Старый собор Саламанки
Собор Санта-Мария (исп. Catedral Vieja de Santa María ), известный как Старый собор , — один из двух соборов в Саламанке , Кастилия и Леон , Испания . Основанный епископом Жеромом Перигорским , его строительство началось в первой трети XII века и было завершено в конце XIV века в романском и готическом стиле. Он был завершен благодаря импульсу, данному работам епископом Альфонсо Барасаком . Он посвящен Святой Марии Престольной (Санта-Мария-де-ла-Седе).
Характеристики
[ редактировать ]Его начали строить по инициативе его первого епископа Жерома Перигорского (умер в 1120 году) после восстановления Саламанкской епархии королем Леона Альфонсо VI и после заселения города, осуществленного его зятем. -закон Раймунд Бургундский . Это был период, когда романский стиль уступил место готике , что можно увидеть в разнице между колоннами и началом ребристых сводов , поскольку между ними нет конструктивной непрерывности, поскольку первые были предназначены для поддержки бочки. свод , а строительство собора было завершено в 1236 году.
Он находился на грани разрушения в эпоху раннего Нового времени, так как при планировании Нового собора его считали снесенным, но длительный период времени, прошедший с начала работ Нового собора (около 1520 г. ) и поздняя дата завершения (около 1733 г.), а также необходимость места для празднования культа во время завершения строительства привели к тому, что первоначальное решение о его сносе было отменено. В этом смысле в плане левый неф кажется уже, а часть трансепта отсутствует, что является следствием строительства Нового собора.
Это здание в форме базилики с латинским крестом и тремя нефами, обозначенным трансептом и шеветом, образованным тремя полукруглыми апсидами, которые снаружи имеют окна с полукруглыми арками. Учитывая приграничный характер Саламанки, она также проектировалась как крепость, что сейчас не так заметно, поскольку зубцы башни Мокко исчезли, а крыша нефа, бывшая терраса для прогулок, была заменена другой испанской башней. плитка . По этой причине он был широко известен как фортис сальмантина . [фн 1]
Работы стали вести над апсидой, поэтому это будет самая старая часть, позволяющая предусмотреть изменение стиля сводов, закрывающих нефы, поскольку они представляли собой выступающие паховые своды и были заменены ребристыми сводами.
Самым выдающимся элементом памятника является значительный купол, возвышающийся над трансептом и поддерживаемый четырьмя впечатляющими подвесками, дату постройки которого следует отнести к 1150 году. Внутри он имеет форму раскрытого апельсина с шестнадцатью сегментами, а на снаружи она имеет почти коническую форму, украшена чешуей и известна в народе как «Торре дель Галло» (Башня Петуха), так как это животное появляется на венчающем ее флюгере. Он опирается на барабан с шестнадцатью колоннами внутри, освещенный 32 окнами, 16 поперечными нервами, сходящимися в центральной части купола. Модель купола основана на модели собора Самора , который был первым из группы куполов Дуэро , также называемых леонскими или византийско-леонскими куполами (группа, образованная куполами соборов Саморы , Старого собора Пласенсии). , сам Старый собор Саламанки и Соборная церковь Торо ), которые имеют аналогичную структуру с двумя разными куполами, один внутри, другой снаружи, между которыми будет насыпь из гравия и земли. , хотя они опираются друг на друга. Внешнее убранство чешуйчатой формы очень любопытно и его трудно проследить в истории искусства; подобные украшения имеются в церквях Турции, хотя они встречаются и в убранстве башен Церковь Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье , гораздо более вероятное влияние, чем турецкое, если принять во внимание, что в заселении города участвовали выходцы из Франции.
От первоначального главного фасада, покрытого другим фасадом 13 века, мало что осталось. Он окружен двумя башнями; тот, что слева (торре-де-лас-кампанас), остался под башней Нового собора , а тот, что справа, так и не был закончен, получил название Торре-Мокка, и его можно увидеть до сих пор. Новый дверной проем, вскоре после постройки, с левой стороны был частично перекрыт каменным откосом, который пришлось сделать для укрепления колокольни после лиссабонского землетрясения 1755 года .
Другими достопримечательностями храма являются главный алтарь 15-го века, приписываемый Николо Делли (1430 г.), и верхняя фреска, изображающая Страшный суд , которая, безусловно, принадлежит Николо Делли (1445 г.). В апсиде находится большой цикл из 53 картин, 12 из которых созданы итальянским художником 15-го века Делло Делли , изображающие жизнь Иисуса и Девы Марии . У подножия, под Торре-де-лас-Кампанас, находится часовня Сан-Мартин или дель Асеите. Последний был написан Антоном Санчесом де Сеговия в 1262 году. [фн 2] В монастыре есть несколько фресок 13-14 веков, которые украшают гробницы, и ряд открытых часовен, среди которых часовня Талавера, часовня Санта-Барбары с могилой епископа Хуана Лусеро , в которой находится были проведены экзамены на получение степени Университета Саламанки , часовни Санта-Каталины и часовни Сан-Бартоломе или де Анайя.
Хуан Франсес де Ирибаррен был органистом Старого собора в 1717–1733 годах.
Главный алтарь
[ редактировать ]Работа была помещена между 1430-1450 годами, и над 53 панелями, составляющими алтарный образ Старого собора Саламанки, работали три автора.
Основные работы принадлежат итальянскому художнику Делло Делли , ему соответствуют первые 12 панно, которые, несомненно, являются наиболее качественными. Делло воспользовался помощью двух своих братьев. Сансон Делли сделал несколько досок центральной части алтаря с помощью местных художников, которые работали по заказу Делло Делли. Наконец, третий брат Николо Делли , более известный как Никколо Флорентино, сделал несколько последних панелей работы и картину Страшного суда , находящуюся в раковине апсиды собора.
Алтарный образ представляет цикл жизни Девы Марии и Иисуса Христа , от Рождества Богородицы до перехода Матери Христа, все это сопровождается сценами из жизни Иисуса и увенчано великолепным Страшным судом . Картины показаны как очень продвинутые для художественного момента, жившего в Испании в то время, некоторые ренессансные решения, которые появляются в зданиях картин, а также некоторые купола, напоминающие работы Брунеллески, слишком новы для страны, которая до сих пор строится в готике. Яркие цвета, среди которых выделяется розовый, делают картины очень узнаваемыми. Влияние итальянской живописи, в частности сиенской и флорентийской школ , смешанное с типичными деталями фламандской живописи , мастерски сочетается, образуя великолепный живописный цикл.
Страшный суд представлен в раковине апсиды, где Иисус Христос угрожающе идет, чтобы отделить добро от зла. Правая рука Иисуса находится между благословением и угрозой, левая рука поднесена к груди с намерением открыть рану на боку и показать ее всему миру. Иконографическая схема Иисуса Христа такая же, как та, которую позднее использовал Микеланджело для «Суда Сикстинской капеллы» . Христос появляется в окружении ангелов, несущих разные элементы Страстей. У его ног Богородица и Иоанн Богослов преклоняют колени, ожидая приближения Иисуса, который, кажется, идет. Справа от Христа появляется спасенный, одетый в белое, а слева — осужденный, обнаженный и как будто идущий к пасти гигантского чудовища. Между фигурами осужденных можно увидеть лица епископа и Папы, намекая на то, что никто не свободен от суда Божия.
Над алтарем находится изображение, известное как Дева Ла Вега , покровительница города. Изображение, выполненное из дерева, покрыто позолоченной бронзой, инкрустированной эмалью и драгоценными камнями. Он происходит из исчезнувшего монастыря Санта-Мария-де-ла-Вега , регулярного каноника Святого Августина, расположенного в плодородной долине реки Тормес . Должно быть датировано XII веком, следует за византийскими моделями, неподвижно держит на коленях ребенка, показывая его зрителю правой рукой.
Часовня Сан-Мартин или Капилла дель Асейте
[ редактировать ]Он расположен под так называемой Торре-де-лас-Кампанас (колокольней), на которой нынешняя башня Нового собора построена . Кажется, что имя Святого Мартина не могло быть названо титульным именем собора, поскольку оно было посвящено Деве Марии, поэтому такого святого, как француз, как Мартин, поместили в небольшую часовню, расположенную у подножия собора. , расположенный в котловине Торре де Кампанас. Однако имя святого могла быть присвоена романской церкви, которая по сходной с собором схеме, хотя и меньшего размера, была построена за стенами, где позже будет построена Пласа Майор де Саламанка (поэтому на вначале она называлась Пласа-де-Сан-Мартин). Незадолго до входа в часовню на стене храма была обнаружена большая картина, на которой Святой Мартин делит свой плащ.
Самое интересное, что есть в этой часовне, - это несколько картин, украшенных гербами королевств Леон и Кастилия , некоторые из которых датированы 1262 годом и написаны Антоном Санчесом де Сеговия , расположенные на задней стене с изображениями. Иеремии, Исайи и Даниила наверху, а также Св. Иоакима и Св. Анны внизу, все они под искусственными архитектурными арками. Рядом с ними, расположенное в боковой стене и выполненное в 16 веке, выделяется изображение Страшного суда, написанное как гобелен, где Иисус Христос представлен внутри миндаля, показывая руки, ноги и бок. раны страстей в сопровождении Апостолов и Богородицы, отделяющие спасённых от проклятых.
В часовне также есть несколько гробниц, в том числе могила епископа Родриго Диаса , умершего в 1339 году, и украшенная картинами того же периода и сценами из Поклонения волхвов. Напротив, в другой гробнице покоятся останки основателя часовни Педро Переса , который умер в 1262 году.
Монастырь
[ редактировать ]Первобытный монастырь был поврежден во время землетрясения в Лиссабоне 1755 года , и на этом месте нет никаких заметных останков. Нынешний является результатом более поздней реконструкции. На его восточной и южной сторонах находится ряд часовен, которые подробно описаны ниже.
В 2013 году было подтверждено, что первоначальный монастырь Старого собора Саламанки был разобран и реконструирован в частном поместье Паламос (Жирона, Каталония) ( романский монастырь Мас-дель-Вент в Паламосе ), что вызвало большую критику со стороны часть населения.
Часовня Сан-Сальвадор или де Талавера
[ редактировать ]Это самая старая из всех часовен монастыря. Он покрыт куполом с 16 параллельными ребрами по два, которые поддерживаются колоннами, образующими в замковом камне восьмиконечную звезду. Этот тип купола имеет мусульманское влияние и очень странен для такого раннего периода на севере Испании. В этой часовне, основанной Родриго Мальдонадо де Талавера , уроженцем Талавера-де-ла-Рейна , профессором и ректором университета, Мосарабский Устав с 16 века поддерживается . Могила основателя и его жены находятся в центре часовни.
Часовня Санта-Барбары
[ редактировать ]Он был основан епископом Лусеро в 1334 году, чья гробница находится в центре и украшена небольшим алтарем, включающим картины, изображающие сцены смерти и страстей Христа , а также изображение титульного святого, последнее выполнено в 16 веке. век. Передняя часть алтаря украшена великолепным украшением керамики Талавера-де-ла-Рейна .
С момента основания Университета Саламанки и когда обучение проводилось в соборе, эта часовня служила местом проведения выпускных экзаменов.
Студент, который собирался сдавать экзамен на степень или докторскую степень, должен был провести всю ночь запертым в часовне (что они обычно делали, сидя на стуле, положив ноги на ноги лежащей скульптуры епископа Лусеро, расположенной в центр часовни) и готовит (наблюдает за книгами) защиту диссертации (степени) или диссертации (докторской степени). На следующее утро профессора (и любой другой врач, который хотел вмешаться) приходили, садились на скамейки вокруг часовни и обсуждали со студентом по пунктам причины его работы.
Если студент сдавал экзамен, он выходил через главную дверь собора, где его ждали друзья, и вместе они устраивали вечеринку. Если бы полученная степень была докторской (высшая из университетских степеней), его товарищи написали бы на стене анаграмму латинского слова Виктор (символ), за которой следовало бы его имя – также буквой или анаграммой – что было бы эквивалентно « Победа! ». С определенного момента (вероятно, в начале XVII века) для празднования праздника докторант должен был предложить сокурсникам быка, который, ранее коррида и тушение, использовался для праздничной трапезы (что означало получение докторской степени было доступно только людям, имеющим на это средства).
Если студент не сдавал экзамен, он уходил через другую дверь, известную как «пуэрта-де-лос-Каррос», тесно сообщающуюся с улицей Тентенесио, где не было ни друзей, ни вечеринки.
Открытие
[ редактировать ]В среду, 26 февраля 2020 г., министр культуры и туризма Хавьер Ортега и епископ Саламанки Карлос Лопес представили работы, выполненные в последние месяцы по восстановлению этой часовни. Алтарь, разобранный для чистки и реставрации. Когда его разобрали, обнаружился древний алтарь с готическими картинами, изображающими жизнь святой Варвары. Решением оставить два алтаря на месте стало добавление мобильной конструкции, позволяющей перемещать алтарь 16-го века так, чтобы бывший готический алтарь оставался на виду. [1]
Залы капитула монастыря
[ редактировать ]В настоящее время он используется как Кафедральный музей, в котором хранятся некоторые картины, хранящиеся в Кабильдо. Эти помещения капитула были построены в 1526 году. Среди них наиболее выдающимися являются три работы художника Фернандо Гальего , которые будут написаны во второй половине 15 века.
Самая выдающаяся из этих картин — триптих, изображающий Мученичество Святой Екатерины , написанный во фламандском стиле , легко узнаваемый по фальшполу и исчезающей линии, всегда идущей по диагонали вправо. Это, вместе с детальностью и реалистичностью, с которой написаны произведения, делает их узнаваемыми у этого автора. Достаточно взглянуть на панель справа, где появляется палач, отрубающий голову святому, но порез настолько недавний, что голова еще наполовину отвисла.
Подобные детали можно увидеть на панели «Иисус с несением креста», где один из сайонов пинает Христа, а другой высовывает язык, чтобы оскорбить его. Такая деталь типична для фламандской живописи, процветавшей в Короне Кастилии XV века.
Вторая из комнат покрыта богатым кессонным потолком в стиле мудехар с орнаментом эпохи Возрождения , который выполнил плотник Педро Ньето . Здесь сохранилась картина Фернандо Гальего, изображающая Рождество Христово.
В третьем зале находятся работы художника Педро Белло , ученика Фернандо Гальего, произведения, которые можно датировать примерно 1500 годом. Рядом с ними триптих и четыре панно посредственного последователя Делло Делли .
Часовня Санта-Каталина
[ редактировать ]Часовня Санта-Каталина, также известная как Капилла-дель-Канто, была основана епископом Видалем в 12 веке. Позже в 15 веке он был расширен и отреставрирован для размещения библиотеки капитула. Это самая большая часовня монастыря.
На протяжении всей своей истории часовня использовалась по-разному. Именно здесь сдавали экзамены студенты Университета Саламанки для получения степени бакалавра. Это также была резиденция средневековых компостеланских синодов , место празднования трапез благодати и поющая часовня, где музыка преподавалась на одной из главных кафедр испанских университетов, поэтому здесь находится могила мастера Доягуэ . В ХХ веке помещение превратилось в выставочное помещение-склад, в котором без выставочного заказа размещались различные произведения соборного искусства. После реструктуризации Кафедрального музея в залах капитула пространство было освобождено для его комплексной реставрации в 2018 году, после чего к своему историческому характеру он добавил возможность использования в качестве зала для проведения культурных мероприятий, таких как конференции и концерты. [2]
Часовня Сан-Бартоломе или де лос Анайя
[ редактировать ]В центральной части находится могила основателя часовни и патриарха семьи Диего де Анайя , епископа Саламанки и архиепископа Севильи, поклонника святого Варфоломея и спонсора, основавшего Colegio Mayor de San Bartolome или Old College (старейший колледж). в Саламанке). Он выполнен из алебастра , возможно, немецким мастером; он окружен очень красивой решеткой (частично закрывающей вид на гробницу), также выполненной в XVI веке, полной украшений и с постоянными намеками на смерть. Другие члены семьи Анайя похоронены в той же часовне, где две гробницы сохранили первоначальные цвета, в которых они были сделаны.
Эта часовня была реформирована в 16 веке, о чем можно судить по звездному своду, покрывающему ее потолок.
Кроме того, в часовне сохранился орган, один из старейших существующих, датированный 16 веком; в настоящее время он расположен на великолепном подиуме в стиле мудехар , а на фасаде сохранились картины, изображающие Благовещение Богородицы . Орган в идеальном рабочем состоянии.
Дом Главы
[ редактировать ]Это дом 16-го века, пристроенный к часовне Санта-Каталина с дверью на Гибралтарскую улицу, напротив Каса Лис . Изначально здесь мог располагаться Малый колледж Дома Уклесов Ордена Сантьяго , поэтому на фасаде был размещен рельеф с головой Святого Иакова Великого , давший название зданию. Дом также использовался как жилье для членов капитула собора, пока не вышел из употребления и не обветшал. Его удалось интегрировать в туристическую экскурсию по соборам, включив в них комнату отдыха, туалеты, сувенирный магазин и выход из здания. В эти помещения также встроены археологические находки, в том числе две колонны, которые, возможно, принадлежали романскому монастырю собора. [3]
Галерея
[ редактировать ]- Часовня Талавера Старого собора, фото 1880–1926 гг. Цифровая память Каталонии.
- Внутренний вид Старого собора, фото 1880–1926 гг. Цифровая память Каталонии.
- Главный алтарь Старого собора, фото 1880–1926 гг. Цифровая память Каталонии.
- Позади Старый собор, фото 1880–1926 гг. Цифровая память Каталонии.
- «Саламанка. Некоторые гробницы Старого собора», хромолитография Теофило Руффле, иллюстрированная страница 1865 года.
- Гробница и переделка часовни Анайи, фото 1880–1926 гг. Цифровая память Каталонии.
- Гробницы в интерьере, фото 1880–1926 гг. Цифровая память Каталонии.
- Торре дель Галло, Старый собор, до 1895 года, автор Дженни Бергенстен. Музей Холвиля .
- Готические фрески
- Готические фрески
- Рередос Девы Пополо (ок. 1533 г.), полихромное дерево, подаренный Педро Империалом, каноником собора.
- Готические переделки
- Гробница Диего де Анайя, выполненная в середине 15 века немецким мастером.
- Полихромная средневековая гробница (13 век)
- Гробница Фернана Ньето, 15 век, часовня Лос-Аная.
- Отцы Западной церкви в часовне Санта-Каталина
- Часовня Санта-Каталина
- Часовня Санта-Каталина
- Два собора
- Вирхен Абридера, датируемая 13 веком, распространенная традиция в средневековой Европе, в Кафедральном музее.
Троицкая церковь (Бостон)
[ редактировать ]1872 года Главная башня Троицкой церкви (Бостон) была построена на основе романской башни этого собора. [4] [5]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Правительственная газета La Gaceta de Salamanca
- ^ Анхель Бенито. «Познакомьтесь с новым концертным залом собора Саламанки» . lagacetadesalamanca.es .
- ^ «Новое использование Casa de la Cabeza в Саламанке, Agencia SIC» . агенства.es . 1 июля 2020 г.
- ^ Мэриан Моффетт, Майкл В. Фацио, Лоуренс Вудхаус (2003). Всемирная история архитектуры . Лоуренс Кинг. ISBN 9781856693714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Меган Э. Томпсон (2016). Истории Троицкой церкви, которые стоит запомнить . п. 48. ИСБН 9781329807556 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- БРАСАС ЭГИДО, Хосе Карлос: «Собор Саламанки», в «Соборах Кастилии и Леона» , Леон: Edilesa, 1992.
- CASASECA CASASECA, Антонио: Соборы Саламанки . Саламанка: Эдилеса, 2008.
- ГОМЕС ГОНСАЛЕС, П.Дж.; ВИСЕНТЕ БАЗ, Р. Путеводитель по архиву и библиотеке собора Саламанки . Саламанка: Кафедральный собор, 2007.
- ИЕРОНИМ 900 лет искусства и истории [каталог выставки]. Саламанка: Кафедральный собор Саламанки, 2002:0
40 ° 57'37,7 "с.ш. 5 ° 40'0" з.д. / 40,960472 ° с.ш. 5,66667 ° з.д.