Дзогчен

Дзогчен | |||
тибетское имя | |||
---|---|---|---|
тибетский | Рдзогс Чен | ||
| |||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Великая истина, Дзогчен , большое достижение | ||
Упрощенный китайский | Великая истина, Дзогчен , большое достижение | ||
|
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
хороший |
---|
![]() |
Дзогчен ( тибетский : རྫོགས་ཆེན , Уайли : rdzogs chen , «Великое совершенство» или «Великое завершение»), также известный как атийога ( высшая йога ), представляет собой традицию учений в индо-тибетском буддизме и бон , направленную на открытие и продолжение пути к высшей основе. существования. [2] Целью Дзогчена является познание этой основы, это знание называется ригпа (санскр. видья ). В различных системах Дзогчен преподаются духовные практики для пробуждения ригпа.
Дзогчен возник во время первого распространения буддизма в Тибете , примерно в VII-IX веках нашей эры. Хотя некоторые ученые считают его тибетским развитием, он основан на ключевых идеях из индийских источников. Самые ранние тексты Дзогчен появились в 9 веке и приписывались индийским мастерам. Эти тексты, известные как «Восемнадцать Великих Писаний», образуют «серию ума» и приписываются таким фигурам, как Шри Сингха и Вималамитра . Ранний Дзогчен был отмечен отходом от нормативных практик Ваджраяны , вместо этого сосредоточившись на простых успокаивающих созерцаниях, ведущих к прямому погружению в осознанность. В эпоху тибетского Возрождения (10 – начало 12 веков) Дзогчен претерпел значительное развитие, включив в себя новые практики и учения из Индии. В этот период возникли новые традиции Дзогчен, такие как «Серия классов наставлений» и «Семенное сердце».
Дзогчен подразделяется на три серии: Семде (серия ума), Лонгде (космическая серия) и Меннгагде (серия наставлений). Путь Дзогчен включает в себя Основу, Путь и Плод. База представляет собой изначальное состояние существования, характеризующееся пустотой , ясностью ( lhun grub , связанное со светящейся ясностью ) и сострадательной энергией. Путь предполагает достижение прямого понимания чистой природы ума посредством медитации и особых методов Дзогчен. Плод — это реализация своей истинной природы, ведущая к полному недвойственному осознанию и растворению двойственности.
Практикующие Дзогчен стремятся к самоосвобождению, когда весь опыт объединяется с осознанием своей истинной природы. Этот процесс может завершиться достижением радужного тела в момент смерти, символизирующего полное состояние будды . Критики указывают на противоречия между постепенной и одновременной практикой в традициях Дзогчен, но практикующие утверждают, что эти подходы подходят для разных уровней способностей и понимания. В целом, Дзогчен предлагает прямой путь к реализации врожденной мудрости и сострадания ума.
История
[ редактировать ]Дзогчен возник в эпоху первого распространения буддизма в Тибете (7-9 вв. н.э.) во времена Тибетской империи и продолжился в эпоху Фрагментации (9-11 вв.). Американский тибетолог Дэвид Джермано утверждает, что Дзогчен, вероятно, является развитием тибетского буддизма. [3] [4] Однако многочисленные идеи, ключевые для Дзогчена (например, пустота и сияние ), можно найти в индийских источниках, таких как буддийские тантры , литература о природе будды и другие Махаяны источники , такие как Ланкаватара-сутра . [5] [6] Более того, такие ученые, как Сэм ван Шайк, считают, что Дзогчен возник из тантрических буддийских стадии завершения . практик [4]
Самые ранние источники Дзогчена появились в первой половине IX века и представляли собой серию коротких текстов, приписываемых индийским святым. [5] [7] Наиболее важными из них являются «Восемнадцать Великих Писаний», которые сегодня известны как «серия ума» ( Семде ) и приписываются таким индийским мастерам, как Шри Сингха , Вайроцана и Вималамитра . [5] [8] Более поздняя тантра сборника Семде под названием « Царь Всетворящий» ( Кунджед Гьялпо ) является одним из наиболее важных и широко цитируемых из всех писаний Дзогчен. [5]
Джермано считает, что ранний Дзогчен периода Тибетской империи характеризуется отказом от нормативной Ваджраяны практики . Джермано называет ранние традиции Дзогчен «первозданным Великим Совершенством», поскольку они отмечены «отсутствием детальных описаний ритуалов и созерцательных техник», а также отсутствием погребальных, склепов и образов смерти, встречающихся в некоторых буддийских тантрах. [9] По мнению Джермано, вместо методов тантрической йоги божеств , ранний Дзогчен в основном фокусировался на простых успокаивающих ( шаматха ) созерцаниях, ведущих к «свободному от техники погружению в непосредственную непосредственность собственного глубочайшего уровня осознания». [10] Подобным же образом Кристофер Хэтчелл объясняет, что, поскольку в раннем Дзогчене «все существа и все явления сами по себе являются исключительным просветленным гнозисом будды Всего Блага (Самантабхадра, Кунту Зангпо )», не остается ничего другого, как признать этот присущий ему пробужденный ум, расслабиться и отпустить. [11]
В эпоху тибетского Возрождения (с 10 по начало 12 века) из Индии было привезено множество новых текстов, учений и практик Ваджраяны. [4] [5] В это время школа Ньингма и ее традиции Дзогчен заново открыли себя, создав множество новых писаний и разработав новые практики под влиянием традиций Сармы. [4] Эти новые влияния были впитаны в Дзогчен посредством практики поиска текстов-сокровищ ( терма ) , которые были обнаружены «открывателями сокровищ» ( тертонами ). [5] Эти тантрические элементы включали практики тонкого тела , визионерские практики, такие как темное затворничество , и сосредоточение внимания на мотивах и практиках смерти (таких как погребальные и реликтовые ритуалы, бардо учения , пхова и т. д.). [12] [13]
Эти новые методы и учения были частью нескольких новых традиций, таких как «Тайный цикл» ( gsang skor ), [14] «Ультра Питх» ( ян тиг ), [14] «Традиция брамина» ( bram ze'i lugs ), [14] « Серия космических классов », [4] и особенно серия «Инструкторский класс» ( Menngagde ), [4] кульминацией которого стало «Семенное сердце» ( snying thig ), возникшее в конце 11 — начале 12 века. Наиболее влиятельными текстами этого периода являются «Семнадцать тантр» ( rgyud bcu bdun ). [4] [15] Наиболее важной научной фигурой в систематизации этих новых традиций был Лонгченпа Рабджампа (1308–1364). [16]
Более поздние личности, которые также раскрыли важные циклы текстов сокровищ, включают Карма Лингпа (1326–1386, который раскрыл бар-до тос-грол ), Ригдзин Гёдем (1337–1409), Джигме Лингпа (1730–1798), который раскрыл влиятельного Лонгчена. Ньингтиг и Дуджом Лингпа (1835–1904). [17]
Этимология и понятия
[ редактировать ]Дзогчен состоит из двух терминов: [18]
- рдзогс – совершенство, завершение
- чен – отлично
По мнению Далай-ламы XIV , термин дзогчен может быть переводом санскритского термина махасандхи . [19]
Первоначально этот термин относился к «высшему совершенству» Ваджраяны йоги божеств . В частности, это относится к этапу после того, как визуализация божества растворилась и человек покоится в естественном состоянии изначально светящегося и чистого ума . [4] По словам Сэма ван Шайка VIII века , в тантре «Сарвабуддхасамайога» этот термин относится к «осознанию природы реальности», которое возникает посредством практики тантрических практик ануйоги , вызывающих блаженство. [18] В 10 и 11 веках, когда Дзогчен стал отдельным средством освобождения в традиции Ньингма , [18] этот термин использовался как синоним санскритского термина ати-йога (изначальная йога). [20]
Ригпа (знание) и ма ригпа (заблуждение)
[ редактировать ]
Ригпа (санскрит: видья , «знание») — центральная концепция Дзогчена. По словам Ачарьи Малкольма Смита:
Текст из Сердечной Сущности Вималамитры под названием « Светильник, суммирующий видью» ( Rig pa bsdus pa'i sgronma ) определяет видью следующим образом: «...видья есть знание, ясность и неизменность». На санскрите термин видья и все остальные его родственные слова подразумевают сознание, знание, знание, науку, интеллект и так далее. Проще говоря, видья означает беспристрастное знание основы, которой является собственное состояние. [21]
Ма ригпа ( авидья ) является противоположностью ригпа или знания. Ма ригпа — это невежество, заблуждение или неосознанность, неспособность осознать природу основы. Важной темой в текстах Дзогчен является объяснение того, как невежество возникает из основы, или Дхарматы , которая связана с йеше , или первозданным сознанием. [22] Автоматически возникающее неосознавание ( lhan-skyes ma-rigpa ) существует потому, что основа имеет естественную познавательную потенциальность, которая порождает видимости. Это основа самсары и нирваны . [23]
Традиционная экзегеза
[ редактировать ]«Зеркало Сердца Ваджрасаттвы» ( Дордже Семпа Ньингги Мелонг ), основная тантра Дзогчен , объясняет термин Дзог (Совершенство) следующим образом:
Поскольку ригпа — это парамита мудрости в сфере за пределами усилий, это совершенство. Поскольку медитация — это совершенная безупречная мудрость в сфере за пределами концепций, это совершенство. Поскольку поведение — это совершенная универсальная мудрость в сфере, не поддающейся исправлению, оно является совершенством. Поскольку воззрение — это совершенная неконцептуальная мудрость в сфере за пределами достижений, это совершенство. Поскольку плод — это совершенные двадцать пять мудростей в сфере за пределами системы отсчета, это совершенство. [24]
«Зеркало Сердца Ваджрасаттвы» объясняет, что Дзогчен «велик», потому что: [25]
- Это вершина всех средств передвижения, взглядов, медитаций, поведения, целей.
- Оно «никогда не выходит из естественного состояния».
- Он функционирует «без препятствий в сфере за пределами перемен».
- Оно проявляется «за пределами концепций, в сфере за пределами привязанностей».
- Оно проявляется «без привязанностей в сфере за пределами желаний».
- Оно проявляется «в великом блаженстве в сфере за пределами речи».
- Это «источник, пронизывающий чистое просветление».
- Это «несущественное ригпа за пределами действия и усилия».
- Он остается «в равенстве, не отходя от области полного блаженства» и «не отходя от сущностного смысла».
- Оно существует «везде, не будучи измерением цепляния».
- Это «суть всего, не определяемая словами и слогами».
Три серии
[ редактировать ]Три серии Дзогчен ( rdzogs chen sde gsum ) — это традиционная тибетская буддийская классификация, которая делит учения традиции Дзогчен школы Ньингма на три серии, подразделения или секции. Эти три: Семде («Серия разума»), Лонгде («Космическая серия») и Меннгагде («Серия инструкций»). Традиционные источники школы Ньингма приписывают эту схему индийскому мастеру Манджушримитре (ок. 8 века). [26]
По мнению современных тибетологов , эта доксографическая схема на самом деле возникла в литературе Серии наставлений (около 11 века) как способ различения и классификации различных учений Дзогчен того времени. [10] [27] Согласно текстам серии инструкций, серия «Ум» основана на понимании того, что собственный ум является основой всех явлений и что эта основа, называемая самим умом, пуста и светоносна. Тем временем серия «Космос» сосредоточена на пустоте (санскр. шуньята, т. stong-pa nyid ). Наконец, сама серия инструкций рассматривается как наиболее прямой вид реализации, без необходимости медитировать на пустоту или ум. [27] Со временем Серия наставлений стала доминировать в традиции Дзогчен и остается серией, которая наиболее широко практикуется и преподается, в то время как две другие серии сегодня практикуются редко (за исключением нескольких мастеров, таких как Намкай Норбу ). [10] [27]
По мнению Намкая Норбу , эти три серии представляют собой три способа представления и введения состояния Дзогчен. Норбу утверждает, что Меннагде является более прямой формой введения, Лонгде тесно связан с символическими формами представления Дзогчена, а Семде больше ориентирован на устные формы введения. [28] Джермано пишет, что «Серия ума» служит классификацией более ранних текстов и форм Дзогчена «до развития движений семенного сердца», которые были сосредоточены на медитациях, основанных на тантрическом понимании бодхичитты ( byang chub kyi sems ). [29] Это относится к высшей природе ума, которая пуста ( stong pa ), светоносна (' od gsal ba ) и чиста. [30] По мнению Джермано, серия «Пространство и наставления» связана с более поздним (историческим) развитием Дзогчена, «который все чаще экспериментировал с повторным включением тантрических созерцательных техник, сосредоточенных на теле и видении, а также с последующими философскими сдвигами, с которыми он стал переплетаться». [29]
База, путь и плод
[ редактировать ]
В Дзогчене есть три центральных аспекта: Основа , Путь и Плод . База представляет собой изначальное, неизменное состояние существования, характеризующееся пустотой, ясностью и энергией сострадания.
Путь . состоит из трёх ключевых элементов: воззрения, практики и поведения Этот взгляд фокусируется на достижении прямого понимания чистой природы ума. Практика включает в себя техники медитации и особые методы Дзогчен. Поведение означает интеграцию этих практик в повседневную жизнь.
Плод представляет высшую цель – осознание своей истинной природы и достижение состояния будды. Это включает в себя обнаружение внутреннего состояния основы и интеграцию всего опыта с осознанием его. В конечном итоге это ведет к полному недвойственному осознанию, преодолению эгоических ограничений и растворению двойственности.
База или Земля
[ редактировать ]
Ключевым понятием в Дзогчене является «основное», «основное» или «изначальное состояние» (тибетский: gzhi , санскритский: āśraya) . [32] ), также называемое общей основой ( шпи гжи ) или исходной основой ( гдод ма'и гжи ). [33] Основой является изначальное состояние, «до того, как реализация породила будд, а нереализация породила живые существа». Оно вневременно и неизменно, и тем не менее оно «умно мощно», порождая ум ( sems, санскр. citta ), сознание ( shes pa, санскр. vijñāna ), заблуждение ( marigpa, санскр. avidyā ) и знание ( rigpa , санскр. .видья ) . [34] Более того, Хэтчелл отмечает, что традиция Дзогчен изображает высшую реальность как нечто, что находится «за пределами концепций одного и многих». [35]
Три качества
[ редактировать ]Согласно учению Дзогчен, Основа , или природа Будды, обладает тремя качествами: [36] [37]
- нго бо , «сущность», единство или пустота ( Уайли : ngo bo stong pa ),
- rang bzhin , «природа», светимость, ясность или ясность (как в светящемся уме Пяти Чистых Светов ) ( Уайли : rang bzhin gsal ba ),
- thugs rje , «сила», универсальная сострадательная энергия ( Wylie : thugs rje kun khyab ), беспрепятственная ( Wylie : ma 'gags pa ).
Герберт В. Гюнтер указывает, что эта Основа представляет собой одновременно статический потенциал и динамическое раскрытие. Они дают процессно-ориентированный перевод, чтобы избежать каких-либо эссенциалистских ассоциаций, поскольку
нго-бо (фактичность) не имеет ничего общего и даже не может быть сведена к (эссенциалистским) категориям субстанции и качества; [...] ранг-бжин (действительность) остается открытым измерением, а не является или превращается в жесткую сущность, несмотря на то, что она такая, какая есть; и что thugs-rje (резонанс) — это вневременная чувствительность и реакция, а не отдельная и узко ограниченная операция. [38]
Тибетский буддийский учёный 19-20 веков Шечен Гьялцап Гьюрме Пема Намгьял считает природу будды окончательной истиной. [39] нирвана, состоящая из глубины, изначального покоя и сияния:
Природа Будды безупречна. Это глубокая, безмятежная, непридуманная таковость, несложное пространство сияния; невозникающий, непрекращающийся, изначальный покой, спонтанно присутствующая нирвана. [40]
Прямое введение
[ редактировать ]Прямое введение называется «Посвящение осознания» ( Wylie : rig pa'i rtsal dbang , произносится «rigpay salll wahng»), технический термин, используемый в линиях передачи Дзогчен для обозначения конкретной линии посвящения, пропагандируемой Джигме Лингпой . Это посвящение состоит в прямом знакомстве ученика с внутренней природой его собственной сущности ума, ригпа , наделяющим его мастером. [41]
Инструкция по указанию
[ редактировать ]В традиции Дзогчен указывающее наставление ( тиб .: Уайли также упоминается ) : ngo sprod kyi gdams pa , THL : ngo-trö kyi dam-pa как «указывающий на природу ума» ( тиб .: སེམས་ ཀྱི་ ངོ་སྤྲོད་ , Уайли : sems kyi ngo sprod , THL : sem kyi ngo-trö ), «указание на передачу» или «введение в природу ума». [42] Инструкция по указанию ( ngo sprod ) представляет собой введение в природу ума .
Путь
[ редактировать ]Существует три основных раздела пути Дзогчен, известных как «Три Дхармы Пути». [43] Это тава , гомпа и чопа . Намкай Норбу переводит эти три термина как «взгляд», «практика» и «поведение». [44]
Три высказывания Гараба Дордже
[ редактировать ]
Гараб Дордже (ок. 665 г.) воплотил учение Дзогчен в трех принципах, известных как «Удар по жизненно важной точке в трех утверждениях» ( Цик Сум Не Дек ), которые, как говорят, были его последними словами. Вкратце они описывают развитие, которое должен пройти студент: [45] [46]
Три высказывания Гараба Дордже были интегрированы в традиции Ньингтиг , самая популярная из которых — в «Лонгчен Ньингтиг» Джигме Лингпы (1730–1798). [4] Заявления следующие:
- Представляя непосредственно лицо самого ригпа ( ngo rang tok tu tré ). Дуджом Ринпоче утверждает, что это относится к: «Непосредственному представлению лица обнаженного ума как самого ригпа, врожденной изначальной мудрости».
- Принятие решения только об одном ( tak chik tok tu ché ). Дуджом утверждает: «Поскольку все явления, что бы они ни проявлялись, будь то сансара или нирвана, являются не чем иным, как собственной игрой ригпа, существует полное и прямое решение, что нет ничего иного, кроме пребывания в постоянном потоке ригпа».
- Уверенность непосредственно в освобождении восходящих мыслей ( денг дрол ток ту ча ). Дуджом комментирует: «При распознавании намтока [возникающих мыслей], что бы ни возникало, будь то грубое или тонкое, возникает прямая уверенность в одновременности возникновения и растворения в пространстве дхармакайи, которая есть единство ригпа и шуньяты ».
Вид
[ редактировать ]В текстах Ньингма Дзогчен используется уникальная терминология для описания воззрения Дзогчен (тиб. tawa ). Некоторые из этих терминов касаются различных элементов и особенностей ума и взяты из классической буддийской мысли. Общий термин для обозначения сознания — шеспа ( санскр. виджняна ) и включает в себя шесть чувственных сознаний. Мирские , нечистые и двойственные формы сознания обычно обозначаются такими терминами, как семс ( читта, ум), йид ( манас ) и бло ( буддхи ). С другой стороны, нирванические или освобожденные формы сознания описываются такими терминами, как йе шес ( джняна , «первозданное сознание») и шес раб ( праджня , мудрость). [47] По мнению Сэма ван Шайка , два важных термина, используемых в литературе Дзогчен, — это основа ( gzhi ) и гнозис ( rig pa ), которые представляют « онтологический и гносеологический аспекты нирванического состояния» соответственно. [33]
Литература Ньингма Дзогчен также описывает нирвану как «пространство» или «пространство» ( klong или dbyings ) или «пространство Дхармы» ( chos dbyings , санскрит: Дхармадхату ). Термин Дхармакайя (тело Дхармы) также часто ассоциируется с этими терминами в Дзогчене. [10] как объяснил Тулку Ургьен :
Дхармакайя подобна пространству. Вы не можете сказать, что пространство ограничено в любом направлении. Независимо от того, как далеко вы зайдете, вы никогда не достигнете точки, где пространство останавливается, и это конец пространства. Пространство бесконечно во всех направлениях; так же и дхармакайя. Дхармакайя всепроникающа и абсолютно бесконечна, вне всяких границ и ограничений. Это справедливо для дхармакаи всех будд. Для каждого будды не существует индивидуальной дхармакайи, как нет и индивидуального пространства для каждой страны. [48]
Дзогчен Взгляд на серию секретных наставлений ( man ngag sde ) классически объясняется через одиннадцать ваджрных тем . Их можно найти в Тантре «Жемчужная нить» ( Mu tig phreng ba ), [49] «Великий комментарий» Вималамитры, а также в ( Лонгченпы «Сокровищнице слов и значений» Цик Дён Дзо). [10]
Упражняться
[ редактировать ]


Практика Дзогчен ( гомпа ) опирается на воззрение Дзогчен, которое представляет собой «прямое, недвойственное, неконцептуальное знание» чистой природы. [50] Это достигается через отношения с гуру или ламой , который знакомит нас с нашим первозданным состоянием и дает инструкции, как практиковать. Такое «прямое введение» и передача от мастера Дзогчена считаются абсолютно необходимыми. [51]
Традиция Дзогчен содержит многочисленные системы практик, включая различные формы медитации, тантрические йоги и уникальные методы Дзогчен. [52] Самая ранняя форма практики Дзогчен ( серия « Семде» , «Ум») обычно делала упор на несимволические «бесформенные» практики (в отличие от тантрической йоги божеств ). [53]
Дальнейшее развитие привело к тому, что основные практики Дзогчен стали более насыщены различными предварительными и тантрическими методами, такими как йога божеств, семдзин (удержание ума), рушен (разделение сансары и нирваны) и випасьяна ( лхагтонг ), которые рассматриваются как искусные средства достижения цели. достичь основного состояния созерцания изначально чистого состояния. [10] [54] [1]
Ключевыми методами медитации Дзогчен, уникальными для традиции, являются трекчо («снятие напряжения») и тогал , а также уникальные учения Дзогчен о пробуждении в бардо (промежуточном состоянии между смертью и перерождением ). [55] В трекчо человек сначала идентифицирует врожденное чистое осознание, а затем поддерживает его признание во всех видах деятельности. [56] [15] В тогале («переходе») йог работает с различными взглядами и позами, которые приводят к различным формам видений (в темном уединении или через созерцание неба ). [57] [58] [59]
Наиболее полное исследование медитации созерцания неба, известное как тогал или тод ргал , было написано Флавио А. Гейсшуслером. Хотя термин thod rgal обычно переводится как «Прямое превосходство» или «Прыжок», Гейсшуслер утверждает, что это выражение на самом деле означает «Прыжок к черепу», поскольку оно состоит из тибетских слов thod («выше», «сверх», но также « повязка на голову», «тюрбан», «череп») и ргал («перепрыгивать»). [60] : 9 В более обширном тибетском культурном ареале именно самая возвышенная часть человеческого тела — череп или его продолжение в форме тюрбана, похожего на головной убор, — позволяет религиозному практикующему получить доступ к источнику жизненной силы, расположенному в небеса. И голова, и головной убор глубоко перекликаются с животными, особенно с оленями и овцами, которые играют центральную роль в практике созерцания неба из-за их способности подниматься и спускаться вертикально, перемещаясь между различными сферами существования. [60]
Руководить
[ редактировать ]Норбу отмечает, что «тантрические практики могут использоваться практикующими Дзогчен в качестве второстепенных практик наряду с основной практикой созерцания». Аналогично, физическая йога (тиб. трулхор ) также может использоваться в качестве вспомогательных практик. [61]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2021 г. ) |
Фрукты
[ редактировать ]Самоосвобождение
[ редактировать ]Согласно Намкаю Норбу, в Дзогчене «стать реализованным просто означает обнаружить и проявить то, что с самого начала было нашим собственным истинным состоянием: Чжи (гжи) или Основа». [62] Поскольку основа, путь практики и плод или результат практики недвойственны с предельной точки зрения, в Дзогчене путь понимается как неотделимый от результата или плода пути (т.е. состояния будды ). Как только практикующий Дзогчен осознает свою истинную природу (и «не останется в сомнении» относительно этого), путь состоит из интеграции ( сева ) всех переживаний в его жизни с состоянием ригпа. Весь этот опыт самоосвобождается посредством этой интеграции или смешивания. [63]
Этот процесс часто объясняют тремя «освобождениями» или способностями практикующего Дзогчен: [64]
- Чердрол («наблюдаешь и освобождаешь») — это когда происходит обычное явление и человек видит свою истинную природу, что приводит к его самоосвобождению. Это сравнивают с тем, как испаряется капля росы, когда на нее светит солнечный свет.
- Шардрол («как только возникает, оно освобождает себя») — это происходит, когда возникает любой чувственный контакт или страсть, самоосвобождается автоматически и без усилий. Это можно сравнить с тем, как сразу тает снег, упав в море.
- Рангдрол («само себя освобождает»), по мнению Норбу, это «совершенно недвойственное и все сразу, мгновенное самоосвобождение. Здесь иллюзорное разделение субъекта и объекта рушится само собой, и привычное видение человека Ограниченная клетка, ловушка эго, открывается в обширное видение того, что есть». [65] : Здесь использовано сравнение змея легко разворачивает свое тело.
Говорят также, что продвинутые практикующие Дзогчен иногда проявляют сверхъестественные знания (санскр. abhijñā, тиб. mngon shes ), такие как ясновидение и телепатия . [66]
Радужное тело
[ редактировать ]
Практика Тогал может привести к полному состоянию будды и самоосвобождению человеческого тела в радужное тело. [примечание 1] в момент смерти, [67] когда вся фиксация и хватание исчерпаны. [68] Тибетский буддизм утверждает, что радужное тело — это нематериальное тело света, обладающее способностью существовать и пребывать где угодно и когда угодно, как указывает сострадание. [69] [70] Это проявление самбхогакаи , и говорят, что ее достижение сопровождается появлением огней и радуги. [71] [70]
Считается, что некоторые выдающиеся практикующие реализовали высший тип радужного тела, не умирая (к ним относятся 24 мастера Бон из устной традиции Шанг Шунг , Тапихритса , Падмасамбхава и Вималамитра ). Завершив перед смертью четыре видения, человек сосредотачивается на огнях, окружающих пальцы. Его или ее физическое тело самоосвобождается в нематериальное тело света со способностью существовать и пребывать где угодно и когда угодно, как указывает сострадание. [70]
Критика
[ редактировать ]Одновременная и постепенная практика
[ редактировать ]существует противоречие Как отметил ван Шайк, в традиции Дзогчен Лонгчен Ньингтик между методами, которые подчеркивают постепенную практику и достижения, и методами, которые подчеркивают изначальное освобождение, одновременное просветление и недеятельность. Это кажущееся противоречие авторы традиции объясняет разным уровнем способностей разных практиков. [72]
Например, работы Джигме Лингпы содержат критику методов, основанных на причине и следствии, а также методов, основанных на интеллектуальном анализе. Поскольку состояние будды беспричинно и превосходит интеллект, эти надуманные и концептуальные медитации противопоставляются «не требующим усилий» и «мгновенным» подходам в работах Джигме Лингпы, который пишет, что как только возникает мысль, ее следует увидеть обнаженной. без анализов и осмотров. [73] Подобным образом, общей темой литературы по Дзогчену является возвышение Дзогчена над всеми другими «низшими» ( 'og ma ) колесницами и критика этих низших колесниц, которые рассматриваются как низшие ( dman pa ) подходы. [74]
Несмотря на эту критику, циклы Дзогчен, такие как Лонгчен Ньингтиг Джигме Лингпы, действительно содержат множество практик, которые не являются мгновенными или легкими, например, тантрическая практика Махайоги, такая как йога божеств , и предварительные методы, такие как нёндро (которые приравниваются к пути накопления ). [75] Более того, Джигме Лингпа и Лонгченпа также критикуют тех, кто учит всех одновременному методу, и учат их сразу отказываться от всех других методов. [76]
В ответ на идею о том, что постепенные учения, содержащиеся в текстах Лонгчен Ньингтик, противоречат взглядам Дзогчена на изначальное освобождение, Джигме Лингпа заявляет:
Это неверно, потому что Ваджрадхара использует свое мастерство в средствах, обучаемых в соответствии с категориями лучших, средних и худших способностей, подразделенных на девять уровней от шраваки до ати-йоги. Хотя Великое Совершенство — это путь для тех, кто обладает наиболее острыми способностями, абитуриенты не состоят исключительно из таких типов. Имея это в виду, выяснив особенности средних и низших способностей держателей осознания, традиция была установлена таким образом. [77]
Такое разделение практик в зависимости от уровня способностей также встречается в «Тегчо Дзо» Лонгченпы. [78] Однако, как отмечает ван Шайк, «систему не следует понимать слишком буквально. Вполне вероятно, что все три типа наставлений, содержащиеся в тройственной структуре YL [ Еше Ламы ], будут даны какому-то одному человеку». [78] Следовательно, хотя инструкции будут даны всем типам учеников, реальные способности практикующего будут определять, как он достигнет пробуждения (посредством медитации Дзогчен, в бардо смерти или посредством переноса сознания). Джигме Лингпа также считал, что студенты высших факультетов встречаются крайне редко. [78] Он считал, что большинству людей для достижения реализации необходим постепенный путь обучения. [79]
См. также
[ редактировать ]
|
|
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уайли: 'ja' lus, произносится как Jalü
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ахард (2015) .
- ^ Петтит (1999) , с. 4.
- ^ Айронс (2008) , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Басвелл и Лопес (2014) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джермано (2005) , с. 2546.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 40.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 4.
- ^ Джермано (1994) , с. 234-235.
- ^ Джермано (2005b) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джермано (1994) .
- ^ Хэтчелл (2014) , с. 52.
- ^ Джермано (2005) , с. 2546-2547.
- ^ Хэтчелл (2014) , с. 9-10.
- ^ Jump up to: а б с Джермано (2005) , с. 2547.
- ^ Jump up to: а б Стюарт Маккензи (2014) .
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 9.
- ^ Джермано (2005) , с. 2548.
- ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2011b) .
- ^ Далай-лама (2004) , с. 208.
- ^ Киоун (2003) , с. 24.
- ^ Смит (2016) , с. 12.
- ^ Смит (2016) , с. 14.
- ^ Смит (2016) , стр. 15–16.
- ^ Валби (2016) , стр. 49.
- ^ Валби (2016) , стр. 50.
- ^ Дуджом Ринпоче (1991) , том. 1, стр. 493–498.
- ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2004b) , с. 8.
- ^ Норбу (2000) , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б Джермано (1994) , с. 288.
- ^ Басвелл и Лопес (2014) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Нёшул Кхенпо (2016) .
- ^ Дуджом Ринпоче (1991) , с. 354.
- ^ Jump up to: а б ван Шайк (2004b) , с. 52.
- ^ Смит (2016) , стр. 12–13.
- ^ Хэтчелл (2014) , с. 56.
- ^ Тензин Вангьял Ринпоче (2001) , стр. 44.
- ^ Петтит (1999) , с. 78-79.
- ^ Гудман и Дэвидсон (1992) , с. 14.
- ^ Рабджам (2007) , с. 21.
- ^ Рабджам (2007) , с. 4.
- ^ Анон (2005) .
- ^ Хейворд (2008) , с. 106.
- ^ Норбу (2012) .
- ^ Норбу (2000) , гл. 7, стр. 109–148.
- ^ Дуджом Ринпоче (2009) .
- ^ Patrul Rinpoche (2008) .
- ^ Смит (2016) , с. 12-14.
- ^ Кунсанг (2012) , с. 3.
- ^ Смит (2016) , с. 9.
- ^ Норбу (2000) , с. 110.
- ^ Норбу (2000) , с. 112-116.
- ^ Джермано (2005) , с. 2547, 2548.
- ^ Джермано (1994) , с. 225-226.
- ^ Норбу (2000) , с. 114.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 98-99.
- ^ Даль (2009) , с. 255.
- ^ Смит (2016) , с. 26.
- ^ Рейнольдс (2005) .
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Гейсшуслер, Флавио (2024). Тибетская медитация созерцания неба и предыстория буддизма великого совершенства . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-350-42881-2 .
- ^ Норбу (2000) , с. 118-119.
- ^ Норбу (2000) , с. 149.
- ^ Норбу (2000) , с. 150.
- ^ Норбу (2000) , с. 150-152.
- ^ Норбу (2000) , с. 152.
- ^ Норбу (2000) , с. 153-154.
- ^ Далай-лама (2004) , с. 204.
- ^ Чокьи Ньима Ринпоче (1994) , стр. 233.
- ^ Дуджом Ринпоче (2005) , с. 296.
- ^ Jump up to: а б с Рикар (2001) , с. 153.
- ^ Рэй (2001) , с. 323.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 115.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 71-75.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 76-77.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 94-95.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 93-94.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2004b) , с. 117.
- ^ ван Шайк (2004b) , с. 122.
Цитируемые работы
[ редактировать ]Тексты Дзогчен
[ редактировать ]- Аньен Ринпоче (2006), Союз Дзогчена и Бодхичитты (первое издание), Snow Lion, ISBN 978-1559392488
- Бру-сгом Ргьял-ба-гьюнг-друнг (1996), Стадии медитации А-хрид: практика Дзогчен традиции Бон , перевод Пера Кваерна и Туптена К. Райки, Библиотека тибетских трудов и архивов
- Кляйн, Энн Кэролин; Вангьял, геше Тензин Ринпоче (2006), «Безграничная целостность» , Oxford University Press
- Кляйн, Энн Кэролин; Вангмо, Джецун Качо (2010), Сущность сердца огромного пространства: история передачи , Публикации Snow Lion
- Лингпа, Джигме (2008), Еше Лама , перевод Ламы Чонама и Сангье Кхандро, Snow Lion Publications, ISBN 9781611807318
- Лингпа, Дуджом (2016), Сердце великого совершенства: Видения великого совершенства Дуджома Лингпы (Том I) , перевод Б. Алана Уоллеса, Саймона и Шустера, ISBN 978-1614293484
- Норбу, Намкай (1999), Высший источник: Фундаментальная тантра Дзогчен Семде Кунджед Гьялпо , Снежный лев, ISBN 978-1559391207
- Рикар, Матье (2001), Жизнь Шабкара: автобиография тибетского йогина , Итака: Публикации Snow Lion
- Падмасамбхава (1998), Естественное освобождение: Учения Падмасамбхавы о шести бардо , Wisdom Publications, ISBN 978-0861711314
- Патрул Ринпоче (1998), Слова моего совершенного учителя , Альтамира
- Патрул Ринпоче (2011), Слова моего идеального учителя , Первое университетское издательство, ISBN 978-0-300-16532-6
- Рейнольдс, Джон Мирдхин (1989), Самоосвобождение через видение обнаженным сознанием , Station Hill Press, Inc., ISBN 9780882680583
- Рейнольдс, Джон Мирдхин (1996), Золотые буквы: тибетские учения Гараба Дордже, Первого Мастера Дзогчена , Публикации Snow Lion, ISBN 978-1-55939-050-7
- Рейнольдс, Джон Мирдхин (2005), Устная традиция Шанг-Шунга: введение в учения Бонпо Дзогчен устной традиции Шанг-Шунга, известной как Шанг-Шунг сньян-ргьюд , Vajra Publications, ISBN 978-99946-644-4-3
- Валби, Джим (2016), Украшение состояния Самантабхадры - Комментарий к Всесоздающему Царю - Чистое Совершенное Присутствие - Великое Совершенство всех явлений. Том первый, 2-е издание , публикации Джима Вэлби, ISBN 978-0-9822854-0-4
Современные буддийские источники
[ редактировать ]- Анон (2005). «Биографии: Прамодаваджра, Правитель Божества» . Дхарма-сообщество Его Святейшества Гваялы Кармапы . Архивировано из оригинала 04 февраля 2020 г. Проверено 15 ноября 2007 г.
- Каприлес, Элиас (2007), Буддизм и Дзогчен. Часть 1 – Буддизм: взгляд на Дзогчен. (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г.
- Чокьи Ньима Ринпоче (1994), Союз Махамудры и Дзогчена , публикации Рангджунг Еше
- Чокьи Ньима Ринпоче (2004), Путеводитель по Бардо , Публикации Рангджунг Еше
- Даль, Кортланд (2009), Вход к великому совершенству: Руководство по предварительным практикам Дзогчена , Snow Lion Publications
- Далай-лама (2004), Дзогчен | Сердечная Сущность Великого Совершенства , Публикации Snow Lion, ISBN 978-1-55939-219-8
- Далай-лама (2012), Доброта, Ясность и Проницательность , Публикации Шамбалы.
- Дуджом Ринпоче (1991), Школа тибетского буддизма Ньингма, Том. 1 , Публикации мудрости, ISBN 978-0-86171-087-4
- Дуджом Ринпоче (2005), Нектар мудрости: сердечный совет Дуджома Ринпоче , Итака: Публикации Snow Lion
- Фримантл, Франческа (2001), Светящаяся пустота: понимание тибетской книги мертвых , Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы, ISBN 978-1-57062-450-6
- Карма Чагме; Гьятрул Ринпоче (1998), Просторный путь к свободе: Практические инструкции по союзу Махамудры и Ати-йоги , перевод Б. Алана Уоллеса, США: Snow Lion Publications, ISBN 978-1559390712
- Кхенчен Палден Шераб Ринпоче (2008), Освещая путь , Буддийский центр Падмасамбхава
- Конгтрул, Джамгон (2008), «Введение переводчика», Сокровищница знаний: Книга восьмая, Часть третья: Элементы тантрической практики , Публикации Шамбалы
- Коппл, Хайди (2008), Введение в «Установление видимости божественного» , Snow Lion Publications
- Кунсанг, Эрик Пема (2012), Источники великого совершенства: жизнь и идеи ранних мастеров , Rangjung Yeshe Publications, ISBN 978-9627341819
- Намдак, Тензин (2006), Бонпо Дзогчен Учения , Ваджрные публикации
- Норбу, Намкай (1989), «Предисловие», в книге Рейнольдса, Джона Мирдина (ред.), Самоосвобождение через видение обнаженным осознанием , Station Hill Press, Inc.
- Норбу, Намкай (2000), Кристалл и путь света: Сутра, Тантра и Дзогчен , Snow Lion Publications
- Норбу, Намкай (2012). Небольшой глоссарий для Дзогчен-общины . Шанг Шунг Эдизиони.
- Ньошул Кхенпо (2016), «Глава 6», Рык бесстрашного льва: глубокие наставления по Дзогчену, великому совершенству , Публикации Шамбалы
- Группа переводов Падмакара (1994), «Введение переводчика», «Слова моего идеального учителя» , HarperCollins Publishers India
- Рабджам, Шечен (2007), Великое лекарство: шаги в медитации на просветленный разум , Бостон: Шамбала
- Рэй, Реджинальд (2001), Тайна мира Ваджры: тантрический буддизм Тибета , Shambhala Publications, ISBN 9781570627729
- Рингу Тулку (2007), Философия Ри-Ме Джамгона Конгтрула Великого: исследование буддийских линий передачи Тибета , Публикации Шамбалы
- Шмидт, Эрик (2001), Свет мудрости, том IV , Катманду: публикации Rangjung Yeshe
- Согьял Ринпоче (1994), Тибетская книга жизни и смерти: переработанное и обновленное издание , HarperOne, ISBN 978-0-06-250834-8
- Стюарт Маккензи, Джампа (2014), Жизнь Лонгченпы: Всеведущий царь Дхармы необъятных просторов , Шамбала
- Тензин Вангьял Ринпоче (2000), Чудеса естественного разума: сущность Дзогчена в местной традиции бон Тибета , Публикации Snow Lion
- Тензин Вангьял Ринпоче (2001), Чудо нашего изначального ума. Дзокчен в бон-традиции Тибета (голландский перевод «Чудес естественного разума») , Эльмар Б.В.
- Третий Дзогчен Ринпоче (2008), Великое Совершенство. Том II , Публикации Snow Lion
- Трангу, Кхенчен (2006), О сущности Будды: комментарий к трактату Рангджунга Дордже , Шамбала, ISBN 978-1590302767
- Цокни Ринпоче (2004), «Введение», в Шмидте, Марсия Биндер (редактор), Основы Дзогчен: Путь, который проясняет замешательство , Публикации Рангджунг Еше
- Тулку Ургьен Ринпоче (2006), Повторение слов Будды , Публикации Рангджунг Еше, ISBN 978-9627341598
Западные академические источники
[ редактировать ]- Ашар, Жан-Люк (2015), «Взгляд на шпионскую йогу», Revue d'Etudes Tibétaines , CNRS: 1–20 ⟨ halshs-01244881 ⟩
- Анспал, Стен (2005), «Затерянные в космосе: тибетские формулировки rDzogs-chen klong-sde», Acta Orientalia , I (17): 193
- Басвелл, Роберт; Лопес, Дональд С. младший, ред. (2014), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press
- Дэвидсон, Рональд М. (2005), Тибетский ренессанс , издательство Колумбийского университета
- Гьяцо, Джанет (2006), «Частичная генеалогия истории жизни Еше мцхоргьяла» , Журнал Международной ассоциации тибетских исследований (2)
- Джермано, Дэвид Ф. (зима 1994 г.), «Архитектура и отсутствие в тайной тантрической истории Дзога Чена» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 17 (2): 203–335
- Джермано, Дэвид Фрэнсис (1994b), Поэтическая мысль, разумная вселенная и тайна личности: тантрический синтез Рдзог Чена в Тибете четырнадцатого века , том. 1
- Джермано, Дэвид (1997), «Элементы, безумие и буквенная субъективность», в Лопес, Дональд-младший (редактор), «Религии Тибета на практике» , Princeton University Press.
- Джермано, Дэвид; Гьяцо, Джанет (2001), «Лонгченпа и одержимость дакини», в книге Уайт, Дэвид Гордон (редактор), « Тантра на практике» , Motilal Banarsidass Publ.
- Джермано, Дэвид (2005), «Дзогчен», в книге Джонса, Линдси (редактор), Энциклопедия религии Макмиллана. Том 4: Дакийские всадники - Эстер , MacMillan Reference USA
- Джермано, Дэвид (октябрь 2005 г.), «Погребальная трансформация великого совершенства (Rdzogs chen)», Журнал Международной ассоциации тибетских исследований (1): 1–54.
- Джермано, Дэвид Ф .; Уолдрон, Уильям С. (2006), «Сравнение Алая-виджняны в Йогачаре и Дзогчене» (PDF) , в Наурияле, Дания; Драммонд, Майкл С.; Лал, Ю.Б. (ред.), Буддийская мысль и прикладные психологические исследования: преодолевая границы , Абингдон, Оксон: Routledge, стр. 36–68, ISBN. 978-0415374316
- Гудман, Стивен Д.; Дэвидсон, Рональд М. (1992), Тибетский буддизм: причина и откровение , SUNY Press, ISBN 0-7914-0785-3
- Хэтчелл, Кристофер (2014), Обнаженный, видящий великое совершенство, колесо времени и визионерский буддизм в Тибете эпохи Возрождения , Oxford University Press
- Хейворд, Джереми (2008). Царь-воин Шамбалы: Вспоминая Чогьяма Трунгпу . Бостон: Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-546-6 .
- Хиггинс, Дэвид (2013), Философские основы классического RDzogs Chen в Тибете: исследование различия между дуалистическим разумом (sems) и первозданным знанием (ye Shes) , Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям, Венский университет
- Хиггинс, Дэвид (октябрь 2012 г.), «Введение в тибетскую философию ума Дзогчен (Великое совершенство)» , Religion Compass , 6 (10): 441–450, doi : 10.1111/rec3.12004
- Хиршберг, Дэниел (2013), «Ньянгрел Ньима Озер» , Сокровищница жизней , получено 18 июля 2017 г.
- Ингрэм, Кэтрин (1983), «Тайные учения Тибета: интервью с американским ламой Сурой Дасом» , Yoga Journal (109): 61–65, 122–123.
- Айронс, Эдвард А. (2008), «Дзогчен», в Айронс, Эдвард А. (редактор), Энциклопедия буддизма , Facts On File, Inc. Выходные данные Infobase Publishing
- Кармай, Самтен Г. (1975), «Общее введение в историю и доктрины Бон», Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко (33), Токио: 171–218.
- Кармай, Самтен Гьялцен (1998), Великое совершенство (rdzogs chen). Философское и медитативное учение тибетского буддизма , Брилл
- Киоун, Дэмиен (2003), Словарь буддизма , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-860560-7
- Крассер, Хельмут (1997), Тибетские исследования , Австрия: Издатель Австрийской академии наук.
- Петтит, Джон (зима 1997 г.). «Обзор религий Тибета на практике » . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор .
- Петтит, Джон Уитни (1999), маяк уверенности Мипхама: освещающий взгляд на Дзогчен, Великое Совершенство , Бостон: Публикации мудрости, ISBN 978-0-86171-157-4
- Шеффер, Куртис Р.; Капштейн, Мэтью; Таттл, Грей, ред. (2013), Источники тибетской традиции , издательство Колумбийского университета.
- Шмидт, Марсия Биндер, изд. (2002), Букварь Дзогчен: принятие духовного пути согласно великому совершенству , Лондон: Shambhala Publications, Inc., ISBN 1-57062-829-7
- Смит, Малкольм (2016), Состояние будды в этой жизни: Великий комментарий Вималамитры , Саймона и Шустера
- Стернс, Сайрус (1999), Будда из Долпо: исследование жизни и мыслей тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена , State University of New York Press ISBN 0-7914-4191-1 (hc); ISBN 0-7914-4192-X (пбк).
- Тисо, Фрэнсис Т. (2016), Радужное тело и воскресение: духовное достижение, растворение материального тела и случай Кхенпо а Чо , North Atlantic Books
- ван Шайк, Сэм (2004a), «Первые дни великого совершенства» (PDF) , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 27 (1): 165–206
- ван Шайк, Сэм (2004b), Приближение к великому совершенству: одновременные и постепенные методы практики Дзогчен в Лонгчен Ньингтиг , Wisdom Publications
- ван Шайк, Сэм (2011a), История Тибета , издательство Йельского университета
Веб-источники
[ редактировать ]- Берзин, Александр (н. д.). «Основные грани Дзогчена» . StudyBuddhism.com .
- Дуджом Ринпоче, Кьябдже (2009). «Краткое содержание удара по жизненно важной точке в трех заявлениях» . Дом Лоцавы . Проверено 14 августа 2020 г.
- Патрул Ринпоче (2008). «Особое учение мудрого и славного царя» . Дом Лоцавы . Проверено 14 августа 2020 г.
- Смит, Малкольм (26 сентября 2012 г.). «Предварительное примечание об слуховой линии Вималамитры» . Atikosha.org .
- ван Шайк, Сэм (3 августа 2011 г.). «Ранний Дзогчен IV: роль Ати-йоги» . EarlyTibet.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дуджом Лингпа (1994). Состояние будды без медитации, видение, известное как «Очистка видимых явлений» . Джанкшен-Сити, Калифорния: Паблишинг Падма. ISBN 1-881847-07-1 .
- Дуджом Ринпоче (1979). «Взгляд Дзогчен на тантрический нёндро: учение Его Святейшества Дуджома Ринпоче» . ABuddhistLibrary.com . Проверено 3 июня 2021 г.
- Гьяцо, Джанет (1999). Явления собственного «я», тайные автобиографии тибетского провидца . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01110-9 .
- Хиггинс, Дэвид (октябрь 2012 г.). «Введение в тибетскую философию ума Дзогчен (Великое совершенство)» . Религиозный компас . 6 (10): 441–450. дои : 10.1111/rec3.12004 .
- Лонгчен Рабджам (1996). Практика Дзогчен . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 1-55939-054-9 .
- Лонгчен Рабджам (1998). Драгоценная сокровищница Пути пребывания . Джанкшен-Сити, Калифорния: Паблишинг Падма. ISBN 1-881847-09-8 .
- Лонгчен Рабджам (2000). Вы — глаза мира . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 1-55939-140-5 .
- Лонгчен Рабджам (2001). Драгоценная сокровищница Основного Пространства Явлений . Джанкшен-Сити, Калифорния: Паблишинг Падма. ISBN 1-881847-32-2 .
- Лонгчен Рабджам (2001). Сокровищница передачи Священных Писаний, комментарий к «Драгоценной сокровищнице основного пространства явлений» . Джанкшен-Сити: Падма Паблишинг. ISBN 1-881847-30-6 .
- Манджушримитра (2001). Изначальный опыт, введение в медитацию Дзогчен . Бостон и Лондон: Публикации Шамбалы. ISBN 1-57062-898-Х .
- Нудан Дордже; Лоу, Джеймс (2004). Быть прямо здесь: текст-сокровище Дзогчен Нудена Дордже, озаглавленный «Зеркало ясного смысла» . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 1-55939-208-8 .
- Падмасамбхава (1994). Совет от Лотосорожденного . Гонконг: Публикации Рангджунг Еше. ISBN 962-7341-20-7 .
- Поллок, Нил Дж. (2005). «Практики, поддерживающие Дзогчен – великое совершенство тибетского буддизма» (PDF) . Журнал Розы+Креста . 2 : 41–62.