Jump to content

Династия Зиридов

(Перенаправлено с Зирида )
Династия Зиридов
Алжирский
972–1148
Максимальная степень контроля над Зиридом c. 980
Максимальная степень контроля над Зиридом c. 980
Статус Вассальное государство Фатимидского халифата
(972–ок. 1048)
Номинальный вассал Аббасидского халифата
(ок. 1048–1148)
Капитал 'Двадцать
(936–1014)
аль-Мансурия
(972–1057)
Махдия
(1057–1148) [1] [2] [3] [4]
Общие языки Берберский (начальный), магрибский арабский , африканская латынь , иврит
Религия
Ислам ( шиитский ислам , сунниты , ибадиты ), христианство ( католицизм ), иудаизм
Правительство Монархия ( Эмират )
Эмир  
• 973–984
Булуггин ибн Зири
• 1121–1148
Аль-Хасан ибн Али
История  
• Учредил
972
• Упразднено
1148
Валюта Динар
Предшественник
Преемник
Фатимидский халифат
Династия Хаммадидов
Королевство Африки
Династия Хорасанидов
Banu Khazrun
Бану Аль-Вард

Династия Зиридов ( араб . الزيريون , латинизированная : az-zīriyyūn ), Бану Зири ( араб . بنو زيري , латинизированная : Banū zīrī ), была династией санхаджа берберской из нынешнего Алжира , которая правила центральным Магрибом с 972 по 10 гг. 14 и Ифрикия (восточный Магриб) с 972 по 1148 год. [2] [5]

Потомки Зири ибн Манада , военного лидера Фатимидского халифата и основателя одноименной династии, Зириды были эмирами , правившими от имени Фатимидов. Зириды постепенно установили свою автономию в Ифрикии посредством военных завоеваний, пока официально не порвали с Фатимидами в середине 11 века. Правление эмиров Зиридов открыло путь к периоду в истории Северной Африки, когда политическая власть принадлежала берберским династиям, таким как династия Альморавидов , халифат Альмохадов , династия Заянидов , султанат Маринидов и династия Хафсидов . [6]

При Булуггине ибн Зири зириды распространили свой контроль на запад и ненадолго оккупировали Фес и большую часть современного Марокко после 980 года, но столкнулись с сопротивлением со стороны местных берберов Зената, которые выразили свою преданность Халифату Кордовы . [4] [7] [8] [9] На востоке контроль Зиридов был распространен на Триполитанию после 978 г. [10] и до Адждабии (на территории современной Ливии). [11] Один из членов династической семьи, Зави ибн Зири , восстал и бежал в Аль-Андалус , в конечном итоге основав Тайфу Гранады в 1013 году, после краха Кордовского халифата. [12] Другая ветвь Зиридов, Хаммадиды , после различных внутренних споров отделилась от основной ветви и после 1015 взяла под свой контроль территории центрального Магриба. [13] Основная ветвь Зиридов, называемая также Бадисидами , [14] между 1048 и 1148 годами занимал только Ифрикию. [3] Они базировались в Кайруане до 1057 года, когда перенесли столицу в Махдию на побережье. [15] Зириды Ифрикии также вторглись на Сицилию в 11 веке, когда Калбиды , династия, управлявшая островом от имени Фатимидов, пришла в упадок. [16]

Зириды Гранады сдались Альморавидам в 1090 году. [17] но Бацидиды и Хаммадиды в это время оставались независимыми. Где-то между 1041 и 1051 годами правитель Зиридов аль-Муизз ибн Бадис отрекся от фатимидских халифов и признал мусульманский суннитский халифат Аббасидов . [18] В ответ Фатимиды спровоцировали миграцию племени Бану Хилал в Магриб, нанеся серьезный удар по власти Зиридов в Ифрикии. [19] [20] В XII веке вторжения хилалийцев в сочетании с нападениями норманнов Сицилии на побережье еще больше ослабили власть Зиридов. Последний правитель Зиридов, аль-Хасан , сдал Махдию норманнам в 1148 году, положив тем самым конец независимому правлению Зиридов. [20] завоевал Халифат Альмохадов центральный Магриб и Ифрикию к 1160 году, положив конец династии Хаммадидов и, наконец, объединив весь Магриб. [7] [21]

Истоки и создание

[ редактировать ]

Зириды были санхаджа берберами из оседлого племени талката . [22] [23] происходящий из территории современного Алжира . В X веке это племя служило вассалами Фатимидского халифата , исмаилитско- шиитского государства, бросившего вызов власти суннитских халифов Аббасидов . Прародитель ( династии Зиридов Зири ибн Манад годы правления 935–971) был назначен губернатором центрального Магриба (примерно северо-восточный Алжир сегодня) от имени Фатимидов, охраняя западную границу Фатимидского халифата. [24] [25]

При поддержке Фатимидов Зири в 936 году основал свою столицу и дворец в Ашире , к юго-востоку от Алжира . [26] [27] [28] Он доказал свою ценность в качестве ключевого союзника в 945 году, во время хариджитского восстания Абу Язида , когда он помог прорвать осаду Абу Язидом столицы Фатимидов Махдии . [13] [29] Сыграв эту ценную роль, около 947 года он расширил Ашир, построив новый дворец. [26] [30] В 959 году он помогал Джаухару ас-Сикили в военной экспедиции Фатимидов, которая успешно завоевала Фес и Сиджилмасу на территории современного Марокко. По возвращении домой в столицу Фатимидов они выставили напоказ эмира Феса и «халифа» Ибн Васула из Сиджилмасы в клетках. унизительно [31] [32] [33] После этого успеха Зири также было поручено Тахарту править от имени Фатимидов. [34] В конце концов он был убит в битве против Заната в 971 году. [27] [35]

Когда Фатимиды перенесли свою столицу в Египет в 972 году, сын Зири Булуггин ибн Зири (годы правления 971–984) был назначен наместником Ифрикии , породив династию, правители которой носили титул эмира . [10] Позиция Булуггина была подтверждена 2 октября 972 года в Сардании, месте недалеко от Кайруана , где фатимидский халиф аль-Муиз готовился к своему отъезду в Египет. [36] 20 декабря 972 года Булуггин поселился в Сабра аль-Мансурийя , бывшем городе-дворце халифа Фатимидов недалеко от стен Кайруана, где его преемники продолжали проживать до середины 11 века. [37] [38] Однако Булуггин большую часть времени проводил на западе. Начиная с 974 года он поручил управление Ифрикией Абдаллаху ибн Мухаммаду аль-Катибу, секретарю, которым он заменил назначенного Фатимидами секретаря Зиядат Аллаха. [39] [40] В 974 или 977–978 годах (364 или 367 г. хиджры) он основал еще одну столицу и дворцовый комплекс в Ашире, рядом с фундаментом своего отца. [41] [26] который он предпочитал Кайруану. [41] [39] Ашир продолжал оставаться столицей Зиридов в центральном Магрибе, а Кайруан был столицей Ифрикии. [26] [39] [42]

Вскоре Булуггин возглавил новую экспедицию на запад и к 980 году завоевал Фес и большую часть западного Магриба (современное Марокко), который ранее был отбит Омейядами Кордовы в 973 году. [43] [44] Он также возглавил успешную экспедицию на территорию Баргаваты , откуда привез большое количество рабов в Ифрикию. [45] В 978 году Фатимиды также предоставили Булуггину власть над Триполитанией (на территории современной Ливии ), позволив ему назначать своего собственного губернатора в Триполи . В 984 году Булуггин умер в Сиджилмасе от болезни, и его преемник решил покинуть Марокко в 985 году. [46] [47] [20]

Преемники Булуггина и первые подразделения

[ редактировать ]

После смерти Булуггина ему наследовал его сын Аль-Мансур ибн Булуггин (годы правления 984–996). После своего отъезда на запад в 979 году Булугин не вернулся в Кайруан, и за это время его назначенец Абдаллах ибн Мухаммад аль-Катиб накопил значительную власть и влияние в Ифрикии. В результате аль-Мансур вступил в конфронтацию с Абдаллой, начиная с 987 года. Более поздние источники Зирида изображают Абдаллаха как мятежника, которому помогали халифы Фатимидов, поскольку последние теперь предпочитали его аль-Мансуру и хотели навязать ему власть. новая аранжировка в Ифрикии. [48] В конце концов аль-Мансур приказал успешно убить Абдаллаха и его сына. В 989–990 годах он также подавил восстание Кутамы , традиционного источника армии Фатимидов, под руководством самозванца по имени Абу'л-Фарадж. После этих проблем аль-Мансур наконец смог воссоединить царство Зиридов, но в 991 году он был вынужден перенести свою основную резиденцию из Ашира в аль-Мансурию (Кайруан), оставив своего брата Яттуфата управлять Аширом. [49]

С приходом аль-Мансура власть Зирида теперь передавалась через сына Булуггина и его потомков. Это оттолкнуло других сыновей Зири ибн Манада, которые теперь оказались отстраненными от власти. В 999 году многие из этих братьев подняли восстание в Ашире против Бадиса ибн аль-Мансура (годы правления 996–1016), внука Булуггина, что ознаменовало первый серьезный разрыв в единстве Зиридов. [50] Повстанцы были разбиты в бою Хаммадом ибн Булуггином , дядей Бадиса, а большинство братьев были убиты. Единственный оставшийся высокопоставленный брат, Зави ибн Зири , повел оставшихся повстанцев на запад и искал новые возможности в Аль-Андалусе под властью Омейядских халифов Кордовы , бывших врагов Фатимидов и Зиридов. [50] [51] В конце концов, в 1013 году он и его последователи основали независимое королевство в Аль-Андалусе, Тайфу Гранады . [12] [52]

После 1001 года Триполитания отделилась под руководством Фулфула ибн Саида ибн Хазруна, лидера Магравы , основавшего династию Бану Хазрун , просуществовавшую до 1147 года. [53] [10] [11] Фулфул вел затяжную войну против Бадиса ибн аль-Мансура и искал помощи извне у Фатимидов и даже у Омейядов Кордовы, но после его смерти в 1009 году Зириды смогли на время вернуть себе Триполи. Тем не менее, регион оставался фактически под контролем Бану Хазрун, который колебался между практической автономией и полной независимостью, часто настраивая Фатимидов и Зиридов друг против друга. [54] [55] [10] [56] Зириды окончательно уступили им Триполи в 1022 году. [57]

Бадис назначил Хаммада ибн Булуггина губернатором Ашира и западных территорий Зиридов в 997 году. [58] Он предоставил Хаммаду большую автономию, позволив ему вести кампанию против Заната и контролировать любые новые территории, которые он завоевал. [59] [29] Хаммад построил свою собственную столицу Калат-Бани-Хаммад в 1008 году, а в 1015 году он восстал против Бадиса и объявил себя полностью независимым, одновременно признав халифами Аббасидов вместо Фатимидов. Бадис осадил столицу Хаммада и почти подчинил его, но умер в 1016 году незадолго до того, как это удалось сделать. Его сын и преемник аль-Муизз ибн Бадис (годы правления 1016–1062) победил Хаммада в 1017 году, что вынудило их заключить мирное соглашение. Хаммад возобновил признание Фатимидов халифами, но остался независимым, создав новое государство Хаммадидов , которое после этого контролировало большую часть современного Алжира. [60] [59] Калъат-Бани-Хаммад остался столицей Хаммадидов, а Ашир стал его вторым городом. [26]

Апогей в Ифрикии

[ редактировать ]

Период Зиридов Ифрикии считается высшей точкой в ​​ее истории, когда сельское хозяйство, промышленность, торговля и образование, как религиозные, так и светские, процветают, особенно в их столице Кайраване (Кайруан). [61] Раннее правление аль-Муиза ибн Бадиса (годы правления 1016–1062) было особенно процветающим и ознаменовало пик их власти в Ифрикии. [29] В одиннадцатом веке, когда вопрос о берберском происхождении стал предметом беспокойства, династия аль-Муизза в рамках пропаганды Зиридов начала подчеркивать свои предполагаемые связи с химьяритскими королями как право на дворянство, тему Это было принято придворными историками того периода. [62] [63] Управление территорией более поздними правителями Зиридов было пренебрежительным, поскольку сельскохозяйственная экономика пришла в упадок, что привело к росту бандитизма среди сельского населения. [61] Отношения между Зиридами и их повелителями Фатимидами различались - 20 000 шиитов были убиты в исмаилитской резне 1016 года в Ифрикии , а Фатимиды поощряли отход Триполитании от Зиридов, но, тем не менее, отношения оставались близкими. В 1040-х годах Зириды полностью откололись, приняв суннитский ислам и признав Аббасидов Багдада законными халифами, и этот шаг был популярен среди городских арабов Кайруана. [3] [64]

На Сицилии Калбиды . продолжали править от имени Фатимидов, но в 11 веке на острове произошел политический беспорядок [16] подстрекая Зиридов к вторжению на остров. В 1025 (или 1021) [65] ), аль-Муизз ибн Бадис направил на остров флот из 400 кораблей в ответ на византийцами отвоевание Калабрии (на юге Италии) у мусульман, однако флот погиб в мощном шторме у берегов Пантеллерии . [29] [65] [66] В 1036 году мусульманское население острова обратилось за помощью к аль-Муиззу, чтобы свергнуть кальбидского эмира Ахмада ибн Юсуфа аль-Ахала [ его ] , правление которого они считали ошибочным и несправедливым. [16] Запрос также содержал обещание признать аль-Муиза своим правителем. [65] Аль-Муизз, желавший расширить свое влияние после разделения Зирида в Северной Африке, принял и отправил на остров своего сына Абдаллу с большой армией. [65] [16] [67] Аль-Ахал, ведший переговоры с византийцами, попросил у них помощи. Византийская армия вмешалась и разгромила армию Зиридов на острове, но затем она отошла в Калабрию, позволив Абдалле прикончить аль-Ахала. [16] Аль-Ахал был осаждён в Палермо и убит в 1038 году. [65] [16] [13] Впоследствии Абдалла был вынужден покинуть остров либо из-за постоянно разделенных сицилийцев, восставших против него, либо из-за нового византийского вторжения в 1038 году под предводительством Георгия Маниака . [67] [65] Другой эмир Калбидов, аль-Хасан аль-Самсам, был избран управлять Сицилией, но мусульманское правление там распалось на различные мелкие группировки, что привело к норманнами во второй половине 11 века. завоеванию острова [68] [16] [65]

Хилалийские вторжения и отход в Махдию

[ редактировать ]

Зириды отреклись от Фатимидов и признали халифов Аббасидов в 1048–1049 гг. [29] или где-то между 1041 и 1051 годами. [а] [69] [70] [13] Признание Аббасидов было номинальным, поскольку сами Аббасиды находились в политическом упадке и не могли установить прямую власть в регионе. [71] В ответ на Зиридов Фатимиды отправили арабские племена Бану Хилал и Бану Сулайм в Магриб. [59] [29] Бану Сулайм сначала поселились в Киренаике, но Бану Хилал продолжили путь в сторону Ифрикии. [59] Зириды попытались остановить их продвижение к Ифрикии. Они послали 30 000 кавалеристов Санхаджи, чтобы встретить 3 000 арабских кавалеристов Бану Хилал в битве при Хайдаране 14 апреля 1052 года. [72] Тем не менее зириды потерпели решительное поражение и были вынуждены отступить, открыв дорогу на Кайруан для хилалийской арабской конницы. [72] [3] [73] Возникшая в результате анархия опустошила ранее процветающее сельское хозяйство, а прибрежные города приобрели новое значение как каналы морской торговли и базы для пиратства против христианского судоходства, а также стали последним оплотом Зиридов. [3] Вторжения Бану Хилал в конечном итоге вынудили аль-Муиза ибн Бадиса покинуть Кайруан в 1057 году и перенести свою столицу в Махдию, в то время как Бану Хилал в основном бродили и грабили внутренние территории бывших Зиридов. [15] [29]

В результате ухода Зиридов в разных областях возникли различные местные княжества. В Тунисе шейхи города избрали Абд аль-Хака ибн Абд аль-Азиза ибн Хорасана (годы правления 1059-1095) местным правителем. Он основал местную династию Бану Хорасан , которая впоследствии управляла городом, поочередно признавая Хаммадидов или Зиридов правителями в зависимости от обстоятельств. [74] [75] В Кабисе (Габесе), правителе Зирида, аль-Муиз ибн Мухаммад ибн Валмия оставался верным до 1062 года, когда, возмущенный изгнанием двух своих братьев из Махдии аль-Муиззом ибн Бадисом, он объявил о своей независимости и поставил себя под защитой Муниса ибн Яхьи, вождя Бану Хилал. [76] [77] Сфакус (Сфакс) был объявлен независимым губернатором Зирида Мансуром аль-Баргавати, который был убит и сменил его двоюродный брат Хамму ибн Малил аль-Баргавати. [78]

Аль-Муиззу ибн Бадису наследовал его сын Тамим ибн аль-Муизз (годы правления 1062–1108), который провел большую часть своего правления, пытаясь восстановить власть Зиридов в регионе. В 1063 году он отбил осаду Махдии независимым правителем Сфакса, а также захватил важный порт Сус (Сус). [79] Тем временем правитель Хаммадидов ан-Насир ибн Аланнас (годы правления 1062–1088) примерно в это же время начал вмешиваться в Ифрикию, добившись признания его суверенитета в Сфаксе, Тунисе и Кайруане. Тамим организовал коалицию с некоторыми племенами Бану Хилал и Бану Сулайм и сумел нанести тяжелое поражение ан-Насиру в битве при Сабибе в 1065 году. Война между Зиридами и Хаммадидами продолжалась до 1077 года, когда было заключено перемирие. скреплен браком Тамима и одной из дочерей ан-Насира. [80] В 1074 году Тамим отправил военно-морскую экспедицию в Калабрию, где они опустошили итальянское побережье, разграбили Никотеру и поработили многих ее жителей. В следующем году (1075 г.) еще один набег Зиридов привел к захвату Мазары на Сицилии; однако эмир Зиридов переосмыслил свое участие в Сицилии и решил уйти, оставив то, что они ненадолго удерживали. [81] В 1087 году столица Зиридов Махдия была разграблена пизанцами . [82] Согласно Эттингхаузену , Грабарю и Дженкинсу-Мадине, Пизанский грифон , как полагают, был частью добычи, взятой во время грабежа. [83] В 1083 году Махдию осаждал вождь Бану Хилал Малик ибн Алави. Не сумев взять город, Малик вместо этого обратился к Кайруану и захватил этот город, но Тамим выступил со всей своей армией и разгромил силы Бану Хилал, после чего он также вернул Кайруан под контроль Зирида. [84] Он захватил Габес в 1097 году и Сфакс в 1100 году. [84] Габес, однако, вскоре снова объявил себя независимым под руководством Бану Джами, семьи из ветви Рияхи Бану Хилал. [77] [76]

Сын и преемник Тамима, Яхья ибн Тамим (годы правления 1108–1116), снова официально признал халифов Фатимидов и принял эмиссара из Каира в 1111 году. [84] Он захватил важную крепость недалеко от Карфагена под названием Иклибия, и его флот совершил набеги на Сардинию и Геную , вернув множество пленников. [84] Он был убит в 1116 году, и ему наследовал его сын Али ибн Яхья (годы правления 1116–1121). [84] 'Али продолжал признавать Фатимидов, приняв еще одно посольство из Каира в 1118 году. [85] Он установил свою власть в Тунисе, но не смог отбить Габес у его местного правителя Рафи ибн Джами, чью контратаку ему затем пришлось отразить со стороны Махдии. [85] [76] В 1121 году ему наследовал его сын аль-Хасан , последний правитель Зиридов. [13]

Конец правления Зирида

[ редактировать ]

В 1130-х и 1140-х годах норманны Сицилии начали захватывать города и острова вдоль побережья Ифрикии. [86] Джерба ​​был захвачен в 1135 году, а Триполи — в 1146 году. В 1148 году норманны захватили Сфакс, Габес и Махдию. [86] [87] В Махдии население было ослаблено годами голода, и основная часть армии Зиридов была в другой кампании, когда нормандский флот под командованием Георгия Антиохийского прибыл к побережью. Аль-Хасан решил покинуть город, оставив его под оккупацию, что фактически положило конец правлению династии Зиридов. [29] [88] Аль-Хасан бежал в цитадель аль-Муаллака недалеко от Карфагена и оставался там несколько месяцев. Он планировал бежать ко двору Фатимидов в Египте, но нормандский флот преградил ему путь, поэтому вместо этого он направился на запад, направляясь к двору Альмохадов Абд аль-Мумина в Марракеше . Он получил разрешение от Яхьи ибн аль-Азиза, правителя Хамадидов, пересечь его территорию, но после входа на территорию Хамадидов он был задержан и помещен под домашний арест в Алжире. [88] [29] Когда Абд аль-Мумин захватил Алжир в 1151 году, он освободил аль-Хасана, который сопровождал его обратно в Марракеш. Позже, когда Абд аль-Мумин завоевал Махдию в 1160 году, поставив всю Ифрикию под власть Альмохадов, аль-Хасан был с ним. [29] [21] Абд аль-Мумин назначил его губернатором Махдии, где он и оставался, проживая в пригороде Завила, до смерти Абд аль-Мумина в 1163 году. Новый халиф Альмохадов Абу Якуб Юсуф впоследствии приказал ему вернуться в Марракеш, но аль-Хасан умер по дороге в Тамасне в 1167 году. [29] [13]

Экономика

[ редактировать ]

Период Зиридов был временем большого экономического процветания. Уход Фатимидов в Каир не только не положил конец этому процветанию, но и привел к его усилению при правителях Зирида и Хаммадида. Ссылаясь на правительство зиридского эмира аль-Муиза ибн Бадиса, историк Ибн Халдун сообщает: «Берберы этой страны [никогда] не видели королевства более обширного и более процветающего, чем его собственное». Северные регионы производили пшеницу в больших количествах, в то время как регион Сфакс был крупным центром производства оливок, а выращивание фиников было важной частью местной экономики в Бискре . другие культуры, такие как сахарный тростник, шафран, хлопок, сорго Выращивались и , просо и нут. Процветало разведение лошадей и овец, а рыбная ловля давала обильную пищу. Средиземноморье также было важной частью экономики, хотя на какое-то время оно было заброшено после ухода Фатимидов, когда приоритетом зиридских эмиров стали территориальные и внутренние конфликты. Их морская политика позволила им установить торговые связи, в частности, для импорта древесины, необходимой для их флота, а также позволила им заключить союз и установить очень тесные связи с калбидскими эмирами Сицилии. Однако они столкнулись с попытками блокады со стороны венецианцев и норманны , которые стремились сократить запасы древесины и, следовательно, свое доминирование в регионе. [89]

Арабский летописец Ибн Хавкал посетил и описал город Алжир в эпоху Зирида: «Город Алжир построен на заливе и окружен стеной. В нем есть большое количество базаров и несколько источников хорошей воды у моря. Именно из этих источников жители черпают воду, которую пьют. В хозяйственных постройках этого города находится очень обширная сельская местность и горы, населенные несколькими племенами берберов. Главное богатство жителей составляют стада крупного рогатого скота и пасущихся овец. горы Алжира поставляют так много меда, что он является предметом экспорта, а количество масла, инжира и других товаров настолько велико, что его экспортируют в Кайруан и другие места». [89]

Культура

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
Сурат Аль-Анам из « Корана медсестры », написанная прекрасным куфическим письмом по заказу няни, служившей султану Зиридов в 1020 году. [90] [91]

Абд аль-Азиз ибн Шаддад был зиридским летописцем и принцем. [92] Он написал «Китаб аль-Джам ва ль-баян фи ахбар аль-Кайраван» ( «Книга сбора и изложения новостей Кайравана ») об истории Кайравана. [92] Аль-Муизз ибн Бадис, правитель Зиридов, также был автором и написал важный трактат о книжном искусстве, охватывающий такие темы, как каллиграфия , переплетное дело и иллюминация . [91] [93]

Архитектура

[ редактировать ]
Остатки дворца в Ашире, резиденции, основанной Зири ибн Манадом.

Династия Зиридов отвечала за различные строительные и ремонтные работы по всему Магрибу. Архитектура Зиридов и Хаммадидов в Северной Африке была тесно связана с архитектурой Фатимидов . [94] но также повлиял на нормандскую архитектуру Сицилии . [95] [96] Дворец Зирид в Ашире (недалеко от современного Кеф-Лахдара ), построенный в 934 году Зири ибн Манадом (который служил Фатимидам), является одним из старейших дворцов в Магрибе, которые были обнаружены и раскопаны. [97] Однако, будучи независимыми правителями, Зириды Ифрикии, похоже, построили мало крупных построек, и от этого периода сохранилось мало крупных памятников. [98] [99] Сообщается, что они построили новый дворец в Аль-Мансурии , бывшей столице Фатимидов недалеко от Кайруана, но он не был обнаружен современными археологами. [98] за исключением некоторых фрагментов резного лепного декора. [100] В мечети Зайтуна в Тунисе элегантный ребристый купол, названный Куббат аль-Бахв , был добавлен к входу в молитвенный зал в 991 году и приписывается покровительству Аль-Мансура ибн Булуггина. [101] Великая мечеть Кайруана была восстановлена ​​Аль-Муизом ибн Бадисом в 11 веке. От этой реставрации сохранились некоторые ярко раскрашенные деревянные потолки с арабесками с завитками растительных мотивов. [102] При Аль-Муиззе Зириды также построили мечеть Сиди Абу Марван в Аннабе . [103] Основная реконструкция Великой мечети Сфакса , включая строительство нового минарета и необычно украшенного внешнего фасада, также была отнесена к периоду Зирида (вероятно, 10 век) Жоржем Марсе и Люсьеном Гольвеном . [104] [105]

Хаммадиды, со своей стороны, построили совершенно новую укрепленную столицу Калат-Бани-Хаммад, основанную в 1007 году. Несмотря на то, что город заброшен и разрушен в 12 веке, он изучен современными археологами и является одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городов. Исламские столицы мира. [106] Филиал Зирида в Гранаде также отвечал за превращение его в один из крупнейших городов Аль-Андалуса. Среди сохранившихся остатков периода Зиридов в Гранаде сегодня — часть ее первоначальных городских стен, обширная система цистерн на холме Альбайсин и бывший минарет мечети (ныне часть церкви Сан-Хосе). [107]

Искусство

[ редактировать ]
Деталь деревянной максуры , добавленной к Великой мечети Кайруана во время правления аль-Муиза.

Зириды также были покровителями искусств. С этого периода сохранились важные образцы изделий из дерева, заказанных для мечетей. [91] [108] Булуггин ибн Зири заказал изготовление минбара для мечети андалузцев в Фесе. На минбаре, оригинальные фрагменты которого сейчас хранятся в музее, имеется надпись, датирующая его 980 годом, примерно временем военной экспедиции Булуггина в этот регион. [109] : 249  Считается, что деревянная максура в Большой мечети Кайруана датируется периодом реставрации здания аль-Муизом ибн Бадисом. [100] Это старейшая максура в исламском мире, сохранившаяся на месте , она была построена по заказу аль-Музиза ибн Бадиса в первой половине 11 века (хотя позже восстановлена). [110] [111] Это одно из самых значительных произведений искусства периода Зиридов. [108] примечателен искусной резьбой по дереву с арабесками и куфической надписью, посвященной аль-Муиззу. [91] [111]

Искусство Зирид также известно своими украшенными рукописями. [91] Этот вид искусства процветал в Кайруане при правлении Зирида, и рукописи из этого города экспортировались по всему исламскому миру. [93] Одним из важных примеров является так называемый «Коран медсестры» (арабский: مصحف الحاضنة , латинизированный: Мусхаф аль-Хадина ), рукопись Корана, скопированная в 1020 году Али ибн Ахмадом аль-Варраком для Фатимы, няни аль-Муизз ибн Бадис. [91] [112] Это одна из многих рукописей Корана, подаренных Великой мечети Кайруана, и одна из самых важных сохранившихся исламских рукописей, созданных по заказу женщины-покровительницы в Северной Африке. [112] Его фолианты сейчас хранятся в нескольких музеях и коллекциях по всему миру, в том числе в Метрополитен-музее , Музее Бардо и Коллекции Давида . [112] [113] [114] [115]

Список правителей Зиридов

[ редактировать ]

В следующий список входят правители Зиридов, правившие в Магрибе: [13] [116]

После 1015 года ветвь Хаммадидов правила в центральном Магрибе, в то время как потомки Бадиса ибн аль-Мансура продолжали править в Ифрикии: [13] [116]

Родословная династии Зиридов и ее ответвлений
Зирид Стэйт
Зири ибн
Настоятельно

д. 971
Гранада Националь
Булуггин
ибн Зири

972-984
Династия Хаммадидов
Макс
ибн Зири
Медленно
ибн Зири

1013-1019/20
Аль-Мансур
ибн Булуггин

984-996
Хаммад
ибн Булуггин

1015-1028
Хаббус
аль-Музаффар

1019/20-1038
Бадис
ибн аль-Мансур

996-1016
Каид
ибн Хаммад

1028-1054
Мухаммед
ибн Хаммад
Алнас
ибн Хаммад
Бадис
ибн Хаббус

1038-1073
Аль-Муизз
ибн Бадис

1016-1062
Мухсин
ибн Каид

1054-1055
Булуггин
ибн Мухаммад

1055-1062
Насир
ибн Альнас

1062-1088
Булуггин
ибн Бадис
Тамим
ибн аль-Муизз

1062-1108
Аль-Мансур
ибн ан-Насир

1088-1105
Абдаллах
ибн Булуггин

1073-1090
Яхья
ибн Тамим

1108-1116
Бадис
ибн Мансур

1105
Абд аль-Азиз
ибн Мансур

1105-1121
Или
ибн Яхья

1116-1121
Абу аль-Футух
ибн Яхья
Яхья
ибн Абд аль-Азиз

1121-1152
Абуль-Хасан
аль-Хасан
ибн Али

1121-1148
Аббас
ибн Аби аль-Футух

Фатимидский визирь 1153-1154 гг.
Наср
ибн Аббас

Ответвления династии Зиридов

[ редактировать ]

Зириды Гранады

[ редактировать ]
Карта Тайфы Гранады первой половины XI века.

После провала восстания братьев Булуггина в 999 году Зави ибн Зири попытался перебраться в Аль-Андалус, который находился под контролем Омейядов. Хаджиб халифа Хишама II (годы правления 976–1009) и фактический правитель Кордовского халифата в то время Ибн Аби Амир аль-Мансур (также известный как Альманзор) первоначально отказался разрешить иммиграцию Зави в Аль-Андалус. веря в его репутацию нарушителя спокойствия. [12] Однако его сын и преемник Абд аль-Малик аль-Музаффар (годы правления 1002–1008), ища способных военачальников, предоставил Зави и его последователям разрешение приехать в Кордову, где они впоследствии стали важной частью армии аль-Музаффара. армия. [12] [52] [117] Халифат Кордовы распался после 1008 года, периода, известного как фитна Аль-Андалуса . Первоначально Зави вместе с другими берберскими группировками участвовал в осаде Кордовы между 1010 и 1013 годами. [12] [118] К концу осады им удалось установить в Кордове своего марионеточного халифа Сулеймана аль-Мустаина , но к этому моменту Зави и другие фракции искали политической удачи в других частях Аль-Андалуса. [12] [52] Новый халиф предоставил Зави и его фракции провинцию Ильбира (Эльвира) для поселения в 1013 году. [12] [52] Перенеся в том же году столицу из Мадинат-Ильбира в поселение Гарната (Гранада) на вершине холма, Зави основал королевство Тайфа в Гранаде. [119] [12] Арабские источники считают его основателем современного города Гранады. [117] это обозначение также повторяют некоторые современные историки, такие как Хелен Роджерс, Стивен Кавендиш и Брайан Катлос. [52] [120]

В 1018 году претендент Омейядов аль-Муртада попытался завоевать Гранаду, но потерпел сокрушительное поражение от Зиридов. [12] В 1019 или 1020 году Зави покинул Аль-Андалус и вернулся в Ифрикию, возобновив свои амбиции в рамках тамошнего государства Зиридов. [12] Его судьба доподлинно неизвестна: по словам Ибн Хайяна , он умер от чумы несколько лет спустя, а в мемуарах Абдаллы ибн Булуггина утверждается, что он был отравлен вскоре после прибытия в Северную Африку, но дата его смерти не указана. [121] [122] племянника Зави Хаббуса ибн Максана взять под свой контроль новое королевство вместо сыновей одного Зави. пригласил В Гранаде кади города Абу Абдаллах ибн Аби Заманин [12] Во время правления Хабуса (1019–1038 гг.) Тайфа Гранады консолидировалась и превратилась в одну из самых важных политических сил Аль-Андалуса в этот период. [12] Во время правления Бадиса ибн Хабуса зириды Гранады отразили нападение тайфов Альмерии в 1038 году, аннексировав большую часть территории этого королевства и превратив Альмерию в вассальное государство на несколько лет, прежде чем они победили Аббадидов севильских . в битве в 1039 году , приобретая, в свою очередь, некоторую территорию на западе. [123] [124] В 1056 году они присоединили Тайфу Малаги . [123] [125] Тайфа Гранады в конечном итоге была завоевана Альморавидами Северной Африки в 1090 году, положив конец независимому королевству. [117]

Династия Хаммадидов

[ редактировать ]

Хаммад ибн Булуггин, сын Булуггина и дядя Бадиса ибн аль-Мансура, был назначен губернатором Ашира в 997 году и получил большую автономию, вплоть до того, что построил для себя новую столицу, известную как Кал. «Бани Хаммад». [58] Раскол между Хаммадом и его племянником произошел, когда Бадис объявил своего сына наследником и попытался обозначить часть территории Хаммада как новое княжество, которым будет управлять наследный принц. Хаммад отказался допустить этого и в ответ приказал заменить имя халифа Фатимидов на халифа Аббасидов в хутбе (пятничной проповеди) в мечетях, что является явным отходом от политической приверженности Зиридов. [126] Тяжелая война закончилась тем, что Хаммад и аль-Муизз ибн Бадис заключили мирное соглашение, которое позволило Хаммаду сохранить свою эффективную независимость. [126]

Государство Хаммадидов достигло своего апогея во время правления ан-Насира ибн Аланнаса (годы правления 1062–1088), во время которого оно на короткое время было самым важным государством в Магрибе. [127] Столица Хаммадидов привлекала ученых и художников из Кайруана, увеличивая ее культурное и экономическое значение. [128] Первоначально Хамадиды пережили вторжение Бану Хилал гораздо лучше, чем их коллеги-зириды на востоке, а иногда даже вступали в союз с новыми арабскими племенами. [129] Ан-Насир воспользовался частичным крахом правления Зирида в Ифрикии, чтобы добиться признания своей власти во многих крупных городах, включая Сфакс, Кайруан и Тунис. [128] Давление со стороны племен Бану Хилал в конечном итоге вынудило преемника ан-Насира, аль-Мансура (годы правления 1088-1105), перенести столицу в Биджайю (Беджайя или Бужи), город, основанный ранее ан-Насиром. [129] [130] Правление Хаммадидов в конечном итоге было прекращено Альмохадами во главе с Абд аль-Мумином, которые захватили Биджайю в 1152 году. Вскоре после этого сын Абд аль-Мумина захватил Константин, куда последний правитель Хаммадидов, Яхья бежал . Яхье назначили пенсию и разрешили уйти в отставку в Марракеше, а затем в Сале (Сале), где он умер в 1161 или 1162 году. [60]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В разных исторических источниках указаны разные даты принятия этого решения: от 1041 до 1051 года. [18]
  1. ^ Филип К. Нейлор (15 января 2015 г.). Северная Африка, исправленное издание: история от древности до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 84. ИСБН  978-0-292-76190-2 .
  2. ^ Jump up to: а б «Династия Зиридов | Мусульманская династия» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 29 февраля 2020 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Идрис, Хэди Роджер (1968). «Хилальское вторжение и его последствия» . Записные книжки средневековой цивилизации . 11 (43): 353–369. дои : 10.3406/ccmed.1968.1452 . ISSN   0007-9731 .
  4. ^ Jump up to: а б Жюльен, Шарль-Андре (1 января 1994 г.). История Северной Африки: от истоков до 1830 г. (на французском языке). Пайот. п. 295. ИСБН  9782228887892 .
  5. ^ «Кантара — Les Zirides et les Hammadides (972–1152)» . www.qantara-med.org . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
  6. ^ Грбек, Иван; Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (1 января 1992 г.). Африка с седьмого по одиннадцатый век . Дж. Карри. п. 172. ИСБН  9780852550939 .
  7. ^ Jump up to: а б Мейнье, Жильбер (1 января 2010 г.). Алжир, сердце классического Магриба: от исламско-арабского открытия до ухода (698–1518 гг.) (на французском языке). Открытие. п. 158. ИСБН  9782707152312 .
  8. ^ Саймон, Жак (1 января 2011 г.). Алжир в далеком прошлом: от Карфагена до регентства Алжира (на французском языке). Харматтан. п. 165. ИСБН  9782296139640 .
  9. ^ Труди Ринг; Ноэль Уотсон; Пол Шеллингер (5 марта 2014 г.). Ближний Восток и Африка: Международный словарь исторических мест . Рутледж. п. 36. ISBN  978-1-134-25986-1 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Абу-Наср 1987 , с. 67.
  11. ^ Jump up to: а б Фехервари, Геза (2002). Раскопки в Сурте (Мединат аль-Султан) между 1977 и 1981 годами . Отдел древностей. п. 17. ISBN  978-1-900971-00-3 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кеннеди, Хью (1996). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. стр. 141–142. ISBN  9781317870418 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Босворт, Клиффорд Эдмунд (1996). «Зириды и Хаммадиды». Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. стр. 35–36. ISBN  9780748696482 .
  14. ^ Сенак, Филипп; Крессье, Патрис (2012). «Зириды, Бадисиды и Хаммадиды» . История средневекового Магриба: 7-11 века (на французском языке). Арманд Колен. ISBN  978-2-200-28342-1 .
  15. ^ Jump up to: а б Абун-Наср 1987 , стр. 69–70.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г Риццитано, У. (1960–2007). «Калбиды». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN  9789004161214 .
  17. ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (1996). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. п. 17. ISBN  9780748696482 .
  18. ^ Jump up to: а б Абу-Наср 1987 , с. 68-69.
  19. ^ Абу-Наср 1987 , с. 69-70.
  20. ^ Jump up to: а б с Тиби 2002 , с. 514
  21. ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 56-57.
  22. ^ Абу-Наср 1987 , с. 64.
  23. ^ Илахиане, Сайн (2006). Исторический словарь берберов (Имазиген) . Пугало Пресс. п. 149. ИСБН  978-0-8108-6490-0 .
  24. ^ Бретт 2017 , с. 54, 63.
  25. ^ Абу-Наср 1987 , с. 19.
  26. ^ Jump up to: а б с д и Бретт, Майкл (2009). «Ашир» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN  9789004161658 . Он состоял из двух дворцовых цитаделей на отдельных участках, называемых Яшир и Беня (Баня). Первый был основан в 324/936 году Зири б. Манад, союзник Талката фатимидского халифа аль-Каима (годы правления 322–34/934–45), чтобы защитить центральный Магриб от союзников Заната в Кордове; солидный дворец был построен после подавления восстания Заната Абу Язида в 336/947 году. Второй, с остатками мечети, был построен сыном Зири Булуггином (Ар. Булуккин, основатель династии Зиридов, годы правления 362–73/972–83) после его назначения в 362/972 году Фатимидским наместником Ифрикии. . После отъезда сына Булуггина аль-Мансура в 381/991 г., чтобы поселиться в Аль-Кайраване, Ашир оставался зиридской столицей центрального Магриба до основания Кали (крепости) Бану Хаммада в 398/1007 г., когда он стал вторым городом Хаммадидов. В руинах между 440/1048–9 и 455/1063 годами после династической ссоры он был вновь заселен как торговый город, прежде чем он был заброшен где-то после того, как аль-Идриси написал в середине шестого/двенадцатого века.
  27. ^ Jump up to: а б Абу-Наср 1987 , с. 66.
  28. ^ Бретт 2017 , с. 54.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тебе 2002
  30. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 188.
  31. ^ Хальм 1996 , стр. 399.
  32. ^ Мессье, Рональд А.; Миллер, Джеймс А. (2015). Последнее цивилизованное место: Сиджилмаса и его судьба в Сахаре. Издательство Техасского университета. ISBN   9780292766655
  33. ^ Пеллат, Чарльз (1991). «Мидрар». В Босворте, CE; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, новое издание, том VI: Махк – Мид. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN   978-90-04-08112-3
  34. ^ Бретт 2017 , с. 75.
  35. ^ Кеннеди, Хью (2014). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. п. 103. ИСБН  978-1-317-87041-8 .
  36. ^ Хальм 1996 , стр. 418.
  37. ^ Талби, М. (1995). «Сабра или аль-Мансурийя» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 688–689. ISBN  978-90-04-09834-3 .
  38. ^ Абу-Наср 1987 , с. 75.
  39. ^ Jump up to: а б с Бретт 1975 , с. 624.
  40. ^ Бретт 2017 , с. 85.
  41. ^ Jump up to: а б Голвин, Люсьен (1966). «Дворец Зири в Ачире (десятый век нашей эры)» . Арс Ориенталис . 6 :47–76. ISSN   0571-1371 . JSTOR   4629221 .
  42. ^ Жорж Марсе (1955). Мусульманская архитектура на Западе: Тунис, Алжир, Марокко, Испания и Сицилия . Графическое искусство и ремесла. п. 64. Их роль была двойной, а их владения - двойными, с двумя столицами: Аширом, оплотом наследственной территории, и Кайруаном, центром управления. Этот домен был слишком большим: он сломался. Родители, которым новые хозяева Ифрикии доверили задачу продолжения борьбы с Зенатами, объявили себя независимыми в провинциях, которые они защищали. С тех пор Фатимитская Берберия имела два королевства Чанхаджи: на востоке - королевство Бени-Зири Кайруана, на западе - королевство Бени-Хаммада Кала.
  43. ^ Нейлор, Филипп С. (2015). Северная Африка, исправленное издание: история от древности до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 84. ИСБН  978-0-292-76190-2 .
  44. ^ Абу-Наср 1987 , с. 67, 75.
  45. ^ Идрис 1962 , стр. 57–58.
  46. ^ Эммануэль Кваку Акьемпонг; Генри Луи Гейтс (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . ОУП США. п. 9. ISBN  978-0-19-538207-5 .
  47. ^ Кольцо, Труди; Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пол (2014). Ближний Восток и Африка: Международный словарь исторических мест . Рутледж. ISBN  978-1-134-25986-1 .
  48. ^ Бретт 1975 , стр. 624–626.
  49. ^ Бретт 1975 , с. 626.
  50. ^ Jump up to: а б Хэндлер, Эндрю (1974). Зириды Гранады . Университет Майами Пресс. стр. 8–14. ISBN  0870242164 .
  51. ^ Катлос, Брайан А. (2014). Неверные короли и нечестивые воины: вера, сила и насилие в эпоху крестовых походов и джихада . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 27. ISBN  978-0-374-71205-1 .
  52. ^ Jump up to: а б с д и Роджерс, Хелен; Кавендиш, Стивен (2021). Город иллюзий: история Гранады . Издательство Оксфордского университета. стр. 11–15. ISBN  978-0-19-764406-5 .
  53. ^ Оман, Г.; Кристидес, В.; Босворт, CE (1960–2007). «Тарабулус аль-Гахарб». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN  9789004161214 .
  54. ^ Левицкий, Т. (1960–2007). «Магхарава». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN  9789004161214 .
  55. ^ Гарнье, Себастьян (2020). «Ливия, пока Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN  9789004161658 .
  56. ^ Бретт 2017 , с. 128, 142.
  57. ^ Бретт 2017 , с. 174.
  58. ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 40.
  59. ^ Jump up to: а б с д Абу-Наср 1987 , с. 69.
  60. ^ Jump up to: а б Идрис, Хэди Роджер (1971). «Хаммадиды» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 137–138. OCLC   495469525 .
  61. ^ Jump up to: а б Брилл, Э.Дж. (1987). «Фатамиды» . Ливия: Энциклопедия ислама . Библиотека Конгресса. ISBN  9004082654 . Проверено 5 марта 2011 г.
  62. ^ Баадж 2015 , с. 12.
  63. ^ Бретт, Майкл (3 мая 2019 г.). Фатимиды и Египет . Рутледж. ISBN  978-0-429-76474-5 .
  64. ^ Берри, ЛаВерль. «Фатамиды» . Ливия: страновое исследование . Библиотека Конгресса . Проверено 5 марта 2011 г.
  65. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гранара, Уильям (2019). Повествуя о мусульманской Сицилии: война и мир в средневековом средиземноморском мире . Издательство Блумсбери. стр. 32–33. ISBN  978-1-78673-613-0 .
  66. ^ Гранара, Уильям (201). Ибн Хамдис Сицилиец: восхвалитель падающей родины . Саймон и Шустер. ISBN  978-1-78607-847-6 .
  67. ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 174-175.
  68. ^ Бретт 2017 , с. 175.
  69. ^ Эль-Харейр, Идрис; Мбайе, Равейн, ред. (2011). Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО. п. 407. ИСБН  978-92-3-104153-2 .
  70. ^ Грбек, Иван (1975). «Египет, Нубия и Восточные пустыни» . В Фаге, JD; Оливер, Роланд Энтони (ред.). Кембриджская история Африки: с ок. 1050 до ок. 1600 . Том. 3. Издательство Кембриджского университета. п. 15. ISBN  978-0-521-20981-6 .
  71. ^ Абу-Наср 1987 , с. 68, 76.
  72. ^ Jump up to: а б Идрис, Хади Роджер (24 апреля 2012 г.), «Хайдаран» , Энциклопедия ислама, второе издание , Брилл , получено 26 сентября 2021 г.
  73. ^ Шустер, Джеральд (2009). «Рецензируемая работа: Бедуины в предыстории Туниса. «Вторжение» Бану Хилал, Джеральд Шустер» . Арабика . 56 (4/5). Брилл: 487-492. дои : 10.1163/057053909X12475581297885 . JSTOR   25651679 .
  74. ^ Себаг, П. (1960–2007). «Тунис». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN  9789004161214 .
  75. ^ Валериан, Доминик (2021). «Хурасан, Бану» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN  9789004161658 .
  76. ^ Jump up to: а б с Талби, М. (1960–2007). «Хабис». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN  9789004161214 .
  77. ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 38.
  78. ^ Баадж 2015 , с. 39.
  79. ^ Баадж 2015 , с. 31.
  80. ^ Баадж 2015 , с. 31-32.
  81. ^ Браун, Гордон С. (2015). Нормандское завоевание Южной Италии и Сицилии . МакФарланд. п. 176. ИСБН  978-0-7864-5127-2 .
  82. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 210.
  83. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 302.
  84. ^ Jump up to: а б с д и Баадж 2015 , с. 32.
  85. ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 32-33.
  86. ^ Jump up to: а б Абу-Наср 1987 , с. 92.
  87. ^ Оман, Г.; Кристидес, В.; Босворт, CE (1960–2007). «Тарабулус аль-Гахарб». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN  9789004161214 .
  88. ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 35.
  89. ^ Jump up to: а б Сенак, Филипп; Крессье, Патрис (10 октября 2012 г.). История средневекового Магриба: 7-11 века (на французском языке). Арманд Колен. п. 150. ИСБН  9782200283421 .
  90. ^ «Исламское искусство из музеев мира» . Арабские новости . 18 мая 2020 г. Проверено 18 мая 2020 г.
  91. ^ Jump up to: а б с д и ж М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Зирид». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  92. ^ Jump up to: а б Талби, М. (24 апреля 2012 г.). «Ибн Сахадад» . Энциклопедия ислама, второе издание .
  93. ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , стр. 285–286.
  94. ^ Блум 2020 , с. 83.
  95. ^ Л. Хадда, дворцы Зирида и Хаммадида в Северной Африке и их влияние на нормандскую архитектуру на Сицилии , в книге «Слово, наследие и знания», под редакцией К. Гамбарделлы, XVI Международный форум ди Студи-Ле ви деи Мерканти, Неаполь-Капри 14 - 16 июня 2018 г., Рим 2018 г., стр. 323-332
  96. ^ Блум 2020 , с. 100.
  97. ^ Арнольд 2017 , с. 53.
  98. ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 123.
  99. ^ Блум 2020 , с. 86.
  100. ^ Jump up to: а б Блум 2020 , с. 87.
  101. ^ Bloom 2020 , стр. 86–87.
  102. ^ Bloom 2020 , стр. 87–88.
  103. ^ Бегемот . Ксавье Делестр. Эдисуд.
  104. ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 108–109.
  105. ^ Марсэ, Жорж; Голвин, Люсьен (1960). Великая мечеть Сфакса (на французском языке). Типография Ла Рапид.
  106. ^ Арнольд 2017 , с. 125.
  107. ^ Буш, Ольга (2013). «Искусство и архитектура Гранады». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN   1873-9830 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  108. ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , стр. 274–275.
  109. ^ Доддс, Джеррилин Д., изд. (1992). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN  0870996371 .
  110. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Максура». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  111. ^ Jump up to: а б «Кантара - Максура аль-Муизза» . www.qantara-med.org . Проверено 19 сентября 2022 г.
  112. ^ Jump up to: а б с «Бифолий из «Корана медсестры» (Мушаф аль-Хадина)» . Метрополитен-музей . Проверено 19 сентября 2022 г.
  113. ^ Рамма, Мурад. «Страница из Корана» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 19 сентября 2022 г.
  114. ^ «Так называемый «Коран няни» » . www.bardomuseum.tn . Проверено 19 сентября 2022 г.
  115. ^ «Каллиграфия – Коллекция Давида» . www.davidmus.dk . Проверено 19 сентября 2022 г.
  116. ^ Jump up to: а б Идрис 1962 , стр. 831–833.
  117. ^ Jump up to: а б с Гарсиа-Ареналь, «Мерседес» (2014). «Гранат». Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN   1873-9830 .
  118. ^ Роджерс, Хелен; Кавендиш, Стивен (2021). Город иллюзий: история Гранады . Издательство Оксфордского университета. стр. 11–15. ISBN  978-0-19-764406-5 .
  119. ^ Карвахаль Лопес, Хосе К. (2020). «Материальная культура» . В Фиерро, Марибель (ред.). Справочник Routledge по мусульманской Иберии . Рутледж. л.д. 490, 505 (см. прим. 18). ISBN  978-1-317-23354-1 .
  120. ^ Катлос, Брайан А. (2018). Королевства веры: новая история исламской Испании . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 200–201. ISBN  9780465055876 .
  121. ^ Тиби, Амин (1960–2007). «Зави б. Зири». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN  9789004161214 .
  122. ^ Катлос, Брайан А. (2014). Неверные короли и нечестивые воины: вера, сила и насилие в эпоху крестовых походов и джихада . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 29. ISBN  978-0-374-71205-1 .
  123. ^ Jump up to: а б Сарр-Марокко, Билал (2021). «Основание Мадинат Гарната Бану Зири (5/11 века)» В Болуа-Гальярдо, Барбара (ред.). Спутник исламской Гранады . Брилл. п. 93. ИСБН  978-90-04-42581-1 .
  124. ^ Аданг, Камилла; Фиерро, Марибель; Шмидтке, Сабина (2012). Ибн Хазм из Кордовы: жизнь и творчество мыслителя-противоречивого мыслителя . Брилл. п. 47. ИСБН  978-90-04-23424-6 .
  125. ^ Робинсон, Синтия (1992). «Искусство королевств Тайфа». В Доддсе, Джеррилин Д. (ред.). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 49–52. ISBN  0870996371 .
  126. ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 44.
  127. ^ Баадж 2015 , с. 42-43.
  128. ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 43.
  129. ^ Jump up to: а б Абу-Наср 1987 , с. 70.
  130. ^ Баадж 2015 , с. 46.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кинг, Мэтт (2022). Переплетение династий: зириды Ифрикии и норманны Сицилии . Издательство Корнельского университета. ISBN  9781501763472 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04f25b158079258b797677ac2b8bef82__1720553700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/82/04f25b158079258b797677ac2b8bef82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zirid dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)