Нгакпа
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
В тибетском и Боне буддизме [1] нгакпа ( (мужчина) или нгакма (женщина) тибетский : སྔགས་པ་ , Уайли : sngags pa ; Санскритское мантри ) — любой практикующий Ваджраяну , не являющийся монахом или монахиней. Этот термин переводится как «мужчина или женщина мантры» или «мужчина или женщина тайной мантры». [2] Их часто называют «йогами-домохозяинами» или «йогинями», потому что они ведут образ жизни домохозяина, одновременно занимаясь продвинутыми тантрическими практиками. [3]
Нгакпы известны своей приверженностью пути Ваджраяны или тантрического буддизма, который включает в себя использование передовых техник медитации, ритуалов, мантр и визуализаций для достижения просветления за одну жизнь. Их часто узнают по характерной одежде, которая может включать специальные одежды, украшения и ритуальные предметы. Традиционно многие ньингма-нгакпа носят нестриженные волосы и белые одежды, и их иногда называют «группой в белых одеждах и с нестриженными волосами» (Уайли: gos dkar lcang lo'i sde). [4] школы Ньингма Красная сангха — это рукоположенные монахи и монахини. [4]
В тибетском обществе нгакпы играют уважаемую и важную роль духовных практиков и часто служат посредниками между монашеской общиной и мирянами. Они играют решающую роль в сохранении и передаче учений тибетского буддизма, особенно тех, которые связаны с тантрическими практиками. В Бутане и некоторых других частях Гималаев термин гомчен чаще всего используется для обозначения этого типа практикующих Ваджраяну. [5]
Определение
[ редактировать ]Матье Рикар определяет нгакпа просто как «практикующего Тайную Мантраяну». [2] Гьюрме Дордже определяет нгакпа (мантрин) как «практикующего мантры, который может жить как домохозяин, а не как монах-отшельник». [3] Нгакпа полностью погружается в практику учений и занимается им под руководством носителя линии. Они получили эзотерические передачи и посвящения ( ван , лунг и три ) и приняли соответствующие обеты ( самайя ). Важная линия передачи происходит через устные предания. [2] [3]
Описание
[ редактировать ]Нгакпы известны своей приверженностью пути Ваджраяны или тантрического буддизма, который включает в себя использование передовых техник медитации, ритуалов, мантр и визуализаций для достижения просветления за одну жизнь. Их часто узнают по характерной одежде, которая может включать специальные одежды, украшения и ритуальные предметы. Нгакпа часто женятся и заводят детей. Некоторые работают в мире, хотя посвящают значительное время уединению, практике и проведению ритуалов по просьбе или от имени членов сообщества. [6]
По словам Кунзанга Дордже Ринпоче ,
Есть два типа нгакп – семейные (rigs rgyud) и дхармические (chos rgyud). Семейные линии нгакпа передаются от отца-нгакпы к сыновьям из поколения в поколение. В настоящее время это держатели семейной линии, такие как великие ламы традиции Ньингма, Минлинг Тричен Ринпоче и Сакья Тризин , держатель трона линии Дхарма Потранг. [7]
Тибетский буддизм содержит две системы посвящения: знакомые монашеские посвящения и менее известные нгакпа, или тантрические посвящения. [4] Все нгакпы семейной линии являются членами не соблюдающего целомудрия крыла посвященной сангхи. [8] практика конкретного йдама передается по семейной линии. [9]
История
[ редактировать ]Сэм ван Шайк пишет, что «практикующий тантру ( sngags pa , санскр. māntrin ) стал [ когда? ] обычная фигура в Тибете и останется таковой на протяжении всей истории тибетского буддизма». [8]
Монастырь Лабранг , крупный монастырь гелуг , основанный в 1709 году в Амдо , имеет колледж нгакпа ( Wylie : sngags pa grwa tshang ), расположенный недалеко от главного монастыря в деревне Сакар.
Известный нгакпа
[ редактировать ]Кунга Гьялцен, отец Второго Далай-ламы , был нгакпа и известным тантрическим мастером школы Ньингма . [10] Его матерью была Мачик Кунга Пемо; они были фермерской семьей. Их передача по линии происходила по рождению. [11]
Дуджом Ринпоче , Верховный Глава школы Ньингма, был нгакпой. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сихле 2009 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с Рикар 1994 , с. 12 н.23.
- ^ Jump up to: а б с Дордже 2004 , с. 840.
- ^ Jump up to: а б с Терроне 2010 .
- ^ Июнь 2005 г. , с. 77.
- ^ Падмасамбхава; Кунсанг, EP (2004). Учения Дакини: Сборник советов Падмасамбхавы Дакини Еше Цогьял . G - Серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов. Публикации Ранг Юнга Ише. ISBN 978-962-7341-36-9 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Кунзанг Дордже Ринпоче, 2012 .
- ^ Jump up to: а б с Ван Шайк 2004 , с. 4.
- ^ Пратт, К. (2007). Энциклопедия шаманизма Том 1 . Энциклопедия шаманизма (2 тома). Издательская группа Розен. п. 14. ISBN 978-1-4042-1140-7 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Самфель и Тендар 2004 , с. 79.
- ^ Адамс 2008 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Адамс, Намдрол Миранда (сентябрь 2008 г.). «Второй Далай-лама Гендун Гьяцо » Сокровищница жизней ISSN 2332-077X . Получено 0 марта 2023 г.
- Дордже, Гюрме (2004). Справочник Footprint Tibet (3-е изд.). Ванна: Справочники по следам. ISBN 1-903471-30-3 . OCLC 57302320 .
- Кунзанг Дордже Ринпоче (10 марта 2012 г.). «Историческое описание обладателей осознания Великой Тайной Мантры, сияющих в белых одеждах и длинных волосах» . П'хурба Т'хинли Линг . Проверено 27 марта 2024 г.
- Пунцок, Таши (2005). «Позитивное влияние традиции Гомчен на достижение и поддержание валового национального счастья» (PDF) . Журнал исследований Бутана . 12 (лето 2005 г.). Центр исследований Бутана : 75–117 . Проверено 23 января 2015 г.
- Рикар, Матье (1994). Уилкинсон, Констанс; Абрамс, Михал (ред.). Жизнь Шабкара: Автобиография тибетского йогина . Серия SUNY по буддийским исследованиям. Олбани: SUNY Press. ISBN 0-7914-1836-7 .
- Самфель, Тубтен; Тендер (2004). Далай-ламы Тибета Нью-Дели: Роли и Янссен. ISBN 81-7436-085-9 .
- Зихле, Николя (2009). « Жреческие традиции ала и нгакпа в Ньемо (Центральный Тибет): гибридность и иерархия». В Джейкоби, Сара; Терроне, Антонио (ред.). Буддизм за пределами монастыря: тантрические практики и их исполнители в Тибете и Гималаях . Библиотека тибетских исследований Брилла/PIATS 2003. Vol. 10/12. Лейден: Издательство Brill Academic. ISBN 978-90-04-17600-3 .
- Терроне, Антонио (2010). Bya rog prog zhu, Герб ворона: жизнь и учение bDe chen 'od gsal rdo rje, открывателя сокровищ современного Тибета (доктор философии). Лейденский университет.
- Ван Шайк, Сэм (2004). Приближение к великому совершенству: одновременные и постепенные подходы к практике Дзогчен в «Лонгчен Ньингтиг» Джигме Лингпы . Публикации мудрости. ISBN 0-86171-370-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дхондуп, Янгдон; Пагель, Ульрих; Сэмюэл, Джеффри, ред. (2013). Монашеские и мирские традиции в Северо-Восточном Тибете . Библиотека тибетских исследований Брилла. Том. 33. Лейден: Издательство Brill Academic. ISBN 978-90-04-25569-2 .
- Дордже, Гюрме (2009). Справочник по Тибету (4-е изд.). Ванна: Справочники по следам. ISBN 978-1-906098-32-2 . OCLC 191754549 .
- Ниетупски, Пол Кокот (2011). Монастырь Лабранг: тибетская буддийская община на границах Внутренней Азии и Азии . Исследования современной тибетской культуры. Плимут: Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-6445-7 .
- Сэмюэл, Джеффри (1993). Цивилизованные шаманы: буддизм в тибетских обществах . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.