Пранг (архитектура)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2007 г. ) |

Пранг : ( кхмерский : ប្រាង្គ , UNGEGN : brangk , ALA-LC ) — высокий prāṅg [praːŋ] ; тайский : ปรางค์ , RTGS : prang [prāːŋ] башнеобразный шпиль , обычно богато украшены резьбой. Они были обычным святынным элементом индуистской и буддийской архитектуры в Кхмерской империи (802–1431 гг.). Позже они были адаптированы буддийскими строителями в Таиланде , особенно во времена Королевства Аюттхая (1350–1767) и Королевства Раттанакосин (1782–1932). В Таиланде он появляется только в самых важных буддийских храмах .
Этимология
[ редактировать ]Термин пранг представляет собой соединение санскритских терминов пра- («вперед, впереди») и анга (конечность тела), где соприкасающиеся гласные объединены сандхи . [ 1 ]
Структура
[ редактировать ]Башня Пранг имеет форму многоярусной конструкции, уменьшающейся по мере подъема. Удаляющиеся размеры почти идентичных конструкций крыши ступенчатой пирамидальной башни создают иллюзию перспективы , как будто башня выше, чем есть на самом деле. Форма башни напоминает индийские шихары индуистских храмов, хотя и немного отличается по конструкции. На каждой стороне света пранг обычно имеет богато украшенный тимпан и перемычки над дверными проемами или глухими дверями. Пранг , которые в основном следует плану из нескольких прямоугольных углов, которые на вершине каждой ступеньки крыши украшены антефиксами посвящены теме многоголовых Нагов , Гаруд или божеств.
История
[ редактировать ]Кхмерские храмы
[ редактировать ]
Первоначально кхмерские храмы пранг предназначались для поклонения индуистским богам , таким как Шива и Вишну . Пространство внутри башни Пранг, целла , было относительно небольшим по двум причинам:
- Ритуалы, проводившиеся в них, были предназначены для небольшой элиты (в столице кхмеров в храм мог войти только король-бог).
- Технологии кхмеров еще не позволяли создавать большие просторные залы. (Рингис, 1990)
В целлу можно было попасть через небольшое крыльцо, обычно ориентированное на восток, которое называлось Мандапа . Над кубической целлой возвышалась центральная башня, пранг в форме бутона , созданная по образцу космической горы Меру , увенчанная верхним камнем в форме бутона лотоса .
и рекха (храмовые башни) североиндийских храмов Кхмерские пранги напоминали элементы шихара . Пранги начала X и конца XII веков в Таиланде находились под влиянием кхмерских архитекторов великих храмовых комплексов Ангкор-Ват и Ангкор-Том .
Тайские храмы
[ редактировать ]
Первые пранги в Таиланде были построены в Пхимаи , Кхао Пном Рунге и Лопбури в период с начала 10 века по конец 12 века, когда Кхмерское доминировало королевство.
После распада Кхмерской империи тайские мастера-строители Королевства Сукхотай адаптировали форму Пранг. Они расширили и развили его. Строительным материалом больше не были отдельные небольшие блоки из песчаника, вместо этого тайцы построили Пранг из кирпича или латерита, покрытого штукатуркой. А в целлу можно было попасть только по лестнице. Примером этого является Пранг Ват Махатхат в Пхитсанулоке . Более поздние разработки Пранга предполагали только целлу. Входная дверь стала нишей, в которой была помещена Буддхарупа (статуя Будды) , изначально занимавшая центральное положение внутри. Из соображений симметрии ниша повторялась со всех четырех сторон. На его вершине находился Тришул , «оружие Индры ».
«Более современный» Пранг представляет собой тонкую конструкцию, похожую на початок кукурузы, что позволяет лишь подозревать его кхмерское происхождение. Лучшим примером является Ват Арун , достопримечательность Бангкока . Также в Ват Пхра Кео есть шесть тонких прангов, расположенных в ряд. Другим примером являются четыре Пранга, расположенные во всех четырех направлениях вокруг Ват Пхо в Бангкоке , и пять Прангов в Ват Пичайарт в Тонбури .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хедли, Роберт К.; Килин Чхор; В реке Лим; Живые права; Чэнь Чун (1977). Камбоджийско-английский словарь . Издательство Католического университета.
Литература
[ редактировать ]
- Рита Рингис: Тайские храмы и храмовые фрески . Издательство Оксфордского университета, 1990, ISBN 0-19-588933-9
- К. И. Матикс: Знакомство с тайским храмом . Белый Лотос Бангкок 1992, ISBN 974-8495-42-6