Ступы в Камбодже
Ступы в Камбодже, чаще называемые чеди ( chedey , cetyi , кхмерский: ចេតិយ), представляют собой шпилеобразной формы, мавзолеи в которых хранятся кости и прах умерших, размещенные на территории пагоды, обычно встречающейся в Камбодже , обычно финансируемые более богатыми верующими для себя и своих родственников. [ 1 ] В то время как пранг произошел от индийского прототипа шикхары , чеди почувствовал как индийское влияние через прототип ступы, особенно Санчи , так и другие влияния, особенно через прототип ступы Руванвелисая на Джейлане , откуда возник буддизм Тхеравады. тоже приехал.
Терминология
[ редактировать ]Хотя слово «ступа» обычно используется иностранцами, слово «чеди», похожее на кхмерский (кхмерский: ចេតិយ) и тайский (тайский: เจดีย์), используется местными жителями, на основе палийского слова Cetiya со значением «курган или костер». или санскритский язык Chaitya от корня cita или ci, означающего «нагроможденный», санскритский термин, обозначающий курган, пьедестал или «погребальную кучу». [ 2 ] [ 3 ] Также близкое по значению слово ступа происходит от санскрита (स्तूप), что буквально означает «куча».
История
[ редактировать ]
Согласно древним буддийским текстам, примитивный чеди был просто курганом и был построен только для хранения праха и реликвий Будды. На протяжении веков чеди приобрела свою нынешнюю форму благодаря ассимиляции со статуей Будды. Эволюция в сторону чедеи для отдельных лиц может быть недавней, поскольку более старые монастыри, такие как Ват Хнат, [ 4 ] в провинции Сиемреап , где есть перистильные статуи сидящего Будды, закрывающие погребальные урны .

Один из старейших и самых известных чеди в Камбодже построен на вершине Ват Пном для короля Понхеа Ята , его правление ознаменовало начало эпохи Чактомук в Королевстве Кампучия в 1431 году.
В столице королевства Аюттхая король Раматибоди II в 1492 году добавил два чеди прах его отца, короля Боромматрайлокканата , и его брата, короля Бороммарачи III . , где был похоронен [ 5 ]
Размятые чеди начали появляться в королевстве Аюттхая во второй четверти 17 века после покорения кхмеров королем Прасат Тонгом . Разрезанная чеди – это чеди с уменьшенным углом от цоколя до части шейки колоколообразного купола. Вдохновение для создания нового своеобразного стиля пришло из цейлонской ступы, а также Королевства Сукхотай чеди и архитектуры Шривиджая . [ 6 ]
Как можно увидеть, особенно в районе Баттамбанга , чеди возникли под влиянием китайско-кхмерских племен, которые не практиковали сжигание мусора, поэтому в чеди было создано такое клеточное пространство, которое имело тенденцию больше напоминать пранг , чтобы вместить гробы.
Сохраненная ступа выполняет функцию реликвария, но ее форма также менялась, как это было в случае с монументальной ступой, построенной перед королевским железнодорожным вокзалом Пномпеня . Он был построен в мае 1957 года к 2500-летию буддийской эпохи с реликвиями буддистов- арахантов . Его цилиндрическое основание имеет двери и окна, что позволяет ему стать местом поклонения в праздничные дни.
В последние годы число и размеры частных чеди увеличились как места вечного покоя, без необходимости планирования долгосрочных строительных рисков. [ 7 ]
Описание
[ редактировать ]Типичный чеди в Камбодже может быть сделан из песчаника , латерита , кирпича , а в последнее время и из цемента .
Чаще всего чеди строят на северо-востоке от главного вихеара , поскольку, по мнению Джорджа Кодеса , в кхмерской буддийской культуре северо-восток — это направление, в котором возможен бегство из нашей вселенной к небесам. [ 8 ] Хотя кажется, что чеди не ориентированы систематически, сторона чеди часто идет параллельно стороне главного вихеара в пагоде из-за стремления к порядку и эстетике на территории пагоды. [ 9 ]
Они могут иметь любые размеры, но всегда сохранять одни и те же пропорции. Чеди использует пролет как традиционную меру; настолько, что основание чеди имеет пролет, равный пролету его владельца, и что, если длина луковицы составляет 12 пролетов, то и постамент должен иметь такую же длину. Нижняя часть или основание и шпиль в два раза ниже и имеют всего 6 пролетов. Две внутренние террасы имеют высоту 5 пролетов. Подошва под основанием имеет высоту всего в один пролет. Ширина чеди составляет 18 пролетов, что в три раза превышает ее высоту, составляющую 6 пролетов.
Количество уровней на террасах и многоярусном зонтике всегда должно быть нечетным: 3, 5, 7 и 9 для короля.
Ваджра буддизма является важным элементом украшения чеди и является одним из типичных остатков Махаяны в большинстве буддистов Тхеравады Юго-Восточной Азии. [ 10 ]
Стили
[ редактировать ]
Чеди созданы в самых разных стилях, которые сложно синтезировать. На стиль чеди в Мьянме, Таиланде и Камбодже повлияла круглая цейланская ступа , а также индийская ступа хинаяна времен императора Ашоки . В Камбодже, по словам французского антрополога Жан-Пьера Карбоннеля, к кхмерским можно отнести три разных стиля ступ: палубную чеди , скульптурную чеди и простую чеди . [ 11 ]
Украшенный чеди
[ редактировать ]Украшенный чеди , который используется для захоронения праха короля, обычно имеет скульптуры на фронтонах пяти уровней в четырех основных направлениях. Луковица, считающаяся священным телом чеди, украшена цепочками ожерелья таким образом, что концы перекрещиваются друг с другом. тогда как элементы в их основе могут представлять четырехликого Брахму.
Скульптурная чеди
[ редактировать ]Скульптурная чеди , используемая для королевской семьи, не имеет ни фронтона, ни лика Брахмы. У него могут быть только скульптуры на постаменте луковицы, на ее вершине и многоярусном зонтике.
Простой Чеди
[ редактировать ]
Простой чеди не имеет скульптуры, но в редких случаях его украшают рядом перевернутых лепестков лотоса на плече луковицы.
Топография
[ редактировать ]Кхмерские чеди можно найти в основном в Камбодже, а они оказали влияние на ступы в Таиланде также , что видно в кхмерском искусстве Лопббури . [ 12 ]
Структуры Чеди были воспроизведены кхмерской и тайской диаспорой, особенно в Соединенных Штатах , где их можно увидеть в Кхемара Буддикарам. [ 1 ]
Чеди в 2011 году . был построен в Канаде для выставки «Наблюдение и мемориал» в Королевском музее Онтарио Он был посвящен выжившим и душам тех, кто погиб во время массового насилия в Камбодже. [ 13 ]
Функция
[ редактировать ]Чеди , которая изначально была священным местом общения с реликвиями, теперь выполняет основную погребальную функцию — хранить останки умерших. Он также может выполнять декоративную функцию, поскольку даже ящик извести для бетеля имеет форму чеди , а также может быть построен по обету, как это было в легенде о короле Баянгоре, который построил 1000 чеди после непреднамеренного инцеста со своей матерью. . [ 14 ] Старые ступы в пагодах часто становятся местом, где старые артефакты, фрагменты статуй или кхмерские надписи , испорченные рукописи из пальмовых листьев, оставляют на хранение, а не сжигают.
Интерпретация
[ редактировать ]Уподобление чеди телу Будды
[ редактировать ]
Жорж Гролье заметил, что в буддийских пагодах, таких как Ват Вихеар Суор , может быть либо алтарь, либо чеди, и пришел к выводу, что оба могут быть ассимилированы. [ 15 ] Для Жаннин Обуайе тело Будды в конечном итоге отождествляется с чеди . [ 16 ] На это также указывает терминология, используемая для обозначения различных частей чедеи , относящихся к священному телу (кхмерский: ព្រះកាយ).
Духовность вознесения
[ редактировать ]Чеди . — это синтез философии жизни, определенного способа умирания: шпиль, устремленный в небо, указывает на определенный импульс, как и символика нечетных чисел, стремящаяся к выравниванию и осуществлению
Форма и значение чеди напоминают шпили западных соборов.
- Дж. П. Карбоннел, Нынешняя камбоджийская ступа.
Символично, что структура чеди с нечетным количеством квадратов, внутри которых находится круг, позволяет смертным людям перейти с Земли, квадратов, на Небеса, представленные кругом. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мортленд, Кэрол А. (25 июля 2017 г.). Камбоджийский буддизм в США . СУНИ Пресс. п. 101. ИСБН 978-1-4384-6663-7 .
- ^ Кевин Трейнор (1997). Реликвии, ритуалы и репрезентации в буддизме: рематериализация шри-ланкийской традиции Тхеравады . Издательство Кембриджского университета. стр. 33–38, 89–90 со сносками. ISBN 978-0-521-58280-3 .
- ^ Харл (1994), 26, 48
- ^ Льюлье, Родни Чарльз (20 января 2021 г.). «Ват Хнат» . Привет, Ангкор . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ «Ват Пхра Си Санфет, Аюттхая, Таиланд» . Восточная архитектура . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Джермсаватди, Промсак (1979). Тайское искусство с индийским влиянием . Публикации Абхинава. п. 96. ИСБН 978-81-7017-090-7 .
- ^ Сен, Дэвид (21 октября 2018 г.). «Спешите за прахом предков на фоне обрушения берегов реки в столице» . Кхмер Таймс . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Кодес, Джордж (1940). «Погребальное место великих зданий Камбоджи» . Вестник Французской школы Дальнего Востока . 40 (2): 332. doi : 10.3406/befeo.1940.4797 .
- ^ Карбоннель, Жан-Пьер (1973). «Нынешняя камбоджийская ступа» . Азиатское искусство . 26 (1): 234. doi : 10.3406/arasi.1973.1063 .
- ^ Карбоннель, Жан-Пьер (1973). «Нынешняя камбоджийская ступа» . Азиатское искусство . 26 (1): 229. doi : 10.3406/arasi.1973.1063 .
- ^ Карбоннель, Жан-Пьер (1973). «Нынешняя камбоджийская ступа» . Азиатское искусство . 26 (1): 226. doi : 10.3406/arasi.1973.1063 .
- ^ Джермсаватди, Промсак (1979). Тайское искусство с индийским влиянием . Публикации Абхинава. п. 85. ИСБН 978-81-7017-090-7 .
- ^ «Камбоджийская ступа» . Симпарх . 2011 . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Леклер, Адемар (1903). Лаосские сказки и камбоджийские сказки (на французском языке). Париж: Э. Леру. п. 206.
- ^ Грослиер, Джордж (1921). Исследования о камбоджийцах: по текстам и памятникам с первых веков нашей эры . Париж: А. Шаламель. ОЛ 6636257М .
- ^ Жаннин, Обуайе (1961). Повседневная жизнь в древней Индии (около II в. до н. э.-VII в.) Рисунки автора (на французском языке). Топор. стр. 182 кв. OCLC 6613585 .
- ^ Гране, Марсель (1968). китайская цивилизация; общественная жизнь и частная жизнь . Майкл. OCLC 4293465 .
Библиография
[ редактировать ]- Карбоннель, Жан-Пьер (1973). «Нынешняя камбоджийская ступа» . Азиатское искусство . 26 (1): 225–242. дои : 10.3406/arasi.1973.1063 .