Дрогон Чогьял Пхагпа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |

Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |

Дрогон Чогьял Пхагпа ( тибетский : ʼgro mgon Уайли ; : chos rgyal ʼphags pa Китайский : 八思巴 ʼphags pa ; 1235 — 15 декабря 1280), был пятым [ 1 ] лидер школы тибетского Сакья буддизма . Он также был первым императорским наставником династии Юань и одновременно был назначен директором Бюро по делам буддизма и Тибета . [ нужна ссылка ] служил во время правления Хубилай-хана .
Историческая традиция помнит его как первого вице-правителя Тибета при императоре Юань, а также как одного из пяти патриархов Сакья ( тибетский : не Уайли Я : знаю Небесного гонга . Хотя это исторически оспаривается, он сыграл очень важную политическую роль.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Пхагпа родился в Нгари (Западный Тибет) в 1235 году в семье Сонама Гьелцена ( тибетского : , , тибетский Кхон bsod nams rgyal mtshan член рода Сакья ( 1184–1239 ) : འཁོན་ , Уайли :' кхон ), который владел наследственной властью над монастырем Сакья в Цанге , а его матерью была Кунга Кий ( тиб .: Уайли дга'кыд ) : кун . [ 2 ] В Красных Анналах его мать названа Джомо Кончог Кий. [ 3 ] Он был племянником Сакья Пандита (1182–1251), который положил начало отношениям между Сакья и монгольскими завоевателями после их первого вторжения в Тибет в 1240 году.
В 1244 году Сакья Пандит покинул Сакья, чтобы посетить королевский лагерь Годан-хана , сына Угедей-хана , чтобы выступить посредником между монголами и тибетцами. Он привел с собой своих маленьких племянников, десятилетнего Пхагпу и своего брата, шестилетнего Чакну Дордже. По пути они остановились в Лхасе , где Пхагпа принял обеты шраманера в Джоканге перед статуей Джово, предложенной принцессой Вэньчэн , китайской женой Сонгцена Гампо . [ 4 ]
По пути Сакья Пандита читал проповеди и в 1247 году прибыл в лагерь Годана в Лянчжоу , где монгольские войска истребляли ханьских китайцев , бросая их в реку. [ 5 ] В ужасе Сакья Пандит дал религиозные наставления, в частности подчеркнув, что убийство живого существа является одним из худших деяний согласно буддизму. [ 4 ] Он давал принцу религиозные наставления и произвел большое впечатление на двор своей личностью и мощными учениями. Говорят также, что он вылечил Годана от серьезной болезни. [ 6 ]
Взамен Дрогон Чогьел Пхагпа якобы получил «временную власть над 13 мириархиями [ Трикор Чуксум ] Центрального Тибета». [ 7 ] Поскольку мириархии еще не сформировались как территориальная единица, это не может быть вполне правильным. Тибетские историки цитируют письмо, которое Сакья Пандита написал местным лидерам Тибета в 1249 году, где он заявил, что отныне они должны осуществлять управление своими феодальными владениями по согласованию с посланниками Сакья и в соответствии с монгольским законодательством. [ 8 ]
Поступление на службу Хубилай-хану
[ редактировать ]После смерти Сакья Пандита монгольский правитель Мункэ-хан развернул новые военные кампании против некоторых частей Тибета в 1252–1253 годах. Кроме того, он разделял основные тибетские секты среди правящего клана. Пока он покровительствовал Дрикунг Кагью , Годан Хан защищал Сакью, и существовало еще как минимум девять уделов. Пхагпа и его брат остались в лагере Годана, выучили среднемонгольский язык . и взял монгольскую одежду.
Брат Мункэ, Хубилай, после непродолжительного флирта с чань-буддизмом , нашел тибетский буддизм более привлекательным. В 1253 году он попросил Годана отдать ему Чогьяла Пхагпу, которому тогда было 18 лет. Впоследствии Хубилай был обращен в буддизм его усилиями, и Пхагпа стал его тантрическим гуру в 1258 году. Под влиянием жены Хубилая Чаби их взаимоотношения определились так, что Пхагпа имел приоритет в религиозных вопросах, а Хубилай - в мирских делах. Когда принц получал религиозные наставления от своего ламы, последний садился на более высокое место, в то время как Хубилай сидел выше Пхагпы, когда вел придворные дела. Пхагпа еще больше укрепил свои позиции, победив своих даосских противников в больших дебатах в недавно построенном Хубилаем городе Кайпин в 1258 году. [ 9 ]
Вскоре после этого Хубилай-хан пришел к власти в результате борьбы за престол после смерти своего брата Мункэ в 1259 году. Таким образом, он стал каганом, правителем монголов; позже он стал императором Китая . Пхагпа поддержал нового лорда, представив его чакравартином или универсальным правителем. [ 10 ] Хубилай-хан, в свою очередь, назначил Чогьяла Пхагпу императорским наставником в 1260 году, когда он был провозглашен хаганом . Согласно монгольским источникам, Пхагпа был первым, кто «инициировал политическую теологическую политику отношений между государством и религией в тибето-монгольском буддийском мире». [ 4 ] [ 11 ] — то есть он разработал концепцию отношений священника и покровителя . При поддержке Хубилай-хана Чогьял Пхагпа утвердился и стал выдающейся политической силой в Тибете.
Разработка сценария Пхагпа
[ редактировать ]Хубилай-хан поручил Чогьялу Пхагпе разработать новую систему письма , чтобы унифицировать письменность многоязычного юаньского Китая. Пхагпа модифицировал тибетский алфавит , чтобы создать свой сценарий «Пхагс па» , который был завершен в 1269 году. [ 12 ] Хубилай-хан решил использовать письмо Пхагс-па в качестве официальной системы письма империи, в том числе, когда он стал императором Китая в 1271 году, вместо китайских иероглифов или староуйгурского алфавита, ранее использовавшегося для монгольского языка. [ 4 ] Однако он столкнулся с серьезным сопротивлением и трудностями при попытке продвижения этого сценария и так и не достиг своей первоначальной цели. В результате этим шрифтом было написано лишь небольшое количество текстов, а большинство (включая большинство официальных документов) по-прежнему было написано китайскими идеограммами или уйгурским алфавитом. [ 13 ] Этот сценарий вышел из употребления после краха юаня в 1368 году. [ 4 ] [ 14 ] Этот сценарий использовался около столетия и, как полагают, повлиял на развитие хангыля .
В дневниках Пхагпы за 1271 год упоминается иностранный друг Хубилай-хана, который, вполне возможно, был одним из старших Поло или даже Марко Поло , хотя, к сожалению, имя не приводится. [ 15 ]
Создание административной системы Сакья-Юань.
[ редактировать ]
Союз сакья-монголов был крепок, и резиденцией ( Wylie : grwa sa или gdan sa ) сакья стала столица Тибета. Согласно более поздней историографии, Хубилай-хан (основавший династию Юань в 1271 году) подарил Пхагпе три чолки или региона Тибета ( У-Цанг , Амдо и Кхам ) в качестве награды за посвящение в буддийскую веру. [ 16 ] Дарение должно было состояться в 1253 году. Однако недавние исследования опровергли эту традицию. Как упоминалось выше, в 1251 году брат и предшественник Хубилая Мункэ-хан разделил Центральный Тибет на уделы, подчинявшиеся различным монгольским князьям. В следующем году он издал указ, в котором говорилось, что основными буддийскими заповедями, которым следует следовать в Тибете, должны быть заповеди Сакья. [ 17 ] Около 1260 г. удельная система была отменена, и Пхагпа, получив титул государственного наставника (Гоши), был признан верховным главой буддийского духовенства.
В 1264 году Хубилай-хан учредил Бюро по делам буддизма и Тибета . Примерно в то же время Пхагпа был отправлен из двора в Тибет, чтобы убедить местных лидеров принять введение монгольской администрации. Это был его первый визит на родину с детства. [ 18 ] Пхагпа получил новый титул императорского наставника (Диши) в 1270 году, отчасти в награду за изобретение письменности Пхагпа. Таким образом, ожидалось, что он будет оставаться рядом с императором и иметь первостепенное влияние на Бюро по делам буддизма и Тибета. Его указы имели вес императорского двора, который давал ему сильную власть в делах Тибета.
Однако Пхагпа в основном проживал в Линтао в Ганьсу и, очевидно, имел бессистемные контакты с императором. Он освободил этот пост к 1274 году и вернулся в Сакья, оставив титул своему брату Ринчену Гьялцену . [ 19 ]
Хубилай-хан сделал другого брата Пхагпы, Чакну Дордже, наместником Тибета в 1264 году. Однако он умер в 1267 году, и в течение многих лет новый наместник не назначался. [ 20 ] За его безвременной кончиной последовало восстание под руководством Дрикунг Кагью, главных противников Сакья. Хубилай-хан направил в Тибет карательный отряд, который к 1268 году подавил восстание. [ 21 ]
Временное управление Тибетом фактически находилось в руках чиновников из Сакья, известных как дпон-чен или пёнчен . Их функции были определены следующим образом: «Он управляет по приказу ламы и по поручению императора. Он защищает два закона (религиозный и гражданский) и поддерживает спокойствие в королевстве и процветание религии». [ 22 ] Дпон -чен , ответственный за Центральный Тибет, находился в Сакья с ок. 1264. Установление монгольского правления началось примерно в 1268-69 гг., когда была проведена перепись населения и создана монгольская административная структура. К этому времени Центральный Тибет был разделен на 13 трикоров , обычно переводимых на английском языке как «мириархии», каждый из которых подчинялся местному правителю по имени Трипон . Тем временем другие дпон-чены Сакья проживали в Конгё в Дото (Кхам) и Лингцанге в Дома (Амдо). [ 23 ] Дпон -чен Ю-Цанга в этот период были:
- Шакья Зангпо (ок. 1264–1270)
- Кунга Зангпо (ок. 1270–1275)
- Чжанцунь (ок. 1275-?)
- Чукпо Гангкарва (?-1280)
Последние годы и смерть
[ редактировать ]Пхагпа и его преемники на посту сакья-лам не были буквально наместниками Юаня, хотя они находились в центре административной системы Юань в Тибете. Более того, после Пхагпы кабинеты Императорского Наставника и Сакья Тризина были строго разделены. В то время как более поздние хроники изображают Пхагпу и его преемников правящими 13 мириархиями и, в расширенном смысле, тремя чилками , [ 24 ] Власть Сакья Тризина ограничивалась духовными делами. Учитывая первостепенную важность буддийской религиозной иерархии в Тибете, это все равно давало ему определенное влияние.
Пхагпа провел свои последние годы в Тибете, где был занят укреплением власти Сакья-Юаня над все еще неспокойной страной. В 1277 году он созвал Генеральную конференцию буддийских иерархов, имеющих как духовные, так и политические взгляды. Он умер во дворце Лхакханг в Сакья 15 декабря 1280 года. Ходили необоснованные слухи, что он был отравлен бывшим пёнченом Кунга Зангпо, которого он уволил несколько лет назад за своевольное поведение. Это привело к вооруженному вмешательству армии монголов и тибетцев Амдо в следующем году, что привело к казни Кунга Зангпо и усилению монгольского военного присутствия в Тибете. [ 25 ] [ 26 ]
Система просуществовала примерно до середины 14 века. Во время правления 14-го Сакья Тризина , ламы Дампы Сонама Гьялцена , мириарх Тай Ситу Чангчуб Гьялцен из династии Пхагмодрупа начал расширять свою власть в центральной провинции У, ознаменовав «начало конца периода власти Сакья в Центральный Тибет». [ 27 ] [ 28 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Пхагпу играет Джеймс Хонг в мини-сериале 1982 года «Марко Поло» . В сериале он ошибочно изображен живым в момент отъезда Марко Поло из Китая в 1293 году.
Переводы
[ редактировать ]Чогьял Пхагпа: Гуру Императора (серия Сакья Конгма, книга 5). Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2014).
Совет Хубилай-хану: письма тибетского монаха Чогьяла Пхагпы Хубилай-хану и его двору. Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2015).
При дворе Хубилай-хана: сочинения тибетского монаха Чогьяла Пхагпы. Перевод Кристофера Уилкинсона (CreateSpace, 2016).
См. также
[ редактировать ]- Тибет под властью Юаня
- Бюро по делам буддизма и Тибета
- История Тибета
- Монгольское завоевание Тибета
- Отношения покровителя и священника
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Традиция Сакья: Дрогон Чогьял Пхагпа» . www.hhthesakyatrizin.org . Архивировано из оригинала 26 декабря 2017 г. Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Таунсенд, Доминик. «Пакпа Лодро Гьелцен» . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Сёдзю Инаба (1963) «Происхождение Саскья па: глава Красных Анналов», Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко 22, стр. 108.
- ^ Jump up to: а б с д и Томас Лэрд (2006) История Тибета: беседы с Далай-ламой , стр. 114–117. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа (1967) Тибет: политическая история . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, стр. 63.
- ^ Тубтен Джигме Норбу и Колин Тернбулл (1969) Тибет: его история, религия и люди .
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа (1967) с. 63.
- ^ Лучано Петех (1990) Центральный Тибет и монголы: период Юань-Са Скьяпа в истории Тибета . Рим, с. 9. Есть некоторые вопросы по поводу подлинности письма, которое Сакья Пандит написал тибетцам; см. Дэвид П. Джексон (1987) «Письмо Саскья Пандита тибетцам» .
- ^ Моррис Россаби (1988) Хубилай Хан: Его жизнь и времена . Беркли, с. 41-2.
- ^ Мэтью Капштейн (2006) Тибетцы . Оксфорд, с. 112.
- ^ FW Mote (1999) Императорский Китай 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета, стр. 501
- ^ Дэниелс, Питер Т .; Брайт, Уильям , ред. (8 февраля 1996 г.). Мировые системы письменности . Нью-Йорк , Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . п. 437. ИСБН 0195079930 . LCCN 95002247 . ОСЛК 254503333 . ОЛ 1271034М . ЛЦК П211.W714 1996г .
- ^ Моррис Россаби (1988) с. 158
- ^ Мода 2003 , с. 501.
- ^ Петр Клафковски (1977). «История буддизма в Монголии — предварительный обзор», буддийские исследования. Журнал факультета буддийских исследований Делийского университета. Май 1977 г., с. 28 и примечание.
- ^ Георгий Рерих (1976) Голубые анналы . Дели: Мотилал Банарсидасс, с. 216.
- ^ Лучано Петеч (1990), стр. 10-2.
- ^ Моррис Россаби (1988) с. 143
- ^ Лучано Петеч (1990), стр. 16-23.
- ^ Лучано Петех (1990) с. 20.
- ^ Моррис Россаби (1988) с. 144.
- ^ Лучано Петех (1990) с. 44.
- ^ Лучано Петеч (1990), стр. 43-61.
- ^ Джузеппе Туччи (1949) Тибетские раскрашенные свитки . Рим 1949, Том. II, с. 651.
- ^ Лучано Петеч (1990), стр. 24-5.
- ^ «кун дга бзанг по» . Ресурсный центр Тибетского буддизма . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Сандра Пенни-Димри (1995) «Происхождение Его Святейшества Сакья Тризина Нгаванг-Кунги», The Tibet Journal , Vol. ХХ Нет. 4, зима 1995 г., с. 71-73.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа 1967 , с. 86.
Ссылки
[ редактировать ]- Моут, Фредерик В. (2003). Императорский Китай 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01212-7 .
- Коблин, В. Саут (2007). Справочник по китайскому языку Phags-Pa . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-3000-7 .
- Цепон В. Д. Шакабпа (1967). Тибет: политическая история . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-9611474-1-9 .