Jump to content

Тай Ситу Чангчуб Гьялцен

Тай Ситу Чангчуб Гьялцен
Китайское имя
Традиционный китайский Цзянцюй Гьялцен
Транскрипции
Альтернативное китайское название
Традиционный китайский Сонгчо Гьялцен
Транскрипции
тибетское имя
тибетский Тай Ситу Бьянчуб Ргьялцен
Транскрипции
Wylieta'i si tu byang chub rgyal mtshan

Тай Ситу Чангчуб Гьялцен ( тибетский : тай си ту бьянг чуб rgyal mtshan , Уайли : ta'i si tu byang chub rgyal mtshan ; Китайский : 大司徒絳曲堅贊 ) [1] (1302 – 21 ноября 1364 г. [а] ) был основателем династии Пхагмодрупа , пришедшей на смену монголами поддерживаемой династии Сакья , положившей конец правлению Юаня в Тибете . Он правил большей частью Тибета как дези (регент) с 1354 по 1364 год (альт. 1371, 1373 или 1374 годы). Как законодатель, политик и религиозный покровитель, он создал наследие, которое длилось столетия.

Тай Ситу — это тибетская транскрипция термина Да Ситу (大司徒) с китайского, означающего «великий Ситу» , относящегося к должностному лицу или администратору. Его также иногда называли 松秋堅贊 по-китайски. [1]

Юность Чангчуба Гьялцена

[ редактировать ]

Обитель Пхагмодру, расположенная на северном берегу реки Цангпо , была основана Пхагмо Другпа Дордже Гьялпо (1110–1170), который положил начало подразделу Кагью школы буддизма . После его смерти в конце XII века на этом месте возник монастырь Тель. [2] В настоящее время он находится в руинах. Монастырем управляли члены знатного рода Ланг, чья родословная восходит к древним временам. [3] В период Сакья, когда Тибетом правили регенты пончен ( дпон-чен ) под властью монголов ( юаней ), Центральный Тибет был разделен на тринадцать мириархий. Одним из них был Пхагмодру с дворцом Недонг в центре; его возглавлял лорд семьи Ланг, носивший титул трипон (мириарх). Пхагмодру какое-то время был союзником Ильханства ( 1256–1335/1353) в Персии , но его позиции были сильно ослаблены вмешательством Хубилай-хана , Великого хана, основавшего династию Юань (1271–1368). [4] Чангчуб Гьялцен родился в семье Ланг в 1302 году в семье Ринчена Кьяба и его второй жены Трамон Бумкьи. [5] В возрасте девяти лет он был посвящен в монахи и познакомился с буддийским учением ламой Лхакангпа. Чангчуб Гьялцен был особенно предан поклонению божеству Хаягриве . В четырнадцать лет он отправился в монастырь Сакья. [6] Хотя изначально он хотел продолжить церковную карьеру, его наставник убедил его, что из него выйдет отличный администратор.

Лорд мириархии Пхагмодру

[ редактировать ]

В 1322 году его дядя Гьялцен Кьяб, правитель Пхагмодру, был свергнут из-за некомпетентности. На эту должность был назначен Чангчуб Гьялцен, получивший печать с головой тигра от великого хана Сидибалы . Новый трипон расширил дворец Недонг и окружил его большой стеной. Через близлежащую реку Шам был построен мост. Трипон позаботился о том , чтобы править в соответствии с буддийскими принципами, и приказал своим слугам избегать употребления алкоголя и послеобеденного приема пищи. [7] Он окружил себя молодыми талантливыми людьми и начал восстанавливать состояние Пхагмодру. Поместье Язанг было яблоком раздора, поскольку ранее оно вышло из-под власти Пхагмодру. Стремление вернуть Язанга раздражало режим Сакья, который прибегнул к хитрости. Чиновник Сакья по имени Вангтсон захватил Чангчуба Гьялцена на банкете в 1336 году и потребовал, чтобы он уступил власть над Пхагмудру поддельному «двоюродному брату». Заключенный отказался сдаться, несмотря на жестокое обращение, и был освобожден через три месяца. [8] В 1346 г. произошли новые бои между Пхагмодру и Язангом, и последний в конечном итоге был отброшен. Теперь пончен Гьялва Зангпо организовал встречу у моста, но в середине обсуждения схватил Чангчуба Гьялцена. Затем войска Сакья привели своего пленника к дворцу Недонг и потребовали его сдачи. Однако слуги Чангчуба Гьялцена отказались уступить это место, и пленника подвергли пыткам и вернули в Сакья. [9] Когда Чангчуб Гьялцен вошел в Сакью, люди облили его грязью, и комок попал ему в рот. Затем он, как сообщается, прокомментировал: «Теперь я ем грязь Сакья - скоро я буду есть саму Сакья». [10]

Приход к власти в Центральном Тибете

[ редактировать ]

После нескольких месяцев заключения неожиданное событие вызвало переворот в союзах. Гьялва Зангпо услышал, что великий хан Тогхон Темур заменит его на посту пончена амбициозным Вангтсоном. Поэтому он заключил союз с Чангчубом Гьялценом, которому разрешили вернуться в его поместье. Вскоре после этого Вангтсон взял на себя управление Центральным Тибетом и собрал тибетских и монгольских солдат для нападения на Пхагмодру. Несмотря на численное превосходство, войска Чангчуба Гьялцена отразили атаки Сакья и начали оккупировать спорные соседние территории. В 1349 году большая часть У (Восточно-Центральный Тибет) находилась в руках Чангчуба Гьялцена, включая Лхасу . Четыре года спустя, в 1353 году, была предпринята последняя крупная попытка остановить продвижение Пхагмодру. Коалиция Сакья, Дригунг , Язанг и Нангпа атаковала позиции Чангчуба Гьялцена, но была вынуждена отступить. Следующий 1354 год стал решающим. К настоящему времени режим Сакья сильно раскололся. Гьялва Зангпо, который вернул себе пончен -корабль в ок. 1350 г., подвергся сильному давлению со стороны войск Нангпы и в отчаянии попросил Чангчуба Гьялцена «поддерживать закон». Другими словами, Пхагмодру теперь считался ответственным за закон и порядок даже в Цанге. Чангчуб Гьялцен отправил большую армию под командованием Ринчена Зангпо. Войска Пхагмодру разгромили Нангпу при переходе вброд реку Шабчу, а затем двинулись на Сакья. [11] Прежде чем было сделано что-то большее, боевые действия были прекращены. Однако отныне администрация Сакья управляла только своей основной землей. [12] Как следствие, большая часть Цанга (Западно-Центральный Тибет) перешла под власть режима Чангчуба Гьялцена, Пхагмодрупы. [13] Печати посвящения различным феодалам давались только с одобрения Чангчуба Гьялцена. В тибетской историографии обычно выделяют 1354 год как год прихода Пхагмодрупы к власти в Центральном Тибете; однако на самом деле это был долгий процесс, который потребовал еще нескольких лет переговоров и мелких драк. [14]

Через два года после этих событий пончен Гьялва Зангпо был арестован главным настоятелем Лотро Гьялценом . Чангчуб Гьялцен снова вмешался в дела Сакья, на этот раз мирным путем. Он созвал мирную конференцию, на которой присутствовал лама Дампа Сонам ​​Гьялцен , уважаемый лама Сакья. В результате элита Сакья была вынуждена освободить Гьялву Зангпо. [15] Гьялва Зангпо потерял свой престиж и формально подчинился Чангчубу Гьялцену. В 1357 году дальнейшие внутренние раздоры разрушили Сакья. Выдающийся лама Кунпангпа был убит при невыясненных обстоятельствах, а пончен также умер Гьялва Зангпо, предположительно убитый экспонченом Вангтсоном. Это дало Чангчубу Гьялцену отличный повод вмешаться. В 1358 году он созвал конференцию в Сакья для урегулирования дел Центрального Тибета. Хотя результаты встречи оказались не совсем удовлетворительными, он оставил в Сакье гарнизон. [16] Войска из Лхаце под командованием экспончена Вангтсона создали проблемы, но были быстро разбиты войсками Сакья и Пхагмодру, Вангтсон был заключен в тюрьму, а 464 его человека были ослеплены. [17] Этой безжалостной победой была подтверждена власть нового режима. [18] Тем не менее, из автобиографии Чангчуба Гьялцена ясно, что он сталкивался с некоторым противодействием, по крайней мере, до 1361 года, и что Сакья все еще считался высшим де-юре , если не фактически. [19] В любом случае Чангчуб Гьялцен выделялся как фактический правитель Центрального Тибета ближе к концу своей жизни - за несколько лет до того, как династия Мин в Китае в 1368 году утвердилась . Центральный Китай был разрушен восстаниями после 1354 года, так что великий хан У династии Юань было мало времени на дела Тибета. Новый правитель и его преемники будут управлять Тибетом независимо более восьмидесяти лет, пока его не сменит Ринпунгпа . Это был своего рода золотой век в истории средневекового Тибета благодаря относительному внутреннему миру и великим культурным достижениям.

Бесспорный правитель

[ редактировать ]

Как правитель Чангчуб Гьялцен стремился возродить славу Тибетской империи Сонгцен Гампо . По сути, новый регент утвердил независимость Тибета от монгольской династии Юань и не обращал особого внимания на разваливающийся монгольский двор. Таким образом, он возродил дресс-код старого тибетского двора, в то время как старая монгольская придворная одежда была отвергнута. На практике монголы и монголизированные тибетцы были лишены позиций политической власти. Однако он никогда не отказывался от номинального правления монголов и принял от великого хана в 1357 году титул Тай Ситу (Великий наставник). [20] Посольство было отправлено в Даду ( Пекин ) в 1360 году и вернулось через два года. Император Тогон Темур хорошо понимал сильную позицию Чангчуба Гьялцена и с готовностью издал указ, подтверждающий его позицию. [21] Лично он отказался принимать королевские титулы, но довольствовался тибетским титулом дези (сде-срид, регент). Он реорганизовал тринадцать мириархий предыдущих правителей Юань-Сакья в тринадцать великих префектур ( дзонгчен ), которые, в свою очередь, были разделены на округа (дзонг) . Центрами округов были замки, называемые также дзонг , имевшие военные, экономические и фискальные функции. Дзонгчен трипон возглавляли гражданские и военные администраторы, сохранявшие за собой почетный титул и назначавшиеся сроком на три года. Чангчуб Гьялцен использовал дворян, принадлежавших к его клиентуре, назначая их дзонгпонами , руководителями округов. [22] Он отменил монгольское законодательство в пользу правовой базы, основанной на старом тибетском юридическом кодексе. Кодекс законов был обнародован в 15 главах и предположительно был настолько эффективным, что старуха, несущая груз золота, могла безопасно путешествовать по Тибету. Законы были гораздо мягче монгольских, но предусматривали разделение общества на девять сословий. [23] [24] В области финансового управления он пересмотрел систему доходов так, что одна шестая часть продукции собиралась в виде налогов. [25]

Чангчуб Гьялцен был видным религиозным покровителем. множество копий Кангьюра ( Он приказал сделать перевода слов Будды). Он поддерживал хорошие отношения с известными религиоведами, такими как Бутон Ринчен Друб , Гьелсе Токме и лама Дампа Сонам ​​Гьялцен. В его время был «заново открыт» ряд предполагаемых древних религиозных произведений, « Катанг Денга »; они превозносят древних тибетских царей и первое появление буддизма. [26] Чангчуб Гьялцен также прославился как строитель. В 1351 или 1352 году он основал великий монастырь Цетанг с коллегией для дискуссий по логике. Он также выделил субсидии медитативному колледжу Тела и построил зал для богослужений. Из мирских построек он основал ряд дзонгов (замков), таких как Чакце Дригу, Олха Такце , Гонгкар , Недонг , Драккар, Ринпунг , Самдруптсе , Панам и Лхундрупце . [27] Он позаботился об установлении сторожевых постов в приграничных районах, в частности на китайской границе. [28]

Тай Ситу Чангчуб Гьялцен умер в 1364 году, и ему наследовал его племянник Джамьянг Шакья Гьялцен ( тибетский : འཇམ་དབྱངས་ཤ་ཀྱ་རྒྱལ་མཚན , Уайли : ' jam dbyangs sha kya rgyal mtshan , китайский: 章陽沙加監藏 (1340-) 1373), тоже монах. Хотя правители всегда принадлежали семье Ланг, первые пять должностных лиц были священнослужителями, не вступавшими в брак. Таким образом, достоинство дези передавалось по наследству племянникам, братьям или двоюродным братьям. Последующее бесспорное правление линии Пхагмодрупа продолжалось до 1435 года. С 1435 по 1481 год могущество Пхагмодрупы пришло в упадок, поскольку их затмил Ринпунгпа , покровительствовавший школе Карма Кагью . За ними последовали четыре поколения царей Цангпа , которые правили с 1565 по 1642 год, пока Лобсанг Гьяцо , 5-й Далай-лама (1617-1682), не взял под свой контроль Тибет и не установил режим Ганден Пходранг при поддержке Гуши-хана (1582-1655). ), монгольский правитель Коконора и основатель Хошутского ханства .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дата его смерти, вероятно, 1364 год, но иногда указывается как 1371, 1373 или 1374 год; см. Тайли Чодраг (1988), с. 353; Ван дер Куйп (2003), стр. 433–4.
  1. ^ Jump up to: а б Чэнь Цинъин (2003)
  2. ^ Шакабпа (1967), с. 73.
  3. ^ Снеллгроув и Ричардсон (1986), с. 135–6.
  4. ^ Ван Шайк (2011), с. 85.
  5. ^ Пятый Далай-лама (1995), с. 129.
  6. ^ Шеффер (2013), с. 346.
  7. ^ Шеффер (2013), с. 346.
  8. ^ Петек (1990), с. 98-9; Ван Шайк (2011), с. 86-7.
  9. ^ Петех (1990), стр. 103–5.
  10. ^ Ван Шайк (2011), с. 87.
  11. ^ Петех (1990), стр. 118–9.
  12. ^ Шеффер (2013), с. 347.
  13. ^ Ван Шайк (2011), с. 88.
  14. ^ Czaja (2013), стр. 155-6.
  15. ^ Петех (1990), стр. 120–3.
  16. ^ Czaja (2013), стр. 171-6.
  17. ^ Петех (1990), стр. 125-7.
  18. ^ Деше (1997), с. 113.
  19. ^ Ван дер Куйп (2003), стр. 431-2.
  20. ^ Этвуд, Кристофер П. (2004).
  21. ^ Czaja (2013), стр. 192-3.
  22. ^ Деше (1997), с. 115.
  23. ^ Норбу, Дава (2001), стр. 57.
  24. ^ Дрейфус (2003).
  25. ^ Снеллгроув и Ричардсон (1986), с. 153.
  26. ^ Снеллгроув и Ричардсон (1986), с. 153-4.
  27. ^ Шеффер (2013), с. 348.
  28. ^ Снеллгроув и Ричардсон (1986), с. 153.

Источники

[ редактировать ]
  • Этвуд, Кристофер (2004) Энциклопедия Монголии и Монгольской империи (Нью-Йорк: факты в файле).
  • Чая, Олаф (2013) Средневековое правление в Тибете (Вена: ÖAW).
  • Чэнь Цинъин (陈清英: «Серия основных ситуаций в Тибете, история Тибета», Wuzhou Communication Press, 2003), ISBN 7501016607 (китайский), «Фундаментальная ситуация в Тибете, серия по истории Тибета»
  • Деше, Лоран (1997) История Тибета (Париж: Файярд).
  • Дрейфус, Жорж (2003) «Заветные воспоминания, заветные сообщества: протонационализм в Тибете», в «Истории Тибета: Том 2», Средневековый период: ок. 850–1895 гг. Н.э., Развитие буддийской верховенства (Нью-Йорк: Рутледж).
  • Пятый Далай-лама (1995) История Тибета (Блумингтон: Университет Индианы).
  • Куйп, Л.В.Дж. ван дер (2003) «О жизни и политической карьере Тай-си-ту Бьянг-Чуб Гьял-Мцана (1302-1364)», в «Истории Тибета: Том 2», Средневековый период: c . 850–1895, Развитие буддийской верховенства (Нью-Йорк: Рутледж).
  • Норбу, Дава (2001) Тибетская политика Китая (Рутледж Керзон).
  • Петеч, Лучано (1990) Центральный Тибет и монголы (Рим: ISMEO).
  • Шеффер, Куртис Р. и др. (2013), Источники тибетской традиции (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета).
  • Шайк, Сэм ван (2011) Тибет: история (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета).
  • Шакапа, Цепон В.Д. (1981) «Возвышение Чангчуба Гьялцена и период Пхагмо Друпа», Бюллетень тибетологии , 1981 Гангток: Институт тибетологии Намгьяла [1]
  • Шакапа, Цепон В.Д. (1967) Тибет: политическая история (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета).
  • Снеллгроув, Дэвид и Ричардсон, Хью (1986) Культурная история Тибета (Бостон и Лондон: Шамбала).
  • Тайли Чодраг (1988) Тибет: земля и люди (Пекин: New World Press).
[ редактировать ]
Предшественник Правитель Тибета
1354–1364
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c40b2aaacbe4fa6b9e0d92dfbe41929__1711051140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/29/0c40b2aaacbe4fa6b9e0d92dfbe41929.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tai Situ Changchub Gyaltsen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)