Jump to content

Испанская архитектура

Королевский дворец Мадрида
Площадь Испании, Севилья

Испанская архитектура относится к архитектуре в любой области современной Испании , а также к архитектуре испанских архитекторов по всему миру. Этот термин включает в себя здания, которые были построены в нынешних границах Испании до ее существования как нации, когда земля называлась Иберией , Испанией или была разделена между несколькими христианскими и мусульманскими королевствами. Испанская архитектура демонстрирует большое историческое и географическое разнообразие в зависимости от исторического периода. [1] Он развивался по тому же принципу, что и другие архитектурные стили Средиземноморья, Центральной и Северной Европы, хотя некоторые испанские постройки уникальны.

Настоящее развитие произошло с приходом римлян , которые оставили после себя некоторые из своих самых выдающихся памятников в Испании . Приход вестготов привел к глубокому упадку строительных технологий, который наблюдался в остальной части бывшей Римской империи . Мусульманское завоевание в 711 году н. э. привело к радикальным изменениям, и в течение следующих восьми столетий произошел большой прогресс в культуре, включая архитектуру. Например, Кордова была основана как культурная столица своего времени при династии Омейядов . В то же время христианские королевства, такие как Кастилия и Арагон, постепенно возникли и развили свои собственные стили, сначала в основном изолированные от других европейских архитектурных влияний, а вскоре позже интегрированные в романские , готические и ренессансные течения. Они достигли необычайного расцвета с многочисленными образцами по всему миру. территория. Были также некоторые образцы стиля мудехар XII-XVI веков, характеризующиеся сочетанием романского, готического и ренессансного архитектурных стилей с конструктивными, орнаментальными и декоративными мотивами, заимствованными из тех, которые были привезены или развиты в Аль-Андалусе. .

К концу 15 века, прежде чем оказать влияние на Латинскую Америку своей колониальной архитектурой , Испания сама экспериментировала с архитектурой эпохи Возрождения , разработанной в основном местными архитекторами. Испанское барокко отличалось обильным декором в стиле Шурригереско и самым сдержанным стилем Эррериана , которые развивались отдельно от более поздних международных влияний. Колониальный стиль, существующий на протяжении веков, до сих пор имеет сильное влияние в Латинской Америке. Неоклассицизм достиг своего апогея в творчестве Хуана де Вильянуэва и его учеников.

У XIX века было два лица: инженерные усилия по созданию нового языка и структурным улучшениям с использованием железа и стекла в качестве основных строительных материалов, а также академический фокус, сначала на возрождении и эклектизме , а затем на регионализме . Приход модернизма на академическую арену привел к появлению таких фигур, как Гауди , и большей части архитектуры 20-го века. Интернациональный стиль возглавляли такие группы, как GATEPAC . Испания в настоящее время переживает революцию в современной архитектуре , и такие испанские архитекторы, как Рафаэль Монео , Сантьяго Калатрава , Рикардо Бофилл и многие другие, завоевали всемирную известность.

Многие архитектурные объекты Испании и даже части городов были внесены в список наследия ЮНЕСКО Всемирного . Испания занимает третье место в мире по количеству объектов всемирного наследия; больше только у Италии и Китая. Они внесены в Список объектов всемирного наследия в Европе: Испания .

Предыстория

[ редактировать ]

Мегалитическая архитектура

[ редактировать ]
Навета д'Эс Тудонс на Менорке.

В каменном веке наиболее распространенным мегалитом, найденным на Пиренейском полуострове, был дольмен . Планы этих погребальных камер раньше представляли собой псевдокруги или трапеции , образованные огромными камнями, воткнутыми в землю, и другими над ними, образующими крышу. По мере развития типологии появился входной коридор, который постепенно занял видное место и стал почти таким же широким, как и помещение. Крытые коридоры и ложные купола были обычным явлением на наиболее продвинутой стадии. В комплексе Антекера находятся крупнейшие дольмены в Европе. Лучше всего сохранившаяся Куэва-де-Менга имеет глубину двадцать пять метров и высоту четыре метра и состоит из тридцати двух мегалитов .

Лучше всего сохранившиеся образцы архитектуры бронзового века расположены на Балеарских островах , где появилось три вида постройки: Т-образная таула , талайот и навета . Талайоты представляли собой оборонительные башни тронкоконической или тронкопирамидальной формы. Раньше у них была центральная колонна. Наветы представляли собой конструкции из огромных камней, по форме напоминающие корпус корабля.

Иберийская и кельтская архитектура

[ редактировать ]
Кельтские поселения в Галисии : Кастро де Виладонга

Наиболее характерными постройками кельтов были кастросы , обнесенные стеной деревни, обычно расположенные на вершинах холмов или гор. Они были развиты на территориях, занимаемых кельтами, в долине Дору (Португалия) и в Галисии . Примеры включают Лас-Коготас в Авиле , Кастро Санта-Текла в Понтеведре в Испании.Дома внутри кастросов имеют длину от 3,5 до 5 метров, в основном круглые, некоторые прямоугольные, каменные, с соломенными крышами, опирающимися на деревянную колонну в центре здания. Их улицы несколько регулярны, что предполагает некую форму центральной организации.

Города, построенные Ареваками, были связаны с иберийской культурой, а некоторые из них достигли заметного городского развития, например, Нуманция . Другие были более примитивными и обычно выкапывались в скале, как Терманция .

Городское развитие

[ редактировать ]
Римский театр в Мериде

Римское завоевание , начавшееся в 218 г. до н.э., способствовало почти полной романизации Пиренейского полуострова. Римская культура была полностью усвоена местным населением. Бывшие военные лагеря и иберийские, финикийские и греческие поселения были преобразованы в крупные города, где в провинциях была сильно развита урбанизация; Августа Эмерита в Лузитании , Кордуба , Италика , Гиспалис , Гадес в Испании Бетика , Таррако , Цезарь Августа , Астурика Августа , Легио Септима Близнецы и Лукус Августи в Испании Тарраконенсис были одними из наиболее важных городов, связанных сложной сетью дороги. Строительная застройка включает в себя несколько памятников, сравнимых по качеству с памятниками столицы Рима. [2]

Конструкции

[ редактировать ]
Акведук в Сеговии , эпохи Домициана, Нервы и Траяна.

Римское гражданское строительство представлено во впечатляющих сооружениях, таких как Акведук в Сеговии и Акуедукто-де-лос-Милагрос в Мериде , в таких мостах, как мост Алькантара , Пуэнте-Романо через реку Гвадиана и римский мост Кордовы через Гвадалквивир . Строительные работы получили широкое развитие в Испании при императоре Траяне (98-117 гг. н.э.). Также были построены маяки, подобные тому, который до сих пор используется в башне Геркулеса в Ла-Корунье .

Амфитеатр Таррагоны и Средиземное море

Игровая архитектура представлена ​​такими зданиями, как театры Мериды , Сагунто , Кадиса , Картахены и Таррако , амфитеатры в Мериде , Италике , Таррако или Сегобриге , цирки в Мериде , Толедо и многие другие.

Религиозная архитектура также распространилась по всему полуострову; примеры включают римские храмы Барселоны , Кордовы , Вика и Алькантары ,

Главные погребальные памятники — Торре-дельс-Эсципионы в Таррако, Дистиль в Саламеа-де-ла-Серена и мавзолей Атилии в Садабе , Сарагоса . Римские триумфальные арки можно найти в Кабанесе, Кастельоне , Мединасели и арке Бера возле Рода-де-Бера .

прероманский стиль

[ редактировать ]

Термин прероманский стиль относится к христианскому искусству после классической эпохи и до романского искусства и архитектуры . Он охватывает очень разнородные художественные проявления, поскольку они создавались в разные века и в разных культурах. Территория Испании может похвастаться богатым разнообразием дороманской архитектуры: некоторые из ее ответвлений, например, астурийское искусство, достигли высокого уровня утонченности для своей эпохи и культурного контекста.

Вестготическая архитектура

[ редактировать ]

Из VI века стоит упомянуть остатки базилики Кабеса-де-Гриего в Куэнке и небольшую церковь Сан-Кугат-дель-Вальес в Барселоне . Этот, хотя и очень обветшалый, ясно показывает план одного нефа, заканчивающийся апсидой . К следующему столетию относятся храмы Сан-Педро-де-ла-Наве, Сан-Хуан-де-Баньос, Санта-Мария-де-Кинтанилья-де-лас-Виньяс, чья планировка позже будет повторена в других более поздних храмах, принадлежащих к « стилю перенаселения » (ошибочно названному « Мосараб »). В остальном же в это время в религиозной архитектуре в основном следуют раннехристианские традиции. Наиболее представительные постройки можно отнести к следующим:

Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве в Сан-Педро-де-ла-Наве-Альмендра ( Самора )

Церковь Санта-Комба-де-Банде ( Оренсе )

Церковь Сан-Хуан-Баутиста-де-Баньос-де-Серрато ( Паленсия )

Склеп Сан-Антолин в соборе Паленсии ( Паленсия )

Церковь Сан-Педро-де-ла-Мата-де-Сонсека ( Толедо )

Часовня Санта-Мария-де-Кинтанилья-де-лас-Виньяс ( Бургос )

Астурийская архитектура

[ редактировать ]
Интерьер Сан-Хулиан-де-лос-Прадос

Королевство Астурия возникло в 718 году, когда племена Астур, сплотившиеся в собрание, решили назначить Пелайо своим вождем. Пелайо присоединился к местным племенам и бежавшим вестготам под своим командованием с намерением постепенно восстановить готский орден.

Астурийский прероманский стиль является уникальной особенностью всей Испании, которая, сочетая элементы других стилей, таких как вестготский и местные традиции, создала и развила свою индивидуальность и характеристики, достигнув значительного уровня утонченности не только в отношении строительства, но и в плане строительства. с точки зрения эстетики.

Санта-Мария-дель-Наранко

Что касается его эволюции, то с момента своего появления астурийский прероманский стиль следовал «стилистической последовательности, тесно связанной с политической эволюцией королевства, ее этапы четко обозначены». В основном это была придворная архитектура, выделяют пять этапов: первый период (737–791) от правления короля Фафилы до Вермудо I , второй этап включает правление Альфонсо II (791–842), вступающий в этап стилистического определения. Эти две первые стадии получили название «Пре-Рамиренсе». Наиболее важным примером является церковь Сан-Хулиан-де-лос-Прадос в Овьедо с интересной системой объемов и сложной иконографической программой фресок, тесно связанной с римскими фресками. На этом этапе впервые появляются решетки и тройчатые окна в апсиде. Святая палата собора Овьедо , Сан-Педро-де-Нора и Санта-Мария-де-Бендонес К нему также принадлежат .

Третий период включает правление Рамиро I (842–850) и Ордоньо I (850–866). Он называется «Рамиренсе» и считается зенитом стиля благодаря работе неизвестного архитектора, который привнес новые структурные и декоративные достижения, такие как цилиндрический свод , а также последовательное использование поперечных арок и контрфорсов , что сделало стиль скорее близко к структурным достижениям романского стиля два столетия спустя. Некоторые авторы указывали на необъяснимое сирийское влияние богатого орнамента. В этот период расцветает большинство шедевров стиля: дворцовые павильоны горы Наранко ( Санта-Мария-дель-Наранко и Сан-Мигель-де-Лилло ), церковь Санта-Кристина-де-Лена в этот период построены .

Четвертый период относится к правлению Альфонсо III (866–910), когда в астурийскую архитектуру пришло сильное мосарабское влияние и расширилось использование подковообразной арки . Пятый и последний период, который совпадает с переездом двора в Леон , исчезновением королевства Астурия и одновременно с астурийским прероманским периодом.

Мосарабская архитектура

[ редактировать ]

Мосарабская архитектура была создана мосарабами , христианами, которые жили в мусульманском Аль-Андалусе с момента арабского вторжения ( 711 г. ) до конца 11 века и которые сохраняли свою особую индивидуальность также в отношении христиан северных королевств, для них, которые эмигрировали последовательными волнами или инкорпорировались во время Реконкисты . Примером этой архитектуры является церковь Бобастро , пещерный храм, найденный в месте, известном как Месас-де-Вильяверде, в Ардалесе (Малага), от которого сохранилось лишь несколько руин. Еще одно представительное здание этой архитектуры — церковь Санта-Мария-де-Мельке , расположенная в окрестностях Ла-Пуэбла-де-Монтальбан ( Толедо ). Что касается этого храма, то есть сомнения в его стилистической принадлежности, поскольку он разделяет вестготские черты с другими, более чисто мосарабскими, причем его датировка также не ясна. Эрмитаж Сан-Бауделио-де-Берланга представляет собой беспрецедентную типологию, включающую в прямоугольном плане трибуну над небольшим гипостильным залом в духе мечетей, а его крышу поддерживает единственная центральная колонна в форме пальмы. И эта колонна, и внутренние стены богато украшены фресками, изображающими сцены охоты и экзотических животных. Определенную типологическую связь можно установить как инициатический храм уже в романские времена с церковь Санта-Мария-де-Энате и другие централизованные здания тамплиеров , такие как Торрес-дель-Рио или Вера-Крус- де-Сеговия.

Архитектура репопуляции

[ редактировать ]
Церковь Сан-Педро-ин- Ларреде

Между концом IX и началом XI веков в северных христианских королевствах было построено несколько церквей. Их широко, но ошибочно называют мосарабской архитектурой . Эта архитектура представляет собой совокупность элементов различного происхождения, распределенных неравномерно, формы, которые иногда преобладают над элементами палеохристианского, вестготского или астурийского происхождения, а в других случаях подчеркивают мусульманское впечатление.

Церкви обычно имеют базиличный или централизованный план, иногда с противоположными апсидами . Основные часовни имеют прямоугольную форму снаружи и ультраполукруглую форму внутри. вестготского подковообразная арка Используется воплощения, несколько более закрытая и наклонная, чем вестготская, а также шамбранль . Двойные и тройные окна астурийской традиции и сгруппированные колонны, образующие составные колонны, с коринфской капителью, украшенной стилизованными элементами.

Украшение имеет сходство с вестготским стилем, основанное на волютах, свастиках , а также растительных и животных темах, образующих выступающие границы и сдержанность внешнего оформления. Введены некоторые новшества, такие как большие лопастные кронштейны , поддерживающие ярко выраженный карниз . Можно наблюдать отличное владение техникой строительства: использование тесаного камня, стены, усиленные внешними контрфорсами, и покрытие сегментными сводами, в том числе традиционными цилиндрическими сводами.

Архитектура Аль-Андалуса

[ редактировать ]

Эмират и Халифат Кордова

[ редактировать ]
Гипостильный зал с мавританскими колоннами в соборной мечети Кордовы

Завоевание мусульманами бывшего вестготского королевства войсками Мусы ибн Нусайра и Тарика ибн Зияда , а также свержение династии Омейядов в Дамаске в конечном итоге привели к созданию независимого эмирата Абд ар-Рахманом I , единственным выжившим Омейядом. принц, бежавший от Аббасидов и основавший свою столицу в Кордове . Он служил столицей Аль-Андалуса с 750 по 1010 год, а его политический и культурный апогей пришелся на период нового Халифата в 10 веке. [3] [4]

В Кордове Абд ар-Рахман I построил Великую мечеть в 785 году. Вплоть до X века ее неоднократно расширяли, а после Реконкисты превратили в католический собор. Его ключевые особенности включают гипостильный зал с мраморными колоннами, поддерживающими двухъярусные арки , подково-арочный михраб , ребристые купола, двор ( сан ) с садами и минарет (позже преобразованный в колокольню ). [5] : 17–21, 61–79  [6] Абд ар-Рахман III, на пике своего могущества, начал строительство Мадинат аль-Захры , роскошного города-дворца, который должен был стать новой столицей. Он сыграл важную роль в формировании более отчетливого «халифального» стиля, который имел решающее значение в развитии последующей архитектуры Андалузии. [7] [5] : 51–58  [8] : 68  В меньшем масштабе мечеть Баб аль-Мардум (позже преобразованная в церковь) в Толедо представляет собой хорошо сохранившийся пример небольшой районной мечети, построенной в конце периода Халифата. [5] : 79 

Многолистные арки во дворце Альхаферия , Сарагоса.

Халифат исчез и был разделен на несколько небольших королевств, называемых таифами . В этот период искусство и культура продолжали процветать, несмотря на политическую раздробленность Аль-Андалуса. [4] Дворец Альхаферия в Сарагосе — самый значительный дворец, сохранившийся с этого периода, со сложными декоративными аркадами , многолистными и смешанными арками , а также лепным декором. В других городах ряд важных дворцов или крепостей был основан или расширен местными династиями, такими как Алькасаба в Малаге и Алькасаба в Альмерии . Другие примеры архитектуры примерно этого периода включают Бануэло в Гранаде, исламскую баню . [8] : 116–128 

Альморавиды и Альмохады

[ редактировать ]
Хиральда , минарет Альмохадов , позже преобразованный в соборную колокольню с эпохи Возрождения. колокольней

В конце 11 века произошло значительное продвижение христианских королевств в мусульманский Аль-Андалус, особенно с падением Толедо под властью VI Кастильского Альфонсо в 1085 году, а также возникновение крупных берберских империй, зародившихся на территории современного Марокко. В число последних входили сначала Альморавиды (11–12 вв.), а затем Альмохады (12–13 вв.), оба из которых создали империи, простиравшиеся на большую часть западной и северной Африки, и захватили оставшиеся мусульманские территории Аль-Андалуса в Европа. [9] Этот период считается одним из наиболее формирующих этапов западной исламской (или «мавританской») архитектуры, создавшим многие формы и мотивы, которые были усовершенствованы в последующие века. [7] [10] [9] [11]

От архитектуры Альморавидов сохранилось относительно немного, но от архитектуры Альмохадов сохранилось гораздо больше. [5] В Севилье правители Альмохадов построили новую Великую мечеть (позже преобразованную в Севильский собор ), которая состояла из гипостильного молитвенного зала, внутреннего двора (ныне известного как Патио де лос Наранхос или Апельсиновый двор) и массивного минарета. башня, ныне известная как Хиральда . Позже минарет был расширен и превращен в колокольню нынешнего собора. [12] : 130–133  Другие примеры архитектуры Альмохадов можно найти в различных укреплениях и небольших памятниках на юге Испании сегодня, а также в следах бывшего дворца Альмохадов в Севильском Алькасаре . [8] Архитектура Альмохадов продвигала новые формы и декоративные конструкции, такие как многолистная арка и мотив себка , вероятно, под влиянием архитектуры Кордовы периода Халифата. [13] : 232–234, 257–258 

Насридский эмират Гранады

[ редактировать ]
Альгамбра: Двор Львов

Когда власть Альмохадов отступила из Аль-Андалуса в начале 13 века, христианские королевства на севере снова продвинулись вперед, и мусульманский Аль-Андалус в конечном итоге превратился в гораздо меньший эмират Насридов с центром в Гранаде, где укрылась большая часть мусульманского населения. Дворцы Альгамбра и Хенералифе в Гранаде, построенные при династии Насридов , являются наиболее знаковыми памятниками этого периода и отражают последний великий период искусства и архитектуры в Аль-Андалусе перед его окончательным завершением. [5] Комплекс Альгамбры был начат Ибн аль-Ахмаром, первым эмиром Насридов, а последние крупные дополнения были сделаны во время правления Юсуфа I (1333–1353) и Мухаммеда V (1353–1391). [14] : 152 

Архитектура Насридов продолжила более ранние традиции архитектуры Андалусии, а также синтезировала их в свой собственный отличительный стиль, который имел много общего с архитектурой современных династий в Северной Африке, таких как Мариниды . [15] : 219, 224  [5] : 149–168  [16] : 78–82  Для него характерно использование двора как центрального пространства и основной единицы, вокруг которой были организованы другие залы и комнаты. В центре дворов обычно располагались водные объекты, такие как отражающий бассейн или фонтан. Убранство было сосредоточено внутри зданий и выполнено преимущественно изразцовой мозаикой на нижних стенах и резной лепниной на верхних стенах. [17] [14] : 164–167  Разнообразие декора, умелое использование света и тени и включение воды в архитектуру — вот некоторые из ключевых особенностей стиля. [18] Геометрические узоры , растительные мотивы и каллиграфия были основными типами декоративных мотивов, обычно вырезанных из дерева и лепнины или выполненных с помощью мозаичной плитки, известной как зеллидж . Кроме того, скульптура, похожая на «сталактит», известная как мукарнас , использовалась для создания трехмерных элементов, таких как сводчатые потолки, особенно во время правления Мухаммеда V и после него. [17] [14] : 164–167  На стенах многих комнат были вырезаны эпиграфические надписи, в которых содержались намеки на красоту пространств. [19]

романский

[ редактировать ]
Южный фасад собора Хака

Романская архитектура появилась рано в Испании, в 10 и 11 веках, в Лериде, Барселоне , Таррагоне , Уэске и в Пиренеях, одновременно с ее появлением в северной Италии, так называемом первом романском или ломбардском романском стиле. Это очень простой стиль, характерными чертами которого являются толстые стены, отсутствие скульптуры и наличие ритмичных декоративных арок , характерными для церквей в Валле-де-Бои .

Позже романская архитектура прибыла под влиянием Клюни через Путь Святого Иакова , который заканчивается в соборе Сантьяго-де-Компостела . Образцом испанского романского стиля в XII веке был собор Хака с его характерным планом и апсидой, а также полосатым украшением в виде «шахматной доски», называемым taqueado jaqués . По мере продвижения христианских королевств на юг эта модель с некоторыми вариациями распространилась на отвоеванные территории. Испанский романский стиль также демонстрирует влияние испанских дороманских стилей, в основном астурийского и мосарабского, но существует также сильное мавританское влияние, особенно своды мечети Кордовы и многолистные арки . В 13 веке некоторые церкви по стилю чередовались между романским и готическим. Арагон , Наварра и Кастилия-Леон — одни из лучших районов испанской романской архитектуры.

Бургосский собор

Готический стиль пришел в Испанию в 12 веке. В это время поздний романский стиль чередовался с некоторыми проявлениями чистой готической архитектуры, такими как Авильский собор . Высокая готика во всей своей силе пришла через Путь Святого Иакова в 13 веке с некоторыми из самых чистых готических соборов с французским и немецким влиянием: соборами Бургоса , Леона и Толедо .

Наиболее важными готическим стилями после 13-го века в Испании являются левантийская и изабеллинская готика . Левантийская готика характеризуется своими структурными достижениями и объединением пространства с такими шедеврами, как La Seu в Пальма-де-Майорка ; валенсийский готический стиль Lonja de Valencia (шелковый рынок Валенсии) и Санта-Мария-дель-Мар (Барселона) .

Изабеллинская готика , созданная во времена католических монархов , была частью перехода к архитектуре эпохи Возрождения , но также и сильным сопротивлением стилю итальянского Возрождения. Основные моменты стиля включают монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо и Королевскую часовню Гранады .

Искусство мудехар, также известное как стиль мудехар, возникло в христианских королевствах севера в 12 веке и распространилось с христианским завоеванием Пиренейского полуострова. Реконкиста привела под христианское правление мавританских и еврейских мастеров, которые затем повлияли на архитектуру расширяющихся христианских королевств. Это не стиль архитектуры, термин «стиль мудехар» относится к применению мавританских и еврейских стилей отделки или материалов к любой христианской архитектуре, существовавшей в то время. Это привело к появлению мудехар-романского стиля, мудехар-готики и мудехар-ренессанса.

Сео Сарагосы

Стиль мудехар сильно различался от региона к региону, поскольку в христианскую архитектуру разных регионов были переняты различные исламские и еврейские влияния. Мудехар характеризуется использованием кирпича в качестве основного строительного материала. Доминирующий геометрический характер, отчетливо исламский, заметно проявился в вспомогательных ремеслах с использованием дешевых материалов, тщательно обработанных - плитки , кирпичной кладки , резьбы по дереву , резьбы по штукатурке и декоративных металлов. Даже после того, как мусульмане и евреи больше не работали, многие из их методов и декоративных стилей продолжали применяться в испанской архитектуре.

Стиль мудехар зародился в северном городе Саагун . [20] Оно распространилось на остальную часть Королевства Леон ; Толедо , Авила, Сеговия , а позже были распространены на юг Испании через Кастилию. Однако знаменитые залы мудехар в Севильском Алькасаре , хотя их часто называют стилем мудехар, на самом деле тесно связаны с мавританской дворцовой архитектурой Насридов в Альгамбре, поскольку христианский король Педро Кастильский поручил мавританским архитекторам из Гранады построить их. Центры искусства мудехар находятся в других городах Торо , Куэльяр , Аревало и Мадригал-де-лас-Альтас-Торрес . Отдельная традиция стиля Мудехар получила широкое развитие в Арагоне с тремя основными направлениями в Сарагосе , Калатаюде и Теруэле в течение 13, 14 и 15 веков. В Теруэле было построено множество внушительных церквей и башен. Другие прекрасные образцы мудехара можно найти в Каса-де-Пилатос в Севилье, монастыре Санта-Клара в Тордесильяс или церквях Толедо, одном из старейших и самых выдающихся центров мудехар. В Толедо синагоги Санта -Мария-ла-Бланка. и Эль Трансито (оба мудехарские, но не христианские) заслуживают особого упоминания. [21]

Ренессанс

[ редактировать ]
Площадь Ренессанс Пласа Майор в Трухильо

В Испании стили эпохи Возрождения начали прививаться к готическим формам в последние десятилетия 15 века. Формы, которые начали распространяться, были созданы в основном местными архитекторами: это стало причиной создания специфически испанского Возрождения , которое принесло влияние южно-итальянской архитектуры, иногда из иллюминированных книг и картин, смешанных с готической традицией и местными особенностями. Новый стиль получил название «Платереско» из-за чрезвычайно украшенных фасадов, которые напоминали декоративные мотивы сложной работы серебряных дел мастеров , «платеро». Классические ордера и мотивы канделябров ( кандельери ) свободно сочетались в симметричные целые.

В этом контексте дворец Карла V работы Педро Мачуки в Гранаде стал неожиданным достижением самого передового Возрождения того времени. Дворец можно определить как предвосхищение маньеризма благодаря владению классическим языком и прорывным эстетическим достижениям. Он был построен раньше основных работ Микеланджело и Палладио . Его влияние было весьма ограниченным и малоизученным, в общей панораме преобладали формы платереско.

Эль Эскориал

По прошествии десятилетий влияние готики исчезло, и исследования ортодоксального классицизма достигли высокого уровня. Хотя Платереск является широко используемым термином для определения большей части архитектурного произведения конца 15-го и первой половины 16-го века, некоторые архитекторы приобрели более трезвый личный стиль, например, Диего Силоэ и Родриго Хиль де Онтаньон . Примеры включают фасады Университета Саламанки и монастыря Сан-Маркос в Леоне .

Изюминкой испанского Возрождения является Королевский монастырь Эль-Эскориал , построенный Хуаном Баутиста де Толедо и Хуаном де Эррера , где гораздо более тесная приверженность искусству Древнего Рима была превзойдена чрезвычайно трезвым стилем. Влияние крыш Фландрии , символика скудного декора и точная огранка гранита заложили основу для нового стиля - Эррериан . Ученик Эрреры, Хуан Баутиста Вильяльпандо оказал влияние на интерпретацию недавно возрожденного текста Витрувия, чтобы предположить происхождение классических орденов в Храме Соломона . [22]

Северный фасад Королевского дворца и вид на сады Сабатини, Мадрид, Испания

По мере роста влияния итальянского барокко оно постепенно вытеснило по популярности сдержанный классицистический подход Хуана де Эрреры, который был в моде с конца шестнадцатого века. Еще в 1667 году фасады собора Гранады (автор Алонсо Кано ) и собора Хаэн (автор Эуфрасио Лопес де Рохас ) предполагают свободное владение художниками интерпретацией традиционных мотивов испанской соборной архитектуры в эстетической идиоме барокко.

Народное барокко, корни которого уходят в эррерианский стиль и традиционное кирпичное строительство, развивалось в Мадриде на протяжении 17 века. Примеры включают Пласа-Майор и Главный дом.

Фасад Обрадойро собора Сантьяго-де-Компостела

В отличие от искусства Северной Европы, испанское искусство того периода апеллировало к эмоциям, а не стремилось доставить удовольствие интеллекту. Семья Чурригера , которая специализировалась на проектировании алтарей и ретаблей, восстала против трезвости эррерианского классицизма и пропагандировала замысловатый, преувеличенный, почти капризный стиль оформления поверхностей, известный как чурригереск . За полвека они превратили Саламанку в образцовый город Шурригереско.

Эволюция стиля прошла три этапа. Между 1680 и 1720 годами Чурригера популяризировал Гуарини смесь Соломоновых колонн и составного ордера , известную как «высший ордер». Между 1720 и 1760 годами колонна Шурригереско, или эстипит , в форме перевернутого конуса или обелиска, стала центральным элементом декоративного оформления. В период с 1760 по 1780 год произошел постепенный сдвиг интереса от извилистых движений и чрезмерного украшения к неоклассическому балансу и сдержанности.

Купол часовни дворца Инфанте дона Луиса в Боадилья-дель-Монте (Мадридское сообщество, Испания)

Двумя наиболее привлекательными творениями испанского барокко являются энергичные фасады Вальядолидского университета ( Диего Томе , 1719 г.) и больницы Сан-Фернандо в Мадриде ( Педро де Рибера , 1722 г.), чья криволинейная экстравагантность, кажется, предвещает Антонио Гауди и Арт Нуво . В этом случае, как и во многих других, дизайн включает в себя игру тектонических и декоративных элементов, мало связанных со структурой и функцией. Тем не менее, барокко Шурригереско предлагало одни из самых впечатляющих сочетаний пространства и света со зданиями, такими как Гранада Чартерхаус , считающийся апофеозом стиля Шурригереско, применяемого во внутренних помещениях, или Эль Прозрачный собора Толедо Нарцисо Томе , где скульптура и архитектура интегрированы для достижения заметных световых драматических эффектов.

Особого упоминания заслуживают Королевский дворец в Мадриде и Пасео -дель-Прадо ( Салон-дель-Прадо и Алькала- Двергейт) в том же городе. Они были построены в строгом международном стиле барокко, который часто ошибочно принимают за неоклассический, королями Бурбонов Филиппом V и Карлом III . Королевские дворцы Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Сеговии и Аранхуэс в Мадриде являются хорошими примерами барочной интеграции архитектуры и садоводства с заметным французским влиянием (Ла-Гранха известна как испанский Версаль ), но с местными пространственными концепциями. которые в некотором смысле отражают наследие мавританской оккупации.

Рококо впервые было представлено в Испании в соборе Мурсии , западный фасад, 1733 год. Величайшим практиком испанского стиля рококо был местный мастер Вентура Родригес , ответственный за великолепный интерьер базилики Богоматери на Колонне в Сарагосе (1750 г.).

неоклассический

[ редактировать ]
Музей Прадо в Мадриде , Хуан де Вильянуэва.

Чрезвычайно интеллектуальные постулаты неоклассицизма имели в Испании меньше успеха, чем гораздо более выразительные постулаты барокко. Испанский неоклассицизм был распространен Королевской академией изящных искусств Сан-Фернандо , основанной в 1752 году. Главной фигурой был Хуан де Вильянуэва , который адаптировал достижения Эдмунда Берка о возвышенном и красоте к требованиям испанского климата и истории. Он построил музей Прадо , объединивший три программы – академию, зрительный зал и музей – в одном здании с тремя отдельными входами. Это было частью амбициозной программы Карла III , который намеревался сделать Мадрид столицей искусства и науки. Совсем рядом с музеем Вильянуэва построил Королевскую обсерваторию Мадрида . Он также спроектировал несколько летних домов для королей в Эль-Эскориале и Аранхуэсе и реконструировал Пласа-Майор в Мадриде, среди других важных работ. Ученики Вильянуэваса Антонио Лопес Агуадо и Исидро Гонсалес Веласкес расширили неоклассический стиль в Испании.

Испанская вице-королевская архитектура в Америке и на Филиппинах

[ редактировать ]
Церковь Санта-Приска в Таско , Мексика , является примером нового испанского чурригереска.

Сочетание индейских и мавританских декоративных влияний с чрезвычайно выразительной интерпретацией идиомы чурригереско может объяснить насыщенный и разнообразный характер барокко в американских королевствах и провинциях испанской монархии. Американское барокко даже в большей степени, чем его испанский аналог, развивалось как стиль лепного декора. Двубашенные фасады многих американских соборов XVII века имели ренессансные корни, а полноценное барокко появилось только в 1664 году, когда иезуитский храм на Пласа-де-Армас в Куско был построен .

В вице-королевстве Перу Андское барокко было особенно пышным, о чем свидетельствует монастырь Сан-Франциско в Лиме (1673 г.), имеющий темный замысловатый фасад, зажатый между башнями-близнецами из местного желтого камня. В то время как сельское барокко иезуитских миссий ( эстансия ) в Кордове, Аргентина , следовало модели Иль Джесу , провинциальные стили «метисов» (помесей) возникли в Арекипе , Потоси и Ла-Пасе . В восемнадцатом веке архитекторы региона обратились за вдохновением к искусству мудехар средневековой Испании. Перуанский фасад позднего барокко впервые появляется в церкви Богоматери Ла-Мерсед в Лиме (1697–1704). Точно так же церковь Ла Компания в Кито (1722–1765 гг.) предполагает резной алтарь с богато украшенным фасадом и избытком Соломоновой колонны .

Церковь Паоай в Паоай , Филиппины , является примером архитектуры землетрясения в стиле барокко .

На севере, к XVIII веку, самое богатое вице-королевство Новой Испании – от нынешней Коста-Рики до Мексики – создало фантастически экстравагантную и визуально безумную архитектуру, известную как новый испанский чурригереск. Этот ультрабарочный подход достигает кульминации в работах Лоренцо Родригеса , чьим шедевром является Саграрио Метрополитано в Мехико (1749–69). Другие прекрасные примеры этого стиля можно найти в отдаленных городах, где добывают серебро. Например, Святилище в Окотлане (начатое в 1745 году) представляет собой первоклассный собор в стиле барокко, отделанный ярко-красной плиткой, которая восхитительно контрастирует с множеством сжатых орнаментов, щедро нанесенных на главный вход и стройные боковые башни.

Настоящая столица нового испанского барокко Пуэбла , Мексика , где готовые поставки глазурованной плитки с ручной росписью ( талавера ) и народного серого камня привели к его дальнейшему развитию в персонализированную и высоко локализованную форму искусства с ярко выраженным индийским вкусом.

Испанско-китайское влияние, исключительное для Испанской Ост-Индии, зародилось, когда Испания колонизировала то, что сейчас является Филиппинами , в Юго-Восточной Азии . Доиспанская филиппинская архитектура была основана на местной хижине нипа , которая соответствует тропическому климату, штормовым сезонам и сейсмоопасной среде архипелага. Эта местная архитектура в сочетании с влиянием испанских колонизаторов и китайских торговцев образовала гибрид австронезийской, китайской и испанской архитектуры.

Эклектика и регионализм

[ редактировать ]
Дворец связи в Мадриде

Во второй половине XIX века возрождение доминировало в Европе, то же самое произошло и в Испании. Архитекторы сосредоточились на выборе того, какой исторический стиль наиболее подходит для каждого использования или случая. Неоклассицизм открыл врата неовизантийскому стилю , неоготике , неоренессансу , необарокко , египетскому возрождению , неомудехару и так далее.

Это привело к созданию особого нового стиля, состоящего из смеси нескольких старых стилей в одной конструкции: эклектизма . Трудно проследить четкую границу между такими стилями, как модернизм, индустриальная железная архитектура и эклектика, поскольку очень часто архитекторы брали в своих работах некоторые черты нескольких из них. Это случай Антонио Паласиоса , соавтора с Хоакином Отаменди Дворца коммуникаций Мадрида, открытого в 1909 году. Другие работы Паласиоса включают Циркуло изящных искусств , Банк Рио-де-ла-Плата, Больницу Модес , все из них в Мадриде.

В первой половине 20 века возникла еще одна волна возрождения, главным образом после Ибероамериканской выставки в Севильи в 1929 году: регионализм. Главным героем тогда стали особенности различных региональных народных архитектур.

Интерьер церкви Святого Петра, Теруэль , Арагон. Мудехар-готическая церковь XIV века была объявлена ​​объектом Всемирного наследия в 1986 году. Неомудехарский декор был добавлен в 1896–1902 годах.

Нео-мудехар

[ редактировать ]

В конце 19 века в Мадриде возникло новое архитектурное движение как возрождение архитектуры мудехар . Неомудехар вскоре распространился на другие регионы страны. Такие архитекторы, как Эмилио Родригес Аюсо, воспринимали мудехар как характерный и эксклюзивный испанский стиль. Они начали строить здания, используя некоторые черты античного стиля, такие как подковообразные арки и использование кирпичных орнаментов абстрактной формы для фасадов. Этот стиль стал популярным для арен для корриды и других общественных построек, а также для жилищного строительства из-за дешевых материалов, в основном кирпича для наружной отделки.

Неомудехар часто сочетался с чертами неоготики .

Архитектура из стекла и железа

[ редактировать ]

Во время промышленной революции новое использование железа и стекла в качестве основных материалов для строительства зданий, как и в остальной Европе, применялось специально на вокзалах, зимних домах, промышленных зданиях и выставочных павильонах. Архитекторами, которые больше всего развили этот стиль в Испании, были Рикардо Веласкес Боско и Альберто дель Паласио , хотя стекло для фасадов и железо для конструкций в некоторой степени использовались другими архитекторами, такими как Антонио Паласиос, Энрике Мария Репуллес-и-Варгас или Нарцисо Паскуаль-и-Коломер. . Ярким примером является Паласио де Кристаль дель Ретиро в Мадриде.

Базилика Саграда Фамилия в Барселоне

Каталонский модернизм

[ редактировать ]

Когда в конце 19 века городу Барселоне разрешили расшириться за пределы его исторических границ, возникший район Эшампле , построенный Ильдефонсом Серда, стал местом всплеска архитектурной энергии, известного как движение модернизма . Модернизм порвал с прошлыми стилями и использовал органические формы для своего вдохновения так же, как и сопутствующие ему движения в стиле модерн и модерн в остальной Европе. Самым известным среди представленных там архитекторов является Антонио Гауди , чьи работы в Барселоне и в других частях Каталонии , Леона и Кантабрии , смешивая традиционные архитектурные стили с новыми, были предшественником современной архитектуры . Пожалуй, самым известным примером его работы является до сих пор недостроенная базилика Саграда Фамилия , самое большое здание в Эшампле.

Среди других известных каталонских архитекторов того периода — Луис Доменек-и-Монтанер и Хосеп Пуч-и-Кадафалк , хотя их подход к модернизму был в значительной степени связан с неоготическими формами.

Современная архитектура

[ редактировать ]

Создание в 1928 году группы GATCPAC в Барселоне, за которым последовало основание GATEPAC (1930) архитекторами в основном из Сарагосы, Мадрида, Сан-Себастьяна и Бильбао, привело к созданию двух групп молодых архитекторов, практикующих современную архитектуру в Испании. Хосеп Луис Серт , Фернандо Гарсиа Меркадаль , Хосе Мария де Айспуруа и Хоакин Лабайен среди других были организованы в три региональные группы. [23] Другие архитекторы исследовали стиль модерн со своими личными взглядами: Касто Фернандес Шоу с его дальновидными работами, большая часть которых была на бумаге, Хосеп Антони Кодерч с его интеграцией средиземноморского жилья и концепций нового стиля или Луис Гутьеррес Сото , на которого в основном повлиял стиль Экспрессионистские тенденции.

Павильон Барселоны, спроектированный Людвигом Мисом ван дер Роэ, 1929 год.

На Международной выставке в Барселоне 1929 года , немецкий павильон спроектированный Людвигом Мисом ван дер Роэ, Роэ мгновенно стал символом, объединив минимализм и представления об истине с материалами с Де Стиля подходом к самолетам в космосе. Большая нависающая крыша, как известно, «парит», по-видимому, без какой-либо поддержки.

Во время и после Гражданской войны в Испании и Второй мировой войны Испания оказалась в политической и экономической изоляции. Последующий эффект этого, в сочетании с предпочтением Франко «удушающего, националистического вида классического китча», заключался в значительном подавлении прогрессивной современной архитектуры в Испании. [24] Тем не менее, некоторым архитекторам удалось согласовать достижения в строительстве с официальным одобрением, особенно благодаря плодотворной работе Гутьерреса Сото, чей интерес к топологии и рациональному распределению пространства эффективно чередовал исторические возрождения и рационалистические образы. Заслуживают упоминания и достижения Луиса Мойя Бланко в строительстве с кирпичными сводами. Его интерес к традиционному кирпичному строительству привел его к глубокому исследованию современных формальных возможностей этого материала.

В последние десятилетия жизни Франко новое поколение архитекторов с силой спасло наследие GATEPAC: Алехандро де ла Сота был пионером в этом новом пути, а такие молодые архитекторы, как Франсиско Хавьер Саенс де Оиса , Фернандо Игерас и Мигель Фисак. , часто со скромным бюджетом, исследуются опечатки в сборных домах и коллективных домах.

Аудитория Тенерифе , Сантьяго Калатрава , 2003 г.

Смерть Франко и возвращение демократии принесли новый архитектурный оптимизм в Испанию в конце 1970-х и 1980-х годах. Критический регионализм стал доминирующей школой мысли в серьезной архитектуре. [25] Приток денег от финансирования ЕС, туризма и процветающей экономики укрепил и стабилизировал экономическую базу Испании, обеспечив плодородные условия для испанской архитектуры. Появилось новое поколение архитекторов, среди которых были Энрик Мираллес , Карме Пинос и архитектор/инженер Сантьяго Калатрава . Олимпийские игры 1992 года в Барселоне и Всемирная выставка в Севилье еще больше укрепили репутацию Испании на международной арене до такой степени, что многие архитекторы из стран, страдающих от рецессии, переехали в Испанию, чтобы помочь в экономическом буме. В знак признания покровительства Барселоны архитектуре Королевский институт британских архитекторов в 1999 году наградил Барселону Королевской золотой медалью , впервые в своей истории эта награда была вручена городу. [26]

Музей Гуггенхайма в Бильбао, 1997 год.

Бильбао привлек Фонд Соломона Р. Гуггенхайма для строительства нового художественного музея , который открылся в 1997 году. Спроектированный Фрэнком Гери в деконструктивистской манере, Музей Гуггенхайма в Бильбао стал всемирно известным и в одиночку поднял авторитет Бильбао на мировой арене. . Успех музея был настолько велик, что строительство знаковых архитектурных памятников в городах, стремящихся повысить свой международный авторитет, стало признанной стратегией городского планирования, известной как « эффект Бильбао ». [27]

В 2003 году Астурийский принц Фелипе де Бурбон открыл в городе Санта-Крус-де-Тенерифе ( Канарские острова ) современное здание Auditorio de Tenerife , спроектированное Сантьяго Калатравой в период с 1997 по 2003 год. В этом мероприятии приняли участие различные корреспонденты и газеты всего мира. [28]

Знаменитые испанские архитекторы 20 века.

[ редактировать ]

прошла выставка «On-Site: Новая архитектура Испании» В 2006 году в МоМА . Он определил Испанию как страну, которая в последнее время стала известна как международный центр инноваций и передового опыта в области дизайна. [29] о чем свидетельствует тот факт, что Притцкеровской для выставки были выбраны семь архитекторов, удостоенных премии. Как сказал Теренс Райли, тогда возглавлявший архитектурный отдел МоМА: «Испанского архитектурного стиля не существует. Но в новых проектах наблюдается растущий уровень качества и красоты, вероятно, больше, чем в любой другой части». мира».Куратор также заявил, что в Испании ведется большое строительство, а в Китае еще больше. «Однако, хотя в Китае вы вряд ли найдете какое-либо интересное предложение, в Испании их много. Их разнообразие и непредубежденность удивляют». [ нужна ссылка ]

Отель Marqués de Riscal в Эльсьего, 2006 г.

В 2006 году Терминал 4 аэропорта Барахас работы Ричарда Роджерса и Антонио Ламела получил Британскую премию Стирлинга . В Барселоне Torre Glòries французского архитектора Жана Нувеля сочетает в себе различные архитектурные концепции, в результате чего получается поразительная конструкция, построенная из железобетона, покрытая стеклянным фасадом, с оконными проемами, вырезанными из структурного бетона. Завершено строительство отеля Marqués de Riscal в Эльсьего , спроектированного Фрэнком Гери с использованием методов, ранее применявшихся в Музее Гуггенхайма в Бильбао. В период с 2006 по 2009 год в Мадриде было построено четыре небоскреба, самый высокий из которых имеет высоту 250 метров. Этот бизнес-парк называется Cuatro Torres Business Area , а Torre de Cristal , самый высокий во всей Испании, спроектирован Сезаром Пелли . С 2008 года Испания пережила рецессию конца 2000-х годов особенно серьезно, особенно в сфере строительства, где произошел резкий спад. Многие государственные и частные архитектурные разработки были отменены или отложены на неопределенный срок. [30]

В 2011 году , был открыт Международный культурный центр Оскара Нимейера в Авилесе , Астурия . Это единственная работа бразильского архитектора Оскара Нимейера в Испании. Он состоит из пяти элементов: открытой площади, купола, башни, зрительного зала и многофункционального здания.

Народная архитектура

[ редактировать ]

Из-за климатических и топографических различий по всей Испании народная архитектура демонстрирует большое разнообразие. известняк , сланец , гранит , глина (обработанная или нет), дерево и трава В разных регионах используются . Структура и распространение различаются в зависимости от региональных обычаев. Некоторые постройки представляют собой дома (например, alqueria , casa montañesa , caserío , cortijo , palloza , pazo , а также изображенные на фото:

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Новая архитектура в Испании (PB) - под редакцией и с эссе Теренса Райли. ISBN   0-87070-499-0
  • Карвер, Норман Ф. младший (1982) Иберийские деревни Португалии и Испании . Документ Пресс, ООО ISBN   0-932076-03-3
  • Чуэка Гойтиа, Фернандо: История испанской архитектуры , два тома. Провинциальный совет Авилы, 2001 г. ISBN   84-923918-7-1
  • Кублер, Джордж . Строительство Эскориала . Принстон, Нью-Джерси, 1982.
  • Ньюкомб, Рексфорд (1937). Испано-колониальная архитектура в США . Джей Джей Огюстин, Нью-Йорк. Дуврские публикации; Репринтное издание (1 апреля 1990 г.). ISBN   0-486-26263-4
  • Розенталь, граф. Дворец Карла V в Гранаде . Принстон, Нью-Джерси, 1985.
  • Сория, Мартин и Джордж Кублер, Искусство и архитектура Испании и Португалии и их американских доминионов, 1500–1800 гг . Хармондсворт 1959.
  • Забалбеаскоа, Аначу (1996). Кладбище Игуалада: Барселона, 1986-90 гг. - Энрик Мираллес и Карме Пинос (Архитектура в деталях С.) (Мягкая обложка). Файдон Пресс. п. 60 страниц. ISBN  0-7148-3281-2 .
  1. ^ «Изображение кельтибера .about.com/library/graphics/numantia_3.jpg» .
  2. ^ Чуэка Гойтиа, Фернандо. От Греции к исламу. Семинары и издания, 1974. ISBN   84-299-0054-3, страницы 172–174, 179 ДОССАТ, 2000 г., ISBN   84-95312-32-8
  3. ^ Кеннеди, Хью (1996). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. ISBN  9781317870418 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Катлос, Брайан А. (2018). Королевства веры: новая история исламской Испании . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN  9780465055876 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  6. ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. стр. 90–93. ISBN  9780812207286 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Барруканд, Марианна; Беднорц, Ахим (1992). Мавританская архитектура в Андалусии . Сумки. ISBN  3822896322 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748646821 .
  10. ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055–1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
  11. ^ Бассет, Анри; Терраса, Анри (1932). Святилища и крепости Альмохадов . Париж: Лароз.
  12. ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  13. ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  15. ^ Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190624552 .
  16. ^ Ирвин, Роберт (2004). Альгамбра . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674063600 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лопес, Хесус Бермудес (2011). Альгамбра и Хенералифе: официальный путеводитель Издательство ТФ. ISBN  9788492441129 .
  18. ^ Чуэка Гойтиа, Фернандо: Традиционные инварианты испанской архитектуры. Манифест Альгамбры ISBN   84-237-0459-9
  19. ^ Гарсиа Гомес, Эмилио: Арабские стихи на стенах и фонтанах Альгамбры. ISBN   84-600-4134-4 / 8460041344 Египетский институт исламских исследований в Мадриде
  20. ^ Гарма, Дэвид де ла. «Архитектура Мудехар (АРТЕГИАС)» . www.arteguias.com . Архивировано из оригинала 5 февраля 2016 г.
  21. ^ Лопес Гусман, Рафаэль. Мудехарская архитектура. Руководства к художественному стулу. ISBN   84-376-1801-0
  22. ^ Альберто Перес-Гомес. Божественная модель Хуана Баутисты Вильяльпандо в теории архитектуры . Альберто Перес-Гомес, Стивен Парселл. Хора 3: Интервалы в философии архитектуры . McGill-Queen's Press. 1999. ISBN   0-7735-1712-X
  23. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2006 г. Проверено 20 декабря 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  24. ^ Форги, Бенджамин (12 февраля 2006 г.). «Прибыли в Испании: некогда статная архитектура стремительно развивается» . Архивировано из оригинала 17 июня 2006 г. – на сайте www.washingtonpost.com.
  25. ^ Забальбеаскоа
  26. ^ список обладателей медалей (PDF). Архивировано 16 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
  27. ^ Бахарах, Джейкоб (2002) Эффект Бильбао . Архивировано 13 ноября 2006 г. в Wayback Machine.
  28. ^ «Новый Йорк в Сиднее» . eldia.es . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г.
  29. ^ «Музей современного искусства – МоМА» . www.moma.org . Архивировано из оригинала 22 января 2010 г.
  30. ^ Интернет, редакция. «Испания забывает о «кирпиче» - Жилье - elmundo.es» . www.elmundo.es . Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1aa8e331482448f4ad3389064b3d6a9d__1719775740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/9d/1aa8e331482448f4ad3389064b3d6a9d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Spanish architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)