Jump to content

Архитектура Польши

Архитектура Польши включает в себя современные и исторические памятники архитектурного и исторического значения.

несколько важных памятников западной архитектуры, таких как Вавельский холм , замки Ксенж и Мальборк , городские пейзажи Торуни , Замости и Кракова В стране расположены . Некоторые из них являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО . [1] Сейчас Польша развивает модернистские подходы в дизайне с такими архитекторами, как Даниэль Либескинд , Кароль Журавски и Кшиштоф Ингарден. [2]

История [ править ]

Дороманская романская архитектура и

Самые старые дороманские здания были построены в Польше после христианизации страны, но лишь немногие из них сохранились до наших дней (дворцово-церковный комплекс на острове Ледницком , Ротонда Пресвятой Девы Марии в Вавельском замке ).

Романская архитектура получила развитие в 12 и 13 веках. Наиболее значительными постройками являются второй собор в Кракове (в нынешнем, третьем, готическом соборе сохранились только его части, например, крипта), Тумская коллегиальная церковь , Червинское аббатство , коллегиальные костелы в Крушвице и Опатове, а также костелы Св. Андрея в Кракове и Пресвятой Богородицы в Иновроцлаве . Меньшие постройки также были популярны, например, ротонды в Цешине и Стшельно .

Позднероманскую архитектуру представляют цистерцианские аббатства в Енджейове , Копшивнице , Сулейове и Вончоке, а также доминиканская церковь в Сандомире и руины замковой часовни Легницы .

Готическая архитектура [ править ]

Первые готические сооружения в Польше были построены в 13 веке в Силезии . Наиболее важными церквями этого времени являются собор во Вроцлаве и коллегиальная церковь Святого Креста и Святого Варфоломея в том же городе, а также часовня Святой Ядвиги в аббатстве цистерцианских монахинь в Тшебнице и замковая часовня в Рацибуже . Готическая архитектура в Силезии получила дальнейшее развитие в 14 веке в ряде приходских церквей в наиболее важных городах региона (церкви Св. Марии Магдалины , Св. Елизаветы , Св. Марии на песке и Св. Доротеи во Вроцлаве, Св. Церковь Святого Николая в Бжеге , Церковь Святых Станислава и Вацлава в Свиднице , Церковь Святых Петра и Павла в Стшегоме ). Самым важным светским зданием готического периода в Силезии является Вроцлавская ратуша , первоначально построенная в 13 веке и расширенная и перестроенная в последующие века, главным образом в конце 15 века .

XIV век также является периодом расцвета готики в Малопольше, где были построены такие сооружения, как готический Вавельский собор в Кракове , серия базиликальных церквей в том же городе (церкви Св. Марии , Святой Троицы , Тела Христова и Св. Екатерины ) и множество заловых церквей за пределами столицы (например , Вислица , Шидлов , Стопница и Сандомир ). великопольские соборы в Познани и Гнезно, а также Латинский собор во Львове (ныне Украина В это же время были построены ).

Многие готические постройки также были построены в Королевской Пруссии до и после присоединения региона к Польской Короне согласно Второму Торновскому миру (1466 г.) . Важнейшими достопримечательностями являются замки Тевтонского ордена в Мальборке , Гневе и Радзынь-Хелминьском , а также ратуши и церкви Торуни ( ратуша , церкви Св. Иоанна Крестителя, Св. Иоанна Евангелиста и Св. Иакова Великого). ), Хелмно , Пельплин , Фромборк и Гданьск ( ратуша и костелы Св. Марии , Св. Екатерины и Святой Троицы ).

Поздняя готика представлена ​​такими зданиями, как Коллегиум Майус Ягеллонского университета в Кракове или костел Святой Марии в Познани и костел Тела Христова в Биче . Кроме того, в 1-й половине 16 века алмазные своды были популярны, особенно в Мазовии ( костел Св. Михаила в Ломже , монастырь костела Св. Анны в Варшаве) и в Королевской Пруссии (например, в вышеупомянутых костелах Гданьска и в соборе Святого Иакова в Ольштыне ).

Есть также несколько примеров постготической архитектуры (нем. Nachgotik [ de ] ) 17 века , например, хор церкви Св. Гиацинта в Варшаве или монастырь бернардинцев в Пшасныше .

В современной Польше есть также некоторые примеры готической архитектуры бывшего Поморского герцогства, такие как Камень-Поморский собор , Щецинский собор и церковь Святой Марии в Старгарде .

Ренессанс [ править ]

В Польшу Ренессанс пришел как придворная мода благодаря королю Сигизмунду , который познакомился с этой стилистикой в ​​Буде , при дворе своего венгерского дяди. Сигизмунд пригласил итальянских мастеров из Буды в Краков , где они создали первое в Польше произведение итальянского Возрождения — гробницу Иоанна I Альберта в Вавельском соборе (между 1502 и 1506 годами) и перестроили на новый манер Вавельский замок . Одним из шедевров этого времени является также капелла Сигизмунда Вавельского собора.

Позже архитектура эпохи Возрождения была особенно популярна в светской архитектуре и представлена ​​Суконными залами в Кракове , множеством ратуш (например, в Познани , Тарнуве , Сандомире и Хелмно ), таунхаусами на рыночных площадях (например, в Замосце , Казимеже-Дольном) . , Люблин , Варшава и Львов ) и замки (например, Баранув-Сандомерский замок , Замок Красичин и Замок Кшижтопор ).

В религиозной архитектуре влияние Ренессанса заметно в Замосцком соборе , в церкви Св. Варфоломея и Иоанна Крестителя в Казимеже-Дольном , в бернардинских костелах Люблина и Львова (ныне Украина ), а также во многих синагогах (например, Старая синагога) . в Кракове и Замосцкой синагоге ). была построена определенная группа церквей, вдохновленная романской традицией региона Кроме того, в Мазовии ( Плоцк , Пултуск , Брохув , Брок ). Поздний маньеризм времен Контрреформации представлен кальварийным комплексом Зебжидовска .

Архитектура эпохи Возрождения в северных городах развивалась под влиянием голландского маньеризма. Наиболее важными примерами являются Большая Оружейная палата , Зеленые ворота и Ратуша Старого города в Гданьске, а также множество таунхаусов в Гданьске, Торуни и Эльблонге (например, дом Йоста фон Кампена в Эльблонге ).

В пределах современной Польши также находятся некоторые важные здания эпохи Возрождения, построенные на землях тогдашней Священной Римской империи, такие как замок в Щецине или замок и ратуша в Бжеге, а также церковь в Жоравине .

Архитектура барокко [ править ]

В раннем барокко в Польше преобладали римские влияния (иезуитские костелы в Несвиже , Кракове и Львове , а также Камальдольский монастырь в Кракове ). Во второй половине 17 века влияние голландской архитектуры барокко также было важным благодаря Тильману ван Гамерену ( Дворец Красиньских и церковь Св. Казимежа в Варшаве, Церковь Св. Анны в Кракове , Королевская капелла в Гданьске ).

Наиболее важные сооружения польского позднего барокко были построены на бывшем Восточном Пограничье , например, церкви Св. Петра и Св. Павла и Св. Иоанна в Вильнюсе (ныне Литва ), собор Св. Георгия и Доминиканская церковь во Львове. (ныне Украина ), а также Василианский костел и монастырь в Березвече (ныне Беларусь ) и Софийский собор в Полоцке (ныне Беларусь). Другими ключевыми зданиями этого периода являются костел пиаристов и костел Обращения Святого Павла в Кракове, костел посещений в Варшаве, великопольские аббатства в Глогувке под Гостынью и в Лоде , а также паломническая церковь Свента Липка в Вармии. .

Светская архитектура барокко в Польше представлена ​​Уяздовским замком , Королевским замком и Вилянувским дворцом в Варшаве, Дворцом краковских епископов в Кельце , а также дворцом Браницких в Белостоке . Другими важными сооружениями являются также дворцы в Радзынь-Подляском , Рогалине и Рыдзине . В Королевской Пруссии наиболее важным примером является дворец аббата в Оливе (район Гданьска).

В современной Польше также есть важные примеры архитектуры барокко в Силезии, которая тогда была частью монархии Габсбургов . В их число входят, в частности, главное здание Вроцлавского университета , протестантские церкви мира в Свиднице и Яворе, бывшая протестантская (ныне католическая) церковь Воздвижения Святого Креста в Еленей-Гуре цистерцианские монастыри в Лубионже , Кшешуве и Генрикуве. , а также как церкви Килиана Игнаца Динценхофера в Легнице ( церковь Св. Иоанна Крестителя, построенная совместно с Кристофом Динценхофером ) и в Легницких полях .

Неоклассицизм [ править ]

Неоклассицизм доминировал в польской архитектуре во второй половине XVIII — первой трети XIX века как проявление рационализма Просвещения . Новая стилистика пришла из Франции, Италии и частично из Германии как отражение всеобщего восхищения только вновь открытой греко-римской древностью . Наиболее важными сооружениями этого периода являются дворцы « На острове» и «Кроликарня» в Варшаве Доменико Мерлини , лютеранская церковь Святой Троицы в том же городе Шимона Богумила Цуга и собор в Вильнюсе (ныне Литва ) Вавжинца Гуцевича .

Поздний неоклассицизм, хронологически связанный с окончанием Наполеоновских войн и захватом Российской империей бывшего Варшавского герцогства в 1815 году, характеризовался значительными объемами строительства, крупными представительными зданиями, задававшими новый, крупный масштаб площадей. и улицы Варшавы, подобные Саксонскому дворцу . Ведущим архитектором позднего неоклассицизма в Польше является итальянец Антонио Корацци . Его главные здания в Варшаве включают дворец Сташица , здания на Банковской площади и Большой театр . Другими важными архитекторами были Петр Айгнер (дворец и павильоны в ландшафтном саду Пулавы , костел Св. Александра в Варшаве , Президентский дворец ) и Якуб Кубицкий ( дворец Бельведер в Варшаве ).

Помимо Конгресса Польши , стоит упомянуть также Библиотеку Рачинского в Познани (спроектированную, вероятно, Шарлем Персье и Пьером-Франсуа-Леонаром Фонтеном ) и Выбжежский театр в Гданьске (после Второй мировой войны реконструированный в современном виде).

стиля Возрождение

Территория бывшего Польского государства оставалась разделенной между Пруссией ( Германией ), Россией и Австрийской ( Австро-Венгерской ) империей и развивалась неравномерно.

Архитектура Кракова и Галиции того времени была ориентирована на венский образец. Опыт Венской кольцевой дороги был успешно применен в Кракове , где был создан парк Планты . Стилистически это был эклектизм, в котором преобладали неоготика ( Новая коллегия Ягеллонского университета ) и неоренессанс ( Театр Словацкого ). Подобная стилистика доминировала также во Львове ( Львовская опера , Львовская политехника и здание Сейма Галиции и Лодомерии , где сейчас располагается Львовский университет ), Варшаве ( Варшавская политехника , Национальная галерея искусств Захента , гостиница «Бристоль» ) и Лодзи ( Израэль Познаньский) . Дворец ).

В церковной архитектуре наиболее важной была неоготика, продвигаемая такими архитекторами, как Юзеф Пий Дзеконьский ( Часовня Кароля Шейблера в Лодзи , Собор Святого Флориана в Варшаве, Белостокский собор , Радомский собор ), Константин Войцеховский ( Ченстоховский собор ), Ян Сас. -Зубжицкий ( костел св. Иосифа в Кракове) и Теодор Таловский ( церковь св. Ольги и Елизаветы во Львове , костел св. Марии в Тернополе ).

Помимо польских архитекторов, в разделенной Польше действовали также некоторые важные немецкие и австрийские архитекторы, например, Карл Фридрих Шинкель ( Церковь Св. Мартина в Кшешовицах , замок Курник , дворец Радзивиллов в Антонине ), Франц Швехтен ( Императорский замок в Познани и Лютеранская церковь в Лодзи), Фридрих Хитциг ( Дворец Кроненберг в Варшаве , снесен в 1962 году), Теофил Хансен ( Дом военных инвалидов во Львове , ныне Украина), Генрих фон Ферстель (Лютеранская церковь в Бельско-Бялой) и Fellner & Helmer ( Гетц) Дворец в Бжеско , отель Георгий и казино Noble во Львове, театры в Бельско-Бялой , Цешине и Торуни ).

В границах современной Польши также находятся важные образцы, построенные в то время в Прусской Силезии и Прусской Померании , такие как набережная Хробры (нем. Hakenterrasse ) в Щецине и работы Карла Фридриха Шинкеля (ратуша в Колобжеге , Каменец-Зомбковицкий дворец ). , Фридрих Август Штюлер ( Королевский дворец во Вроцлаве , костел св. Варвары в Гливицах) и Алексис Лангер ( костёл св. Марии в Катовице, костел св. Михаила Архангела во Вроцлаве).

В эпоху капитализма построено множество дач и дворцов фабрикантов, а также многочисленные рабочие жилые массивы и промышленные здания.

Модерн архитектура и народная

Модерн возник как попытка отказаться от стилизации и эклектики, изобрести новый архитектурный стиль, отвечающий духу времени. Важнейшим центром этого стиля была Галиция , где многие здания были построены под влиянием Венского сецессиона . Важнейшими архитекторами были Францишек Мончинский в Кракове ( Дворец искусств , Дом под земным шаром , Базилика Святого Сердца Иисуса ) и Владислав Садловский во Львове ( Львовский железнодорожный вокзал , Львовская филармония , Индустриальное училище ). Кроме того, в Кракове важны также интерьеры, спроектированные Станиславом Выспянским в Доме Краковского медицинского общества и Юзефом Мехоффером в Доме под земным шаром .

В Бельско-Бялой некоторые архитекторы прямо из Вены действовали , такие как Леопольд Бауэр ( Собор Святого Николая , дом на улице Стояловского, 51) и Макс Фабиани (дом на улице Барлицкого, 1). Другие важные примеры в городе включают также так называемый Лягушачий Дом .

В Конгрессе Польши стиль модерн представлен, например, виллой Леопольда Киндермана и мавзолеем Познанского в Лодзи, зданием банка на улице Сенкевича, 47 в Кельце и раннемодернистским Домом Орлов в Варшаве.

Польские архитекторы 1890-х годов также открывали для себя народные мотивы. Ведущей фигурой этого направления был Станислав Виткевич , основатель Закопанского стиля . В народном стиле были также многие кладбища Восточного фронта времен Первой мировой войны в Галиции, многие из которых были спроектированы Душаном Юрковичем .

Современная архитектура [ править ]

Межвоенный период [ править ]

Восстановление независимости Польши ознаменовало новую эру в искусстве, когда современная архитектура развивалась в больших масштабах, вначале часто сочетая достижения функционализма с элементами классицизма. Наиболее важными архитекторами этого периода являются Адольф Шишко-Бохуш (здание PKO BP на улице Велополе в Кракове), Мариан Лалевич ( Польский геологический институт в Варшаве, здание банка на улице Новогродской, 50 в Варшаве, штаб-квартира PKP Polskie Linie Kolejowe на улице Тарговой в Варшаве). Варшава), Богдан Пневский (гостевой дом Patria в Крынице-Здруй , суд на проспекте Солидарности, 127 в Варшаве) и Вацлав Кшижановский ( Научно-технический университет AGH , Ягеллонская библиотека в Кракове). Другие важные примеры включают также здания Польского парламента ( Сейма ) в Варшаве и Силезского парламента в Катовице.

Важным было также влияние польского народного искусства и экспрессионистской архитектуры, ясно заметное в работах Яна Кошчица Виткевича (например, Варшавская школа экономики ), в польском павильоне на Международной выставке в Париже (1925) или в церкви Св. Роха. в Белостоке , а также в вдохновленном Чилихаусом доме на площади Инвалидова, 6 в Кракове.

Примерами польского конструктивизма и интернационального стиля являются многочисленные жилые комплексы и современные жилые дома, построенные архитекторами Барбарой Брукальской и Станиславом Брукальским (собственный дом на улице Неголевского, 8 в Варшаве, WSM жилой комплекс в Жолибоже , Варшава), Богданом Лахертом , 9 (собственный дом на Катовицкой ). Улица в Варшаве), Юзеф Шанайца , Елена и Шимон Сыркус (жилой комплекс WSM в Раковце , Варшава) или Юлиуш Жоравский (дома на улице Пулавской, 28, проспекте Пшибачула, 3 и улице Мицкевича, 34/36, Варшава).

Инвестиции в строительство имели место в более крупных масштабах в современных городах, таких как морской порт Гдыня , Катовице и Сталова-Воля . Наиболее важные примеры включают в себя жилой комплекс BGK в Гдыне, а также здания ZUS и факультета морских наук Гдынского морского университета , а также в Катовице здания бывшего Силезского парламента и Силезского музея (разрушенных во время Второй мировой войны). ), а также так называемый Небоскрёб . Другие ранние небоскребы включают Prudential House в Варшаве.

Немецкий модернизм [ править ]

Известные примеры в современной Польше также включают работы немецких архитекторов в Силезии, таких как Ганс Пельциг (офисное здание на улице Офиара Освенцимских, 38-40 и павильон Четырех куполов во Вроцлаве), Макс Берг ( Зал Столетия во Вроцлаве), Доминик Бём ( Св. Иосифа , Забже), Эрих Мендельсон (еврейский дом Тахара в Ольштыне , универмаги в Гливицах и Вроцлаве) или Ганс Шарун ( Ледигенхайм в жилом комплексе WUWA во Вроцлаве).

В бывшем Вольном городе Данциге популярность приобрела кирпичная экспрессионистская архитектура , представленная такими произведениями, как здание медицинской страховой компании на улице Валовой, 27.

Есть также некоторые здания, построенные в нацистской Германии или во время немецкой оккупации Польши в Генерал-губернаторстве, такие как Regierungspräsidium во Вроцлаве (ныне штаб-квартира сеймика Нижнесилезского воеводства ) или замок Пжегожалы (нем. Schloss Wartenberg [ de ] ). в Кракове.

После 1945 года [ править ]

Реконструкция городов и памятников после войны носила разноплановый характер. Ценными примерами культурной реституции могут быть реконструкции старых городов в Варшаве и Гданьске . Однако на реконструкцию зданий на Восстановленных территориях сильно повлияли политические цели искоренения архитектуры, воспринимаемой как немецкая и, прусская . в частности, [3]

После Второй мировой войны авангардная первоначально получила развитие архитектура ( ЦУМ в Варшаве, «Окроглак» Универмаг в Познани, здание Главного статистического управления в Варшаве), но в 1949-1956 годах она была прервана соцреализма периодом . . Лучшими примерами так называемого сталинского неоклассицизма являются Дворец культуры и науки Льва Руднева и жилой комплекс Маршалковская Дзельница Мешканиева в Варшаве, а также планируемый город Нова Гута (первоначально независимый город, ныне часть Кракова).

После периода соцреализма архитекторы снова смогли развивать международный стиль. К наиболее важным достопримечательностям относятся здание Biprocemwap, кинотеатр Kijów и отель Cracovia в Кракове, Ściana Wschodnia [ pl ] в Варшаве, железнодорожные вокзалы в Варшаве ( Centralna , Ochota , Śródmieście , Powiśle , Stadion , Wschodnia ), Spodek в Катовице и Церковь Божественного Милосердия [ pl ] в Калише .

Бруталистическую архитектуру представляют жилой комплекс Plac Grunwaldzki во Вроцлаве, Bunkier Sztuki Галерея современного искусства , церковь Арка Пана и бывший отель Forum в Кракове, здание «молот» ( młotek ) на улице Смольной, 8 в Варшаве, комплекс санаториев в Устрони , а также вдохновленный Unité d'habitation жилым комплексом Superjednostka и железнодорожным вокзалом (снесенным и частично перестроенным в 2010–2012 годах) в Катовице.

Во времена Народной Республики было построено много новых жилых комплексов, некоторые из них отличаются интересными архитектурными формами. Помимо вышеупомянутой Новой Гуты в Кракове и Грюнвальдской площади во Вроцлаве, также, например, Коло II в Варшаве Елены и Шимона Сиркус, Осьедле За Желазна Брама [ пл ] в Варшаве, Фаловец в Гданьске, Оседле Тысенклеция в Катовице. а также жилые комплексы Przyczółek Grochowski [ pl ] (Варшава) и Osiedle Słowackiego (Люблин) [ pl ] Оскара Николая Хансена и Софии Гарлинской-Хансен .

После 1989 года [ править ]

Среди наиболее выдающихся современных польских архитекторов – постмодернисты Марек Будзинский ( Библиотека Варшавского университета , Верховный суд [4] ), Ромуальда Лёглера (жилой комплекс Центрум Е в Кракове и часовня на Батовицком кладбище в том же городе) и Дариуша Козловского (Семинария Салезианского общества в Кракове), а также неомодернистов Стефана Куриловича (здание Фокуса в Варшаве) ), JEMS ( штаб-квартира Agora в Варшаве), Кшиштоф Ингарден ( Павильон Выспяньского в Кракове) и Збигнев Мачков ( Центр Silver Tower во Вроцлаве). Одним из недавних явлений является также множество новых музеев, построенных в последние годы, например, Музей истории польских евреев в Варшаве , Музей Тадуеша Кантора в Кракове ( Ośrodek Dokumentacji Sztuki Tadeusza Kantora Cricoteka [ pl ] ), Музей Солидарность и Музей Второй мировой войны в Гданьске, а также концертные залы, например, Национальный музыкальный форум во Вроцлаве и Щецинская филармония .

После создания Третьей республики звездные архитекторы Арата Исодзаки ( «Мангга» ), Норман Фостер ( «Метрополитен» , «Варсо» ), Даниэль Либескинд ( «Злота 44» ) и Гельмут Ян ( «Космополитен Тварда 2/4» ) имели свои проекты в Польше. Другими иностранными архитекторами, работающими в Польше, являются Ларри Олтманнс / SOM ( Рондо 1 ), Юрген Майер (Отель Park Inn в Кракове ), Райнер Махламяки ( Музей истории польских евреев ), Ренато Рицци ( Шекспировский театр в Гданьске ), Риглер Риве Architekten. ( Силезский музей ), Estudio Barozzi Veig Studio ( Щецинская филармония ) и MVRDV ( Балтик в Познани ).

В 2015 году Щецинская филармония была удостоена Премии Европейского Союза в области современной архитектуры . [5]

Народная архитектура [ править ]

Народная архитектура Польши включает в себя множество деревянных римско-католических церквей и церквей (православных и восточно-католических церквей) в Карпатах , некоторые из них датируются 14 и 15 веками (например, церкви Успения Пресвятой Богородицы в Хачуве , церкви Св. Архангела Михаила в Дембно , Всех Святых в Близне и Святого Леонарда в Липнице Муроване ). Другие примеры включают деревянные синагоги Речи Посполитой, однако большинство из них было разрушено во время Второй мировой войны .

в Архитектурные школы Польше

Университет Отделение Расположение
Гданьский технологический университет Факультет архитектуры Гданьск
Познаньский технологический университет Факультет архитектуры Познань
Вроцлавский университет науки и технологий Факультет архитектуры Вроцлав
Варшавский технологический университет Факультет архитектуры Варшава
Силезский технологический университет Факультет архитектуры Силезского технического университета Гливице
Жешувский технологический университет Факультет строительства, экологической инженерии и архитектуры Жешув
Краковский технологический университет Факультет архитектуры Краков
Люблинский технологический университет Факультет строительства и архитектуры Люблин
Лодзинский технологический университет Институт архитектуры и градостроительства

Факультет строительства, архитектуры и экологической инженерии Лодзинского технологического университета

Лодзь
Белостокский технологический университет Факультет архитектуры Белосток
Университет искусств в Познани Факультет архитектуры и дизайна Познань
Университет технологий и наук о жизни в Быдгоще Факультет строительства, архитектуры и экологической инженерии Быдгощ
Западно-Поморский технологический университет в Щецине Факультет строительства и архитектуры Щецин
Кельцкий технологический университет Факультет строительства и архитектуры Кельце
Государственное высшее профессиональное училище Институт архитектуры Рацибуж
Государственное высшее профессиональное училище Факультет технических наук Ниса
Государственное высшее профессиональное училище Институт технических наук Новый Тарг

Литература и источники [ править ]

  • Тадеуш Добровольский, Польское искусство, Варшава, 1970.
  • Тадеуш Добровольский, Владислав Татаркевич (редактор), Historia polskiej vol. I-III, Краков, 1965.
  • Марек Вальчак, Петр Красный, Стефания Кшиштофович-Козаковска, Штука Польски, Краков 2006.
  • Адам Милобедский, Очерк истории архитектуры в Польше, Варшава, 1978.
  • Зигмунт Свеховский, польское искусство. Романизм, Варшава 2005.
  • Щенсны Скибиньский, Катажина Залевска-Лоркевич, польское искусство. Готык, Варшава 2010.
  • Мечислав Злат, польское искусство. Ренессанс и маньеризм, Варшава, 2008.
  • Збигнев Баня [и др.], Польское искусство. Раннее и зрелое барокко (17 век), Варшава, 2013 г.
  • Збигнев Баня [и др.], Польское искусство. Позднее барокко, рококо, классицизм (18 век), Варшава 2016.
  • Ежи Малиновский [ред.], Sztuka polska. Искусство 19 века (с дополнениями к искусству Силезии и Западного Поморья), Варшава 2016.
  • Стефания Кшиштофович-Козаковская, Искусство Второй Польской Республики, Ольшаница 2013.
  • Стефания Кшиштофович-Козаковская, Искусство во времена Польской Народной Республики, Ольшаница 2016.
  • Стефания Кшиштофович-Козаковска, Искусство с 1989 года, Ольшаница 2020.
  • Анна Цимер, Архитектура в Польше 1945–1989, Варшава, 2019.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Польша» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 30 мая 2020 г.
  2. ^ «Путеводитель по польской архитектуре для иностранцев» . Культура.пл . Проверено 30 мая 2020 г.
  3. ^ Юлия Роос (2010). Сохранение и реконструкция памятников в послевоенной Польше: примеры Штеттина и Люблина . Издательство Дипломика. п. 61.
  4. ^ «Марек Будзинский» . Культура.пл . Проверено 30 мая 2020 г.
  5. ^ Аноним (08 мая 2015 г.). «Объявлен победитель Премии ЕС в области современной архитектуры — премии Миса ван дер Роэ» . Креативная Европа – Европейская Комиссия . Проверено 30 мая 2020 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69a1a171d17324d0fc500555cb68792a__1715416980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/2a/69a1a171d17324d0fc500555cb68792a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Poland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)