Лама Дампа Сонам Гьялцен

Сёнам Гьялцен , Сакья- лама Дампа ( Wylie : bsod nams rgyal mtshan sa skya pa bla ma dam pa , 16 мая 1312 — 23 июля 1375) — правитель школы сакья тибетского буддизма , имевшей главенствующее положение в Тибете при Династия Юань . Он считается величайшим ученым Сакья XIV века и недолгое время занимал пост правителя в 1344–1347 годах.
Сонам Гьялцен особенно известен своими научными работами «Ясное зеркало по королевской генеалогии» , комментариями к «Бодхисаттвачарьяватаре» , своей работой по практике ламдре , а также своей работой с Долпопой Шерапом Гьелценом над теорией жентонг и доктриной двух истин .
Политическая карьера
[ редактировать ]Сёнам Гьялцен, обычно известный под своим титулом «Лама Дампа», был одним из тринадцати сыновей настоятеля-правителя ( данса ченпо ) Зангпо Пала , который управлял престолом с 1306 по 1323 год и поэтому занимал ключевую позицию в политике Тибет под властью императора Юань. Его матерью была Мачиг Шонну Бум. [ 1 ] Его настоящее имя было Ньима Деваи Лотро; он получил имя Сонам Гьялцен, когда был посвящен в монахи-послушники в 1328 году. В 1331 году, в возрасте 19 лет, он стал полностью посвященным монахом . [ 2 ]
К этому времени мощь монастыря Сакья пришла в упадок. Примерно во время кончины Зангпо Пала в 1323 году его многочисленные сыновья были разделены на четыре ветви, проживающие в разных дворцах. Лама Дампа принадлежал к ветви Ринченганга, которая пришла к власти в качестве высших правителей Сакья после столкновения в 1341 году. Он сменил своего старшего брата Джамьянга Доньо Гьялцена после его кончины в 1344 году. [ 3 ] Временным управлением Тибетом занимался дпон-чен Гьялва Зангпо (1344-1347).
Гражданская война в Центральном Тибете
[ редактировать ]Однако во время его пребывания в должности в Центральном Тибете разразилась гражданская война. Это был период, когда династия Юань находилась в быстром упадке и имела мало ресурсов для эффективного контроля за делами в Тибете. Одну из 13 мириархий ( трикоров ) Центрального Тибета, Пхагмодру , возглавил способный и амбициозный Чангчуб Гьялцен , который столкнулся с конкурирующей мириархией Язанга. Администрация Сакья не смогла эффективно справиться с проблемой. В 1346 году вспыхнула открытая война, когда Пхагмодру подвергся нападению войск Ньяла и Э под командованием Язанга. Пхагмодрупа одержали победу, но пончен Гьялва Зангпо и священнослужитель Сакья Кунпангпа сговорились убить нарушителя спокойствия и захватить Пхагмодру. Чангчуб Гьялцен был предательски арестован, но отказался уступить свои права, несмотря на жестокие пытки. Визит ламы Дампы несколько смягчил его участь заключенного. В начале 1347 года по приказу императорского двора Гьялву Зангпо неожиданно сменил новый администратор Вангтсон. Встревоженный Гьялва Зангпо заключил сделку со своим пленником и освободил Чангчуба Гьялцена. [ 4 ] Тем временем Лама Дампа ушел со своего поста, проработав на посту настоятеля-правителя в течение трех лет. Мы не знаем точных причин этого. Ему наследовал племянник Лотро Гьялцен . Во время боев Сакья-Пхагмодру в 1340-х и 1350-х годах он сыграл важную роль переговорщика. В 1373 году правитель Пхагмодрупы Джамьянг Шакья Гьялцен попросил его возглавить политико-религиозное собрание в Недонге , подтвердив его статус весьма уважаемого ламы. [ 5 ]
Религиозная и литературная карьера
[ редактировать ]Хотя участие Ламы Дампы в тибетской политике не имело большого значения, его усилия в области культуры впечатляют еще больше. [ 6 ] Он был религиозным учителем Чангчуба Гьялцена, который в конечном итоге объединил Центральный Тибет под новым независимым режимом, династией Пхагмодрупа . Хотя эти двое мужчин оказались в противоположных лагерях, они были заинтересованы в возрождении идеалов старой Тибетской империи (ок. 600–842 гг.). Через несколько лет после своего отречения Лама Дампа потратил время и силы на восстановление Самье , монастыря, связанного со старыми королями, который превратился в руины во время боев, предшествовавших победе Пхагмодрупы. [ 7 ] Впоследствии он написал псевдоисторический труд « Ясное зеркало королевской генеалогии» (1368 г.), в котором исторические подробности о древних королях были приправлены буддийскими украшениями. Стиль повествования имел тенденцию ретроспективно смягчать китайское влияние на Тибет, которое сопровождало период монгольского владычества. Ясное зеркало оказало большое влияние на взгляд тибетцев на свою древнюю историю и тем самым поддержало Тай Ситу Чангчуба Гьялцена . проект национального обновления [ 8 ] Лама Дампа также написал обширные комментарии к «Праманавартике» , «Абхисамаяланкаре» , «Бодхисаттвачарьяватаре » и . трактатам Нагарджуны Ближе к концу своей жизни, в 1373 году, он, как сообщается, был учителем будущего буддийского реформатора Чже Цонкапы . [ 9 ] Лама Дампа умер как весьма уважаемый учёный в 1375 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сёдзю Инаба, «Происхождение Саскья па: глава Красных Анналов», Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко 22 1963, стр. 110.
- ^ Пер Соренсен, Тибетская буддийская историография: Зеркало, освещающее королевские генеалогии . Висбаден 1994, с. 30.
- ^ Лучано Петех , Центральный Тибет и монголы: период Юань-Са-ския тибетской истории Рим 1990, с. 100-1
- ^ Лучано Петех 1990, стр. 103-5.
- ^ Олаф Чая, Средневековое правление в Тибете . Вена 2013, стр. 198.
- ^ Джузеппе Туччи , Тибетские расписные свитки . Рим 1949, Том. II, с. 627.
- ^ Куртис Шеффер и др. (ред.), Источники тибетской традиции . Нью-Йорк 2013, с. 304.
- ^ Куртис Шеффер и др. (ред.) 2013, с. 305.
- ^ Пер Соренсен 1994, с. 31.