Архитектура Словении

Архитектура Словении имеет долгую, богатую и разнообразную историю.
Современную архитектуру в Словении представил Макс Фабиани , а в середине войны — Йоже Плечник и Иван Вурник . [1] Во второй половине 20 века национальный и универсальный стиль объединили архитекторы Эдвард Равникар и Марко Мушич .
Предыстория и античность
[ редактировать ]
Около 2000 года до нашей эры Люблянское болото в ближайших окрестностях Любляны было заселено людьми, жившими в свайных жилищах . Доисторические свайные жилища и старейшее деревянное колесо в мире [2] являются одними из самых примечательных археологических находок в болотистой местности. Эти жители озер жили охотой, рыболовством и примитивным сельским хозяйством. Чтобы передвигаться по болоту, они использовали каноэ-долблены, сделанные путем вырезания внутренней части стволов деревьев. Их археологические останки, в настоящее время находящиеся в муниципалитете Иг были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО , с июня 2011 года по общей номинации шести альпийских государств . [3] [4]
Около 50 г. до н. э. римляне построили военный лагерь, который позже стал постоянным поселением, под названием Юлия Эмона . [6] [7] [8] Этот укрепленный форт был занят XV Легионом Аполлинария . [9] В 452 году он был разрушен гуннами по приказу . Аттилы [6] а позже остготы и лангобарды . [10] В Эмоне проживало 5–6 000 жителей, и она сыграла важную роль во время многочисленных сражений. Его оштукатуренные кирпичные дома, выкрашенные в разные цвета, уже были подключены к дренажной системе . [6]
Средневековый период и ранняя современность
[ редактировать ]
После Идрийского землетрясения 1511 года Любляна была перестроена в стиле ренессанс . [11] Деревянные постройки были запрещены после большого пожара на Новой площади в 1524 году.
Во время Контрреформации , в середине и второй половине 17 века, иностранные архитекторы построили и отремонтировали многочисленные монастыри, церкви и дворцы в Любляне и представили архитектуру в стиле барокко.
- Любляна в 18 веке.
- Празднование во время Лайбахского конгресса , 1821 г.
- Любляна, гр. 1900 г.
- Горни трг 13
- Дом Босха , самый старый устаревший дом в Любляне . Он стоит на Рыбной площади (Ribji trg) 2 и датируется 1528 годом. В 1562 году здесь жил протестантский реформатор Примож Трубар .
- Дом Лихтенберга на Городской площади, 9 в Любляне , буржуазный дом эпохи Возрождения с барочной лестницей XVIII века и фасадом в стиле раннего барокко 1540 года, украшенный рельефами скульптора Осбальда Кителя .
- Замок Чекин , особняк в стиле позднего барокко в городском парке Тиволи в Любляне.
- Дворец Турьяк , аристократическое угловое здание в стиле барокко середины 17 века; Фасад в стиле неоклассицизма датируется 19 веком. Главное здание Городского музея Любляны
Стиль модерн и сецессион.
[ редактировать ]
Во время реконструкции, последовавшей за люблянским землетрясением 1895 года , ряд районов был перестроен в стиле венского сецессиона . Общественное электрическое освещение появилось в городе в 1898 году. Период восстановления между 1896 и 1910 годами называют «возрождением Любляны» из-за архитектурных изменений, от которых большая часть города сохранилась до наших дней, а также из-за реформы городской администрации. за этим последовали здравоохранение, образование и туризм. Восстановлением и быстрой модернизацией города руководил мэр Иван Грибар . [12]
Вместе с Цирилом Методом Кохом и Иваном Ванкашем Макс Фабиани представил стиль архитектуры Венского сецессиона (разновидность модерна ) в Словении . [13]

Первым крупномасштабным архитектурным проектом Фабиани был городской план Карниолана , ныне столицы Словении Любляны , который сильно пострадал в результате люблянского землетрясения в апреле 1895 года . Фабиани выиграл конкурс у архитектора-историста Камилло Ситте и был выбран городским советом Любляны в качестве главного градостроителя. считали Фабиани что словенские либеральные националисты словенцем Одной из причин этого выбора было то , . [14] Вторая причина заключалась в том, что он знал Любляну лучше, чем Ситте, и подготовил действительно хороший и современный план. При личной поддержке либерально-националистического мэра Любляны Ивана Хрибара Фабиани спроектировал несколько важных зданий в городе, в том числе L-образную школу в комплексе Младика, выходящую на улицу Прешерен ( словенский : Prešernova cesta ), которая сейчас является резиденцией МИД Словении. Макс Фабиани также спроектировал площадь Прешерна как центр четырех улиц. На месте средневековых домов, пострадавших от землетрясения, вокруг него было построено несколько дворцов. Между улицами Вольф и Чоп стоит дом Гауптмана , построенный в 1873 году и отремонтированный в 1904 году в сепаратистском стиле архитектором Цирилом Методом Кохом . Другие дворцы включают Дом Фриша, Дом Сынига и Дом Урбанка, а также универмаг Майер, построенный тридцать лет спустя. [15]
- Вилла в стиле неоренессанс в Сама, 1871 г.
- Центральный почтамт в Любляне в стиле неоренессанс, построенный в 1895–1896 годах Супанчичем и князем по проекту Фридриха Сеца (1837–1907). Каменные работы проводил Феликс Томан (1855-1939).
- Вилла Веттах, работы Альфреда Байера , 1897 год, сегодня посольство США.
- Рейнингхаус, 1903 год.
- Дом на Далматинской, Роберт Смеловский , 1903 год.
- Дом Кирила Метода Коха на улице Тавчар, 4, 1903 г.
- Здание Гауптмана ( словенский : hiša ), также известное как Маленький небоскреб Hauptmannova , на Любляне в площади Прешерна , отремонтированное в венского сецессиона стиле Цирилом Методом Кохом в 1904 году.
- Новой Горицы , Роберт Силиг, 1906 год. Железнодорожный вокзал
- Гостиница «Звезда» и Мурска Собота , 1908 год.
- Дом Чебелицы в Радовлице работы Цирила Метода Коха
- Велика Каварна и Марибор
Роялистский югославский период
[ редактировать ]
Югославская архитектура возникла в первые десятилетия 20 века, до создания государства ; в этот период ряд южнославянских творческих людей, воодушевленных возможностью государственности, организовали серию художественных выставок в Сербии во имя общей славянской идентичности. После централизации правительства после создания в 1918 году Королевства Югославии этот первоначальный энтузиазм снизу начал угасать. Югославская архитектура стала более диктоваться все более концентрированной государственной властью, которая стремилась установить единую государственную идентичность. [16]
В 1919 году Иван Вурник и Йоже Плечник основали Люблянскую архитектурную школу . Десятилетие 1920-х годов связано с поиском словенского «национального стиля», вдохновленного словенским народным искусством и стилем Венского сецессиона . Кооперативный бизнес-банк , спроектированный Вурником и его женой Хеленой Коттлер Вурник , спроектировавшей декоративный фасад в цветах словенского триколора , был назван самым красивым зданием Любляны. [17] [18]
Начиная с конца 1920-х и 1930-х годов югославские архитекторы, в том числе Вурник и Плечник, начали выступать за архитектурный модернизм и функционализм , рассматривая этот стиль как логическое продолжение прогрессивных национальных повествований.
Йоже Плечник придал Любляне современный облик, спроектировав знаковые здания, такие как здание Словенской национальной и университетской библиотеки . Он также спроектировал другие известные здания, в том числе офисы страховой компании «Взаемна» , и внес свой вклад во многие гражданские улучшения. Он отремонтировал городские мосты и берега Любляницы , спроектировал Центральный рынок Любляны и кладбище Жале . [19]
Социалистический югославский период
[ редактировать ]
Архитектура Югославии характеризовалась новыми, уникальными и часто различающимися национальными и региональными повествованиями. [21] Будучи социалистическим государством, оставшимся свободным от « железного занавеса» , Югославия приняла гибридную идентичность, сочетающую в себе архитектурные, культурные и политические тенденции как западной либеральной демократии , так и советского коммунизма. [22] [23] [24] Сразу после Второй мировой войны краткая ассоциация Югославии с Восточным блоком положила начало короткому периоду социалистического реализма . Централизация в рамках коммунистической модели привела к отмене частной архитектурной практики и государственному контролю над профессией. В этот период правящая Коммунистическая партия осудила модернизм как «буржуазный формализм», шаг, который вызвал разногласия среди довоенной модернистской архитектурной элиты страны. [25]
был ярым католиком, в 1947 году Несмотря на то, что Йоже Плечник его пригласили спроектировать новое здание парламента. Плечник предложил построить Кафедральный собор Свободы , где он хотел снести Люблянский замок и построить вместо него монументальное восьмиугольное здание. Нереализованный парламент Плечника изображен на словенской монете достоинством 10 центов.
Социалистическая реалистическая архитектура в Югославии внезапно прекратила свое существование после раскола Иосипа Броз Тито в 1948 году со Сталиным . В последующие годы нация все больше поворачивалась к Западу, возвращаясь к модернизму, который характеризовал довоенную югославскую архитектуру. [ нужна ссылка ] В эту эпоху модернистская архитектура стала символизировать разрыв нации с СССР (понятие, которое позже уменьшилось с растущей приемлемостью модернизма в Восточном блоке). [25] [26]
В этот период отход Югославии от советского социалистического реализма в сочетании с усилиями по увековечению памяти Второй мировой войны привели к созданию огромного количества абстрактных скульптурных военных мемориалов, известных сегодня как споменики. [27]
В конце 1950-х и начале 1960-х годов брутализм начал приобретать последователей в Югославии, особенно среди молодых архитекторов, на эту тенденцию, возможно, повлиял расформирование в 1959 году Международного конгресса современной архитектуры . [28]
С политикой децентрализации и либерализации 1950-х годов в СФР Югославии архитектура становилась все более раздробленной по этническому признаку. Архитекторы все больше ориентировались на строительство с учетом архитектурного наследия своих отдельных социалистических республик в форме критического регионализма . [29] Растущее различие индивидуальных этнических архитектурных идентичностей в Югославии усугубилось децентрализацией в 1972 году ранее централизованного органа по сохранению исторического наследия, предоставив отдельным регионам дополнительную возможность критически проанализировать свои собственные культурные нарративы. [16]
Следующее поколение словенских архитекторов возглавил уроженец Ново-Место Эдвард Равникар , ученик Йоже Плечника . [30] Равникар, профессор Люблянской архитектурной школы , продвигал скандинавский архитектурный стиль в Словении, особенно финские достижения в архитектуре, достигнутые такими людьми, как Алвар Аалто . Его наиболее известные творения занимают видное место в Любляне, среди них площадь Республики , зал Цанкар , «Максимаркет» универмаг и Музей современного искусства .
Современный период
[ редактировать ]Интернациональный стиль, пришедший в Югославию еще в 1980-х годах, взял верх после обретения независимости.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штравс, Смиля (8 апреля 2011 г.). «Дом Вурника на улице Миклошича: самый красивый дом Любляны». Delo.si (и словенский). Дело, д. д. ISSN 1854-6544 .
- ^ novisplet.com. «Самое старое в мире колесо с осью – 5150 лет» . Люблянскобарье.si . Архивировано из оригинала 13 января 2016 г. Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ «Доисторические свайные жилища, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО» . Новости Словении . Управление правительственной связи. 28 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 28 июня 2011 г.
- ^ Маша Штифтар де Арзу, изд. (14 октября 2011 г.). «Свайные жилища в Люблянском Барье в Списке ЮНЕСКО» (PDF) . Информационный бюллетень посольства . Посольство Словении в Вашингтоне.
- ^ Бернарда Жупанек (2010) «Эмона, наследие римского города» , Музей и галереи Любляны , Любляна.
- ^ Jump up to: а б с «Времена Романа Эмоны» . Архивировано из оригинала 15 марта 2010 года . Проверено 31 октября 2009 г.
- ^ «Роман Эмона» . Культура.si . Министерство культуры Республики Словения . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ «Эмона, наследие римского города» . Культура.si . Министерство культуры Республики Словения . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ (на французском языке) Хильдегард Темпорини и Вольфганг Хаазе, Взлет и падение римского мира . де Грюйтер, 1988. ISBN 3-11-011893-9 . Google Книги, стр. 343.
- ^ Дэниел Маллинус, Югославия , Ред. Artis-Historia, Брюссель, 1988, D/1988/0832/27, с. 37-39.
- ^ «Ренессанс и Барокко» . Архивировано из оригинала 18 марта 2010 года . Проверено 31 октября 2009 г.
- ^ «Любляна в XVIII и XIX веках» . Архивировано из оригинала 18 марта 2010 года . Проверено 31 октября 2009 г.
- ^ Андрей Храуски, Янез Кожель: Макс Фабиани: Вена, Любляна, Триест. , Молодёжь , 12 августа 2010 г.
- ^ Бреда Михелич, Городское развитие Любляны (Любляна: Partizanska knjiga, 1983), 10.
- ^ «Площадь Прешерна» [Площадь Прешерна]. Geopedia.si: Достопримечательности Любляны (и Словении). Муниципалитет Любляны; Синергия, до примерно . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Дин, Даррен (2016). Национализм и архитектура . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781351915793 .
- ↑ Самый красивый дом в Любляне (на словенском языке: «Дом Вурникова на Миклошичева: самый красивый дом в Любляне» ), Дело , 8 апреля 2011 г.
- ^ Дуэт архитектуры и живописи: Иван Вурник и Хелена Коттлер Вурник (документально-художественный фильм ТВ Словении), MMC RTV Словения , 8 февраля 2013 г.
- ^ Кобилица, Катарина; Студен, Андрей (1999). и его семье . Воля к работе — это богатство: микроисторическое исследование о люблянском строительном бизнесмене Матко Курке (1885–1953 ) Корни (и словенские). Новый журнал. ISBN 961-6017-78-0 .
- ^ Мемориальная база данных
- ^ «На пути к конкретной утопии: архитектура Югославии, 1948–1980» . Музей современного искусства . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Фараго, Джейсон (19 июля 2018 г.). «Бетономешалка в роли Музы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Глэнси, Джонатан (17 июля 2018 г.). «Забытая бруталистическая архитектура Югославии» . Стиль CNN . Проверено 1 февраля 2019 г.
- ^ МакГирк, Джастин (7 августа 2018 г.). «Неповторимый архитектурный момент «бетонной утопии» Югославии » . ISSN 0028-792X . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Владимир., Кулич (2012). Модернизм между ними: посредническая архитектура социалистической Югославии . Йовис Верлаг. ISBN 9783868591477 . OCLC 814446048 .
- ^ Алфиревич, Джордже; Симонович Альфиревич, Саня (2015). «Эксперименты по городскому жилищному строительству в Югославии 1948-1970» (PDF) . Спатиум (34): 1–9.
- ^ Кулич, Владимир. «Жидкий модернизм Эдварда Равникара: архитектурная идентичность в сети меняющихся ссылок» (PDF) . Новые созвездия, новая экология . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2019 г. Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ Радмила Симонович, Исследования (2014). «Новый Белград, между утопией и прагматизмом» (PDF) . Римский университет Сапиенца . Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2019 г. Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ Entertainment, единственный архитектурный журнал, выходящий два раза в год. «ЮГОТОПИЯ: Дни славы югославской архитектуры на выставке» . сайт pinupmagazine.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Современная словенская архитектура. www.culturalprofiles.org.uk, 2007 г. (Архивировано WebCite®)
Внешние ссылки
[ редактировать ]