Jump to content

Кабильский народ

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Кабильского национализма )

Кабильский народ
Iqbayliyen  ( Kabyle )
Племена   ( араб .)
Картина кабильской женщины в народном костюме.
Общая численность населения
в. 6 миллионов [1] [2]
Регионы со значительной численностью населения
Кабилия
 Алжир в. 5 миллионов [3] [4] [1]
 Франция в. 1 миллион [5] [6]
 Канада 37,415 [7]
Языки
Кабиль
Алжирский арабский , [8] Французский
Религия
Суннитский ислам

Кабильцы ( / ˈ / b l ) , кабильцы : Извавен или Лекбаэль или Икбайлиен , произносится [iqβæjlijən] , арабский : القبال , латинизированный : аль-кабаил ) [9] [10] берберская этническая группа, коренная жительница Кабилии на севере Алжира , распространённая в Атласских горах , в 160 километрах (100 миль) к востоку от Алжира . Они представляют собой самую многочисленную берберскую популяцию в Алжире и вторую по величине в Северной Африке.

Многие кабилы эмигрировали из Алжира под влиянием таких факторов, как гражданская война в Алжире , [11] культурные репрессии со стороны центрального правительства Алжира, [12] и общий промышленный спад. Их диаспора привела к тому, что кабилы стали жить во многих странах. Большие группы кабильцев поселились во Франции и, в меньшей степени, в Канаде (в основном в Квебеке ) и США.

Кабильцы говорят на кабильском языке , берберском языке. Начиная с Берберской весны 1980 года, они были в авангарде борьбы за официальное признание берберских языков в Алжире .

Этимология

Слово «кабил» (кабил: Iqbayliyen) является экзонимом и искажением арабского слова « кабаил» (قبائل), которое означает «племена» или «принимать», которое после мусульманского завоевания использовалось для обозначения людей, которые принял слово Корана . [13] Термин «кабаил» использовался и до сих пор в некоторой степени используется различными народами Алжира для обозначения различных горных племен, включая кабильцев. [13] [14]

Термин, используемый конкретно для кабильцев, был «Звава» («Извавен» на кабильском языке, «زواوة» на арабском языке). Это наименование использовалось со времен средневековья для племен Большой Кабилии и фигурирует в важных средневековых этнографических работах, таких как работы Ибн Халдуна . [15] [16] После французского завоевания французы часто путали термины «арабы» и «кабилы» из-за широкого использования кабильского языка по всей стране. Хотя первоначально французы использовали термин «кабил» для обозначения всех берберов, позже было уточнено, что он означает только современный кабильский народ в колониальную эпоху. [13] однако Звава по-прежнему является наиболее часто используемым термином для обозначения кабилов в таких регионах, как западный Алжир. [17]

История

Кабилы были одним из немногих народов Северной Африки, которые оставались независимыми во время последовательного правления карфагенян, римлян, вандалов, византийцев и турок-османов. [18] [19] [20] [21] [22] Даже после арабского завоевания Северной Африки кабильцы по-прежнему владели своими горами. [23] [24] [22]

Фатимидский халифат

Карта походов и сражений армии Кутамы до свержения Аглабидов

Между 902 и 909 годами, после обращения в исмаилизм и завоевания пропагандой Абу Абдаллы , [25] Кутамские берберы из Маленькой Кабилии внесли свой вклад в основание Фатимидского халифата , чья поддержка в завоевании Ифрикии [26] привело к созданию Халифата. [27] [28] [29] [30] [31] хотя правящая династия Фатимидов была арабской . После завоевания Ифрикии Фатимиды завоевали царство Рустамидов на пути к Сиджилмасе, которое они затем ненадолго завоевали и где Абдулла аль-Махди Биллах , который в то время находился в заключении, был затем освобожден и затем принят имамом движения и назначен халифом, став первым халифом и основателем правящей династии. [32] [33] [34] Историк Хайнц Хальм описывает раннее государство Фатимидов как «гегемонию берберов Кутама и Санхаджа над восточным и центральным Магрибом», а профессор доктор Лоймайер утверждает, что восстания против Фатимидов также выражались в протестах и ​​оппозиции правлению Кутамы. [35] [36] Ослабление Аббасидов позволило власти Фатимидов-Кутамы быстро расшириться, и в 959 году Зири ибн Манад, Джаухар Сицилийский и армия Кутамы завоевали Фес и Сиджилмасу в Марокко. [37] [36] Во время правления аль-Азиза Биллаха роль Кутамы в армии Фатимидов сильно ослабела, поскольку он значительно сократил их численность в армии и включил в нее новые социально-военные группы. [38] В 969 году под командованием Джаухара генерал Джафар ибн Фаллах войска Фатимидов Кутамы отвоевали Египет у Ихсидидов, этому успеху способствовал : он возглавил войска, которые переправились через реку Нил и, по словам аль-Макризи, захватил лодки Раньше это делалось с помощью флота, посланного сторонниками Ихшидидов из Нижнего Египта. [39] Затем генерал Джафар вторгся в Палестину и завоевал столицу Рамлу , затем он завоевал Дамаск и стал хозяином города, а затем двинулся на север и завоевал Триполи . [40] [41] Примерно в этот период Фатимидский халифат достиг своего территориального пика в 4 100 000 км. 2 . [42]

Происхождение и завоевания Фатимидов

Династия Зиридов

Династия Зиридов представляла собой семью берберов- санхаджа , происходящих из гор Кабила. [43] Во время своего правления они установили свою власть над всем Магрибом, а также установили власть в некоторых частях Андалусии . Они также имели сюзеренитет над Сицилийским эмиратом через калбитских эмиров , а позже убили правителя и захватили остров. [44] Когда Сицилийский эмират был разделен на отдельные таифы , Айюб ибн Тамим вошел на Сицилию и объединил все таифы под своей властью, пока не покинул остров.

Династия Хаммадидов

Хаммадиды пришли к власти после провозглашения своей независимости от Зиридов. Им удалось завоевать земли во всем регионе Магриба, захватив и овладев такими значительными территориями, как: Алжир , Беджая , Триполи , Сфакс , Сузы, Фес , Уаргла и Сиджилмаса . [45] [46] [47] К югу от Туниса они также владели рядом оазисов , которые были конечными точками транссахарских торговых путей. [48]

Королевство Айт-Аббас и Королевство Куку

Эти два Кабильских королевства сумели сохранить свою независимость и участвовали в заметных сражениях вместе с Регентством Алжира , таких как кампания Тлемсена и завоевание Феса . В начале 16 века султану Бени-Аббеса Абдельазизу удалось несколько раз победить османов, особенно в Первой битве при Калаа Бени-Аббеса .

Мартинус Рёрбай : Сидящий кабиль .

Кабилы были относительно независимы от внешнего контроля в период правления Османской империи в Северной Африке. Они жили в основном в трех разных королевствах: Королевстве Куку , Королевстве Айт-Аббас и княжестве Айт-Джубар. [49] Кабилия была последней частью северного Алжира, колонизированной французами в 1854–1857 годах, несмотря на энергичное сопротивление. [50] Такие лидеры, как Лалла Фатма Н'Сумер, продолжали сопротивление вплоть до восстания Мокрани в 1871 году.

Французские колонисты изобрели кабильский миф в 19 веке, в котором утверждалось, что кабильцы более предрасположены, чем арабы, к ассимиляции во «французскую цивилизацию». Лакост объяснил, что «превращение арабов в захватчиков было одним из способов узаконить французское присутствие». [51]

Лалла Фатма Н'Сумер из Тарики возглавила сопротивление французской колонизации в 1851–1857 годах.

Кабильские деревни управлялись посредством непрямого управления, основанного на сохранении традиционных кабильских политических институтов, таких как деревенские собрания джемаа. Этот институт играл центральную роль в кабильском самоуправлении. [50] Джемаа разрешали споры между жителями деревни и устанавливали нормы обычного права. [50] Французские чиновники конфисковали много земли у наиболее непокорных племен и передали ее колонистам, которые стали известны как переселенцы. В этот период французы провели множество арестов и депортировали участников сопротивления, в основном в Новую Каледонию в южной части Тихого океана . Из-за французской колонизации многие кабилы эмигрировали в другие районы внутри и за пределами Алжира. [52] Со временем во Францию ​​стали приезжать и рабочие-иммигранты.

В 1920-х годах алжирские рабочие-иммигранты во Франции организовали первую партию, выступающую за независимость Алжира. Мессали Хадж , Имаш Амар, Си Джилани Мохаммед и Белькасем Раджеф быстро приобрели сильную армию последователей во Франции и Алжире в 1930-х годах. Они создали боевиков, которые сыграли жизненно важную роль в борьбе за независимый Алжир. Это получило широкое распространение после Второй мировой войны.

С момента обретения Алжиром независимости в 1962 году между Кабили и центральным правительством несколько раз возникала напряженность. В июле 1962 года ФНО (Фронт национального освобождения) скорее раскололся, чем объединился. Действительно, многие действующие лица, которые внесли свой вклад в независимость, хотели получить долю власти, но ALN (Армия национального освобождения) под руководством Хуари Бумедьена , к которой присоединился Ахмед Бен Белла , одержала верх благодаря своим военным силам. [ нужна ссылка ]

В 1963 году ФФС партия Хосин Айт Ахмед оспорила авторитет ФНО , который позиционировал себя как единственная партия в стране. Айт Ахмед и другие считали центральное правительство во главе с Беном Беллой авторитарным, и 3 сентября 1963 года FFS создал Хосин Айт Ахмед (Фронт Социалистических Сил) . [53] Эта партия объединила противников существовавшего тогда режима, и через несколько дней после ее провозглашения Бен Белла направил армию в Кабили для подавления восстания. Полковник Моханд Улхадж также принимал участие в ФФС и Маки ( фр .), поскольку считал, что с моджахедами обращаются не так, как следовало бы. [54] Вначале ФФС хотела вести переговоры с правительством, но, поскольку соглашение не было достигнуто, маки взялись за оружие и поклялись не сдавать его, пока будут соблюдаться демократические принципы и справедливость. [ нужны разъяснения ] часть системы. Но после бегства Моханда Улхаджа Айт Ахмед едва мог поддерживать движение, и после съезда ФНО 16 апреля 1964 года, который укрепил легитимность правительства, он был арестован в октябре 1964 года. В результате восстание в 1965 году потерпело неудачу, потому что оно было жестоко подавлено силами АЛН под командованием Уари Бумедьена. В 1965 году Айт Ахмед был приговорен к смертной казни, но позже помилован Беном Беллой. Среди маки было зарегистрировано около 400 смертей. [53]

В 1980 году протестующие организовали несколько месяцев демонстраций в Кабили, требуя признания берберского языка официальным языком; этот период был назван Берберской весной . В 1994–1995 годах кабилы провели школьный бойкот, получивший название «забастовка школьного портфеля». В июне и июле 1998 года они протестовали, вылившись в жестокие события, после убийства певца Матуба Лунеса и принятия закона, требующего использования арабского языка во всех областях.

В месяцы, последовавшие за апрелем 2001 года (так называемые « Черная весна »), произошли крупные беспорядки среди кабилов после убийства жандармами Масиниссы Гермы, молодого кабила. В то же время организованный активизм породил Аруш и неотрадиционные местные советы. Протесты постепенно уменьшились после того, как кабильцы добились некоторых уступок от президента Абдельазиза Бутефлики .

6 января 2016 года тамазайт был официально признан конституцией Алжира языком, равным арабскому. [55]

География

Районы кабильских поселений в Алжире

География Кабильского края сыграла важную роль в истории народа. Сложный горный ландшафт провинций Тизи-Узу и Беджая служил убежищем, куда убегало большинство кабильцев, когда они находились под давлением или оккупацией. Они смогли сохранить свое культурное наследие в такой изоляции от других культурных влияний.

В этом районе поддерживались местные династии (Нумидия, Фатимиды в период Кутамы, Зириды, Хаммадиды и Хафсиды из Беджайи) или современный алжирский национализм, а также война за независимость. Регион неоднократно был оккупирован различными завоевателями. Римляне и византийцы контролировали главную дорогу и долину в период античности и избегали гор (Мон-Феррат). [56] Во время распространения ислама называли их эль аадуа : враг). арабы контролировали равнины, но не всю сельскую местность ( кабилы [57]

Регентство Алжира , находившееся под османским влиянием, пыталось иметь косвенное влияние на народ ( махзенские племена Амрауа и марабут). [58]

Французы постепенно и полностью завоевали регион и установили прямую администрацию.

Сеть Джурджура
Топографическая карта Кабилии.

Алжирские провинции со значительным населением, говорящим на кабильском языке, включают Тизи-Узу , Беджая и Буйру , где они составляют большинство, а также Бумердес , Сетиф , Бордж-Бу-Арреридж и Джиджель . В Алжире также проживает значительное количество кабилов, которые составляют более половины населения столицы.

называет Аль-Кабайэль Регион Кабиле арабоязычное население («племена»), а по-французски — Кабили . Ее коренные жители называют ее Тамурт Идурар («Земля гор») или Тамурт н Икбайлиен / Тамурт н Икбайлиен («Земля кабилов»). Он является частью Атласских гор и расположен на краю Средиземного моря.

Культура и общество

Язык

кабилов Этническая группа говорит на кабильском языке , берберском языке афро -азиатской семьи. Это самый крупный берберский язык в Алжире. [59] В 2004 году на нем говорили 3 миллиона человек. [60] и имеет значительный арабский , французский , латинский , греческий , финикийский и пунический субстрат, при этом арабские заимствования составляют от 22,7% до 46% [61] от общего словарного запаса кабильского языка, по многим оценкам, он составляет около 35%. [62] Многие кабилы также говорят на алжирском арабском и французском языках .

В первые века своей истории кабилы пользовались либико-берберской письменностью (предком современного Тифинага). С начала XIX века и под французским влиянием кабильская интеллигенция стала использовать латинскую графику . Это основа современного берберского латинского алфавита .

После обретения Алжиром независимости некоторые кабильские активисты попытались возродить алфавит Старого Тифинага. Эта новая версия Тифинага получила название Нео-Тифинаг , но ее использование остается ограниченным. Кабильская литература по-прежнему писалась латиницей.

Религия

Кабильцы в основном мусульмане с небольшим христианским меньшинством. [63] Многие завая существуют по всему региону; Рахмания . является самой плодовитой

Католики кабильского происхождения обычно живут во Франции. В последнее время протестантское сообщество значительно выросло, особенно среди евангелических конфессий. [64]

Экономика

Традиционная экономика региона основана на лесоводстве ( сады и оливковые деревья ) и ремесленной промышленности ( гобеленах и гончарных изделиях ). Горное и холмистое земледелие постепенно уступает место местной промышленности (текстильной и агропищевой). В середине 20 века под влиянием и финансированием кабильской диаспоры в этом регионе развивались многие отрасли промышленности. Он стал вторым по значимости промышленным регионом страны после Алжира. [ нужна ссылка ]

Политика

Демонстрация Kabyles в Париже в апреле 2016 г.

Кабилы были яростными активистами в продвижении берберской ( амазигской ) идентичности. В движении есть три группы: кабилы, которые идентифицируют себя как часть более крупной берберской нации ( берберисты ); те, кто идентифицирует себя как часть алжирской нации (известные как «алжирцы», некоторые считают Алжир по существу берберской нацией); и те, кто считает кабилов отдельной нацией, отдельной от других берберских народов (но родственных им) (известных как кабилисты ).

Диаспора

По историческим и экономическим причинам многие кабилы эмигрировали во Францию ​​как в поисках работы, так и во избежание политических преследований. Сейчас их численность составляет около 1 миллиона человек. [68] [69] Некоторые известные французы имеют полное или частичное кабильское происхождение.

Известные люди

Спорт

Зинедин Зидан

Бизнес

Кино

Музыка

Краска

Политика

Наука

Литература

См. также

Примечания и ссылки

  1. ^ Jump up to: а б Амазиг в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.) Значок закрытого доступа
  2. ^ Перельцвайг, Ася (3 сентября 2020 г.). «6.3 Берберские языки». Языки мира: Введение . Издательство Кембриджского университета. п. 203. дои : 10.1017/9781108783071 . ISBN  978-1-108-78307-1 .
  3. ^ Мэдди-Вайцман, Брюс (20 сентября 2018 г.). Роу, Пол С. (ред.). «Берберы (амазиги)» . Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке : 314. doi : 10.4324/9781315626031-23 . ISBN  9781315626031 . S2CID   187966078 .
  4. ^ Мэдди-Вайцман, Брюс (30 декабря 2015 г.). «Берберы (амазиги)». В Смите, Энтони Д .; Хоу, Сяошо; Стоун, Джон; Деннис, Ратледж (ред.). Энциклопедия расы, этнической принадлежности и национализма Уайли Блэквелла . Оксфорд, Великобритания: Wiley. п. 1. дои : 10.1002/9781118663202.wberen411 . ISBN  978-1-118-66320-2 . Проверено 23 декабря 2022 г.
  5. ^ «Отчет Консультативного комитета по развитию региональных языков и внутреннего языкового плюрализма (2013)» . www.cultural.gouv.fr (на французском языке) . Проверено 25 декабря 2022 г.
  6. ^ Чакер, С. (1 мая 2004 г.). «Кабылия: Язык» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (26): 4055–4066. дои : 10.4000/энциклопедиябербере.1431 . ISSN   1015-7344 .
  7. ^ «Знание языков по возрасту и полу: Канада, провинции и территории, переписные отделы и переписные подразделения» . Профиль переписи населения, перепись 2021 года . Статистическое управление Канады Статистическое управление Канады. 7 мая 2021 г. Проверено 3 января 2023 г.
  8. ^ Фроули, Уильям Дж. (2003). Международная энциклопедия лингвистики: AAVE – Эсперанто, Том 1 . Издательство Оксфордского университета. п. 221. ИСБН  978-0195139778 . Проверено 21 декабря 2017 г.
  9. ^ «Берберский исследовательский центр – Письмо: ливийское и Тифинаг» . www.centrederechercheberbere.fr . Проверено 18 апреля 2021 г.
  10. ^ Ланфри, Жак (1978). «Звава (Игававен) центрального Алжира (ономастический и этнографический очерк)» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 26 (1): 75–101. дои : 10.3406/реммм.1978.1825 .
  11. ^ «Кабилские берберы, АКИМ и поиск мира в Алжире | Алжир | Аль-Джазира» .
  12. Отношения амазигов с государством в Марокко и Алжире. Архивировано 23 марта 2020 г. в Wayback Machine.
  13. ^ Jump up to: а б с Бенраба, Мохамед (16 мая 2013 г.). Языковой конфликт в Алжире: от колониализма до обретения независимости . Многоязычные вопросы. ISBN  978-1-84769-965-7 .
  14. ^ Лоуи, Мириам Р. (12 ноября 2009 г.). Нефтяное богатство и политическая бедность: сравнение с Алжиром . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-139-48175-5 .
  15. ^ Чачуа, Камель (2000). Звава и завая: ислам «кабилский вопрос» и государство в Алжире. Вокруг Риссалы, послание «Самые ясные аргументы, требующие реформы кабильской завая», написанное Ибну Закри (1853–1914), официальным священнослужителем колониального Алжира, опубликовано в Алжире издательством Editions Fontana в 1903 году (на английском языке). Школа перспективных исследований в области социальных наук.
  16. ^ Робертс, Хью (19 августа 2014 г.). Берберское правительство: кабильское государство в доколониальном Алжире . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-85772-420-5 .
  17. ^ Мустафа, Тиджет. Словари алжирских фамилий (на французском языке). Алжир: Издательство университета. п. 64.
  18. ^ Евро. Ближний Восток и Северная Африка: стр. 156 . Психология Пресс. ISBN  9781857431322 .
  19. ^ Уолмсли, Хью Муллену (1858). «Очерки Алжира во время Кабильской войны. Хью Муллену Уолмсли: стр. 118» .
  20. ^ Уиснер, Глора М. (30 января 2013 г.). Кабильский народ Глора М. Уизнер . Читайте книги. ISBN  9781447483526 .
  21. ^ Американская энциклопедия, том 1: стр. 568 . Гролье. 1990. ISBN  9780717201211 .
  22. ^ Jump up to: а б «Покорение Кабилии» . Пертская газета и Независимый журнал политики и новостей . 8 апреля 1859 года . Проверено 6 октября 2023 г.
  23. ^ «Художественный журнал Лондон, Том 4: стр. 45» . 1865.
  24. ^ Филд, Генри Мартин (1893). «Берберийское побережье», Генри Мартин Филд: стр. 93 .
  25. ^ Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (1992). Африка с седьмого по одиннадцатый век . Дж. Карри. п. 164. ИСБН  978-0-85255-093-9 .
  26. ^ Дафтари, Фархад (2012). Исторический словарь исмаилитов . Пугало Пресс. п. 3. ISBN  978-0-8108-6164-0 .
  27. ^ Мир шиитов: пути в традициях и современности
  28. ^ Нанджира, Дэниел Дон (2010). Африканская внешняя политика и дипломатия от древности до XXI века . АВС-КЛИО. п. 92. ИСБН  978-0-313-37982-6 .
  29. ^ Фадж, JD (1958). Атлас истории Африки . Э. Арнольд. п. 11.
  30. ^ Международный журнал экономической и социальной истории, том 8
  31. ^ Хроники алжирских лет
  32. ^ Галл, Тимоти Л.; Хобби, Дженин (2009). Энциклопедия культур и повседневной жизни Worldmark: Африка . Гейл. п. 329. ИСБН  978-1-4144-4883-1 .
  33. ^ Исследования, Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия), Зарубежный регион (1979). Алжир, страновое исследование . [Министерство обороны], Министерство армии. п. 15. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  34. ^ Orientalia, тома 54–55.
  35. ^ Хальм, Хайнц (2014). «Фатимиды». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, ТРИ . Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830.
  36. ^ Jump up to: а б Мусульманские общества в Африке: историческая антропология - Роман ЛоймайерИздательство Университета Индианы,
  37. ^ Хайнц Хальм (1996). Ближний и Средний Восток . Блестящий. п. 399. ИСБН  90-04-10056-3 .
  38. ^ Лев, Яаков (22 февраля 2022 г.). Война и общество в Восточном Средиземноморье, VII–XV вв . БРИЛЛ. п. 145. ИСБН  978-90-04-47447-5 .
  39. ^ Лев, Яаков (1979). «Фатимидское завоевание Египта — военно-политические и социальные аспекты» . Востоковедение Израиля. 9: 315–328. ISSN 0334-4401.
  40. ^ Первый крестоносец: Священные войны Византии
  41. ^ Азиатский журнал и ежемесячный реестр Британской Индии и ее зависимых территорий, том 24 Блэк, Парбери и Аллен,
  42. ^ Турчин, Питер; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем. 12 (2): 222. ISSN 1076-156X.
  43. ^ История Африки - Дж. Д. Фейдж: стр. 166.
  44. ^ Кембриджская история Африки, Том 3 - Дж. Д. Фейдж: стр. 16
  45. ^ Саладин, Альмохады и Бану Гания: Битва за Северную Африку: стр. 42
  46. ^ Ислам: Искусство и архитектура: стр. 614.
  47. ^ Исторический словарь берберов (Имазиген): стр. 55 и 56.
  48. ^ Кочевники и крестоносцы, 1000–1368 гг. Н.э., Арчибальд Росс Льюис.
  49. ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 , Том 4, опубликовано M. Th. Хоутсма, Страница: 600
  50. ^ Jump up to: а б с Лайдани, Амар. (2019). Признание тамазайтских языков в законе Алжира . Studia Universitatis Babeş-Bolyai Iurisprudentia.
  51. ^ Дэвис, Диана К. (11 сентября 2007 г.). Возрождение житницы Рима: экологическая история и французская колониальная экспансия в Северной Африке . Издательство Университета Огайо. ISBN  978-0-8214-1751-5 .
  52. ^ Белаид Абане, Алжир в войне: Абан Рамдан и винтовки восстания , с. 74
  53. ^ Jump up to: а б Монбейг, Пьер (1992). «Политическая оппозиция в тупике». Обзор мусульманского мира и Средиземноморья . 65 (1): 125–140. дои : 10.3406/remmm.1992.1560 . ISSN   0997-1327 .
  54. ^ Саид Малик Чеурфа ⵣ (3 августа 2011 г.), Восстание Хосина Айт Ахмеда и Моханда Улхаджа 28 сентября 1963 г., автор Malik Cheurfa.flv , получено 22 апреля 2019 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  55. ^ «АВАНТ ПРОЕКТ ПЕРЕСМОТРА КОНСТИТУЦИИ» (PDF) . Пресс-служба Алжира . 6 января 2016 года . Проверено 28 мая 2019 г.
  56. ^ «Электронная книга ВОСТОЧНАЯ КАБИЛИЯ В ИСТОРИИ – Страна Кутума и колониальная война Хосни Китуни» . www.harmatheque.com . Проверено 29 ноября 2016 г.
  57. ^ Абдельфетта Лалми, Неджма (1 января 2004 г.). «К мифу о кабильском изоляте» . Cahiers d'Etudes Africaines (на французском языке). 44 (175): 507–531. doi : 10.4000/studiesafricaines.4710 . ISSN   0008-0055 .
  58. ^ Универсалис, Энциклопедия. «КАБИЛЕС» . Универсальная энциклопедия . Проверено 29 ноября 2016 г.
  59. ^ Джейн Э. Гудман (3 ноября 2005 г.). Берберская культура на мировой арене: от деревни к видео . Издательство Университета Индианы. п. 7. ISBN  0-253-11145-5 .
  60. ^ Леклерк, Жак (5 апреля 2009 г.). «Алжир: Географическая и делингвистическая ситуация» . Лингвистическое планирование в мире (на французском языке). Университет Лаваля . Архивировано из оригинала 24 января 2010 года . Проверено 8 января 2010 г.
  61. ^ Коссманн, Мартен (18 июля 2013 г.). Арабское влияние на северных берберов . БРИЛЛ. п. 98. ИСБН  978-90-04-25309-4 .
  62. ^ Балдауф, Ричард Б.; Каплан, Роберт Б. (1 января 2007 г.). Языковое планирование и политика в Африке . Многоязычные вопросы. ISBN  978-1-84769-011-1 .
  63. ^ Абдельмаджид Ханнум, Насильственная современность: Франция в Алжире , стр. 124, 2010, Гарвардский центр исследований Ближнего Востока, Кембридж, Массачусетс, Амар Булифа, Джурджура через историю от античности до 1830 года: организация и независимость Зуауа (Большого Кабили) , стр. 197, 1925, Алжир.
  64. ^ Люсьен Улахбиб , Существует ли арабский мир? , стр. 12, 2005 г., Editions de Paris, Париж.
  65. ^ https://www.euronews.com/2012/05/12/election-hit-by-irregularities-says-algerian-opposition-leader. Архивировано 17 декабря 2020 г. в Wayback Machine , Euronews, «Выборы поражены нарушениями». , - говорит лидер алжирской оппозиции", www.euronews.com, 12 мая 2012 г., по состоянию на 5 октября 2020 г.
  66. ^ «Мосин Белаббес: «Если меня вызовут в суд, я отвечу» . Патриотический Алжир (на французском языке). 29 сентября 2020 г. Проверено 7 июля 2023 г.
  67. ^ www. kabylia-gov.org , веб-сайт правительства Кабилии
  68. ^ Салем Чакер, «К социальной истории берберов во Франции». Архивировано 12 ноября 2012 г. в Wayback Machine , Les Actes du Colloquium Paris - Inalco, октябрь 2004 г.
  69. ^ Джеймс Минахан, Энциклопедия наций без гражданства: DK , Good Publishing Group, 2002, стр.863. Цитата: «За пределами Северной Африки самая большая кабильская община, насчитывающая около 1 миллиона человек, находится во Франции».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef7148526a7fc31f645527d47cbc17dd__1722114060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/dd/ef7148526a7fc31f645527d47cbc17dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kabyle people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)