Sztuka polska. Искусство 19 века (с дополнениями к искусству Силезии и Западного Поморья), Варшава 2016.
- Стефания Кшиштофович-Козаковская, Искусство Второй Польской Республики, Ольшаница 2013.
- Стефания Кшиштофович-Козаковская, Искусство во времена Польской Народной Республики, Ольшаница 2016.
- Стефания Кшиштофович-Козаковска, Искусство с 1989 года, Ольшаница 2020.
- Анна Цимер, Архитектура в Польше 1945–1989, Варшава, 2019.
См. также [ править ]
- Список польских архитекторов
- Архитектура Варшавы
- Жилая архитектура в Польше
- Список самых высоких зданий в Польше
- Деревянные синагоги бывшей Речи Посполитой.
- Народная архитектура Карпат.
- Силезская архитектура
- Ассоциация польских архитекторов
Ссылки [ править ]
- ^ «Польша» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ «Путеводитель по польской архитектуре для иностранцев» . Культура.пл . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Юлия Роос (2010). Сохранение и реконструкция памятников в послевоенной Польше: примеры Штеттина и Люблина . Издательство Дипломика. п. 61.
- ^ «Марек Будзинский» . Культура.пл . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Аноним (08 мая 2015 г.). «Объявлен победитель Премии ЕС в области современной архитектуры — премии Миса ван дер Роэ» . Креативная Европа – Европейская Комиссия . Проверено 30 мая 2020 г.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с архитектурой Польши, на Викискладе?