Берберы и ислам
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Берберы этническая ( автоним : Имазиген ) — коренная группа региона Магриба в Северной Африке . После мусульманского завоевания Магриба большинство берберских племен в конечном итоге стали мусульманами. В настоящее время около одной шестой населения Магриба говорит на одном из берберских языков (в основном в Алжире и Марокко), но большинство из них также говорят на той или иной форме арабского языка. [ 1 ] Берберы — первый неарабский народ, основавший исламское государство.
Фон
[ редактировать ]В регионе Северной Африки практиковалось множество религий, включая различные формы языческих ритуалов , иудаизм и христианство . Первые исламские силы столкнулись с ожесточенным сопротивлением со стороны различных городов-государств, возникшим в результате ухода византийцев . Самые слабые из них в южной и юго-западной частях берберской территории первыми пали перед исламскими войсками под командованием египетского халифа в ходе инициированной на местах попытки экспансии на запад. Эта первая попытка в конце VII века (660 г. н.э.) привела к решительному поражению исламских войск. Берберская королева Дихья (или Кахина) возглавила местное сопротивление мусульманскому завоеванию Магриба . В течение пяти лет она управляла свободным берберским государством от гор Орес до оазиса Гадамес (695–700 гг. н.э.), но в конце концов была убита в бою возле колодца, который до сих пор носит ее имя, Бир аль-Кахина в Оресе . [ 2 ]
В 750 году халифы централизовали свое командование в Дамаске , и коалиция исламских сил из Медины , Дамаска, Багдада и Египта вернулась со второй попытки после последовательных поражений в Греции . Исламские силы в составе коалиции возобновили завоевание Средиземного моря с юга, через Северную Африку . Вторая, более дипломатичная попытка привела к успешному союзу с преимущественно обитавшими в пустыне мавританскими племенами (Марокко и к западу от современного Алжира), а затем с Нумидией . Новые мусульманские племена северо-западной Африки, в свою очередь, стали послами мусульманских халифов и посредниками от их имени в попытке собрать коалицию сил для борьбы с их общим врагом Римом. Новый подход был лучше воспринят нумидийскими племенами горной местности и был успешно завербован для совместного военного предприятия в Европе и, в конечном итоге, в Риме и вокруг Средиземного моря. Мавританский вождь Тарик ибн Зияд возглавил эти более сильные силы под зеленым флагом ислама и отправился в Европу, взяв под свой контроль большую часть Пиренейский полуостров . Именно тогда Северная Африка к западу от Египта стала называться «аль- Магрибом » или «Западом» народами Ближнего Востока .
В 670 году исламская коалиция под командованием Укбы ибн Нафи разбила свой лагерь на Тунисском полуострове и основала город Кайруан , примерно в 160 километрах к югу от современного Туниса . Мусульмане использовали город как базу для дальнейших операций против нумидийцев на западе и в горной местности современного Алжира. Последовательные и неоднократные нападения на деревни нижних нумидийских сельскохозяйственных долин со стороны Абу аль-Мухаджира Динара , преемника Укбы, вынудили разрозненные нумидийские племена в конечном итоге выработать образ жизни через Кусаилу , обращенного нумидийского вождя от имени обширной конфедерации христиан. [ 3 ] Берберы. Кусаила, который базировался в Тлемсене , принял ислам и перенес свою штаб-квартиру в Такирван , недалеко от Кайруана. [ 4 ]
Терпимость исламских проповедников среди берберов не гарантировала их поддержку династии Омейядов , которая контролировала большую часть Исламского Халифата . Их правящие доверенные лица оттолкнули берберов, обложив их высокими налогами; обращение с новообращенными как с гражданами второго сорта; и порабощение южных и более слабых кочевых племен. В результате широкое сопротивление приняло форму открытого восстания в 739-40 годах под знаменем хариджитского ислама . Хариджиты боролись с правлением Омейядов на Востоке, и многих берберов привлекли эгалитарные заповеди секты. Речь идет о той же проблеме, против которой нумидийцы боролись с римлянами (государственная религия), согласно которой контроль над верой является унаследованным правом тех, кто контролирует государство. Новая секта, известная как хариджизм, родилась на предпосылке, что любой подходящий мусульманин может быть избран халифом независимо от расы, положения или происхождения от исламского пророка Мухаммеда .
После восстания хариджиты основали ряд племенных королевств в горной местности Северной Африки. Их безопасность была куплена налогами без представительства. Группа исламских представителей и сборщиков налогов была назначена в качестве атташе и известна как марабуты от арабского слова «мурабитун», или атташе, чья роль ограничивалась ролью связующего звена между местным племенным советом старейшин племен (Аарх) и Центральная власть в Тунисе. У них не было ни мечетей, ни власти. Их дома служили их жилищами и обычно строились с куполом, над которым арабское название — коба , а по-берберски — one ta qobe-tt (маленький купол). Однако другие регионы и племена, такие как Сиджилмаса и Тилимсан , которые располагались между основными торговыми путями, оказались более жизнеспособными и процветающими. В 750 году Аббасиды , сменившие Омейядов на посту правителей Халифата, перенесли столицу халифата в Багдад и восстановили исламскую власть в Ифрикии , назначив Ибрагима ибн аль-Аглаба правителем Халифата. Кайруан . Хотя номинально служа халифу, аль-Аглаб и его преемники Аглабиды правили независимо до 909 года, возглавляя суд, который стал центром обучения и культуры.
К западу от Аглабидов земель Абд ар-Рахман ибн-Рустам правил большей частью центрально-западного Магриба из Тахерта , к юго-западу от Алжира . Правители имамата Рустамидов , существовавшего с 761 по 909 годы, каждый из которых был Ибади- Хариджита имамом , избирались видными гражданами. Имамы приобрели репутацию честных, набожных и справедливых людей. Суд в Тахерте был известен своей поддержкой исследований в области математики, астрономии и астрологии, а также теологии и права. Однако имамам Рустамида не удалось, по собственному желанию или по халатности, организовать надежную постоянную армию. Этот главный фактор, сопровождавшийся окончательным крахом династии и ее упадком, открыл путь к упадку Тахерта под натиском Фатимидов .
Берберы в Аль-Андалусе
[ редактировать ]Мусульмане, вошедшие в Иберию и возглавлялись бербером Тариком ибн Зиядом , хотя и находились под сюзеренитетом арабского халифа Дамаска в 711 году, были в основном берберами Абд аль-Малика и его североафриканского наместника Мусы ибн Нусайра . Вторая смешанная армия арабов и берберов пришла в 712 году под командованием самого Ибн Нусайра. Утверждается, что они составляли примерно 66% исламского населения Иберии; предположительно они помогали Омейядов халифу Абд ар-Рахману I в Аль-Андалусе , поскольку его мать была берберкой. [ 5 ]
Во время завоевания Иберии Омейядами берберы сформировали свои собственные воинские части, основанные на племенной принадлежности, практически не контактируя с арабами. Усман ибн Наисса , берберский военачальник, дислоцированный в Серданье (восточные Пиренеи), подписал союз с Одо Великим , герцогом Васконии и Аквитании, отделился от центрального правления Кордовы и вскоре основал царство, но был подавлен в 731 году Абдул Рахманом Аль Гафики .
На этом этапе берберы были поверхностно исламизированы и придерживались своих традиций с разной степенью религиозной ассимиляции с исламом. [ нужна ссылка ] . Сообщается, что берберы, дислоцированные в Галиции и отказавшиеся от своих андалузских аванпостов, чтобы присоединиться к берберскому восстанию (740–742 гг.), обратились в христианство. [ нужна ссылка ] . Отчеты об осаде Мериды ясно показывают, что в то время они не были мусульманами. [ 6 ] В эпоху Тайфы мелкие короли происходили из самых разных этнических групп; некоторые — например, Зириды короли Гранады — были берберами по происхождению. Период Тайфы закончился, когда династия Альморавидов захватила Аль-Андалус ; на смену им пришла династия Альмохадов из Марокко , во время которой процветал Аль-Андалус.
В иерархии власти берберы располагались между арабской аристократией и населением мулади . Этническое соперничество было одним из факторов политики Андалузии.
После падения Халифата в таифских королевствах Толедо , Бадахосе , Малаге и Гранаде правили берберы. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Алжиризм
- Берберийское побережье
- Берберские евреи
- Берберская весна
- Берберизм
- Кабилизм
- мавры
- Мусульманское завоевание Магриба
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Магриб | регион, Северная Африка» . Британская энциклопедия .
- ^ Шарль Андре Жюльен; Роджер Ле Турно (1970). История Северной Африки . Прегер. п. 13. ISBN 9780710066145 .
- ^ Варрак, Ибн (30 сентября 2010 г.). Почему я не мусульманин . Книги Прометея. ISBN 978-1-61592-029-7 .
- ^ Набхан, Гэри Пол (22 сентября 2020 г.). Тмин, верблюды и караваны: одиссея специй . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-37924-4 .
- ^ Коллинз, Роджер (17 февраля 1995 г.). Арабское завоевание Испании: 710–797 гг . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-631-19405-7 .
- ^ Коллинз, Роджер (1983). Раннесредневековая Испания . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 165. ИСБН 0-312-22464-8 .