Навь (славянский фольклор)

( Isaak Levitan , Vladimirka , 1892)
Нав [ а ] — фраза, обозначающая души умерших в славянской мифологии . Форма единственного числа ( Нав или Навия ) используется также как название подземного мира , над которым осуществляет опеку Велес — ее часто интерпретируют как другое название подземного варианта Выража ( неба или рая ) . [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Слова nawia , nav и другие его варианты, скорее всего, произошли от праславянского * navь- , что означает «труп», «умерший». [ 4 ] Родственные слова в других индоевропейских языках включают латышский nāve («смерть»), литовский nõvis («смерть»), древнепрусский novis («тело, плоть»), древневосточнославянский навь ( навь ) («труп, мертвое тело»). и готский 𐌽𐌰𐌿𐍃 ( наус , «мертвое тело, труп»). [ 5 ]
Нявка может быть родственным санскритскому слову Нарака , относящемуся к понятию ада в индуизме . [ нужна ссылка ]
Как души или духи
[ редактировать ]Нави . , навки , иногда их еще называют куклами [ 3 ] (Польский язык; все формы множественного числа) использовались как имена душ умерших. По мнению некоторых ученых (в частности, Станислава Урбанчика ), это слово было общим названием демонов, возникающих из душ трагических и преждевременных смертей, убийц, колдунов, убитых и утонувших мертвецов . [ 6 ] Говорили, что они враждебны и неблагосклонны к людям, завидуют жизни. [ 6 ] В булгарском фольклоре существует образ 12 навий высасывавших кровь из рожавших женщин, тогда как в Русской Первой летописи навии , представлены как демоническое олицетворение чумы 1092 года в Полоцке . [ 4 ] Согласно народным сказаниям, нави обычно принимали облик птиц. [ 3 ]
Как преступный мир
[ редактировать ]Фраза Навия (польский) или Нав (используемая в славянских языках) также использовалась как название славянского подземного мира, которым правил бог Велес , окруженного от мира живым морем или рекой, согласно некоторым верованиям, расположенным глубоко. под землей. [ 3 ] Согласно русинскому фольклору, Велес жил на болоте в центре Нави, где восседал на золотом троне у подножия Космического Древа , владея мечом. [ 3 ] Символически Навь также описывалась как огромная зеленая равнина-пастбище, на которое Велес ведёт души . [ 3 ] Вход в Навь охранял Змей . [ 3 ] Считалось, что души позже возродятся на земле. [ 7 ] Весьма вероятно, что эти народные верования легли в основу неоязыческой идеи Яви, Прави и Нави в литературной подделке, известной как « Книга Велеса» .
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Фигура по имени Nāves māte («Мать Смерть») существует в латышской мифологии как одна из Махтов , обозначения нескольких женских божеств. [ 1 ] Связь со словенским навье видел еще ученый Николай Михайлов. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мотц, Лотте. Лица Богини . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1997. стр. 221–222 (сноска № 27). ISBN 0-19-508967-7
- ^ Konickaja, Jelena. "Николай Михайлов: славист, словенист, балтист (11.06.1967–25.05.2010)". In: SLAVISTICA VILNENSIS 2010 Kalbotyra 55 (2). p. 174.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шиевский, Анджей (2004). Религия ( славян на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- ^ Jump up to: а б Кемпински, Анджей (2001). народов Энциклопедия мифологии индоевропейских (на польском языке). Варшава: Искры. ISBN 83-207-1629-2 .
- ^ Разаускас, Дайнюс (2011). прообраз лодки» мифологический «Рыба – . .1614 .
- ^ Jump up to: а б Стжельчик, Ежи (2007). ( Мифы, легенды и верования ранних славян на польском языке). Познань: Ребис. ISBN 978-83-7301-973-7 .
- ↑ Николай Шевченко: Куда отправлялись после смерти древние славяне? , Россия за пределами новостей , 9 марта 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уорнер, Элизабет А. (2011). «Русские крестьянские поверья о нечистых мертвецах и засухе в контексте сельскохозяйственного года». Фольклор . 122 (2): 155–75. JSTOR 41306584 . По состоянию на 3 июля 2024 г.
- Кайковский, Камиль. 2015. «Славянские путешествия в потусторонний мир. Заметки об эсхатологии раннесредневековых померанцев». Studia Mythologica Славика 18 (июль). Любляна, Словения: 15-34. https://doi.org/10.3986/ sms.v18i0.2828 .
- Зохиос, Стаматис (2019). «Славянские божества смерти. Ищем иголку в стоге сена» . В Патрисе Лажуа (ред.). Новые исследования по религии и мифологии славян-язычников . Лизье: Лингва. стр. 69–98.
- Джурич, Драгана (2024). « Мифологические представления об умерших у славянских народов ». В: Религии 15, вып. 2: 194. два : 10.3390/rel15020194