Jump to content

Цетия

Пхра Патом Чеди , один из крупнейших чеди в Таиланде; в тайском языке термин Чеди (четия) используется как синоним термина Ступа.

Четия , «напоминания» или «мемориалы» ( санскр. чаитья ), — это предметы и места, используемые буддистами для поминовения Гаутамы Будды . [1] По мнению Дамронга Раджанубхаба выделяются четыре вида , в Палийском каноне : «Реликвия [Дхату], Памятник [Парибхога], Учение [Дхамма] и обет [Удесака]». [2] Грисволд, напротив, утверждает, что три из них являются традиционными, а четвертая, Дхамма Будды , была добавлена ​​позже, чтобы напомнить монахам, что истинную память о Гаутаме Будде можно найти в его учениях. [3] Хотя в широком смысле их можно назвать буддийским символизмом , упор, как правило, делается на историческую связь с Буддой, а не на метафизическую.

В добуддийской Индии чайтья обозначала святилище или святое место в ландшафте, обычно на открытом воздухе, населенное или посвященное определенному божеству. В Махаянской Махапаринирвана-сутре , ближе к концу своей жизни, Будда отмечает Ананде, насколько прекрасны различные чаити вокруг Вайшали . [4]

Сарирака

[ редактировать ]

Шарирака (санскрит шарира ) или дхату четия, останки тела Гаутамы Будды, являются категорией, которую сегодня западные наблюдатели обычно считают «реликвиями», и они были ответственны за основные формы буддийского искусства и символизма, хотя они составляют лишь одну из трех категории напоминаний. [1] Наиболее часто сохраняемыми частями тела Будды являются зубы и кости, поскольку эти части останутся после того, как остальная часть тела разложится. (Но обратите внимание, что тело Будды было кремировано.) Реликвия зуба Будды в Шри-Ланке является наиболее примечательным местом, где реликвия явно сохранилась, но были созданы сотни таких мест в архитектурной форме, которая сейчас называется ступа . По-тайски эти ступы называются чеди , сохраняя вторую половину фразы дхату четия ; в Лаосе их так называют после первой половины. [5] Помимо самой ступы, шарираки используются во всем буддийском мире в таком количестве, что не все из них могут быть законными; в этом смысле шарирака функционирует главным образом как символ, причем важность подлинности варьируется в зависимости от культуры.

Части тела особо могущественных монахов также называются шарираками, но обычно они принимают форму ярких драгоценностей, образовавшихся во время кремации тела. [ нужна ссылка ]

Парибхогака

[ редактировать ]

Парибхога четия, вещи, которыми пользовался Будда, на первый взгляд может показаться сегодня несуществующей категорией. Однако такие храмы, как Тонгдоса в Южной Корее, утверждают, что сохранили его мантию и чашу для подаяния. [6] В эту категорию также входят все места, которые посетил Будда, поэтому сама Бодхгая функционирует как парибхогака. Самая распространенная парибхогака — Дерево Бодхи . [1] который был пересажен по всей Юго-Восточной Азии; черенки оригинального дерева бодхи до сих пор сохранились в Шри-Ланке.

: След Будды буддийское колесо и огромная ступня.

Другая чрезвычайно распространенная парибхога четия — это след Будды , который встречается по всему буддийскому миру и символизирует землю, по которой ходил Будда, и огромные размеры его дхаммакаи . Иногда эти следы также классифицируются как удесака, изображение стопы Будды, или шарирака, подразумевая, что след был самой ступней.

Уход Будды из мирской жизни, изображенный в Гандхаре в начале второго века нашей эры.

Последняя категория, удесака или уддесика четия, буквально переводится как «показательные напоминания» или «вотивные объекты», например изображения Будды. [1] Удесака не имеет никакой физической связи с Буддой, но все же служит реликвией, поскольку была создана в его память. Первоначально удесака были второстепенными по отношению к парибхогаке и шарираке, но под влиянием греко-буддизма статуи Будды производились в больших количествах, а позже появились картины и другие изображения. Дхармачакра , «колесо дхармы», подпадает под эту категорию как напоминание о буддийском прозрении.

Традиционное мнение долгое время заключалось в том, что раннее буддийское искусство было аниконическим . Однако в последнее время эта точка зрения стала предметом дискуссий среди специалистов . Кажется, не было никакого запрета на создание изображений Будды. Скорее, создание изображений парибхогаки рассматривалось ранними буддистами как более полноценный и значимый символ, напоминающий об открытии буддийского понимания ( паннья ). [7] [8] В настоящее время ведутся споры о том, содержали ли эти сцены заменители изображения самого Будды. [9]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Калингабодхи джатака, цитата из книги Джона Стронга, «Реликвии Будды» (Принстон: Princeton University Press, 2004), 19.
  2. ^ Дамронграчанупхап (1962). История буддийских памятников в Сиаме . Сиамское общество. стр. 10, 21.
  3. ^ Грисволд, Александр Б. (1990). Что такое изображение Будды? . Подразделение рекламы и связей с общественностью факультета изобразительного искусства. стр. 14–15.
  4. ^ Скиллинг, Питер, в Амаравати: Искусство раннего буддийского памятника в контексте , под редакцией Акиры Шимады и Майкла Уиллиса, стр. 25, Британский музей, 2016, PDF
  5. ^ Пьер Пишар, Франсуа Лажирард, Буддийский монастырь (Французская школа Дальнего Востока, 2003), 171
  6. ^ «Азиатская историческая архитектура: фотографический обзор» .
  7. ^ Хантингтон, Сьюзан Л. (1990). «Раннее буддийское искусство и теория аниконизма». Художественный журнал . 49 (4): 401–408. дои : 10.2307/777142 . JSTOR   777142 .
  8. ^ Киннард, Джейкоб Н. (2013). Мудрость изображения: видеть и знать в искусстве индийского буддизма . Рутледж. п. 77. ИСБН  978-1-136-77924-4 .
  9. ^ Хантингтон, Сьюзен Л. (1992). «Аниконизм и многозначность эмблем: другой взгляд». Арс Ориенталис . 22 : 111–156. JSTOR   4629428 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 258f78333450d69678227068348764f5__1713744960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/f5/258f78333450d69678227068348764f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cetiya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)