Jump to content

Дрогон Чогьял Пхагпа

Дрогон Чогьял Пхагпа, один из пяти патриархов Сакья , первый императорский наставник династии Юань и вице-правитель Тибета.
Сакья Пандита
Сакья Пандита , Кунга Гьялцен Пал Зангпо (1182-1251), носящий высокую красную шляпу, шестой держатель трона Сакья, правнук Кхон Кончог Гьялпо. Сакья Пандита сопровождает его племянник Чогьял Пхагпа.

Дрогон Чогьял Пхагпа ( тибетский : ʼgro mgon Уайли ; : chos rgyal ʼphags pa Китайский : 八思巴 ʼphags pa ; 1235 — 15 декабря 1280), был пятым [ 1 ] лидер школы тибетского Сакья буддизма . Он также был первым императорским наставником династии Юань и одновременно был назначен директором Бюро по делам буддизма и Тибета . [ нужна ссылка ] служил во время правления Хубилай-хана .

Историческая традиция помнит его как первого вице-правителя Тибета при императоре Юань, а также как одного из пяти патриархов Сакья ( тибетский : не Уайли Я : знаю Небесного гонга . Хотя это исторически оспаривается, он сыграл очень важную политическую роль.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Пхагпа родился в Нгари (Западный Тибет) в 1235 году в семье Сонама Гьелцена ( тибетского : , , тибетский Кхон bsod nams rgyal mtshan член рода Сакья ( 1184–1239 ) : འཁོན་ , Уайли :' кхон ), который владел наследственной властью над монастырем Сакья в Цанге , а его матерью была Кунга Кий ( тиб .: Уайли дга'кыд ) : кун . [ 2 ] В Красных Анналах его мать названа Джомо Кончог Кий. [ 3 ] Он был племянником Сакья Пандита (1182–1251), который положил начало отношениям между Сакья и монгольскими завоевателями после их первого вторжения в Тибет в 1240 году.

В 1244 году Сакья Пандит покинул Сакья, чтобы посетить королевский лагерь Годан-хана , сына Угедей-хана , чтобы выступить посредником между монголами и тибетцами. Он привел с собой своих маленьких племянников, десятилетнего Пхагпу и своего брата, шестилетнего Чакну Дордже. По пути они остановились в Лхасе , где Пхагпа принял обеты шраманера в Джоканге перед статуей Джово, предложенной принцессой Вэньчэн , китайской женой Сонгцена Гампо . [ 4 ]

По пути Сакья Пандита читал проповеди и в 1247 году прибыл в лагерь Годана в Лянчжоу , где монгольские войска истребляли ханьских китайцев , бросая их в реку. [ 5 ] В ужасе Сакья Пандит дал религиозные наставления, в частности подчеркнув, что убийство живого существа является одним из худших деяний согласно буддизму. [ 4 ] Он давал принцу религиозные наставления и произвел большое впечатление на двор своей личностью и мощными учениями. Говорят также, что он вылечил Годана от серьезной болезни. [ 6 ]

Взамен Дрогон Чогьел Пхагпа якобы получил «временную власть над 13 мириархиями [ Трикор Чуксум ] Центрального Тибета». [ 7 ] Поскольку мириархии еще не сформировались как территориальная единица, это не может быть вполне правильным. Тибетские историки цитируют письмо, которое Сакья Пандита написал местным лидерам Тибета в 1249 году, где он заявил, что отныне они должны осуществлять управление своими феодальными владениями по согласованию с посланниками Сакья и в соответствии с монгольским законодательством. [ 8 ]

Поступление на службу Хубилай-хану

[ редактировать ]

После смерти Сакья Пандита монгольский правитель Мункэ-хан развернул новые военные кампании против некоторых частей Тибета в 1252–1253 годах. Кроме того, он разделял основные тибетские секты среди правящего клана. Пока он покровительствовал Дрикунг Кагью , Годан Хан защищал Сакью, и существовало еще как минимум девять уделов. Пхагпа и его брат остались в лагере Годана, выучили среднемонгольский язык . и взял монгольскую одежду.

Брат Мункэ, Хубилай, после непродолжительного флирта с чань-буддизмом , нашел тибетский буддизм более привлекательным. В 1253 году он попросил Годана отдать ему Чогьяла Пхагпу, которому тогда было 18 лет. Впоследствии Хубилай был обращен в буддизм его усилиями, и Пхагпа стал его тантрическим гуру в 1258 году. Под влиянием жены Хубилая Чаби их взаимоотношения определились так, что Пхагпа имел приоритет в религиозных вопросах, а Хубилай - в мирских делах. Когда принц получал религиозные наставления от своего ламы, последний садился на более высокое место, в то время как Хубилай сидел выше Пхагпы, когда вел придворные дела. Пхагпа еще больше укрепил свои позиции, победив своих даосских противников в больших дебатах в недавно построенном Хубилаем городе Кайпин в 1258 году. [ 9 ]

Вскоре после этого Хубилай-хан пришел к власти в результате борьбы за престол после смерти своего брата Мункэ в 1259 году. Таким образом, он стал каганом, правителем монголов; позже он стал императором Китая . Пхагпа поддержал нового лорда, представив его чакравартином или универсальным правителем. [ 10 ] Хубилай-хан, в свою очередь, назначил Чогьяла Пхагпу императорским наставником в 1260 году, когда он был провозглашен хаганом . Согласно монгольским источникам, Пхагпа был первым, кто «инициировал политическую теологическую политику отношений между государством и религией в тибето-монгольском буддийском мире». [ 4 ] [ 11 ] — то есть он разработал концепцию отношений священника и покровителя . При поддержке Хубилай-хана Чогьял Пхагпа утвердился и стал выдающейся политической силой в Тибете.

Разработка сценария Пхагпа

[ редактировать ]

Хубилай-хан поручил Чогьялу Пхагпе разработать новую систему письма , чтобы унифицировать письменность многоязычного юаньского Китая. Пхагпа модифицировал тибетский алфавит , чтобы создать свой сценарий «Пхагс па» , который был завершен в 1269 году. [ 12 ] Хубилай-хан решил использовать письмо Пхагс-па в качестве официальной системы письма империи, в том числе, когда он стал императором Китая в 1271 году, вместо китайских иероглифов или староуйгурского алфавита, ранее использовавшегося для монгольского языка. [ 4 ] Однако он столкнулся с серьезным сопротивлением и трудностями при попытке продвижения этого сценария и так и не достиг своей первоначальной цели. В результате этим шрифтом было написано лишь небольшое количество текстов, а большинство (включая большинство официальных документов) по-прежнему было написано китайскими идеограммами или уйгурским алфавитом. [ 13 ] Этот сценарий вышел из употребления после краха юаня в 1368 году. [ 4 ] [ 14 ] Этот сценарий использовался около столетия и, как полагают, повлиял на развитие хангыля .

В дневниках Пхагпы за 1271 год упоминается иностранный друг Хубилай-хана, который, вполне возможно, был одним из старших Поло или даже Марко Поло , хотя, к сожалению, имя не приводится. [ 15 ]

Создание административной системы Сакья-Юань.

[ редактировать ]
Тибет в рамках династии Юань находился в ведении отдела высшего уровня, известного как Бюро по делам буддизма и Тибета (Сюаньчжэн Юань).

Союз сакья-монголов был крепок, и резиденцией ( Wylie : grwa sa или gdan sa ) сакья стала столица Тибета. Согласно более поздней историографии, Хубилай-хан (основавший династию Юань в 1271 году) подарил Пхагпе три чолки или региона Тибета ( У-Цанг , Амдо и Кхам ) в качестве награды за посвящение в буддийскую веру. [ 16 ] Дарение должно было состояться в 1253 году. Однако недавние исследования опровергли эту традицию. Как упоминалось выше, в 1251 году брат и предшественник Хубилая Мункэ-хан разделил Центральный Тибет на уделы, подчинявшиеся различным монгольским князьям. В следующем году он издал указ, в котором говорилось, что основными буддийскими заповедями, которым следует следовать в Тибете, должны быть заповеди Сакья. [ 17 ] Около 1260 г. удельная система была отменена, и Пхагпа, получив титул государственного наставника (Гоши), был признан верховным главой буддийского духовенства.

В 1264 году Хубилай-хан учредил Бюро по делам буддизма и Тибета . Примерно в то же время Пхагпа был отправлен из двора в Тибет, чтобы убедить местных лидеров принять введение монгольской администрации. Это был его первый визит на родину с детства. [ 18 ] Пхагпа получил новый титул императорского наставника (Диши) в 1270 году, отчасти в награду за изобретение письменности Пхагпа. Таким образом, ожидалось, что он будет оставаться рядом с императором и иметь первостепенное влияние на Бюро по делам буддизма и Тибета. Его указы имели вес императорского двора, который давал ему сильную власть в делах Тибета.

Однако Пхагпа в основном проживал в Линтао в Ганьсу и, очевидно, имел бессистемные контакты с императором. Он освободил этот пост к 1274 году и вернулся в Сакья, оставив титул своему брату Ринчену Гьялцену . [ 19 ]

Хубилай-хан сделал другого брата Пхагпы, Чакну Дордже, наместником Тибета в 1264 году. Однако он умер в 1267 году, и в течение многих лет новый наместник не назначался. [ 20 ] За его безвременной кончиной последовало восстание под руководством Дрикунг Кагью, главных противников Сакья. Хубилай-хан направил в Тибет карательный отряд, который к 1268 году подавил восстание. [ 21 ]

Временное управление Тибетом фактически находилось в руках чиновников из Сакья, известных как дпон-чен или пёнчен . Их функции были определены следующим образом: «Он управляет по приказу ламы и по поручению императора. Он защищает два закона (религиозный и гражданский) и поддерживает спокойствие в королевстве и процветание религии». [ 22 ] Дпон -чен , ответственный за Центральный Тибет, находился в Сакья с ок. 1264. Установление монгольского правления началось примерно в 1268-69 гг., когда была проведена перепись населения и создана монгольская административная структура. К этому времени Центральный Тибет был разделен на 13 трикоров , обычно переводимых на английском языке как «мириархии», каждый из которых подчинялся местному правителю по имени Трипон . Тем временем другие дпон-чены Сакья проживали в Конгё в Дото (Кхам) и Лингцанге в Дома (Амдо). [ 23 ] Дпон -чен Ю-Цанга в этот период были:

  • Шакья Зангпо (ок. 1264–1270)
  • Кунга Зангпо (ок. 1270–1275)
  • Чжанцунь (ок. 1275-?)
  • Чукпо Гангкарва (?-1280)

Последние годы и смерть

[ редактировать ]

Пхагпа и его преемники на посту сакья-лам не были буквально наместниками Юаня, хотя они находились в центре административной системы Юань в Тибете. Более того, после Пхагпы кабинеты Императорского Наставника и Сакья Тризина были строго разделены. В то время как более поздние хроники изображают Пхагпу и его преемников правящими 13 мириархиями и, в расширенном смысле, тремя чилками , [ 24 ] Власть Сакья Тризина ограничивалась духовными делами. Учитывая первостепенную важность буддийской религиозной иерархии в Тибете, это все равно давало ему определенное влияние.

Пхагпа провел свои последние годы в Тибете, где был занят укреплением власти Сакья-Юаня над все еще неспокойной страной. В 1277 году он созвал Генеральную конференцию буддийских иерархов, имеющих как духовные, так и политические взгляды. Он умер во дворце Лхакханг в Сакья 15 декабря 1280 года. Ходили необоснованные слухи, что он был отравлен бывшим пёнченом Кунга Зангпо, которого он уволил несколько лет назад за своевольное поведение. Это привело к вооруженному вмешательству армии монголов и тибетцев Амдо в следующем году, что привело к казни Кунга Зангпо и усилению монгольского военного присутствия в Тибете. [ 25 ] [ 26 ]

Система просуществовала примерно до середины 14 века. Во время правления 14-го Сакья Тризина , ламы Дампы Сонама Гьялцена , мириарх Тай Ситу Чангчуб Гьялцен из династии Пхагмодрупа начал расширять свою власть в центральной провинции У, ознаменовав «начало конца периода власти Сакья в Центральный Тибет». [ 27 ] [ 28 ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]

Пхагпу играет Джеймс Хонг в мини-сериале 1982 года «Марко Поло» . В сериале он ошибочно изображен живым в момент отъезда Марко Поло из Китая в 1293 году.

Переводы

[ редактировать ]

Чогьял Пхагпа: Гуру Императора (серия Сакья Конгма, книга 5). Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2014).

Совет Хубилай-хану: письма тибетского монаха Чогьяла Пхагпы Хубилай-хану и его двору. Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2015).

При дворе Хубилай-хана: сочинения тибетского монаха Чогьяла Пхагпы. Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2016).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Традиция Сакья: Дрогон Чогьял Пхагпа» . www.hhthesakyatrizin.org . Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 г. Проверено 1 июля 2017 г.
  2. ^ Таунсенд, Доминик. «Пакпа Лодро Гьелцен» . Проверено 15 февраля 2016 г.
  3. ^ Сёдзю Инаба (1963) «Происхождение Саскья па: глава Красных Анналов», Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко 22, стр. 108.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Томас Лэрд (2006) История Тибета: беседы с Далай-ламой , стр. 114–117. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1 .
  5. ^ Цепон В.Д. Шакабпа (1967) Тибет: политическая история . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, стр. 63.
  6. ^ Тубтен Джигме Норбу и Колин Тернбулл (1969) Тибет: его история, религия и люди .
  7. ^ Цепон В.Д. Шакабпа (1967) с. 63.
  8. ^ Лучано Петех (1990) Центральный Тибет и монголы: период Юань-Са Скьяпа в истории Тибета . Рим, с. 9. Есть некоторые вопросы по поводу подлинности письма, которое Сакья Пандит написал тибетцам; см. Дэвид П. Джексон (1987) «Письмо Саскья Пандита тибетцам» .
  9. ^ Моррис Россаби (1988) Хубилай Хан: Его жизнь и времена . Беркли, с. 41-2.
  10. ^ Мэтью Капштейн (2006) Тибетцы . Оксфорд, с. 112.
  11. ^ FW Mote (1999) Императорский Китай 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета, стр. 501
  12. ^ Дэниелс, Питер Т .; Брайт, Уильям , ред. (8 февраля 1996 г.). Мировые системы письменности . Нью-Йорк , Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . п. 437. ИСБН  0195079930 . LCCN   95002247 . ОСЛК   254503333 . ОЛ   1271034М . ЛЦК   П211.W714 1996г .
  13. ^ Моррис Россаби (1988) с. 158
  14. ^ Мода 2003 , с. 501.
  15. ^ Петр Клафковски (1977). «История буддизма в Монголии — предварительный обзор», буддийские исследования. Журнал факультета буддийских исследований Делийского университета. Май 1977 г., с. 28 и примечание.
  16. ^ Георгий Рерих (1976) Голубые анналы . Дели: Мотилал Банарсидасс, с. 216.
  17. ^ Лучано Петеч (1990), стр. 10-2.
  18. ^ Моррис Россаби (1988) с. 143
  19. ^ Лучано Петеч (1990), стр. 16-23.
  20. ^ Лучано Петех (1990) с. 20.
  21. ^ Моррис Россаби (1988) с. 144.
  22. ^ Лучано Петех (1990) с. 44.
  23. ^ Лучано Петеч (1990), стр. 43-61.
  24. ^ Джузеппе Туччи (1949) Тибетские раскрашенные свитки . Рим 1949, Том. II, с. 651.
  25. ^ Лучано Петеч (1990), стр. 24-5.
  26. ^ «кун дга бзанг по» . Ресурсный центр Тибетского буддизма . Проверено 20 июня 2015 г.
  27. ^ Сандра Пенни-Димри (1995) «Происхождение Его Святейшества Сакья Тризина Нгаванг-Кунги», The Tibet Journal , Vol. ХХ Нет. 4, зима 1995 г., с. 71-73.
  28. ^ Цепон В.Д. Шакабпа 1967 , с. 86.
Предшественник Сакья-лама Тибета
( Господство Юаня )

1260–1280
Преемник
Предшественник
никто
Тибетский императорский наставник
1270–1274
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3a30384e43fcadf1ee16c2129dc1843__1719096240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/43/b3a30384e43fcadf1ee16c2129dc1843.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Drogön Chögyal Phagpa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)