Берберская весна
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Берберская весна | |||
---|---|---|---|
Часть истории Алжира (1962–99). | |||
Празднование Берберской весны в Азазге в 2016 году. | |||
Дата | 10 марта - 20 апреля 1980 г. | ||
Расположение | |||
Вызвано | Арабизация | ||
Цели | Конец подавлению берберских языков и культуры | ||
Методы | Демонстрации , всеобщая забастовка | ||
В результате | Насильственно репрессированы | ||
Вечеринки | |||
| |||
Ведущие фигуры | |||
Потери | |||
Летальные исходы) | 128 | ||
Травмы | Тысячи |
Берберская весна (по- берберски : Tafsut Imaziɣen или просто Tafsut означает «Весна») — период политического протеста и гражданской активности в 1980 году, требующий признания берберской идентичности и языка в Алжире , при этом события в основном происходили в Кабилии и Алжире .
Фон
[ редактировать ]Меры арабизации
[ редактировать ]С момента обретения независимости в 1962 году в Алжире существовала однопартийная система, которой управлял ФНО . После 132 лет французской колонизации одной из целей арабской националистической партии ФНО было проведение мер по арабизации с целью сделать арабский язык национальным языком в администрации, школах и государственных службах в целом. Как и большинство бывших колоний, независимость Алжира подчеркнула необходимость лингвистического и культурного «восстановления» как символа «восстановления» нации. Во время французской колонизации арабский язык игнорировался; В 1938 году французское правительство даже издало закон, объявлявший арабский язык иностранным языком в Алжире. В ответ на политику Франции проект национального строительства, предложенный алжирской националистической партией, выступающей за независимость, ФНО, сделал так, что Алжир стал одноязычной арабской и мусульманской страной, мало учитывающей плюрализм культур, идентичностей. и языки в Алжире. Например, Национальная хартия 1976 года не приняла во внимание никакие претензии берберов на признание. [1]
Это неприятие берберской идентичности, языка и культуры следует рассматривать в контексте того, что примерно от 10 до 12 миллионов алжирцев являются берберами. [2] Кабилия — регион с самой высокой концентрацией берберов. Расположенный на севере Алжира, он насчитывает около 7 миллионов жителей.
Берберские культурные организации
[ редактировать ]В 1960-е и 1970-е годы в Париже возникло несколько берберских культурных организаций, поскольку их не удалось создать в Алжире. В то время между Алжиром и Францией было много обменов, и, несмотря на то, что эти организации базировались в Париже, они также преследовали жителей Кабилии. Берберская, а точнее кабильская, идентичность уже была политической причиной. Например, Мулуд Маммери вместе с другими интеллектуалами создал Берберскую академию обмена и культурных исследований (ABERC), которая подчеркнула сходство между меньшинствами в Алжире. [3]
События
[ редактировать ]Начало Берберской весны традиционно датируется 10 марта 1980 года, когда была запрещена конференция, которую должен был провести кабильский интеллектуал Мулуд Маммери в университете Хаснауа в Тизи-Узу . Это событие вызвало демонстрации и забастовки в школах, университетах и на предприятиях, которые сотрясали Кабилский регион более двух месяцев. Этот период известен как «Берберская весна» или Тафсут Имазиен. Это мероприятие стало первым крупным народным движением, бросившим вызов властям, ФНО и однопартийной системе со времени обретения Алжиром независимости. Критическим моментом стал скоординированный арест сотен берберских активистов, студентов и врачей 20 апреля, что спровоцировало всеобщую забастовку .
- 10 марта: Конференция Мулуда Маммери, посвященная древней кабильской поэзии, отменяется в университете Хаснауа в Тизи-Узу.
- 11 марта: демонстрации в Кабилии в Тизи-Узу , Беджая и Алжире .
- 7 апреля: жестокое подавление демонстрации в Алжире шокировало начало забастовки в Тизи-Узу и Беджая.
- 10 апреля: всеобщая забастовка в Кабилии. Беджая , Тизи Узу .
- 17 апреля: принудительное выселение забастовщиков из больницы Тизи-Узу и завода SONELEC.
- 19 и 20 апреля: Операция Мизрана: власти проникают в университет Кабилии Тизи Узу.
- 20 апреля: всеобщая стихийная забастовка в Тизи-Узу и Беджая .
По мнению Джейн Гудман, Берберская весна не могла бы произойти, если бы не сочетание четырех движущих сил: программы арабизации, которая «криминализовала» берберскую идентичность; небольшая сеть берберских ученых в Париже в 1970-е годы; студенческое управление в алжирских университетах, позволившее организовать демонстрации; и «дискуссия о правах человека» в средствах массовой информации, подогреваемая жестокими репрессиями. [3]
Хотя «Берберская весна» в конечном итоге была жестоко подавлена властями Алжира, она оставила прочное наследие для Кабили и берберов по всей Северной Африке. Многие из сегодняшних видных кабильских политиков и активистов сделали себе имя во время событий «Берберской весны», а такие организации, как «Объединение за культуру и демократию» (RCD) и Берберское культурное движение (Mouvement Culturel Berbère – MCB), позже были созданы активистами «Берберской весны». . Весна также стала важным событием для зарождающегося правозащитного сообщества Алжира, в том числе за пределами берберских кругов. [3]
Последствия
[ редактировать ]После демонтажа однопартийной системы ФНО в 1989 году, за которым последовала неудавшаяся демократизация и гражданская война , государство выполнило некоторые требования «Берберской весны». В 2016 году берберский язык стал официальным языком Алжира. [4] наряду с арабским.Другие спорные моменты остаются.
С января 2011 года возобновилась массовая берберская активность. [ нужна ссылка ] в Северной Африке после тунисской революции и свержения тунисского президента Бен Али , в период, который берберы иногда называют « берберско-арабской весной» . На этот раз берберские активисты действовали гораздо активнее и громче на улицах Марокко. [5] [6] и Ливия [7] по сравнению с Алжиром. В Ливии берберские повстанцы помогли свергнуть Муаммара Каддафи , поскольку наступление, захватившее Триполи и во многом положившее конец гражданской войне там, началось с берберских гор Нафуса .
См. также
[ редактировать ]- Черная весна (Кабили) - 2001 г.
- Арабская весна - начало 2010-х гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маэ, Ален (2001). История Большой Кабилии 19-20 веков. Историческая антропология социальных связей в сельских общинах (ред. Издания Бушен). стр. 463–493.
- ^ Алилат, Джамель (4 января 2018 г.). «Туареги, кабилы, риффы... Кто такие берберы?» . Geo.fr.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гудман, Джейн (2004). «Переосмысление берберской весны: от обряда разворота к месту сближения» . Журнал исследований Северной Африки . 9 (3): 60–82. дои : 10.1080/1362938042000325813 . S2CID 144431016 .
- ^ «Алжир восстанавливает ограничение сроков полномочий и признает берберский язык» . Би-би-си . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ «Марокко готовится к протестам, поскольку беспорядки движутся на запад» . Аль Арабия. 19 февраля 2011 года . Проверено 23 августа 2011 г.
- ^ «Танжерская демонстрация 5 июня 20 февраля» . Ютуб. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «Ливийские берберы присоединяются к революции в борьбе за восстановление древней идентичности» . Хранитель . 28 февраля 2011 года . Проверено 23 августа 2011 г.
- 1980 год в Алжире
- Берберизм в Алжире
- протесты 1980 года
- Оппозиция арабскому национализму
- Беспорядки и гражданские беспорядки в Алжире
- Всеобщие забастовки в Африке
- Трудовые споры и забастовки 1980 г.
- История Кабилии
- Трудовые споры в Алжире
- беспорядки 1980 года
- События марта 1980 года в Африке
- События апреля 1980 года в Африке