Церковь Нотр-Дам-ла-Гранд, Пуатье
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2009 г. ) |
Нотр-Дам-ла-Гранд — римско-католическая церковь в Пуатье , Франция. Имея двойной статус: коллегиальный и приходской, он входит в состав католической епархии Пуатье . Западный фасад, украшенный скульптурами, признан шедевром романского религиозного искусства. Стены внутри церкви расписаны.






История и архитектура
[ редактировать ]
Район был заселен уже во времена Римской империи. Древние остатки кирпичной и каменной прямоугольной постройки можно расположить возле желоба на северной стене нынешней церкви.
Церковь упоминается в 10 веке под названием «Санкта Мария Майор», имея в виду одноименную романскую церковь. Его расположение рядом с дворцом графов Пуатье-герцогов Аквитании (нынешние суды Пуатье), безусловно, важно, поскольку с политической точки зрения епископы Пуатье были баронами Пуатье.
Все здание было перестроено во второй половине 11 века, в период высокого романского стиля , и открыто в 1086 году будущим Папой Урбаном II .
План церкви состоит из центрального нефа с нефами в соответствии с частым планом романской архитектуры Пуату. Интерьер имеет эффект «церковной агоры» всего в одной плоскости. Бочкообразный свод имеет слегка приплюснутый силуэт, а нефы перекрыты крестовым сводом. Снаружи проходы были закрыты террасными панелями. [ нужны разъяснения ] крыша была отведена под неф: таким образом, создавался эффект двухуровневой базилики. Этот силуэт исчез с готической перестройкой. Вокруг церкви возникла деамбулатория с расходящимися часовнями, сохранившая часть фресок. Склеп XI века, вырытый сзади под хором, также хранит фрески того времени. На плане трансептов нет по уважительным причинам: здания находились на севере, а главная улица проходит на юге. Романские ворота частично сохранились южнее. Разрезанная на этом этапе, до революции здесь была найдена конная статуя, изображающая Константина. Эта статуя была аналогом другой, более старой статуи, разрушенной гугенотами в 1562 году. Неизвестно, была ли личность первого всадника такой же. За этой статуей, на земле, небольшой склеп, посвященный святой Екатерине в средние века упоминался . Колокольня датируется 11 веком. Вначале это было гораздо очевиднее: сегодня первый уровень скрыт крышами. Расположенный на месте перехода, он представляет собой квадратное основание, а над ним круглый уровень крыши, украшенной черепицей. Этот тип крыши, распространенный на юго-западе, часто копировали архитекторы XIX века, в частности Поль Абади в Ангулем , Перигё и Бордо .
Во второй четверти XII века старую колокольню-крыльцо, находившуюся на фасаде, убрали и церковь увеличили на два пролета к западу. На юге место расширения отмечает башенка лестницы. Именно тогда был построен знаменитый парадный экран.
На севере в 12 веке находился монастырь. Его сняли в 1857 году для строительства рынка металлов. Остается дверь (замурованная). Во дворе университета напротив были вновь установлены три арки, поддержанные колоннами, дублированные капителями с листвой, а также угловой столб.
Частные своды были добавлены к романской структуре в 15 и 16 веках. Выполненные в стиле яркой готики, они принадлежали семьям среднего класса города, которые занимались купцами с конца Средневековья. Самый большой из них был построен на юге Ивоном Безумным, великим сенешалем Пуату, в 15 веке. Его могила была помещена здесь еще до революции.
Внутренняя отделка
[ редактировать ]Романские фрески не сохранились, за исключением тех, что находятся в своде апсиды над хором и в склепе. Над хором можно увидеть необычное изображение апокалипсиса: Богородица с Младенцем изображена в мандорле, Христос в величии на своде, между кругом и квадратом, затем Агнец Божий в круге изображен . Вокруг, под сводами, как и на фасаде, сидят Двенадцать Апостолов. Историки искусства считают, что эта картина послужила образцом для скульптур на фасаде, причем позиции и композиция идентичны. В углах ангелы провожают души в рай. В склепе на фресках изображены безымянные святые. Весь ансамбль был восстановлен Жоли-Летермом в 1851 году. Он приказал перекрасить колонны и своды в «романо-византийские» мотивы, отходя от принципа, распространенного среди реставраторов XIX века, о влиянии крестовых походов на романский стиль. искусство. Фантастические и довольно тяжелые, эти картины с тех пор подвергались критике. Писатель Йорис-Карл Гюисманс называл их «татуировками».
Резьба капителей сдержанная, с использованием стилизованной листвы, называемой «feuillesgrass» (толстые листья). Историческая сохранилась только одна капитель: расположенная в деамбулатории на южной стороне, она изображает Вознесение с Христом, стоящим в мандорле. Капители хора вдохновлены коринфскими капителями древности. Появляется имя «Робертус», но причина этого неизвестна. Кресты формы высечены кое-где на колоннах, в #гребнях# и на колокольне. В часовне Святой Анны, называемой Часовней Безумца, находится «Положение во гробе», вырезанное из камня и раскрашенное. Датируемый началом 16 века, он происходит из бывшего аббатства Троицы.
Мебель
[ редактировать ]После революции церковь была обновлена. Так, здесь можно найти барочную кафедру, вырезанную из дерева XVII века, пришедшую из монастыря, два бронзовых аналоя XVI века. Статуя Богоматери Ключей датируется концом 16 или началом 17 века. Предание гласит, что это копия чудесной статуи, разрушенной гугенотами в 1562 году. Ее иератический, иностранный стиль конца XVI века напоминает романский период. Весь витраж датируется 19 и 20 веками. Хоровой орган конца 19 века, а большой орган 1996 года.
Скульптура Западного фронта
[ редактировать ]Адам, Ева и Навуходоносор II: над дверью можно увидеть панель с горельефами: она иллюстрирует отрывки из Библии. Отобранные сцены, взятые из обоих Заветов, повествуют о Благовещении и Воплощении Бога на земле в лице Иисуса Христа для спасения человечества. Слева направо можно увидеть первородный грех, Навуходоносора, царя Вавилона, пророков Даниила, Моисея, Исайю и Иеремию. За ними следуют Благовещение, Древо Иессея и Царь Давид. Эта первая половина панели, изображающая тех, кто предвидит пришествие Спасителя в Ветхом Завете, Благовещение и предков Богородицы, напоминает об отношениях , существующих между Ветхим Заветом и Новым в христианской Церкви. По другую сторону входа можно увидеть Посещение между городами Назарет и Иерусалим. Город Назарет представляет собой также Синагогу, город Иерусалим — Церковь: они представлены как средневековые города. Переход от еврейского закона к новому христианскому закону изображен на этих резных фигурках XII века. За этой сценой следуют Рождество Иисуса и Купание Младенца (взято из апокрифических книг). Купание Младенца включает в себя евхаристическую чашу, тем самым предвидя события Страстей Христовых. Святой Иосиф озадачен пережитым. Ниже Иосифа изображены сражающиеся двое мужчин (согласно недавнему исследованию (см. библиографию) это борющийся Иаков с Ангелом). Чуть выше аркады украшены статуями двенадцати апостолов и двух епископов. Согласно местной традиции, епископами являются святой Иларий Пуатье и святой Мартин Турский. Историки искусства предпочитают рассматривать фигуры не как портреты, а как изображения епископов как наследников апостолов, поэтому представленных на одном уровне. Отношения разные: справа епископ указывает на епископский статус епископов Пуатье, баронов Пуату. Слева епископ несет папские атрибуты XII века (епископ Рима, напоминающий о папской власти в период григорианской реформы). Наконец, выше представлено Второе пришествие: Христос изображен стоящим вертикально в мандорле, окруженным Херувимами, Солнцем и Луной.
Отличаются работы, по крайней мере, от двух разных мастерских скульптуры: одна со вкусом к движению и складкам одежды, видимая, например, в Благовещении, а другая с более статичным стилем, в плоских оттенках (ср. «Посещение»). Скульптуры были созданы до того, как была собрана каменная кладка фасада, о чем свидетельствуют незавершенные завитки и несколько скульптур, которые явно не являются частью первоначального проекта. На лицевой стороне и на фигурах размещались следы полихромии и рисованные надписи. Их легче всего увидеть на сцене Благовещения.
В 1562 году, во время разграбления Пуатье, гугеноты разбили головы фигурам, которых они считали еретиками. В 17 веке действия купцов-солеваров, мастерские которых стояли напротив фасада, вызвали некоторую порчу известкового камня под воздействием соли.
В 1992 году началась масштабная реставрационная кампания: камни очистили в лаборатории и установили заново. Торжественное открытие отреставрированного фасада состоялось в 1995 году. Именно по этому случаю художники Скерцо создали зрелище разноцветного освещения (полихромии). Каждый летний вечер, с наступлением темноты, западный фасад церкви Нотр-Дам-ла-Гранд освещается целой палитрой цветов, напоминая о своем прошлом и средневековой традиции росписи церквей. [ 1 ]
Легенда о чуде ключей
[ редактировать ]В 1202 году англичане осадили город Пуатье. Секретарь мэра пообещал передать им город на Пасху, передав им ключи от города в обмен на крупную сумму денег. Ночью служащий пошел в комнату мэра, чтобы украсть ключи, но они исчезли. К своему ужасу, мэр также понял, что ключи исчезли, и встревожился, поскольку понял, что была совершена измена. Таким образом, он сдержал своих солдат и пошел в церковь Нотр-Дам-ла-Гранд просить о чуде. Там он обнаружил статую Девы Марии, держащей ключи. Однако ночью под валами, напуганные явлениями Богородицы, святого Илария и святой Радегунды, англичане убили друг друга и бежали. Это событие изображено в церкви на витраже 19 века и на столе 17 века. В церкви Сен-Илер-ла-Гранд в Пуатье сохранились три каменные статуи (Богоматерь с Младенцем, Святая Илария и Святая Радегунда), которые раньше украшали ворота рва, места чуда. Легенда не заслуживает доверия с исторической точки зрения, поскольку в 1202 году Пуату входил в состав английского герцогства Аквитания под властью Генриха II и Элеоноры Аквитанской. Самый старый рассказ об этой легенде можно найти в книге Жана Буше. Анналы Аквитании . Легенда стала очень популярной, особенно после прибытия адмирала Гаспара II Колиньи в 1569 году. До 1887 года жители Пуатье праздновали это божественное покровительство торжественным шествием по городу. В XIX веке посреди церкви была установлена статуя Девы Марии с ключами.
Ссылки
[ редактировать ]- Андро-Шмитт, Клод, и Камю, Мария-Тереза, Нотр-Дам-ла-Гранд, работа Romane editions Picard, CESCM, 2002 г.
- Риу, Ив-Жан, La Collégiale Notre-Dame-la-Grande , (коллекция Heritage Routes), издания CPPPC, 1995 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
46 ° 35'00 ″ с.ш. 0 ° 20'38 ″ в.д. / 46,5832 ° с.ш. 0,344 ° в.д.