Испанская архитектура
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |


Испанская архитектура относится к архитектуре в любой области современной Испании , а также к архитектуре испанских архитекторов по всему миру. Этот термин включает в себя здания, которые были построены в нынешних границах Испании до ее существования как нации, когда земля называлась Иберией , Испанией или была разделена между несколькими христианскими и мусульманскими королевствами. Испанская архитектура демонстрирует большое историческое и географическое разнообразие в зависимости от исторического периода. [1] Он развивался по тому же принципу, что и другие архитектурные стили Средиземноморья, Центральной и Северной Европы, хотя некоторые испанские постройки уникальны.
Настоящее развитие произошло с приходом римлян , которые оставили после себя некоторые из своих самых выдающихся памятников в Испании . Приход вестготов привел к глубокому упадку строительных технологий, который наблюдался в остальной части бывшей Римской империи . Мусульманское завоевание в 711 году н. э. привело к радикальным изменениям, и в течение следующих восьми столетий произошел большой прогресс в культуре, включая архитектуру. Например, Кордова была основана как культурная столица своего времени при династии Омейядов . В то же время христианские королевства, такие как Кастилия и Арагон, постепенно возникли и развили свои собственные стили, сначала в основном изолированные от других европейских архитектурных влияний, а вскоре позже интегрированные в романские , готические и ренессансные течения. Они достигли необычайного расцвета с многочисленными образцами по всему миру. территория. Были также некоторые образцы стиля мудехар XII-XVI веков, характеризующиеся сочетанием романского, готического и ренессансного архитектурных стилей с конструктивными, орнаментальными и декоративными мотивами, заимствованными из тех, которые были привезены или развиты в Аль-Андалусе. .
К концу 15 века, прежде чем оказать влияние на Латинскую Америку своей колониальной архитектурой , Испания сама экспериментировала с архитектурой эпохи Возрождения , разработанной в основном местными архитекторами. Испанское барокко отличалось обильным декором в стиле Шурригереско и самым сдержанным стилем Эррериана , которые развивались отдельно от более поздних международных влияний. Колониальный стиль, существующий на протяжении веков, до сих пор имеет сильное влияние в Латинской Америке. Неоклассицизм достиг своего апогея в творчестве Хуана де Вильянуэва и его учеников.
У XIX века было два лица: инженерные усилия по созданию нового языка и структурным улучшениям с использованием железа и стекла в качестве основных строительных материалов, а также академический фокус, сначала на возрождении и эклектизме , а затем на регионализме . Приход модернизма на академическую арену привел к появлению таких фигур, как Гауди , и большей части архитектуры 20-го века. Интернациональный стиль возглавляли такие группы, как GATEPAC . Испания в настоящее время переживает революцию в современной архитектуре , и такие испанские архитекторы, как Рафаэль Монео , Сантьяго Калатрава , Рикардо Бофилл и многие другие, завоевали всемирную известность.
Многие архитектурные объекты Испании и даже части городов были внесены в список наследия ЮНЕСКО Всемирного . Испания занимает третье место в мире по количеству объектов всемирного наследия; больше только у Италии и Китая. Они внесены в Список объектов всемирного наследия в Европе: Испания .
Предыстория
[ редактировать ]Мегалитическая архитектура
[ редактировать ]
В каменном веке наиболее распространенным мегалитом, найденным на Пиренейском полуострове, был дольмен . Планы этих погребальных камер раньше представляли собой псевдокруги или трапеции , образованные огромными камнями, воткнутыми в землю, и другими над ними, образующими крышу. По мере развития типологии появился входной коридор, который постепенно занял видное место и стал почти таким же широким, как и помещение. Крытые коридоры и ложные купола были обычным явлением на наиболее продвинутой стадии. В комплексе Антекера находятся крупнейшие дольмены в Европе. Лучше всего сохранившаяся Куэва-де-Менга имеет глубину двадцать пять метров и высоту четыре метра и состоит из тридцати двух мегалитов .
Лучше всего сохранившиеся образцы архитектуры бронзового века расположены на Балеарских островах , где появилось три вида постройки: Т-образная таула , талайот и навета . Талайоты представляли собой оборонительные башни тронкоконической или тронкопирамидальной формы. Раньше у них была центральная колонна. Наветы представляли собой конструкции из огромных камней, по форме напоминающие корпус корабля.
Иберийская и кельтская архитектура
[ редактировать ]
Наиболее характерными постройками кельтов были кастросы , обнесенные стеной деревни, обычно расположенные на вершинах холмов или гор. Они были развиты на территориях, занимаемых кельтами, в долине Дору (Португалия) и в Галисии . Примеры включают Лас-Коготас в Авиле , Кастро Санта-Текла в Понтеведре в Испании.Дома внутри кастросов имеют длину от 3,5 до 5 метров, в основном круглые, некоторые прямоугольные, каменные, с соломенными крышами, опирающимися на деревянную колонну в центре здания. Их улицы несколько регулярны, что предполагает некую форму центральной организации.
Города, построенные Ареваками, были связаны с иберийской культурой, а некоторые из них достигли заметного городского развития, например, Нуманция . Другие были более примитивными и обычно выкапывались в скале, как Терманция .
Роман
[ редактировать ]Городское развитие
[ редактировать ]
Римское завоевание , начавшееся в 218 г. до н.э., способствовало почти полной романизации Пиренейского полуострова. Римская культура была полностью усвоена местным населением. Бывшие военные лагеря и иберийские, финикийские и греческие поселения были преобразованы в крупные города, где в провинциях была сильно развита урбанизация; Августа Эмерита в Лузитании , Кордуба , Италика , Гиспалис , Гадес в Испании Бетика , Таррако , Цезарь Августа , Астурика Августа , Легио Септима Близнецы и Лукус Августи в Испании Тарраконенсис были одними из наиболее важных городов, связанных сложной сетью дороги. Строительная застройка включает в себя несколько памятников, сравнимых по качеству с памятниками столицы Рима. [2]
Конструкции
[ редактировать ]Римское гражданское строительство представлено во впечатляющих сооружениях, таких как Акведук в Сеговии и Акуедукто-де-лос-Милагрос в Мериде , в таких мостах, как мост Алькантара , Пуэнте-Романо через реку Гвадиана и римский мост Кордовы через Гвадалквивир . Строительные работы получили широкое развитие в Испании при императоре Траяне (98-117 гг. н.э.). Также были построены маяки, подобные тому, который до сих пор используется в башне Геркулеса в Ла-Корунье .

Игровая архитектура представлена такими зданиями, как театры Мериды , Сагунто , Кадиса , Картахены и Таррако , амфитеатры в Мериде , Италике , Таррако или Сегобриге , цирки в Мериде , Толедо и многие другие.
Религиозная архитектура также распространилась по всему полуострову; примеры включают римские храмы Барселоны , Кордовы , Вика и Алькантары ,
Главные погребальные памятники — Торре-дельс-Эсципионы в Таррако, Дистиль в Саламеа-де-ла-Серена и мавзолей Атилии в Садабе , Сарагоса . Римские триумфальные арки можно найти в Кабанесе, Кастельоне , Мединасели и арке Бера возле Рода-де-Бера .
прероманский стиль
[ редактировать ]Термин прероманский стиль относится к христианскому искусству после классической эпохи и до романского искусства и архитектуры . Он охватывает очень разнородные художественные проявления, поскольку они создавались в разные века и в разных культурах. Территория Испании может похвастаться богатым разнообразием дороманской архитектуры: некоторые из ее ответвлений, например, астурийское искусство, достигли высокого уровня утонченности для своей эпохи и культурного контекста.
Вестготическая архитектура
[ редактировать ]Из VI века стоит упомянуть остатки базилики Кабеса-де-Гриего в Куэнке и небольшую церковь Сан-Кугат-дель-Вальес в Барселоне . Этот, хотя и очень обветшалый, ясно показывает план одного нефа, заканчивающийся апсидой . К следующему столетию относятся храмы Сан-Педро-де-ла-Наве, Сан-Хуан-де-Баньос, Санта-Мария-де-Кинтанилья-де-лас-Виньяс, чья планировка позже будет повторена в других более поздних храмах, принадлежащих к « стилю перенаселения » (ошибочно названному « Мосараб »). В остальном же в это время в религиозной архитектуре в основном следуют раннехристианские традиции. Наиболее представительные постройки можно отнести к следующим:
Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве в Сан-Педро-де-ла-Наве-Альмендра ( Самора )
Церковь Санта-Комба-де-Банде ( Оренсе )
Церковь Сан-Хуан-Баутиста-де-Баньос-де-Серрато ( Паленсия )
Склеп Сан-Антолин в соборе Паленсии ( Паленсия )
Церковь Сан-Педро-де-ла-Мата-де-Сонсека ( Толедо )
Часовня Санта-Мария-де-Кинтанилья-де-лас-Виньяс ( Бургос )
Астурийская архитектура
[ редактировать ]
Королевство Астурия возникло в 718 году, когда племена Астур, сплотившиеся в собрание, решили назначить Пелайо своим вождем. Пелайо присоединился к местным племенам и бежавшим вестготам под своим командованием с намерением постепенно восстановить готский орден.
Астурийский прероманский стиль является уникальной особенностью всей Испании, которая, сочетая элементы других стилей, таких как вестготский и местные традиции, создала и развила свою индивидуальность и характеристики, достигнув значительного уровня утонченности не только в отношении строительства, но и в плане строительства. с точки зрения эстетики.

Что касается его эволюции, то с момента своего появления астурийский прероманский стиль следовал «стилистической последовательности, тесно связанной с политической эволюцией королевства, ее этапы четко обозначены». В основном это была придворная архитектура, выделяют пять этапов: первый период (737–791) от правления короля Фафилы до Вермудо I , второй этап включает правление Альфонсо II (791–842), вступающий в этап стилистического определения. Эти две первые стадии получили название «Пре-Рамиренсе». Наиболее важным примером является церковь Сан-Хулиан-де-лос-Прадос в Овьедо с интересной системой объемов и сложной иконографической программой фресок, тесно связанной с римскими фресками. На этом этапе впервые появляются решетки и тройчатые окна в апсиде. Святая палата собора Овьедо , Сан-Педро-де-Нора и Санта-Мария-де-Бендонес К нему также принадлежат .
Третий период включает правление Рамиро I (842–850) и Ордоньо I (850–866). Он называется «Рамиренсе» и считается зенитом стиля благодаря работе неизвестного архитектора, который привнес новые структурные и декоративные достижения, такие как цилиндрический свод , а также последовательное использование поперечных арок и контрфорсов , что сделало стиль скорее близко к структурным достижениям романского стиля два столетия спустя. Некоторые авторы указывали на необъяснимое сирийское влияние богатого орнамента. В этот период расцветает большинство шедевров стиля: дворцовые павильоны горы Наранко ( Санта-Мария-дель-Наранко и Сан-Мигель-де-Лилло ), церковь Санта-Кристина-де-Лена в этот период построены .
Четвертый период относится к правлению Альфонсо III (866–910), когда в астурийскую архитектуру пришло сильное мосарабское влияние и расширилось использование подковообразной арки . Пятый и последний период, который совпадает с переездом двора в Леон , исчезновением королевства Астурия и одновременно с астурийским прероманским периодом.
Мосарабская архитектура
[ редактировать ]Мосарабская архитектура была создана мосарабами , христианами, которые жили в мусульманском Аль-Андалусе с момента арабского вторжения ( 711 г. ) до конца 11 века и которые сохраняли свою особую индивидуальность также в отношении христиан северных королевств, для них, которые эмигрировали последовательными волнами или инкорпорировались во время Реконкисты . Примером этой архитектуры является церковь Бобастро , пещерный храм, найденный в месте, известном как Месас-де-Вильяверде, в Ардалесе (Малага), от которого сохранилось лишь несколько руин. Еще одно представительное здание этой архитектуры — церковь Санта-Мария-де-Мельке , расположенная в окрестностях Ла-Пуэбла-де-Монтальбан ( Толедо ). Что касается этого храма, то есть сомнения в его стилистической принадлежности, поскольку он разделяет вестготские черты с другими, более чисто мосарабскими, причем его датировка также не ясна. Эрмитаж Сан-Бауделио-де-Берланга представляет собой беспрецедентную типологию, включающую в прямоугольном плане трибуну над небольшим гипостильным залом в духе мечетей, а его крышу поддерживает единственная центральная колонна в форме пальмы. И эта колонна, и внутренние стены богато украшены фресками, изображающими сцены охоты и экзотических животных. Определенную типологическую связь можно установить как инициатический храм уже в романские времена с церковь Санта-Мария-де-Энате и другие централизованные здания тамплиеров , такие как Торрес-дель-Рио или Вера-Крус- де-Сеговия.
Архитектура репопуляции
[ редактировать ]Между концом IX и началом XI веков в северных христианских королевствах было построено несколько церквей. Их широко, но ошибочно называют мосарабской архитектурой . Эта архитектура представляет собой совокупность элементов различного происхождения, распределенных неравномерно, формы, которые иногда преобладают над элементами палеохристианского, вестготского или астурийского происхождения, а в других случаях подчеркивают мусульманское впечатление.
Церкви обычно имеют базиличный или централизованный план, иногда с противоположными апсидами . Основные часовни имеют прямоугольную форму снаружи и ультраполукруглую форму внутри. вестготского подковообразная арка Используется воплощения, несколько более закрытая и наклонная, чем вестготская, а также шамбранль . Двойные и тройные окна астурийской традиции и сгруппированные колонны, образующие составные колонны, с коринфской капителью, украшенной стилизованными элементами.
Украшение имеет сходство с вестготским стилем, основанное на волютах, свастиках , а также растительных и животных темах, образующих выступающие границы и сдержанность внешнего оформления. Введены некоторые новшества, такие как большие лопастные кронштейны , поддерживающие ярко выраженный карниз . Можно наблюдать отличное владение техникой строительства: использование тесаного камня, стены, усиленные внешними контрфорсами, и покрытие сегментными сводами, в том числе традиционными цилиндрическими сводами.
Архитектура Аль-Андалуса
[ редактировать ]Эмират и Халифат Кордова
[ редактировать ]
Завоевание мусульманами бывшего вестготского королевства войсками Мусы ибн Нусайра и Тарика ибн Зияда , а также свержение династии Омейядов в Дамаске в конечном итоге привели к созданию независимого эмирата Абд ар-Рахманом I , единственным выжившим Омейядом. принц, бежавший от Аббасидов и основавший свою столицу в Кордове . Он служил столицей Аль-Андалуса с 750 по 1010 год, а его политический и культурный апогей пришелся на период нового Халифата в 10 веке. [3] [4]
В Кордове Абд ар-Рахман I построил Великую мечеть в 785 году. Вплоть до X века ее неоднократно расширяли, а после Реконкисты превратили в католический собор. Его ключевые особенности включают гипостильный зал с мраморными колоннами, поддерживающими двухъярусные арки , подково-арочный михраб , ребристые купола, двор ( сан ) с садами и минарет (позже преобразованный в колокольню ). [5] : 17–21, 61–79 [6] Абд ар-Рахман III, на пике своего могущества, начал строительство Мадинат аль-Захры , роскошного города-дворца, который должен был стать новой столицей. Он сыграл важную роль в формировании более отчетливого «халифального» стиля, который имел решающее значение в развитии последующей архитектуры Андалузии. [7] [5] : 51–58 [8] : 68 В меньшем масштабе мечеть Баб аль-Мардум (позже преобразованная в церковь) в Толедо представляет собой хорошо сохранившийся пример небольшой районной мечети, построенной в конце периода Халифата. [5] : 79
Тайфас
[ редактировать ]
Халифат исчез и был разделен на несколько небольших королевств, называемых таифами . В этот период искусство и культура продолжали процветать, несмотря на политическую раздробленность Аль-Андалуса. [4] Дворец Альхаферия в Сарагосе — самый значительный дворец, сохранившийся с этого периода, со сложными декоративными аркадами , многолистными и смешанными арками , а также лепным декором. В других городах ряд важных дворцов или крепостей был основан или расширен местными династиями, такими как Алькасаба в Малаге и Алькасаба в Альмерии . Другие примеры архитектуры примерно этого периода включают Бануэло в Гранаде, исламскую баню . [8] : 116–128
Альморавиды и Альмохады
[ редактировать ]В конце 11 века произошло значительное продвижение христианских королевств в мусульманский Аль-Андалус, особенно с падением Толедо под властью VI Кастильского Альфонсо в 1085 году, а также возникновение крупных берберских империй, зародившихся на территории современного Марокко. В число последних входили сначала Альморавиды (11–12 вв.), а затем Альмохады (12–13 вв.), оба из которых создали империи, простиравшиеся на большую часть западной и северной Африки, и захватили оставшиеся мусульманские территории Аль-Андалуса в Европа. [9] Этот период считается одним из наиболее формирующих этапов западной исламской (или «мавританской») архитектуры, создавшим многие формы и мотивы, которые были усовершенствованы в последующие века. [7] [10] [9] [11]
От архитектуры Альморавидов сохранилось относительно немного, но от архитектуры Альмохадов сохранилось гораздо больше. [5] В Севилье правители Альмохадов построили новую Великую мечеть (позже преобразованную в Севильский собор ), которая состояла из гипостильного молитвенного зала, внутреннего двора (ныне известного как Патио де лос Наранхос или Апельсиновый двор) и массивного минарета. башня, ныне известная как Хиральда . Позже минарет был расширен и превращен в колокольню нынешнего собора. [12] : 130–133 Другие примеры архитектуры Альмохадов можно найти в различных укреплениях и небольших памятниках на юге Испании сегодня, а также в следах бывшего дворца Альмохадов в Севильском Алькасаре . [8] Архитектура Альмохадов продвигала новые формы и декоративные конструкции, такие как многолистная арка и мотив себка , вероятно, под влиянием архитектуры Кордовы периода Халифата. [13] : 232–234, 257–258
Насридский эмират Гранады
[ редактировать ]
Когда власть Альмохадов отступила из Аль-Андалуса в начале 13 века, христианские королевства на севере снова продвинулись вперед, и мусульманский Аль-Андалус в конечном итоге превратился в гораздо меньший эмират Насридов с центром в Гранаде, где укрылась большая часть мусульманского населения. Дворцы Альгамбра и Хенералифе в Гранаде, построенные при династии Насридов , являются наиболее знаковыми памятниками этого периода и отражают последний великий период искусства и архитектуры в Аль-Андалусе перед его окончательным завершением. [5] Комплекс Альгамбры был начат Ибн аль-Ахмаром, первым эмиром Насридов, а последние крупные дополнения были сделаны во время правления Юсуфа I (1333–1353) и Мухаммеда V (1353–1391). [14] : 152
Архитектура Насридов продолжила более ранние традиции архитектуры Андалусии, а также синтезировала их в свой собственный отличительный стиль, который имел много общего с архитектурой современных династий в Северной Африке, таких как Мариниды . [15] : 219, 224 [5] : 149–168 [16] : 78–82 Для него характерно использование двора как центрального пространства и основной единицы, вокруг которой были организованы другие залы и комнаты. В центре дворов обычно располагались водные объекты, такие как отражающий бассейн или фонтан. Убранство было сосредоточено внутри зданий и выполнено преимущественно изразцовой мозаикой на нижних стенах и резной лепниной на верхних стенах. [17] [14] : 164–167 Разнообразие декора, умелое использование света и тени и включение воды в архитектуру — вот некоторые из ключевых особенностей стиля. [18] Геометрические узоры , растительные мотивы и каллиграфия были основными типами декоративных мотивов, обычно вырезанных из дерева и лепнины или выполненных с помощью мозаичной плитки, известной как зеллидж . Кроме того, скульптура, похожая на «сталактит», известная как мукарнас , использовалась для создания трехмерных элементов, таких как сводчатые потолки, особенно во время правления Мухаммеда V и после него. [17] [14] : 164–167 На стенах многих комнат были вырезаны эпиграфические надписи, в которых содержались намеки на красоту пространств. [19]
романский
[ редактировать ]Романская архитектура появилась рано в Испании, в 10 и 11 веках, в Лериде, Барселоне , Таррагоне , Уэске и в Пиренеях, одновременно с ее появлением в северной Италии, так называемом первом романском или ломбардском романском стиле. Это очень простой стиль, характерными чертами которого являются толстые стены, отсутствие скульптуры и наличие ритмичных декоративных арок , характерными для церквей в Валле-де-Бои .
Позже романская архитектура прибыла под влиянием Клюни через Путь Святого Иакова , который заканчивается в соборе Сантьяго-де-Компостела . Образцом испанского романского стиля в XII веке был собор Хака с его характерным планом и апсидой, а также полосатым украшением в виде «шахматной доски», называемым taqueado jaqués . По мере продвижения христианских королевств на юг эта модель с некоторыми вариациями распространилась на отвоеванные территории. Испанский романский стиль также демонстрирует влияние испанских дороманских стилей, в основном астурийского и мосарабского, но существует также сильное мавританское влияние, особенно своды мечети Кордовы и многолистные арки . В 13 веке некоторые церкви по стилю чередовались между романским и готическим. Арагон , Наварра и Кастилия-Леон — одни из лучших районов испанской романской архитектуры.
Готика
[ редактировать ]
Готический стиль пришел в Испанию в 12 веке. В это время поздний романский стиль чередовался с некоторыми проявлениями чистой готической архитектуры, такими как Авильский собор . Высокая готика во всей своей силе пришла через Путь Святого Иакова в 13 веке с некоторыми из самых чистых готических соборов с французским и немецким влиянием: соборами Бургоса , Леона и Толедо .
Наиболее важными готическим стилями после 13-го века в Испании являются левантийская и изабеллинская готика . Левантийская готика характеризуется своими структурными достижениями и объединением пространства с такими шедеврами, как La Seu в Пальма-де-Майорка ; валенсийский готический стиль Lonja de Valencia (шелковый рынок Валенсии) и Санта-Мария-дель-Мар (Барселона) .
Изабеллинская готика , созданная во времена католических монархов , была частью перехода к архитектуре эпохи Возрождения , но также и сильным сопротивлением стилю итальянского Возрождения. Основные моменты стиля включают монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо и Королевскую часовню Гранады .
Мудехар
[ редактировать ]Искусство мудехар, также известное как стиль мудехар, возникло в христианских королевствах севера в 12 веке и распространилось с христианским завоеванием Пиренейского полуострова. Реконкиста привела под христианское правление мавританских и еврейских мастеров, которые затем повлияли на архитектуру расширяющихся христианских королевств. Это не стиль архитектуры, термин «стиль мудехар» относится к применению мавританских и еврейских стилей отделки или материалов к любой христианской архитектуре, существовавшей в то время. Это привело к появлению мудехар-романского стиля, мудехар-готики и мудехар-ренессанса.

Стиль мудехар сильно различался от региона к региону, поскольку в христианскую архитектуру разных регионов были переняты различные исламские и еврейские влияния. Мудехар характеризуется использованием кирпича в качестве основного строительного материала. Доминирующий геометрический характер, отчетливо исламский, заметно проявился в вспомогательных ремеслах с использованием дешевых материалов, тщательно обработанных - плитки , кирпичной кладки , резьбы по дереву , резьбы по штукатурке и декоративных металлов. Даже после того, как мусульмане и евреи больше не работали, многие из их методов и декоративных стилей продолжали применяться в испанской архитектуре.
Стиль мудехар зародился в северном городе Саагун . [20] Оно распространилось на остальную часть Королевства Леон ; Толедо , Авила, Сеговия , а позже были распространены на юг Испании через Кастилию. Однако знаменитые залы мудехар в Севильском Алькасаре , хотя их часто называют стилем мудехар, на самом деле тесно связаны с мавританской дворцовой архитектурой Насридов в Альгамбре, поскольку христианский король Педро Кастильский поручил мавританским архитекторам из Гранады построить их. Центры искусства мудехар находятся в других городах Торо , Куэльяр , Аревало и Мадригал-де-лас-Альтас-Торрес . Отдельная традиция стиля Мудехар получила широкое развитие в Арагоне с тремя основными направлениями в Сарагосе , Калатаюде и Теруэле в течение 13, 14 и 15 веков. В Теруэле было построено множество внушительных церквей и башен. Другие прекрасные образцы мудехара можно найти в Каса-де-Пилатос в Севилье, монастыре Санта-Клара в Тордесильяс или церквях Толедо, одном из старейших и самых выдающихся центров мудехар. В Толедо синагоги Санта -Мария-ла-Бланка. и Эль Трансито (оба мудехарские, но не христианские) заслуживают особого упоминания. [21]
Ренессанс
[ редактировать ]
В Испании стили эпохи Возрождения начали прививаться к готическим формам в последние десятилетия 15 века. Формы, которые начали распространяться, были созданы в основном местными архитекторами: это стало причиной создания специфически испанского Возрождения , которое принесло влияние южно-итальянской архитектуры, иногда из иллюминированных книг и картин, смешанных с готической традицией и местными особенностями. Новый стиль получил название «Платереско» из-за чрезвычайно украшенных фасадов, которые напоминали декоративные мотивы сложной работы серебряных дел мастеров , «платеро». Классические ордера и мотивы канделябров ( кандельери ) свободно сочетались в симметричные целые.
В этом контексте дворец Карла V работы Педро Мачуки в Гранаде стал неожиданным достижением самого передового Возрождения того времени. Дворец можно определить как предвосхищение маньеризма благодаря владению классическим языком и прорывным эстетическим достижениям. Он был построен раньше основных работ Микеланджело и Палладио . Его влияние было весьма ограниченным и малоизученным, в общей панораме преобладали формы платереско.

По прошествии десятилетий влияние готики исчезло, и исследования ортодоксального классицизма достигли высокого уровня. Хотя Платереск является широко используемым термином для определения большей части архитектурного произведения конца 15-го и первой половины 16-го века, некоторые архитекторы приобрели более трезвый личный стиль, например, Диего Силоэ и Родриго Хиль де Онтаньон . Примеры включают фасады Университета Саламанки и монастыря Сан-Маркос в Леоне .
Изюминкой испанского Возрождения является Королевский монастырь Эль-Эскориал , построенный Хуаном Баутиста де Толедо и Хуаном де Эррера , где гораздо более тесная приверженность искусству Древнего Рима была превзойдена чрезвычайно трезвым стилем. Влияние крыш Фландрии , символика скудного декора и точная огранка гранита заложили основу для нового стиля - Эррериан . Ученик Эрреры, Хуан Баутиста Вильяльпандо оказал влияние на интерпретацию недавно возрожденного текста Витрувия, чтобы предположить происхождение классических орденов в Храме Соломона . [22]
Барокко
[ редактировать ]
По мере роста влияния итальянского барокко оно постепенно вытеснило по популярности сдержанный классицистический подход Хуана де Эрреры, который был в моде с конца шестнадцатого века. Еще в 1667 году фасады собора Гранады (автор Алонсо Кано ) и собора Хаэн (автор Эуфрасио Лопес де Рохас ) предполагают свободное владение художниками интерпретацией традиционных мотивов испанской соборной архитектуры в эстетической идиоме барокко.
Народное барокко, корни которого уходят в эррерианский стиль и традиционное кирпичное строительство, развивалось в Мадриде на протяжении 17 века. Примеры включают Пласа-Майор и Главный дом.

В отличие от искусства Северной Европы, испанское искусство того периода апеллировало к эмоциям, а не стремилось доставить удовольствие интеллекту. Семья Чурригера , которая специализировалась на проектировании алтарей и ретаблей, восстала против трезвости эррерианского классицизма и пропагандировала замысловатый, преувеличенный, почти капризный стиль оформления поверхностей, известный как чурригереск . За полвека они превратили Саламанку в образцовый город Шурригереско.
Эволюция стиля прошла три этапа. Между 1680 и 1720 годами Чурригера популяризировал Гуарини смесь Соломоновых колонн и составного ордера , известную как «высший ордер». Между 1720 и 1760 годами колонна Шурригереско, или эстипит , в форме перевернутого конуса или обелиска, стала центральным элементом декоративного оформления. В период с 1760 по 1780 год произошел постепенный сдвиг интереса от извилистых движений и чрезмерного украшения к неоклассическому балансу и сдержанности.

Двумя наиболее привлекательными творениями испанского барокко являются энергичные фасады Вальядолидского университета ( Диего Томе , 1719 г.) и больницы Сан-Фернандо в Мадриде ( Педро де Рибера , 1722 г.), чья криволинейная экстравагантность, кажется, предвещает Антонио Гауди и Арт Нуво . В этом случае, как и во многих других, дизайн включает в себя игру тектонических и декоративных элементов, мало связанных со структурой и функцией. Тем не менее, барокко Шурригереско предлагало одни из самых впечатляющих сочетаний пространства и света со зданиями, такими как Гранада Чартерхаус , считающийся апофеозом стиля Шурригереско, применяемого во внутренних помещениях, или Эль Прозрачный собора Толедо Нарцисо Томе , где скульптура и архитектура интегрированы для достижения заметных световых драматических эффектов.
Особого упоминания заслуживают Королевский дворец в Мадриде и Пасео -дель-Прадо ( Салон-дель-Прадо и Алькала- Двергейт) в том же городе. Они были построены в строгом международном стиле барокко, который часто ошибочно принимают за неоклассический, королями Бурбонов Филиппом V и Карлом III . Королевские дворцы Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Сеговии и Аранхуэс в Мадриде являются хорошими примерами барочной интеграции архитектуры и садоводства с заметным французским влиянием (Ла-Гранха известна как испанский Версаль ), но с местными пространственными концепциями. которые в некотором смысле отражают наследие мавританской оккупации.
Рококо впервые было представлено в Испании в соборе Мурсии , западный фасад, 1733 год. Величайшим практиком испанского стиля рококо был местный мастер Вентура Родригес , ответственный за великолепный интерьер базилики Богоматери на Колонне в Сарагосе (1750 г.).
Рококо
[ редактировать ]неоклассический
[ редактировать ]
Чрезвычайно интеллектуальные постулаты неоклассицизма имели в Испании меньше успеха, чем гораздо более выразительные постулаты барокко. Испанский неоклассицизм был распространен Королевской академией изящных искусств Сан-Фернандо , основанной в 1752 году. Главной фигурой был Хуан де Вильянуэва , который адаптировал достижения Эдмунда Берка о возвышенном и красоте к требованиям испанского климата и истории. Он построил музей Прадо , объединивший три программы – академию, зрительный зал и музей – в одном здании с тремя отдельными входами. Это было частью амбициозной программы Карла III , который намеревался сделать Мадрид столицей искусства и науки. Совсем рядом с музеем Вильянуэва построил Королевскую обсерваторию Мадрида . Он также спроектировал несколько летних домов для королей в Эль-Эскориале и Аранхуэсе и реконструировал Пласа-Майор в Мадриде, среди других важных работ. Ученики Вильянуэваса Антонио Лопес Агуадо и Исидро Гонсалес Веласкес расширили неоклассический стиль в Испании.
Испанская вице-королевская архитектура в Америке и на Филиппинах
[ редактировать ]
Сочетание индейских и мавританских декоративных влияний с чрезвычайно выразительной интерпретацией идиомы чурригереско может объяснить насыщенный и разнообразный характер барокко в американских королевствах и провинциях испанской монархии. Американское барокко даже в большей степени, чем его испанский аналог, развивалось как стиль лепного декора. Двубашенные фасады многих американских соборов XVII века имели ренессансные корни, а полноценное барокко появилось только в 1664 году, когда иезуитский храм на Пласа-де-Армас в Куско был построен .
В вице-королевстве Перу Андское барокко было особенно пышным, о чем свидетельствует монастырь Сан-Франциско в Лиме (1673 г.), имеющий темный замысловатый фасад, зажатый между башнями-близнецами из местного желтого камня. В то время как сельское барокко иезуитских миссий ( эстансия ) в Кордове, Аргентина , следовало модели Иль Джесу , провинциальные стили «метисов» (помесей) возникли в Арекипе , Потоси и Ла-Пасе . В восемнадцатом веке архитекторы региона обратились за вдохновением к искусству мудехар средневековой Испании. Перуанский фасад позднего барокко впервые появляется в церкви Богоматери Ла-Мерсед в Лиме (1697–1704). Точно так же церковь Ла Компания в Кито (1722–1765 гг.) предполагает резной алтарь с богато украшенным фасадом и избытком Соломоновой колонны .

На севере, к XVIII веку, самое богатое вице-королевство Новой Испании – от нынешней Коста-Рики до Мексики – создало фантастически экстравагантную и визуально безумную архитектуру, известную как новый испанский чурригереск. Этот ультрабарочный подход достигает кульминации в работах Лоренцо Родригеса , чьим шедевром является Саграрио Метрополитано в Мехико (1749–69). Другие прекрасные примеры этого стиля можно найти в отдаленных городах, где добывают серебро. Например, Святилище в Окотлане (начатое в 1745 году) представляет собой первоклассный собор в стиле барокко, отделанный ярко-красной плиткой, которая восхитительно контрастирует с множеством сжатых орнаментов, щедро нанесенных на главный вход и стройные боковые башни.
Настоящая столица нового испанского барокко — Пуэбла , Мексика , где готовые поставки глазурованной плитки с ручной росписью ( талавера ) и народного серого камня привели к его дальнейшему развитию в персонализированную и высоко локализованную форму искусства с ярко выраженным индийским вкусом.
Испанско-китайское влияние, исключительное для Испанской Ост-Индии, зародилось, когда Испания колонизировала то, что сейчас является Филиппинами , в Юго-Восточной Азии . Доиспанская филиппинская архитектура была основана на местной хижине нипа , которая соответствует тропическому климату, штормовым сезонам и сейсмоопасной среде архипелага. Эта местная архитектура в сочетании с влиянием испанских колонизаторов и китайских торговцев образовала гибрид австронезийской, китайской и испанской архитектуры.
19 век
[ редактировать ]Эклектика и регионализм
[ редактировать ]
Во второй половине XIX века возрождение доминировало в Европе, то же самое произошло и в Испании. Архитекторы сосредоточились на выборе того, какой исторический стиль наиболее подходит для каждого использования или случая. Неоклассицизм открыл врата неовизантийскому стилю , неоготике , неоренессансу , необарокко , египетскому возрождению , неомудехару и так далее.
Это привело к созданию особого нового стиля, состоящего из смеси нескольких старых стилей в одной конструкции: эклектизма . Трудно проследить четкую границу между такими стилями, как модернизм, индустриальная железная архитектура и эклектика, поскольку очень часто архитекторы брали в своих работах некоторые черты нескольких из них. Это случай Антонио Паласиоса , соавтора с Хоакином Отаменди Дворца коммуникаций Мадрида, открытого в 1909 году. Другие работы Паласиоса включают Циркуло изящных искусств , Банк Рио-де-ла-Плата, Больницу Модес , все из них в Мадриде.
В первой половине 20 века возникла еще одна волна возрождения, главным образом после Ибероамериканской выставки в Севильи в 1929 году: регионализм. Главным героем тогда стали особенности различных региональных народных архитектур.
Нео-мудехар
[ редактировать ]В конце 19 века в Мадриде возникло новое архитектурное движение как возрождение архитектуры мудехар . Неомудехар вскоре распространился на другие регионы страны. Такие архитекторы, как Эмилио Родригес Аюсо, воспринимали мудехар как характерный и эксклюзивный испанский стиль. Они начали строить здания, используя некоторые черты античного стиля, такие как подковообразные арки и использование кирпичных орнаментов абстрактной формы для фасадов. Этот стиль стал популярным для арен для корриды и других общественных построек, а также для жилищного строительства из-за дешевых материалов, в основном кирпича для наружной отделки.
Неомудехар часто сочетался с чертами неоготики .
Архитектура из стекла и железа
[ редактировать ]Во время промышленной революции новое использование железа и стекла в качестве основных материалов для строительства зданий, как и в остальной Европе, применялось специально на вокзалах, зимних домах, промышленных зданиях и выставочных павильонах. Архитекторами, которые больше всего развили этот стиль в Испании, были Рикардо Веласкес Боско и Альберто дель Паласио , хотя стекло для фасадов и железо для конструкций в некоторой степени использовались другими архитекторами, такими как Антонио Паласиос, Энрике Мария Репуллес-и-Варгас или Нарцисо Паскуаль-и-Коломер. . Ярким примером является Паласио де Кристаль дель Ретиро в Мадриде.
20 век
[ редактировать ]
Каталонский модернизм
[ редактировать ]Когда в конце 19 века городу Барселоне разрешили расшириться за пределы его исторических границ, возникший район Эшампле , построенный Ильдефонсом Серда, стал местом всплеска архитектурной энергии, известного как движение модернизма . Модернизм порвал с прошлыми стилями и использовал органические формы для своего вдохновения так же, как и сопутствующие ему движения в стиле модерн и модерн в остальной Европе. Самым известным среди представленных там архитекторов является Антонио Гауди , чьи работы в Барселоне и в других частях Каталонии , Леона и Кантабрии , смешивая традиционные архитектурные стили с новыми, были предшественником современной архитектуры . Пожалуй, самым известным примером его работы является до сих пор недостроенная базилика Саграда Фамилия , самое большое здание в Эшампле.
Среди других известных каталонских архитекторов того периода — Луис Доменек-и-Монтанер и Хосеп Пуч-и-Кадафалк , хотя их подход к модернизму был в значительной степени связан с неоготическими формами.
Современная архитектура
[ редактировать ]Создание в 1928 году группы GATCPAC в Барселоне, за которым последовало основание GATEPAC (1930) архитекторами в основном из Сарагосы, Мадрида, Сан-Себастьяна и Бильбао, привело к созданию двух групп молодых архитекторов, практикующих современную архитектуру в Испании. Хосеп Луис Серт , Фернандо Гарсиа Меркадаль , Хосе Мария де Айспуруа и Хоакин Лабайен среди других были организованы в три региональные группы. [23] Другие архитекторы исследовали стиль модерн со своими личными взглядами: Касто Фернандес Шоу с его дальновидными работами, большая часть которых была на бумаге, Хосеп Антони Кодерч с его интеграцией средиземноморского жилья и концепций нового стиля или Луис Гутьеррес Сото , на которого в основном повлиял стиль Экспрессионистские тенденции.

На Международной выставке в Барселоне 1929 года , немецкий павильон спроектированный Людвигом Мисом ван дер Роэ, Роэ мгновенно стал символом, объединив минимализм и представления об истине с материалами с Де Стиля подходом к самолетам в космосе. Большая нависающая крыша, как известно, «парит», по-видимому, без какой-либо поддержки.
Во время и после Гражданской войны в Испании и Второй мировой войны Испания оказалась в политической и экономической изоляции. Последующий эффект этого, в сочетании с предпочтением Франко «удушающего, националистического вида классического китча», заключался в значительном подавлении прогрессивной современной архитектуры в Испании. [24] Тем не менее, некоторым архитекторам удалось согласовать достижения в строительстве с официальным одобрением, особенно благодаря плодотворной работе Гутьерреса Сото, чей интерес к топологии и рациональному распределению пространства эффективно чередовал исторические возрождения и рационалистические образы. Заслуживают упоминания и достижения Луиса Мойя Бланко в строительстве с кирпичными сводами. Его интерес к традиционному кирпичному строительству привел его к глубокому исследованию современных формальных возможностей этого материала.
В последние десятилетия жизни Франко новое поколение архитекторов с силой спасло наследие GATEPAC: Алехандро де ла Сота был пионером в этом новом пути, а такие молодые архитекторы, как Франсиско Хавьер Саенс де Оиса , Фернандо Игерас и Мигель Фисак. , часто со скромным бюджетом, исследуются опечатки в сборных домах и коллективных домах.

Смерть Франко и возвращение демократии принесли новый архитектурный оптимизм в Испанию в конце 1970-х и 1980-х годах. Критический регионализм стал доминирующей школой мысли в серьезной архитектуре. [25] Приток денег от финансирования ЕС, туризма и процветающей экономики укрепил и стабилизировал экономическую базу Испании, обеспечив плодородные условия для испанской архитектуры. Появилось новое поколение архитекторов, среди которых были Энрик Мираллес , Карме Пинос и архитектор/инженер Сантьяго Калатрава . Олимпийские игры 1992 года в Барселоне и Всемирная выставка в Севилье еще больше укрепили репутацию Испании на международной арене до такой степени, что многие архитекторы из стран, страдающих от рецессии, переехали в Испанию, чтобы помочь в экономическом буме. В знак признания покровительства Барселоны архитектуре Королевский институт британских архитекторов в 1999 году наградил Барселону Королевской золотой медалью , впервые в своей истории эта награда была вручена городу. [26]

Бильбао привлек Фонд Соломона Р. Гуггенхайма для строительства нового художественного музея , который открылся в 1997 году. Спроектированный Фрэнком Гери в деконструктивистской манере, Музей Гуггенхайма в Бильбао стал всемирно известным и в одиночку поднял авторитет Бильбао на мировой арене. . Успех музея был настолько велик, что строительство знаковых архитектурных памятников в городах, стремящихся повысить свой международный авторитет, стало признанной стратегией городского планирования, известной как « эффект Бильбао ». [27]
В 2003 году Астурийский принц Фелипе де Бурбон открыл в городе Санта-Крус-де-Тенерифе ( Канарские острова ) современное здание Auditorio de Tenerife , спроектированное Сантьяго Калатравой в период с 1997 по 2003 год. В этом мероприятии приняли участие различные корреспонденты и газеты всего мира. [28]
Знаменитые испанские архитекторы 20 века.
[ редактировать ]- Антони Гауди (1852–1926)
- Луис Доменек-и-Монтанер (1850–1923)
- Секундино Суазо (1887–1971)
- Антонио Паласиос (1874–1945)
- Касто Фернандес-Шоу (1896–1978)
- Хосеп Луис Серт (1902–1983)
- Джозеф Энтони Кодерч (1913–1984)
- Луис Гутьеррес Сото (1890–1977)
- Алехандро де ла Сота (1913–1996)
- Мигель Фисак (1913–2006)
- Франсиско Хавьер Саенс де Оиса (1918–2000)
- Хулио Кано Лассо (1920–1996)
- Фернандо Игерас (1929–2008)
- Рафаэль Монео (1937), Притцкеровская премия 1996 года.
- Рикардо Бофилл (1939–2022)
- Мариано Байон (1942)
- Альберто Кампо Баэса (1946)
- Сантьяго Калатрава (1951)
- Адольфо Моран (1953)
- Энрик Мираллес (1955–2000)
- Мансилья+Туньон
- Алехандро Саэра (1963)
- Карме Пигем , Рамон Вилальта и Рафаэль Аранда ; Притцкеровская премия 2017 года.
21 век
[ редактировать ]прошла выставка «On-Site: Новая архитектура Испании» В 2006 году в МоМА . Он определил Испанию как страну, которая в последнее время стала известна как международный центр инноваций и передового опыта в области дизайна. [29] о чем свидетельствует тот факт, что Притцкеровской для выставки были выбраны семь архитекторов, удостоенных премии. Как сказал Теренс Райли, тогда возглавлявший архитектурный отдел МоМА: «Испанского архитектурного стиля не существует. Но в новых проектах наблюдается растущий уровень качества и красоты, вероятно, больше, чем в любой другой части». мира».Куратор также заявил, что в Испании ведется большое строительство, а в Китае еще больше. «Однако, хотя в Китае вы вряд ли найдете какое-либо интересное предложение, в Испании их много. Их разнообразие и непредубежденность удивляют». [ нужна ссылка ]

В 2006 году Терминал 4 аэропорта Барахас работы Ричарда Роджерса и Антонио Ламела получил Британскую премию Стирлинга . В Барселоне Torre Glòries французского архитектора Жана Нувеля сочетает в себе различные архитектурные концепции, в результате чего получается поразительная конструкция, построенная из железобетона, покрытая стеклянным фасадом, с оконными проемами, вырезанными из структурного бетона. Завершено строительство отеля Marqués de Riscal в Эльсьего , спроектированного Фрэнком Гери с использованием методов, ранее применявшихся в Музее Гуггенхайма в Бильбао. В период с 2006 по 2009 год в Мадриде было построено четыре небоскреба, самый высокий из которых имеет высоту 250 метров. Этот бизнес-парк называется Cuatro Torres Business Area , а Torre de Cristal , самый высокий во всей Испании, спроектирован Сезаром Пелли . С 2008 года Испания пережила рецессию конца 2000-х годов особенно серьезно, особенно в сфере строительства, где произошел резкий спад. Многие государственные и частные архитектурные разработки были отменены или отложены на неопределенный срок. [30]
В 2011 году , был открыт Международный культурный центр Оскара Нимейера в Авилесе , Астурия . Это единственная работа бразильского архитектора Оскара Нимейера в Испании. Он состоит из пяти элементов: открытой площади, купола, башни, зрительного зала и многофункционального здания.
Народная архитектура
[ редактировать ]Из-за климатических и топографических различий по всей Испании народная архитектура демонстрирует большое разнообразие. известняк , сланец , гранит , глина (обработанная или нет), дерево и трава В разных регионах используются . Структура и распространение различаются в зависимости от региональных обычаев. Некоторые постройки представляют собой дома (например, alqueria , casa montañesa , caserío , cortijo , palloza , pazo , а также изображенные на фото:
- Казана Монтаньеса , типичный каменный дом Кантабрии .
- Масия в Кастельоне . Масисы произошли от римских домов.
См. также
[ редактировать ]- Архитектура Мадрида
- Архитектура Кантабрии
- Список недостающих достопримечательностей Испании
- Премия Рафаэля Мансано
- Высшая техническая школа архитектуры Мадрида
- Испанское искусство
- План Серда
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Новая архитектура в Испании (PB) - под редакцией и с эссе Теренса Райли. ISBN 0-87070-499-0
- Карвер, Норман Ф. младший (1982) Иберийские деревни Португалии и Испании . Документ Пресс, ООО ISBN 0-932076-03-3
- Чуэка Гойтиа, Фернандо: История испанской архитектуры , два тома. Провинциальный совет Авилы, 2001 г. ISBN 84-923918-7-1
- Кублер, Джордж . Строительство Эскориала . Принстон, Нью-Джерси, 1982.
- Ньюкомб, Рексфорд (1937). Испано-колониальная архитектура в США . Джей Джей Огюстин, Нью-Йорк. Дуврские публикации; Репринтное издание (1 апреля 1990 г.). ISBN 0-486-26263-4
- Розенталь, граф. Дворец Карла V в Гранаде . Принстон, Нью-Джерси, 1985.
- Сория, Мартин и Джордж Кублер, Искусство и архитектура Испании и Португалии и их американских доминионов, 1500–1800 гг . Хармондсворт 1959.
- Забалбеаскоа, Аначу (1996). Кладбище Игуалада: Барселона, 1986-90 гг. - Энрик Мираллес и Карме Пинос (Архитектура в деталях С.) (Мягкая обложка). Файдон Пресс. п. 60 страниц. ISBN 0-7148-3281-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Изображение кельтибера .about.com/library/graphics/numantia_3.jpg» .
- ^ Чуэка Гойтиа, Фернандо. От Греции к исламу. Семинары и издания, 1974. ISBN 84-299-0054-3, страницы 172–174, 179 ДОССАТ, 2000 г., ISBN 84-95312-32-8
- ^ Кеннеди, Хью (1996). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. ISBN 9781317870418 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Катлос, Брайан А. (2018). Королевства веры: новая история исламской Испании . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 9780465055876 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. стр. 90–93. ISBN 9780812207286 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Барруканд, Марианна; Беднорц, Ахим (1992). Мавританская архитектура в Андалусии . Сумки. ISBN 3822896322 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748646821 .
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
- ^ Бассет, Анри; Терраса, Анри (1932). Святилища и крепости Альмохадов . Париж: Лароз.
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190624552 .
- ^ Ирвин, Роберт (2004). Альгамбра . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674063600 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лопес, Хесус Бермудес (2011). Альгамбра и Хенералифе: официальный путеводитель Издательство ТФ. ISBN 9788492441129 .
- ^ Чуэка Гойтиа, Фернандо: Традиционные инварианты испанской архитектуры. Манифест Альгамбры ISBN 84-237-0459-9
- ^ Гарсиа Гомес, Эмилио: Арабские стихи на стенах и фонтанах Альгамбры. ISBN 84-600-4134-4 / 8460041344 Египетский институт исламских исследований в Мадриде
- ^ Гарма, Дэвид де ла. «Архитектура Мудехар (АРТЕГИАС)» . www.arteguias.com . Архивировано из оригинала 5 февраля 2016 г.
- ^ Лопес Гусман, Рафаэль. Мудехарская архитектура. Руководства к художественному стулу. ISBN 84-376-1801-0
- ^ Альберто Перес-Гомес. Божественная модель Хуана Баутисты Вильяльпандо в теории архитектуры . Альберто Перес-Гомес, Стивен Парселл. Хора 3: Интервалы в философии архитектуры . McGill-Queen's Press. 1999. ISBN 0-7735-1712-X
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2006 г. Проверено 20 декабря 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Форги, Бенджамин (12 февраля 2006 г.). «Прибыли в Испании: некогда статная архитектура стремительно развивается» . Архивировано из оригинала 17 июня 2006 г. – на сайте www.washingtonpost.com.
- ^ Забальбеаскоа
- ^ список обладателей медалей (PDF). Архивировано 16 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Бахарах, Джейкоб (2002) Эффект Бильбао . Архивировано 13 ноября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Новый Йорк в Сиднее» . eldia.es . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г.
- ^ «Музей современного искусства – МоМА» . www.moma.org . Архивировано из оригинала 22 января 2010 г.
- ^ Интернет, редакция. «Испания забывает о «кирпиче» - Жилье - elmundo.es» . www.elmundo.es . Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]