Jump to content

Ад (индуизм)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

На центральной панели изображен Яма , которому помогают Читрагупта и Ямадутас, судящий мертвых. Другие панели изображают различные царства/ады Нараки.

Нарака ( санскрит : नरक ), также называемый Ямалока , является индуистским эквивалентом ада , где грешники мучаются после смерти. [1] Это также обитель Ямы , бога Смерти. Он описан как расположенный на юге Вселенной и под землей.

Количество и названия адов, а также тип грешников, отправляемых в тот или иной ад, варьируются от текста к тексту; однако во многих Священных Писаниях описывается 28 адов. [1] После смерти посланники Ямы, называемые Ямадутами, приводят все существа ко двору Ямы, где он взвешивает добродетели и пороки существа и выносит приговор, отправляя добродетельных в Сваргу (рай), а грешников в один из адов. Пребывание в Сварге или Нараке обычно называют временным. По истечении срока наказания души перерождаются как низшие или высшие существа в зависимости от их достоинств. [1] (исключением является индуистский философ Мадхвачарья , который верит в вечное проклятие тамо -йогьев в Андхантамасе). [2]

Расположение

[ редактировать ]

« Бхагавата-пурана» описывает Нараку как под землей: между семью царствами подземного мира ( Патала ) и океаном Гарбходака, который является дном вселенной. Он расположен на юге Вселенной. Питрлока, где проживают умершие предки ( питры ) во главе с Агнишваттой, также находится в этом регионе. Яма, повелитель Нараки, проживает в этом царстве со своими помощниками. [3] В « Деви Бхагавата Пуране» упоминается, что Нарака — это южная часть вселенной, расположенная ниже Земли, но выше Паталы. [4] В Вишну-пуране упоминается, что он расположен под космическими водами на дне вселенной. [5] Индуистские эпосы также сходятся во мнении, что Нарака расположена на юге, в направлении, которым управляет Яма и которое часто ассоциируется со Смертью. Питрлока считается столицей Ямы, откуда Яма вершит свое правосудие. [6]

Администрация

[ редактировать ]
Суд Ямы, гр. 1800 г.

Бог Смерти Яма нанимает Яма-дутов (посланников Ямы) или Яма-пуруш, которые приводят души всех существ к Яме для суда. [3] Обычно все живые существа, включая людей и животных, после смерти попадают в обитель Ямы, где их судят. Однако очень добродетельные существа попадают прямо в Сваргу (рай). Люди, преданные благотворительности, особенно жертвователи еды, и проповедники вечной истины избегают правосудия суда Ямы. Герои войны, жертвующие своей жизнью, и люди, умирающие в святых местах, таких как Курукшетра, также описываются как избегающие Ямы. [6] Те, кто обретает мокшу (спасение), также вырываются из лап ямадутов . [3] Щедрым и аскетичным людям предоставляется предпочтение при входе в Нараку на суд. Тем, кто пожертвовал лампады, путь освещается, а тех, кто прошел религиозный пост, несут павлины и гуси. [6]

Яму, как Господа Справедливости, зовут Дхарма -раджа. [6] Яма отправляет добродетельных в Сваргу, чтобы они наслаждались роскошью рая. Он также оценивает пороки умерших и выносит приговор, назначая им соответствующие ады в качестве наказания, соизмеримого с тяжестью и характером их грехов. [3] [4] Человек не освобождается от сансары (цикла рождения-смерти-перерождения) и должен снова родиться после того, как ему предписано наслаждение в Сварге или наказание в Нараке. [3]

Яме помогает его министр Читрагупта , который ведет учет всех добрых и злых поступков каждого живого существа. [7] Яма-дхутам также поручено наказывать грешников в различных адах. [3]

Номер и имена

[ редактировать ]

Нарака в целом известна под многими именами, обозначающими, что это царство Ямы. Ямалая, Ямалока, Ямасадана и Ямалокая означают обитель Ямы. Ямакшайя ( акшайя Ямы) и ее эквиваленты, такие как Вайвасватакшайя, используют игру слов для слова кшая , которое может означать обитель или разрушение. Его еще называют Самьямани, «где говорят только правду, а слабые мучают сильных», Мритюлокайя – мир Смерти или мертвых и «город царя призраков», Претараджапура. [6]

В Агни Пуране упоминаются только 4 ада. [1] В некоторых текстах упоминаются 7 адов: Пут («бездетный», для бездетных), Авичи («бесволновой», для ожидающих реинкарнации), Самхата («заброшенный», для злых существ), Тамисра («тьма», где тьма начинаются ад), Риджиша («изгнанный», откуда начинаются адские муки), Кудмала («прокаженный», худший ад для тех, кому предстоит перевоплощаться) и Какола («черный яд», бездонная яма, для тех, кто навечно обречены на ад и не имеют шанса на реинкарнацию). [8] [9] [10]

В Ману Смрити упоминается 21 ад: Тамисра, Андхатамисра, Махараурава, Раурава, Каласутра, Маханарака, Самдживана, Махавичи, Тапана, Сампратапана, Самхата, Сакакола, Кудмала, Путимриттика, Лохасанку, Риджиша, Патана, Вайтарани, Салмали, Асипатравана и Лохадарака. [11]

Яджнавалкья Смрити также перечисляет двадцать один: Тамисра, Лохасанку, Маханирайя, Саламали, Раурава, Кудмала, Путимриттика, Каласутрака, Сангхата, Лохитода, Савиша, Сампратапана, Маханарака, Какола, Сандживана, Махапатха, Авичи, Андхатамисра, Кумбхипака, Асипатравана и Тапана. . [12] « Бхагавата-пурана» , «Вишну-пурана» и « Деви-Бхагавата-пурана» перечисляют и описывают 28 адов; однако они заканчивают описание утверждением, что существуют сотни и тысячи адов. [3] [4] [5] [13] В «Бхагавата-пуране» их насчитывается 28: Тамисра, Андхатамисра, Раурава, Махараурава, Кумбхипака, Каласутра, Асипатравана, Сукарамукха, Андхакупа, Кримибходжана, Самдамса, Таптасурми, Ваджракантака-салмали, Вайтарани, Пуйода, Пранародха, Висасана, Лалабхакша, Сарамейадана, Авичи, Аяхпана, Кшаракардама, Раксогана-бходжана, Сулапрота, Дандасука, Авата-ниродхана, Парьявартана и Сучимукха. [3] Деви Бхагавата Пурана согласуется с Бхагавата Пураной в большинстве названий; однако некоторые имена немного отличаются. Таптасурми, Аяхпана, Раксогана-бходжана, Авата-ниродхана, Парьявартана заменяются Таптамурти, Апахпаной, Раксогана-самбходжей, Аватародхой, Парьявартанатакой соответственно. [4] В Вишну Пуране 28 упоминаются в следующем порядке: Раурава, Шукара, Родха, Тала, Висасана, Махаджвала, Таптакумбха, Лавана, Вимохана, Рудхирандха, Вайтарани, Кримиша, Кримибходжана, Асипатравана, Кришна, Лалабхакша, Даруна, Пуяваха, Папа, Вахниджвала. , Адхоширас, Санданса, Каласутра, Тамас, Авичи, Свабходжана, Апратиштха и еще один Авичи. [5]

Описание ада

[ редактировать ]
Различные грехи и соответствующие наказания в аду.

Ранние тексты, такие как Ригведа, не содержат подробного описания Нараки. Это просто место зла и темная бездонная яма. [ нужна ссылка ] Атхарваведа . описывает царство тьмы, куда убийцы заключаются после смерти

«Шатапатха -брахман» — первый текст, в котором подробно упоминаются боль и страдания Нараки, а « Ману Смрити» начинает называть множество адов. [13] Эпосы также описывают Ад в общих чертах как густые джунгли без тени, где нет воды и нет покоя. Ямадуты мучают души по приказу своего хозяина. [6]

Названия многих адов часто встречаются в индуистских текстах; однако природа грешников, мучающихся в определенных адах, варьируется от текста к тексту.

Краткое описание двадцати восьми адов, описанных в « Бхагавата-пуране» и « Деви-Бхагавата-пуране», следующее: [3] [4]

Тамисра (тьма): Предназначена для человека, захватившего чужое богатство, жену или детей. В этом темном царстве он связан веревками и умирает от голода без еды и воды. Ямадутас избивает и упрекает его, пока он не теряет сознание. [3] [4]

Андхатамисра (слепая тьма): Здесь человек, который обманывает другого мужчину и наслаждается своей женой или детьми, мучается до такой степени, что теряет разум и зрение. Пытка описывается как срезание дерева под корень. [3] [4]

Раурава (страшный или адский руру ): Согласно « Бхагавата-пуране» и « Деви-Бхагавата-пуране» , он предназначен для человека, который заботится о своем благе и благе своей семьи, но причиняет вред другим живым существам и всегда завидует другим. Живые существа, пострадавшие от такого человека, принимают форму диких змееподобных зверей, называемых руру , и мучают этого человека. [3] [4] Вишну -пурана считает, что этот ад подходит для лжесвидетелей или лжецов. [5]

Махараурава (велико-страшный): Человек, который потворствует себе за счет других существ, страдает от боли от жестоких руру , называемых кравьядами , которые поедают его плоть. [3] [4]

Кумбхипака (приготовленный в котле): человека, который готовит зверей и птиц живьем, здесь Ямадуты готовят живыми в кипящем масле в течение столько лет, сколько волос было на телах их животных-жертв. [3] [4]

Каласутра (нить Времени/Смерти): Бхагавата Пурана приписывает этот ад убийце брамина , [3] в то время как Деви Бхагавата Пурана отводит его для человека, который не уважает своих родителей, старших, предков или брахманов. [4] Это царство полностью сделано из меди и чрезвычайно горячо, нагрето огнем снизу и раскаленным солнцем сверху. Здесь грешник горит изнутри голодом и жаждой и тлеющим зноем снаружи, спит ли он, сидит, стоит или бежит. [3] [4]

Асипатравана/Асипатраканана (лес листьев меча): Бхагавата-пурана и Деви-Бхагавата-пурана оставляют этот ад для человека, который отклоняется от религиозных учений Вед ​​и предается ереси. [3] [4] В Вишну-пуране говорится, что бессмысленная вырубка деревьев приводит к этому аду. [5] Ямадуты избивают их кнутами, когда они пытаются убежать в лесу, где у пальм вместо листьев мечи. Пострадавшие от ударов кнутом и мечом, они теряют сознание и напрасно взывают о помощи. [3] [4]

Шукарамуха (пасть свиньи): здесь живут короли или правительственные чиновники, которые наказывают невиновных или телесно наказывают браминов. Ямадутас сокрушает его, как измельчают сахарный тростник, чтобы получить сок. Он будет кричать и кричать в агонии, как страдал невиновный. [3] [4]

Андхакупа (ну, со скрытым ртом): Это ад, где заточен человек, причиняющий вред другим со злым умыслом и причиняющий вред насекомым. На него нападают птицы, млекопитающие, рептилии, комары, вши, черви, мухи и другие, которые лишают его покоя и заставляют бегать туда-сюда. [3] [4]

Кримибходжана/Кримибхакша (пища для червей): согласно « Бхагавата-пуране» и « Деви-Бхагавата-пуране» , это когда человек, который не делится своей пищей с гостями, старейшинами, детьми или богами и эгоистично ест ее в одиночку, и тот, кто ест, не совершив пять яджн ( панчайаджна ), подвергается наказанию. [3] [4] В Вишну-пуране говорится, что здесь наказывается тот, кто ненавидит своего отца, брахманов или богов и уничтожает драгоценности. [5] Этот ад представляет собой озеро площадью 100 000 йоджан, наполненное червями. Грешный человек низводится до червя, питающегося другими червями, которые, в свою очередь, пожирают его тело в течение 100 000 лет. [3] [4]

Санданса/Сандамса (ад клешней): « Бхагавата-пурана» и « Деви-Бхагавата-пурана» утверждают, что человек, который грабит брамина или крадет у кого-то драгоценности или золото, когда он не испытывает острой нужды, попадает в этот ад. [3] [4] Однако Вишну-пурана велит нарушителям обетов или правил терпеть здесь боль. [5] Его тело разрывают раскалёнными железными шарами и щипцами. [3] [4]

Таптасурми/Таптамурти (раскаленная железная статуя): мужчину или женщину, вступающих в незаконные сексуальные отношения с женщиной или мужчиной, избивают кнутами и заставляют обнимать раскаленные железные фигурки противоположного пола. [3] [4]

Ваджракантака-салмали (шелково-хлопковое дерево с шипами, похожими на молнии/ ваджры ): человека, вступающего в половую связь с нелюдьми или имеющего чрезмерный половой акт, привязывают к дереву Ваджракантака-салмали и тянут Ямадутами так, что шипы разрывают его тело. [3] [4]

Вайтарни/Вайтарна (необходимо пересечь): это река, которая, как полагают, протекает между Наракой и землей. Эта река, образующая границу Нараки, наполнена экскрементами, мочой, гноем, кровью, волосами, ногтями, костями, костным мозгом, плотью и жиром, где свирепые водные существа поедают плоть человека. Согласно « Бхагавата-пуране» и « Деви-Бхагавата-пуране» , человек, рожденный в уважаемой семье – кшатрии (каста воинов), королевской семье или правительственном чиновнике – который пренебрегает своим долгом, бросается в эту реку ада. [3] [4] Вишну -пурана приписывает его разрушителю улья или города. [5]

Различные грехи и соответствующие наказания в аду.

Пуйода (вода гноя): шудры (каста рабочих) и мужья или сексуальные партнеры скромных женщин и проституток, которые живут как звери, лишенные чистоты и хорошего поведения, падают в Пуйоду, океан гноя, экскрементов, мочи, слизи, слюна и другие отвратительные вещи. Здесь их заставляют есть эти отвратительные вещи. [3] [4]

Пранародха (препятствие для жизни): некоторые брамины, кшатрии и вайшьи (каста торговцев) занимаются охотой со своими собаками и ослами в лесу, что приводит к бессмысленному убийству животных. Ямадуты играют с ними в стрельбу из лука как с мишенями в этом аду. [3] [4]

Вишана (убийственный): В « Бхагавата-пуране» и « Деви-Бхагавата-пуране» упоминается, что Ямадуты бьют кнутом человека, который гордится своим званием и богатством и приносит в жертву животных как символ статуса, и, наконец, убивают его. [3] [4] Вишну -пурана связывает его с производителем копий, мечей и другого оружия. [5]

Лалабхакша (слюна как пища): Согласно « Бхагавата-пуране» и « Деви-Бхагавата-пуране» , мужа-брамина, кшатрия или вайшья, который заставляет свою жену пить его семя из-за похоти и для усиления своего контроля, бросают в реку. спермы, которую его заставляют пить. [3] [4] Вишну -пурана не соглашается с утверждением, что тот, кто ест перед тем, как предложить еду богам, предкам или гостям, попадает в этот ад. [5]

Сарамейадана (ад сыновей Сарамы): грабители, сжигающие дома и отравляющие людей ради богатства, а также короли и другие правительственные чиновники, которые крадут деньги торговцев, совершают массовые убийства или разрушают нацию, брошены в этот ад. Семьсот двадцать свирепых псов, сыновей Сарамы , с острыми как бритва зубами охотятся на них по велению Ямадутаса. [3] [4]

Авичи/Авичимат (безводный/безволновой): Человека, который лежит под клятвой или в бизнесе, неоднократно сбрасывают головой вперед с горы высотой 100 йоджан, склоны которой представляют собой каменные волны, но без воды. Его тело постоянно ломают, но делают все возможное, чтобы он не умер. [3] [4]

Аяхпана (железный напиток): здесь наказывают любого, кто находится под присягой, или брамина, употребляющего алкоголь. Ямадуты встают им на грудь и заставляют пить расплавленное железо. [3] [4]

Ксаракардама (кислотная/соленая грязь/грязь): Тот, кто из ложной гордости не чтит человека выше него по рождению, аскезе, знаниям, поведению, касте или духовному порядку, подвергается пыткам в этом аду. Ямадутас бросает его головой вперед и мучает. [3] [4]

Раксогана-бходжана (пища ракшасов): Те, кто практикует человеческие жертвоприношения и каннибализм, обречены на этот ад. Их жертвы в образе ракшасов резали их острыми ножами и мечами. Ракшасы пируют их кровью, поют и танцуют от радости, точно так же, как грешники убивали своих жертв. [3] [4]

Шулапрота (пронзенный острым копьем/дротиком): Некоторые люди дают приют птицам или животным, притворяясь их спасителями, но затем беспокоят их, тыкая нитками, иголками или используя их как безжизненные игрушки. Кроме того, некоторые люди ведут себя так же с людьми, завоевывая их доверие, а затем убивая их острыми трезубцами или копьями. Тела таких грешников, измученных голодом и жаждой, пронзаются острыми, похожими на иглы копьями. Свирепые хищные птицы, такие как стервятники и цапли, рвут и пожирают их плоть. [3] [4]

Дандасука (змеи): Преисполненные зависти и ярости, некоторые люди вредят другим, как змеи. Им суждено быть сожранными пятью или семью змеями с капюшонами в этом аду. [3] [4]

Авата-ниродхана (запертый в яме): Люди, которые заключают других в темные колодцы, трещины или горные пещеры, вталкиваются в этот ад, темный колодец, окутанный ядовитыми испарениями и дымом, который душит их. [3] [4]

Парьявартана (возвращающийся): Домохозяин, который встречает гостей жестокими взглядами и оскорбляет их, удерживается в этом аду. На них пристально смотрят стервятники, цапли, вороны и подобные им птицы и вдруг прилетают и выщипывают ему глаза. [3] [4]

Сучимукха (игольное лицо): Всегда подозрительный человек всегда опасается людей, пытающихся завладеть его богатством. Гордясь своими деньгами, он грешит, чтобы получить и сохранить их. В этом аду Ямадутас прошивает нитью все свое тело. [3] [4]

Хотя Вишну-пурана упоминает 28 адов, она дает информацию только о грешниках, осужденных в 21 аде, и не дает подробностей о наказаниях. Ады, описанные в « Вишну-пуране» , но не в « Бхагавата-пуране» и « Деви-Бхагавата-пуране», таковы: [5]

Родха (препятствие): Сюда помещается виновник аборта, убийца коровы, грабитель или тот, кто душит человека.

Сукара (свинья): Убийца брамина, похититель золота или алкоголик и все, кто связан с ними, попадают в этот ад.

Тала (замок): Сюда ведет убийство кшатрия или вайшья и прелюбодеяние с женой религиозного лидера.

Таптакумбха (горячие горшки): Инцест с сестрой и убийцей посла приводит к мучениям в этом аду.

Тапталоха (горячее железо): здесь пытают жену-продавца, тюремщика и того, кто бросает своих последователей.

Махаджвала (великий огонь): Инцест с дочерью или невесткой приводит сюда.

Лавана (соль): Тот, кто поносит своего гуру, людей выше него или Веды, попадает в этот ад.

Вимохана (место сбивания с толку): здесь мучаются воры или те, кто презирает предписанные обряды.

Кримиша (ад насекомых): Здесь осуждается тот, кто использует магию во вред другим.

Ведхака (пронзающий): Создатель стрел проклят в этом аду.

Адхомукха (с перевернутой головой): сюда помещаются тот, кто берет взятки, астролог и тот, кто поклоняется неподобающим объектам.

Пуяваха (куда падает материя): брамин, продающий лак , мясо, алкоголь, соль; тот, кто совершает насилие, и тот, кто ест сладости, не делясь ими, попадает в этот ад.

Рудхирандха (источники крови): борцы или боксеры, совершающие насилие ради развлечения, рыбаки, последователи ублюдков, поджигатели, отравители, информаторы, гадалки, предатели, те, кто вступает в половой акт в священные запретные дни, и те, кто живет за счет своих жен. проституция здесь снимается.

Кришна (темный/черный): Мошенник, нарушитель и тот, кто вызывает импотенцию, брошен в этот ад.

Вахниджвала (пламенное пламя): здесь наказывают гончаров, охотников, пастухов и других.

Швабходжана (пища собак): Здесь прокляты религиозный ученик, который спит днем, и тот, кто не обладает духовными знаниями и учится им у детей.

Повествовательные, социальные и экономические функции

[ редактировать ]

Индуистская религия рассматривает ад не как место длительного постоянства, а как альтернативную область, из которой человек может вернуться в настоящий мир после того, как преступления в предыдущей жизни были возмещены. Эти преступления в конечном итоге сводятся на нет равным наказанием в следующей жизни. Концепция ада предоставила индуистской религии множество различных возможностей, включая повествовательные, социальные и экономические функции.

Повествование

[ редактировать ]

Повествовательное обоснование концепции ада можно найти в индуистском эпосе «Махабхарата» . Это повествование заканчивается посещением Юдхиштхиры ада после того, как ему было предложено попасть на небеса. Это путешествие создает для зрителей сцену, которая помогает проиллюстрировать важность понимания ада так же, как и рая, прежде чем принимать любую крайность. Эта идея дает важный урок относительно Дхармы , основной темы Махабхараты. Дхарма – это не черно-белое понятие, и не все люди являются полностью добрыми или полностью злыми. Таким образом, толерантность необходима для истинного понимания «правильного образа жизни». Мы все должны понять худшее, чтобы по-настоящему понять и оценить лучшее, точно так же, как мы должны испытать лучшее, прежде чем сможем пережить худшее. религия используется В этом повествовании индуистская для того, чтобы преподать уроки терпимости и принятия недостатков и достоинств друг друга.

Социальные

[ редактировать ]

Социальное обоснование индуистской концепции перерождения в аду очевидно в метрическом труде «Манусмрити » : письменном дискурсе, сосредоточенном на «законе социальных классов». Большая часть книги предназначена для того, чтобы помочь людям индуистской веры понять злые дела (патака) и их кармические последствия в различных адских перерождениях. Однако «Манусмрити» не вдается в подробности каждого ада. Для этого мы обратимся к Бхагавата Пуране . Манусмрити перечисляет несколько уровней ада, в которых человек может переродиться. Наказания в каждом из этих последовательных адов напрямую связаны с преступлениями (патаками) текущей жизни и тем, как эти деяния повлияют на следующее перевоплощение во время цикла сансары. Эта концепция обеспечивает структуру общества, в которой преступления имеют тяжелые последствия. Противоположным социальным аспектом этих адских перерождений является точный способ, которым человек может искупить себя от конкретного преступления с помощью ряда обетов (таких как пост, ритуалы очистки воды, пение и даже жертвоприношения). Эти обеты должны иметь место в течение того же жизненного цикла, в котором были совершены преступления. Эти религиозные уроки помогают социальной структуре, определяя одобренное и неодобренное социальное поведение.

Экономический

[ редактировать ]

Последней индуистской функцией реинкарнаций в аду является текст Прета кханда в Гаруда-пуране, используемый индуистскими священниками во время ритуалов Шраддхи . Во время этих ритуалов душе умирающего или умершего человека предоставляется безопасный переход в следующую жизнь. Этот ритуал напрямую связан с экономическим процветанием индуистских священников и их способностью спасти умирающую душу от адского перевоплощения посредством даров, преподносимых от имени умершего священнику, выполняющему ритуал. С каждым подарком прощаются преступления, совершенные при жизни умершего, и следующая жизнь постепенно улучшается. [14]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Даллапиккола, Анна Л. (2002). "Ад" . Словарь индуистских преданий и легенд . Темза и Гудзон . ISBN  978-0-500-51088-9 . (требуется подписка)
  2. ^ Хельмут фон Глазенапп : Индуизм. Религия и общество в сегодняшней Индии, Хильдесхайм, 1978, с. 248.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к А.Ч. Бхактиведанта Свами . «Бхагавата-пурана 5.26» . Бхактиведанта Ведабаза . Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 368–70 . ISBN  0-8426-0822-2 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Уилсон, Гораций Хейман (1865). «Глава VI». Вишну-пурана (перевод) . Том. II. Лондон: Трубнер и компания. стр. 207–11.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хопкинс, Эдвард (1969). Эпическая мифология . Мотилал Банарасидасс. стр. 108–9.
  7. ^ Руки с. 184
  8. ^ Уокер, Бенджамин (1968). Индуистский мир: энциклопедический обзор индуизма . Аллен и Анвин. стр. 253–4.
  9. ^ Шивая Субрамуниясвами (2000). Любящий Ганешу: очаровательный Бог с лицом слона в индуизме . Публикации Гималайской академии. стр. 474–5. ISBN  9780945497776 .
  10. ^ Космология . (2002). В словаре индуистских преданий и легенд, Темза и Гудзон . Получено с http://www.credoreference.com/entry/thhll/cosmology.
  11. ^ Бюлер, Георг (1886). Законы Ману . Оксфорд, Кларендон Пресс. стр. 142–3.
  12. ^ Примечания в Уилсон, Гораций Хейман (1865). «Глава VI» . Вишну-пурана (перевод) . Том. II. Лондон: Трубнер и компания. п. 215.
  13. ^ Перейти обратно: а б Далал, Рошен (2010). Индуизм: алфавитный путеводитель . Пингвин. п. 274. ИСБН  978-0143414216 .
  14. ^ Якобсен, Кнут (2009). «Три функции ада в индуистских традициях». Нумен . 56 (2): 385–400. дои : 10.1163/156852709X405071 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ce3de0d918e7e76400e5b0cc6845c99__1721303400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/99/4ce3de0d918e7e76400e5b0cc6845c99.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Naraka (Hinduism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)