Тай Ситу Чангчуб Гьялцен
Тай Ситу Чангчуб Гьялцен | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Цзянцюй Гьялцен | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
Традиционный китайский | Сонгчо Гьялцен | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Тай Ситу Бьянчуб Ргьялцен | ||
|
Тай Ситу Чангчуб Гьялцен ( тибетский : тай си ту бьянг чуб rgyal mtshan , Уайли : ta'i si tu byang chub rgyal mtshan ; Китайский : 大司徒絳曲堅贊 ) [1] (1302 – 21 ноября 1364 г. [а] ) был основателем династии Пхагмодрупа , пришедшей на смену монголами поддерживаемой династии Сакья , положившей конец правлению Юаня в Тибете . Он правил большей частью Тибета как дези (регент) с 1354 по 1364 год (альт. 1371, 1373 или 1374 годы). Как законодатель, политик и религиозный покровитель, он создал наследие, которое длилось столетия.
Имя
[ редактировать ]Тай Ситу — это тибетская транскрипция термина Да Ситу (大司徒) с китайского, означающего «великий Ситу» , относящегося к должностному лицу или администратору. Его также иногда называли 松秋堅贊 по-китайски. [1]
Юность Чангчуба Гьялцена
[ редактировать ]Обитель Пхагмодру, расположенная на северном берегу реки Цангпо , была основана Пхагмо Другпа Дордже Гьялпо (1110–1170), который положил начало подразделу Кагью школы буддизма . После его смерти в конце XII века на этом месте возник монастырь Тель. [2] В настоящее время он находится в руинах. Монастырем управляли члены знатного рода Ланг, чья родословная восходит к древним временам. [3] В период Сакья, когда Тибетом правили регенты пончен ( дпон-чен ) под властью монголов ( юаней ), Центральный Тибет был разделен на тринадцать мириархий. Одним из них был Пхагмодру с дворцом Недонг в центре; его возглавлял лорд семьи Ланг, носивший титул трипон (мириарх). Пхагмодру какое-то время был союзником Ильханства ( 1256–1335/1353) в Персии , но его позиции были сильно ослаблены вмешательством Хубилай-хана , Великого хана, основавшего династию Юань (1271–1368). [4] Чангчуб Гьялцен родился в семье Ланг в 1302 году в семье Ринчена Кьяба и его второй жены Трамон Бумкьи. [5] В возрасте девяти лет он был посвящен в монахи и познакомился с буддийским учением ламой Лхакангпа. Чангчуб Гьялцен был особенно предан поклонению божеству Хаягриве . В четырнадцать лет он отправился в монастырь Сакья. [6] Хотя изначально он хотел продолжить церковную карьеру, его наставник убедил его, что из него выйдет отличный администратор.
Лорд мириархии Пхагмодру
[ редактировать ]В 1322 году его дядя Гьялцен Кьяб, правитель Пхагмодру, был свергнут из-за некомпетентности. На эту должность был назначен Чангчуб Гьялцен, получивший печать с головой тигра от великого хана Сидибалы . Новый трипон расширил дворец Недонг и окружил его большой стеной. Через близлежащую реку Шам был построен мост. Трипон позаботился о том , чтобы править в соответствии с буддийскими принципами, и приказал своим слугам избегать употребления алкоголя и послеобеденного приема пищи. [7] Он окружил себя молодыми талантливыми людьми и начал восстанавливать состояние Пхагмодру. Поместье Язанг было яблоком раздора, поскольку ранее оно вышло из-под власти Пхагмодру. Стремление вернуть Язанга раздражало режим Сакья, который прибегнул к хитрости. Чиновник Сакья по имени Вангтсон захватил Чангчуба Гьялцена на банкете в 1336 году и потребовал, чтобы он уступил власть над Пхагмудру поддельному «двоюродному брату». Заключенный отказался сдаться, несмотря на жестокое обращение, и был освобожден через три месяца. [8] В 1346 г. произошли новые бои между Пхагмодру и Язангом, и последний в конечном итоге был отброшен. Теперь пончен Гьялва Зангпо организовал встречу у моста, но в середине обсуждения схватил Чангчуба Гьялцена. Затем войска Сакья привели своего пленника к дворцу Недонг и потребовали его сдачи. Однако слуги Чангчуба Гьялцена отказались уступить это место, и пленника подвергли пыткам и вернули в Сакья. [9] Когда Чангчуб Гьялцен вошел в Сакью, люди облили его грязью, и комок попал ему в рот. Затем он, как сообщается, прокомментировал: «Теперь я ем грязь Сакья - скоро я буду есть саму Сакья». [10]
Приход к власти в Центральном Тибете
[ редактировать ]После нескольких месяцев заключения неожиданное событие вызвало переворот в союзах. Гьялва Зангпо услышал, что великий хан Тогхон Темур заменит его на посту пончена амбициозным Вангтсоном. Поэтому он заключил союз с Чангчубом Гьялценом, которому разрешили вернуться в его поместье. Вскоре после этого Вангтсон взял на себя управление Центральным Тибетом и собрал тибетских и монгольских солдат для нападения на Пхагмодру. Несмотря на численное превосходство, войска Чангчуба Гьялцена отразили атаки Сакья и начали оккупировать спорные соседние территории. В 1349 году большая часть У (Восточно-Центральный Тибет) находилась в руках Чангчуба Гьялцена, включая Лхасу . Четыре года спустя, в 1353 году, была предпринята последняя крупная попытка остановить продвижение Пхагмодру. Коалиция Сакья, Дригунг , Язанг и Нангпа атаковала позиции Чангчуба Гьялцена, но была вынуждена отступить. Следующий 1354 год стал решающим. К настоящему времени режим Сакья сильно раскололся. Гьялва Зангпо, который вернул себе пончен -корабль в ок. 1350 г., подвергся сильному давлению со стороны войск Нангпы и в отчаянии попросил Чангчуба Гьялцена «поддерживать закон». Другими словами, Пхагмодру теперь считался ответственным за закон и порядок даже в Цанге. Чангчуб Гьялцен отправил большую армию под командованием Ринчена Зангпо. Войска Пхагмодру разгромили Нангпу при переходе вброд реку Шабчу, а затем двинулись на Сакья. [11] Прежде чем было сделано что-то большее, боевые действия были прекращены. Однако отныне администрация Сакья управляла только своей основной землей. [12] Как следствие, большая часть Цанга (Западно-Центральный Тибет) перешла под власть режима Чангчуба Гьялцена, Пхагмодрупы. [13] Печати посвящения различным феодалам давались только с одобрения Чангчуба Гьялцена. В тибетской историографии обычно выделяют 1354 год как год прихода Пхагмодрупы к власти в Центральном Тибете; однако на самом деле это был долгий процесс, который потребовал еще нескольких лет переговоров и мелких драк. [14]
Через два года после этих событий пончен Гьялва Зангпо был арестован главным настоятелем Лотро Гьялценом . Чангчуб Гьялцен снова вмешался в дела Сакья, на этот раз мирным путем. Он созвал мирную конференцию, на которой присутствовал лама Дампа Сонам Гьялцен , уважаемый лама Сакья. В результате элита Сакья была вынуждена освободить Гьялву Зангпо. [15] Гьялва Зангпо потерял свой престиж и формально подчинился Чангчубу Гьялцену. В 1357 году дальнейшие внутренние раздоры разрушили Сакья. Выдающийся лама Кунпангпа был убит при невыясненных обстоятельствах, а пончен также умер Гьялва Зангпо, предположительно убитый экспонченом Вангтсоном. Это дало Чангчубу Гьялцену отличный повод вмешаться. В 1358 году он созвал конференцию в Сакья для урегулирования дел Центрального Тибета. Хотя результаты встречи оказались не совсем удовлетворительными, он оставил в Сакье гарнизон. [16] Войска из Лхаце под командованием экспончена Вангтсона создали проблемы, но были быстро разбиты войсками Сакья и Пхагмодру, Вангтсон был заключен в тюрьму, а 464 его человека были ослеплены. [17] Этой безжалостной победой была подтверждена власть нового режима. [18] Тем не менее, из автобиографии Чангчуба Гьялцена ясно, что он сталкивался с некоторым противодействием, по крайней мере, до 1361 года, и что Сакья все еще считался высшим де-юре , если не фактически. [19] В любом случае Чангчуб Гьялцен выделялся как фактический правитель Центрального Тибета ближе к концу своей жизни - за несколько лет до того, как династия Мин в Китае в 1368 году утвердилась . Центральный Китай был разрушен восстаниями после 1354 года, так что великий хан У династии Юань было мало времени на дела Тибета. Новый правитель и его преемники будут управлять Тибетом независимо более восьмидесяти лет, пока его не сменит Ринпунгпа . Это был своего рода золотой век в истории средневекового Тибета благодаря относительному внутреннему миру и великим культурным достижениям.
Бесспорный правитель
[ редактировать ]Как правитель Чангчуб Гьялцен стремился возродить славу Тибетской империи Сонгцен Гампо . По сути, новый регент утвердил независимость Тибета от монгольской династии Юань и не обращал особого внимания на разваливающийся монгольский двор. Таким образом, он возродил дресс-код старого тибетского двора, в то время как старая монгольская придворная одежда была отвергнута. На практике монголы и монголизированные тибетцы были лишены позиций политической власти. Однако он никогда не отказывался от номинального правления монголов и принял от великого хана в 1357 году титул Тай Ситу (Великий наставник). [20] Посольство было отправлено в Даду ( Пекин ) в 1360 году и вернулось через два года. Император Тогон Темур хорошо понимал сильную позицию Чангчуба Гьялцена и с готовностью издал указ, подтверждающий его позицию. [21] Лично он отказался принимать королевские титулы, но довольствовался тибетским титулом дези (сде-срид, регент). Он реорганизовал тринадцать мириархий предыдущих правителей Юань-Сакья в тринадцать великих префектур ( дзонгчен ), которые, в свою очередь, были разделены на округа (дзонг) . Центрами округов были замки, называемые также дзонг , имевшие военные, экономические и фискальные функции. Дзонгчен трипон возглавляли гражданские и военные администраторы, сохранявшие за собой почетный титул и назначавшиеся сроком на три года. Чангчуб Гьялцен использовал дворян, принадлежавших к его клиентуре, назначая их дзонгпонами , руководителями округов. [22] Он отменил монгольское законодательство в пользу правовой базы, основанной на старом тибетском юридическом кодексе. Кодекс законов был обнародован в 15 главах и предположительно был настолько эффективным, что старуха, несущая груз золота, могла безопасно путешествовать по Тибету. Законы были гораздо мягче монгольских, но предусматривали разделение общества на девять сословий. [23] [24] В области финансового управления он пересмотрел систему доходов так, что одна шестая часть продукции собиралась в виде налогов. [25]
Чангчуб Гьялцен был видным религиозным покровителем. множество копий Кангьюра ( Он приказал сделать перевода слов Будды). Он поддерживал хорошие отношения с известными религиоведами, такими как Бутон Ринчен Друб , Гьелсе Токме и лама Дампа Сонам Гьялцен. В его время был «заново открыт» ряд предполагаемых древних религиозных произведений, « Катанг Денга »; они превозносят древних тибетских царей и первое появление буддизма. [26] Чангчуб Гьялцен также прославился как строитель. В 1351 или 1352 году он основал великий монастырь Цетанг с коллегией для дискуссий по логике. Он также выделил субсидии медитативному колледжу Тела и построил зал для богослужений. Из мирских построек он основал ряд дзонгов (замков), таких как Чакце Дригу, Олха Такце , Гонгкар , Недонг , Драккар, Ринпунг , Самдруптсе , Панам и Лхундрупце . [27] Он позаботился об установлении сторожевых постов в приграничных районах, в частности на китайской границе. [28]
Тай Ситу Чангчуб Гьялцен умер в 1364 году, и ему наследовал его племянник Джамьянг Шакья Гьялцен ( тибетский : འཇམ་དབྱངས་ཤ་ཀྱ་རྒྱལ་མཚན , Уайли : ' jam dbyangs sha kya rgyal mtshan , китайский: 章陽沙加監藏 (1340-) 1373), тоже монах. Хотя правители всегда принадлежали семье Ланг, первые пять должностных лиц были священнослужителями, не вступавшими в брак. Таким образом, достоинство дези передавалось по наследству племянникам, братьям или двоюродным братьям. Последующее бесспорное правление линии Пхагмодрупа продолжалось до 1435 года. С 1435 по 1481 год могущество Пхагмодрупы пришло в упадок, поскольку их затмил Ринпунгпа , покровительствовавший школе Карма Кагью . За ними последовали четыре поколения царей Цангпа , которые правили с 1565 по 1642 год, пока Лобсанг Гьяцо , 5-й Далай-лама (1617-1682), не взял под свой контроль Тибет и не установил режим Ганден Пходранг при поддержке Гуши-хана (1582-1655). ), монгольский правитель Коконора и основатель Хошутского ханства .
См. также
[ редактировать ]- Тибет под властью Юаня
- Династия Пхагмодрупа
- Китайско-тибетские отношения во времена династии Мин
- Или Ситупа
- Список правителей Тибета
- Тибетская история
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дата его смерти, вероятно, 1364 год, но иногда указывается как 1371, 1373 или 1374 год; см. Тайли Чодраг (1988), с. 353; Ван дер Куйп (2003), стр. 433–4.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чэнь Цинъин (2003)
- ^ Шакабпа (1967), с. 73.
- ^ Снеллгроув и Ричардсон (1986), с. 135–6.
- ^ Ван Шайк (2011), с. 85.
- ^ Пятый Далай-лама (1995), с. 129.
- ^ Шеффер (2013), с. 346.
- ^ Шеффер (2013), с. 346.
- ^ Петек (1990), с. 98-9; Ван Шайк (2011), с. 86-7.
- ^ Петех (1990), стр. 103–5.
- ^ Ван Шайк (2011), с. 87.
- ^ Петех (1990), стр. 118–9.
- ^ Шеффер (2013), с. 347.
- ^ Ван Шайк (2011), с. 88.
- ^ Czaja (2013), стр. 155-6.
- ^ Петех (1990), стр. 120–3.
- ^ Czaja (2013), стр. 171-6.
- ^ Петех (1990), стр. 125-7.
- ^ Деше (1997), с. 113.
- ^ Ван дер Куйп (2003), стр. 431-2.
- ^ Этвуд, Кристофер П. (2004).
- ^ Czaja (2013), стр. 192-3.
- ^ Деше (1997), с. 115.
- ^ Норбу, Дава (2001), стр. 57.
- ^ Дрейфус (2003).
- ^ Снеллгроув и Ричардсон (1986), с. 153.
- ^ Снеллгроув и Ричардсон (1986), с. 153-4.
- ^ Шеффер (2013), с. 348.
- ^ Снеллгроув и Ричардсон (1986), с. 153.
Источники
[ редактировать ]- Этвуд, Кристофер (2004) Энциклопедия Монголии и Монгольской империи (Нью-Йорк: факты в файле).
- Чая, Олаф (2013) Средневековое правление в Тибете (Вена: ÖAW).
- Чэнь Цинъин (陈清英: «Серия основных ситуаций в Тибете, история Тибета», Wuzhou Communication Press, 2003), ISBN 7501016607 (китайский), «Фундаментальная ситуация в Тибете, серия по истории Тибета»
- Деше, Лоран (1997) История Тибета (Париж: Файярд).
- Дрейфус, Жорж (2003) «Заветные воспоминания, заветные сообщества: протонационализм в Тибете», в «Истории Тибета: Том 2», Средневековый период: ок. 850–1895 гг. Н.э., Развитие буддийской верховенства (Нью-Йорк: Рутледж).
- Пятый Далай-лама (1995) История Тибета (Блумингтон: Университет Индианы).
- Куйп, Л.В.Дж. ван дер (2003) «О жизни и политической карьере Тай-си-ту Бьянг-Чуб Гьял-Мцана (1302-1364)», в «Истории Тибета: Том 2», Средневековый период: c . 850–1895, Развитие буддийской верховенства (Нью-Йорк: Рутледж).
- Норбу, Дава (2001) Тибетская политика Китая (Рутледж Керзон).
- Петеч, Лучано (1990) Центральный Тибет и монголы (Рим: ISMEO).
- Шеффер, Куртис Р. и др. (2013), Источники тибетской традиции (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета).
- Шайк, Сэм ван (2011) Тибет: история (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета).
- Шакапа, Цепон В.Д. (1981) «Возвышение Чангчуба Гьялцена и период Пхагмо Друпа», Бюллетень тибетологии , 1981 Гангток: Институт тибетологии Намгьяла [1]
- Шакапа, Цепон В.Д. (1967) Тибет: политическая история (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета).
- Снеллгроув, Дэвид и Ричардсон, Хью (1986) Культурная история Тибета (Бостон и Лондон: Шамбала).
- Тайли Чодраг (1988) Тибет: земля и люди (Пекин: New World Press).