Дева (буддизм)
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2015 г. ) |
Переводы Дева | |
---|---|
Английский | Бог, Божество |
санскрит | Бог (дева) |
Есть | Бог (дева) |
Ассамский | Дев ( Део ) |
Бенгальский | дам ( сказать ) |
бирманский | Нэт (нат) |
китайский | небесное существо ( Пиньинь : Тяньжэнь ) |
индонезийский | Бог (мужчина), Богиня (женщина) |
японский | небо ( Ромаджи : десять ) |
кхмерский | Боги, ангелы, ангелы, боги ( UNGEGN : Тевеа, Тевота, Тепда, Теп ) |
корейский | тысяча, рай ( RR : Чхон ) |
Монгольский | небо (море) |
сингальский | бог ( дева ) |
тибетский | бог (лха) |
тайский | бог, бог, бог (тхева, тевада, тхп) |
вьетнамский | Небеса, небесные люди, небесный мир |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Дэва монгольский ( санскрит и пали : देव ; . : тэнгэр , тенгер) в буддизме — это тип небесного существа или бога, который разделяет богоподобные характеристики: он более могущественный, долгоживущий и, в целом, намного счастливее, чем люди , хотя им не оказывают такого же почитания, как Буддам.
Другие слова, используемые в буддийских текстах для обозначения подобных сверхъестественных существ, - это девата («божества») и девапутта («сын бога»). Хотя первое является синонимом дэва («небожителей»), второе относится конкретно к одному из этих существ, которое молодо и недавно возникло в своем небесном мире.
Типы
[ редактировать ]Дэва относится к классу существ или пути из шести путей цикла воплощений. Оно включает в себя несколько совершенно разных типов существ, которые можно ранжировать иерархически в соответствии с заслугами, накопленными ими за свою жизнь. Низшие классы этих существ по своей природе ближе к людям, чем к высшим классам дэвов. Дэвы могут быть низведены до людей или существ трех злых путей, как только они поглотят свои заслуги.
Дэвы делятся на три класса в зависимости от того, в каком из трех дхату, или «царств» вселенной, они родились.
Дэвы Арупьядхату не имеют физической формы или местоположения и пребывают в медитации на бесформенных предметах. Они достигают этого, достигая продвинутых уровней медитации в другой жизни. Они не взаимодействуют с остальной вселенной.
Дэвы Рупадхату имеют физические формы, но бесполы. [1] и бесстрастно. Они живут в большом количестве «небес» или дэва-миров, которые слой за слоем возвышаются над землей. Их можно разделить на пять основных групп:
- Дэвы Шуддхавасы . — это перерождения Анагаминов , буддийских религиозных практиков, которые умерли незадолго до достижения состояния Архата ( Брахма Сахампати , который обратился к недавно просветленному Будде с просьбой учить, был Анагами от предыдущего Будды) [2] ). Они охраняют и защищают буддизм на земле и перейдут к просветлению как Архаты, когда покинут миры Шуддхавасы. Высший из этих миров называется Акаништха .
- Дэвы Брихатфалы остаются в спокойном состоянии , достигнутом в четвертой дхьяне .
- покоятся Дэвы Шубхакритсны в блаженстве третьей дхьяны.
- наслаждаются Дэвы Абхасвары удовольствиями второй дхьяны. Они также больше интересуются и вовлечены в мир внизу, чем любой из высших дэв, и иногда вмешиваются, давая советы и рекомендации.
В каждой из этих групп дэва-миров есть разные уровни дэвов, но все они внутри одной группы способны взаимодействовать и общаться друг с другом. С другой стороны, низшие группы вообще не имеют прямого знания даже о существовании высших типов дэв. По этой причине некоторые Брахмы возгордились, воображая себя создателями своих миров и всех миров под ними (потому что они появились до того, как эти миры начали существовать).
Дэвы Камадхату имеют физические формы, похожие на человеческие, но более крупные. Они ведут тот же образ жизни, что и люди, хотя живут дольше и в целом более довольны; действительно, иногда они погружаются в удовольствия. Это царство, на которое Мара имеет наибольшее влияние.
Высшие дэвы Камадхату живут на четырех небесах, парящих в воздухе, оставляя их свободными от борьбы с раздорами нижнего мира. Они есть:
- Дэвы Паринирмита -вашавартин , роскошные дэвы, которым Мара ; принадлежит
- Дэвы Нирманарати ;
- , Дэвы Тушита среди которых живет будущий Майтрейя (их еще называют Довольными Дэвами);
- ( Дэвы Ямы или Дэвы Часов);
Низшие дэвы Камадхату живут в разных частях горы в центре мира Сумеру . Они даже более страстны, чем высшие дэвы, и не просто развлекаются, но также участвуют в распрях и сражениях. Они есть:
- Дэвы Траястримша , живущие на вершине Сумеру и чем-то похожие на олимпийских богов . Их правитель — Шакра . Сакка, как его называют на Пали, — сотапанна и преданный Будды. (Они также известны как Дэвы Тридцати Трех.)
- Чатурмахараджикакайика дэвы, в число которых входят цари боевых искусств , охраняющие четыре стороны Земли. Главой этих царей является Вайшравана , но в конечном итоге все они подотчетны Шакре. Они также включают четыре типа земных полубогов или духов природы: Кумбханды , Гандхарвы , Наги и Якши , а также, вероятно, Гаруды .
« Кроме того, вы должны вспомнить дэвов: «Есть дэвы Четырех Великих Королей, дэвы Тридцати трех... » [3] [196. Дх.] « Питатели радости мы будем подобны сияющим богам (дэвам) » .
Иногда к дэвам, а иногда относят к другой категории асуров , противников двух предыдущих групп дэвов, чья природа заключается в постоянном участии в войне.
Говорят, что изначально люди обладали многими способностями дэвов: не нуждались в пище, могли летать по воздуху и сиять собственным светом. Со временем они стали есть твердую пищу, их тела огрубели, а силы исчезли.
Существует также гуманистическое определение «дэва» [мужчины] и «дэви» [женщины], приписываемое Гаутаме Будде : бог — это нравственная личность. [4] Это сравнимо с другим определением, например, с тем, что «ад» — это название болезненных эмоций. [5]
Полномочия
[ редактировать ]Дэвы невидимы для человеческого глаза. Присутствие дэва могут обнаружить те люди, которые открыли «Божественное око» ( дивьякакшус ), (палийский: диббакаккху), (китайский: 天眼), экстрасенсорную силу , с помощью которой можно видеть существ с других планов. Их голоса также могут услышать те, кто развил в себе дивьяшротру — силу, подобную силе уха.
Большинство дэвов также способны создавать иллюзорные формы, посредством которых они могут проявляться существам нижних миров; высшие и низшие дэвы иногда делают это друг с другом.
Дэвам не требуется такое же питание, как людям, хотя низшие виды едят и пьют. Высшие уровни дэв сияют своим собственным светом.
Дэвы также способны быстро перемещаться на большие расстояния и летать по воздуху, хотя низшие дэвы иногда достигают этого с помощью магических средств, таких как летающая колесница.
Сравнение с богами
[ редактировать ]Хотя дэва можно перевести как бог , дэвы буддизма отличаются от богов и ангелов многих других религиозных традиций:
- Буддийские дэвы не бессмертны. [6] Их жизнь как дэвов началась когда-то в прошлом, когда они умерли и возродились заново. Они живут очень долгие, но конечные периоды времени: от тысяч до (по крайней мере) миллиардов лет. [1]
- Буддийские дэвы не создают и не формируют мир. [7] Они возникают на основе своей прошлой кармы и в такой же степени подвержены естественным законам причины и следствия, как и любое другое существо во вселенной. Они также не играют никакой роли в периодических растворениях миров.
- Буддийские дэвы не являются воплощениями нескольких архетипических божеств или проявлений бога; и это не просто символы. Они считаются, как и люди, отдельными личностями со своим характером и жизненным путем. [8]
- Буддийские дэвы не всеведущи и не всемогущи . Их силы, как правило, ограничены их собственными мирами, и они редко вмешиваются в человеческие дела. Когда они это делают, то обычно это происходит в виде тихого совета, а не физического вмешательства.
- Буддийские дэвы не являются морально совершенными. Дэвы миров Рупадхату лишены человеческих страстей и желаний, но некоторые из них способны на невежество, высокомерие и гордыню. Дэвы нижних миров Камадхату испытывают те же страсти, что и люди, включая (в самом низшем из этих миров) похоть, ревность и гнев. Действительно, именно их несовершенства в ментальной и моральной сферах якобы заставляют их перерождаться в этих мирах.
- Буддийские дэвы не должны рассматриваться как равные буддийскому прибежищу . Хотя некоторые личности среди дэвов могут быть существами большого морального авторитета и престижа и, таким образом, заслуживать высокой степени уважения и почитания (в некоторых случаях даже являясь просветленными практикующими Дхарму), ни один дэв в конечном итоге не может считаться путем уйти из сансары или контролировать свое перерождение. Высшие почести удостоены Трех Драгоценностей : Будды, Дхармы и Сангхи. [9]
Концепция
[ редактировать ]Царство дэв можно рассматривать как состояние сознания, развившее более чистое и духовное понимание мира в отличие от призраков голода, символизирующих человеческий инстинкт. [10]
Хотя может показаться заманчивым стремление к перерождению в мире богов или небесных существ, дэвы настолько полны радости в этом мире, что неспособны понять учение о постоянном дуккхе в сансаре . [11] Более того, даже дэв, поглотивший всю хорошую карму за время приятного существования в этом мире, может переродиться в Нараке . [12] Это не принесет окончательного освобождения от сансары и зол шести путей, поэтому следует избегать увлечения небесами. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Буддийская космология
- ^ Сьюзан Эльбаум Джутла: «Учитель дэвов» , Публикация The Wheel № 414/416, Канди: Буддийское издательское общество, 1997
- ^ «Арья Сангханасатра Дхармапарьяя» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 декабря 2006 г. Проверено 26 февраля 2007 г.
- ^ Книга Самьютта Никая Общества палийских текстов IV, стр. 206
- ^ Книга Самьютта Никая Общества палийских текстов i, стр. 61.
- ^ «31 сфера существования» . 31realms.mysticlotus.org . Проверено 3 октября 2022 г.
- ^ «Буддизм и идея Бога» . www.accesstoinsight.org . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ «Тридцать один план существования» . www.accesstoinsight.org . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ «Учитель Дэвов» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 г. Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Мацунага, Алиса; Мацунага, Дайган (1971): Буддийская концепция ада. Нью-Йорк: Философская библиотека. п. 40.
- ^ Лаут, Йенс Питер (2013). «Ады в среднеазиатском тюркском буддизме и раннетюркском исламе». Между четырьмя раями: опыт, идеологии и обряды смерти между Востоком и Западом : 20. ISBN 978-88-97735-10-7 – через Университет Ка Фоскари в Венеции.
- ^ Браавиг, Йенс (2009). «Буддист: ранний пример идеи?». Нумен . 56 (2/3): 256 – через JSTOR.
- ^ Закон, Бимала Черн; Баруа, Бени Мадхаб (1973): Рай и ад с точки зрения буддизма. Варанаси: Паб Бхартия. Дом, ИП
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роберт Э. Басуэлл младший ; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . стр. 232–233. ISBN 9781400848058 . Проверено 22 июня 2015 г.
- Трейнор, Кевин (2004). Буддизм: Иллюстрированное руководство . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780195173987 . Проверено 22 июня 2015 г.
- Норман, КР (1981). « Дэвы и адхидевы в буддизме », Журнал Палийского общества текстов, 9, 145–155.