Физические характеристики Будды

Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Не существует сохранившихся изображений Будды в художественной форме примерно до II века нашей эры, вероятно, из-за преобладания аниконизма в буддизме в самый ранний дошедший до нас период буддийских религиозных скульптур и барельефов. [1] Ряд ранних бесед описывает внешний вид Будды и, как полагают, послужили моделью для ранних изображений. [2] В частности, «32 признака Великого Человека» описаны во всем Палийском Каноне , и считается, что они легли в основу ранних изображений Будды. [2] Эти 32 основные характеристики также дополняются еще 80 второстепенными характеристиками (пали: Анубьянджана ).
В буддизме Махаяны , включая традиции эзотерического буддизма будды , считается, что 32 основных характеристики и 80 второстепенных характеристик присутствуют в самбхогакае , или теле награды. [3] Напротив, физическая форма будды понимается как нирманакая , или тело трансформации. [3]
Ранняя история
[ редактировать ]Самая ранняя сохранившаяся фаза буддийского искусства, как правило, была аниконической : Будда изображался в виде таких символов, как след, пустой стул, лошадь без всадника или зонтик. [1] Позже были установлены знаковые скульптурные традиции, две из наиболее важных из которых находятся в регионах Гандхара и Матхура . [1]
Первые статуи и бюсты Будды были изготовлены в районе Гандхара на территории современного Пакистана и Афганистана под индо-греческим влиянием. [4] у Будды и других бодхисаттв Существует множество статуй и бюстов с усами .

В Палийском каноне много раз появляется абзац, в котором Будда описывает, как он начал свой поиск просветления, и говорит: [7]
Так, позднее, еще молодым, черноволосым юношей, наделенным благами юности на первом этапе жизни, — и пока мои родители, не желая этого, плакали со слезами, струившимися по их лицам, — я сбрил себе волосы и борода, надел желтую одежду и ушел из семейной жизни в бездомность.
- Арияпариесана Сутта
Изучив культ изображения Будды в Индии, Грегори Шопен приходит к выводу, что последователи Махаяны в то время практически не играли никакой роли во внедрении скульптурных и других физических изображений Будды. [8] Сутры Махаяны этого периода, такие как Майтрейасимханада Сутра , рассматривают культ изображений только как объект критики, если он вообще упоминается. [8] Шопен утверждает, что последователи Махаяны, как правило, не были заинтересованы в поклонении буддам, а скорее в том, чтобы стать буддами, и их взгляды на буддийскую практику были «глубоко консервативными». [8]
32 признака великого человека
[ редактировать ]Традиционно считается, что Будда обладает Тридцатью двумя качествами великого человека (санскр. махапуруша лакшана ). [9] Считается, что эти тридцать два качества присутствуют чакравартина . и у царей [9]
Дигха Никайя в «Беседе о знаках» ( пали : Лакхана Сутта ) (DN 30) перечисляет и объясняет 32 характеристики. [2] Они также перечислены в Брахмайу- сутте Маджхима Никаи (МН 91).
По мнению Маттиса, 32 характеристики можно резюмировать следующим образом: [10]
Примерно пятьсот лет спустя в нескольких текстах упоминаются поименно тридцать два знака Великого Человека ( маха пуриса лаккхана ), включая знак в виде колес дхармы на подошвах его ног; длинные пальцы рук и ног; большое львиное туловище; чувствительные вкусовые рецепторы; белые, равномерно расположенные зубы; длинный язык; руки, доходящие до колен; очень голубые глаза (голубые, как сапфир океана или как кожа Кришны); и наличие половых органов, скрытых в ножнах.
Обычно считается, в том числе и бхиккху Аналайо , что 32 знака являются более поздним добавлением. В таких текстах, как Дона сутта (AN4:36), упоминается один из знаков на следе, но сравнительные исследования не включают сам след колеса.
В суттах часто говорится, что их можно узнать по браминам, обученным такому прогнозированию Махапуриши (великого человека), который станет либо Буддой, либо монархом, вращающим колесо. Нет никаких упоминаний о том, что их видели небрамины; Фактически, в нескольких местах Сутт, например, в Саманьяпхала Сутте (DN2), главные герои не могли узнать Будду в окружении других монахов, демонстрируя нормальность внешнего вида (чего, конечно, не было бы, если бы 32 знака присутствовали).
Таким образом, обладание этими признаками рассматривается в этих суттах как экспертная квалификация брахманов в отношении подлинности и статуса Будды и, следовательно, как инструмент обращения в ортодоксальность браминов. К сожалению, не существует какой-либо четкой связи с ведическими или ведантическими текстами, которая бы подтверждала это. Требуется дополнительное исследование, чтобы предоставить доказательства того, что 32 знака происходят из брахманической или ведической традиции.
предположил, Поскольку ранние статуи и иконы Будды, по-видимому, не имели этих особенностей, бхиккху Аналайо что некоторые из них, возможно, на самом деле были созданы каменщиком или скульптором, особенно перепончатые пальцы, которые защищали нежные пальцы статуй от ударов. повреждать. Мясистый выступ головы также изначально был всего лишь стилистическим изображением пучка волос, общей чертой индийских святых.
В настоящее время остается спекулятивным, были ли статуи позже построены с учетом 32 знаков, поэтому, если квалифицированный брамин увидит статую, демонстрирующую такие характеристики, брамин захочет знать, кого представляет статуя, и заинтересоваться буддизмом. Также можно предположить, что более поздние буддисты создали такую иконографию, чтобы отразить тенденцию Лаккхана-сутты как подлинную необходимость, или что они фактически использовали символическое изображение знаков как средство воспоминания (Буддханусати). Нет никаких текстов или комментариев, подтверждающих эти предложения, однако будущие сравнительные исследования могут предоставить эзотерические доказательства.
Ниже перечислены 32 основные характеристики: [11] [12] [10]
Саманнагато ча со бхавам Готамо дваттимсамахапурисалакханехи:
Преподобный Готама наделен тридцатью двумя признаками великого человека:
1. Суппатиттхитападо, идам-пи тасса бхото Готамасса махапурисасса махапурисалаккханам бхавати,
1. У него хорошо поставленные ноги, для великого человека, почтенного Готамы, это признак великого человека,
2. хеттха... падаталесу чаккани джатани, сахассарани санемикани санабхикани саббакарапарипурани...
2. под подошвами ног его колеса с тысячами ободьев и ступиц, совершенные во всех отношениях...
3. аятапанхи...
3. каблуки длинные и глубокие...
4. дигхангули...
4. пальцы длинные...
5. мудуталунахаттхападо...
5. руки и ноги мягкие и нежные...
6. джалахаттхападо...
6. руки и ноги перепончатые...
7. Усанкхападо...
7. лодыжки высокие...
8. Эниджанхо...
8. телята как у антилопы...
9. Тхитако ... анонаманто убхохи паниталех джанукани паримасати паримаджджати...
9. когда он стоит... не сгибаясь, он может тереть и гладить руками оба колена... [см. аджанубаху ]
10. косохитаваттагуйхо...
10. то, что покрыто тканью, обложено...
11. суваннаванно ... канчанасаннибхаттако...
11. Он золотого цвета, кожа у него как золото...
12. сукумачави ... сукхумаатта чавийа радожаллам кайе на упалимпати...
12. У него прекрасная кожа, и из-за тонкой кожи к нему не прилипает пыль и грязь...
13 .
13. Волосы на теле возникают поодиночке, каждый волос на теле появляется в своем волосяном фолликуле...
14. уддхаггаломо ... уддхаггани ломани джатани нилани, анджанавананани кундалаваттани дакхинаваттакаджатани...
14. волосы топорщатся, его всклокоченные волосы синие или темно-синие (нилани), [13] [14] цвета коллирия, завитками, поворотами вправо...
15. брахмуджугатто...
15. конечности прямые, как у брахмы...
16. случайный урожай...
16. Есть семь выдающихся отметок...
17. сихапуббаддхакайо...
17. туловище как у льва...
18. читантарамсо...
18. между плечами твердо...
19. нигродхапаримандало, яватаквасса кайо таватаквасса бьямо, йаватаквасса бьямо таватаквасса кайо...
19. (Тело) пропорциональное, как баньяновое дерево, размах рук равен размеру тела...
20. самаваттаккхандхо...
20. верхняя часть спины ровная со всех сторон,
21. сломанный...
21. Вкусовые рецепторы чрезвычайно чувствительны...
22. сихахану...
22. Челюсть как у льва...
23. катталисаданто...
23. там сорок зубов...
24. рай...
24. Зубы ровные...
25. авираданто...
25. зубы без щелей...
26. сусуккадатхо...
26. зубы очень белые...
27. Потаживхо...
27. язык очень большой...
28. брахмассаро... каравикабхани...
28. Голос подобен голосу Брахмы или звуку кукушки...
29. абхиниланетто...
29. Глаза очень голубые, как сапфиры. [10] глаза темно-синие [12]
30. гопахум...
30. Ресницы как у коровы...
31. уна ... бхамукантаре джата одата мудутуласаннибха...
31. Пучок волос между бровями на лбу у него очень белый, как вата...
32. унхисасисо, идам-пи тасса бхото Готамасса махапурисасса махапурисалакханам бхавати.
32. На голове есть выступ, это для великого человека, почтенного Готамы, знак великого человека.
Дватимса Махапуришалакханани из Брахмаюсуттама . [15]
80 второстепенных характеристик
[ редактировать ]Известно, что 80 второстепенных качеств Будды неоднократно перечисляются в дошедших до нас Агамах китайского буддийского канона . [16] По словам Гуан Сина, 80 второстепенных знаков связаны с 32 основными знаками и представляют собой просто более подробное описание особенностей тела Будды. [16] В Сарвастивадин Абхидхарма Махавибхаша Шастра ставится вопрос о соотношении главных и второстепенных признаков, и говорится, что второстепенные признаки входят в число главных признаков, но не смешиваются с ними, подобно тому, как цветы в лесу делают деревья отличительный. [16] Эти 80 второстепенных характеристик также стали важными, поскольку были приняты буддийскими традициями, включая традиции Махаяны и Тхеравады. [16] В палийской литературе 80 второстепенных характеристик встречаются в Ападане и Милиндапаньхе . [16] Некоторые ученые полагают, что 80 второстепенных характеристик были ранним развитием буддийской традиции, но считались важными в основном в школе Сарвастивада. [17]
Восемьдесят второстепенных характеристик таковы:
- У него красивые пальцы рук и ног.
- У него стройные пальцы рук и ног.
- Пальцы рук и ног у него трубчатые.
- Его ногти на руках и ногах имеют розовый оттенок.
- Его ногти на руках и ногах слегка загнуты вверх на кончиках.
- Ногти на руках и ногах гладкие, закругленные, без ребер.
- Его лодыжки и запястья округлые и без вмятин.
- Его ноги одинаковой длины.
- У него красивая походка, как у короля-слона.
- У него статная походка, как у короля-льва.
- У него красивая походка, как у лебедя.
- У него величественная походка, как у царского быка.
- Правая нога ведет при ходьбе.
- Его колени не имеют выступающих коленных чашечек.
- У него поведение великого человека.
- Его пупок безупречен.
- У него глубокий живот.
- На животе у него есть отметины по часовой стрелке.
- Его бедра округлые, как банановые снопы.
- Его две руки имеют форму хобота слона.
- Линии на ладонях имеют розовый оттенок.
- Его кожа толстая или тонкая, как и должно быть.
- Его кожа без морщин.
- Его тело безупречно и без комочков.
- Его тело безупречно сверху и снизу.
- Его тело абсолютно свободно от примесей.
- Его сила равна 1000 крорам слонов или 100 000 крорам людей.
- У него выступающий нос.
- Его нос хорошо пропорционален.
- Его верхняя и нижняя губы равны по размеру и имеют розоватый оттенок.
- Зубы чистые и без налета.
- Его зубы длинные, как полированные раковины.
- Зубы гладкие, без выступов.
- Его пять органов чувств безупречны.
- Его четыре клыка хрустальные и округлые.
- Его лицо длинное и красивое.
- Его щеки сияют.
- Морщины на его ладонях глубокие.
- Линии на его ладонях длинные.
- Линии на его ладонях прямые.
- Линии на его ладонях имеют розовый оттенок.
- Его тело излучает ореол света, простирающийся вокруг него на два метра.
- Его щечные впадины полностью округлые и гладкие.
- Его веки хорошо пропорциональны.
- Пять нервов его глаз безупречны.
- Кончики его волос на теле не изогнуты и не согнуты.
- У него округлый язык.
- Язык мягкий и имеет розоватый оттенок.
- Его уши длинные, как лепестки лотоса.
- Его уши красиво закруглены.
- Его сухожилия и сухожилия не торчат.
- Его сухожилия и сухожилия глубоко вросли в плоть.
- Его пучок похож на корону.
- Его лоб пропорционален в длину и ширину.
- Его лоб округлый и красивый.
- Его брови изогнуты, как бантик.
- Волосы на его бровях в порядке.
- Волосы на его бровях лежат ровно.
- У него большие брови.
- Его брови достигают внешнего уголка глаз.
- Кожа у него прекрасная по всему телу.
- Все его тело наполнено признаками удачи.
- Его тело всегда сияет.
- Его тело всегда свежее, как цветок лотоса.
- Его тело чрезвычайно чувствительно к прикосновениям.
- Его тело пахнет сандалом.
- Волосы на его теле одинаковой длины.
- У него прекрасные волосы на теле.
- Его дыхание всегда в порядке.
- На его губах всегда красивая улыбка.
- Его рот пахнет цветком лотоса.
- Его волосы имеют цвет темной тени.
- Его волосы сильно пахнут.
- Его волосы пахнут белым лотосом.
- У него вьющиеся волосы.
- Его волосы не седеют.
- У него прекрасные волосы.
- Его волосы распутаны.
- Его волосы имеют длинные локоны.
- У него пучок волос, словно увенчанный королевской цветочной гирляндой.
Причинно-следственные связи 32 знаков совершенства Татхагаты
[ редактировать ]
Махаяна Махапаринирвана Сутра разъясняет причинно-следственные связи 32 признаков совершенства Татхагаты. [18] Эти причинно-следственные связи культивируются последователями буддизма Махаяны на пути к состоянию будды .
Львиный Рык сказал: «О Почитаемый В Мирах! Почему существуют бодхисаттвы, отступающие и не отступающие?» [...] «О хороший человек! Когда Бодхисаттва -махасаттва практикует такие 32 вида причинных связей, он обретает ум, который не отступит от ума, ищущего Бодхи ».
- Махаяна Махапаринирвана Сутра - Глава тридцать четвертая: О львином рыке бодхисаттвы (б)
В таблице ниже суммированы причинно-следственные связи, из которых возникает каждый из 32 знаков:
Знак совершенства | Причинно-следственная связь [18] |
---|---|
Плоские подошвы | Бодхисаттва - махасаттва непоколебим в своем соблюдении заповедей , в своем уме даяния и подобен горе Сумеру в пребывании в истинном слове. |
Тысяча спиц | Бодхисаттва-махасаттва достойно предлагает вещи своим родителям, почитаемым, старейшинам и животным. |
Длинные пальцы Длинные каблуки Квадратное и прямое тело | Бодхисаттва-махасаттва радуется непричинению вреда и неворованию и доволен своими родителями, уважаемыми людьми и учителями. |
Носок-перепонка (как у большого королевского лебедя) | Бодхисаттва-махасаттва практикует четыре способа руководства [т.е. вести существа посредством: 1) даяния, 2) дружелюбия, 3) добрых действий, 4) преобразования себя и сосуществования с ними как самих существ] и принимает в существах. |
Мягкие руки и ноги | Бодхисаттва-махасаттва, когда болеют его родители, учителя и старшие, сам моет и вытирает, держит и растирает их конечности. |
Суставы и лодыжки полностью развиты. Кожа течет в одном направлении | Бодхисаттва-махасаттва соблюдает заповеди, слушает проповеди и не знает конца даянию. |
Лодыжки короля-оленя | Бодхисаттва-махасаттва целеустремлённо слушает Дхарму и разъясняет правильное учение. |
Тело округлое и совершенное (похоже на дерево ньягродха). Пальцы достигают колена (когда рука вытянута вниз) Усниша (Буддхический выступ на макушке головы) | Бодхисаттва-махасаттва не обретает вредного ума, удовлетворяется едой и питьем, даянием, лечит болезни и распределяет лекарства. |
Половой орган скрыт | Бодхисаттва-махасаттва, когда он видит человека в страхе, оказывает помощь [этому человеку], а когда он видит человека без всякой обуви, дает ему одежду. |
Нежная нежная кожа Волосы на теле поворачиваются на правую сторону | Бодхисаттва-махасаттва охотно дружит с мудрыми людьми, отделяя себя от невежественных; он получает удовольствие от обмена взглядами и подметает дорожку, по которой идет. |
Тело ярко сияет золотистым цветом и светом. | Бодхисаттва-махасаттва всегда дает людям одежду, еду и питье, лекарства, благовония, цветы и светильники. |
Полная и правильная постановка (твердая) в семи местах тела. | Бодхисаттва-махасаттва дает, не жалеет [придерживается] всего редкого и легко расстается с этим; он не делает никакого различия между полем блага и неполем блага [т.е. получатель даны - благотворительности - сравнивается с полем, возделывая которое, увеличиваются благословения и добродетели]. |
Бескостные части тела полные (верхняя часть как у льва) Локти хорошо сбалансированные и тонкие. | Бодхисаттва-махасаттва законно ищет богатства и раздает его [другим]. |
40 зубов белые и чистые, хорошо сбалансированные и нежные. | Бодхисаттва-махасаттва отделяет себя от двуязычия [двуличия], от злословия и гневливого ума. |
Лицо с двумя клыками | Бодхисаттва-махасаттва практикует Великую любящую доброту по отношению к существам. |
Львиные щеки | Бодхисаттва-махасаттва дает такой обет: «Любой может прийти и попросить, и я дам столько, сколько он пожелает». |
Вкус средний-верхний | Бодхисаттва-махасаттва дает существам любую пищу, которую они пожелают. |
Большой и длинный язык (т.е. символическое выражение, относящееся к его большому мастерству в ораторском искусстве) | Бодхисаттва-махасаттва совершает 10 добрых дел и тем самым учит других. |
Голос Будды | Бодхисаттва-махасаттва не говорит плохо о недостатках других и не клевещет на Чудесную Дхарму. |
Голубой тон глаз | Бодхисаттва-махасаттва видит всю враждебность и обретает приятный [то есть счастливый] ум. |
Белые (пучок) волос на лбу | Бодхисаттва-махасаттва не скрывает достоинств других, а восхваляет то добро, которое они имеют. |
Альтернативные изображения
[ редактировать ]Некоторые отмечают, что по крайней мере в двух беседах Палийского канона Будда может быть истолкован как лысый, как если бы его голова была выбрита. [19]
См. также
[ редактировать ]- Гаутама Будда
- Палийский канон и ранние буддийские тексты
- Дхаммакаккаппаваттана сутта
- Анатталакхана Сутта
- Саманьяпхала Сутта
- Махапариниббана Сутта
- Великое отречение и четыре достопримечательности
- Реликвии, связанные с Буддой
- Лила Отношение
- Маравиджая Отношение
- Отношение к медитации
- Нага Прок Отношение
- Буддийское искусство
- Halo (религиозная иконография)
- История буддизма
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кришнан, Юврадж. Образ Будды: его происхождение и развитие. 2009. с. 51
- ^ Перейти обратно: а б с Шоу, Сара. Буддийская медитация: антология текстов Палийского канона. 2006. с. 114
- ^ Перейти обратно: а б Сангхаракшита. Обзор буддизма: его доктрины и методы на протяжении веков. 2004. с. 295
- ^ Кредитование, Джона. «Гандара» . ЛИВИЙ – Статьи по древней истории. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Йен, Ши Ченг (1 мая 2023 г.). Сущность Дхармы Цзин Си Сутры Чудесного Лотоса Глава 1: Вводная глава . Jing Si Publishing Co., Ltd. ISBN 978-626-7235-27-0 . - «Его вьющиеся волосы темно-синие, а на макушке - мясистый выступ». Так описываются его волосы. «Темно-синий» относится к блеску его волос, которые были настолько темными, что казались темно-синими.
- ^ Письма, факультет Калькуттского университета (1933). Журнал Отдела литературы . Издательство Калькуттского университета. п. 42. «Синюю голову» изображения Будды можно объяснить, если мы обратимся к одной из 32 лакшан великого человека, которая есть уддхагга — ломо уддхаггани ломани джатани нилани».
- ^ «Арияпариесана сутта» .
- ^ Перейти обратно: а б с Шопен, Грегори. Изображения и фрагменты буддизма Махаяны в Индии. 2005. с. 138
- ^ Перейти обратно: а б Кришнан, Юврадж. Образ Будды: его происхождение и развитие. 2009. с. 125
- ^ Перейти обратно: а б с Маттис, ЮАР (2021 г.). Изучение Сутры Сердца . Лексингтонские книги. п. 128. ИСБН 978-1-4985-9941-2 . Проверено 23 августа 2023 г.
- ^ Уэйман, Алекс (1997). Развязывание узлов в буддизме: Избранные очерки . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 6. ISBN 978-81-208-1321-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Эпштейн, РБ (2012). Буддизм от А до Я. Буддийское общество переводчиков текстов. п. 200. ИСБН 978-1-60103-055-9 . Получено 23 августа 2023 г. - через Archive.org.
29. глаза темно-синие...
Также в Google Книгах - ^ Йен, Ши Ченг (1 мая 2023 г.). Сущность Дхармы Цзин Си Сутры Чудесного Лотоса Глава 1: Вводная глава . Jing Si Publishing Co., Ltd. ISBN 978-626-7235-27-0 .
- ^ Письма, факультет Калькуттского университета (1933). Журнал Отдела литературы . Издательство Калькуттского университета. п. 42.
- ^ «Дватимса Махапуришалакханани из Брахмаюсуттама» . 31 декабря 2016 года . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гуан Син. Концепция Будды: ее эволюция от раннего буддизма до теории Трикаи. 2004. с. 32
- ^ Гуан Син. Концепция Будды: ее эволюция от раннего буддизма до теории Трикаи. 2004. стр. 32-33.
- ^ Перейти обратно: а б Ямамото, Кошо (1973) «Махаяна Махапаринирвана Сутра» (PDF) .
- ^ Эйзель Мазард (大影) (декабрь 2010 г.). «Будда был лысым… но везде изображался с полной шевелюрой» . Новая Мандала.
Библиография
[ редактировать ]- Пауэрс, Джон (26 апреля 2021 г.). «Тело Будды» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.745 . ISBN 9780199340378 . Архивировано из оригинала 16 мая 2021 года . Проверено 16 мая 2021 г.