Цетия
Четия , «напоминания» или «мемориалы» ( санскр. чаитья ), — это предметы и места, используемые буддистами для поминовения Гаутамы Будды . [1] По мнению Дамронга Раджанубхаба выделяются четыре вида , в Палийском каноне : «Реликвия [Дхату], Памятник [Парибхога], Учение [Дхамма] и обет [Удесака]». [2] Грисволд, напротив, утверждает, что три из них являются традиционными, а четвертая, Дхамма Будды , была добавлена позже, чтобы напомнить монахам, что истинную память о Гаутаме Будде можно найти в его учениях. [3] Хотя в широком смысле их можно назвать буддийским символизмом , упор, как правило, делается на историческую связь с Буддой, а не на метафизическую.
В добуддийской Индии чайтья обозначала святилище или святое место в ландшафте, обычно на открытом воздухе, населенное или посвященное определенному божеству. В Махаянской Махапаринирвана-сутре , ближе к концу своей жизни, Будда отмечает Ананде, насколько прекрасны различные чаити вокруг Вайшали . [4]
Сарирака
[ редактировать ]Шарирака (санскрит шарира ) или дхату четия, останки тела Гаутамы Будды, являются категорией, которую сегодня западные наблюдатели обычно считают «реликвиями», и они были ответственны за основные формы буддийского искусства и символизма, хотя они составляют лишь одну из трех категории напоминаний. [1] Наиболее часто сохраняемыми частями тела Будды являются зубы и кости, поскольку эти части останутся после того, как остальная часть тела разложится. (Но обратите внимание, что тело Будды было кремировано.) Реликвия зуба Будды в Шри-Ланке является наиболее примечательным местом, где реликвия явно сохранилась, но были созданы сотни таких мест в архитектурной форме, которая сейчас называется ступа . По-тайски эти ступы называются чеди , сохраняя вторую половину фразы дхату четия ; в Лаосе их так называют после первой половины. [5] Помимо самой ступы, шарираки используются во всем буддийском мире в таком количестве, что не все из них могут быть законными; в этом смысле шарирака функционирует главным образом как символ, причем важность подлинности варьируется в зависимости от культуры.
Части тела особо могущественных монахов также называются шарираками, но обычно они принимают форму ярких драгоценностей, образовавшихся во время кремации тела. [ нужна ссылка ]
Парибхогака
[ редактировать ]Парибхога четия, вещи, которыми пользовался Будда, на первый взгляд может показаться сегодня несуществующей категорией. Однако такие храмы, как Тонгдоса в Южной Корее, утверждают, что сохранили его мантию и чашу для подаяния. [6] В эту категорию также входят все места, которые посетил Будда, поэтому сама Бодхгая функционирует как парибхогака. Самая распространенная парибхогака — Дерево Бодхи . [1] который был пересажен по всей Юго-Восточной Азии; черенки оригинального дерева бодхи до сих пор сохранились в Шри-Ланке.
Другая чрезвычайно распространенная парибхога четия — это след Будды , который встречается по всему буддийскому миру и символизирует землю, по которой ходил Будда, и огромные размеры его дхаммакаи . Иногда эти следы также классифицируются как удесака, изображение стопы Будды, или шарирака, подразумевая, что след был самой ступней.
Удесака
[ редактировать ]Последняя категория, удесака или уддесика четия, буквально переводится как «показательные напоминания» или «вотивные объекты», например изображения Будды. [1] Удесака не имеет никакой физической связи с Буддой, но все же служит реликвией, поскольку была создана в его память. Первоначально удесака были второстепенными по отношению к парибхогаке и шарираке, но под влиянием греко-буддизма статуи Будды производились в больших количествах, а позже появились картины и другие изображения. Дхармачакра , «колесо дхармы», подпадает под эту категорию как напоминание о буддийском прозрении.
Традиционное мнение долгое время заключалось в том, что раннее буддийское искусство было аниконическим . Однако в последнее время эта точка зрения стала предметом дискуссий среди специалистов . Кажется, не было никакого запрета на создание изображений Будды. Скорее, создание изображений парибхогаки рассматривалось ранними буддистами как более полноценный и значимый символ, напоминающий об открытии буддийского понимания ( паннья ). [7] [8] В настоящее время ведутся споры о том, содержали ли эти сцены заменители изображения самого Будды. [9]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Калингабодхи джатака, цитата из книги Джона Стронга, «Реликвии Будды» (Принстон: Princeton University Press, 2004), 19.
- ^ Дамронграчанупхап (1962). История буддийских памятников в Сиаме . Сиамское общество. стр. 10, 21.
- ^ Грисволд, Александр Б. (1990). Что такое изображение Будды? . Подразделение рекламы и связей с общественностью факультета изобразительного искусства. стр. 14–15.
- ^ Скиллинг, Питер, в Амаравати: Искусство раннего буддийского памятника в контексте , под редакцией Акиры Шимады и Майкла Уиллиса, стр. 25, Британский музей, 2016, PDF
- ^ Пьер Пишар, Франсуа Лажирард, Буддийский монастырь (Французская школа Дальнего Востока, 2003), 171
- ^ «Азиатская историческая архитектура: фотографический обзор» .
- ^ Хантингтон, Сьюзан Л. (1990). «Раннее буддийское искусство и теория аниконизма». Художественный журнал . 49 (4): 401–408. дои : 10.2307/777142 . JSTOR 777142 .
- ^ Киннард, Джейкоб Н. (2013). Мудрость изображения: видеть и знать в искусстве индийского буддизма . Рутледж. п. 77. ИСБН 978-1-136-77924-4 .
- ^ Хантингтон, Сьюзен Л. (1992). «Аниконизм и многозначность эмблем: другой взгляд». Арс Ориенталис . 22 : 111–156. JSTOR 4629428 .