Тукдам
Просьба объединить историю страницы с Тукдама историей этой страницы. Это действие должен выполнять администратор ( сравнить страницы ) .
Рассмотрите возможность размещения Администраторы : Прежде чем объединять истории страниц, прочтите инструкции в Википедии: Как тщательно исправить перемещения вырезания и вставки . Неправильное слияние истории очень сложно отменить. Также проверьте Википедию: Запросы на слияние истории для возможного объяснения сложных случаев. |
Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
В Ваджраяны традиции [ 1 ] Тукдам . ( тибетский , : ཐུགས་དམ, Wylie: thugs dam་) — посмертное медитативное состояние наблюдаемое у продвинутых практикующих тибетский буддизм Это состояние возникает после клинической смерти, когда тело проявляет минимальные признаки разложения, сохраняя естественный вид в течение нескольких дней или даже недель. Считается, что практикующие находятся в состоянии глубокой медитации . [ 2 ] слияние своего сознания с Ясным Светом , фундаментальной концепцией тибетского буддизма, обозначающей изначальную природу ума и реальности. [ 3 ] Традиция гласит, что тукдам доступен всем людям, но только опытные практики медитации после смерти смогут распознать его и использовать в духовных целях. [ 2 ] Эта традиция стала более популярной среди тибетских изгнанников после того, как Далай-лама XIV призвал к научному исследованию этого вопроса. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Практика тукдам включает в себя пребывание сознания практикующего в медитативном состоянии, известном как «Стадия Ясного Света» после смерти, процесс внутреннего растворения пяти элементов и сознания обратно в Изначальный Свет . [ 4 ] [ 5 ] В этом состоянии человек может провести от минуты до недели, в зависимости от уровня своей реализации . [ 1 ] но только опытные практики медитации, умирая, смогут распознать это и использовать в духовных целях. [ 2 ] Как Согьял Ринпоче описывает это в «Тибетской книге жизни и смерти» :
Реализованный практикующий продолжает придерживаться осознания природы ума в момент смерти и пробуждается в Основном Светоносии , когда оно проявляется. Он или она может даже оставаться в этом состоянии в течение нескольких дней. Некоторые практикующие и мастера умирают, сидя в таком состоянии прямо в течение нескольких дней. Некоторые практикующие и мастера умирают, сидя прямо в позе медитации, а другие – в «позе спящего льва». Помимо их идеальной осанки, будут и другие признаки того, что они покоятся в состоянии Основного Светоносия: их лицо по-прежнему сохраняет определенный цвет и румянец, нос не заваливается внутрь, кожа остается мягкой и эластичной, тело не становится жестким, глаза, как говорят, сохраняют мягкий и сострадательный свет, а в сердце все еще остается тепло. Особое внимание уделяется тому, чтобы к телу мастера не прикасались, и сохраняется тишина до тех пор, пока он или она не выйдет из этого состояния медитации. [ 6 ]
Внешний вид людей, вошедших в тукдам, с тантрической точки зрения [ 1 ] описывается как «сияющая», при этом кожа сохраняет мягкость и эластичность. Выход проявляется тем, что тело начинает разлагаться. [ 2 ]
Культурное и религиозное значение
[ редактировать ]Тукдам имеет глубокое культурное и религиозное значение в тибетском буддизме, символизируя вершину медитативной практики и духовной реализации. Это рассматривается как проявление господства практикующего над разумом и процессом смерти, отражающее его глубокое понимание и опыт природы сознания и реальности. [ 7 ]
В тибетском буддизме смерть рассматривается не как конец, а как переход. Состояние тукдам представляет собой продвинутый уровень духовных достижений, при котором сознание практикующего остается в медитации после клинической смерти, сливаясь с Ясным Светом или Основной Светоносностью . Эта концепция широко обсуждается в тибетских текстах, таких как «Тибетская книга жизни и смерти» Согьяла Ринпоче. В книге описывается, как реализованный практикующий распознает природу ума в момент смерти и пробуждается в Основном Светоносии, оставаясь в этом состоянии в течение нескольких дней. [ 8 ]
Тукдам считается священным и впечатляющим государством, демонстрирующим потенциал буддийских медитативных практик. Он представляет собой яркий пример способности разума преодолевать физическую смерть, служа одновременно вдохновением и наставлением для других практиков. Это явление подчеркивает важность медитации, этического образа жизни и развития мудрости и сострадания — основных принципов тибетского буддизма. [ 8 ]
Более того, тщательно соблюдаются культурные традиции, связанные с тукдамом, чтобы поддержать медитативное состояние умершего практикующего. Тело обычно не беспокоят и не перемещают до тех пор, пока не исчезнут признаки тукдама, что отражает веру в то, что сознание все еще присутствует и активно. Эти практики подчеркивают глубокое уважение и почтение к медитативным достижениям продвинутых практиков. [ 8 ]
Такие книги, как «Смерть и возрождение в тибетском буддизме» Лати Ринпоче и Джеффри Хопкинса , [ 9 ] и «Ум за пределами смерти» Дзогчен Понлоп Ринпоче . [ 10 ] далее исследуйте духовные и философские основы тукдама, подробно описывая процессы и значение посмертной медитации. В этих работах подчеркивается непрерывность сознания и глубокие состояния осознания, которых можно достичь посредством самоотверженной практики. Кроме того, научные исследования и личные отчеты о тукдаме, собранные в Свидетельства тибетского Тулку: исследование среди реинкарнированных буддийских мастеров в изгнании» , книге Дитера Барлохера « [ 11 ] предоставляют бесценную информацию о жизненном опыте и учениях тех, кто достиг этого состояния. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Сознание после смерти – общая метафизическая тема в обществе и культуре.
- Смерть и культура - Роль смерти в нескольких культурах
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Лотт 2023 .
- ^ Jump up to: а б с д Лотт и др. 2021 .
- ^ Донаф Коулман, интервью в Tricycle (2024) .
- ^ «Пересечение: как наука переосмысливает жизнь и смерть» . Нэшнл Географик . 3 марта 2016 года . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ «Бывший Ганден Трипа остается на «Тукдаме» 18 дней» . Фаюл.com . 7 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2018 г.
- ^ Согьял Ринпоче (2002) , стр. 266 .
- ^ Показать (без даты) .
- ^ Jump up to: а б с Согьял Ринпоче (2002) .
- ^ Лати Ринпоче и Хопкинс (1979) .
- ^ Дзогчен Понлоп Ринпоче (2006) .
- ^ Барлохер (1982) .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Аллионе, Цултрим (1986). Женщины Мудрости . Пингвин Аркана. ISBN 0-14-019072-4 .
- Барлохер, Д. (1982). Свидетельства тибетских Тулку: исследование среди реинкарнированных буддийских мастеров в изгнании . Тибет-Институт. ISBN 978-3-7206-0009-5 .
- Дзогчен Понлоп Ринпоче (2006). Разум за пределами смерти . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1-55939-276-1 .
- Джессап, Сара (13 декабря 2022 г.). «Документальный фильм о смерти в Тибете исследует пространство между наукой и верой» . Программа современных тибетских исследований . Колумбийский университет в Нью-Йорке . Проверено 12 июля 2024 г.
- Лати Ринпоче ; Хопкинс, Джеффри (1979). Смерть и возрождение в тибетском буддизме . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-0-09-139321-2 .
- Кирстен, Дордже (3 сентября 2014 г.). «Дуджом Сангюм, Кушо Ригдзин Вангмо входят в «Бандитскую плотину» » . Буддийская дверь Global . Проверено 12 июля 2024 г.
- Льюис, Крейг (21 декабря 2020 г.). «Ка-ньинг Шедруб Линг объявляет о паринирване Цикея Чоклинга Ринпоче» . Буддийская дверь Global . Архивировано из оригинала 26 декабря 2020 года . Проверено 12 июля 2024 г.
- Лотт, Дилан Т.; Еши, Тензин; Норчунг, Н.; Долма, Сонам; и др. (28 января 2021 г.). «Никакой обнаруживаемой электроэнцефалографической активности после клинической констатации смерти среди тибетских буддийских медитаторов в явном Тукдаме, предполагаемом посмертном состоянии медитации» . Границы в психологии . 11 . дои : 10.3389/fpsyg.2020.599190 . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 7876463 . ПМИД 33584435 .
- Лотт, Дилан Т. (21 ноября 2023 г.). «Разве вы не можете сказать по волнам? Видение и аромат в тибетских буддийских эпистемологиях смерти» . Эпистемология «Точки воспламенения», Том 1 . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781003461838-5 . ISBN 978-1-003-46183-8 .
- Пхунцо, Карма (н. д.). «Тукдам: Духовная практика» . Коллекция мандал . Университет Вирджинии . Проверено 14 июля 2024 г.
- Рабтен, Сангай (4 марта 2016 г.). «Церемония Махапаринирваны Его Святейшества Чатрала Сангая Дордже Ринпоче» . Буддийская дверь Global . Проверено 12 июля 2024 г.
- Согьял Ринпоче (2002). Тибетская книга жизни и смерти . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 0-06-250834-2 .
- Томлин, Адель (9 января 2023 г.). «Тукдам: Между мирами» . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Проверено 14 июля 2024 г.
- Трехколесный велосипед (3 марта 2024 г.). «Разговор о Тукдаме с режиссером-документалистом Доной Коулманом» . Трехколесный велосипед: Буддийский обзор . Проверено 12 июля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гуэн, М. (2012). «Сразу после смерти» . Тибетские ритуалы смерти: буддийские погребальные практики . Тейлор и Фрэнсис. п. 15. ISBN 978-1-136-95918-9 .
- Хейл, Том (30 сентября 2021 г.). «Ученые наблюдают за странным «полумертвым» состоянием медитирующих буддийских монахов» . IFLНаука . Проверено 1 июля 2024 г.
- Джексон, Р.Р. (2022). Возрождение: Путеводитель по разуму, карме и космосу в буддийском мире . Шамбала. ISBN 978-0-8348-4424-7 .
- Намдул, Тензин (осень 2019 г.). Содействие идеальной смерти: подходы тибетской медицины и буддизма к смерти и умиранию в сообществе тибетских беженцев на юге Индии (докторская диссертация). Университет Эмори . Проверено 12 июля 2024 г.
- Намдул, Тензин (2021). «Переосмысление смерти: двери к устойчивости и благополучию в практике тибетского буддизма» . Религии . 12 (7): 522. дои : 10.3390/rel12070522 .
- Прюд, Элисон (2019). «Смерть в тибетском буддизме». В Неппере, Тимоти Д.; Брегман, Люси; Готшалк, Мэри (ред.). Смерть и умирание: упражнение по сравнительной философии религии . Международное издательство Спрингер. стр. 125–142. ISBN 978-3-030-19300-3 .
- Томпсон, Эван (2014). Бодрствование, сновидение, бытие: Я и сознание в неврологии, медитации и философии . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-53831-2 .
- Тидвелл, ТЛ (2024 г.). «Жизнь в подвешенном состоянии со смертью: биокультурные онтологии, перцептивные сигналы и биомаркеры тибетского посмертного медитативного состояния тукдам» . Культура, медицина и психиатрия . дои : 10.1007/s11013-023-09844-2 . ПМИД 38393648 .
- Тисо, ФВ (2019). «Методология исследования радужного тела: антропологические и психологические размышления о смерти и умирании». Журнал религии и здоровья . 58 (3): 725–736. дои : 10.1007/s10943-018-0733-9 . ПМИД 30443848 .
- Живкович, ТМ (2010). «Биографический процесс тибетского ламы». Этнос . 75 (2): 171–189. дои : 10.1080/00141841003678767 .
- Живкович, Т. (2013). Смерть и реинкарнация в тибетском буддизме: между телами . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-134-59369-9 .
- Живкович, Т. (2013). «Возвращение из мертвых: оспариваемая преемственность в тибетском буддизме». Смертность . 18 (1): 17–29. дои : 10.1080/13576275.2012.752352 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Углубленная дискуссия с Бери Сонам Вангчук о медитативном состоянии Тугдама на YouTube (на тибетском языке), организованная Radio Free Asia Tibetan . Монах гелуг описывает, как четыре элемента разрушаются во время смерти.
- Полевое исследование практикующих длительную медитацию и медитативное состояние Тукдама после смерти в Университете Висконсина-Мэдисона . В исследовании изучается, как продвинутые тибетские буддисты, медитирующие в штате Тукдам, противостоят телесному разложению после смерти.
- Тукдам: Между мирами на IMDb Университета Висконсина , документальный фильм о проекте Тукдам с участием Далай-ламы и нейробиолога Ричарда Дэвидсона . Режиссер Донаф Коулман обсуждает создание документального фильма « Присутствие в смерти» на сайте Художественного музея Рубина .