Jump to content

Гуанчи

Гуанчи
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Гуанчи (исторически)
Религия
Анимизм ( мифология гуанчей )
Родственные этнические группы
Берберы , жители Канарских островов

Гуанчи примерно в были коренными жителями испанских Канарских островов , расположенных в Атлантическом океане 100 километрах (60 миль) к западу от современного Марокко и побережья Северной Африки . [1] Островитяне говорили на языке гуанчей , который, как полагают, был родственным берберским языкам материковой части Северной Африки; язык вымер в 17 веке , вскоре после колонизации островов.

Считается, что гуанчи, возможно, прибыли на архипелаг где-то в первом тысячелетии до нашей эры . Гуанчи были единственными коренными народами, которые, как известно, жили в регионе Макаронезийского архипелага до прибытия европейцев . Не существует общепризнанных доказательств того, что другие Макаронезийские архипелаги ( острова Зеленого Мыса , Мадейра и Азорские острова ) были заселены.

После начала испанского завоевания Канарских островов , начиная с начала 15 века , многие местные жители были убиты испанцами или умерли от воздействия новых патогенов во время социальных потрясений. [2] [3] [1] В конце концов, все оставшиеся в живых были ассимилированы с новым испанским населением и связанной с ним культурой. [4] Элементы их оригинальной культуры сохранились в канарских обычаях и традициях, таких как силбо ( свистящий язык острова Ла Гомера ), а также в некоторой лексике канарского испанского языка . Некоторые ученые классифицируют уничтожение народа и культуры гуанчей как пример колониального геноцида . [2]

В 2017 году первый полногеномный анализ данных этнических гуанчей подтвердил североафриканское происхождение, поскольку они генетически наиболее похожи на древние североафриканские берберские народы, населявшие пустыни материковой Африки. [5]

Этимология

[ редактировать ]

Местный термин гуаначинет в буквальном переводе означает «человек Тенерифе » (от Guan = человек и Achinet = Тенерифе). [1] его По словам Хуана Нуньеса де ла Пенья , кастильцы изменили на «гуанче». [6] Хотя этимологически это древний термин, характерный только для Тенерифе, слово гуанче сейчас используется в основном для обозначения доиспанских коренных жителей всего архипелага. [7]

Историческая справка

[ редактировать ]
Наскальные рисунки гуанчей в Ла-Пальме

Предыстория

[ редактировать ]
Экспозиция керамики гуанчи ( Музей природы и человека , Тенерифе ).

что североафриканские народы внесли значительный вклад в аборигенное население Канарских островов, особенно после опустынивания Сахары Генетические и лингвистические данные показывают , (после 6000 г. до н.э. ). Между языком гуанчей и берберскими языками Северной Африки существуют связи, особенно при сравнении систем счисления . [8] [9] Исследования генетики популяции гуанчей привели к выводу, что они имеют общее происхождение с берберскими народами, иммигрировавшими со всей Западной Сахары . [5] [10] [11]

В течение письменной истории острова посещал ряд других народов и представителей далеких цивилизаций; нумидийцы финикийцы , знали об и карфагеняне островах и часто посещали их. [12] отправленные из Могадора Джубой включая экспедиции , . [13]

Судя по римским артефактам , найденным на острове Лансароте и вблизи него , римляне посетили Канарские острова во время оккупации материковой части Северной Африки между I и IV веками нашей эры ; найденные артефакты показывают, что римляне занимались торговлей с населением острова. Однако нет никаких свидетельств того, что они когда-либо селились на Канарских островах или вторгались в них. [14] Археология Канарских островов, кажется, отражает различные уровни технологий, а предметы сильно отличаются от неолитической культуры, с которой могли столкнуться испанцы во время их завоевания.

Ученые полагают, что первоначальное заселение островов людьми, вероятно, привело к исчезновению уникально адаптированных эндемичных видов , таких как рептилии и млекопитающие, демонстрирующие островной гигантизм ; Одним из примеров считается Canariomys bravoi , вымершая гигантская крыса Тенерифе.

Плиний Старший , римский писатель и военный офицер, опирающийся на рассказы Джубы II (древнего короля Мавретании ), заявил, что мавританская экспедиция на острова около 50 г. до н.э. обнаружила руины великих зданий, хотя и без населения, которое могло бы говорить. из. [15] Если это сообщение верно, можно предположить, что гуанчи были не единственными и не первыми жителями; [1] с другой стороны, это могло означать, что мавританская экспедиция не исследовала острова тщательно. [ нужна ссылка ]

Тенерифе, в частности археологические раскопки Пещеры гуанчей в Икод-де-лос-Винос , предоставили свидетельства дат проживания, датируемых VI веком до нашей эры . Это основано на анализе керамики и керамических изделий, найденных внутри пещеры. [16]

Исторически гуанчи были первым народом Тенерифе. Их население, по-видимому, жило в относительной безвестности и изоляции вплоть до времени кастильского завоевания (около 14 века ); Генуэзские , португальские и кастильские корабли, возможно, посещали архипелаг и раньше с торговыми целями, начиная со второй половины VIII века . Испанцы постепенно применили термин «гуанчи» к коренному населению всех семи Канарских островов. [1] причем те, кто живет на Тенерифе, являются самыми важными и влиятельными.

То, что осталось от их языка, гуанчи, — несколько выражений, словарных слов и собственных имен древних вождей, до сих пор носимых некоторыми семьями. [1] - демонстрирует положительное сходство с берберскими языками. [8] [9] Первое достоверное описание языка гуанчей было предоставлено генуэзским исследователем Николозо да Рекко в 1341 году с переводом чисел, используемых островитянами.

По мнению европейских летописцев, на момент завоевания гуанчи не имели письменности; их потенциальная система письма, возможно, вышла из употребления, или некоторые ее аспекты были просто упущены из виду колонизаторами. Надписи, глифы, наскальные рисунки и резьба довольно распространены по всему архипелагу. петроглифы, приписываемые другим средиземноморским цивилизациям На некоторых островах также были найдены . В 1752 году Доминго Вандевалле , военный губернатор Лас-Пальмаса , [1] рискнул исследовать петроглифы. Акилино Падрон, священник из Лас-Пальмаса, каталогизировал надписи в Эль-Хулане, Ла-Кандии и Ла-Калете, все на Эль-Йерро . В 1878 году Др. Рене Верно обнаружил в ущельях Лас-Балоса наскальные рисунки, напоминающие ливийские. [1] или нумидийское письмо, датируемое временем римской оккупации или ранее. В других местах либико-берберская письменность была обнаружена .

Исследование перед завоеванием

[ редактировать ]
Короли гуанчей Тенерифе сдаются Алонсо Фернандесу де Луго

В географических отчетах Плиния Старшего и Страбона упоминаются Счастливые острова , но ничего не сообщается об их населении.

Отчет о населении гуанчей, возможно, был сделан около 1150 года нашей эры арабским географом Мухаммадом аль-Идриси в « Нужатул Муштак» , книге, которую он написал для короля Сицилии Роджера II . Аль-Идриси сообщает о путешествии по Атлантическому океану, совершенном Мугарраринами («искателями приключений»), семьей андалузских мореплавателей из Лиссабона . Единственная сохранившаяся версия этой книги, хранящаяся в Национальной библиотеке Франции и впервые переведенная Пьером Амеде Жобером , сообщает, что, достигнув области «липких и вонючих вод», мугаррарины вернулись и сначала достигли необитаемого острова. ( Мадейра или Йерро ), где нашли «огромное количество овец, мясо которых было горьким и несъедобным». Они «продолжили путь на юг» и достигли другого острова, где вскоре были окружены барками и доставлены в «деревню, жители которой часто были светловолосыми, с длинными и льняными волосами и женщинами редкой красоты». Среди жителей деревни один говорил по-арабски и спросил, откуда они. Тогда король деревни приказал им вернуть жителей деревни на континент. Там их с удивлением встретили берберы. [17]

Помимо чудесного и причудливого содержания этой истории, этот отчет предполагает, что гуанчи имели спорадические контакты с населением с материка. Аль-Идриси описал мужчин гуанчей как высоких людей с красновато-коричневой кожей. [18]

Предполагается, что в XIV веке гуанчи имели и другие контакты с балеарскими мореплавателями из Испании. Это основано на балеарских артефактах , найденных на нескольких Канарских островах. [ нужна ссылка ]

кастильское завоевание

[ редактировать ]
Алонсо Фернандес де Луго представляет захваченных королей Тенерифе гуанчей Фердинанду и Изабелле

Завоевание Канарских островов кастильцами началось в 1402 году с экспедиции Жана де Бетанкура и Гадифера де ла Саль на остров Лансароте. Гадифер вторгся в Лансароте и Фуэртевентура.

Остальные пять островов сопротивлялись. Эль Йерро и население Бимбаче Следующими пали , затем Ла Гомера, Гран-Канария, Ла Пальма и в 1496 году Тенерифе.

В Первой битве при Асентехо (31 мая 1494 г.), названной Ла-Матанса (резня), гуанчи устроили засаду на кастильцев в долине и многих убили. Выжил только каждый пятый кастильец, включая лидера Алонсо Фернандеса де Луго .

Позже Луго вернулся на остров вместе с союзом королей южной части острова. Он победил гуанчей в битве при Агере . Северные Менсейатос или провинции пали после Второй битвы при Асентехо с поражением преемника Бенкомо , Бентора, Менси из Таоро — того, что сейчас является долиной Оротава — в 1496 году.

Различные ученые использовали термин «геноцид» для описания завоевания Канарских островов. [2] [19] [20] Мохамед Адихари утверждает, что Канарские острова были ареной «первого в Европе колониального геноцида заграничных поселенцев» и что массовые убийства и порабощение туземцев, а также принудительная депортация, сексуальное насилие и конфискация земли и детей представляли собой попытку «уничтожить в весь народ гуанчи. [2] Тактика, использованная на Канарских островах в 15 веке, послужила моделью иберийской колонизации Америки. [2] [19]

Родной язык гуанчей сейчас известен лишь по нескольким предложениям и отдельным словам, дополненным несколькими географическими названиями. Многие современные лингвисты предполагают, что он принадлежит к берберской ветви афроазиатских языков . [8] [9] [21]

Однако, хотя в языке гуанчей есть узнаваемые берберские слова (особенно связанные с сельским хозяйством), берберских грамматических изменений не обнаружено; существует большой запас словарного запаса, не имеющего никакого сходства с берберским. [22]

Другое сильное сходство с берберскими языками отражено в их системе счета, в то время как некоторые авторы предполагают, что канарская ветвь будет родственной ветвью сохранившихся континентальных берберских языков, отделившись на раннем этапе развития языковой семьи и до того, как конечная точка после quem для происхождение протоберберов. [23]

Система убеждений

[ редактировать ]

Религия и мифология

[ редактировать ]
Дубинки вождей из Ла-Пальмы

Мало что известно о религии гуанчей. Существовала общая вера в высшее существо, которого звали Ачаман на Тенерифе, Акоран на Гран-Канарии, Эраоранхан на Йерро и Абора на Ла-Пальме. Женщины Йерро поклонялись богине по имени Монейба . По традиции, боги мужского и женского пола жили в горах, откуда спускались, чтобы услышать молитвы народа. На других островах туземцы почитали солнце , луну , землю и звезды . Вера в злого духа была повсеместной. Демона Тенерифе звали Гуайота , и он жил на вершине вулкана Тейде , который был адом под названием Эчейде ; [1] на Тенерифе и Гран-Канарии мелкие демоны принимали форму диких черных шерстистых собак по имени Хуканчас. [24] в первом и Тибицене [25] в последних, обитавших в глубоких пещерах гор, появлявшихся по ночам для нападения на домашний скот и людей.

Гора Тейде на Тенерифе

На Тенерифе (богине-матери) . Магеку (богу Солнца) и Чаксиракси также поклонялись Во время засухи гуанчи отгоняли свои стада на освященные земли, где ягнят отделяли от матерей, веря, что их жалобное блеяние растопит сердце Великого Духа. [1] Во время религиозных праздников военные действия приостанавливались, от войны до личных ссор.

На островах были найдены идолы , в том числе Идол Тары ( Канарский музей , Лас-Пальмас-де-Гран-Канария ) и Гуатимак (Археологический музей Пуэрто-де-ла-Крус на Тенерифе). Но на остальной части архипелага было найдено гораздо больше фигурок.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что гуанчи совершали свое поклонение под открытым небом, под священными деревьями, такими как сосны или драго , или возле священных гор, таких как гора Тейде , которая, как считалось, была обителью дьявола Гуайоты . Гора Тейде была священной для аборигенов гуанчей и с 2007 года является объектом Всемирного наследия . Но иногда гуанчи совершали богослужения и в пещерах, как, например, в «Пещере Ахбинико» на Тенерифе. До 20 века на Канарских островах (особенно на севере Тенерифе) жили особи, которых называли «анимеро». Они были похожи на целителей и мистиков с синкретическими верованиями, сочетающими в себе элементы религии гуанчей и христианства. Как и в других странах, близких к островам (например, марабуты из Магриба ), анимеро считались «людьми, благословленными Богом». [26]

Идол гуанчи в музее гуанчей , Тенерифе
Главные боги Тенерифе
Бог Роль
Ачаман Верховный бог гуанчей на острове Тенерифе; он бог-отец и создатель.
Чахиракши Местная богиня гуанчей, известная как «сторонница того, кто владеет миром [Абреу ( ок. 1590, III, 13) ум. 1676: 90r]». [27]
Гуаяджеракс Божественный ребенок, сын Чаксиракси и «сторонник Неба и Земли». [Абреу ( ок. 1590, III, 13) ум. 1676: 90р]. [28]
Магек Бог Солнца и света, а также считается одним из главных божеств .
Ачугуайо «Высшее Существо», согласно устной традиции. [Бетанкур Альфонсо (1911) 1994b: 260]. [29]
Ачухуканак Бог дождя , отождествляемый с верховным богом (Ачаманом).
Гуайота Главное злобное божество и противник Ачамана, обитающий внутри горы Тейде.
Мифические существа
Существование Роль
Максиос Доброжелательные второстепенные боги или джинны; домашние духи и хранители определенных мест.
Тибицены Демоны в образе черных собак, это были дети Гуайоты, злобного божества.

Священники-аборигены

[ редактировать ]

У гуанчей были жрецы или шаманы , связанные с богами и иерархически посвященные:

Религиозный авторитет Юрисдикция Определение
Гуадаменье или Гуаньаменье Тенерифе духовные наставники менсейесов ( царей аборигенов), руководившие богослужением.
Файкан или Файкан Гран-Канария ответственное духовное и религиозное лицо, руководившее богослужением.
Магуадас или Аримагуадас Тенерифе

Гран-Канария

женщины-жрицы, посвященные поклонению. Они принимали участие в некоторых ритуалах.
Канкус Тенерифе жрецы, ответственные за поклонение духам предков и Максиосу (второстепенным богам или джиннам).

Гуатимак

[ редактировать ]

Праздники

[ редактировать ]

Беньесмен или Бенесмер — праздник сельскохозяйственного календаря гуанчей (новый год гуанчей), который проводился после сбора урожая, посвященного Чаширакси (15 августа). В этом случае гуанчи делили молоко, гофио , овечье или козье мясо. В настоящее время это совпадает с паломничеством к базилике Девы Канделарии (Покровительницы Канарских островов).

Среди культурных мероприятий можно отметить значительные следы традиций аборигенов на праздниках и в нынешнем рельефе Ромерии в Гуимаре ( Тенерифе ) и опускании реки Рама в Агаэте (Гран-Канария). [30]

Похороны и мумии

[ редактировать ]
Мумия Сан-Андрес , в Музее природы и человека ( Тенерифе , Канарские острова )

Мумификация широко не практиковалась на островах, но была особенно развита на Тенерифе . На Гран-Канарии в настоящее время ведутся споры об истинной природе мумий древних жителей острова, поскольку исследователи отмечают, что реального намерения мумифицировать умерших не было и хорошая сохранность некоторых из них обусловлена, скорее, факторы окружающей среды. [31] В Ла-Пальме они сохранились благодаря этим факторам окружающей среды, а на Ла-Гомере и Эль-Йерро существование мумификации не подтверждено. На Лансароте и Фуэртевентуре такая практика исключена.

Копия захоронения мумии в пещере Парке дель Драго, Тенерифе.

Гуанчи бальзамировали своих мертвецов; многие мумии были найдены в крайне высушенном состоянии, каждая весом не более 3 кг (7 фунтов). Сообщается, что в двух почти недоступных пещерах в вертикальной скале на берегу в 5 км (3 милях) от Санта-Крус на Тенерифе до сих пор хранятся останки. Процесс бальзамирования, похоже, различался. На Тенерифе и Гран-Канарии труп просто заворачивали в козьи и овечьи шкуры, а на других островах для консервации тела использовали смолистое вещество, которое затем помещали в труднодоступную пещеру или хоронили под курганом . [32] Работа по бальзамированию была предназначена для особого класса: женщины ухаживали за женскими трупами, а мужчины - за мужскими. Бальзамирование, похоже, не было универсальным явлением. [1]

В Музее природы и человека ( Санта-Крус-де-Тенерифе ) выставлены мумии коренных жителей Канарских островов.

В 1933 году в Учове в муниципалитете Сан-Мигель-де-Абона на юге острова Тенерифе был обнаружен крупнейший некрополь гуанчей на Канарских островах. Это кладбище было почти полностью разграблено; по оценкам, в нем находилось от 60 до 74 мумий. [33]

Хотя об этой практике среди них мало что известно, было показано, что они совершали как жертвоприношения животных , так и человеческие жертвоприношения . [34]

На Тенерифе во время летнего солнцестояния гуанчи забивали скот и бросали его в огонь в качестве подношения богам. [34] Бетанкур Альфонсо утверждал, что козлят живыми привязывали за ноги к столбу, чтобы боги могли услышать их блеяние. Вполне вероятно, что животных приносили в жертву и на других островах. [34]

Что касается человеческих жертвоприношений, то на Тенерифе существовал обычай выбрасывать живого ребенка из Пунта-де-Раска на восходе солнца в день летнего солнцестояния. Иногда эти дети приезжали со всех концов острова, даже из отдаленных районов Пунта-де-Раска . Отсюда следует, что это был общий обычай острова. [34] Известны на этом острове и другие человеческие жертвы, связанные со смертью короля, когда взрослые мужчины бросались в море. Бальзамировщики, изготавливавшие мумии гуанчей, также имели привычку бросаться в море через год после смерти короля. [34]

были найдены кости детей, смешанные с ягнятами и козлятами На Гран-Канарии , а на Тенерифе были найдены амфоры с останками детей внутри. Это предполагает другой вид ритуального детоубийства, чем тот, который был выброшен за борт. [35]

Жертвоприношения детей наблюдались и в других культурах, особенно в Средиземноморье Карфагене (ныне Тунис ), Угарите в нынешней Сирии , на Кипре и на Крите . [35]

Политическая система

[ редактировать ]
Тенерифе до кастильского вторжения

Политические и социальные институты гуанчей различались. На некоторых островах, таких как Гран-Канария, преобладала наследственная автократия по материнской линии. [36] в других правительство было выборным . На Тенерифе вся земля принадлежала королям, которые сдавали ее в аренду своим подданным. [1] На Гран-Канарии самоубийство считалось почётным делом, и всякий раз, когда к власти приходил новый король, один из его подданных охотно почтил это событие, бросаясь в пропасть. [1] [37] На некоторых островах полиандрия ; практиковалась [1] в других они были моногамны . Утверждается, что оскорбление женщины вооруженным мужчиной является преступлением, караемым смертной казнью. [1] Любой обвиняемый в преступлении должен был присутствовать на публичном судебном заседании в Тагороре, публичном суде, где обвиняемым выносились приговоры после суда.

Статуя гуанчей Менси Аньятерве. Люстра, Тенерифе

Остров Тенерифе был разделен на девять небольших королевств ( менсейатос ), каждым из которых правил король или Менсей . Менси был высшим правителем королевства, и время от времени между различными королями проводились встречи. Когда кастильцы вторглись на Канарские острова, южные королевства присоединились к кастильским захватчикам, обещая более богатые земли севера; кастильцы предали их после того, как в конечном итоге одержали победу в битвах при Агере и Асентехо .

Короли ( Менсеи ) Тенерифе

[ редактировать ]

На Тенерифе великий Менсей Тинерфе и его отец Сунта управляли единым островом, который впоследствии был разделен на девять королевств детьми Тинерфе.

Одежда и оружие

[ редактировать ]

Гуанчи носили одежду, сделанную из козьих шкур или сотканную из растительных волокон, называемых тамаркос, которые были найдены в гробницах Тенерифе. У них был вкус к украшениям и ожерельям из дерева, кости и ракушек, выполненных в разных дизайнах. Бусины из обожженной земли, цилиндрические и всевозможных форм, с гладкой или полированной поверхностью, преимущественно черного и красного цвета, были довольно распространены. Доктор Рене Верно предположил, что предметы, которые кастильцы называли пинтадерами , предметами в форме тюленей из обожженной глины, использовались в качестве сосудов для окраски тела в различные цвета. Изготавливали грубую керамику , в основном без украшений или украшали ее углублениями под ногтями.

Оружие гуанчей, адаптированное к островной среде (с использованием дерева, кости, обсидиана и камня в качестве основных материалов), с более поздним влиянием средневекового европейского оружия. Основное вооружение на некоторых островах включало дротики длиной от 1 до 2 м (известные как Банот на Тенерифе); круглые, полированные камни; копья; булавы (распространены на Гран-Канарии и Тенерифе и известны как Магадо и Сунта соответственно); и щиты (маленькие на Тенерифе и размером с человека на Гран-Канарии, где они были известны как Тарья , сделанные из дерева драго и расписанные геометрическими фигурами). После прибытия европейцев знать гуанчей из Гран-Канарии, как известно, владела большими деревянными мечами (больше, чем европейские двуручные мечи) под названием Магидо , которые, как говорили, были очень эффективны как против пехотинцев, так и против кавалерии. Оружие из дерева закалялось огнем. Это вооружение обычно дополнялось обсидиановым ножом, известным как Табона .

Реконструкция поселения гуанчей на Тенерифе

Жилища располагались в естественных или искусственных пещерах в горах. В районах, где жилище в пещерах было невозможно, они строили небольшие круглые дома и, по словам кастильцев, практиковали грубые укрепления.

Гуанчи на Тенерифе
Предполагаемые названия Канарских островов гуанчи
испанский Гуанче
Тенерифе Ачинек
Все еще жду
Асенсен
Ла Гомера Gomera
Помнить
Пальма Бенахоар
Железо Эсеро
Герой
Гран-Канария Тамаран
Лансароте Титерогакет
Титеройгатра
Фуэртевентура Экспертиза
Эрбания
Эрбани

Генетика

[ редактировать ]
с изображением воинов гуанчей Гранд-Канарии Картина Леонардо Торриани , 1592 г.

Мака-Мейер и др. В 2003 году был извлечен 71 образец мтДНК гуанчей, захороненных на многочисленных Канарских островах (около 1000 г. н.э.). Было обнаружено, что исследованные гуанчи имеют самое близкое генетическое сходство с современными марокканскими берберами , жителями Канарских островов и испанцами . Они несли значительно большое количество материнской гаплогруппы U6b1 . U6b1 сегодня встречается в Северной Африке с очень низкой частотой, и было высказано предположение, что более поздние разработки значительно изменили генофонд берберов. Авторы исследования предположили, что гуанчи произошли от мигрантов из материковой части Северной Африки, родственных берберам, и что гуанчи внесли 42–73% в материнский генофонд современных жителей Канарских островов. [38]

Фрегель и др. 2009a извлекли 30 образцов Y-ДНК у гуанчей с Канарских островов. Они принадлежали к отцовским гаплогруппам E1a* , (3,33%), E1b1b1a* (23,33%), E1b1b1b* (26,67%), I* (6,67%), J1* (16,67%), K* , P* (3,33%). ) и R1b1b2 (10,00%). E1a*, E1b1b1a* и E1b1b1b* являются общими линиями среди берберов, и их высокая частота среди гуанчей считалась свидетельством того, что они были мигрантами из Северной Африки. R1b1b2 и I* очень распространены в линиях в Европе, и их умеренная частота среди исследованных самцов гуанчей, как предполагается, была результатом доисторического потока генов из Европы в регион через Средиземноморье . Выяснилось, что самцы гуанчи внесли меньший вклад в генофонд современных жителей Канарских островов, чем самки гуанчи (чего и следовало ожидать, учитывая крайне кровавое завоевание островов). Гаплогруппы, типичные для гуанчей, часто обнаруживаются в Латинской Америке , что позволяет предположить, что потомки гуанчей играли активную роль в Испанская колонизация Америки . [39]

«Гуанчи Гранд-Канарии» Картина Леонардо Торриани , 1592 г.

Фрегель и др. 2009b извлек мтДНК 30 гуанчей из Ла-Пальмы (Бенахоаритас). Было обнаружено, что 93% их гаплогрупп мтДНК имеют западно-евразийское происхождение, а 7% - выходцы из стран Африки к югу от Сахары . Около 15% их западно-евразийских материнских линий характерны для Европы и Ближнего Востока, а не для Северной Африки, что позволяет предположить, что бенахоариты частично произошли от любого из этих регионов. У исследованных Benahoaritas были обнаружены высокие частоты материнских гаплогрупп U6b1 и H1-16260 . U6b1 не был обнаружен в Северной Африке, а H1-16260 встречается «чрезвычайно редко». Результаты показали, что североафриканское население, от которого произошли бенахоариты и другие гуанчи, было в значительной степени заменено последующими миграциями. [40]

«Гомеро с Ла Гомеры» Картина Леонардо Торриани , 1592 год.

Перейра и др. 2010 г. изучает происхождение материнской гаплогруппы U6 , характерной для гуанчей. Было высказано предположение, что U6 был завезен в Северную Африку кроманьонцами с Ближнего Востока во время верхнего палеолита , которые, вероятно, были ответственны за формирование иберомаврской культуры. [41] Было также высказано предположение, что материнская гаплогруппа H1, также часто встречающаяся у гуанчей, была завезена в Северную Африку в период голоцена мигрантами из Иберии, которые, возможно, участвовали в формировании капсийской культуры . [41] В дальнейшем исследовании Secher et al. В 2014 году было высказано предположение, что U6 был завезен в Левант из Центральной Европы в верхнем палеолите людьми ориньякской культуры, образовавшими левантийский ориньяк (ок. 33000 г. до н.э.), чьи потомки затем распространили U6 в рамках ремиграции в Африку. Предполагалось, что U6b1a был завезен на Канарские острова во время первой волны заселения гуанчей, а U6c1 — во время второй волны. [42]

Картина «Бимбаче Эль Йерро» Леонардо Торриани , 1592 г.

Фрегель и др. В 2015 году исследовали мтДНК гуанчей Ла-Гомеры (Гомерос). У 65% обследованных гомеро оказались носителями материнской гаплогруппы U6b1a. Гомеро, по-видимому, произошли от первой волны поселенцев на Канарских островах. Материнские гаплогруппы T2c1 и U6c1 , возможно, были введены во время второй волны колонизации, затронувшей другие острова. Было отмечено, что 44% современных жителей Ла-Гомеры являются носителями U6b1a. Было установлено, что жители Ла Гомераны имеют наибольшее количество предков гуанчей среди современных жителей Канарских островов. [43]

Ордоньес и др. В 2017 году были исследованы останки большого количества гуанчей Эль Йерро ( Бимбаче ), захороненных в Пунта-Азуле, Эль-Йерро (ок. 1015–1200 гг. н.э.). Выделенные 16 образцов Y-ДНК принадлежали к отцовским гаплогруппам E1a (1 образец), E1b1b1a1 (7 образцов) и R1b1a2 (R1b-M269) (7 образцов). [44] Все извлеченные образцы мтДНК принадлежали к материнской гаплогруппе H1-1626 . Бимбаче были идентифицированы как потомки первой волны поселенцев гуанчей на Канарских островах, поскольку у них отсутствовали отцовские и материнские линии, идентифицированные с гипотетической второй волной. [45]

Родригес-Варела и др. В 2017 году была исследована ДНК 11 гуанчей, похороненных на Гран-Канарии и Тенерифе. Все 3 образца извлеченной Y-ДНК принадлежали к отцовской гаплогруппе E1b1b1b1a1 (E-M183), тогда как 11 образцов извлеченной мтДНК принадлежали к материнским гаплогруппам H1cf , H2a , L3b1a (3 образца), T2c12 , U6b1a (3 образца). , J1c3 и U6b. [46] Было установлено, что исследованные гуанчи были генетически схожи между VII и XI веками нашей эры и что они проявляли наибольшее генетическое родство с современными жителями Северной Африки, «но с тенденцией (особенно для особей из Гран-Канарии) занимать пространство за пределами современного Северо-Запада». Африканский вариант, более близкий к европейцам». Имеющиеся данные подтверждают мнение о том, что гуанчи произошли от бербероподобного населения, мигрировавшего из материковой части Северной Африки. Среди современных популяций гуанчи также оказались генетически похожими на современных сардинцев . Некоторые модели показали, что гуанчи более тесно связаны с современными сардинцами, чем с современными жителями Северной Африки. Было установлено, что они являются носителями предков ранних европейских фермеров (EEF), которые, вероятно, распространились в Северную Африку из Иберии во время неолита или, возможно, позже. [47] Также было обнаружено, что один гуанчи имеет происхождение, связанное с европейскими охотниками-собирателями, что является еще одним свидетельством доисторического потока генов из Европы. Было подсчитано, что современные жители Канарских островов получили 16–31% своей атДНК от гуанчей. Кроме того, согласно фенотипическому анализу, эти образцы гуанчей имели светлую и среднюю кожу, темные волосы и карие глаза. [5]

Фрегель и др. В 2018 году исследованы останки на стоянке позднего неолита Келиф-эль-Боруд , Марокко (ок. 3780–3650 до н.э.). Люди Келиф эль Боруд были смоделированы как в равной степени потомки людей, похороненных в неолитических стоянках Ифри Н'Аммар , Марокко (ок. 5325–4786 до н. э.) и в пещере Эль Торо , Испания (ок. 5280–4750 до н. э.). Таким образом, было установлено, что Келиф эль-Боруд на 50% имели предков EEF, которые, возможно, распространились вместе с культурой кардиальной керамики от Иберии до Северной Африки во время неолита. После народа Келиф эль-Боруд, дополнительные европейские предки, возможно, были принесены в регион из Иберии людьми культуры колокольных кубков . Было обнаружено, что гуанчи генетически очень похожи на народ Келиф эль-Боруд. [48] В обзоре 2020 года Fregel et al. определил европейское происхождение бронзового века у гуанчей, что можно объяснить «присутствием керамики колокольных кубков в археологических записях Северной Африки», а также наблюдением определенной примеси, «возможно связанной с транссахарскими миграциями». [49]

Фрегель и др. В 2019 году исследовали мтДНК 48 гуанчей, похороненных на всех Канарских островах. Было обнаружено, что они несут материнские линии, характерные для Северной Африки, Европы и Ближнего Востока, причем наиболее распространенными являются евразийские линии, сосредоточенные вокруг Средиземноморья. Было высказано предположение, что некоторые из этих евразийских гаплогрупп прибыли в регион в результате миграций из Европы в эпоху энеолита и бронзового века. Генетическое разнообразие оказалось самым высоким на Гран-Канарии, Тенерифе и Ла-Пальме, тогда как на Лансароте, Фуэртевентуре и особенно на Ла-Гомере и Эль-Йерро разнообразие было низким. Значительные генетические различия были обнаружены между гуанчами западных и восточных островов, что подтверждает представление о том, что гуанчи произошли от двух разных миграционных волн. Считалось значимым, что 40% всех исследованных гуанчей принадлежали к материнской гаплогруппе H. [50]

Пространственное распределение частот (%) гаплогруппы H1 в Западной Евразии и Северной Африке

Серрано и др. 2023 проанализировал полногеномные данные 49 особей гуанчей, чья родословная в среднем составляла 73,3% Марокко позднего неолита , 6,9% Марокко раннего неолита, 13,4% немецких колокольных стаканов и 6,4% мота . Происхождение немецких колокольчиков достигло 16,2% и 17,9% в образцах из Гран-Канарии и Лансароте соответственно. [51]

Митохондриальная ДНК

[ редактировать ]

Что касается митохондриальной ДНК, то материнские линии характеризуются преобладанием североафриканских линий, за ними следуют европейцы и, наконец, в небольшом проценте жители стран южнее Сахары. Согласно различным исследованиям, процентное соотношение следующее:

Северо-Африканский Европейский страны к югу от Сахары
Канарские острова [52] 57% 43% 0
Канарские острова [53] 50.2% 43.2% 6.6%
Гран-Канария [54] 55% 45% 0

Аутосомная ДНК

[ редактировать ]

Исследование, проведенное в 2018 году с участием 400 взрослых мужчин и женщин со всех островов, кроме Ла-Грасиоза, изучило связь генетического разнообразия Канарских островов с наиболее распространенными сложными заболеваниями на архипелаге. Было обнаружено, что канарская ДНК демонстрирует отличительную генетику, возникающую в результате таких переменных, как географическая изоляция островов, адаптация к окружающей среде и историческое смешение доиспанского населения архипелага (происходящее из Северной Африки) с европейцами и особями, живущими к югу от Сахары. В частности, по оценкам исследования, канарское население на аутосомном уровне состоит на 75% из европейцев, на 22% из Северной Африки и на 3% из стран к югу от Сахары. [55]

В таблице ниже показаны геномные пропорции жителей Северной Африки и стран Африки к югу от Сахары по островам. [56]

Североафриканский Африка к югу от Сахары
Минимум Средний Максимум Минимум Средний Максимум
Фуэртевентура 0.218 0.255 0.296 0.011 0.027 0.046
Лансароте 0.214 0.254 0.296 0.014 0.032 0.057
Гран-Канария 0.155 0.200 0.264 0.005 0.032 0.082
Тенерифе 0.149 0.208 0.255 0.002 0.015 0.057
Ла Гомера 0.160 0.221 0.289 0.013 0.048 0.092
Пальма 0.170 0.200 0.245 0.000 0.013 0.032
Железо 0.192 0.246 0.299 0.005 0.020 0.032

Археологические памятники

[ редактировать ]

Основными и наиболее значимыми археологическими памятниками на каждом острове являются: [57]

Ремесленный камень

Многие музеи островов обладают коллекциями археологических материалов и человеческих останков доисторической и истории Канарского архипелага. Некоторые из наиболее важных:

Новое религиозное движение

[ редактировать ]

В 2001 году была основана Церковь народа гуанчи ( Iglesia del Pueblo Guanche ) — неоязыческое движение с несколькими сотнями последователей. в Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна ( Тенерифе ) [58] [59]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Чисхолм, Хью , изд. (1911). "Гуанчи " энциклопедия Британская Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 650–651.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Адхикари, Мохамед (7 сентября 2017 г.). «Первое колониальное вторжение поселенцев Европы в Африку: геноцид аборигенов Канарских островов» . Африканский исторический обзор . 49 (1): 1–26. дои : 10.1080/17532523.2017.1336863 . S2CID   165086773 . Проверено 6 марта 2022 г.
  3. ^ Адхикари, Мохамед (25 июля 2022 г.). Уничтожение, чтобы заменить: геноциды коренных народов поселенцами . Индианаполис: Издательская компания Hackett . стр. 1–32. ISBN  978-1647920548 .
  4. ^ Фрегель, Р; Гомес, В; Гужман, Л; и др. (2009). «Демографическая история мужского генофонда Канарских островов: замена местных линий европейскими» . Эволюционная биология BMC . 9 (1): 181. Бибкод : 2009BMCEE...9..181F . дои : 10.1186/1471-2148-9-181 . ПМЦ   2728732 . ПМИД   19650893 .
  5. ^ Jump up to: а б с Rodríguez-Varela et al. 2017Родригес-Варела и др. 2017
  6. ^ Завоевание и древности островов Гран-Канария и их описание со многими предупреждениями об их привилегиях, завоевателях, поселенцах и других особенностях очень могущественного острова Тенерифе, направленные к чудесному образу Богоматери Канделарии [ Завоевание и древности острова Гран-Канария и его описание со многими предупреждениями о его привилегиях, завоевателях, поселенцах и других особенностях очень могущественного острова Тенерифе, адресованное чудесному образу Богоматери Канделарии ] (на испанском языке). 1676.
  7. ^ « Гуанчи означает значение согласно словарю RAE» (на испанском языке). [ постоянная мертвая ссылка ]
  8. ^ Jump up to: а б с Байнон, Дж. (1970). «Вклад языкознания в историю в области бербероведения». В Далби, Д. (ред.). Язык и история Африки . Нью-Йорк: Издательская корпорация Africana. стр. 64–77.
  9. ^ Jump up to: а б с Далби, Эндрю (1998). Словарь языков . п. 88. Гуанче, язык коренного населения Канарских островов, обычно считается берберским языком.
  10. ^ Мака-Мейер, Николь; Арне, Матильда; Рандо, Джон Чарльз; Флауэрс, Чарльз; Гонсалес, Ханна М.; Кабрера, Винсент М.; Ларруга, Джозеф М. (2003). «Древний анализ мтДНК и происхождение гуанчей » Европейский журнал генетики человека . 12 (2): 155–62. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201075 . ПМИД   14508507 .
  11. ^ Уокер, Лоуренс Р.; Беллингем, Питер (2011). Островная среда в меняющемся мире . Издательство Кембриджского университета. п. 162. ИСБН  9780521519601 .
  12. ^ Галиндо, Хуан де Абреу (1 января 1999 г.). «VII». История открытия и завоевания Канарских островов . Адамант Медиа Корпорация. п. 173. ИСБН  1-4021-7269-9 .
  13. ^ Хоган, К. Майкл (2 ноября 2007 г.). Бернхэм, Энди (ред.). «Могадор: мыс-форт» . Мегалитический портал .
  14. ^ Слейман, Эндрю Л. (май – июнь 1997 г.). «Римская торговля с Канарскими островами» . Информационные бюллетени археологии . 50 (3). Археологический институт Америки.
  15. Плиний, «Естественная история», Кн. 6, гл. 37.
  16. ^ «Протоистория Тенерифе» [Протоистория Тенерифе]. Turismo.opennemas.com (на испанском языке). 16 августа 2014 г.
  17. ^ Идриси (1999). Первая география Запада [ Первая география Запада ] (на французском языке). Париж: НЭФ.
  18. ^ Ходжкин, Томас (1848). О древних жителях Канарских островов (PDF) . Журнал Этнологического общества . п. 173 . Проверено 16 мая 2016 г.
  19. ^ Jump up to: а б Конверси, Даниэле (2010). «Культурная гомогенизация, этническая чистка и геноцид» . Международные исследования . doi : 10.1093/acrefore/9780190846626.013.139 . ISBN  978-0-19-084662-6 . Проверено 13 февраля 2023 г.
  20. ^ Бленч, Роджер (2021). «Заселение Канарских островов берберами: новые данные и новые гипотезы». Этюды и документы Бербера . 45–46: 149–173.
  21. ^ Хейворд, Ричард (2000). «Афроазиатский». В Гейне; Медсестра (ред.). Африканские языки . Издательство Кембриджского университета .
  22. ^ Коссманн, Мартен (2011). «Берберская подклассификация (предварительная версия)» . Глава, предложенная для Оксфордского справочника по африканским языкам, под ред. Райнер Воссен . Лейден.
  23. ^ Милитарев, Александр (2018). «Ливийско-берберы-туареги-канарцы (тамахак-туареги на Канарских островах в контексте этнолингвистической предыстории ливийско-берберов: лингвистические и письменные свидетельства)» . Исследовательские ворота .
  24. ^ «ИНСУЛОАМАЗИК: Хуканча» . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
  25. ^ «ИНСУЛОАМАЗИК: Тибицена» . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
  26. ^ Эрнандес, Фернандо. «Animeros en Canarias» [Аниматоры на Канарских островах] (на испанском языке). Архивировано из оригинала 5 мая 2008 года.
  27. ^ Короли, Игнатий (14 сентября 2017 г.). «Чахиракси » ИНСУЛОАМАЗИЧНЫЙ СЛОВАРЬ (на испанском языке ) Получено 4 декабря.
  28. ^ Короли, Игнатий (14 сентября 2017 г.). «Ачгуаяксеракс » ИНСУЛОАМАЗИЧНЫЙ СЛОВАРЬ (на испанском языке ) Получено 4 декабря.
  29. ^ Короли, Игнатий (23 октября 2017 г.). «Ачугуайо » ИНСУЛОАМАЗИЧНЫЙ СЛОВАРЬ (на испанском языке ) Получено 4 декабря.
  30. ^ 1
  31. ^ «Конрадо Родригес-Маффиоте: «Мы переживаем один из лучших моментов с точки зрения исследований культуры гуанчей» » . blog.rtve.es/Файл: Реплика мумии Гуанчи в гроте парка дель Драго, Икод-де-лос-Винос, Тенерифе, Испания, 13 декабря 2012 г., ДД 01.jpgzaccess-date=6 июня 2020 г. 29 мая 2020 г.
  32. ^ Тролль, Валентин Р.; Родригес-Гонсалес, Алехандро; Диган, Фрэнсис М.; Перес-Торрадо, Франсиско Хосе; Карраседо, Хуан Карлос; Томаидис, Константинос; Гейгер, Харри; Мид, Фиона К. (2019). «Священная земля; некрополь Майпес на северо-западе Гран-Канарии» . Геология сегодня . 35 (2): 55–62. Бибкод : 2019ГеолТ..35...55Т . дои : 10.1111/gto.12262 . ISSN   1365-2451 . S2CID   134369618 .
  33. ^ Исследование вспоминает разграбление крупнейшего когда-либо найденного некрополя гуанчей.
  34. ^ Jump up to: а б с д и Жертвоприношения среди канарских аборигенов
  35. ^ Jump up to: а б Появление детских жертвоприношений у канарских аборигенов
  36. ^ Хосе Фарружия де ла Роса, Аугусто (2014). Археология окраин: колониализм, амазигство и управление наследием на Канарских островах . Springer Science & Business Media. п. 8. ISBN  9781461493969 .
  37. ^ Алиньо, Лопес-Ибор; Кармен Леаль Серкос; Карлос Карбонелл Масиа; Янссен-Силаг (2005). Образы испанской психиатрии . Всемирная психиатрическая ассоциация. Редакция Глоса, С.Л. с. 574. ИСБН  84-7429-200-Х .
  38. ^ Мака-Мейер и др. 2003 .
  39. ^ Фрегель и др. 2009а .
  40. ^ Фрегель и др. 2009б .
  41. ^ Jump up to: а б Перейра и др. 2010 .
  42. ^ Сечер и др. 2014 .
  43. ^ Фрегель и др. 2015 .
  44. ^ Ордоньес и др. 2017 , с. 24, табл. 2.
  45. ^ Ордоньес и др. 2017
  46. ^ Родригес-Варела и др. 2017 , с. 3397, Таблица 1.
  47. ^ Родригес-Варела и др. 2017 . «Кроме того, результаты анализа ADMIXTURE показывают, что гуанчи несли предков, подобных ранним европейским фермерам (EEF)…»
  48. ^ Фрегель и др. 2018 .
  49. ^ Фрегель, Роза; и др. (2020). «Демография Канарских островов с генетической точки зрения» . Молекулярная генетика человека . 30 (R1): R64–R71. дои : 10.1093/hmg/ddaa262 . ПМИД   33295602 .
  50. ^ Фрегель и др. 2019 .
  51. ^ Серрано, Дж.Г.; и др. (2023). «Геномная история коренных жителей Канарских островов» . Природные коммуникации . 14 (4641): 4641. Бибкод : 2023NatCo..14.4641S . doi : 10.1038/s41467-023-40198-w . hdl : 10553/124288 . ПМЦ   10427657 . ПМИД   37582830 .
  52. ^ Элстон. 1971, Оценка примеси в расовых гибридах.
  53. ^ Николь Мака Мейер. 2002, Генетический состав исторических и доисторических человеческих популяций Канарских островов.
  54. ^ Типология, геномы и испанский колониализм Рибейро, взгляд со стороны Гран-Канарии и Колумбии.
  55. ^ «Четыре канарских фамилии, полуостровный прадедушка и еще один африканец» . Канарские острова7 (на испанском языке). 12 января 2019 года . Проверено 17 марта 2024 г.
  56. ^ Гильен-Гио, Беатрис; и др. (декабрь 2018 г.). «Геномный анализ человеческого разнообразия в Европе на юго-западной окраине: изоляция, африканское влияние и ассоциации болезней на Канарских островах» . Молекулярная биология и эволюция . 35 (12): 3015. doi : 10.1093/molbev/msy190 . ПМК   6278859 . ПМИД   30289472 .
  57. ^ «Доиспанские художественные проявления и их отпечаток» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 мая 2021 года . Проверено 29 сентября 2020 г.
  58. ^ Религиозные меньшинства на Канарских островах (на испанском языке)
  59. ^ La Opinión de Tenerife о религиозных меньшинствах на Канарских островах (на испанском языке)

Библиография и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a002c96256d7947f2fef88a72982a40__1721844060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/40/0a002c96256d7947f2fef88a72982a40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guanches - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)