Jump to content

Шакья

(Перенаправлено с Сакья (племя) )

Республика Шакья
в. 7 век до н.э. – ок. V век до нашей эры
Шакья среди Ганасангхов
Шакья к северу от Махаджанапад в постведический период.
Шакья к северу от Махаджанапад в постведический период.
Капитал Капилавасту
Общие языки Пракриты
Языки мунда [1]
Религия
шрамана Религии , поклонение Солнцу , поклонение деревьям , поклонение змеям.
Правительство Республика
Историческая эпоха Железный век
• Учредил
в. 7 век до нашей эры
• Побежден Видудабхой Делания
в. V век до нашей эры
Предшественник
Преемник
Делать
Делать
Сегодня часть Индия
Непал
Сиддхартха Гаутама , прозванный Шакьямуни «Мудрецом Шакьев», самый знаменитый Шакья. Сидящая бронза из Тибета , 11 век.

Шакья ( пани : Сакья ; санскрит : Шакья , латинизированный : Шакья ) были древним кланом северо-восточного региона Южной Азии , существование которого засвидетельствовано во время железного века. Шакья были организованы в Ганасангху ( аристократическую олигархическую республику ), также известную как Республика Шакья . [2] Шакья находились на периферии, как географически, так и культурно, восточной части Индо-Гангской равнины в культурном регионе Большой Магадхи . [1] [3]

Расположение

[ редактировать ]
Карта территории Шакьяна

Шакья жили в Тераи – области к югу от предгорий Гималаев и к северу от Индо-Гангской равнины , где их соседями на западе и юге были королевства Косала , а их соседями на востоке, за рекой Рохни, были родственные племена. Племя колия на северо-востоке граничило с маллаками Кушинагара , а . На севере территория шакьев простиралась от Гималаев до лесистых районов гор, образующих их северную границу. [2]

Столицей Шакьев был город Капилавасту . [2] [4]

Этимология

[ редактировать ]

Имя Шакья засвидетельствовано прежде всего в палийских формах Сакья и Сакка и в санскритской форме Шакья . [5]

Имя Шакья произошло от санскритского корня шак ( शक् ) ( шакноти ( शक्नोति ), реже шакьяти ( शक्यति ) или шакьяте ( शक्यते ) «быть способным», «достойным», «возможным» или «практически осуществимым». ." [2] [6]

Название Шакья также произошло от названия дерева шака или сака . [7] [6] которое Брайан Левман отождествил либо с тиком , либо с деревом сала , [6] [1] что в конечном итоге связано со словом Шакха ( शाखा ), означающим «ветвь». [8] был связан с практикой поклонения шакьям и или дереву сака . [1]

Карта восточной части Гангской равнины до завоевания Видудабхой Каламы, Сакья и Колии
Карта восточной части Гангской равнины после завоевания Видудабхой Каламы, Сакья и Колии

Источник

[ редактировать ]

Шакья были восточной субгималайской этнической группой на периферии, как в географическом, так и в культурном отношении, восточной Гангской равнины в культурном регионе Большая Магадха . [9] [3] Шакья имели «смешанное происхождение» ( saṃkirna-yonayaḥ ) индоарийского и мунда происхождения , причем первая группа составляла меньшинство. [9] Шакья были тесно связаны со своими восточными соседями, племенем Колия , с которым они вступали в брак. [10]

Гипотеза альтернативного происхождения

[ редактировать ]

Такие ученые, как Майкл Витцель и Кристофер И. Беквит, приравняли шакьев к кочевникам Центральной Азии, которых называли скифами греки - индоарии , персами-ахеменидами - саками, а . саками Эти ученые предположили, что людьми Будды были сакские воины, прибывшие в Южную Азию в составе армии Дария Великого во время завоевания Ахеменидами долины Инда , и видели в скифо-сакском кочевничестве истоки странствующего аскетизма Будды. . [11] [12]

Ученые критикуют скифскую гипотезу из-за отсутствия доказательств, при этом Брайан Левман утверждает, что шакья были коренными жителями северо-восточной равнины Ганга и не имели никакого отношения к иранским сакам. [13]

Государственность

[ редактировать ]

К шестому веку до нашей эры Шакья, Колия , Мория и Маллаки жили между территориями Каушальев на западе и Личчавиков и Вайдехов на востоке, отделяя таким образом Лигу Ваджика от королевства Косала. [2] К тому времени республика Шакья стала вассальным государством более крупного королевства Косала . [14] [15]

В самом пятом веке одним из членов правящей аристократической олигархии Шакья был Суддходана . Суддходана был женат на принцессе Майе , которая была дочерью знатного колия, а сыном Суддходаны и Майи был Сиддхартха Гаутама , исторический Будда и основатель буддизма . [2]

При жизни Будды вспыхнула вооруженная вражда между Шакьями и Колиями из-за вод реки Рохини, которая образовывала границу между двумя государствами и вода которой была необходима им обоим для орошения своих посевов. Вмешательство Будды наконец положило конец этим военным действиям. [2]

После смерти Будды Шакья потребовали часть его реликвий у Маллаков Кусинары на том основании, что он был Шакья. [2]

Завоевание действием

[ редактировать ]

Вскоре после смерти Будды Каушальи царь Видудабха , свергнувший своего отца Пасенади , вторгся в республики Шакья и Колия, стремясь завоевать их территории, поскольку они когда-то были частью Косалы . Видудабха наконец одержал победу над шакьями и колиями и аннексировал их государство после долгой войны, повлекшей за собой массовые человеческие жертвы с обеих сторон. Подробности этой войны были преувеличены в более поздних буддийских отчетах, в которых утверждалось, что Видудабха истребил шакьев в отместку за то, что он выдал замуж за своего отца рабыню, которая стала матерью Видудабхи. В действительности вторжение Видудабхи в Шакью могло иметь мотивы, аналогичные завоеванию Лиги Ваджика родственником Видудабхи, Магадхи царем Аджатасатту , который, поскольку он был сыном принцессы Ваджики, поэтому интересовался территорией своей матери. Родина. Результатом вторжения Каушальи стало то, что Шакья и Колия просто потеряли политическое значение после того, как были присоединены к королевству Видудабхи. Тем не менее, шакья вскоре исчезли как этническая группа после их аннексии, впитавшись в население Косалы, и лишь несколько перемещенных семей позже сохранили идентичность шакья. Колия также исчезли как государство и как племя вскоре после их аннексии. [2] [10]

Огромные человеческие потери, понесенные Косалой во время завоевания Шакьи и Колии, настолько ослабили ее, что она сама вскоре была аннексирована своим восточным соседом, королевством Магадха , а ее король Видудабха был побежден и убит царем Магадхи Аджатасатту . [2]

Наследие

[ редактировать ]
Слова Бу-дхе и Са-кья-му-ни «Мудрец «Шакьев» шрифтом брахми в Указе Ашоки о Малом Столпе в Лумбини (около 250 г. до н.э.).
Надпись на Бхархуте : Бхагавато Сакамунино Бодхо «Сияние Благословенного Сакамуни», около 100 г. до н.э. [16]

В буддизме

[ редактировать ]

Его последователи дали Будде эпитет «Мудрец Шакьев», Сакка-муни на пали и Шакья-муни на санскрите. [17]

Функционирование процессов на небесах Траястримша, которыми управляет Сакка , повелитель дэвов в буддийской космологии , построено по образцу Шакья -сантхагары или зала общих собраний. [2]

Заявления о происхождении

[ редактировать ]

Народ тару из региона Тараи в Индии и Непале заявляет о своем происхождении от народа Сакья. [18] Значительная часть населения неваров в долины Катманду Непале использует фамилию Шакья, а также утверждает, что является потомками клана Шакья с такими титулами, как Шакьявамса (линия Шакья), которые использовались в прошлом. [19]

Согласно Хманнану Язавину , впервые опубликованному в 1823 году, легендарный король Абхияза , основавший королевство Тагаунг и бирманскую монархию, принадлежал к тому же клану Шакья Будды. [20] Он мигрировал в современную Бирму после аннексии королевства Шакья Косалой. В более ранних бирманских источниках говорилось, что он был потомком Пьюсавти , сына солнечного духа и принцессы драконов. [21]

Культура и общество

[ редактировать ]

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

Шакья жили в том месте, которое ученые сейчас называют культурной зоной Большой Магадхи , которая располагалась на восточной равнине Ганги к востоку от слияния рек Ганги и Ямуны. Как и другие восточные группы региона Большой Магадхи, шакья были -йонайах («смешанного происхождения») и поэтому не принадлежали к организации чатурварна, из брахманов , состоящей кхаттий и , вессов санкирна судд социальной . В то время как неиндоарийские коренные кланы получали статус шудда , то есть рабов или слуг, коренные кланы, сотрудничавшие с индоарийскими кланами, имели статус хаттия . Буддийские сутты неоднозначно оценивают статус Будды, иногда называя его кшатрием, но в основном игнорируя систему варн. Кроме того, население Большой Магадхи не признавало верховенства брахманов над народами Арьяварты , а кхаттии считались высшими в обществах Большой Магадхи. [1]

Поэтому ведическая литература рассматривала население Большой Магадхи как существующее за пределами Арьяварты , при этом Манусмрити группировала вайдехов , магадхи , личчавиков и маллаков , которые были соседями шакья, как «неарийских» и рожденных от смешанные кастовые браки, а Баудхаяна-Дхармашастра требует от посетителей этих земель совершать очистительные жертвоприношения в качестве искупления. [1]

Этот негативный взгляд ведических народов на народы региона Большой Магадхи распространился и на шакьев, как записано в Амбаттха-сутте , согласно которой брахманы описывали шакьев как «свирепых, грубо говорящих, обидчивых и жестоких» и обвинил их в том, что они не чтят, не уважают, не уважают, не почитают и не воздают должного брахманам из -за их «прислужного происхождения». [1]

Шакьянцы были, по крайней мере, двуязычными, находясь под лингвистическим влиянием языков мунда , о чем свидетельствуют многие из их деревень, носившие названия мундари, а также имя основателя их клана, которое было записано в санскритской форме Икшваку и палийской форме Оккака. , имеющий происхождение Мунда . [9]

Социальная организация

[ редактировать ]

Система классов

[ редактировать ]

Общество Шакьев и Колий было стратифицированным, которое не принадлежало к организации чатурварны, из брахманов , состоящей кхаттий . , вессов социальной и судд слуги , а вместо этого состояло из аристократического класса кхаттий и раба или класс судды s, [1] сами включали, по крайней мере, аристократию, а также землевладельцев, обслуживающего персонала, рабочих и крепостных. [2] [10]

Землевладельцы носили титул бходжака , что буквально означает «обладатели (права на владение землей)» и используется в значении «главы». [2] [10]

Низшие классы общества шакья состояли из слуг, которых на пали называли каммакарами ( букв. « рабочие » ) и севаками ( букв. « крепостные » ), которые выполняли работу на фермах. [1] [10]

Административная структура

[ редактировать ]

Сакья были организованы в ганасангху ( аристократическую олигархическую республику ), подобно Личчавикам . [2] [1]

Главы кланов Сакьяхаттия в Готаме должны были сформировать Ассамблею и носить титул раджа . Положение раджи передавалось по наследству и после смерти раджи переходило к его старшему сыну, который при его жизни носил титул упараджа («наместник короля»). [2] [6]

Политическая система Сакья была идентична системе Колия, и, подобно Колиям и другим ганасангхам , Ассамблея собиралась в сантхагаре , главный из которых находился в Капилаваттху, хотя по крайней мере еще одна сантхагара Сакья также существовала в Катума. Судебные и законодательные функции Собрания Сакья не были четко разделены, и оно собиралось для обсуждения важных вопросов, касающихся государственных дел, таких как война, мир и союзы. Ассамблея Сакья обсуждала важные вопросы и имела простую систему голосования: либо поднимали руки, либо использовали деревянные щепки. [2]

Подобно другим Ганасангхам , Ассамблея Сакья собиралась редко и вместо этого имела внутренний и меньший по размеру Совет, который собирался чаще для управления республикой от имени Ассамблеи. Члены совета, называемые амакками , образовали коллегию, которая непосредственно ведала общественными делами республики. [2]

Махараджа ) (Консул

[ редактировать ]

Главой республики Сакья был выборный вождь, который занимал первое место среди равных, подобно римским консулам и греческим архонтам , и чей президент имел титул махараджи . Махараджа . отвечал за управление республикой с помощью совета [2] [10]

Функционирование сборки
[ редактировать ]

Когда проводились сессии Ассамблеи, раджи собирались в сантхагаре; в то время как четыре амакки были расставлены в четырех углах или сторонах зала, чтобы ясно и легко слышать речи раджей ; и консул раджа занял назначенное ему место и предложил вопросы для обсуждения, как только Ассамблея будет готова. [2]

В ходе заседания члены Ассамблеи выразили свои мнения, которые четыре амакки зафиксировали . Затем собрание было прервано, после чего протоколисты сверили свои записи, и все амакки вернулись и стали ждать решения протоколистов. [2]

Образ жизни

[ редактировать ]

Аристократические брачные обычаи

[ редактировать ]

Другим отражением неиндоарийских культурных практик шакьев была практика браков между братьями и сестрами среди их правящих кланов, которая была запрещена среди народов вайдика и представляла собой практику социального разграничения и сохранения власти внутри меньшей подгруппы шакьев. Клан Шакья, и поэтому не был разрешен среди низших классов Шакья. [1]

Поскольку шакья жили в культурной зоне Большой Магадхи , они следовали неведическим религиозным обычаям, которые резко отличались от брахманической традиции. [1] и даже ко времени Будды брахманизм и брахманы не приобрели религиозного или культурного перевеса в районе Большой Магадхи, к которому принадлежал Шакья. [22]

Именно в этой неведической культурной среде существовали движения Шраманы , одно из которых, буддизм , было основано Шакья Сиддхартхой Гаутамой, историческим Буддой . [1]

Поклонение Солнцу
[ редактировать ]

Шакья поклонялись богу Солнца , которого считали своим предком. [23] вот почему клан Шакьяхаттия что принадлежит к Адикче ( Адитья на санскрите) утверждал , , [24] [25] и Сурьявамша ( «Солнечная династия»). [6]

Миф о происхождении
[ редактировать ]

Клан Шакьяхаттия ), и чьи восемь сыновей и дочерей-близнецов, состоявших в браке друг с другом , заявлял о своем происхождении от бога Солнца через его потомка по имени Оккака (на пали ) и Икшваку (на санскрите основали столицу Шакья и были предками племени. Это был миф о происхождении правящего статуса семей кхаттия клана Шакья, которые имели право быть представленными в сантагаре , часто были родственниками друг друга и владели прилегающими участками земли, таким образом устанавливая родство, что само по себе способствовало образуют права землевладения и, следовательно, политической власти. [6]

Этот миф был также основополагающим мифом о городе, который, как резиденция правящих семей клана, город, являвшийся центром политической и экономической деятельности, был связан с джанападой (территорией) этого клана и приравнивался к вся сама джанапада . [6]

Миф о том, что предками Шакья были четыре пары женатых братьев-близнецов, был мифом, который прослеживал происхождение правящих семей Шакья до общего предка, а также был мифом о ранней человеческой утопии, где люди рождались парами. [6]

Поклонение дереву
[ редактировать ]

Важная роль дерева Сал в жизни Будды согласно буддийским текстам, а также его изображение в виде дерева Бодхи и его Просветление, произошедшее под одним из таких деревьев, позволяют предположить, что Шакья практиковали поклонение деревьям, обычай, вероятно, возникший из Религиозные обычаи мунда поклонения священным рощам и важная роль в их традициях дерева Сал, цветение которого знаменует начало их фестивалей Нового года и Праздника цветов: племя Сантал поклоняется дереву Сал и собирается для принятия общинных решений под своим началом Сал. деревья. [1]

Важность древесных духов, называемых яккха и якхи на пали ( якша и якши является свидетельством поклонения этим существам, совершаемого в yakkha cetiyas . на санскрите) в ранних буддийских текстах , Поклонение якхам и якхи , имевшее доиндоарийское автохтонное происхождение, было распространено в регионе Большой Магадхи. [1]

Поклонение змеям
[ редактировать ]

Царь нагов , который Мукалинда в буддийской мифологии защищал Будду во время бури под деревом мукалинда, был одновременно змеиным и древесным божеством, намекая таким образом на практику поклонения змеям среди шакьев, которая возникла у до- Индоарийское тибето-бирманское население севера Южной Азии. [1]

Погребальные обычаи
[ редактировать ]

Ритуалы кремации шакьев, проводившиеся на похоронах Будды, как описано в буддийских текстах, включали в себя обертывание его тела в 500 слоев ткани, помещение его в железный чан, полный масла, в знак почета, а затем покрытие его еще один железный горшок перед кремацией. Эти обряды произошли от доиндоарийского автохтонного населения восточных равнин Ганга, как и такие практики, как почитание тела Будды пением, танцами и музыкой, а также помещение его костей в золотую урну, почитание эти останки и их захоронение в круглой ступе с центральной мачтой, флагами, вымпелами и зонтиками на общественном перекрестке - ритуалы, которые доиндоарийское население совершало для своих великих правителей. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Левман 2014 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Шарма 1968 , с. 182-206.
  3. ^ Jump up to: а б Бронкхорст 2007 , с. 6.
  4. ^ Трейнор, К. (2010). «Капилавасту». В Киоуне, Д; Пребиш, К.С. (ред.). Энциклопедия буддизма . Милтон-Парк, Великобритания: Рутледж. стр. 436–7. ISBN  978-0-415-55624-8 .
  5. ^ Шарма 1968 , стр. 182–206.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тапар 2013 , с. 392-399.
  7. ^ Флит, JF (1906). «Надпись на вазе Пиправа» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 38 (1): 149–180. дои : 10.1017/S0035869X00034079 . JSTOR   2521022 . S2CID   161625116 . мы обнаруживаем лишь причудливое желание объяснить имя Сакья, отождествляя его со словом сакья , шакья , в смысле «способный, способный, умный». Но, заглянув глубже, мы обнаруживаем в намеке на сакасанду , сакаванасанду , тиковую рощу, истинное происхождение другого имени — Сакия, Шакия, Шакья.
  8. ^ Дуглас К., Адамс ; Мэллори, JP (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Великобритания: Рутледж. п. 208. ИСБН  978-1-884-96498-5 .
  9. ^ Jump up to: а б с Левман 2014 : «Основатель клана Сакья, царь Икшваку (палий: Оккака) носит имя Мунда, что позволяет предположить, что сакья были, по крайней мере, двуязычными (Kuiper 1991, 7; Mayrhofer 1992, vol. 1, 185). Многие из Считается, что названия деревень сакья по происхождению не относятся к IA (Thomas 1960, 23), а само слово, обозначающее город или город (nagara; ср. деревню сакья Нагакара, местонахождение Cūḷasuññata Sutta), имеет дравидийское происхождение (Mayrhofer). 1963, т. 2, 125).»
    ------------------------------------------------------------------------------------------
    «Клан Сакья ведет свое происхождение от царя Икшваку, чье имя имеет австро-азиатское происхождение Мунда (см. Выше, стр. 148). Хотя грубая речь сакьев и предки Мунда не доказывают, что они говорили на языке, не принадлежащем ИА, существует есть много других свидетельств того, что они действительно были отдельной этнической (и, вероятно, языковой) группой».
    ------------------------------------------------------------------------------------------
    «Оккака был легендарным прародителем Сакья и носит имя предков Мунда»
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Шарма 1968 , с. 207-217.
  11. ^ Эттвуд, Джаярава (2012). «Возможное иранское происхождение шакьев и аспекты буддизма» . Журнал Оксфордского центра буддийских исследований . 3 : 47–69 . Проверено 4 июня 2022 г.
  12. ^ Беквит, Кристофер И. (2015). Греческий Будда: встреча Пиррона с ранним буддизмом в Центральной Азии . Принстон, Нью-Джерси , США: Издательство Принстонского университета . стр. 1–21. ISBN  978-0-691-17632-1 .
  13. ^ Левман 2014 : «Однако свидетельств этой последней волны очень мало, и в ведических текстах нет никаких доказательств; что касается их западного происхождения, Витцель опирается на ссылку в Панини (4.2.131, madravrjyoḥ) на Вриджджи. в двойственном отношении с мадрасами, пришедшими с северо-запада, и с маллами в « Джайминия Брахамана» (§198), возникшими из праха Раджастхана . Ни сакья, ни какое-либо другое восточное племя не упоминается, и, конечно, не упоминается. нет доказательств того, что какая-либо из этих групп является индоарийской . Я рассматриваю сакья и более поздних шаков как две отдельные группы, первая из которых является аборигеном».
  14. ^ Уолш, Морис (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи (PDF) . Публикации мудрости. п. 409. ИСБН  0-86171-103-3 .
  15. ^ Batchelor 2015 , Глава 2, Раздел 2, 7-й абзац.
  16. ^ Леошко, Дженис (2017). Священные следы: британские исследования буддизма в Южной Азии . Рутледж. п. 64. ИСБН  9781351550307 .
  17. ^ Шарма 1968 , с. 159-168.
  18. ^ Скар, Х.О. (1995). «Мифы о происхождении: движение Джанаджати, местные традиции, национализм и идентичность в Непале» (PDF) . Вклад в непальские исследования . 22 (1): 31–42.
  19. ^ Геллнер, Дэвид (1989). «Буддийские монахи или родственники Будды? Размышления о титулах, традиционно используемых сакьями в долине Катманду» (PDF) . Кайлас – Журнал гималайских исследований . 15 :5–20.
  20. ^ Хла Пе, У (1985). Бирма: литература, историография, наука, язык, жизнь и буддизм . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 57. ИСБН  978-9971-98-800-5 .
  21. ^ Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. п. 196. ИСБН  978-0-521-80496-7 .
  22. ^ Бронкхорст, Йоханнес (2011). Буддизм в тени брахманизма . Лейден , Нидерланды; Бостон , США: Брилл . п. 1. ISBN  978-9-004-20140-8 .
  23. ^ Бэтчелор 2015 , с. 32-33.
  24. ^ Бэтчелор 2015 , с. 36.
  25. ^ Накамура, Хадзиме (2000). Готама Будда: Биография, основанная на наиболее достоверных текстах . Том. 1. Токио , Япония: Издательство Косей. п. 124. ИСБН  978-4-333-01893-2 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47067d47420012cbc77218d89ef9253a__1722577860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/3a/47067d47420012cbc77218d89ef9253a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shakya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)