Jump to content

Йорис-Карл Гюисманс

Йорис-Карл Гюисманс
Гюисманс, гр. 1895 г.
Гюисманс, гр. 1895 г.
Рожденный Шарль-Мари-Жорж Юисманс
( 1848-02-05 ) 5 февраля 1848 г.
Париж, Франция
Умер 12 мая 1907 г. ( 1907-05-12 ) (59 лет)
Париж, Франция
Занятие Писатель
Литературное движение
Известные работы
Подпись

Шарль-Мари-Жорж Гюисманс (англ. США : / w s ˈ m ɒ̃ s / , [1] Французский: [ʃaʁl maʁi ʒɔʁʒ ɥismɑ̃s] ; 5 февраля 1848 — 12 мая 1907) — французский писатель и искусствовед , опубликовавший свои произведения под именем Йорис-Карл Гюисманс (англ. Французский: [ʒɔʁis kaʁl -] , сокращенно JK или J.-K. ). Он наиболее известен благодаря роману À rebours (1884, опубликован на английском языке как «Против зерна» и « Против природы» ). Он зарабатывал себе на жизнь за счет 30-летней карьеры на французской государственной службе.

Работы Гюисманса считаются примечательными благодаря своеобразному использованию французского языка , большому словарному запасу, описаниям, сатирическому остроумию и широкой эрудиции. Впервые считавшийся частью натурализма , он стал ассоциироваться с декадентским движением после публикации « À rebours» . Его работы выражали его глубокий пессимизм , [2] которая привела его к философии Артура Шопенгауэра . [3] В более поздние годы его романы отражали его изучение католицизма , религиозного обращения и превращения в сплющенного . Он подробно обсудил иконографию христианской архитектуры в книге «Собор» (1898 г.), действие которой происходит в Шартре , и его собор находится в центре внимания книги.

«Ла-бас» (1891 г.), «В пути » (1895 г.) и «Собор» (1898 г.) - это трилогия , в которой рассказывается о Дюртале, персонаже, находящемся в духовном путешествии , который в конечном итоге обращается в католицизм. В последующем романе «Облат» (1903) Дюрталь становится облатом в монастыре, как сам Гюисманс был в бенедиктинском аббатстве в Лигуже , недалеко от Пуатье , в 1901 году. [4] [5] «Собор» был его самой коммерчески успешной работой. Прибыль компании позволила Гюисмансу уйти с работы на государственной службе и жить на гонорары.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Гюисманс родился в Париже , Франция, в 1848 году. Его отец Годфрид Гюисманс был голландцем и литографом по профессии. Его мать Мальвина Бадин Гюисманс была школьной учительницей. Отец Гюисманса умер, когда ему было восемь лет. После того, как его мать быстро вышла замуж во второй раз, Гюисманс возненавидел своего отчима Жюля Ога, протестанта, который был совладельцем парижской переплетной фабрики.

В детстве Гюисманс отвернулся от Римско-католической церкви. Он был несчастлив в школе, но закончил курсовую работу и получил степень бакалавра .

Портрет Гюисманса работы Луи Феликса Бешера (1886 г.)

Карьера на государственной службе

[ редактировать ]

В течение 32 лет Гюисманс работал государственным служащим Министерства внутренних дел Франции, и эта работа казалась ему утомительной. Молодой Гюисманс был призван на франко-прусскую войну , но был инвалидом из-за дизентерии . Он использовал этот опыт в своем раннем рассказе « Sac au dos » (Рюкзак) (позже включенном в его сборник « Les Soirées de Médan» ).

После выхода из министерства в 1898 году, что стало возможным благодаря коммерческому успеху его романа «Собор» , Гюисманс планировал покинуть Париж и переехать в Лигуже . Он намеревался создать сообщество католических художников, в том числе Шарля-Мари Дюлака (1862–1898). Он похвалил молодого художника в соборе . Дюлак умер за несколько месяцев до того, как Гюисманс завершил приготовления к переезду в Лигуже, и решил остаться в Париже.

Помимо своих романов, Гюисманс был известен своей искусствоведческой критикой в ​​произведениях «Современное искусство» (1883 г.) и « Определенные» (1889 г.). Он был одним из основателей Гонкуровской академии . Ранний сторонник импрессионизма , он восхищался такими художниками, как Гюстав Моро и Одилон Редон .

В 1905 году у Гюисманса диагностировали рак полости рта. Он умер в 1907 году и был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.

Могила Гюисманса
Портрет Гюисманса работы Жана-Луи Форена , ок. 1878 ( Музей Орсе )

Писательская карьера

[ редактировать ]

Он использовал имя Йорис-Карл Гюисманс, когда публиковал свои произведения, как способ почтить родословную своего отца. Его первой крупной публикацией стал сборник стихов в прозе «Le Dreoir aux épices» (1874), находившийся под сильным влиянием Бодлера . Они привлекли мало внимания, но выявили проблески самобытного стиля автора.

Гюисманс последовал за ним романом « Марта, история дочери» (1876). История молодой проститутки была ближе к натурализму и привлекла к нему внимание Эмиля Золя . Его следующие работы были похожими: мрачными, реалистичными и полными подробных воспоминаний о Париже, городе, который Гюисманс хорошо знал. «Les Sœurs Vatard» (1879), посвященная Золя, повествует о жизни женщин в переплетной мастерской. En ménage (1881) представляет собой рассказ о неудачном браке писателя. Кульминацией его раннего творчества является новелла À vau-l'eau (1882) ( «Вниз по течению или По течению »), история забитого клерка месье Фолантена и его поисков приличной еды.

Карикатура, изображающая Гюисмана как несколько эксцентричного литературного денди , автор Колл-Ток , 1885 год.

Роман Гюисмана «À rebours» ( «Против зерна , или Против природы , или Неправильный путь »; 1884) стал его самым известным или печально известным. В нем изображен характер эстета де Эссента, решительно порвавшего с натурализмом. Его считали примером « декадентской » литературы. Считалось, что описание « манящей связи » де Эссента с «юношей с вишневыми губами» оказало влияние на других писателей декадентского движения, включая Оскара Уайльда . [6]

Гюисманс начал отходить от натуралистов и нашел новых друзей среди писателей -символистов и католиков , чьи работы он хвалил в «À rebours». В их число входили Жюль Барбе д'Оревильи , Вилье де Л'Иль Адам и Леон Блуа . Стефан Малларме был настолько доволен популярностью, которую получили его стихи из романа, что посвятил его герою одно из своих самых известных стихотворений «Проза для эссентов». Барбе д'Оревильи сказал Гюисмансу, что после написания «À rebours» ему придется выбирать между «дулом пистолета и подножием креста». [7] Гюисманс, получивший светское образование и еще в детстве отказавшийся от католической религии, через восемь лет вернулся в католическую церковь. [8]

Следующий роман Гюисманса, En rade , неромантический рассказ о лете, проведенном в деревне, продавался не так хорошо, как его предшественник.

Его «Ла-бас» (1891) привлек значительное внимание изображением сатанизма во Франции конца 1880-х годов. [9] [10] Он представил персонажа Дюрталя, тонко замаскированный автопортрет . В более поздних романах Дюрталя «В пути» (1895 г.), «Собор» (1898 г.) и «Облат» (1903 г.) исследуется обращение Дюрталя/Гюисманса в католицизм . [11] В пути изображена духовная борьба Дюрталя во время его пребывания в траппистском монастыре. В «Соборе» (1898) главный герой находится в Шартре , интенсивно изучая собор и его символику. Коммерческий успех этой книги позволил Гюисмансу уйти с государственной службы и жить на свои гонорары. В «Л'Облате » Дюрталь становится бенедиктинцем сплющенным . мира Он наконец учится принимать страдания .

Работы Гюисманса были известны своим своеобразным использованием французского языка , обширным словарным запасом, подробными и чувственными описаниями, а также острым сатирическим остроумием. Он также демонстрирует энциклопедическую эрудицию: от каталога декадентских латинских авторов в «À rebours» до обсуждения иконографии христианской архитектуры в «La Cathédrale» . Гюисманс выражает отвращение к современной жизни и глубокий пессимизм . Это привело его сначала к философии Артура Шопенгауэра . Позже он вернулся в католическую церковь, как отмечается в его романах Дюрталя.

Стиль и влияние

[ редактировать ]
Мемориальная доска на улице Сен-Пласид, 31, Париж, 6e.
Карикатура на Гюисмана работы Феликса Валлоттона , ок. 1898 г.

«Мне требуется два года, чтобы «документировать» себя для романа – два года напряженной работы. В этом проблема натуралистического романа – он требует такой тщательной документальной подготовки. Я никогда не составляю, как Золя, плана книги. Я знаю, как это начнется и чем закончится – вот и все. Когда я, наконец, приступаю к написанию, все идет довольно быстро – assez vite » . [12]

«Варварское в своем изобилии, жестокое в своих акцентах, утомительное в своем великолепии, оно – особенно в отношении видимых вещей – необычайно выразительно, со всеми оттенками палитры художника. Тщательно и намеренно извращенное, оно в самой своей извращенности Произведения Гюисманса — столь захватывающие, столь отталкивающие, столь инстинктивно искусственные — представляют, как нельзя сказать ни о каком другом писателе, основные тенденции, главные результаты декадентского движения в литературе». ( Артур Саймонс , Декадентское движение в литературе )

«...Постоянно тащить Образ Матери за волосы или за ноги вниз по изъеденной червями лестнице перепуганного Синтаксиса». ( Леон Блуа , цитата из книги Роберта Болдика « Жизнь Ж.-К. Гюисманса »). Критические рецензии Леона Блуа на «À rebours», «En rade» и «Là-bas» , опубликованные одновременно в различных журналах или обзорах, по мере выхода романов Гюисмана в разные годы, в 1884, 1887, 1891 годах, можно найти, собрать вместе и опубликовать 6 спустя годы после смерти Гюисмана, в виде книги, в книге « На могиле Гюисмана». [13]

«Трудно найти писателя, чей словарный запас был бы столь обширным, столь постоянно удивляющим, столь острым и в то же время столь изысканно-игровым по вкусу, столь постоянно везучим в своих случайных находках и в самой своей изобретательности». ( Жюльен Грак )

«Короче, он вышвыривает Эдипа на обочину» (М. Куэйн, «Наследники и грации» , 1932, Джоуэтт/Аркана)

В романе Гюисманса «Против зерна » содержится больше дискуссий о звуке, запахе и вкусе, чем в любом другом известном нам литературном произведении. Например, одна глава целиком состоит из запаховых галлюцинаций, настолько ярких, что они исчерпывают главного героя книги, Де Эссента, причудливого, развратного аристократа. Изучая парфюмерное искусство, Эссейнтес разработал несколько способов возбудить свои измученные чувства. Помимо специальных инструментов для воссоздания любого мыслимого запаха, он сконструировал специальный «губной орган», предназначенный для стимуляции неба, а не ушей. Обычные трубы органа были заменены рядами маленьких бочонков, в каждой из которых находится разный ликер. По мнению Эссентиса, вкус каждого ликера соответствовал звуку определенного инструмента.

«Сухой кюрасао , например, был похож на кларнет с его пронзительными, бархатистыми нотами: кюммель — на гобой , тембр которого звучен и гнусав; крем де мент и анис — на флейту , одновременно сладкие и острые, ноющие. и мягкий, затем, чтобы завершить оркестр, приходит кирш , трубя дикими звуками трубы ; джин и виски , оглушающие небо резкими взрывами корнетов и тромбонов : ликер- бренди , ревущим с подавляющим грохотом туб » . [14]

Путем тщательных и настойчивых экспериментов Эссентес научился «исполнять на своем языке последовательность безголосых мелодий; бесшумные похоронные марши, торжественные и величественные; мог слышать во рту соло крем-де-мента, дуэты вечерни и рома ». [15]

Главный герой «Подчинение» романа Мишеля Уэльбека (2015) — литературовед, специализирующийся на Гюисмансе и его творчестве; Отношение Гюисманса к католицизму служит фоном для рассмотрения в книге ислама во Франции.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Гюисманс никогда не был женат и не имел детей. У него были длительные, периодические отношения с Анной Менье, швеей. [16] [17] [18]

Гюисманс был удостоен звания в кавалера Почетного легиона 1892 году за работу на государственной службе. В 1905 году его поклонники убедили французское правительство присвоить ему звание офицера Почётного легиона за его литературные достижения.

Работает

[ редактировать ]
Обложка трех примитивов (1905)

Текущие выпуски :

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Гюисманс» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 13 августа 2019 г.
  2. ^ Юджин Такер, «Искупительный пессимизм», «Дела плоти: дань уважения Йорису-Карлу Гюисмансу» (под редакцией Д.П. Уотта и Питера Холмана, Ex Occidente Press, 2014).
  3. Двадцатитрехлетний Шопенгауэр , имевший большое влияние на Гюисмана, сказал Виланду Жизнь — неприятное дело . Я решил потратить ее на размышления о ней. : « Чтобы начать думать о том же самом )» ( Рюдигер Сафрански) , Шопенгауэр и дикие годы философии , глава 7).
  4. ^ Киллер, сестра Джером (1950). «Дж.–К. Гюисманс, Бенедиктинский облат», American Benedictine Review, Vol. Я, стр. 60–66.
  5. ^ Собор, Введение, Дедал, 1997 г.
  6. ^ МакКланахан, Кларенс (2002). «Гюисманс, Йорис-Карл (1848–1907)» . Проверено 11 августа 2007 г.
  7. ^ Оревильи, Жюль Барбе д'(1884). Le Конституциинель , «Ребур», 28 июля 1884 года.
  8. ^ Болдик, Роберт (1959). Введение в «Против природы» Гюисмана , его перевод « Á rebours» . Хармондсворт: Пингвин, с. 12.
  9. ^ Рудвин, Максимилиан Дж. (1920). «Сатанизм Гюисманса», Открытый суд, Том. XXXIV, стр. 240–251.
  10. ^ Терстан, Фредерик (1928). «Экскурсия Гюисмана в оккультизм», Occult Review , Vol. XLVIII, стр. 227–236.
  11. ^ Ханиган, ФК (1931). «Обращение Гюисмана», Открытый суд, Vol. XLV, стр. 474–481.
  12. ^ Генри, Стюарт (1897). Часы с известными парижанами. Чикаго: Уэй и Уильямс, с. 114.
  13. ^ Блой, Леон (1913). На могиле Гюисмана , Париж: Коллекция литературных раритетов.
  14. ^ Гюисман, 1884/1931, с. 132
  15. ^ Секулер Р. и Блейк Р. (1985). Восприятие . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, стр. 404–405.
  16. ^ Сатанизм, магия и мистицизм во Франции конца века, Роберт Зиглер, Пэлгрейв Макмиллан, 2012, стр. 2, 7, 125
  17. ^ Зеркало Божественности: Мир и творение в Ж.-К. Гюисманс, Роберт Зиглер, University of Delaware Press, 2004, стр. 159
  18. ^ Голлнер, Адам (12 ноября 2015 г.). «Чему Уэльбек научился у Гюисманса» . Житель Нью-Йорка . Проверено 18 ноября 2015 г.
  19. ^ «Обзор Де Тута Дж. К. Гюисманса» . Атенеум (3903): 215. 16 августа 1902 г.
  20. ^ Вивиан, Герберт (26 июля 1902 г.). «Гений монастыря: М. Гюисманс дома» . Черное и белое .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аддлшоу, С. (1931). «Французский роман и католическая церковь», Church Quarterly Review, Vol. CXII, стр. 65–87.
  • Антош, Рут Б. (1986). Реальность и иллюзия в романах Дж. К. Гюисманса. Амстердам: Родопи.
  • Болдик, Роберт (1955). Жизнь Ж.-К. Гюисманс . Оксфорд: Clarendon Press (новое издание, отредактированное Бренданом Кингом, Dedalus Books, 2006).
  • Леон Блуа (1913). На могиле Гюисманса . Париж: Коллекция литературных раритетов. ( На могиле Гюисмана: критические рецензии на Ж.-К. Гюисманса и À Rebours, En Rade и Là-Bas. Жюля Барбе д'Оревильи Портленд, Орегон: Sunny Lou Publishing, 2021. Включает обзор À rebours из Le Constitutionnel. , 28 июля 1884 г., в приложении.)
  • Брандрет, HRT (1963). Гюисманс . Лондон: Боуз и Боуз.
  • Брайан Р. Бэнкс (автор) (1990). Образ Гюисманса. Нью-Йорк: AMS Press.
  • Брайан Р. Бэнкс (автор) (2017) Ж.-К. Гюисманс и «Прекрасная эпоха»: экскурсия по Парижу . Париж, Дежавю, вступление Колина Уилсона.
  • Блант, Хью Ф. (1921). «Дж. К. Гюисманс». В: Великие кающиеся. Нью-Йорк: Компания Macmillan, стр. 169–193.
  • Брофи, Лиам (1956). «Дж.–К. Гюисманс, эстет, ставший аскетом», Irish Ecclesiastical Review, Vol. LXXXVI, стр. 43–51.
  • Кеваско, Джордж А. (1961). Дж. К. Гюисманс в Англии и Америке: библиографическое исследование . Шарлоттсвилл: Библиографическое общество Университета Вирджинии.
  • Коннолли, Пи Джей (1907). «Трилогия Йориса Карла Гюисманса», The Dublin Review, Vol. CXLI, стр. 255–271.
  • Кроуфорд, Вирджиния М. (1907). «Йорис Карл Гюисманс» , Католический мир, Том. LXXXVI, стр. 177–188.
  • Донато, Элизабет М. (2001). За парадоксом ностальгического модернизма: темпоральность в творчестве Ж.-К. Гюисманс. Нью-Йорк: Питер Лэнг.
  • Думик, Рене (1899). «Ж.–К. Гюисманс». В: Современные французские романисты. Нью-Йорк: Томас И. Кроуэлл, стр. 351–402.
  • Эллис, Хэвлок (1915). «Гюисманс». В: Аффирмации. Бостон и Нью-Йорк: Houghton Mifflin Company, стр. 158–211.
  • Гарбер, Фредерик (1982). Автономия личности от Ричардсона до Гюисманса. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
  • Хайет, Гилберт (1957). «Декадент». В: Таланты и гении. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 92–99.
  • Хунекер, Джеймс (1909). «Прогресс пессимистов: Ж. – К. Гюисманс». В: Эгоисты. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, стр. 167–207.
  • Хунекер, Джеймс (1917). «Мнения Дж. – К. Гюисманса». В: Единороги. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, стр. 111–120.
  • Кан, Аннет (1987). Ж.-К. Гюисманс: поэт-романист и искусствовед . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press.
  • Лейвер, Джеймс (1954). Первый декадент: странная жизнь Дж. К. Гюисманса . Лондон: Фабер и Фабер.
  • Лаврин, Янко (1929). «Гюисманс и Стриндберг». В: Исследования по европейской литературе. Лондон: Констебль и компания, стр. 118–130.
  • Локман, Патрис (2007). Ж.-К. Гюисманс, пожизненный каторжник . Париж: Бартилья (Гонкуровская премия за биографию).
  • Ллойд, Кристофер (1990). Ж.-К. Гюисманс и роман конца века. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
  • Мейсон, Редферн (1919). «Гюисманс и бульвар», Католический мир, Vol. CIX, стр. 360–367.
  • Мури, Габриэль (1897). «Йорис Карл Гюисманс», The Fortnightly Review, Vol. LXVII, стр. 409–423.
  • Оливеро, Ф. (1929). «Ж. – К. Гюисманс как поэт», The Poetry Review, Vol. XX, стр. 237–246.
  • Пек, Гарри Т. (1898). «Эволюция мистика». В: Личное уравнение. Нью-Йорк и Лондон: Harper & Brothers, стр. 135–153.
  • Ридж, Джордж Росс (1968). Йорис Карл Гюисманс. Нью-Йорк: Издательство Туэйн.
  • Шустер, Джордж Н. (1921). «Йорис Карл Гюисманс: эгоист и мистик», « Католический мир», Vol. CXIII, стр. 452–464.
  • Саймонс, Артур (1892). «Дж. – К. Гюисманс», The Fortnightly Review, Vol. LVII, стр. 402–414.
  • Саймонс, Артур (1916). «Йорис-Карл Гюисманс». В кн.: Деятели нескольких веков. Лондон: Констебль и компания, стр. 268–299.
  • Такер, Юджин (2014). «Искупительный пессимизм». В: Сделки плоти: дань уважения Йорису-Карлу Гюисмансу, Бухарест: Ex Occidente Press, стр. 132–143.
  • Торольд, Алгар (1909). «Йорис-Карл Гюисманс». В: Шесть мастеров разочарования. Нью-Йорк: EP Dutton & Company, стр. 80–96.
  • Зиглер, Роберт (2004). Зеркало Божества: Мир и творение в Ж.-К. Гюисманс. Ньюарк: Издательство Университета Делавэра.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ae56326408b82af5507397c133af352__1722490380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/52/1ae56326408b82af5507397c133af352.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joris-Karl Huysmans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)