Декадентское движение
Декадентское движение (от французского décadence , букв. « распад » движением конца XIX века ) было художественным и литературным , сосредоточенным в Западной Европе , которое следовало эстетической идеологии излишества и искусственности.
Декадентское движение сначала процветало во Франции, а затем распространилось по Европе и Соединенным Штатам. [1] Движение характеризовалось верой в превосходство человеческой фантазии. [2] [3] [4] и эстетический гедонизм [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] над логикой и миром природы . [12] [4]
Обзор [ править ]
Понятие декаданса восходит к 18 веку, особенно из работ Монтескье , философа эпохи Просвещения , который предположил, что упадок ( décadence ) Римской империи во многом произошел из-за ее морального разложения и утраты культурных стандартов. [13] Когда латинист Дезире Нисар обратился к французской литературе, он сравнил Виктора Гюго и романтизм в целом с римским упадком, когда люди жертвовали своим ремеслом и своими культурными ценностями ради удовольствия. Выявленные им тенденции, такие как интерес к описанию, несоблюдение общепринятых правил литературы и искусства и любовь к экстравагантному языку, стали семенами декадентского движения. [8]
декадентское движение Французское
Первое крупное событие французского декаданса произошло, когда писатели Теофиль Готье и Шарль Бодлер с гордостью использовали это слово, чтобы обозначить отказ от того, что они считали банальным «прогрессом». [14] Бодлер называл себя декадентом в своем издании « Цвета зла» 1857 года и превозносил упадок Рима как образец для современных поэтов для выражения своей страсти. Позже он использовал термин «декаданс» , чтобы включить подрыв традиционных категорий в поисках полного чувственного выражения. [15] В своем пространном предисловии к Бодлеру перед «Цветами зла» 1868 года Готье сначала отвергает применение термина «декадент» в том смысле, в каком его имеет в виду критик, но затем продвигается к признанию декаданса на собственных терминах Бодлера: предпочтение тому, что красиво и экзотично, легкость отдачи фантазии и зрелость навыков манипулирования языком. [2]
Бельгиец Фелисьен Ропс сыграл важную роль в развитии этой ранней стадии декадентского движения. Друг Бодлера, [16] он был частым иллюстратором произведений Бодлера по просьбе самого автора. Ропсу нравилось нарушать художественные условности и шокировать публику ужасающим, фантастическим ужасом. Его явно интересовала Сатана, и он часто стремился изобразить двойную угрозу Сатаны и Женщины. [17] [18] Иногда его единственной целью было изобразить женщину, которая, как он наблюдал, унижалась в погоне за собственным удовольствием. [9] Было высказано предположение, что, какими бы ужасающими и извращенными ни были его образы, обращения Ропса к сверхъестественным элементам было достаточно, чтобы удержать Бодлера в духовно осознанной вселенной, поддерживающей циничную надежду, даже если поэзия «требует сильного желудок". [16] Их работой было поклонение красоте, замаскированное под поклонение злу. [19] Они оба всегда думали о смертности и всевозможных развращениях. [17] Способность Ропса видеть и изображать тот же мир, что и они, сделала его популярным иллюстратором для других авторов-декадентов. [16]
После этого концепция декаданса сохранялась, но только в 1884 году Морис Баррес назвал определенную группу писателей декадентами . Он определил эту группу как тех, кто находился под сильным влиянием Бодлера, хотя на них также повлияли готические романы , а также поэзия и художественная литература Эдгара Аллана По . Многие были связаны с символизмом , другие — с эстетизмом . [5] [20] [3] Преследование этих авторов, по словам Артура Саймонса , было «отчаянной попыткой дать ощущение, высветить впечатление момента, сохранить сам жар и движение жизни», и их достижение, по его мнению, было « быть бестелесным голосом, но в то же время голосом человеческой души». [21]
В своем декадентском романе 1884 года «À rebours» (английский: «Против природы» или «Против зерна ») Жорис-Карл Гюисманс определил вероятных кандидатов в ядро декадентского движения, над которым, по его мнению, Бодлер сидел: Поль Верлен , Тристан Корбьер , Теодор. Хэннон и Стефан Малларме . Его персонаж Де Эссентес приветствовал этих писателей за их творчество и мастерство, предполагая, что они наполнили его «коварным восторгом», поскольку использовали «тайный язык» для исследования «извращенных и драгоценных идей». [4]
не только А ребуры определили идеологию и литературу, но также создали влиятельный взгляд на изобразительное искусство. Характер Де Эссента явно провозглашал картины Гюстава Моро голландского гравера 17-го века Яна Люйкена , иллюстрации к « Зеркалу мучеников» и литографии Родольфа Бредена и Одилона Редона . [22] Выбор этих работ установил декадентский взгляд на искусство, который отдавал предпочтение безумию и иррациональности, графическому насилию, откровенному пессимизму в отношении культурных институтов и игнорированию визуальной логики мира природы. Было высказано предположение, что видение во сне, описанное Де Эссентом, основано на серии сатанинских встреч, нарисованных Фелисьеном Ропсом. [23]
Воспользовавшись импульсом работы Гюисмана, Анатоль Бажу в 1886 году основал журнал Le Décadent , пытаясь формально определить и организовать декадентское движение. Эта группа писателей не только стремилась избежать скуки банальности, но и стремилась шокировать, шокировать и подорвать ожидания и ценности общества, полагая, что такая свобода и творческие эксперименты улучшат человечество. [15]
Не всем нравились Baju и Le Décadent , даже включая тех, кто публиковался на их страницах. Писатель-соперник Жан Мореас опубликовал свой Манифест символистов , в основном для того, чтобы избежать ассоциации с декадентским движением, несмотря на их общее наследие. Мореас и Гюстав Кан , среди прочих, создали конкурирующие издания, чтобы закрепить это различие. [24] Поль Верлен сначала поддержал этот лейбл, аплодируя ему как блестящему маркетинговому выбору Baju. Однако , увидев, как его собственные слова эксплуатируются, и устав от издательских работ Le Décadent , ложно приписываемых Артюру Рембо , Верлен разозлился лично на Бажу и в конце концов отказался от этого ярлыка. [5]
Декаданс продолжался и во Франции, но он ограничивался в основном Анатолем Бажю и его последователями, которые еще больше усовершенствовали свое внимание к извращенной сексуальности, материальной расточительности и перевернутым социальным ожиданиям. Надуманные сюжеты были приемлемы, если они помогали создать желанные моменты непристойного опыта или прославления болезненного и гротеска. Среди писателей, которые приняли вид декаданса, представленный в Le Décadent, — Альберт Орье , Рашильд , Пьер Варей, Мигель Эрнандес , Жан Лоррен и Лоран Тайад . Однако многие из этих авторов также публиковали символистские работы, и неясно, насколько сильно они идентифицировали бы себя с Баджу как с декадентами. [15] [5]
Во Франции часто говорят, что декадентское движение началось либо с « Жориса-Карла Гюисмана » Против природы Бодлера (1884), либо с «Цветов зла» . [25] Это движение по существу уступило место символизму, когда Le Decadent закрылся в 1889 году, а Анатоль Бажу обратился к политике и стал ассоциироваться с анархией. [15] Некоторые писатели продолжили декадентскую традицию, например Октав Мирбо , но декаданс больше не был признанным движением, не говоря уже о силе в литературе или искусстве. [26]
Начиная с ассоциации декаданса с культурным упадком, нередко декаданс связывают с переходными временами и связанными с ними настроениями пессимизма и неуверенности. Во Франции сердце декадентского движения пришлось на 1880-е и 1890-е годы, время конца века или мрака конца века. [26] В рамках этого общего перехода многие исследователи декаданса, такие как Дэвид Вейр , рассматривают декаданс как динамический переход между романтизмом и модернизмом , особенно учитывая декадентскую тенденцию к дегуманизации и искажению во имя удовольствия и фантазии. [3]
Отличие от символизма [ править ]
Символизм часто путают с декадентским движением. Артур Саймонс , британский поэт и литературный критик, современник этого движения, одно время считал декаданс в литературе родительской категорией, включающей как символизм, так и импрессионизм , как восстания против реализма. Он определил эту общую декадентскую нить как «сильное застенчивость, беспокойное любопытство к исследованиям, чрезмерное утончение за утончением, духовную и моральную извращенность». Всю подобную литературу он называл «новой, красивой и интересной болезнью». [21] Позже, однако, он описал декадентское движение как «интерлюдию, наполовину шуточную интерлюдию», которая отвлекала критиков от просмотра и оценки более крупной и важной тенденции, которой было развитие символизма. [27]
Это правда, что обе группы имеют общее идеологическое происхождение от Бодлера, и какое-то время они оба считали себя частью одной сферы новой, анти-истеблишментской литературы. Они работали вместе и довольно долго встречались вместе, как будто были частью одного движения. [26] Морис Баррес называл эту группу декадентами, но он также называл одного из них ( Стефана Малларме ) символистом. Даже Жан Мореас использовал оба термина для своей группы писателей еще в 1885 году. [5]
Однако всего год спустя Жан Мореас написал свой «Манифест символистов», чтобы утвердить разницу между символистами, с которыми он объединился, и этой новой группой декадентов, связанных с Анатолем Бажу и Le Décadent . [5] [24] Даже после этого существовало достаточно общих интересов, методов и языков, чтобы размыть границы сильнее, чем предполагалось в манифесте. [5]
В мире изобразительного искусства отличить декаданс от символизма может быть еще сложнее. Фактически, Стивен Ромер называл Фелисьена Ропса , Гюстава Моро и Фернана Кнопфа «художниками-символистами и граверами». [28]
Тем не менее, существуют явные идеологические различия между теми, кто продолжал оставаться символистами, и теми, кого называли «диссидентами» за то, что они оставались в декадентском движении. [29] Часто не было никаких сомнений в том, что Баджу и его группа создавали декадентские работы, но часто возникает больше вопросов о работе символистов. [5]
На природе [ править ]
Обе группы отвергают главенство природы, но для них это означает совсем другое. Символизм использует обширные природные образы как средство, чтобы поднять зрителя на план выше банальной реальности самой природы, как, например, когда Стефан Малларме смешивает описания цветов и небесные образы, чтобы создать трансцендентный момент в «Цветах». [30]
Декаданс, напротив, фактически принижает природу во имя артистизма. » Гюисмана В « Против природы , например, главный герой Де Эссен говорит о природе: «Нет ни одного из ее изобретений, сколь бы тонкими или внушительными они ни были, которых человеческий гений не мог бы создать... Не может быть сомнения о том: эта вечная, вздорная старуха уже не вызывает восхищения у истинных художников, и настал момент заменить ее выдумкой». [4]
О языке и образах [ править ]
Символизм рассматривает язык и образы как устройства, которые могут лишь приблизительно передать смысл и просто вызывать сложные эмоции и призывать разум к идеям, которые он, возможно, не способен постичь. По словам поэта-символиста Стефана Малларме :
Языки несовершенны, потому что множественны; отсутствует высший язык... никто не может произнести слова, которые несли бы на себе чудесную печать Воплощенной Истины... как невозможно языку выражать вещи... в руках Поэта... благодаря последовательной добродетели и необходимость искусства, живущего за счет вымысла, оно достигает своей полной эффективности. [31]
В своем манифесте о символизме Мореас утверждал, что слова и образы служат для того, чтобы облечь непостижимое таким образом, чтобы к нему можно было приблизиться, если не понять. [32]
Декаданс же не видит пути к высшей истине в словах и образах. Вместо этого книги, поэзия и само искусство рассматриваются как создатели действительных новых миров, отсюда и аллегория декадентского Дориана Грея Уайльда , отравленного книгой, как наркотиком. Слова и уловки являются средствами человеческого творчества, и Гюисманс предполагает, что иллюзии фантазии имеют свою собственную реальность: «Секрет заключается в том, чтобы знать, как действовать, как достаточно глубоко сконцентрироваться, чтобы вызвать галлюцинацию, и преуспеть в замене реальности сна реальностью». сама реальность». [4]
О реальности, иллюзиях и истине [ править ]
Обе группы разочарованы смыслом и истиной, предлагаемыми миром природы, рациональным мышлением и обычным обществом. Символизм обращает свой взор к Высшей Цели или Идеалу, используя сны и символы для приближения к этим эзотерическим первичным истинам. В стихотворении Малларме «Явление», например, слово «мечтать» появляется дважды, за ним следует само слово «Мечта» с большой буквы. В «Окнах» он говорит об этом декадентском отвращении к удовлетворению комфортом и бесконечном стремлении к экзотика. Он пишет: «Так полон отвращения к человеку, чья душа черства, раскинувшаяся в комфорте, где утоляется его голод». Поэтому в этом продолжающемся поиске духовного символизм был предрасположен интересоваться чистотой и красотой, а также такими загадочными образами, как образы фей .
Напротив, Декаданс утверждает, что не существует косвенного подхода к абсолютной истине, потому что не существует тайной, мистической истины. Они презирают саму идею поиска такой вещи. Если и существует истина ценности, то она находится исключительно в чувственном опыте момента. Герои декадентских романов, например, ставят своей целью неутолимое накопление роскоши и удовольствий, часто экзотических, даже кровавых и шокирующих. [4] В « Искушении святого Антония» декадент Гюстав Флобер описывает удовольствие святого Антония от просмотра тревожных сцен ужаса. более позднего чешского декадента Артура Брейского , который говорил о важности иллюзии и красоты: «Но разве не обязательно верить в красивую маску больше, чем в реальность?» Ученые цитировали [10]
Об искусстве [ править ]
В конечном счете, различие лучше всего можно увидеть в их подходе к искусству. Символизм — это скопление «символов», которые призваны не представлять свое содержание, а вызывать более великие идеи, которые их символика не может выразить явно. По словам Мореаса, это попытка связать объекты и явления мира с «эзотерическими первозданными истинами», к которым невозможно напрямую приблизиться. [32]
Декаданс, с другой стороны, представляет собой скопление знаков или описаний, действующих как подробные каталоги человеческих материальных богатств, а также искусственных вымыслов. [ нужна ссылка ] Пожалуй, наиболее четко это изложил Оскар Уайльд в «Распаде лжи», предложив три доктрины искусства, которые здесь приведены в виде списка:
- «Искусство никогда не выражает ничего, кроме самого себя».
- «Все плохое искусство происходит от возвращения к Жизни и Природе и возведения их в идеалы».
- «Жизнь имитирует Искусство гораздо больше, чем Искусство имитирует Жизнь»
После этого он сделал вывод, совершенно противоположный поискам Мореаса теневой истины: «Ложь, рассказ о прекрасных неправдивых вещах — вот истинная цель Искусства». [33]
и Влияние наследие
декадентского Крах движения
Во Франции декадентское движение не выдержало потери своих ведущих деятелей. Многие из тех, кто был связан с декадентским движением, стали символистами после того, как первоначально свободно общались с декадентами. Поль Верлен и Стефан Малларме были связаны с Le Décadent Бажу. были среди них, хотя оба какое-то время [5] Другие держались в каждом лагере. Альбер Орье писал декадентские произведения для Le Décadent , а также писал символистскую поэзию и художественную критику. [12] Писатель-декадент Рашильд была категорически против символистского захвата Le Décadent. [5] хотя ее собственная одноактная драма «Хрустальный паук» почти наверняка является символистским произведением. [34] Другие, которые когда-то были сильными сторонниками упадка, вообще отказались от движения. Йорис-Карл Гюисманс стал рассматривать картину «Против природы» как отправную точку на своем пути к римско-католическому символизму и принятию надежды. [15] Анатоль Бажу, когда-то самопровозглашенный школьный учитель французского декаданса, стал думать об этом движении как о наивном и половинчатом, готовом возиться и играть с социальными реалиями, но не полностью их разрушать. Он оставил декаданс ради анархии. [15]
Декадентское движение пределами Франции за
Хотя декадентское движение само по себе было в основном французским явлением, его влияние ощущалось более широко. Обычно влияние ощущалось как интерес к удовольствиям, интерес к экспериментальной сексуальности и увлечение причудливым, все это было наполнено несколько трансгрессивным духом и эстетикой, которая ценит материальные излишества. [6] На многих также повлиял эстетический акцент декадентского движения на искусстве как таковом. [7]
Богемия [ править ]
Чешские писатели, знакомые с творчеством декадентского движения, видели в нем обещание жизни, которую они никогда не могли узнать. Среди этих богемских писателей-декадентов были Карел Главачек , Арношт Прохазка, Иржи Карасек зе Львович и Луиза Зикова. Один чешский писатель, Артур Брейски , в полной мере охватил дух Le Décadent с его восторгом от материальных излишеств и жизнью, полной утонченности и удовольствий. Из декадентского движения он усвоил основную идею денди , и его работа почти полностью сосредоточена на разработке философии, в которой денди — это совершенный человек, окруженный богатством и элегантностью, теоретически стоящий над обществом, столь же обреченный на смерть и отчаяние. как они. [11]
Британия [ править ]
Под влиянием общего воздействия, а также прямого контакта, ведущими декадентскими фигурами в Британии, связанными с декадансом, были ирландский писатель Оскар Уайльд , поэт Алджернон Чарльз Суинберн и иллюстратор Обри Бердсли , а также другие художники и писатели, связанные с «Желтой книгой» . Другие, такие как Уолтер Патер , сопротивлялись ассоциации с этим движением, хотя их работы, казалось, отражали схожие идеалы. [35] Хотя большая часть влияния исходила от таких фигур, как Бодлер и Верлен, временами было также очень сильное влияние со стороны более чисто декадентских членов французского движения, например, влияние, которое Гюисманс и Рашильд оказали на Уайльда, как это явно видно в «Картине». Дориана Грея . [6] [36] Британские декаденты восприняли идею создания искусства ради него самого, преследуя все возможные желания и стремясь к материальным излишествам. [7] В то же время они не стеснялись использовать инструменты упадка в социальных и политических целях. Бердслей был явно заинтересован в улучшении социального порядка и роли искусства как опыта в стимулировании этой трансформации. [35] Оскар Уайльд опубликовал целую работу, исследующую социализм как освободительную силу: «Социализм освободил бы нас от той отвратительной необходимости жить для других, которая при нынешних условиях жизни так сильно давит почти на всех». [37] Суинберн открыто обратился к ирландско-английской политике в стихах, когда написал: «Воры и убийцы, руки красные от крови и языки, но черные от лжи | Хлопки и шум - Парнелл хорошо подстегивает своего Гладстона » ! [38] Во многих случаях своей личной жизни они также преследовали декадентские идеалы. Уайльд вел тайную гомосексуальную жизнь. [6] Суинберн был одержим бичеванием. [35]
Италия [ править ]
Итальянская литературная критика часто рассматривала декадентское движение в более широком масштабе, предполагая, что его основные черты можно использовать для определения полного исторического периода, продолжающегося с 1860-х по 1920-е годы. По этой причине термин «Декадентизм », созданный по образцу «Романтизма» или «Экспрессионизма», стал более существенным и распространенным, чем где-либо еще. Однако большинство критиков сегодня предпочитают различать три периода. Первый период отмечен опытом Скапильятуры , своего рода протодекадентского движения. Скапильяти (буквально означающее «неопрятный» или «растрёпанный») представляли собой группу писателей и поэтов, которые разделяли чувство нетерпимости к удушающей интеллектуальной атмосфере между поздним Рисорджименто (1860-е годы) и первыми годами объединенной Италии (1870-е годы). Они внесли свой вклад в возрождение итальянской культуры благодаря иностранному влиянию и представили декадентские темы, такие как болезни и увлечение смертью. В романе «Фоска » (1869) Иджино Уго Тарчетти рассказывается о любовном треугольнике, в котором участвуют созависимый мужчина, замужняя женщина и уродливая, больная и похожая на вампира фигура, роковая женщина Фоска. Подобным образом, » Камилло Бойто и « Сенсо его рассказы посвящены рассказам о сексуальном упадке и тревожных навязчивых идеях, таких как инцест и некрофилия. Другими Скапильяти были романисты Карло Досси и Джузеппе Ровани , поэт Эмилио Прага , поэт и композитор Арриго Бойто и композитор Франко Фаччо . Что касается изобразительного искусства, Медардо Россо выделяется как один из самых влиятельных европейских скульпторов того времени. Большинство Скапильяти умерли от болезней, алкоголизма или самоубийства. Во втором периоде итальянского декадентизма доминируют Габриэле Д'Аннунцио , Антонио Фогаццаро и Джованни Пасколи . Д'Аннунцио, который был в контакте со многими французскими интеллектуалами и читал произведения Ницше во французском переводе, импортировал в Италию концепции сверхчеловека и воли к власти , хотя и в своей собственной версии. Целью поэта должна была быть крайняя эстетизация жизни, а жизнь — высшее произведение искусства. Постоянные темы в его литературных произведениях включают верховенство личности, культ красоты, преувеличенную изысканность, прославление машин, слияние человека с природой, возвышенную жизненную силу, сосуществующую с триумфом смерти. Его роман «Удовольствие» , опубликованное за год до «Портрета Дориана Грея» , считается одной из трёх определяющих жанр книг декадентского движения, наряду с романом Уайльда и « Против природы » Гюисмана . Менее яркий и более изолированный, чем Д'Аннунцио, и близкий к французским символистам, Пасколи переосмыслил поэзию как средство ясновидения, позволяющее вернуть чистоту вещей. Наконец, третий период, который можно рассматривать как постлюдию к декадентизму, отмечен голосами Итало Свево , Луиджи Пиранделло и Crepusculars . Свево в своем романе « Совесть Зенона » довел идею болезни до логического завершения, в то время как Пиранделло приступил к крайнему распаду личности в таких произведениях, как «Покойный Маттиа Паскаль» , «Шесть персонажей в поисках автора» и «Один, никто», и сто тысяч . С другой стороны, сумеречные поэты (буквально «сумеречные поэты») превратили новации Пасколи в передающую настроение поэзию, описывающую меланхолию повседневной жизни в тенистых и однообразных интерьерах провинциальных городов. Эту атмосферу исследовали художники Марио Сирони , Джорджо де Кирико и Джорджо Моранди . Гвидо Гоццано был самым блестящим и ироничным из сумеречных, но мы также можем вспомнить Серджио Кораццини , Марино Моретти и Альдо Палаццески .
Россия [ править ]
Декадентское движение проникло в Россию прежде всего благодаря знакомству с произведениями Шарля Бодлера и Поля Верлена. Самым ранним русским приверженцам не хватало идеализма, и они сосредоточивались на таких декадентских темах, как подрыв морали, пренебрежение личным здоровьем, жизнь в богохульстве и чувственных удовольствиях. Русских писателей особенно привлекали болезненные аспекты декаданса и увлечение смертью. Дмитрий Мережковский считается первым, кто явно пропагандировал российский декаданс, включающий в себя идеализм, который в конечном итоге вдохновил французских символистов отмежеваться от более чисто материалистического декадентского движения. Первыми русскими писателями, добившимися успеха как последователи этого декадентского движения, были Константин Бальмонт, Федор Сологуб , Валерий Брюсов и Зинаида Гиппиус . По мере того, как они совершенствовали свое мастерство, выходя за рамки подражания Бодлеру и Верлену, большинство этих авторов стали гораздо более четко ориентироваться на символизм, чем на декаданс. [39] Некоторые художники придерживались подхода позднего декадентского движения в стиле Баджу к сексуальности как чистому акту удовольствия, часто спрятанному в контексте материальной роскоши. Они также делали одинаковый упор на шокирование общества исключительно ради скандала. Среди них были Константин Сомов , Николай Калмаков и Николай Феофилактов. [40]
Испания [ править ]
Некоторые искусствоведы считают Франсиско де Гойю одним из истоков декадентского движения в Испании, почти за 100 лет до его начала во Франции. Его работы были криком обличения несправедливости и угнетения. Однако Рамон Касас и Хосе Мария Лопес Мескита могут считаться образцами художников этого периода. Их картины — это изображение социальных конфликтов и полицейских репрессий, которые происходили в Испании в то время.
Испанские писатели также хотели быть частью этого движения. Эмилия Пардо Базан с такими работами, как Los Pazos de Ulloa , где появляются темы террора и декадентства. «Монстр» , написанный Антонио де Ойос-и-Винент принадлежит к декадентскому движению. Но декадентское движение перекрывается движением Фин де Сигло , при этом авторы «Поколения 98» являются частично декадентскими: Рамон Мария дель Валье-Инклан , Унамуно и Пио Бароха - наиболее важные фигуры этого периода. [41]
США [ править ]
Лишь немногие выдающиеся писатели и художники в Соединенных Штатах были связаны с декадентским движением. Те, кто был связан, изо всех сил пытались найти аудиторию, поскольку американцы не хотели видеть для них ценность в том, что они считали художественными формами Франции конца века . [42] Исключением является поэт-декадент Джордж Сильвестр Вирек , написавший (1907) «Ниневию и другие стихи». Вирек утверждает в своей книге «Свеча и пламя» (1912).
У меня нет причин быть неблагодарным по отношению к Америке. Немногие поэты встречали более мгновенное признание... Мое творчество почти с самого начала обсуждалось одновременно в самых консервативных периодических изданиях и в самых ультра-шафрановых журналах. Я дал новый лирический импульс своей стране. Я развязал язык молодым Американские поэты. Многие из наших молодых певцов говорили мне, что мой успех в Ниневии [1907 г.] побудил их разорвать изнуряющие цепи пуританских традиций [Введение, стр.xv]
Поэт Франсис Салтус Салтус был вдохновлен Шарлем Бодлером, и его непрактичный стиль иногда сравнивали с более изысканными экспериментами французского поэта. Он принял самый развратный образ жизни французских декадентов и прославил эту жизнь в своих стихах. Бажу В то время, в основном до «Le Décadent» , эта легкомысленная поэзия на темы алкоголя и разврата не нашла большого успеха и не имела известной поддержки со стороны тех, кто был частью декадентского движения. [43] Больший успех имел младший брат Фрэнсиса, писатель Эдгар Салтус . У него было некоторое общение с Оскаром Уайльдом, и он ценил упадок в своей личной жизни. Какое-то время его работы олицетворяли как идеалы, так и стиль движения, но значительная часть его карьеры была связана с традиционной журналистикой и художественной литературой, восхваляющей добродетель. [44] Однако в то время, когда он процветал, многие современные критики, а также другие писатели-декаденты явно считали его одним из них. [42] Писатель Джеймс Ханекер познакомился с декадентским движением во Франции и пытался привезти его с собой в Нью-Йорк. Его преданность этому делу на протяжении всей его карьеры хвалили, но предполагалось, что, хотя он жил как декадент и провозглашал их работу, его собственная работа была более разочарованной, безнадежной и лишенной удовольствия, которое его привлекало. движению в первую очередь. В основном он сосредоточился на циничном описании невозможности настоящего американского упадка. [42] [44]
исследования Критические
Немецкий врач и социальный критик Макс Нордау написал длинную книгу под названием «Вырождение» (1892). Это было исследование декаданса как тенденции, направленное против нескольких людей, связанных с декадентским движением, а также других деятелей во всем мире, которые отклонялись от культурных, моральных или политических норм. Его речь была красочной и язвительной, часто намекая на поклонение сатане. Успех книге обеспечило предложение медицинского диагноза «дегенерация», нейропатология, приводящая к такому поведению. Помогло также то, что в книге были названы такие фигуры, как Оскар Уайльд, Алджернон Чарльз Суинберн, Поль Верлен и Морис Баррес, члены декадентского движения, которые были в центре внимания общественности. [45]
В 1930 году итальянский критик искусства и литературы Марио Праз завершил обширное исследование болезненной и эротической литературы, переведенное и опубликованное на английском языке под названием «Романтическая агония» (1933). Исследование включало в себя декадентские произведения (например, Бодлера и Суинберна), а также все остальное, что он считал темным, мрачным или в некотором роде сексуальным. Его исследование было сосредоточено на XVIII и XIX веках. Опасность такой литературы, считал он, состоит в том, что она неестественно усиливает инстинктивную связь между болью и удовольствием и что, независимо от намерений художников, основная роль искусства заключается в воспитании и обучении культуре. [46]
и Декадентские художники авторы
Писатели [ править ]
Французский
- Жюль Барбе д'Оревильи (1808–1889)
- Шарль Бодлер (1821–1867)
- Леон Блуа (1846–1917)
- Реми де Гурмон (1858–1915)
- Йорис-Карл Гюисманс (1848–1907)
- Жан Лоррен (1855–1906)
- Катулл Мендес (1841–1909)
- Октав Мирбо (1848–1917)
- Робер де Монтескью (1855–1921)
- Рашильд (1860–1953)
- Артюр Рембо (1854–1891)
- Марсель Швоб (1867–1905)
- Джейн де ла Водер (1857–1908)
- Поль Верлен (1844–1896)
- Огюст Вилье де л'Иль-Адам (1838–1889)
- Рене Вивьен (1877–1909)
- Жорж-Альбер Орье (1865–1892)
австрийский
- Питер Альтенберг (1859–1919)
- Альфред Кубин (1877–1959)
- Артур Шницлер (1862–1931)
Русский
- Иннокентий Анненский (1855–1909).
- Константин Бальмонт (1867–1942)
- Valery Bryusov (1873–1924)
- Zinaida Gippius (1869–1945)
- Дмитрий Мережковский (1866–1941).
- Николай Минский (1855–1937).
- Федор Сологуб (1863–1927).
Британский
- Обри Бердслей (1872–1898)
- Макс Бирбом (1872–1956)
- Ричард Фрэнсис Бертон (1821–1890)
- Эрнест Доусон (1867–1900)
- Ришар ле Галлиен (1866–1947)
- Лафкадио Хирн (1850–1904)
- Вернон Ли (1856–1935)
- Артур Мейчен (1863–1947)
- Чарльз Рикеттс (1866–1931)
- Фредерик Рольф (1860–1913)
- М.П. Шил (1865–1947)
- Алджернон Чарльз Суинберн (1837–1909)
- Уолтер Патер (1839–1894)
- Артур Саймонс (1865–1945)
ирландский
- Джордж Мур (1852–1933)
- Оскар Уайльд (1854–1900)
итальянский
- Арриго Бойто (1842–1918)
- Камилло Бойто (1836–1914)
- Габриэле Д'Аннунцио (1863–1938)
- Антонио Фогаццаро (1842–1911)
- Гвидо Гоццано (1883–1916)
- Джованни Пасколи (1855–1912)
- Луиджи Пиранделло (1867–1936)
- Итало Свево (1861–1928)
- Иджино Уго Таркетти (1839–1869)
Польский
- Станислав Пшибышевский (1868-1927)
- Казимеж Прзерва-Тетмайер (1865-1940)
- Тадеуш Мичинский (1873-1918)
- Антони Ланге (1862-1929)
- Станислав Игнаций Виткевич (1885-1939)
бельгийский
- Жан Дельвиль (1867–1953)
- Теодор Хэннон (1851–1916)
- Камилла Лемонье (1844–1913)
- Жорж Роденбах (1855–1898)
- Эмиль Верхарен (1855–1916)
Голландский
- Луи Куперус (1863–1923)
- Лодевейк ван Дейссель (1864–1952)
испанский
- Мельчор Альмагро Сан-Мартин (1882–1947)
- Эмилио Каррере (1881–1947)
- Антонио де Ойос-и-Винент (около 1884–1940)
- Хосе Мария Льянас Агиланьедо (1875–1921)
- Исаак Муньос (1881–1925)
- Альваро Ретана (1890–1970)
- Рамон Мария дель Валье-Инклан (1866–1936)
Американский
- Кларк Эштон Смит (1893–1961)
- Дэвид Парк Барниц (1878–1901)
- Г. П. Лавкрафт (1890–1937)
- Роберт В. Чемберс (1865–1933)
- Винсент О'Салливан (1868–1940)
- Эдгар Салтус (1855–1921)
- Фрэнсис Форест Форест (1849–1889)
чешский
- Иржи Карасек из Львовиц (1871–1851)
- Карел Главачек (1874–1898)
- Артур Брейский (1885–1910)
Другие
- Матейу Караджале (1885–1936), румын
- Викторс Эглитис (1877–1945), латыш.
- Воислав Илич (1860–1894), серб.
- Ялмар Сёдерберг (1869–1941), швед
- Эрик Стенбок (1860–1895), швед
- Хосе Хуан Таблада (1871–1945), мексиканец
- Иван Цанкар (1876–1918), словенец
- Отон Жупанчич (1878–1949), словенец
- Оскар А.Х. Шмитц (1873–1931), немец
Визуальные художники [ править ]
Австрийско-Немецкий
- Франциск Байросский (1866–1924)
- Макс Клингер (1857–1920)
- Густав Климт (1862–1918)
- Франц Штук (1863–1928)
бельгийский
- Ян Франс Де Бовер (1872–1949)
- Жан Дельвиль (1867–1953)
- Фелисьен Ропс (1833–1898)
- Фернан Кнопф (1858–1921)
Британский
- Обри Бердслей (1872–1898)
- Чарльз Рикеттс (1866–1931)
Французский
- Жозеф Апу (1846–1910)
- Гюстав Моро (1826–1898)
- Одилон Редон (1840–1916)
- Жорж Рошгросс (1859–1938)
- Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
Другой
- Карел де Нере Баббериху (1880–1909), голландцу
- Рамон Касас (1866–1932), испанец
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Словарь критической теории - Оксфордский справочник, стр. 113–114.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Готье, Теофил (1868). «Шарль Бодлер». Ле Флер дю Маль . Коллекция Шарля Бодлера – через WikiSource (Франция).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вейр, Дэвид (1995). Декаданс и становление модернизма . Университет Массачусетс Пресс. п. 16. ISBN 978-0-87023-992-2 . Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Гюисманс, Йорис-Карл (1922). Против зерна . Либер и Льюис – через Project Gutenberg.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Стефан, Филип (1974). Поль Верлен и декаданс, 1882–90 . Издательство Манчестерского университета, ND. ISBN 978-0-7190-0562-6 . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Уайльд, Оскар (2011). Франкель, Николас (ред.). Картина Дориана Грея: аннотированное издание без цензуры . Гарвардский университет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роббинс, Рут (2015). Джейн Форд; Ким Эдвардс Китс; Патрисия Пулхэм (ред.). «Всегда заставляйте их хотеть большего: Салмо Оскара Уайльда и нарушенный круговорот желаний» . Экономика желания в викторианском конце века: либидинальная жизнь : 21–34. ISBN 978-1-317-57658-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Демарэ, Джейн (2013). Джейн Форд; Ким Эдвардс Китс; Патрисия Пулхэм (ред.). «Парфюмерные облака: обоняние, память и желание в «Лондонских ночах» Артура Саймона (1895)». Экономика желания в викторианском конце века: либидинальная жизнь : 62–82.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Адамс, Джад (2008). Отвратительный абсент: история дьявола в бутылке . Таурис Парк. ISBN 978-1-84511-684-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бугге, Питер (2006). «Обнаженные маски: Артур Брейский, или Как быть чешским декадентом» . Слово и смысл: журнал междисциплинарной теории и критики чешских исследований . Проверено 19 февраля 2017 г. - через веб-сайт Word and Sense.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пинсент, Роберт (1973). «Чешский денди: Знакомство с Артуром Брейским». Славянское и восточноевропейское обозрение . 51 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кернс, Джеймс (1989). Символистские пейзажи: место живописи в поэзии и критике Малларме и его круга . МХРА. п. 15. ISBN 0-947623-23-Х .
- ^ Монтескье, Шарль-Луи де Секонда (1965). Соображения о причинах величия римлян и их упадка . Перевод Дэвида Ловенталя. Свободная пресса, Нью-Йорк. Кольер-Макмиллан, Лондон. – через Конституционное общество.
- ^ Реми де Гурмон (1994). Антология французских символистов и декадентских произведений . Атлас Пресс. п. 12. ISBN 0-947757-81-3 . Проверено 15 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Калинеску, Матей (1987). Пять ликов современности: модернизм, авангард, декаданс, китч, постмодернизм . Университет Дьюка.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Олмстед, Уильям (2016). Эффект цензуры: Бодлер, Флобер и формирование французского модернизма . Оксфорд. ISBN 978-0-19-023863-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хунекер, Джеймс (1909). Эгоисты, Книга сверхлюдей: Стендаль, Бодлер, Флобер, Анатоль Франс, Гюисманс, Баррес, Ницше, Блейк, Ибсен, Штирнер и Эрнест Хелло . АМС Пресс. ISBN 0-404-10525-4 – через Kindle Edition.
- ^ Классен, Констанс (1998). Цвет ангелов: космология, гендер и эстетическое воображение . Рутледж. ISBN 0-415-18074-0 .
- ^ Саймонс, Артур (1920). Шарль Бодлер: Исследование . Эклин Мэтьюз – через проект Гутенберга.
- ↑ Хронология, заархивированная 6 июня 2018 г. на Wayback Machine , получено 24 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саймонс, Артур (1893). «Декадентское движение в литературе» . Харперс.орг . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Йорис-Карл Гюисманс, À rebours в викиисточнике
- ^ Валацца, Николас (2010). Амалина Дамле; Орели Л'Хостис (ред.). «Цветок и чудовище: о художниках Гюисмана». Красивое и чудовищное: очерки французской литературы, мысли и культуры . Современные французские идентичности: 96 - через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сомильи, Лука (2003). Легитимизация художника: написание манифеста и европейский модернизм, 1885–1915 гг . Университет Торонто. ISBN 1-4426-5773-1 .
- ^ Бодлер и декадентское движение Поля Бурже , получено 24 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эверделл, Уильям Р. (1997). Первые современники: профили истоков мысли двадцатого века . Чикагский университет. ISBN 978-0-226-22481-7 .
- ^ Саймонс, Артур (1919). Символистское течение в литературе . Э.П. Даттон.
- ^ Ромер, Стивен (2013). Французские декадентские сказки . Оксфорд. ISBN 978-0-19-956927-4 .
- ^ Стефан, Филип (1972). «Натуралистическое влияние на символистскую поэзию, 1882–86». Французский обзор . 46 : 299–311.
- ^ Малларме, Стефан. «Цветы» . Фонд поэзии . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Малларме, Стефан (1956). «Из кризиса в поэзии» (PDF) . Малларме: Избранные стихи, эссе и письма в прозе . Перевод Брэдфорда Кука – посредством сканирования из нецитируемой антологии на веб-сайте Амерхерта.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мореас, Жан (1886). «Символистский манифест» . Изменяемый звук . Перевод К. Листа. Архивировано из оригинала 19 февраля 2017 года . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Уайльд, Оскар (1889). Распад лжи . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ Кебузинская, Кристина (1994). «За зеркалом: «Хрустальный паук» мадам Рашильд ». Современные языкознания . 24 (3): 28–43. дои : 10.2307/3194845 . JSTOR 3194845 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Потольский, Мэтью (2012). Декадентская республика литературы: вкус, политика и космополитическое сообщество от Бодлера до Бердслея . Пенсильванский университет. ISBN 978-0-8122-4449-6 .
- ^ Бикок, Ян (21 октября 2014 г.). «Мятежный французский трансвестит сыграл забытую роль в формировании наследия Оскара Уайльда, - говорит ученый из Стэнфорда» . Стэнфордские новости . Стипендия Петры Диркес-Трун . Проверено 19 февраля 2017 г.
- ^ Уайльд, Оскар (1909). Душа человека при социализме . Артур Л. Хамфрис – через Проект Гутенберга.
- ^ Суинберн, Алджернон Чарльз (1886). «Содружество: Песня для юнионистов». Проход через канал и другие стихи - через проект Гутенберга.
- ^ Бристоль, Эвелин (1980). «Идеализм и декаданс в русской символистической поэзии». Славянское обозрение . 39 (2): 269–280. дои : 10.2307/2496789 . JSTOR 2496789 . S2CID 164152302 .
- ^ Боулт, Джон Э. (1982). «Сквозь мрачное стекло: образы декаданса в русском искусстве начала ХХ века». Журнал современной истории . 17 : 93–110. дои : 10.1177/002200948201700105 . S2CID 162216729 .
- ^ Кембриджский компаньон испанского романа: с 1600 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. 2003. С. 138 . ISBN 978-1-139-00022-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мюррей, Алекс (2016). Пейзажи декаданса: литература и место в конце века . Кембридж. ISBN 978-1-107-16966-1 .
- ^ Путцель, Макс (1998). Человек в зеркале: Уильям Мэрион Риди и его журнал . Университет Миссури. п. 43.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вейр, Дэвид (2008). Декадентская культура в Соединенных Штатах: искусство и литература против американского зерна, 1890–1926 гг . Государственный университет Нью-Йорка – через Google Книги.
- ^ ЖА (1895). «Вырождение Макса Нордау» . Обзор Севани .
- ^ Мамфорд Джонс, Ховард (1936). «Рецензируемая работа: Романтическая агония. Марио Прац, Ангус Дэвидсон». Заметки о современном языке .
Библиография [ править ]
- Марио Праз , Романтическая агония , 1930 год. ISBN 0-19-281061-8
- Филипп Жюллиан , «Эстеты и маги» , 1969; Мечтатели декаданса , 1971.
- Ричард Гилман , Декаданс: Странная жизнь эпитета , 1979.
- Дэвид Вейр , «Декаданс и становление модернизма» (1995). ISBN 978-0-87023-991-5
- Брайан Стейблфорд «Декаданс и символизм: витрина-антология» (2018). ISBN 978-1-943813-58-2
Четырехугольник Джорджа Сильвестра
- (1906) Игра в любовь и другие пьесы . Нью-Йорк: Брентано.
- (1907) Дом Вампира . Нью-Йорк: Моффат, Ярд и компания.
- (1907) Ниневия и другие стихи . Нью-Йорк: Моффат, Ярд и компания.
- (1910) Исповедь варвара . Нью-Йорк: Моффат, Ярд и компания.
- (1912) Свеча и пламя . Нью-Йорк: Моффат, Ярд и компания.
- (1916) Песни Армагеддона и другие стихи . Нью-Йорк: Митчелл Кеннерли.
- (1919) Рузвельт: исследование амбивалентности . Нью-Йорк: Джексон Пресс, Inc.
- (1923) Омоложение: как Штайнах делает людей молодыми . Нью-Йорк: Томас Зельцер [в роли Джорджа Ф. Корнерса].
- (1924) Три сфинкса и другие стихотворения . Жирар, Канзас: Компания Haldeman-Julius.
- (1928) Мои первые две тысячи лет: автобиография странствующего еврея . Нью-Йорк: Компания Macaulay [с Полом Элдриджем ].
- (1930) Взгляды на великое . Нью-Йорк: Компания Маколея.
- (1930) Саломея: Странствующая еврейка. Мои первые 2000 лет любви . Нью-Йорк, Х. Ливерайт.
- (1930) Распространение микробов ненависти . Нью-Йорк: Х. Ливерайт [с предисловием полковника Эдварда М. Хауса].
- (1931) Моя плоть и кровь. Лирическая автобиография с нескромными аннотациями . Нью-Йорк: Х. Ливерайт.
- (1932) Непобедимый Адам . Лондон: Джеральд Дакворт и компания [с Полом Элдриджем ].
- (1932) Самая странная дружба: Вудро Вильсон и полковник Хаус . Нью-Йорк: Х. Ливерайт.
- (1937) Суд над кайзером . Нью-Йорк: Грейстоун Пресс.
- (1938) Прежде чем Америка решит. Форсайт во внешней политике . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета [совместно с Фрэнком П. Дэвидсоном].
- (1941) Семь против человека . Фландерс Холл.
- (1949) Все человеческое . Нью-Йорк: Шеридан Хаус [в роли Стюарта Бентона].
- (1952) Люди в зверей . Публикация Фосетта.
- (1952) Глория: Роман . Лондон: Джеральд Дакворт и компания.
- (1953) Обнаженная в зеркале . Нью-Йорк: Вудфорд Пресс.