Jump to content

Дзогчен

Белая тибетская буква А внутри радужного тигле — распространенный символ Дзогчена. [1] Санскритская буква А также является распространенным символом невозникновения в буддизме Махаяны.
Дзогчен
тибетское имя
тибетский Рдзогс Чен
Транскрипции
Wylierdzogs chen
(rdzogs pa chen po)
THLDzokchen
Tibetan PinyinZogqên
Lhasa IPA[tsɔktɕʰẽ]
Китайское имя
Традиционный китайский Великая истина,
Дзогчен ,
большое достижение
Упрощенный китайский Великая истина,
Дзогчен ,
большое достижение
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyindàjiūjìng,
dàyuánmǎn,
dàchéngjiù

Дзогчен ( тибетский : རྫོགས་ཆེན , Уайли : rdzogs chen , «Великое совершенство» или «Великое завершение»), также известный как атийога ( высшая йога ), представляет собой традицию учений в индо-тибетском буддизме и бон , направленную на открытие и продолжение пути к высшей основе. существования. [2] Целью Дзогчена является познание этой основы, это знание называется ригпа (санскр. видья ). В различных системах Дзогчен преподаются духовные практики для пробуждения ригпа.

Дзогчен возник во время первого распространения буддизма в Тибете , примерно в VII-IX веках нашей эры. Хотя некоторые ученые считают его тибетским развитием, он основан на ключевых идеях из индийских источников. Самые ранние тексты Дзогчен появились в 9 веке и приписывались индийским мастерам. Эти тексты, известные как «Восемнадцать Великих Писаний», образуют «серию ума» и приписываются таким фигурам, как Шри Сингха и Вималамитра . Ранний Дзогчен был отмечен отходом от нормативных практик Ваджраяны , вместо этого сосредоточившись на простых успокаивающих созерцаниях, ведущих к прямому погружению в осознанность. В эпоху тибетского Возрождения (10 – начало 12 веков) Дзогчен претерпел значительное развитие, включив в себя новые практики и учения из Индии. В этот период возникли новые традиции Дзогчен, такие как «Серия классов наставлений» и «Семенное сердце».

Дзогчен подразделяется на три серии: Семде (серия ума), Лонгде (космическая серия) и Меннгагде (серия наставлений). Путь Дзогчен включает в себя Основу, Путь и Плод. База представляет собой изначальное состояние существования, характеризующееся пустотой , ясностью ( lhun grub , связанное со светящейся ясностью ) и сострадательной энергией. Путь предполагает достижение прямого понимания чистой природы ума посредством медитации и особых методов Дзогчен. Плод — это реализация своей истинной природы, ведущая к полному недвойственному осознанию и растворению двойственности.

Практикующие Дзогчен стремятся к самоосвобождению, когда весь опыт объединяется с осознанием своей истинной природы. Этот процесс может завершиться достижением радужного тела в момент смерти, символизирующего полное состояние будды . Критики указывают на противоречия между постепенной и одновременной практикой в ​​традициях Дзогчен, но практикующие утверждают, что эти подходы подходят для разных уровней способностей и понимания. В целом, Дзогчен предлагает прямой путь к реализации врожденной мудрости и сострадания ума.

Дзогчен возник в эпоху первого распространения буддизма в Тибете (7-9 вв. н.э.) во времена Тибетской империи и продолжился в эпоху Фрагментации (9-11 вв.). Американский тибетолог Дэвид Джермано утверждает, что Дзогчен, вероятно, является развитием тибетского буддизма. [3] [4] Однако многочисленные идеи, ключевые для Дзогчена (например, пустота и сияние ), можно найти в индийских источниках, таких как буддийские тантры , литература о природе будды и другие Махаяны источники , такие как Ланкаватара-сутра . [5] [6] Более того, такие ученые, как Сэм ван Шайк, считают, что Дзогчен возник из тантрических буддийских стадии завершения . практик [4]

Самые ранние источники Дзогчена появились в первой половине IX века и представляли собой серию коротких текстов, приписываемых индийским святым. [5] [7] Наиболее важными из них являются «Восемнадцать Великих Писаний», которые сегодня известны как «серия ума» ( Семде ) и приписываются таким индийским мастерам, как Шри Сингха , Вайроцана и Вималамитра . [5] [8] Более поздняя тантра сборника Семде под названием « Царь Всетворящий» ( Кунджед Гьялпо ) является одним из наиболее важных и широко цитируемых из всех писаний Дзогчен. [5]

Джермано считает, что ранний Дзогчен периода Тибетской империи характеризуется отказом от нормативной Ваджраяны практики . Джермано называет ранние традиции Дзогчен «первозданным Великим Совершенством», поскольку они отмечены «отсутствием детальных описаний ритуалов и созерцательных техник», а также отсутствием погребальных, склепов и образов смерти, встречающихся в некоторых буддийских тантрах. [9] По мнению Джермано, вместо методов тантрической йоги божеств , ранний Дзогчен в основном фокусировался на простых успокаивающих ( шаматха ) созерцаниях, ведущих к «свободному от техники погружению в непосредственную непосредственность собственного глубочайшего уровня осознания». [10] Подобным же образом Кристофер Хэтчелл объясняет, что, поскольку в раннем Дзогчене «все существа и все явления сами по себе являются исключительным просветленным гнозисом будды Всего Блага (Самантабхадра, Кунту Зангпо )», не остается ничего другого, как признать этот присущий ему пробужденный ум, расслабиться и отпустить. [11]

В эпоху тибетского Возрождения (с 10 по начало 12 века) из Индии было привезено множество новых текстов, учений и практик Ваджраяны. [4] [5] В это время школа Ньингма и ее традиции Дзогчен заново открыли себя, создав множество новых писаний и разработав новые практики под влиянием традиций Сармы. [4] Эти новые влияния были впитаны в Дзогчен посредством практики поиска текстов-сокровищ ( терма ) , которые были обнаружены «открывателями сокровищ» ( тертонами ). [5] Эти тантрические элементы включали практики тонкого тела , визионерские практики, такие как темное затворничество , и сосредоточение внимания на мотивах и практиках смерти (таких как погребальные и реликтовые ритуалы, бардо учения , пхова и т. д.). [12] [13]

Эти новые методы и учения были частью нескольких новых традиций, таких как «Тайный цикл» ( gsang skor ), [14] «Ультра Питх» ( ян тиг ), [14] «Традиция брамина» ( bram ze'i lugs ), [14] « Серия космических классов », [4] и особенно серия «Инструкторский класс» ( Menngagde ), [4] кульминацией которого стало «Семенное сердце» ( snying thig ), возникшее в конце 11 — начале 12 века. Наиболее влиятельными текстами этого периода являются «Семнадцать тантр» ( rgyud bcu bdun ). [4] [15] Наиболее важной научной фигурой в систематизации этих новых традиций был Лонгченпа Рабджампа (1308–1364). [16]

Более поздние личности, которые также раскрыли важные циклы текстов сокровищ, включают Карма Лингпа (1326–1386, который раскрыл бар-до тос-грол ), Ригдзин Гёдем (1337–1409), Джигме Лингпа (1730–1798), который раскрыл влиятельного Лонгчена. Ньингтиг и Дуджом Лингпа (1835–1904). [17]

Этимология и понятия

[ редактировать ]

Дзогчен состоит из двух терминов: [18]

  • рдзогс – совершенство, завершение
  • чен – отлично

По мнению Далай-ламы XIV , термин дзогчен может быть переводом санскритского термина махасандхи . [19]

Первоначально этот термин относился к «высшему совершенству» Ваджраяны йоги божеств . В частности, это относится к этапу после того, как визуализация божества растворилась и человек покоится в естественном состоянии изначально светящегося и чистого ума . [4] По словам Сэма ван Шайка VIII века , в тантре «Сарвабуддхасамайога» этот термин относится к «осознанию природы реальности», которое возникает посредством практики тантрических практик ануйоги , вызывающих блаженство. [18] В 10 и 11 веках, когда Дзогчен стал отдельным средством освобождения в традиции Ньингма , [18] этот термин использовался как синоним санскритского термина ати-йога (изначальная йога). [20]

Ригпа (знание) и ма ригпа (заблуждение)

[ редактировать ]
Распространенным сравнением невежества является затемнение солнца облаками.

Ригпа (санскрит: видья , «знание») — центральная концепция Дзогчена. По словам Ачарьи Малкольма Смита:

Текст из Сердечной Сущности Вималамитры под названием « Светильник, суммирующий видью» ( Rig pa bsdus pa'i sgronma ) определяет видью следующим образом: «...видья есть знание, ясность и неизменность». На санскрите термин видья и все остальные его родственные слова подразумевают сознание, знание, знание, науку, интеллект и так далее. Проще говоря, видья означает беспристрастное знание основы, которой является собственное состояние. [21]

Ма ригпа ( авидья ) является противоположностью ригпа или знания. Ма ригпа — это невежество, заблуждение или неосознанность, неспособность осознать природу основы. Важной темой в текстах Дзогчен является объяснение того, как невежество возникает из основы, или Дхарматы , которая связана с йеше , или первозданным сознанием. [22] Автоматически возникающее неосознавание ( lhan-skyes ma-rigpa ) существует потому, что основа имеет естественную познавательную потенциальность, которая порождает видимости. Это основа самсары и нирваны . [23]

Традиционная экзегеза

[ редактировать ]

«Зеркало Сердца Ваджрасаттвы» ( Дордже Семпа Ньингги Мелонг ), основная тантра Дзогчен , объясняет термин Дзог (Совершенство) следующим образом:

Поскольку ригпа — это парамита мудрости в сфере за пределами усилий, это совершенство. Поскольку медитация — это совершенная безупречная мудрость в сфере за пределами концепций, это совершенство. Поскольку поведение — это совершенная универсальная мудрость в сфере, не поддающейся исправлению, оно является совершенством. Поскольку воззрение — это совершенная неконцептуальная мудрость в сфере за пределами достижений, это совершенство. Поскольку плод — это совершенные двадцать пять мудростей в сфере за пределами системы отсчета, это совершенство. [24]

«Зеркало Сердца Ваджрасаттвы» объясняет, что Дзогчен «велик», потому что: [25]

  • Это вершина всех средств передвижения, взглядов, медитаций, поведения, целей.
  • Оно «никогда не выходит из естественного состояния».
  • Он функционирует «без препятствий в сфере за пределами перемен».
  • Оно проявляется «за пределами концепций, в сфере за пределами привязанностей».
  • Оно проявляется «без привязанностей в сфере за пределами желаний».
  • Оно проявляется «в великом блаженстве в сфере за пределами речи».
  • Это «источник, пронизывающий чистое просветление».
  • Это «несущественное ригпа за пределами действия и усилия».
  • Он остается «в равенстве, не отходя от области полного блаженства» и «не отходя от сущностного смысла».
  • Оно существует «везде, не будучи измерением цепляния».
  • Это «суть всего, не определяемая словами и слогами».

Три серии

[ редактировать ]

Три серии Дзогчен ( rdzogs chen sde gsum ) — это традиционная тибетская буддийская классификация, которая делит учения традиции Дзогчен школы Ньингма на три серии, подразделения или секции. Эти три: Семде («Серия разума»), Лонгде («Космическая серия») и Меннгагде («Серия инструкций»). Традиционные источники школы Ньингма приписывают эту схему индийскому мастеру Манджушримитре (ок. 8 века). [26]

По мнению современных тибетологов , эта доксографическая схема на самом деле возникла в литературе Серии наставлений (около 11 века) как способ различения и классификации различных учений Дзогчен того времени. [10] [27] Согласно текстам серии инструкций, серия «Ум» основана на понимании того, что собственный ум является основой всех явлений и что эта основа, называемая самим умом, пуста и светоносна. Тем временем серия «Космос» сосредоточена на пустоте (санскр. шуньята, т. stong-pa nyid ). Наконец, сама серия инструкций рассматривается как наиболее прямой вид реализации, без необходимости медитировать на пустоту или ум. [27] Со временем Серия наставлений стала доминировать в традиции Дзогчен и остается серией, которая наиболее широко практикуется и преподается, в то время как две другие серии сегодня практикуются редко (за исключением нескольких мастеров, таких как Намкай Норбу ). [10] [27]

По мнению Намкая Норбу , эти три серии представляют собой три способа представления и введения состояния Дзогчен. Норбу утверждает, что Меннагде является более прямой формой введения, Лонгде тесно связан с символическими формами представления Дзогчена, а Семде больше ориентирован на устные формы введения. [28] Джермано пишет, что «Серия ума» служит классификацией более ранних текстов и форм Дзогчена «до развития движений семенного сердца», которые были сосредоточены на медитациях, основанных на тантрическом понимании бодхичитты ( byang chub kyi sems ). [29] Это относится к высшей природе ума, которая пуста ( stong pa ), светоносна (' od gsal ba ) и чиста. [30] По мнению Джермано, серия «Пространство и наставления» связана с более поздним (историческим) развитием Дзогчена, «который все чаще экспериментировал с повторным включением тантрических созерцательных техник, сосредоточенных на теле и видении, а также с последующими философскими сдвигами, с которыми он стал переплетаться». [29]

База, путь и плод

[ редактировать ]
Ганкьил . , тибетский символ, который может символизировать различные идеи тройной части, такие как земля, путь и плод

В Дзогчене есть три центральных аспекта: Основа , Путь и Плод . База представляет собой изначальное, неизменное состояние существования, характеризующееся пустотой, ясностью и энергией сострадания.

Путь . состоит из трёх ключевых элементов: воззрения, практики и поведения Этот взгляд фокусируется на достижении прямого понимания чистой природы ума. Практика включает в себя техники медитации и особые методы Дзогчен. Поведение означает интеграцию этих практик в повседневную жизнь.

Плод представляет высшую цель – осознание своей истинной природы и достижение состояния будды. Это включает в себя обнаружение внутреннего состояния основы и интеграцию всего опыта с осознанием его. В конечном итоге это ведет к полному недвойственному осознанию, преодолению эгоических ограничений и растворению двойственности.

База или Земля

[ редактировать ]
Изображение Изначального Будды Самантабхадры со своей супругой Самантабхадри. Говорят, что эти изображения символизируют союз пространства (пустоты, женского аспекта) и ясности – осознания (мужского). [31]

Ключевым понятием в Дзогчене является «основное», «основное» или «изначальное состояние» (тибетский: gzhi , санскритский: āśraya) . [32] ), также называемое общей основой ( шпи гжи ) или исходной основой ( гдод ма'и гжи ). [33] Основой является изначальное состояние, «до того, как реализация породила будд, а нереализация породила живые существа». Оно вневременно и неизменно, и тем не менее оно «умно мощно», порождая ум ( sems, санскр. citta ), сознание ( shes pa, санскр. vijñāna ), заблуждение ( marigpa, санскр. avidyā ) и знание ( rigpa , санскр. .видья ) . [34] Более того, Хэтчелл отмечает, что традиция Дзогчен изображает высшую реальность как нечто, что находится «за пределами концепций одного и многих». [35]

Три качества

[ редактировать ]

Согласно учению Дзогчен, Основа , или природа Будды, обладает тремя качествами: [36] [37]

Герберт В. Гюнтер указывает, что эта Основа представляет собой одновременно статический потенциал и динамическое раскрытие. Они дают процессно-ориентированный перевод, чтобы избежать каких-либо эссенциалистских ассоциаций, поскольку

нго-бо (фактичность) не имеет ничего общего и даже не может быть сведена к (эссенциалистским) категориям субстанции и качества; [...] ранг-бжин (действительность) остается открытым измерением, а не является или превращается в жесткую сущность, несмотря на то, что она такая, какая есть; и что thugs-rje (резонанс) — это вневременная чувствительность и реакция, а не отдельная и узко ограниченная операция. [38]

Тибетский буддийский учёный 19-20 веков Шечен Гьялцап Гьюрме Пема Намгьял считает природу будды окончательной истиной. [39] нирвана, состоящая из глубины, изначального покоя и сияния:

Природа Будды безупречна. Это глубокая, безмятежная, непридуманная таковость, несложное пространство сияния; невозникающий, непрекращающийся, изначальный покой, спонтанно присутствующая нирвана. [40]

Прямое введение

[ редактировать ]

Прямое введение называется «Посвящение осознания» ( Wylie : rig pa'i rtsal dbang , произносится «rigpay salll wahng»), технический термин, используемый в линиях передачи Дзогчен для обозначения конкретной линии посвящения, пропагандируемой Джигме Лингпой . Это посвящение состоит в прямом знакомстве ученика с внутренней природой его собственной сущности ума, ригпа , наделяющим его мастером. [41]

Инструкция по указанию

[ редактировать ]

В традиции Дзогчен указывающее наставление ( тиб .: Уайли также упоминается ) : ngo sprod kyi gdams pa , THL : ngo-trö kyi dam-pa как «указывающий на природу ума» ( тиб .: སེམས་ ཀྱི་ ངོ་སྤྲོད་ , Уайли : sems kyi ngo sprod , THL : sem kyi ngo-trö ), «указание на передачу» или «введение в природу ума». [42] Инструкция по указанию ( ngo sprod ) представляет собой введение в природу ума .

Существует три основных раздела пути Дзогчен, известных как «Три Дхармы Пути». [43] Это тава , гомпа и чопа . Намкай Норбу переводит эти три термина как «взгляд», «практика» и «поведение». [44]

Три высказывания Гараба Дордже

[ редактировать ]
Гараб Дордже (ок. 665), индийский мудрец предположительно из Уддияны . Традиционно он считается первым человеком-учителем Дзогчена.

Гараб Дордже (ок. 665 г.) воплотил учение Дзогчен в трех принципах, известных как «Удар по жизненно важной точке в трех утверждениях» ( Цик Сум Не Дек ), которые, как говорят, были его последними словами. Вкратце они описывают развитие, которое должен пройти студент: [45] [46]

Три высказывания Гараба Дордже были интегрированы в традиции Ньингтиг , самая популярная из которых — в «Лонгчен Ньингтиг» Джигме Лингпы (1730–1798). [4] Заявления следующие:

  1. Представляя непосредственно лицо самого ригпа ( ngo rang tok tu tré ). Дуджом Ринпоче утверждает, что это относится к: «Непосредственному представлению лица обнаженного ума как самого ригпа, врожденной изначальной мудрости».
  2. Принятие решения только об одном ( tak chik tok tu ché ). Дуджом утверждает: «Поскольку все явления, что бы они ни проявлялись, будь то сансара или нирвана, являются не чем иным, как собственной игрой ригпа, существует полное и прямое решение, что нет ничего иного, кроме пребывания в постоянном потоке ригпа».
  3. Уверенность непосредственно в освобождении восходящих мыслей ( денг дрол ток ту ча ). Дуджом комментирует: «При распознавании намтока [возникающих мыслей], что бы ни возникало, будь то грубое или тонкое, возникает прямая уверенность в одновременности возникновения и растворения в пространстве дхармакайи, которая есть единство ригпа и шуньяты ».
Метафоры неба и простора часто используются для описания природы ума в Дзогчене.

В текстах Ньингма Дзогчен используется уникальная терминология для описания воззрения Дзогчен (тиб. tawa ). Некоторые из этих терминов касаются различных элементов и особенностей ума и взяты из классической буддийской мысли. Общий термин для обозначения сознания — шеспа ( санскр. виджняна ) и включает в себя шесть чувственных сознаний. Мирские , нечистые и двойственные формы сознания обычно обозначаются такими терминами, как семс ( читта, ум), йид ( манас ) и бло ( буддхи ). С другой стороны, нирванические или освобожденные формы сознания описываются такими терминами, как йе шес ( джняна , «первозданное сознание») и шес раб ( праджня , мудрость). [47] По мнению Сэма ван Шайка , два важных термина, используемых в литературе Дзогчен, — это основа ( gzhi ) и гнозис ( rig pa ), которые представляют « онтологический и гносеологический аспекты нирванического состояния» соответственно. [33]

Литература Ньингма Дзогчен также описывает нирвану как «пространство» или «пространство» ( klong или dbyings ) или «пространство Дхармы» ( chos dbyings , санскрит: Дхармадхату ). Термин Дхармакайя (тело Дхармы) также часто ассоциируется с этими терминами в Дзогчене. [10] как объяснил Тулку Ургьен :

Дхармакайя подобна пространству. Вы не можете сказать, что пространство ограничено в любом направлении. Независимо от того, как далеко вы зайдете, вы никогда не достигнете точки, где пространство останавливается, и это конец пространства. Пространство бесконечно во всех направлениях; так же и дхармакайя. Дхармакайя всепроникающа и абсолютно бесконечна, вне всяких границ и ограничений. Это справедливо для дхармакаи всех будд. Для каждого будды не существует индивидуальной дхармакайи, как нет и индивидуального пространства для каждой страны. [48]

Дзогчен Взгляд на серию секретных наставлений ( man ngag sde ) классически объясняется через одиннадцать ваджрных тем . Их можно найти в Тантре «Жемчужная нить» ( Mu tig phreng ba ), [49] «Великий комментарий» Вималамитры, а также в ( Лонгченпы «Сокровищнице слов и значений» Цик Дён Дзо). [10]

Упражняться

[ редактировать ]
Фреска храма Лукханг , изображающая практики Дзогчен ануйоги, такие как туммо , которые работают с тела . тонкими каналами
Йоги медитируют на букву А внутри тигле (круглой радуги), храм Лукханг.
Фреска храма Лукханг, изображающая призрачную практику тогал созерцания неба .

Практика Дзогчен ( гомпа ) опирается на воззрение Дзогчен, которое представляет собой «прямое, недвойственное, неконцептуальное знание» чистой природы. [50] Это достигается через отношения с гуру или ламой , который знакомит нас с нашим первозданным состоянием и дает инструкции, как практиковать. Такое «прямое введение» и передача от мастера Дзогчена считаются абсолютно необходимыми. [51]

Традиция Дзогчен содержит многочисленные системы практик, включая различные формы медитации, тантрические йоги и уникальные методы Дзогчен. [52] Самая ранняя форма практики Дзогчен ( серия « Семде» , «Ум») обычно делала упор на несимволические «бесформенные» практики (в отличие от тантрической йоги божеств ). [53]

Дальнейшее развитие привело к тому, что основные практики Дзогчен стали более насыщены различными предварительными и тантрическими методами, такими как йога божеств, семдзин (удержание ума), рушен (разделение сансары и нирваны) и випасьяна ( лхагтонг ), которые рассматриваются как искусные средства достижения цели. достичь основного состояния созерцания изначально чистого состояния. [10] [54] [1]

Ключевыми методами медитации Дзогчен, уникальными для традиции, являются трекчо («снятие напряжения») и тогал , а также уникальные учения Дзогчен о пробуждении в бардо (промежуточном состоянии между смертью и перерождением ). [55] В трекчо человек сначала идентифицирует врожденное чистое осознание, а затем поддерживает его признание во всех видах деятельности. [56] [15] В тогале («переходе») йог работает с различными взглядами и позами, которые приводят к различным формам видений (в темном уединении или через созерцание неба ). [57] [58] [59]

Наиболее полное исследование медитации созерцания неба, известное как тогал или тод ргал , было написано Флавио А. Гейсшуслером. Хотя термин thod rgal обычно переводится как «Прямое превосходство» или «Прыжок», Гейсшуслер утверждает, что это выражение на самом деле означает «Прыжок к черепу», поскольку оно состоит из тибетских слов thod («выше», «сверх», но также « повязка на голову», «тюрбан», «череп») и ргал («перепрыгивать»). [60] : 9  В более обширном тибетском культурном ареале именно самая возвышенная часть человеческого тела — череп или его продолжение в форме тюрбана, похожего на головной убор, — позволяет религиозному практикующему получить доступ к источнику жизненной силы, расположенному в небеса. И голова, и головной убор глубоко перекликаются с животными, особенно с оленями и овцами, которые играют центральную роль в практике созерцания неба из-за их способности подниматься и спускаться вертикально, перемещаясь между различными сферами существования. [60]

Руководить

[ редактировать ]

Норбу отмечает, что «тантрические практики могут использоваться практикующими Дзогчен в качестве второстепенных практик наряду с основной практикой созерцания». Аналогично, физическая йога (тиб. трулхор ) также может использоваться в качестве вспомогательных практик. [61]

Самоосвобождение

[ редактировать ]

Согласно Намкаю Норбу, в Дзогчене «стать реализованным просто означает обнаружить и проявить то, что с самого начала было нашим собственным истинным состоянием: Чжи (гжи) или Основа». [62] Поскольку основа, путь практики и плод или результат практики недвойственны с предельной точки зрения, в Дзогчене путь понимается как неотделимый от результата или плода пути (т.е. состояния будды ). Как только практикующий Дзогчен осознает свою истинную природу (и «не останется в сомнении» относительно этого), путь состоит из интеграции ( сева ) всех переживаний в его жизни с состоянием ригпа. Весь этот опыт самоосвобождается посредством этой интеграции или смешивания. [63]

Этот процесс часто объясняют тремя «освобождениями» или способностями практикующего Дзогчен: [64]

  • Чердрол («наблюдаешь и освобождаешь») — это когда происходит обычное явление и человек видит свою истинную природу, что приводит к его самоосвобождению. Это сравнивают с тем, как испаряется капля росы, когда на нее светит солнечный свет.
  • Шардрол («как только возникает, оно освобождает себя») — это происходит, когда возникает любой чувственный контакт или страсть, самоосвобождается автоматически и без усилий. Это можно сравнить с тем, как сразу тает снег, упав в море.
  • Рангдрол («само себя освобождает»), по мнению Норбу, это «совершенно недвойственное и все сразу, мгновенное самоосвобождение. Здесь иллюзорное разделение субъекта и объекта рушится само собой, и привычное видение человека Ограниченная клетка, ловушка эго, открывается в обширное видение того, что есть». [65] : Здесь использовано сравнение змея легко разворачивает свое тело.

Говорят также, что продвинутые практикующие Дзогчен иногда проявляют сверхъестественные знания (санскр. abhijñā, тиб. mngon shes ), такие как ясновидение и телепатия . [66]

Радужное тело

[ редактировать ]
XIX века Тханка с изображением радужного тела Падмасамбхавы.

Практика Тогал может привести к полному состоянию будды и самоосвобождению человеческого тела в радужное тело. [примечание 1] в момент смерти, [67] когда вся фиксация и хватание исчерпаны. [68] Тибетский буддизм утверждает, что радужное тело — это нематериальное тело света, обладающее способностью существовать и пребывать где угодно и когда угодно, как указывает сострадание. [69] [70] Это проявление самбхогакаи , и говорят, что ее достижение сопровождается появлением огней и радуги. [71] [70]

Считается, что некоторые выдающиеся практикующие реализовали высший тип радужного тела, не умирая (к ним относятся 24 мастера Бон из устной традиции Шанг Шунг , Тапихритса , Падмасамбхава и Вималамитра ). Завершив перед смертью четыре видения, человек сосредотачивается на огнях, окружающих пальцы. Его или ее физическое тело самоосвобождается в нематериальное тело света со способностью существовать и пребывать где угодно и когда угодно, как указывает сострадание. [70]

Одновременная и постепенная практика

[ редактировать ]

существует противоречие Как отметил ван Шайк, в традиции Дзогчен Лонгчен Ньингтик между методами, которые подчеркивают постепенную практику и достижения, и методами, которые подчеркивают изначальное освобождение, одновременное просветление и недеятельность. Это кажущееся противоречие авторы традиции объясняет разным уровнем способностей разных практиков. [72]

Например, работы Джигме Лингпы содержат критику методов, основанных на причине и следствии, а также методов, основанных на интеллектуальном анализе. Поскольку состояние будды беспричинно и превосходит интеллект, эти надуманные и концептуальные медитации противопоставляются «не требующим усилий» и «мгновенным» подходам в работах Джигме Лингпы, который пишет, что как только возникает мысль, ее следует увидеть обнаженной. без анализов и осмотров. [73] Подобным образом, общей темой литературы по Дзогчену является возвышение Дзогчена над всеми другими «низшими» ( 'og ma ) колесницами и критика этих низших колесниц, которые рассматриваются как низшие ( dman pa ) подходы. [74]

Несмотря на эту критику, циклы Дзогчен, такие как Лонгчен Ньингтиг Джигме Лингпы, действительно содержат множество практик, которые не являются мгновенными или легкими, например, тантрическая практика Махайоги, такая как йога божеств , и предварительные методы, такие как нёндро (которые приравниваются к пути накопления ). [75] Более того, Джигме Лингпа и Лонгченпа также критикуют тех, кто учит всех одновременному методу, и учат их сразу отказываться от всех других методов. [76]

В ответ на идею о том, что постепенные учения, содержащиеся в текстах Лонгчен Ньингтик, противоречат взглядам Дзогчена на изначальное освобождение, Джигме Лингпа заявляет:

Это неверно, потому что Ваджрадхара использует свое мастерство в средствах, обучаемых в соответствии с категориями лучших, средних и худших способностей, подразделенных на девять уровней от шраваки до ати-йоги. Хотя Великое Совершенство — это путь для тех, кто обладает наиболее острыми способностями, абитуриенты не состоят исключительно из таких типов. Имея это в виду, выяснив особенности средних и низших способностей держателей осознания, традиция была установлена ​​таким образом. [77]

Такое разделение практик в зависимости от уровня способностей также встречается в «Тегчо Дзо» Лонгченпы. [78] Однако, как отмечает ван Шайк, «систему не следует понимать слишком буквально. Вполне вероятно, что все три типа наставлений, содержащиеся в тройственной структуре YL [ Еше Ламы ], будут даны какому-то одному человеку». [78] Следовательно, хотя инструкции будут даны всем типам учеников, реальные способности практикующего будут определять, как он достигнет пробуждения (посредством медитации Дзогчен, в бардо смерти или посредством переноса сознания). Джигме Лингпа также считал, что студенты высших факультетов встречаются крайне редко. [78] Он считал, что большинству людей для достижения реализации необходим постепенный путь обучения. [79]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Уайли: 'ja' lus, произносится как Jalü
  1. ^ Jump up to: а б Ахард (2015) .
  2. ^ Петтит (1999) , с. 4.
  3. ^ Айронс (2008) , с. 168.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Басвелл и Лопес (2014) .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Джермано (2005) , с. 2546.
  6. ^ ван Шайк (2004b) , с. 40.
  7. ^ ван Шайк (2004b) , с. 4.
  8. ^ Джермано (1994) , с. 234-235.
  9. ^ Джермано (2005b) .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Джермано (1994) .
  11. ^ Хэтчелл (2014) , с. 52.
  12. ^ Джермано (2005) , с. 2546-2547.
  13. ^ Хэтчелл (2014) , с. 9-10.
  14. ^ Jump up to: а б с Джермано (2005) , с. 2547.
  15. ^ Jump up to: а б Стюарт Маккензи (2014) .
  16. ^ ван Шайк (2004b) , с. 9.
  17. ^ Джермано (2005) , с. 2548.
  18. ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2011b) .
  19. ^ Далай-лама (2004) , с. 208.
  20. ^ Киоун (2003) , с. 24.
  21. ^ Смит (2016) , с. 12.
  22. ^ Смит (2016) , с. 14.
  23. ^ Смит (2016) , стр. 15–16.
  24. ^ Валби (2016) , стр. 49.
  25. ^ Валби (2016) , стр. 50.
  26. ^ Дуджом Ринпоче (1991) , том. 1, стр. 493–498.
  27. ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2004b) , с. 8.
  28. ^ Норбу (2000) , стр. 43–44.
  29. ^ Jump up to: а б Джермано (1994) , с. 288.
  30. ^ Басвелл и Лопес (2014) , с. [ нужна страница ] .
  31. ^ Нёшул Кхенпо (2016) .
  32. ^ Дуджом Ринпоче (1991) , с. 354.
  33. ^ Jump up to: а б ван Шайк (2004b) , с. 52.
  34. ^ Смит (2016) , стр. 12–13.
  35. ^ Хэтчелл (2014) , с. 56.
  36. ^ Тензин Вангьял Ринпоче (2001) , стр. 44.
  37. ^ Петтит (1999) , с. 78-79.
  38. ^ Гудман и Дэвидсон (1992) , с. 14.
  39. ^ Рабджам (2007) , с. 21.
  40. ^ Рабджам (2007) , с. 4.
  41. ^ Анон (2005) .
  42. ^ Хейворд (2008) , с. 106.
  43. ^ Норбу (2012) .
  44. ^ Норбу (2000) , гл. 7, стр. 109–148.
  45. ^ Дуджом Ринпоче (2009) .
  46. ^ Patrul Rinpoche (2008) .
  47. ^ Смит (2016) , с. 12-14.
  48. ^ Кунсанг (2012) , с. 3.
  49. ^ Смит (2016) , с. 9.
  50. ^ Норбу (2000) , с. 110.
  51. ^ Норбу (2000) , с. 112-116.
  52. ^ Джермано (2005) , с. 2547, 2548.
  53. ^ Джермано (1994) , с. 225-226.
  54. ^ Норбу (2000) , с. 114.
  55. ^ ван Шайк (2004b) , с. 98-99.
  56. ^ Даль (2009) , с. 255.
  57. ^ Смит (2016) , с. 26.
  58. ^ Рейнольдс (2005) .
  59. ^ ван Шайк (2004b) , с. 101.
  60. ^ Jump up to: а б Гейсшуслер, Флавио (2024). Тибетская медитация созерцания неба и предыстория буддизма великого совершенства . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-350-42881-2 .
  61. ^ Норбу (2000) , с. 118-119.
  62. ^ Норбу (2000) , с. 149.
  63. ^ Норбу (2000) , с. 150.
  64. ^ Норбу (2000) , с. 150-152.
  65. ^ Норбу (2000) , с. 152.
  66. ^ Норбу (2000) , с. 153-154.
  67. ^ Далай-лама (2004) , с. 204.
  68. ^ Чокьи Ньима Ринпоче (1994) , стр. 233.
  69. ^ Дуджом Ринпоче (2005) , с. 296.
  70. ^ Jump up to: а б с Рикар (2001) , с. 153.
  71. ^ Рэй (2001) , с. 323.
  72. ^ ван Шайк (2004b) , с. 115.
  73. ^ ван Шайк (2004b) , с. 71-75.
  74. ^ ван Шайк (2004b) , с. 76-77.
  75. ^ ван Шайк (2004b) , с. 94-95.
  76. ^ ван Шайк (2004b) , с. 93-94.
  77. ^ ван Шайк (2004b) , с. 116.
  78. ^ Jump up to: а б с ван Шайк (2004b) , с. 117.
  79. ^ ван Шайк (2004b) , с. 122.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Тексты Дзогчен

[ редактировать ]
  • Аньен Ринпоче (2006), Союз Дзогчена и Бодхичитты (первое издание), Snow Lion, ISBN  978-1559392488
  • Бру-сгом Ргьял-ба-гьюнг-друнг (1996), Стадии медитации А-хрид: практика Дзогчен традиции Бон , перевод Пера Кваерна и Туптена К. Райки, Библиотека тибетских трудов и архивов
  • Кляйн, Энн Кэролин; Вангьял, геше Тензин Ринпоче (2006), «Безграничная целостность» , Oxford University Press
  • Кляйн, Энн Кэролин; Вангмо, Джецун Качо (2010), Сущность сердца огромного пространства: история передачи , Публикации Snow Lion
  • Лингпа, Джигме (2008), Еше Лама , перевод Ламы Чонама и Сангье Кхандро, Snow Lion Publications, ISBN  9781611807318
  • Лингпа, Дуджом (2016), Сердце великого совершенства: Видения великого совершенства Дуджома Лингпы (Том I) , перевод Б. Алана Уоллеса, Саймона и Шустера, ISBN  978-1614293484
  • Норбу, Намкай (1999), Высший источник: Фундаментальная тантра Дзогчен Семде Кунджед Гьялпо , Снежный лев, ISBN  978-1559391207
  • Рикар, Матье (2001), Жизнь Шабкара: автобиография тибетского йогина , Итака: Публикации Snow Lion
  • Падмасамбхава (1998), Естественное освобождение: Учения Падмасамбхавы о шести бардо , Wisdom Publications, ISBN  978-0861711314
  • Патрул Ринпоче (1998), Слова моего совершенного учителя , Альтамира
  • Патрул Ринпоче (2011), Слова моего идеального учителя , Первое университетское издательство, ISBN  978-0-300-16532-6
  • Рейнольдс, Джон Мирдхин (1989), Самоосвобождение через видение обнаженным сознанием , Station Hill Press, Inc., ISBN  9780882680583
  • Рейнольдс, Джон Мирдхин (1996), Золотые буквы: тибетские учения Гараба Дордже, Первого Мастера Дзогчена , Публикации Snow Lion, ISBN  978-1-55939-050-7
  • Рейнольдс, Джон Мирдхин (2005), Устная традиция Шанг-Шунга: введение в учения Бонпо Дзогчен устной традиции Шанг-Шунга, известной как Шанг-Шунг сньян-ргьюд , Vajra Publications, ISBN  978-99946-644-4-3
  • Валби, Джим (2016), Украшение состояния Самантабхадры - Комментарий к Всесоздающему Царю - Чистое Совершенное Присутствие - Великое Совершенство всех явлений. Том первый, 2-е издание , публикации Джима Вэлби, ISBN  978-0-9822854-0-4

Современные буддийские источники

[ редактировать ]
  • Анон (2005). «Биографии: Прамодаваджра, Правитель Божества» . Дхарма-сообщество Его Святейшества Гваялы Кармапы . Архивировано из оригинала 04 февраля 2020 г. Проверено 15 ноября 2007 г.
  • Каприлес, Элиас (2007), Буддизм и Дзогчен. Часть 1 – Буддизм: взгляд на Дзогчен. (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г.
  • Чокьи Ньима Ринпоче (1994), Союз Махамудры и Дзогчена , публикации Рангджунг Еше
  • Чокьи Ньима Ринпоче (2004), Путеводитель по Бардо , Публикации Рангджунг Еше
  • Даль, Кортланд (2009), Вход к великому совершенству: Руководство по предварительным практикам Дзогчена , Snow Lion Publications
  • Далай-лама (2004), Дзогчен | Сердечная Сущность Великого Совершенства , Публикации Snow Lion, ISBN  978-1-55939-219-8
  • Далай-лама (2012), Доброта, Ясность и Проницательность , Публикации Шамбалы.
  • Дуджом Ринпоче (1991), Школа тибетского буддизма Ньингма, Том. 1 , Публикации мудрости, ISBN  978-0-86171-087-4
  • Дуджом Ринпоче (2005), Нектар мудрости: сердечный совет Дуджома Ринпоче , Итака: Публикации Snow Lion
  • Фримантл, Франческа (2001), Светящаяся пустота: понимание тибетской книги мертвых , Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы, ISBN  978-1-57062-450-6
  • Карма Чагме; Гьятрул Ринпоче (1998), Просторный путь к свободе: Практические инструкции по союзу Махамудры и Ати-йоги , перевод Б. Алана Уоллеса, США: Snow Lion Publications, ISBN  978-1559390712
  • Кхенчен Палден Шераб Ринпоче (2008), Освещая путь , Буддийский центр Падмасамбхава
  • Конгтрул, Джамгон (2008), «Введение переводчика», Сокровищница знаний: Книга восьмая, Часть третья: Элементы тантрической практики , Публикации Шамбалы
  • Коппл, Хайди (2008), Введение в «Установление видимости божественного» , Snow Lion Publications
  • Кунсанг, Эрик Пема (2012), Источники великого совершенства: жизнь и идеи ранних мастеров , Rangjung Yeshe Publications, ISBN  978-9627341819
  • Намдак, Тензин (2006), Бонпо Дзогчен Учения , Ваджрные публикации
  • Норбу, Намкай (1989), «Предисловие», в книге Рейнольдса, Джона Мирдина (ред.), Самоосвобождение через видение обнаженным осознанием , Station Hill Press, Inc.
  • Норбу, Намкай (2000), Кристалл и путь света: Сутра, Тантра и Дзогчен , Snow Lion Publications
  • Норбу, Намкай (2012). Небольшой глоссарий для Дзогчен-общины . Шанг Шунг Эдизиони.
  • Ньошул Кхенпо (2016), «Глава 6», Рык бесстрашного льва: глубокие наставления по Дзогчену, великому совершенству , Публикации Шамбалы
  • Группа переводов Падмакара (1994), «Введение переводчика», «Слова моего идеального учителя» , HarperCollins Publishers India
  • Рабджам, Шечен (2007), Великое лекарство: шаги в медитации на просветленный разум , Бостон: Шамбала
  • Рэй, Реджинальд (2001), Тайна мира Ваджры: тантрический буддизм Тибета , Shambhala Publications, ISBN  9781570627729
  • Рингу Тулку (2007), Философия Ри-Ме Джамгона Конгтрула Великого: исследование буддийских линий передачи Тибета , Публикации Шамбалы
  • Шмидт, Эрик (2001), Свет мудрости, том IV , Катманду: публикации Rangjung Yeshe
  • Согьял Ринпоче (1994), Тибетская книга жизни и смерти: переработанное и обновленное издание , HarperOne, ISBN  978-0-06-250834-8
  • Стюарт Маккензи, Джампа (2014), Жизнь Лонгченпы: Всеведущий царь Дхармы необъятных просторов , Шамбала
  • Тензин Вангьял Ринпоче (2000), Чудеса естественного разума: сущность Дзогчена в местной традиции бон Тибета , Публикации Snow Lion
  • Тензин Вангьял Ринпоче (2001), Чудо нашего изначального ума. Дзокчен в бон-традиции Тибета (голландский перевод «Чудес естественного разума») , Эльмар Б.В.
  • Третий Дзогчен Ринпоче (2008), Великое Совершенство. Том II , Публикации Snow Lion
  • Трангу, Кхенчен (2006), О сущности Будды: комментарий к трактату Рангджунга Дордже , Шамбала, ISBN  978-1590302767
  • Цокни Ринпоче (2004), «Введение», в Шмидте, Марсия Биндер (редактор), Основы Дзогчен: Путь, который проясняет замешательство , Публикации Рангджунг Еше
  • Тулку Ургьен Ринпоче (2006), Повторение слов Будды , Публикации Рангджунг Еше, ISBN  978-9627341598

Западные академические источники

[ редактировать ]
  • Ашар, Жан-Люк (2015), «Взгляд на шпионскую йогу», Revue d'Etudes Tibétaines , CNRS: 1–20 halshs-01244881
  • Анспал, Стен (2005), «Затерянные в космосе: тибетские формулировки rDzogs-chen klong-sde», Acta Orientalia , I (17): 193
  • Басвелл, Роберт; Лопес, Дональд С. младший, ред. (2014), Принстонский словарь буддизма , Princeton University Press
  • Дэвидсон, Рональд М. (2005), Тибетский ренессанс , издательство Колумбийского университета
  • Гьяцо, Джанет (2006), «Частичная генеалогия истории жизни Еше мцхоргьяла» , Журнал Международной ассоциации тибетских исследований (2)
  • Джермано, Дэвид Ф. (зима 1994 г.), «Архитектура и отсутствие в тайной тантрической истории Дзога Чена» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 17 (2): 203–335
  • Джермано, Дэвид Фрэнсис (1994b), Поэтическая мысль, разумная вселенная и тайна личности: тантрический синтез Рдзог Чена в Тибете четырнадцатого века , том. 1
  • Джермано, Дэвид (1997), «Элементы, безумие и буквенная субъективность», в Лопес, Дональд-младший (редактор), «Религии Тибета на практике» , Princeton University Press.
  • Джермано, Дэвид; Гьяцо, Джанет (2001), «Лонгченпа и одержимость дакини», в книге Уайт, Дэвид Гордон (редактор), « Тантра на практике» , Motilal Banarsidass Publ.
  • Джермано, Дэвид (2005), «Дзогчен», в книге Джонса, Линдси (редактор), Энциклопедия религии Макмиллана. Том 4: Дакийские всадники - Эстер , MacMillan Reference USA
  • Джермано, Дэвид (октябрь 2005 г.), «Погребальная трансформация великого совершенства (Rdzogs chen)», Журнал Международной ассоциации тибетских исследований (1): 1–54.
  • Джермано, Дэвид Ф .; Уолдрон, Уильям С. (2006), «Сравнение Алая-виджняны в Йогачаре и Дзогчене» (PDF) , в Наурияле, Дания; Драммонд, Майкл С.; Лал, Ю.Б. (ред.), Буддийская мысль и прикладные психологические исследования: преодолевая границы , Абингдон, Оксон: Routledge, стр. 36–68, ISBN.  978-0415374316
  • Гудман, Стивен Д.; Дэвидсон, Рональд М. (1992), Тибетский буддизм: причина и откровение , SUNY Press, ISBN  0-7914-0785-3
  • Хэтчелл, Кристофер (2014), Обнаженный, видящий великое совершенство, колесо времени и визионерский буддизм в Тибете эпохи Возрождения , Oxford University Press
  • Хейворд, Джереми (2008). Царь-воин Шамбалы: Вспоминая Чогьяма Трунгпу . Бостон: Публикации мудрости. ISBN  978-0-86171-546-6 .
  • Хиггинс, Дэвид (2013), Философские основы классического RDzogs Chen в Тибете: исследование различия между дуалистическим разумом (sems) и первозданным знанием (ye Shes) , Рабочая группа по тибетским и буддийским исследованиям, Венский университет
  • Хиггинс, Дэвид (октябрь 2012 г.), «Введение в тибетскую философию ума Дзогчен (Великое совершенство)» , Religion Compass , 6 (10): 441–450, doi : 10.1111/rec3.12004
  • Хиршберг, Дэниел (2013), «Ньянгрел Ньима Озер» , Сокровищница жизней , получено 18 июля 2017 г.
  • Ингрэм, Кэтрин (1983), «Тайные учения Тибета: интервью с американским ламой Сурой Дасом» , Yoga Journal (109): 61–65, 122–123.
  • Айронс, Эдвард А. (2008), «Дзогчен», в Айронс, Эдвард А. (редактор), Энциклопедия буддизма , Facts On File, Inc. Выходные данные Infobase Publishing
  • Кармай, Самтен Г. (1975), «Общее введение в историю и доктрины Бон», Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко (33), Токио: 171–218.
  • Кармай, Самтен Гьялцен (1998), Великое совершенство (rdzogs chen). Философское и медитативное учение тибетского буддизма , Брилл
  • Киоун, Дэмиен (2003), Словарь буддизма , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-860560-7
  • Крассер, Хельмут (1997), Тибетские исследования , Австрия: Издатель Австрийской академии наук.
  • Петтит, Джон (зима 1997 г.). «Обзор религий Тибета на практике » . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор .
  • Петтит, Джон Уитни (1999), маяк уверенности Мипхама: освещающий взгляд на Дзогчен, Великое Совершенство , Бостон: Публикации мудрости, ISBN  978-0-86171-157-4
  • Шеффер, Куртис Р.; Капштейн, Мэтью; Таттл, Грей, ред. (2013), Источники тибетской традиции , издательство Колумбийского университета.
  • Шмидт, Марсия Биндер, изд. (2002), Букварь Дзогчен: принятие духовного пути согласно великому совершенству , Лондон: Shambhala Publications, Inc., ISBN  1-57062-829-7
  • Смит, Малкольм (2016), Состояние будды в этой жизни: Великий комментарий Вималамитры , Саймона и Шустера
  • Стернс, Сайрус (1999), Будда из Долпо: исследование жизни и мыслей тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена , State University of New York Press ISBN   0-7914-4191-1 (hc); ISBN   0-7914-4192-X (пбк).
  • Тисо, Фрэнсис Т. (2016), Радужное тело и воскресение: духовное достижение, растворение материального тела и случай Кхенпо а Чо , North Atlantic Books
  • ван Шайк, Сэм (2004a), «Первые дни великого совершенства» (PDF) , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 27 (1): 165–206
  • ван Шайк, Сэм (2004b), Приближение к великому совершенству: одновременные и постепенные методы практики Дзогчен в Лонгчен Ньингтиг , Wisdom Publications
  • ван Шайк, Сэм (2011a), История Тибета , издательство Йельского университета

Веб-источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2817b746887992377763febbb5d92a53__1720953360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/53/2817b746887992377763febbb5d92a53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dzogchen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)