Манихейское искусство
Манихейство имеет богатую традицию изобразительного искусства, начиная с самого Мани , написавшего «Книгу картинок» . [1]
Одним из основных убеждений Мани было то, что искусство (а именно живопись , каллиграфия и музыка ) пользовалось таким же уважением, как и божественный дух ( среднеперсидский : Михрязд ), полагая, что создание искусства сравнимо с созданием богом живых форм , и поэтому опыт искусства был скорее божественным актом, чем любой другой в материальном мире . [2] На протяжении всей истории манихейства дидактические сборники картин использовались для иллюстрации религиозных учений и верований. С самого начала пророк Мани представлял свою религию (которая включала в себя учения Заратустры , Будды и Христа ) как универсальную и, следовательно, « транскультурную » сущность, что привело к ее широкому распространению от Европы до Азии . Манихейская миссия использовала многогранные средства общения (включая устные, текстовые и графические), поэтому верования могли адаптироваться к разнообразию культур, в которые она входила. Эти книжки с картинками охватывали основные темы манихейства , такие как его дуализм света и тьмы , карты религиозной вселенной, процесс человеческого спасения , а также различные манихейские пророки и божества , и считались основными частями манихейского канона. [3]
Говоря об оригинальных картинах Мани, доктор Жужанна Гулачи отмечает, что «картины были созданы в Месопотамии середины третьего века при непосредственном участии Мани... и позже были сохранены путем копирования и адаптации к широкому спектру художественных и художественных произведений». культурные нормы по мере распространения религии на азиатском континенте». [4] Гулачи указывает на Юань шелковые картины эпохи «Манихейская схема Вселенной» и «Проповедь об учении Мани о спасении» как на примеры китаизированных вариаций традиции Мани использовать Книгу с картинками в качестве метода обучения, в частности, дающую представление о космологии той эпохи. Китайский манихейство . [4] После открытия фрагментарных произведений уйгурско - манихейского искусства [5] в руинах Турфана ( Западные регионы ) ученые начали обращаться к недавно обнаруженным остаткам манихейского книжного искусства, чтобы оценить по фрагментам, что могло напоминать оригинальный стиль Аржанга . [6]
Иллюминированные рукописи
[ редактировать ]- МИК III 4959 обе стороны
- MIK III 4974 лицевая сторона, оборотная сторона — просто текст
- МИК III 4979 лицевая сторона
- МИК III 4979 обратная сторона
- MIK III 6368 лицевая сторона
- MIK III 6368 обратная сторона
- Лист из манихейской книги " МИК III 8259 " л. 1 лицевая сторона
- Иллюстрация из манихейского письма на согдийском языке, найденного отдельно от других иллюстраций.
Манихейские иллюминированные рукописи наиболее известны из серии из четырех рукописей, найденных в Гаочане Синьцзян.
- Лист из манихейской книги МИК III 4959
- Лист из манихейской книги МИК III 4974
- Лист из манихейской книги МИК III 4979
- Лист из манихейской книги МИК III 6368
Они были собраны в Германии, Берлинском музее азиатского искусства , нарисованы в VIII-IX веках. Были обнаружены в Синьцзяне немецкой экспедиционной группой Турфана в начале 20 века. Это иллюминированные рукописи с иллюстрациями с обеих сторон. [7]
Кроме того, манихейское письмо на согдийском языке , также обнаруженное в Синьцзяне, содержит иллюстрации двух танцующих женщин. Оно было найдено в пещерах Тысячи Будд Безеклик. [8] [9]
Картины по шелку
[ редактировать ]Восемь шелковых свитков с манихейскими дидактическими изображениями из южного Китая XII-XV веков, которые можно разделить на четыре категории:
- Два одиночных портрета (с изображением Мани и Иисуса)
- Один свиток с изображением Теории спасения ( Сотериологии ).
- Четыре свитка, изображающие Профетологию ( Профетологию )
- Один свиток с изображением Космологии ( Космология )
Фрески, рельефы и баннеры
[ редактировать ]- Фреска с изображением дерева с виноградной лозой, пещеры Сенгим-агиз.
- Фреска с изображением Древа Жизни и Древа Смерти, пещеры Сенгим-агиз
- Каоанский образ Мани как «Будды Света»
Манихейство имеет богатое наследие храмового искусства, включая манихейские каменные рельефы деревни Шанван , манихейское храмовое знамя MIK III 6286 , манихейскую настенную живопись MIK III 6918 и почитание Древа Жизни.
Знамя манихейского храма MIK III 6286 и манихейская настенная живопись MIK III 6918 были найдены немецкими турфанскими экспедициями в Гаочане Синьцзяне. [10] [11]
Почитание Древа Жизни обнаружено в пещерах Тысячи Будд Безеклик , также в Синьцзяне. [12]
Манихейские каменные рельефы деревни Шанван были обнаружены в провинции Фуцзянь в 2009 году. [13] а происхождение Будды Света в Каоане было заново открыто только в 1920-х годах. [14]
Влияние
[ редактировать ]После открытия манихейских картин в Турфане историк искусства Томас В. Арнольд предположил, что манихейская традиция иллюстративного книжного дела была источником персидского стиля миниатюрной живописи во времена империи Сефевидов ; Арнольд заявил: «Единственным другим религиозным искусством, которое могло создать эти изображения, было манихейское, восточный характер типов лица и фигуры, а также сходство в технических деталях с манихейскими картинами, сохранившимися в Средней Азии, позволяют предположить, что это является источником, к которому следует отнести эти странные картины». [1] Камал уд-Дин Бехзад , самый известный из персидских художников-миниатюристов, получил высокую оценку современного афганского историка Альбдулкарима Хондамира, написавшего; «Маниристическая манера [Бехзада] ошеломила всех других художников». [15] Изучив фрагменты, Жужанна Гулачи пришла к выводу, что набор произведений искусства взят из подлинно манихейской книги с картинками, содержащей элементы (такие как иконография, стиль кисти и использование цветов), которые возникли в оригинальном Аржанге Мани и были переработаны в традиционный стиль живописи будущих поколений манихеев. [16] Кроме того, турфанские фрагменты имеют преимущественно персидский внешний вид, особенно похожий на искусство, сохранившееся от эпохи Сасанидов (во время которой жил Мани), с такими узнаваемыми элементами, как качество линий, простота лиц и яркая выразительность. количество деталей в складках одежды. Эти сходства связывают фрагменты Турфана с тем, что было известно об искусстве Большого Ирана до прихода ислама . [17]
Буддийская практика, известная как э-токи (絵解(き), что означает «расшифровка изображений, объяснение изображений»), использовалась японскими буддистами Чистой Земли в качестве метода обучения, начиная с Китая еще в 931 году нашей эры. Залы были заполнены вертикальными свитками, которые иллюстрировали историю Будды и различные буддийские принципы. Как и сам буддизм, эта практика распространилась в Японию из Китая . Свитки также часто иллюстрировали жизнь принца Сётоку , которого считают основателем японского буддизма . [3] Во времена династий Юань и Мин (во время которых император Хуну запретил манихейство в 1370 году) манихейцы Моницзяо на юге Китая сблизились с Чистой Земли буддистами Махаяны , синтезируя традицию дидактической иллюстрации, начавшуюся с Аржанга , с формальными атрибутами висячих свитков, используемых в э-токи , а также синкретизируя буддийские и манихейские верования. [18]
В исламском повествовании о жизни Мани пророк описывается как художник, основавший сектантское движение против зороастрийской государственной религии Сасанидской Персии при Шапуре I. Подгоняемый угрозами, Мани бежал в Туркестан , где приобрел последователей и расписал несколько храмов (кстати, несколько картин в Бамиане Мани приписывают ). Затем Мани провел год в уединении пещеры, сказав своим последователям, что попадет в рай. Через год Мани вернулся с Аржангом , который, по его словам, он спустил с небес. После смерти Шапура он и большая процессия последователей вернулись в Персию. Согласно этому рассказу, новый король Бахрам I принял Мани и оказал ему благосклонность, но позже с него заживо содрали кожу за его ереси. [19] На картине Али-Шира Наваи из современного Узбекистана XVI века Мани изображен на троне Бахрама, когда король рассматривает одну из иллюстраций пророка.
В исламской традиции (за исключением рассказа Ибн ан-Надима о жизни Мани) Мани упоминается как «Мани-Художник», почти всегда заменяя топос «Основателя религии». [20] Кроме того, Аржанг — это имя даэва ( демона) в , » Фирдоуси « Шахнаме который уводит Кая Кавуса в Мазандеран и которого Ростам побеждает в своем шестом испытании. Слово «аржанг», означающее «достойный» на среднеперсидском языке, вероятно, является причиной общих имен, хотя случайно (если теория Томаса В. Арнольда о манихейском происхождении персидской миниатюрной живописи верна), что характер Аржанга первым Проиллюстрировано в стиле Аржанг .
См. также
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Лью, Сэмюэл Н.К. (1992), Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае , Том 63 научных исследований Нового Завета (2-е изд.), Мор Зибек, ISBN 3161458206
- Гулачи, Жужанна (2005). Средневековое манихейское книжное искусство: кодикологическое исследование иранских и тюркских фрагментов иллюминированных книг из Восточной Центральной Азии VIII-XI веков . Наг-Хаммади и манихейские исследования. Том. 57. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-474-0596-2 .
- Гулачи, Жужанна (2016). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Средней Азии и Тан-Минского Китая . Наг-Хаммади и манихейские исследования. Том. 90. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-30894-7 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арнольд, Томас (1924). Пережитки сасанидского и манихейского искусства в персидской живописи . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 23–24.
- ^ Климкейт, Ханс-Иоахим (1982). Манихейское искусство и каллиграфия . Нью-Йорк: Брилл. п. 60. ИСБН 9004064788 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гулачи, Жужанна (29 июня 2011 г.). «Поиск книжки с картинками Мани в текстовых и иллюстрированных источниках» . Транскультурные исследования . № 1 (2011). дои : 10.11588/ts.2011.1.6173 . Проверено 9 декабря 2019 г.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гулачи, Жужанна (2015). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Центральной Азии и Тан-Минского Китая . Серия «Наг-Хаммади и манихейские исследования». Том. 90. Лейден: Издательство Brill. п. 440. ИСБН 9789004308947 .
- ^ Манихейское искусство в берлинских коллекциях, «Corpus Fontium Manichaeorum: Series Archaeologica et Iconographica» (том 1). Turnhout: Brepols Publishers, 2001 (Книга, переведенная на персидский язык Соней Мирзае , Тегеран: Иранская академия искусств , 2023 г.)
- ^ Климкейт, Ханс-Иоахим (1982). Манихейское искусство и каллиграфия . Нью-Йорк: Брилл. п. 231. ИСБН 9004064788 .
- ^ Хертель, Герберт; Ялдиз, Марианна; Искусство (Германия), Музей индейцев; Йорк (1982) Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью- Германия . Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-300-8 .
- ^ Гулачи, Жужанна (2005). Средневековое манихейское книжное искусство: кодикологическое исследование иранских и тюркских фрагментов иллюминированных книг из Восточной Центральной Азии VIII-XI веков . Серия «Наг-Хаммади и манихейские исследования». Том. 57. Лейден: Издательство Brill. стр. 56, 180. ISBN. 9789004139947 .
- ^ «Мани Сутра» (PDF) . Национальная библиотека Китая (на упрощенном китайском языке). 2011 . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Гулачи, Жужсанна "" Манихейская картина Будды Иисуса [Манихейская картина Будды Иисуса] = Ифу Сонгдай Моницзяо Ишуфоженг]". Журнал по изучению истории искусств [Исследование истории искусства = Ишуши Яньцзю] 2008. :139-189 [на китайском языке]» .
- ^ Гулачи, Жужанна (2015). Картины Мани: дидактические изображения манихеев от Сасанидской Месопотамии до уйгурской Средней Азии и Тан-Минского Китая . Серия «Наг-Хаммади и манихейские исследования». Том. 90. Лейден: Издательство Brill. ISBN 9789004308947 .
- ^ Ма Цзянь (01 ноября 2006 г.). «Остатки манихейства в Турфане» . dsr.nii.ac.jp (на упрощенном китайском языке) . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ Чжун Мин, изд. (26 апреля 2010 г.) Реликвии Минцзяо из «Истории Итяня, убивающего дракона», спрятанные в деревне Сяошань в Сяпу, Мин ( . ) фотографии » « оригинал 15 декабря 2018 г. Проверено 14 декабря 2018 г.
- ↑ Местоположение 1992 , с. 304
- ^ Судавар, Аболала (1992). Искусство персидских дворов . Нью-Йорк: Риццоли. п. 95. ИСБН 0847816605 .
- ^ Гулачи, Жужанна (2005). Средневековое манихейское книжное искусство . Бостон: Брилл. п. 219. ИСБН 900413994X .
- ^ Гулачи, Жужанна (2005). Средневековое манихейское книжное искусство . Бостон: Брилл. п. 7. ISBN 900413994X .
- ^ Доктор Чар Яр. « Монцзяо (манихейство) в Китае ». academia.edu. Лекция, представленная на Всемирной конференции исторических исследований , 2012 г.
- ^ Джон М. Робертсон, Языческие Христа (2-е изд. 1911 г.), § 14. Проблема манихеев, онлайн на http://www.sacred-texts.com
- ^ В. Сундерманн, « Аль-Ферест, iii. Представление манихейства». Архивировано 17 мая 2012 г. в Wayback Machine , Энциклопедия Ираника , 1999 г.