Зангпо Пал
Зангпо Пал (1261–1323), полностью Даньи Ченпо Зангпо Пал ( Wylie : bDag nyid chen po bzang po dpal ; китайский : 達尼欽波桑波貝 ), был правителем Сакья , занимавшего главенствующее положение в Тибете при династия Юань . Номинально он правил с 1298 года, реально — с 1306 года и до своей смерти в 1323 году.
Семья и воспитание
[ редактировать ]Зангпо Пал принадлежал к семье Кхон, потомственным настоятелям-правителям Сакья. Семья получила ведущее положение в Тибете при его дяде Пхагпе , который, как буддийский интеллектуал, пользовался доверием монгольского правителя Хубилай-хана , основателя династии Юань. Брат Пхагпы Еше Юнгне (1238–1274) жил в Юньнани на юго-западе Китая , где он был домашним ламой сына Хубилай-хана Хугечи. Он женился на Джомо Ринчен Кии из семьи Палрин и родил сына по имени Зангпо Пал. [ 1 ] Мальчик вырос в Сакья, но пренебрег религиозными занятиями, которые были смыслом существования семьи Кхон. В 21 год он был вызван к императорскому двору в Пекине по инициативе супруги Хубилай-хана Абу. [ 2 ] Однако позже он стал персоной нон грата, поскольку возникли сомнения в его легитимности. Зангпо Пал был сослан на остров у побережья Южного Китая. Он был единственным оставшимся членом семьи Кхон после смерти его двоюродного брата Дхармапалы Ракшита в 1287 году, но был передан в наследство. Хубилай-хан передал поместья Сакья члену семьи Шарпа Джамьянгу Ринчену Гьялцену , а брат последнего Еше Ринчен был назначен императорским наставником ( Диши ) с влиянием на тибетские дела. [ 3 ]
Возвышение до Сакья см.
[ редактировать ]После смерти Хубилай-хана в 1294 году возникло движение за возвращение Зангпо Пала в качестве правителя Сакья. Администратор ( дпон-чен или пончен ) Аглен взял на себя инициативу созвать совет в Сакья по этому поводу. Чиновники согласились направить петицию Диши в Пекине Дракпе Одзэру. Вопрос был поставлен перед великим ханом Темуром, который счел разумным дать одобрение. Зангпо Пал был отозван со своего острова в 1296 году и прибыл в Сакья в 1298 году. Чтобы укрепить свои позиции, Темур предоставил ему монгольскую принцессу Мюдеген. По приказу великого хана он также женился еще на пяти женах, принадлежавших к высшей знати Тибета. [ 4 ] Хотя Зангпо Палу были предоставлены формальные бразды правления, Джамьянг Ринчен Гьялцен сохранял фактическую власть до 1303 года, когда он был вызван в императорский двор, чтобы занять должность Диши . Тем временем Зангпо Пал продолжал свое религиозное обучение. Говорят, что это был деревенский человек с плохим характером и сквернословием. [ 5 ] Лишь в 1306 году он официально принял полный сан аббата-правителя Сакья. В 1311 году великий хан даровал ему титул Гуоши (государственный наставник), а два года спустя он принял постриг в сан монаха. К этому времени он родил множество детей, в том числе 13 сыновей. В его дни условия в Тибете в целом были мирными. Тринадцатью трикорами (мириархиями) Центрального Тибета управляла серия дпон-ченов :
- Сенгге Пал (начало 14 века)
- Одзер Сенгге (ок. 1315–1317)
- Кунга Ринчен (ок. 1319 г.)
- Входной Пал (ок. 1320 г.)
- Йонцун Дракпа Дар (до 1322 г.)
- Одзер Сенгге (?-1328/29, второй раз)
Семена инакомыслия
[ редактировать ]Семейная сеть Зангпо Пала и императорская благосклонность, которой он пользовался, снова предоставили линии Кхон определенную степень влияния на Тибет. Его сын Кунга Лотро Гьялцен был назначен Диши в 1314 году. Впоследствии достоинство Диши сохранялось рядом его потомков вплоть до 1362 года. Как императорские наставники они имели право голоса в делах Тибета, поскольку их приказы отдавались от имени высшая имперская власть. [ 6 ] Однако увеличение числа сыновей в семье привело к внутреннему соперничеству в семье Хон. Когда Диши Кунга Лотро Гьялцен вернулся в Сакья из Пекина в 1322 году, он взял на себя инициативу разделить братьев и сестер на четыре группы, каждой из которых была передана часть наследия Зангпо Пала. Ветви ( ладранг ) были названы в честь дворцов, где они проживали:
- Филиал Житогского дворца, официальная резиденция настоятеля-правителя до 1959 года.
- Филиал дворца Лакханг.
- Филиал дворца Ринченган, к северо-востоку от Житога.
- Филиал дворца Духо, юго-восточнее Житога. [ 7 ]
Последствия этого были серьезными. В каждом дворце был настоятель ( данса ), а действительный настоятель-правитель ( данса ченпо ) имел лишь номинальное превосходство. Поскольку внутреннее единство было ослаблено, элита Сакья не смогла предотвратить рост волнений в различных мириархиях Центрального Тибета. [ 8 ] Когда Зангпо Пал умер, вероятно, в 1323 году, на политическом ландшафте Тибета уже взошла новая звезда: мириархия Пхагмодрупа , которая в конечном итоге переняла власть у Сакья в 1350-х годах. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сёдзю Инаба, «Происхождение Саскья па: глава Красных Анналов», Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко 22 1963, стр. 109.
- ^ Вероятно, имеется в виду Чабуи или Чаби , ум. 1281 г., супруга Хубилай-хана. По тибетским исчислениям в 1281 году Зангпо Палу был бы 21 год, то есть еще при жизни Чаби.
- ^ Лучано Петех , Центральный Тибет и монголы: период Юань-Са-ския тибетской истории Рим 1990. с. 71-2
- ^ Лучано Петех 1990, стр. 73-5.
- ^ Лучано Петех 1990, с. 75.
- ^ Джузеппе Туччи , Тибетские расписные свитки . Рим 1949, Том. я, с. 15.
- ^ Лучано Петех 1990, с. 81.
- ^ Лучано Петех 1990, с. 81-2.
- ^ Джузеппе Туччи 1949, Том. я, стр. 17-24.