Каоань
Каоань | |
---|---|
Соан | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | манихейство |
Провинция | Фуцзянь |
Божество | Будда Света (Мани) |
Расположение | |
Страна | Китай |
Географические координаты | 24 ° 46'25 "N 118 ° 31'47" E / 24,77361 ° N 118,52972 ° E |
Расположение | Китай |
Часть | Цюаньчжоу: мировой торговый центр в Сун-Юань, Китай |
Критерии | Культурный: (iv) |
Ссылка | 1561 |
Надпись | 2021 г. (44-я сессия ) |

Цаоань ( китайский : 草庵 ; пиньинь : Cǎo'ān ; Pe̍h-ōe-jī : Chháu-am ; букв. «Женский монастырь с соломенной крышей» [ 1 ] ) — храм в Цзиньцзяне, Фуцзянь , подрайон Луошань . Первоначально построенный китайскими манихейцами , позднее верующие считали его буддийским храмом . Этот «манихейский храм в буддийском обличье» [ 2 ] исторически рассматривалось современными экспертами по манихейству как «единственное манихейское здание, сохранившееся нетронутым». [ 3 ] Однако другие манихейские постройки сохранились нетронутыми, например, храм Сюаньчжэнь , также в Китае. В 2021 году Цаоань был внесен в ЮНЕСКО Список всемирного наследия вместе со многими другими объектами недалеко от Цюаньчжоу из-за его уникального свидетельства обмена религиозными идеями и культурами в средневековом Китае. [ 4 ] За 2022 год количество туристов в этом месте удвоилось, и начались усилия по его сохранению. [ 5 ]
География
[ редактировать ]
Храм расположен на южном склоне холма Хуабяо недалеко от деревни Шедянь, к западу от центра города Цзиньцзян. [ 6 ] Цзиньцзян является частью Цюаньчжоу , который исторически был известен как «префектура Цюаньчжоу»; это место находится примерно в 50 километрах (31 милях) к югу от центра Цюаньчжоу. [ 3 ]
Хэ Цяоюань (1558-1632) объяснил в своей местной истории, « Книге Фуцзянь» ( китайский : 闽书 ; пиньинь : Миншу ), что название холма Хуабяо происходит от того факта, что он и близлежащий холм Линъюань похожи на пару хуабяо. . [ 7 ]
Храм в том виде, в котором он существует сегодня, не слишком отличается от типичного буддийского храма своего региона. Это двухэтажное гранитное здание с помещением для богослужений внизу и жилым помещением для нескольких священников наверху. [ 8 ]
Предыстория: манихейство в провинции Фуцзянь.
[ редактировать ]Манихейство пришло в Китай в 694 г. или раньше, во времена династии Тан (618–907 гг.). Вначале манихейская религия была прочно связана с согдийскими купцами, а позднее — с уйгурами , проживающими в Танском государстве. Однако в то время эта религия в основном присутствовала в северном и центральном Китае ( регион Янцзы ) и потерпела сильное поражение во время антиманихейской кампании 843 года, прелюдии к Великому антибуддийскому преследованию 845 года, когда иностранные манихейцы священники были сосланы или казнены. [ 9 ]
Это было в 10 веке, после падения династии Тан, манихейство, которое теперь в основном практикуется ханьскими китайцами , достигло провинции Фуцзянь . Его прибытие в провинцию связывают с неким проповедником-манихеем, который бежал в Фуцзянь от преследований в Северном Китае , много путешествовал по провинции и в конце концов умер и был похоронен в префектуре Цюаньчжоу. [ 10 ] который, таким образом, стал одним из центров китайского манихейства во времена династии Сун . [ 11 ]

Манихейство в Китае принимает определенные китайские черты, уподобляясь как буддизму, так и даосизму . [ 12 ] Китайские переводы манихейских трактатов основаны на буддийской фразеологии. [ 13 ] а основатель религии ( Мар ) Мани (известный в Китае как ( 末 )摩尼, (Мо)-Мани ) получил титул «Будды Света» ( китайский : 光明佛 Гуанмин Фо или 光佛 Гуанфо ), а история жизни, напоминающая историю Гаутамы Будды . [ 14 ] В то же время популярный среди китайских манихеев якобы даосский трактат Хуахуцзин «Писание об обращении варваров» объявлял Мани реинкарнацией Лао-цзы . [ 15 ] Что касается конфуцианских гражданских властей государства Сун, то когда тайные ячейки последователей Мани попадали в их поле зрения, их обычно смешивали с различными другими подозрительными и потенциально неприятными сектами как «вегетарианских демонопоклонников» ( китайский : 吃菜事魔 Чи). Цай Ши Мо ). [ 16 ]
Неудивительно, что подобные манихейские храмы, возводившиеся в Китае Сун, обычно имели официальную буддийскую или даосскую принадлежность. [ 17 ] Есть записи, например, о манихейском храме в даосском облике в Сымине . Этот храм - один из самых северных известных манихейских памятников эпохи Сун - был основан в 960-х годах и все еще действовал - в более стандартном даосском стиле, но с сохраненной памятью о манихействе - в 1260-х годах. [ 18 ]
История
[ редактировать ]
Говорят, что храм был первоначально построен во время правления императора Гаозуна Сун , первого императора Южной Сун (середина 12 века), как соломенная хижина. Он был перестроен более постоянным образом в 5-м году правления Чжиюань Тогхон Темура из династии Юань (1339 г.).
Манихейство в Китае было практически забыто не-последователями во время закрытия династии Мин ; Как и предполагали последователи манихейства, при дальнейшей синкретизации с даосизмом и буддизмом. О последних столетиях существования религии имеется мало материалов. Короткое стихотворение Хуан Фэнсяна (ум. 1614) повествует о его посещении храма Цаоань, который, по словам Фэнсяна, уже был заброшен. Поэт упоминает буддийские и даосские символы, но не осознает авторской точки зрения манихейского происхождения храма. [ 19 ]
Историк Цюаньчжоу Хэ Цяоюань оставил краткое описание святилища на холме Хуабяо и его манихейского происхождения в « Книге Фуцзянь» , что также дало ему повод подвести итог тому немногому, что он знал о манихейцах. Этот текст является одним из немногих литературных свидетельств, которые мы имеем спустя столетия после окончания манихейской династии Мин в Китае. [ 20 ] Хэ Цяоюань предположил, что в его дни в провинции Фуцзянь все еще были последователи «Религии Света» ( китайский : 明教 ), но их «[было] не так много заметно» («不甚显云»). [ 20 ] [ 21 ]
Каоань был отремонтирован в 1922 году и стал пристройкой к буддийскому храмовому комплексу, где почитались «предки учителей Индии и Китая»; однако позже и этот храмовый комплекс вышел из употребления. [ 22 ] Как отмечает Сэмюэл Н.К. Лью , верующие в то время, возможно, начали думать, что прозвище «Мони» в надписях Цаоань относится к «[Шакья]муни» ( [释迦]牟尼 ), то есть Гаутаме Будде; [ 22 ] то же самое местные жители рассказали археологу У Вэньляну несколько лет спустя. [ 23 ]
После того, как рассказ Хэ Цяоюаня о манихейском святилище был доведен до сведения современных ученых в 1923 году Чэнь Юанем ( 陈垣 ) и Полем Пеллиотом , [ 24 ] местные исследователи начали его искать. После долгих поисков ряда исследователей (разочарованных в какой-то момент присутствием мародерствующих бандитов [ 1 ] ), он был окончательно отождествлен с существующим зданием археологом Цюаньчжоу У Вэньляном ( 吴文良 ) в 1940 году, [ 25 ] который представил результаты своего исследования на месте в публикации 1957 года. [ 23 ]
В 1961 году храм был внесен в список охраняемых памятников культуры провинции Фуцзянь; Китая в 1996 году он был добавлен в Национальный список исторических и культурных памятников , Фуцзянь . [ 6 ]
Статуэтки и надписи
[ редактировать ]
Самая замечательная манихейская реликвия в храме — статуя основателя манихейства Мани , которого в китайской манихейской традиции обычно называют «Буддой Света». Согласно надписи , статуя была подарена храму местным приверженцем в 1339 году.
Хотя для случайного наблюдателя статуя может выглядеть как любой другой Будда, эксперты отмечают ряд особенностей, которые отличают ее от типичного изображения Будды. Вместо того, чтобы быть кудрявым и чисто выбритым, как большинство других статуй Будды, этот Будда Света изображен с прямыми волосами, ниспадающими на плечи, и с бородой. Черты лица пророка (выгнутые брови, мясистые щеки) также несколько отличаются от традиционного китайского каменного Будды. [ 3 ] Говорят даже, что у каменного Мани Будды Света раньше были усы или бакенбарды, но их удалил буддийский монах XX века, пытаясь сделать статую более похожей на традиционного Будду. [ 1 ]
Вместо того, чтобы смотреть вниз, как это обычно делают статуи Будды, статуя Мани смотрит прямо на верующих. Вместо типичной буддийской мудры руки Мани лежат на животе обеими ладонями вверх. [ 3 ]

Чтобы придать статуе общее светящееся впечатление, скульптор вырезал ее голову, тело и руки из камней разных оттенков. [ 3 ]
Вместо фразы няньфо , повсеместно встречающейся в буддийских храмах Китая, [ 23 ] надпись на камне во дворе, датированная 1445 годом, призывает верующих помнить «Чистоту (清净), Свет (光明), Силу (大力) и Мудрость (智慧)», которые являются четырьмя атрибутами Отца Света, [ 3 ] одна из главных фигур манихейского пантеона. [ 26 ] Эти четыре слова (восемь китайских иероглифов), очевидно, были важным девизом китайского манихейства; оно описано как таковое в антиманихейском труде фуцзяньского даоса Бо Юйчана (настоящее имя Гэ Чангэн; фл . 1215). [ 27 ] Оригинальная надпись была уничтожена во время Культурной революции , но позже «восстановлена» (видимо, на другом камне). [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Лью, Сэмюэл, Северная Каролина ; Пэрри, Кен. «МАНИХЕЙСКИЙ И (НЕСТОРИАНСКИЙ) ХРИСТИАНСКИЙ ОСТАЛСЯ В ЗАЙТОНЕ (ЦЮАНЬЧЖОУ, ЮЖНЫЙ КИТАЙ) ARC DP0557098» . Университет Маккуори . Архивировано из оригинала 22 июля 2015 г.
- ^ Сундерманн, Вернер (20 июля 2009 г.). «МАНИХЕЙИЗМ и ОБЩЕЕ ОБЗОР» . Энциклопедия Ираника . Фонд Энциклопедии Ираника . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лиу 1992 , стр. 256–257.
- ^ «Цюаньчжоу: мировой торговый центр в Сун-Юане, Китай» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ «Статуя светлого Будды Цзиньцзян Цаоань Мани: число туристов за год удвоилось, и планируется построить район культурного туризма - Quanzhou Net | Quanzhou Evening News Quanzhou News Portal» www.qzwb.com Проверено 10 октября 2022 г. 29 .
- ^ Jump up to: а б Ли Юкунь Реликвии манихейского храма Цаоань в Цзиньцзяне , Фуцзянь, 2006 г.
- ↑ Местоположение 1998 г. , с. 194
- ^ Пирсон, Ли и Ли 2002 , стр. 38–40, на основе Lieu 1980 , стр. 80–82.
- ^ Лиу 1992 , стр. 231–239, 263.
- ↑ Местоположение 1992 , с. 264
- ↑ Местоположение 1992 , с. 267
- ^ Майр 1987 , с. 316
- ^ Майр 1987 , стр. 317–318
- ^ Лиу 1992 , стр. 243, 255–257.
- ^ Лиу 1992 , стр. 258–259.
- ^ Лиу 1992 , стр. 280–283, 298.
- ^ Лиу 1992 , стр. 268.
- ^ Лиу 1992 , стр. 268, 292–294.
- ↑ Местоположение 1992 , с. 303
- ^ Jump up to: а б Местонахождение 1992 , с. 301
- ^ Исходный текст соответствующего раздела Минь Шу , французский перевод и подробные комментарии можно найти в Pelliot 1923 , стр. 198–207; Английский перевод, Lieu, 1998 г. , стр. 194–195.
- ^ Jump up to: а б Местонахождение 1992 , с. 304
- ^ Jump up to: а б с Лиу 1980 , стр. 80–82.
- ^ Пеллио 1923 , с. 198
- ^ Lieu 1992 , стр. 304; дата 1940 года взята из манихейства как народной веры — разновидности манихейства в деревенской общине возле Цзиньцзян Цаоань , 26 августа 2007 г.
- ↑ Местоположение 1998 г. , с. 136
- ^ Лиу 1992 , стр. 291–292.
Ссылки
[ редактировать ]
- Лью, Сэмюэл Н.К. (1992), Манихейство в Поздней Римской империи и средневековом Китае , Том 63 научных исследований Нового Завета (2-е изд.), Мор Зибек, ISBN 3161458206
- Лью, Сэмюэл Н.К. (1998), Манихейство в Центральной Азии и Китае , Том 45 Наг-Хаммади и манихейских исследований, Брилл , ISBN 9004104054
- Лью, Сэмюэл Северная Каролина (март 1980 г.), «Несториане и манихеи на побережье Южного Китая», Christian Watch , vol. 34, нет. 1, стр. 71–88, номер документа : 10.2307/1582860 , JSTOR 1582860.
- Майр, Виктор Х. (1987), «(Обзор) манихейства в Поздней Римской империи и средневековом Китае: исторический обзор Сэмюэля Н.К. Лью; Китайская трансформация манихейства: исследование китайской манихейской терминологии Питера Брайдера», T Юн Пао , 73 (4/5): 313–324, JSTOR 4528393
- Пеллио, Поль (июль 1923 г.), «Манихейские традиции в Фу-киене», T'oung Pao , Second Series, 22 (3): 193–208, doi : 10.1163/156853223x00122 , JSTOR 4526697
- Пирсон, Ричард; Ли, Мин; Ли, Го (март 2002 г.), «Археология Цюаньчжоу: краткий обзор», Международный журнал исторической археологии , 6 (1): 23–59, doi : 10.1023/A:1014881309593 , hdl : 2027.42/44540 , JSTOR 20852986 , S2CID 161300780