Jump to content

Ось мира

XVIII века Иллюстрация горы Кайлас , изображающая святое семейство: Шиву и Парвати , обнимающих Сканду с Ганешей рядом с Шивой.

В астрономии ось ось мира — это латинский термин, обозначающий Земли между небесными полюсами . В геоцентрической системе координат это ось вращения небесной сферы . Следовательно, в древней греко-римской астрономии ось мира [1] — ось вращения планетарных сфер в рамках классической геоцентрической модели космоса. [2]

20-го века В сравнительной мифологии термин axis mundi , также называемый космической осью , мировой осью , мировой колонной , центром мира или мировым деревом , был значительно расширен для обозначения любой мифологической концепции, представляющей «связь между Небом и мировым деревом». Земля » или «высшие и нижние царства». [3] Мирча Элиаде представил эту концепцию в 1950-х годах. [4] Axis mundi тесно связана с мифологической концепцией омфала ( пупа) мира или космоса. [5] [6] [7] Предметы, приведенные в качестве примеров оси мира сравнительными мифологами, включают растения (особенно дерево , но также и другие типы растений, такие как виноградная лоза или стебель ), гору , столб дыма или огня или продукт человеческого производства (например, посох, башня , лестница , лестница , майский шест , , крест веревка шпиль, , тотемный столб , столб , шпиль ). Его близость к небу может иметь значение, в основном религиозное ( пагода , храмовая гора , минарет , церковь ) или светское ( обелиск , маяк , ракета , небоскреб ). Изображение появляется в религиозном и светском контекстах. [8] Символ оси мира можно найти в культурах, использующих шаманские практики или анимистические системы верований, в основных мировых религиях и в технологически развитых «городских центрах». По мнению Мирчи Элиаде : «Каждый микрокосм, каждая обитаемая область имеет центр; то есть место, которое священно превыше всего». [9]

Конкретные примеры космических гор или центров включают один из египетских текстов, описываемый как поддерживающий небо. [10] Гора Машу из эпоса о Гильгамеше , [11] Пик Адама , священная гора в Шри-Ланке , ассоциирующаяся с Адамом или Буддой в исламской и буддийской традициях соответственно. [12] Гора Каф в других исламских и арабских космологиях. [13] гора Хара-Берз в зороастрийской космологии , [14] Гора Меру в индуистской , джайнской и буддийской космологии . [14] и Мекка как космический центр в суфийской космологии (в традициях меньшинства ее называют Мединой или Иерусалимом ). [15]

Гора Кайлас (вид с юга) является священной для индуизма и некоторых религий Тибета .

Существует множество интерпретаций происхождения концепции оси мира. Одна психологическая и социологическая интерпретация предполагает, что символ возникает в результате естественного и универсального психологического восприятия, т.е. что конкретное место, которое человек занимает, находится в «центре мира». Это пространство служит микрокосмом порядка, поскольку оно известно и урегулировано. За пределами микрокосма лежат чужие миры, которые – поскольку они незнакомы или неупорядочены – представляют собой хаос, смерть или ночь. [16] Из центра можно по-прежнему отправляться в любое из четырех основных направлений, делать открытия и основывать новые центры по мере того, как новые сферы становятся известными и заселенными. Название Китая , означающее «Срединная нация» ( 中国 pinyin : Zhōngguó ), часто интерпретируется как выражение древнего представления о том, что китайское государство (или группа государств) занимало центр мира, а другие земли лежали в различных местах. направления относительно него. [8]

Вторая интерпретация предполагает, что древние символы, такие как ось мира, лежат в определенном философском или метафизическом представлении общей и культурно разделяемой философской концепции, которая представляет собой естественное отражение макрокосма (или существования в большом масштабе) в микрокосме ( которая состоит из индивидуума, сообщества или локальной среды, разделяющей те же принципы и структуры, что и макрокосм). В этом метафизическом представлении вселенной человечество помещено в существование, которое служит микрокосмом вселенной или всего космического существования, и которое – для достижения более высоких состояний существования или освобождения в макрокосме – должно получить необходимое понимание универсальные принципы, которые могут быть представлены его жизнью или окружением в микрокосме. [17] Во многих религиозных и философских традициях мира человечество рассматривается как своего рода мост между двумя мирами, земным и небесным (как в индуистской и даосской философско-теологической системах); или три мира, а именно земной, небесный и «подземный» или «инфраземной» (например, подземный мир, как в религиозных системах Древней Греции, Инков, Майя и Древнего Египта). Эти философские системы охватывают веру в то, что человек пересекает своего рода ось или путь, который может вести от нынешнего центрального положения человека в промежуточных сферах в небесные или подземные сферы. Таким образом, с этой точки зрения символические изображения вертикальной оси представляют собой путь «восхождения» или «нисхождения» в другие духовные или материальные сферы и часто отражают философию, которая рассматривает человеческую жизнь как поиск, в котором человек развивает прозрения или совершенства. чтобы выйти за пределы нынешнего микрокосмического царства и вступить в великий макрокосмический порядок. [18]

В других интерпретациях ось мира определяется в более широком смысле как место соединения небесного и земного царств – часто гора или другое возвышенное место. Высокие горы часто считаются священными, и на вершине или у подножия некоторых воздвигнуты святыни. [19] Гора Куньлунь выполняет аналогичную роль в Китае. [20] Гора Кайлас является священной для индуизма и некоторых религий Тибета . Народ Питьянтьятжара в центральной Австралии считает Улуру центральным местом как в своем мире, так и в культуре. Вулкан Тейде был для канарских аборигенов ( гуанчей ) своеобразной осью мира . В древней Месопотамии культуры древнего Шумера и Вавилона строили высокие платформы, или зиккураты , для возведения храмов на плоской речной равнине. Индуистские храмы в Индии часто расположены на высоких горах – например, Амарнатх , Тирупати , Вайшно Деви и др. Доколумбовые жители Теотиуакана в Мексике воздвигали огромные пирамиды с лестницами, ведущими в небо. Эти индейские храмы часто размещались на вершинах пещер или подземных источников, которые считались проходами в подземный мир. [21] Лестница Иакова — это изображение оси мира, как и Храмовая гора . Для христиан Крест на Голгофе выражает этот символ. [22] В Поднебесной, Китае, была центральная гора Куньлунь , известная в даосской литературе как «гора посреди мира». «Уйти в горы» означало посвятить себя духовной жизни. [23]

Поскольку абстрактная концепция оси мира присутствует во многих культурных традициях и религиозных верованиях, можно считать, что она существует одновременно в любом количестве мест. [9] Гора Ермон считалась осью мира в ханаанской представлены сыны Божьи, спускающиеся вниз . традиции, откуда в 1 Еноха 6:6 [24] У древних армян было несколько святых мест, самым важным из которых была гора Арарат , которая считалась домом богов, а также центром вселенной. [25] Точно так же древние греки считали несколько мест местонахождением земного камня омфалоса (пупка), особенно оракула в Дельфах , сохраняя при этом веру в космическое мировое дерево и в гору Олимп как обитель богов. У иудаизма есть Храмовая гора ; У христианства есть Елеонская гора и Голгофа ; а в исламе есть Кааба (считающаяся первым зданием на Земле), а также Храмовая гора ( Купол Скалы ). В индуизме горой гора Кайлас отождествляется с мифической Меру и считается домом Шивы ; В буддизме Ваджраяны гора Кайлас признана самым священным местом, где сходятся все драконьи потоки , и рассматривается как врата в Шамбалу . В синтоизме храм Исэ называется омфалос . [ нужна ссылка ]

Священные места могут представлять собой мировые центры ( омфалои ) с алтарем или местом молитвы в качестве оси. Алтари, ароматические палочки, свечи и факелы образуют ось, посылая столб дыма и молитву к небу. [ нужна ссылка ] предположил Румынский историк религии Мирча Элиаде , что архитектура священных мест часто отражает эту роль: «Каждый храм или дворец - и, соответственно, каждый священный город или королевская резиденция - является Священной горой, становясь, таким образом, центром». [26] Пагоды в азиатских храмах имеют форму лестницы, соединяющей землю и небо. Шпиль минарет церкви или мечети также служат связующим звеном земли и неба. Такие конструкции, как майский шест , происходящий от саксонского « Ирминсула» , и тотемный столб у коренных народов Америки также представляют собой мировые оси. Калумет . , или священная трубка, представляет собой столб дыма (души), поднимающийся из мирового центра [27] Мандала . создает в границах своего двухмерного пространства мировой центр, аналогичный тому, который создается в трехмерном пространстве святилищем [28]

В классических элементах и ​​ведической Панча Бхуте ось мира соответствует эфиру , квинтэссенции. [ нужна ссылка ]

Иггдрасиль , Мировой Пепел в скандинавских мифах.

Растения

[ редактировать ]

Растения часто служат образами оси мира. Изображение Космического Древа представляет собой символ оси, объединяющий три плана: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). [29] В некоторых тихоокеанских островов культурах баньян , из которого дерево Бодхи относится к разновидности Священного инжира , является обителью духов предков. В индуистской религии баньян считается священным и называется ашват врикша («Из всех деревьев Я — баньян» — Бхагавад Гита ). Он символизирует вечную жизнь из-за своих, казалось бы, постоянно расширяющихся ветвей. Дерево Бодхи – это также имя, данное дереву, под которым Гаутама Сиддхартха , исторический Будда , сидел в ночь, когда он достиг просветления . Мезоамериканское мировое древо соединяет планы подземного мира и неба с планами земного царства. [30] Иггдрасиль скандинавской , или Мировой Пепел, действует примерно таким же образом в мифологии ; это место, где Один нашел просветление. Другие примеры включают Джиевара в литовской мифологии и Дуб Тора в мифах дохристианских германских народов . Древо Жизни и Древо Познания Добра и Зла в Бытии представляют два аспекта одного и того же образа. Говорят, что каждый из них стоит в центре райского сада , из которого текут четыре реки, питающие весь мир. Каждое дерево дарует благо. Бамбук , растение, из которого изготавливают ручки для азиатской каллиграфии, символизирует знания и регулярно встречается в кампусах азиатских колледжей. Рождественская елка , происхождение которой можно проследить до дохристианских европейских верований, представляет собой ось мира. [31] В йоруба религии масличная пальма — это ось мира (хотя и не обязательно «мировое дерево»), на которую Рунмила взбирается, чередуясь между небом и землей. [32]

Витрувианский человек Леонардо да Винчи ( ок. 1492 г. )

Человеческая фигура

[ редактировать ]

Человеческое тело может выражать символ мировой оси. [33] Некоторые из более абстрактных представлений Древа Жизни, такие как сефирот в каббале и система чакр , признанная индуизмом и буддизмом, сливаются с концепцией человеческого тела как столпа между небом и землей. Такие дисциплины, как йога и тай-чи, начинаются с представления о человеческом теле как оси мира. Будда представляет собой мировой центр в человеческом облике. [34] Большие статуи медитирующей фигуры объединяют человеческую форму с символикой храма и башни. Астрология во всех своих формах предполагает связь между здоровьем и делами человека и ориентацией на небесные тела. Мировые религии рассматривают само тело как храм, а молитву как колонну, соединяющую землю и небо. Древний Колосс Родосский совмещал роль человеческой фигуры с ролью портала и небоскреба. Образ эпохи Возрождения, известный как Витрувианский человек, представлял собой символическое и математическое исследование человеческой формы как мировой оси. [31]

Светские структуры также могут функционировать как оси мира . [26] В навахо культуре хоган выступает в качестве символического космического центра. [35] В некоторых азиатских культурах дома традиционно располагались в форме квадрата, ориентированного по четырем направлениям света. Традиционный дом был ориентирован на небо посредством фэн-шуй , системы геомантии , так же, как и дворец. [ нужна ссылка ] Традиционные арабские дома также расположены в виде площади, окружающей центральный фонтан, который напоминает первозданный райский сад. Мирча Элиаде отмечал, что «символика колонны в [европейских] крестьянских домах также происходит из «символического поля» оси мира . Во многих архаических жилищах центральная колонна фактически служит средством связи с небесами, с небо». [36] Кочевые народы Монголии и Америки чаще жили кольцевыми структурами. Центральный столб палатки по-прежнему служил осью, но фиксированной привязки к четырем точкам компаса удалось избежать. [37]

Кадуцей

Шаманская функция

[ редактировать ]

Распространенной шаманской концепцией и универсально рассказываемой историей является история о целителе, пересекающем ось мира, чтобы вернуть знания из потустороннего мира. Его можно увидеть в историях от Одина и Мирового Ясеня до Эдемского сада и Лестницы Иакова , Джека и Бобового стебля и Рапунцель . В этом суть путешествия, описанного в «Божественной комедии» Данте Алигьери . Эпическая поэма повествует о нисхождении и восхождении героя через ряд спиральных структур, ведущих его через ядро ​​земли, из глубин ада в небесный рай. Это также центральный принцип Юго-восточного церемониального комплекса . [38]

Любой или что-либо, подвешенное на оси между небом и землей, становится хранилищем потенциальных знаний. Особый статус приобретает подвешенная вещь: змея , жезл, плод, омела . Происхождения этой идеи находят форму в Жезле Асклепия , эмблеме медицинской профессии, и в кадуцее , эмблеме корреспонденции и коммерческих профессий. Посох на этих эмблемах представляет ось мира, а змеи действуют как хранители знаний или проводники к ним. [39]

Современные выражения

[ редактировать ]

Современным художественным представлением оси мира является « Колонна без плавника» ( «Бесконечная колонна» , 1938), абстрактная скульптура румына Константина Брынкуши . Колонна имеет форму «небесного столба» ( columnsa cerului ), поддерживающий небеса, хотя его ритмично повторяющиеся сегменты призывают к восхождению и предполагают возможность вознесения. [40]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ как склоняемая форма на латыни , множественное число axes mundorum
  2. ^ Этот термин используется Близнецом в его «Элементе» , которая в ранних современных изданиях ошибочно приписывается Проклу как «Комментариусу в сферам» . Р.Б. Тодд, «Рукописи Псевдо-Проклана Сферы», Review of Text History 23 (1993), 57–71.Этот термин продолжает использоваться в современных астрономических работах на протяжении всего XVIII века, например, Иоганн Самуэль Трауготт Гелер , Физический словарь (1791), с. 688 .
  3. ^ Мирча Элиаде (тр. Филип Майре). «Символика Центра». В изображениях и символах . Принстон, 1991. ISBN   069102068X . стр.48–51
  4. ^ Мирча Элиаде (тр. Филип Майре). «Символика Центра». В изображениях и символах . Принстон, 1991. ISBN   069102068X . стр.40
  5. ^ Джей Си Купер. Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов. Темза и Гудзон: Нью-Йорк, 1978. ISBN   0500271259 .
  6. ^ Мирча Элиаде (тр. Уиллард Траск). «Архетипы и повторения». В мифе о вечном возвращении . Принстон, 1971 год. ISBN   0691017778 . стр.16
  7. ^ Винтер, Расмус Грёнфельдт (2014). «Пупы мира» . Картуш 89: 15–21.
  8. ^ Jump up to: а б Жан Шевалье и Ален Гербрандт. Словарь символов . Книги Пингвина: Лондон, 1996. ISBN   0140512543 . стр. 61–63, 173–175.
  9. ^ Jump up to: а б Мирча Элиаде (тр. Филип Майре). «Символика Центра». В изображениях и символах . Принстон, 1991. ISBN   069102068X . стр.39
  10. ^ Сили 1991 , с. 233.
  11. ^ Билич, Томислав (5 сентября 2022 г.). «По следам Солнца: Гильгамеш, Одиссей и солнечное движение» . Аннали Восточный сезон . 82 (1–2): 3–37. дои : 10.1163/24685631-12340126 . ISSN   0393-3180 .
  12. ^ Мухаммад, Билал (2018). «Шри-Ланка: Ось Мунди и колыбель человечества» (PDF) . Институт исламских исследований Беркли : 3–6.
  13. ^ Леблинг, Роберт (30 июля 2010 г.). Легенды о духах огня: Джинны и джинны от Аравии до Занзибара . ИБТаурис. стр. 24–28. ISBN  9780857730633 .
  14. ^ Jump up to: а б Погода 2019 , с. 24–25.
  15. ^ О'Мира, Саймон (14 декабря 2022 г.), «Мекка и другие космологические центры в суфийской Вселенной» , Суфийская космология , Брилл, стр. 205–233, doi : 10.1163/9789004392618_012 , ISBN  978-90-04-39261-8 , получено 17 мая 2024 г.
  16. ^ Мирча Элиаде (тр. Филип Майре). «Символика Центра». В изображениях и символах . Принстон, 1991. ISBN   069102068X . стр.37–39
  17. ^ Фритьоф Шуон. От Божественного к человеческому: Обзор метафизики и эпистемологии . Книги мировой мудрости, 1982, стр. 23–27.
  18. ^ Фритьоф Шуон. От Божественного к человеческому: Обзор метафизики и эпистемологии . Книги мировой мудрости, 1982, стр. 27–31
  19. ^ Мирча Элиаде (тр. Филип Майре). «Символика Центра». В изображениях и символах . Принстон, 1991. ISBN   069102068X . стр.41–43
  20. ^ Ван, Чонг. Лунхэн Часть I: Философские очерки Ван Чуна . Пер. Альфред Форк. Лондон: Лузак и компания, 1907. с. 337.
  21. ^ Бейли, Говен Александр (2005). Искусство колониальной Латинской Америки . Нью-Йорк: Phaidon Press Limited. стр. 21 . ISBN  978-0-7148-4157-1 .
  22. ^ Жан Шевалье и Ален Гербрандт. Словарь символов . Книги Пингвина: Лондон, 1996. ISBN   0140512543 . стр. 680–685
  23. ^ Жан Шевалье и Ален Гербрандт. Словарь символов . Лондон: Пингвин, 1996. ISBN   0140512543 . стр. 681
  24. ^ Бауч, Келли Кобленц (25 сентября 2003 г.). Исследование географии 1 Еноха 17–19: «Никто не видел того, что видел я» . БРИЛЛ. п. 62. ИСБН  978-90-04-13103-3 .
  25. ^ «Ноев ковчег в горах Армении» . 11 августа 2013 г.
  26. ^ Jump up to: а б Мирча Элиаде (тр. Уиллард Траск). «Архетипы и повторения». В мифе о вечном возвращении . Принстон, 1971 год. ISBN   0691017778 . п. 12
  27. ^ Жан Шевалье и Ален Гербрандт. Словарь символов . Книги Пингвина: Лондон, 1996. ISBN   0140512543 . стр. 148–149.
  28. ^ Мирча Элиаде (тр. Филип Майре). «Символика Центра». В изображениях и символах . Принстон, 1991. ISBN   069102068X . п. 52–54
  29. ^ Мирча Элиаде (тр. Филип Майре). «Символика Центра». В изображениях и символах . Принстон, 1991. ISBN   069102068X . стр. 42–45
  30. ^ Миллер, Мэри ; Таубе, Карл (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Лондон: Темза и Гудзон. п. 186 . ISBN  0500050686 .
  31. ^ Jump up to: а б Шевалье Жан и Гербрандт Ален. Словарь символов . Книги Пингвина: Лондон, 1996. ISBN   0140512543 . стр. 1025–1033.
  32. ^ Огуннаике, Айодеджи (весна 2019 г.). «Дерево, центрирующее мир: пальма как йоруба Axis Mundi». Обзор африканских исследований . 6 (1). Южный университет в Новом Орлеане: 43–58.
  33. ^ Мирча Элиаде (тр. Филип Майре). «Символика Центра». В изображениях и символах . Принстон, 1991. ISBN   069102068X . п. 54
  34. ^ Мирча Элиаде (тр. Филип Майре). «Индийские символы времени и вечности». В изображениях и символах . Принстон, 1991. ISBN   069102068X . п. 76
  35. ^ Брэдли, Ричард (11 октября 2012 г.). Идея порядка: круговой архетип в доисторической Европе . Издательство Оксфордского университета. п. 37. ИСБН  978-0-19-960809-6 .
  36. ^ Мирча Элиаде. «Брынкуши и мифология». В символизме, священном и искусстве . Континуум, 1992. ISBN   0826406181 . п. 100.
  37. ^ Жан Шевалье и Ален Гербрандт. Словарь символов . Книги Пингвина: Лондон, 1996. ISBN   0140512543 . стр. 529–531.
  38. ^ Таунсенд, Ричард Ф. (2004). Герой, Ястреб и Открытая ладонь . Издательство Йельского университета . ISBN  0-300-10601-7 .
  39. ^ Жан Шевалье и Ален Гербрандт. Словарь символов . Книги Пингвина: Лондон, 1996. ISBN   0140512543 . стр.b142–145
  40. ^ Мирча Элиаде. «Брынкуши и мифология». В символизме, священном и искусстве . Континуум, 1992. ISBN   0826406181 . стр. 99-100

Источники

[ редактировать ]
  • Панайно, Антонио КД (2019). Прогулка по иранским небесам: сферические и несферические космографические модели в воображении Древнего Ирана и его соседей . Брилл.
  • Сили, Пол Х. (1991). «Твердь и вода вверху: Часть I: Значение ракии в Быт. 1:6-8» (PDF) . Вестминстерский богословский журнал . 53 : 227–240.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea7200283f871f7d2a75d331fefc127e__1719390120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/7e/ea7200283f871f7d2a75d331fefc127e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Axis mundi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)