Собор Сантьяго-де-Компостела
Митрополит Архикафедральный собор Сантьяго-де-Компостела | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Католик |
Округ | Сантьяго-де-Компостела |
Обряд | Римский обряд |
Лидерство | Архиепископ Франсиско Хосе Прието Фернандес |
Расположение | |
Расположение | Сантьяго-де-Компостела , Галисия , Испания |
Географические координаты | 42 ° 52'50 "N 08 ° 32'40" W / 42,88056 ° N 8,54444 ° W |
Архитектура | |
Тип | Митрополит Архикафедральный собор- Базилика |
Стиль | романский стиль , готика , барокко |
Новаторский | 1075 |
Завершенный | 1211 |
Технические характеристики | |
Направление фасада | Запад |
Емкость | 1,200 |
Длина | 100 м (330 футов) |
Ширина | 70 м (230 футов) |
Высота (макс.) | 75 м (246 футов) |
Шпиль (и) | 2 |
Официальное название: Сантьяго-де-Компостела (Старый город). | |
Критерии | я, ii, ви |
Назначен | 1985 [1] |
Справочный номер. | 320бис |
Официальное название: Catedral Igrexa Catedral Metropolitana. | |
Назначен | 22 августа 1896 г. |
Справочный номер. | (РИ) - 51 - 0000072 - 00000 [2] |
Веб-сайт | |
catedraldesantiago.es |
Базилика Арочного собора Сантьяго-де-Компостела ( испанский и галисийский : Catedral Basílica de Santiago de Compostela ) является частью столичной архиепархии Сантьяго-де-Компостела и является неотъемлемым компонентом объекта Всемирного наследия Сантьяго-де-Компостела в Галисии , Испания . Собор является известным местом захоронения Святого Иакова Великого , одного из апостолов Иисуса Христа . Это также одна из оставшихся церквей в мире, построенных на могиле апостола, среди других — базилика Святого Петра в Ватикане , базилика собора Святого Фомы в Ченнаи , Индия, и базилика Святого Иоанна в Измире , Турция .
Архикафедральная базилика исторически была местом паломничества на Пути Святого Иакова со времен раннего средневековья и знаменует собой традиционное завершение паломнического маршрута . Здание представляет собой романскую постройку с пристройками в стиле поздней готики и барокко.
История
[ редактировать ]По преданию, христианство на Пиренейский полуостров принес апостол Святой Иаков Великий. [3] [4] Однако в Деяниях 12 написано, что Иаков был убит по приказу Ирода в Иерусалиме.
Согласно легенде, гробница в Сантьяго была вновь открыта в 814 году нашей эры Пелагием Отшельником , после того как он стал свидетелем странных огней в ночном небе над лесом Либредон . Епископ Феодомир Ирийский Астурии признал это чудом и сообщил об этом королю и Галисии Альфонсо II (791–842). Король приказал построить на этом месте часовню. был король Легенда гласит, что первым паломником к этой святыне . За этим последовала первая церковь в 829 году нашей эры, а затем в 899 году нашей эры - дороманская церковь, построенная по приказу короля Леона Альфонсо III . [5] что обусловило постепенное развитие этого крупного места паломничества . [6]
ранняя церковь была сожжена дотла Аль-Мансуром ибн Аби Аамиром (938–1002), командующим армией халифа Кордовы В 997 году . Могила и мощи Святого Иакова остались нетронутыми. Ворота и колокола, перевезенные местными пленниками-христианами в Кордову , были добавлены к мечети Альджама . [7] Когда Кордова была захвачена королем Кастилии Фердинандом III в 1236 году, эти же самые ворота и колокола были затем перевезены пленниками-мусульманами в Толедо , чтобы вставить их в собор Святой Марии Толедской .
Строительство нынешнего собора началось в 1075 году во время правления Альфонсо VI Кастильского (1040–1109) и под патронажем епископа Диего Пелаэса . Она была построена по тому же плану, что и монастырская кирпичная церковь Сен-Сернен в Тулузе, вероятно, величайшее романское здание во Франции. [ по мнению кого? ] Он был построен в основном из гранита . Строительство несколько раз приостанавливалось и, согласно Liber Sancti Iacobi , последний камень был заложен в 1122 году. Но к тому времени строительство собора уж точно не было закончено. Собор был освящен в 1211 году в присутствии короля Альфонсо IX Леонского . [8] [9]
Согласно Кодексу Каликстина, архитекторами были «Бернар Старший, замечательный мастер», его помощники Роберт Гальперин и, возможно, позже «Эстебан, мастер соборных работ». На последнем этапе «Бернар-младший» заканчивал строительство, а координацией руководил Гальперин. Он также построил монументальный фонтан перед северным порталом в 1122 году.
Город стал епископской кафедрой в 1075 году, а церковь - собором. Из-за растущего значения города как места паломничества возвел его в сан архиепископа. , в 1120 году Папа Калликст II В 1495 году к нему был пристроен университет. [ нужна ссылка ]
Было высказано предположение, что своеобразные башни-фонари нескольких церквей в долине Дуэро ( Самора , Пласенсиа , Торо , Эвора ) были вдохновлены романским куполом Сантьяго, замененным готическим в 15 веке. [10] Собор был расширен и украшен пристройками в 16, 17 и 18 веках.
Внешний вид собора
[ редактировать ]Каждый из фасадов вместе с прилегающими к ним площадями образует большую городскую площадь. Фасад площади Праса-ду-Обрадойру в стиле барокко был завершен Фернандо де Касас Новоа в 1740 году. Также в стиле барокко выполнен фасад Асибечария Ферро Каавейро и Фернандеса Сарела, позже модифицированный Вентурой Родригесом. Фасад Пратариас, построенный мастером Эстебаном в 1103 году, и, что наиболее важно, Портико да Глория, раннее произведение романской скульптуры , были завершены мастером Матео в 1188 году.
Фасад Обрадойро
[ редактировать ]Площадь Обрадойро перед фасадом намекает на мастерскую ( галисийский : obradoiro ) каменщиков, которые работали на площади во время строительства собора. Чтобы защитить Портик да Глория от разрушения, вызванного погодными условиями, этот фасад и башни с 16 века претерпели несколько реформ. В 18 веке было решено построить нынешний фасад в стиле барокко по проекту Фернандо де Касас Новоа . Он имеет большие застекленные окна, которые освещают древний романский фасад, расположенный между башнями Колокола и Храповик. В середине центрального тела находится Св. Иаков, а на уровень ниже — два его ученика Афанасий и Феодор, все одетые как паломники . Между ними урна (изображающая найденную гробницу) и звезда (изображающая свет, который видел отшельник Пелагий) между ангелами и облаками. На башне справа изображена Мария Саломея , мать святого Иакова, а на башне слева — его отец Зеведей . с На балюстраде левой стороны изображены Св. Сусанна и Св. Иоанн, а на правой - Св. Варвара и Иаков Меньший. [11]
Лестница Максимилиана ведет на фасад. Лестница была сделана в 17 веке Хинесом Мартинесом и выполнена в стиле ренессанс, вдохновленным Джакомо Виньолой из Палаццо Фарнезе . Он имеет ромбовидную форму с двумя пандусами, окружающими вход в старый романский склеп Мастера Матео XII века , в народе называемый «Старым собором». [12] По мнению Мануэля Гаго Мариньо , скульптуры у основания Максимилианской лестницы собора, построенной Максимилианом Австрийским, также связаны с битвой при Клавихо . [13]
Между существующей плоскостью фасада Обрадойро и старым романским порталом (Pórtico da Gloria) находится крытый притвор .
Этот фасад стал символом собора и города Сантьяго-де-Компостела. По сути, это гравировка на оборотной стороне испанских монет евро номиналом 1, 2 и 5 центов.
Южный фасад или дас Пратариас
[ редактировать ]Фасад Серебряных изделий (Пратариас на галисийском языке) представляет собой южный фасад трансепта собора Сантьяго-де-Компостела; это единственный романский фасад, сохранившийся в соборе. Он был построен между 1103 и 1117 годами, а в последующие годы к нему были добавлены элементы из других частей собора. [14] Площадь с двух сторон ограничена собором и монастырем. Рядом с собором находится Casa do Cabido .
Он имеет две ветхие входные двери с архивольтами и историческими тимпанами. Архивольты прикреплены к одиннадцати колоннам, три из белого мрамора (средняя и по углам), а остальные из гранита . В центре фигуры двенадцати пророков и апостолов на боковой линии. На тимпанах находится большой фриз, отделенный от верхней части тела полосой, поддерживаемой гротескными кронштейнами; на этом этаже два окна, украшенные романскими архивольтами. [14]
На центральном фризе изображен Христос с различными персонажами и сценами. Справа шесть фигур принадлежат Каменному хору Мастера Матео установленному в конце 19 века. Первоначальное положение иконографических элементов было признано недействительным, поскольку в 18 веке были введены многочисленные изображения, восстановленные с разобранного фасада Ачибечарии. [15] В центральном медальоне изображен Вечный Отец (или Преображение ) с раскрытыми руками, а на верхней поверхности изображены четыре ангела с трубами, возвещающие Страшный суд. [14]
В тимпане левой двери изображен Христос, искушенный группой демонов . Справа полуодетая женщина с черепом в руках, которая может быть Евой или прелюбодейкой. Эта фигура не молится на коленях, а сидит на двух львах. Косяки - Святой Андрей и Моисей . На левом опоре изображен библейский царь Давид, восседающий на троне со скрещенными ногами, полупрозрачный сквозь тонкую ткань своей одежды и играющий то, что кажется ребеком , олицетворяющий победу над злом и представляющий собой выдающееся романское произведение, созданное Мастер Эстебан. Также показано сотворение Адама и благословение Христа. Многие из этих фигур происходят из романского фасада севера или Параисо (нынешний фасад Ачибечарии) и были размещены на этом фасаде в 18 веке. [14] [16]
В тимпане правой двери помещено несколько сцен из « Страстей Христовых» и «Поклонения волхвов» . На одном из косяков имеется надпись в память о закладке камня:
Регистрация соответствует римскому календарю , согласно расчетам испанской эпохи , что соответствует 11 июля 1078 года. Неопознанное изображение лисы, поедающей кролика, и на фоне него плохо одетая женщина с животным на коленях. На стене башни Беренгелы появляются другие изображения, изображающие сотворение Евы, Христа на престоле и Связывание Исаака . [14]
Северный фасад или Ачибечария
[ редактировать ]Фасад «da Acibecharía» (галисийское название, полученное из драгоценного камня) находится на площади Praza da Inmaculada или Acibecharía, пропуская последний участок городских дорог: французской , примитивной , северной и английской, через старые ворота Франксигена или райские ворота. Романский портал был построен в 1122 году Бернардо, казначеем храма. Этот портал был снесен после пожара 1758 года; некоторые сохранившиеся скульптуры были помещены на фасад Пратариас. Новый фасад был спроектирован в стиле барокко Лукасом Ферро Каавейро и закончен Доминго Лоисом Монтеагудо и Клементе Фернандесом Сарела в неоклассическом стиле в 1769 году, хотя он сохранил некоторые следы барокко. [17]
На вершине фасада находится статуя Святого Иакова XVIII века, у его ног молятся два короля : Альфонсо III Астурийский и Ордоньо II Леонский . В центре находится статуя Веры. [18] [19]
Восточный фасад или да Кинтана
[ редактировать ]Фасад собора, выходящий на площадь Пласа-де-ла-Кинтана, имеет двое ворот: Порта-Реаль (королевские ворота) и Порта-Санта (священные ворота). Строительство Реальских ворот в стиле барокко было начато под руководством Хосе де Вега-и-Вердуго и Хосе де ла Пенья де Торо в 1666 году и завершено Доминго де Андраде в 1700 году, который построил несколько колонн, охватывающих две полы окон, балюстрада с большими вершинами и эдикула с конной статуей Святого Иакова (ныне исчезнувшей), хорошо украшенной декоративными гроздьями фруктов и крупными военными трофеями. Через эту дверь в собор входили короли Испании, отсюда и его название, и королевский герб на его перемычке . [14] [20]
Святая дверь (Porta Santa) или Дверь прощения (Porta do Perdón) находится ближе всего к ступенькам. Обычно он закрывается забором и открывается только в якобинский священный год (годы, когда День Святого Иакова , 25 июля, выпадает на воскресенье). Это были одни из семи меньших ворот, посвященные святому Пелагию (в честь которого назван монастырь напротив). этой двери В нишах помещено изображение Иакова и его учеников Афанасия и Феодора рядом с ним. Внизу и по бокам двери были помещены двадцать четыре фигуры пророков и апостолов (в том числе святого Иакова), происходящих из старого каменного хора мастера Матео. истинная Святая дверь, ведущая в амбулаторию апсиды Внутри этой двери через небольшой двор находится церкви. [14] [21]
Колокольни
[ редактировать ]Первые башни главного фасада собора были романскими (нынешний фасад Обрадойро). Их называют Торре-дас-Кампас, которая расположена со стороны Послания (справа) и Торре-да-Каррака со стороны Евангелия (слева). Оба имеют высоту от 75 до 80 метров. [22]
Первая часть башни была построена в 12 веке, но в 15 веке было внесено несколько модификаций, и король Франции Людовик XI подарил в 1483 году два крупнейших из тринадцати колоколов . [23]
Из-за наклона, обнаруженного в его конструкции между 16 и 17 веками, в период с 1667 по 1670 год башни пришлось укрепить контрфорсами . Башни с колоколами были построены Хосе де ла Пенья де Торо (1614–1676). в стиле барокко, завершенный Доминго де Андраде. Архитектура башен имеет большое значение в перспективе благодаря своим вертикальным линиям и последовательности этажей. [24] [25]
Северная башня или да Каррака
[ редактировать ]Он расположен слева от фасада дель Обрадойро и был построен, как и его партнер, на противоположной стороне более ранней башни романского периода . Он был спроектирован Фернандо де Касас Новоа в 1738 году и имитировал колокольни Пенья де Торо и Доминго де Андраде 17 века: украшения в стиле барокко украшали все виды орнаментов, создавая единую архитектуру фасада. [24]
Часовая башня, Торре да Триндади или Беренгела
[ редактировать ]Часовая башня, также называемая Торре-да-Триндаде или Беренгела, находится на пересечении площадей Пратариас и площади Кинтана . начнется в 1316 году по просьбе архиепископа Родриго дель Падрона Традиционно считалось, что строительство защитной башни . После его смерти его преемник, архиепископ Беренжер де Ландор , продолжил работу над ним, хотя некоторые авторы ставят эти даты под сомнение. [23] Став главным мастером собора, Доминго де Андраде продолжил его строительство и между 1676 и 1680 годами поднял его на два этажа выше; за счет использования различных конструкций удалось добиться гармоничного и декоративного дизайна с пирамидальной короной и фонарем в качестве завершающего элемента с четырьмя постоянно горящими лампочками. Он поднимается на высоту 75 м (246 футов). [25]
В 1833 году Андрес Антело установил часы на каждой стороне башни по заказу архиепископа Рафаэля де Велеса . В состав механизма входят два колокола : один указательный, называемый Беренгела, а другой поменьше, обозначающий четверть часа. Эти две были отлиты в 1729 году Гуэмесом Сампедро. Беренгела имеет диаметр 255 см (100 дюймов) и высоту 215 см (85 дюймов), вес примерно 9600 кг (21 200 фунтов), а меньшая весит 1839 кг (4054 фунта) при диаметре 147 см (58 дюймов). ) и высотой 150 см (59 дюймов). Оба оригинальных колокола треснули, что потребовало их замены. Нынешние копии были отлиты в Астене (Нидерланды) домом Эйсбоутса в 1989 году и помещены в собор в феврале 1990 года. [26] [27]
Во время Якобинского святого года паломники могут войти в собор через святую дверь (Порта Санта), чтобы получить полную индульгенцию . [28] В священный год фонарь горит башни Беренгела круглый год. в противном случае он останется неосвещенным. Свет действует как маяк , направляя паломников к собору в святые годы. [29]
Интерьер
[ редактировать ]Собор имеет длину 97 м (318 футов) и высоту 22 м (72 фута). Он сохраняет свой первоначальный, с цилиндрическим сводом крестообразный, романский интерьер . Он состоит из нефа , двух боковых нефов, широкого трансепта и хора с расходящимися часовнями. По сравнению со многими другими важными церквями, интерьер этого собора производит первое впечатление строгости, пока вы не войдете дальше и не увидите великолепный орган и изобилие хора. Это самая большая романская церковь в Испании и одна из крупнейших в Европе.
Портик Славы
[ редактировать ]Портик Славы («Портико да Глория» на галисийском языке ) собора Сантьяго-де-Компостела — романский портик, созданный мастером Матео и его мастерской по заказу короля Леона Фердинанда II . В ознаменование его завершения в 1188 году дату высекли на камне и установили в соборе, а перемычки на портике разместили . Завершение полного набора из трех частей продолжалось до 1211 года, когда храм был освящен в присутствии короля Леона Альфонсо IX . [8] [9]
Портик имеет три круглые арки , соответствующие трем нефам церкви, поддерживаемые толстыми опорами с пилястрами . Центральная арка, вдвое шире двух других, имеет тимпан и разделена центральной колонной — импостом — с изображением Святого Иакова . По вертикали нижняя часть образована основаниями колонн, украшенных фантастическими животными, средняя часть состоит из колонн, украшенных статуями апостолов , а верхняя часть поддерживает основания арок, венчающих три двери. Скульптура призвана служить иконографическим изображением различных символов, заимствованных из Книги Откровения и книг Ветхого Завета. [30]
Тимпан
[ редактировать ]Устройство тимпана основано на описании Христа , которое дает Иоанн Богослов в Откровении ( гл. 1: 1–18). В центре изображен Пантократор с образом Христа в Величестве, на руках и ногах которого видны раны от распятия . Вокруг Христа находится тетраморф с фигурами четырех евангелистов с их атрибутами: слева вверху Св. Иоанн и орел и внизу Св. Лука с быком; справа вверху святой Матфей на капюшоне мытаря и внизу святой Марк и лев. [31]
По обе стороны от евангелистов, позади Марка и Луки, стоят по четыре ангела с орудиями Страстей Христовых. Некоторые из них, не касаясь их напрямую, представляют собой крест и терновый венец (слева), копье и четыре гвоздя (справа), другие - колонну, в которой его били, и кувшин, через который Понтий Пилат провозгласил свою невиновность. Над головами этих ангелов две большие группы душ блаженных, всего сорок. В архивольте центрального тимпана восседают старцы Апокалипсиса , каждый держит музыкальный инструмент, как бы готовя концерт в честь Бога. [31]
импост
[ редактировать ]В импосте фигура святого Иакова восседает с посохом паломника , как покровителя базилики. Появляется святой Иаков со свитком, на котором написано Misit me Dominus (Господь послал меня). Колонна прямо над его головой с капителью , символизирующей искушения Христа . На трех его сторонах, обращенных внутрь храма, молятся два коленопреклоненных ангела. У подножия святителя находится еще одна капитель с фигурами Святой Троицы . Под Апостолом изображено древо Иессея , имя, данное родословной Иисуса Христа от Иессея , отца царя Давида ; этот сюжет впервые представлен в религиозной иконографии на Пиренейском полуострове . Колонна опирается на постамент, на котором изображена фигура с бородой до груди (возможно, изображение Ноя ) и два льва. У подножия центральной колонны вверху внутри, обращенной в сторону главного алтаря собора, находится коленопреклоненная фигура самого Магистра Матео, держащая табличку, на которой написано Архитектус . Этот образ широко известен как Санто-дос-Крокес. [32] из древней традиции, когда студенты били головой о фигуру в знак мудрости, традиции, которая позже была перенята паломниками , хотя предпринимаются шаги по ограничению доступа, чтобы предотвратить ухудшение, от которого пострадала работа.
Косяки
[ редактировать ]В колоннах центральной двери и двух боковых дверей изображены апостолы, а также пророки и другие фигуры с их иконографическими атрибутами. Все они увенчаны капителью , изображающей различные животные и человеческие головы с мотивами листьев. Имена всех фигур записаны в книгах или свитках, которые они держат в руках.
Четыре колонны портика опираются на прочный фундамент, на котором изображены различные группы животных и человеческие головы с бородами. По мнению некоторых историков, эти фигуры являются изображениями демонов и символизируют тяжесть славы (в данном случае портика), сокрушающей грех . Другие источники дают апокалиптическое толкование, с войнами, голодом и смертью (представленными зверями) и ситуациями, которые может спасти только человеческий разум (головы пожилых людей).
Боковые двери
[ редактировать ]Арка правой двери символизирует Страшный суд . Двойной архивольт разделен на две равные части двумя головками. Некоторые авторы отождествляют эти головы с фигурами архангела Михаила и Христа. Для других они являются Христом-Судией и ангелом или могут указывать на Бога-Отца и Бога-Сына. Справа от этих голов Ад представлен фигурами чудовищ ( демонов ), которые тащат и истязают души проклятых. Слева — Небеса с избранными, с фигурами ангелов с детьми, символизирующими спасенные души . [33] [34]
В арке левой двери изображены сцены из Ветхого Завета , где праведники ожидают прихода Спасителя. В центре первого архивольта — Бог-Творец, благословляющий странника и держащий Книгу Вечной Истины; справа от него Адам (обнаженный), Авраам (с поднятым указательным пальцем) и Иаков . Вместе с ними есть две фигуры, которые могут быть Ноем (новым отцом человечества, спасенным во время Потопа) и Исавом или Исааком и Иудой . Слева от Бога находятся Ева , Моисей , Аарон , царь Давид и Соломон . Во втором архивольте, вверху, десять маленьких фигурок представляют двенадцать колен Израилевых . [31]
Неф
[ редактировать ]с цилиндрическим сводом Неф и паховые своды состоят из одиннадцати пролетов , а широкий трансепт состоит из шести пролетов. Каждый сгруппированный пирс окружен полуколоннами, три из которых несут поперечные своды боковых нефов и ферму арочных сводов, а четвертая достигает источника свода. Освещенные галереи проходят на значительной высоте над боковыми нефами вокруг церкви.
Хор . покрыт тремя пролетами и окружен амбулаторной и пятью расходящимися часовнями Свод апсиды пронизан круглыми окнами, образующими фонарь . Хор демонстрирует удивительное изобилие в этой романской обстановке. Над главным алтарем возвышается огромный балдахин с роскошно украшенной статуей Святого Иакова 13 века. Паломники могут поцеловать мантию святого через узкий проход за алтарем.
В хоровом проходе выделяются решетка и свод капеллы Мондрагона (1521 г.). Сияющие часовни представляют собой музей картин, ретаблей, реликвариев и скульптур, накопленных на протяжении веков. В часовне Реликвария ( галисийский : Capela do Relicario ) находится золотое распятие, датированное 874 годом, содержащее предполагаемую часть Истинного Креста .
Склеп
[ редактировать ]Склеп под главным алтарем демонстрирует фундамент церкви 9-го века. Это был конечный пункт назначения паломников . В склепе хранятся мощи святителя Иакова и двух его учеников: святителя Феодора и святителя Афанасия. Серебряный реликварий (автор Хосе Лосада, 1886 г.) был помещен в склеп в конце XIX века, после аутентификации мощей Папой Львом XIII в 1884 году.
С течением времени место захоронения святого было практически забыто. Из-за регулярных вторжений голландцев и англичан в 1589 году мощи были перенесены из места под главным алтарем в более безопасное место. Они были вновь открыты в январе 1879 года. [35] [36]
огнетушитель
[ редактировать ]В куполе над переходом находится шкивный механизм, позволяющий качать « Ботафумейро », знаменитую кадильницу , найденную в этой церкви. Она была создана ювелиром Хосе Лосада в 1851 году. Сантьяго-де-Компостела Ботафумейро — самая большая курильница в мире, ее вес составляет 80 кг (180 фунтов), а высота — 1,60 м (5,2 фута). Обычно он выставляется в библиотеке собора, но во время некоторых важных религиозных праздников его прикрепляют к шкиву, наполненному 40 кг (88 фунтов) древесного угля и благовоний. В юбилейные годы (когда День Святого Иакова выпадает на воскресенье) Ботафумейро также используется во всех паломнических мессах. в красных одеждах Восемь тираболейрос тянут веревки и приводят их в раскачивающееся движение почти до крыши трансепта, развивая скорость 80 км/ч (50 миль в час) и распыляя густые облака благовоний . [ нужна ссылка ]
Другие захоронения
[ редактировать ]- Альфонсо Даниэль Родригес Кастелао в Panteón de Galegos Ilustres («Пантеон выдающихся галисийцев»), Бонаваль
- Фруктуоз из Браги
- Розалия де Кастро
- Фернандо Перес де Траба
- Фердинанд II Леонский
- Альфонсо IX Леонский
- Педро Фернандес де Кастро
- Гаспар де Авалос де ла Куэва
Старые изображения
[ редактировать ]- Портик Глории в 1849 году, автор Хенаро Перес Вильямиль.
- Портик да Глория, коллотип 1889 г.
- Вестсайдский главный фасад собора в сторону площади Пласа-дель-Обрадойро , коллотип 1889 г.
См. также
[ редактировать ]- Астурийская архитектура
- Католическая церковь в Испании
- Сантьяго-де-Компостела
- 12 сокровищ Испании
- Список мест христианского паломничества
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сантьяго-де-Компостела (Старый город)» . Whc.unesco.org. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г. Проверено 10 января 2011 г.
- ^ «Кафедральный собор Игрекса» . Историческое наследие - база данных недвижимости (на испанском языке). Министерство культуры. Архивировано из оригинала 6 января 2019 года . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Орландис, Дж. (1990). «Некоторые соображения о христианском происхождении в Испании». Христианство и аккультурация во времена Римской империи . Университет Мурсии. стр. 63–71. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 15 октября 2014 г.
- ^ Ллигадас, Дж. (2005). Книга святых . Литургический пастырский центр. ISBN 8498050413 . Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 14 ноября 2015 г.
- ^ Портела Сильва 2003 : с. 54
- ^ Гарридо Торрес 2000 : с. 100
- ^ Гарридо Торрес 2000 : с. 101
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браво Лозано 1999 : с. 235
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арместо, В. (1971). Феодальная Галичина (2-е изд.). Редакция Галаксии. стр. 188, 287. Архивировано из оригинала 25 июля 2023 г. Проверено 14 ноября 2015 г.
- ^ Садия, Хосе Мария (6 августа 2022 г.). «Неизвестное происхождение романских куполов указывает на Компостелу» . ElDiario.es (на испанском языке). Архивировано из оригинала 8 августа 2022 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ «Фасад мастерской» . Уголки Сантьяго . Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ Бендала Галан, Мануэль (2003). Руководство по испанскому искусству . Мадрид: Силекс. стр. 542–543. ISBN 84-7737-099-0 .
- ^ Мариньо, Мануэль Гаго (23 января 2023 г.). «Возможно, вы проходили эту площадь сотни раз» . Твиттер (на галисийском языке) . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Наваскуэс 1997 : с. 223
- ^ «Фасад Платериас» . Фонд Барри. Архивировано из оригинала 7 января 2009 г.
- ^ Искьердо Перрин, Рамон (1998). «Сцены менестрелей в романском стиле Галиции» . В Гарсии Гвинее, Мигель Анхель (ред.). Повседневная жизнь в средневековой Испании: материалы VI курса средневековой культуры, проходившего в Агилар-де-Кампоо (Паленсия) с 26 по 30 сентября 1994 года . Санта-Мария-ла-Реаль. стр. 133–134. ISBN 8486547466 .
- ^ Бельда Наварро, Кристобаль (1997). Века барокко . Мадрид: Акал. п. 116. ИСБН 84-460-0735-5 .
- ^ «Экстерьеры: фасады и площади» . Собор. Экскурсия по собору (на галисийском языке). Официальный туристический сайт Сантьяго-де-Компостела. Архивировано из оригинала 3 сентября 2013 г. Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ «Сантьяго де Компостела» (на галисийском языке). RuralPoint Turismo Rural. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ Вила, Мария Долорес. «Вега и Вердуго и введение барокко» . Цифровой журнал Artehistoria . Хунта Кастилии и Леона. ISSN 1887-4398 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ Отеро Педрайо 1965 : стр. 405–406
- ^ «Собор Апостола Сантьяго — Сантьяго-де-Компостела (Галисия)» . Опись колоколов соборов Испании . Звонари собора Валенсии. 2010. Архивировано из оригинала 8 августа 2013 г. Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Васкес Кастро, Дж. (1998). «Беренгела и Часовая башня собора Сантьяго» . Семата Социальные и гуманитарные науки . 10 . Университет Сантьяго-де-Компостела: 111–148. ISSN 1137-9669 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Сантьяго де Компостела. Кафедральный собор» . Центро Виртуальный Сервантес. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 г. Проверено 19 октября 2010 г.
- ^ Ллоп и Байо, Франческ (2010). «Соборная башня с часами» . Звонари собора Валенсии. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 г. Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ Педралс, Джоан (2010). «Оригинальные колокола часов собора Сантьяго-де-Компостела» (на каталанском языке). Звонари собора Валенсии. Архивировано из оригинала 14 марта 2013 г. Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ «Сантьяго Ботафумейро» . www.rawtravel.com . Архивировано из оригинала 27 апреля 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Ксакобео 2021 и 2022» . Мундиплюс . 21 марта 2020 г. Архивировано из оригинала 21 июля 2023 г. Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ Васкес/Искьердо/Гарсия/Кастро 1996 : стр. 76–77
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Портик Славы и Мастера Матео» . Романский стиль в Ла-Корунье . Артегиас. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 г. Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ «Мастер Матео или Санто-дос-Крокес» . Путь Сантьяго . Виртуальный центр Сервантеса. Архивировано из оригинала 5 декабря 2000 г. Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ «Метрополитенский собор» . Крыльцо Славы . Портал Архиепископии Сантьяго-де-Компостела. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 г. Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ «Портик Славы, возвышенный» . Уголки Сантьяго. Архивировано из оригинала 9 мая 2007 г. Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ Лорка Вивес, Б.; Гарсиа Виллослада, Р.; Монтальбан, Ф.Дж. (1960). История католической церкви в ее четвертой великой эпохе: Древний век (1–681) . Том 1 «Истории католической церкви в ее четвертом великом веке: древний, средний, новый, современный». Католическое издательство. п. 142.
- ^ «Святые годы Компостела ХХ века. Хроника Возрождения» (PDF) . Официальный вестник архиепископства Сантьяго (3594 г.): 118–122. Январь 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 сентября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес Мартинес, Росарио (2002). Музыкальная иконография романской скульптуры в свете методов работы скульпторов: собор Хака, Лас-Платериас в Сантьяго-де-Компостела и Сан-Исидоро-де-Леон . Том 27. с. 13–45. ISSN 1522-7464 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Браво Лосано, Миллан (1999). Незабываемый Путь Сантьяго . Леон: Эверест. ISBN 84-241-3905-4 .
- Карро Отеро, Хосе (1997). Сантьяго де Компостела . издательство Эверест. ISBN 84-241-3625-Х .
- Чаморро Ламас, Мануэль; Гонсалес, Викториано; Регал, Бернардо (1997). Романские маршруты в Галисии/1 . Выпуски встреч. ISBN 84-7490-411-0 .
- Фрагуас Фрагуас, Антонио (2004). Паломничество и святыни Галичины . издательство Гэлакси. п. 20. ISBN 978-84-8288-704-3 .
- Фуэртес Домингес, Грегорио (1969). Путеводитель по Сантьяго, его памятникам, его искусству . Обязательный экземпляр C. 325–1969. Францисканское эхо.
- Гарсиа Иглесиас, Хосе Мануэль (1993). Собор Сантьяго: Новое время (на галисийском языке). собираться ISBN 8486614694 .
- Гарридо Торрес, Карлос (2000). Визуальные путеводители по Испании: Галисия . Обязательный экземпляр: B 18469. El País.
- Гомес Морено, Мария Елена (1947). Тысяча драгоценностей испанского искусства, избранные произведения, великолепные памятники: первый том «Античность и средневековье» . Барселона: Институт Галлаха.
- Наваскес Паласио, Педро; Сарту Карререс, Карлос (1997). Соборы Испании . Специальное издание для Banco Bilbao Vizcaya. Мадрид: Эспаса Кальпе . ISBN 84-239-7645-9 . OCLC 249825366 .
- Отеро Педрайо, Рамон (1965). Путеводитель по Галиции (4-е изд.). издательство Галаксия. стр. 351 и далее.
- Портела Сильва, Э. (2003). История города Сантьяго-де-Компостела . Университет Сантьяго де Компостела. ISBN 8497501373 .
- Санмартин, Хуан Р. (1984). «О Ботафумейро: Параметрическая накачка в средние века». Американский журнал физики . 52 (10): 937–945. Бибкод : 1984AmJPh..52..937S . дои : 10.1119/1.13798 .
- Вакейро, Витор (1998). Путеводитель по волшебной, мифической и легендарной Галиции (на галисийском языке). галактика ISBN 8482882058 .
- Васкес Варела, JM; Искьердо Перрин, Р.; Гарсиа Иглесиас, JM; Кастро, А. (1996). 100 шедевров галицкого искусства (на галисийском языке). Черное искусство. ISBN 84-87709-50-8 .
- Вилла-Амиль-и-Кастро, Хосе (1866 г.). Историко-художественно-археологическое описание собора Сантьяго . Распечатать Сото Фрейре.
- Тернер, Джейн (1996). Словарь искусства Гроува . Macmillan Publishers Ltd. ISBN 0-19-517068-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Реконструкция качающегося движения Botafumeiro. Архивировано 23 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- Фотографии собора Сантьяго-де-Компостела, Галисия, Испания.
- Фотографии собора Сантьяго-де-Компостела, заархивированные 16 октября 2014 г. в Wayback Machine.
- HyperSculpture - Pórtico de la Gloria. Архивировано 11 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
- Искусство средневековой Испании, 500–1200 гг. н.э. , каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о соборе Сантьяго-де-Компостела (стр. 175–183).
- Собор Сантьяго-де-Компостела
- Церкви 9 века в Испании
- Здания римско-католической церкви XIII века в Испании
- Церкви построены в 1211 году.
- Галисия (Испания)
- Римско-католические соборы в Галисии (Испания)
- Церкви в Галисии (Испания)
- Культура Галиции
- Церковные здания с куполами
- Дороманская архитектура Испании.
- Романская архитектура в Галисии (Испания)
- Архитектура барокко в Галисии (Испания)
- Bien de Interés Культурные достопримечательности провинции Ла-Корунья
- Захоронения Анскаридов
- Заведения XIII века в Испании
- Испанские легенды
- Гробницы апостолов
- Паломнические церкви