Jump to content

Манихейское искусство

Печать Мани , старейшее известное манихейское искусство.

Манихейство имеет богатую традицию изобразительного искусства, начиная с самого Мани , написавшего «Книгу картинок» . [1]

Одним из основных убеждений Мани было то, что искусство (а именно живопись , каллиграфия и музыка ) пользовалось таким же уважением, как и божественный дух ( среднеперсидский : Михрязд ), полагая, что создание искусства сравнимо с созданием богом живых форм , и поэтому опыт искусства был скорее божественным актом, чем любой другой в материальном мире . [2] На протяжении всей истории манихейства дидактические сборники картин использовались для иллюстрации религиозных учений и верований. С самого начала пророк Мани представлял свою религию (которая включала в себя учения Заратустры , Будды и Христа ) как универсальную и, следовательно, « транскультурную » сущность, что привело к ее широкому распространению от Европы до Азии . Манихейская миссия использовала многогранные средства общения (включая устные, текстовые и графические), поэтому верования могли адаптироваться к разнообразию культур, в которые она входила. Эти книжки с картинками охватывали основные темы манихейства , такие как его дуализм света и тьмы , карты религиозной вселенной, процесс человеческого спасения , а также различные манихейские пророки и божества , и считались основными частями манихейского канона. [3]

Говоря об оригинальных картинах Мани, доктор Жужанна Гулачи отмечает, что «картины были созданы в Месопотамии середины третьего века при непосредственном участии Мани... и позже были сохранены путем копирования и адаптации к широкому спектру художественных и художественных произведений». культурные нормы по мере распространения религии на азиатском континенте». [4] Гулачи указывает на Юань шелковые картины эпохи «Манихейская схема Вселенной» и «Проповедь об учении Мани о спасении» как на примеры китаизированных вариаций традиции Мани использовать Книгу с картинками в качестве метода обучения, в частности, дающую представление о космологии той эпохи. Китайский манихейство . [4] После открытия фрагментарных произведений уйгурско - манихейского искусства [5] в руинах Турфана ( Западные регионы ) ученые начали обращаться к недавно обнаруженным остаткам манихейского книжного искусства, чтобы оценить по фрагментам, что могло напоминать оригинальный стиль Аржанга . [6]

Иллюминированные рукописи

[ редактировать ]

Манихейские иллюминированные рукописи наиболее известны из серии из четырех рукописей, найденных в Гаочане Синьцзян.

Они были собраны в Германии, Берлинском музее азиатского искусства , нарисованы в VIII-IX веках. Были обнаружены в Синьцзяне немецкой экспедиционной группой Турфана в начале 20 века. Это иллюминированные рукописи с иллюстрациями с обеих сторон. [7]

Кроме того, манихейское письмо на согдийском языке , также обнаруженное в Синьцзяне, содержит иллюстрации двух танцующих женщин. Оно было найдено в пещерах Тысячи Будд Безеклик. [8] [9]

Картины по шелку

[ редактировать ]
Восемь Атлас Росписи по Шелку

Восемь шелковых свитков с манихейскими дидактическими изображениями из южного Китая XII-XV веков, которые можно разделить на четыре категории:

Два одиночных портрета (с изображением Мани и Иисуса)
Один свиток с изображением Теории спасения ( Сотериологии ).
Четыре свитка, изображающие Профетологию ( Профетологию )
Один свиток с изображением Космологии ( Космология )

Фрески, рельефы и баннеры

[ редактировать ]

Манихейство имеет богатое наследие храмового искусства, включая манихейские каменные рельефы деревни Шанван , манихейское храмовое знамя MIK III 6286 , манихейскую настенную живопись MIK III 6918 и почитание Древа Жизни.

Знамя манихейского храма MIK III 6286 и манихейская настенная живопись MIK III 6918 были найдены немецкими турфанскими экспедициями в Гаочане Синьцзяне. [10] [11]

Почитание Древа Жизни обнаружено в пещерах Тысячи Будд Безеклик , также в Синьцзяне. [12]

Манихейские каменные рельефы деревни Шанван были обнаружены в провинции Фуцзянь в 2009 году. [13] а происхождение Будды Света в Каоане было заново открыто только в 1920-х годах. [14]

После открытия манихейских картин в Турфане историк искусства Томас В. Арнольд предположил, что манихейская традиция иллюстративного книжного дела была источником персидского стиля миниатюрной живописи во времена империи Сефевидов ; Арнольд заявил: «Единственным другим религиозным искусством, которое могло создать эти изображения, было манихейское, восточный характер типов лица и фигуры, а также сходство в технических деталях с манихейскими картинами, сохранившимися в Средней Азии, позволяют предположить, что это является источником, к которому следует отнести эти странные картины». [1] Камал уд-Дин Бехзад , самый известный из персидских художников-миниатюристов, получил высокую оценку современного афганского историка Альбдулкарима Хондамира, написавшего; «Маниристическая манера [Бехзада] ошеломила всех других художников». [15] Изучив фрагменты, Жужанна Гулачи пришла к выводу, что набор произведений искусства взят из подлинно манихейской книги с картинками, содержащей элементы (такие как иконография, стиль кисти и использование цветов), которые возникли в оригинальном Аржанге Мани и были переработаны в традиционный стиль живописи будущих поколений манихеев. [16] Кроме того, турфанские фрагменты имеют преимущественно персидский внешний вид, особенно похожий на искусство, сохранившееся от эпохи Сасанидов (во время которой жил Мани), с такими узнаваемыми элементами, как качество линий, простота лиц и яркая выразительность. количество деталей в складках одежды. Эти сходства связывают фрагменты Турфана с тем, что было известно об искусстве Большого Ирана до прихода ислама . [17]

Деталь манихейской схемы Вселенной , ок. 13-14 века

Буддийская практика, известная как э-токи (絵解(き), что означает «расшифровка изображений, объяснение изображений»), использовалась японскими буддистами Чистой Земли в качестве метода обучения, начиная с Китая еще в 931 году нашей эры. Залы были заполнены вертикальными свитками, которые иллюстрировали историю Будды и различные буддийские принципы. Как и сам буддизм, эта практика распространилась в Японию из Китая . Свитки также часто иллюстрировали жизнь принца Сётоку , которого считают основателем японского буддизма . [3] Во времена династий Юань и Мин (во время которых император Хуну запретил манихейство в 1370 году) манихейцы Моницзяо на юге Китая сблизились с Чистой Земли буддистами Махаяны , синтезируя традицию дидактической иллюстрации, начавшуюся с Аржанга , с формальными атрибутами висячих свитков, используемых в э-токи , а также синкретизируя буддийские и манихейские верования. [18]

иллюстрацию Мани преподносит королю Бахраму I к картине Али-Шира Наваи , ок. 16 век

В исламском повествовании о жизни Мани пророк описывается как художник, основавший сектантское движение против зороастрийской государственной религии Сасанидской Персии при Шапуре I. Подгоняемый угрозами, Мани бежал в Туркестан , где приобрел последователей и расписал несколько храмов (кстати, несколько картин в Бамиане Мани приписывают ). Затем Мани провел год в уединении пещеры, сказав своим последователям, что попадет в рай. Через год Мани вернулся с Аржангом , который, по его словам, он спустил с небес. После смерти Шапура он и большая процессия последователей вернулись в Персию. Согласно этому рассказу, новый король Бахрам I принял Мани и оказал ему благосклонность, но позже с него заживо содрали кожу за его ереси. [19] На картине Али-Шира Наваи из современного Узбекистана XVI века Мани изображен на троне Бахрама, когда король рассматривает одну из иллюстраций пророка.

В исламской традиции (за исключением рассказа Ибн ан-Надима о жизни Мани) Мани упоминается как «Мани-Художник», почти всегда заменяя топос «Основателя религии». [20] Кроме того, Аржанг — это имя даэва ( демона) в , » Фирдоуси « Шахнаме который уводит Кая Кавуса в Мазандеран и которого Ростам побеждает в своем шестом испытании. Слово «аржанг», означающее «достойный» на среднеперсидском языке, вероятно, является причиной общих имен, хотя случайно (если теория Томаса В. Арнольда о манихейском происхождении персидской миниатюрной живописи верна), что характер Аржанга первым Проиллюстрировано в стиле Аржанг .

См. также

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
  • Лью, Сэмюэл Н.К. (1992), Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае , Том 63 научных исследований Нового Завета (2-е изд.), Мор Зибек, ISBN  3161458206
  • Гулачи, Жужанна (2005). Средневековое манихейское книжное искусство: кодикологическое исследование иранских и тюркских фрагментов иллюминированных книг из Восточной Центральной Азии VIII-XI веков . Наг-Хаммади и манихейские исследования. Том. 57. Лейден: Брилл. ISBN  978-90-474-0596-2 .
  • Гулачи, Жужанна (2016). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Средней Азии и Тан-Минского Китая . Наг-Хаммади и манихейские исследования. Том. 90. Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-30894-7 .
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арнольд, Томас (1924). Пережитки сасанидского и манихейского искусства в персидской живописи . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 23–24.
  2. ^ Климкейт, Ханс-Иоахим (1982). Манихейское искусство и каллиграфия . Нью-Йорк: Брилл. п. 60. ИСБН  9004064788 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гулачи, Жужанна (29 июня 2011 г.). «Поиск книжки с картинками Мани в текстовых и иллюстрированных источниках» . Транскультурные исследования . № 1 (2011). дои : 10.11588/ts.2011.1.6173 . Проверено 9 декабря 2019 г. {{cite journal}}: |volume= есть дополнительный текст ( помощь )
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гулачи, Жужанна (2015). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Центральной Азии и Тан-Минского Китая . Серия «Наг-Хаммади и манихейские исследования». Том. 90. Лейден: Издательство Brill. п. 440. ИСБН  9789004308947 .
  5. ^ Манихейское искусство в берлинских коллекциях, «Corpus Fontium Manichaeorum: Series Archaeologica et Iconographica» (том 1). Turnhout: Brepols Publishers, 2001 (Книга, переведенная на персидский язык Соней Мирзае , Тегеран: Иранская академия искусств , 2023 г.)
  6. ^ Климкейт, Ханс-Иоахим (1982). Манихейское искусство и каллиграфия . Нью-Йорк: Брилл. п. 231. ИСБН  9004064788 .
  7. ^ Хертель, Герберт; Ялдиз, Марианна; Искусство (Германия), Музей индейцев; Йорк (1982) Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью- Германия . Метрополитен-музей. ISBN  978-0-87099-300-8 .
  8. ^ Гулачи, Жужанна (2005). Средневековое манихейское книжное искусство: кодикологическое исследование иранских и тюркских фрагментов иллюминированных книг из Восточной Центральной Азии VIII-XI веков . Серия «Наг-Хаммади и манихейские исследования». Том. 57. Лейден: Издательство Brill. стр. 56, 180. ISBN.  9789004139947 .
  9. ^ «Мани Сутра» (PDF) . Национальная библиотека Китая (на упрощенном китайском языке). 2011 . Проверено 25 мая 2020 г.
  10. ^ Гулачи, Жужсанна "" Манихейская картина Будды Иисуса [Манихейская картина Будды Иисуса] = Ифу Сонгдай Моницзяо Ишуфоженг]". Журнал по изучению истории искусств [Исследование истории искусства = Ишуши Яньцзю] 2008. :139-189 [на китайском языке]» .
  11. ^ Гулачи, Жужанна (2015). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Средней Азии и Тан-Минского Китая . Серия «Наг-Хаммади и манихейские исследования». Том. 90. Лейден: Издательство Brill. ISBN  9789004308947 .
  12. ^ Ма Цзянь (01 ноября 2006 г.). «Остатки манихейства в Турфане» . dsr.nii.ac.jp (на упрощенном китайском языке) . Проверено 2 мая 2019 г.
  13. ^ Чжун Мин, изд. (26 апреля 2010 г.) Реликвии Минцзяо из «Истории Итяня, убивающего дракона», спрятанные в деревне Сяошань в Сяпу, Мин ( . ) фотографии » « оригинал 15 декабря 2018 г. Проверено 14 декабря 2018 г.
  14. Местоположение 1992 , с. 304
  15. ^ Судавар, Аболала (1992). Искусство персидских дворов . Нью-Йорк: Риццоли. п. 95. ИСБН  0847816605 .
  16. ^ Гулачи, Жужанна (2005). Средневековое манихейское книжное искусство . Бостон: Брилл. п. 219. ИСБН  900413994X .
  17. ^ Гулачи, Жужанна (2005). Средневековое манихейское книжное искусство . Бостон: Брилл. п. 7. ISBN  900413994X .
  18. ^ Доктор Чар Яр. « Монцзяо (манихейство) в Китае ». academia.edu. Лекция, представленная на Всемирной конференции исторических исследований , 2012 г.
  19. ^ Джон М. Робертсон, Языческие Христа (2-е изд. 1911 г.), § 14. Проблема манихеев, онлайн на http://www.sacred-texts.com
  20. ^ В. Сундерманн, « Аль-Ферест, iii. Представление манихейства». Архивировано 17 мая 2012 г. в Wayback Machine , Энциклопедия Ираника , 1999 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c2570650e643fe8f15487ed9960623a__1707422220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/3a/4c2570650e643fe8f15487ed9960623a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manichaean art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)