Будда в искусстве
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2018 г. ) |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Во многих буддийских искусствах используются изображения исторического Будды, Гаутамы Будды известны как Буддхарупа ( букв. « Форма Пробужденного » ) , которые на санскрите и пали . Это могут быть статуи или другие изображения, например картины. Главной фигурой на изображении может быть кто-то другой, достигший состояния будды , или бодхисаттва , особенно в различных традициях буддизма Махаяны . Другие будды и бодхисаттвы в искусстве на протяжении веков становились все более распространенными, возможно, сейчас их число превосходит изображения исторического Будды.
В первые века своего существования буддизм был в значительной степени или полностью аниконическим , не показывая личность Будды, кроме символов и реликвий. Ситуация изменилась, и фигуры Будды стали очень распространены в искусстве Гандхары и искусства Гуптов . По мере развития форм эзотерического буддизма более заметными стали другие фигуры из расширяющегося круга буддийских священных личностей. В буддизме Тхеравады это было гораздо реже, и фигуры исторического Будды до сих пор остаются наиболее распространенными основными изображениями в храмах и святилищах.
Ранние изображения чаще всего изображали стоящего Будду, но сидячие позы для медитации, по сути, поза лотоса в йоге преобладали . Часто они представляют собой конкретный момент в жизни Будды, который можно определить по жесту руки Будды ( мудре ) или показанным атрибутам. Есть также статуи Лежащего Будды , лежащего, обычно изображающие момент его смерти.
Наборы повествовательных сцен из жизни Будды, как правило, концентрируются на стандартных группах, таких как « Восемь великих событий» или других наборах, но могут быть намного больше. Первоначально они были распространены в рельефах и, вероятно, в картинах, из которых мало что сохранилось, но в последнее время они в основном были нарисованы. Повествовательные сцены могут изображать Будду в различных позах, хотя они, как правило, изображают Будду в одном и том же положении стоя, сидя или лежа, с другими фигурами или мудрой, указывающими, какой момент изображается.
-
Гигантский Будда Амида из Камакура , Япония, 1252 год. Это изображение Амитабхи , а не исторического Будды, хотя изображения очень похожи.
-
Золотой Будда Ват Траймит, Бангкок, Таиланд
-
Большая статуя Будды Гаутамы в парке Будды Раванглы , Сикким, Индия
Общие черты
[ редактировать ]Несмотря на культурные и региональные различия в интерпретации текстов о жизни Гаутамы Будды, существуют некоторые общие рекомендации относительно атрибутов Буддарупы:
- Пальцы рук и ног удлинены пропорционально.
- Длинный, орлиный нос
- Удлиненные мочки ушей
- Выступ головы
- Широкие плечи
Удлиненные мочки ушей — это следы его жизни в качестве принца, когда он носил экстравагантные украшения. Шишка на макушке — это ушниша , олицетворяющая духовность, мудрость и пробуждение. [ 1 ]
Региональные вариации
[ редактировать ]Изображения Будды сильно различаются в разных культурах.
Пропорции
[ редактировать ]Образы Будд начали появляться в первом веке нашей эры в Северной Индии , получив развитие в Гандхаре и Матхуре . Искусство Гандхары находилось под влиянием древнегреческого искусства , что привело к развитию греко-буддийского искусства с анатомически стройной и реалистичной фигурой Будды. Одним из самых влиятельных буддийских искусств было искусство Гупта и более поздний стиль Амаравати . Из Индии изображение Будды распространилось на остальную Азию. Буддхарупы Индии, Шри-Ланки, яванского Сайлендра и камбоджийского искусства обычно изображают стройную фигуру, но иногда его изображают истощенным, в память о годах аскетической практики Будды.
Многим людям может быть знаком «Счастливый» или «Смеющийся» Будда, другая историческая фигура, которую не следует путать с изображениями Гаутамы Будды. Будай , китайский буддийский монах, также известный как Хотей , изображается толстым и счастливым, почти всегда улыбающимся или смеющимся, и ассоциируется с Майтрейей , будущим Буддой.
Позы, жесты и артефакты
[ редактировать ]Статуя или картина Будды всегда иллюстрирует мудру или жест. Их большое количество, но некоторые из них являются самыми старыми и наиболее распространенными. В буддизме Махаяны некоторые из наиболее распространенных также стали отождествляться с пятью трансцендентными Буддами, также называемыми « Дхьяни-Будды » или «Панча-Будды», что еще больше усложняет идентификацию показанной фигуры. Эти мудры следующие: [ 2 ]
- Дхармачакра Мудра Будды – Вайрочана: Дхармачакра мудра состоит из двух рук, прижатых к груди, кончики больших и указательных пальцев каждой руки соединены. Эта мудра представляет собой жест обучения.
- Мудра Бхумиспарса Будды – Акшобхья: этот жест, мудра «касания земли» (Бхумиспарса), стал мудрой Будды Акшобхьи. Будда призвал мать-землю засвидетельствовать его достижение Просветления. Чтобы показать это, он коснулся земли правой рукой, как свидетельство своего совершенства. Эта мудра связана с отношением Маравиджайи .
- Варада Будда Мудра – Ратна Самбхава: В этой мудре правая рука лежит открытой возле правого колена. Видно, что его левая рука держит чашу для подаяния. На санскрите Варада означает «дарующий благо». Этот жест показывает, что правая ладонь повернута к получателю даров, а пальцы направлены вниз.
- Дхьяна Будда Мудра – Будда Амитабха: в этой мудре левая рука лежит на коленях ладонью вверх, правая рука лежит поверх левой (также ладонью вверх), а два больших пальца касаются друг друга. Иногда над ладонями ставят чашу. Здесь медитирующий жест руки представляет собой состояние глубокой медитации и единство мудрости и сострадания.
- Абхая Будда Мудра – Амогсиддхи: Абхая Мудра представляет собой жест бесстрашия и защиты. Жест бесстрашия и защиты, обычно изображаемый, когда левая рука с ладонью развернута наружу, а все пальцы вытянуты вверх. Символическое значение позы рассеивания страха заключается в интерпретации действия проповеди. Говорят, что человек обретает бесстрашие, следуя по пути Бодхисаттвы.
Изображения Будды , показывающие его лежащим, представляют его Паринирвану или уход в окончательную нирвану после смерти.
В других случаях он держит различные символические предметы или делает символические мудры (жесты).
Одежда также варьируется в зависимости от национального стиля. В Восточной Азии он, как правило, соответствует местной монашеской одежде с закрытыми руками. В ранних изображениях Индии, особенно из более жарких регионов, таких как искусство Матхуры , Будда часто изображается в очень тонких одеждах или топлесс, с непокрытой большей частью тела или выглядящим таковым.
См. также
[ редактировать ]- Анатталакхана Сутта
- Дхаммакаккаппаваттана сутта
- Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде
- Знающий Будда
- Лила Отношение
- Маравиджая Отношение
- Махапариниббана Сутта
- Отношение к медитации
- Naga Prok Attitude
- Реликвии, связанные с Буддой
- Саманьяпхала Сутта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Музей Виктории и Альберта. «Иконография Будды» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 18 февраля 2014 г.
- ^ Шакья, Амог (08 апреля 2018 г.). «Будда-мудра: значения пяти дхьяни-мудр Будды» . Ремесло Шакья . Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 г. Проверено 21 августа 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нирмал К. Синха (9 ноября 1990 г.), «Буддарупа: наблюдения за эволюцией образа Будды» , «Бюллетень тибетологии» , том 26, номера 1–3 (новая серия), стр. 18–22.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Цвета дня рождения в Тайланде и изображение Будды» . Ассоциация тайского бокса США, 16 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 6 апреля 2011 г.
Нововведение периода Аюттхая.
- «Голова Будды Боробудур, № 59» . История мира в 100 объектах . Би-би-си . Проверено 2 августа 2014 г.