Династия Зиридов
Династия Зиридов Алжирский | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
972–1148 | |||||||||||||||||
![]() Максимальная степень контроля над Зиридом c. 980 | |||||||||||||||||
Статус | Вассальное государство Фатимидского халифата (972–ок. 1048) Номинальный вассал Аббасидского халифата (ок. 1048–1148) | ||||||||||||||||
Капитал | 'Двадцать (936–1014) аль-Мансурия (972–1057) Махдия (1057–1148) [1] [2] [3] [4] | ||||||||||||||||
Общие языки | Берберский (начальный), магрибский арабский , африканская латынь , иврит | ||||||||||||||||
Религия | Ислам ( шиитский ислам , сунниты , ибадиты ), христианство ( католицизм ), иудаизм | ||||||||||||||||
Правительство | Монархия ( Эмират ) | ||||||||||||||||
Эмир | |||||||||||||||||
• 973–984 | Булуггин ибн Зири | ||||||||||||||||
• 1121–1148 | Аль-Хасан ибн Али | ||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||
• Учредил | 972 | ||||||||||||||||
• Упразднено | 1148 | ||||||||||||||||
Валюта | Динар | ||||||||||||||||
|
История Алжира |
---|
![]() |
История Туниса |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Династия Зиридов ( араб . الزيريون , латинизированная : az-zīriyyūn ), Бану Зири ( араб . بنو زيري , латинизированная : Banū zīrī ), была династией санхаджа берберской из нынешнего Алжира , которая правила центральным Магрибом с 972 по 10 гг. 14 и Ифрикия (восточный Магриб) с 972 по 1148 год. [2] [5]
Потомки Зири ибн Манада , военного лидера Фатимидского халифата и основателя одноименной династии, Зириды были эмирами , правившими от имени Фатимидов. Зириды постепенно установили свою автономию в Ифрикии посредством военных завоеваний, пока официально не порвали с Фатимидами в середине 11 века. Правление эмиров Зиридов открыло путь к периоду в истории Северной Африки, когда политическая власть принадлежала берберским династиям, таким как династия Альморавидов , халифат Альмохадов , династия Заянидов , султанат Маринидов и династия Хафсидов . [6]
При Булуггине ибн Зири зириды распространили свой контроль на запад и ненадолго оккупировали Фес и большую часть современного Марокко после 980 года, но столкнулись с сопротивлением со стороны местных берберов Зената, которые выразили свою преданность Халифату Кордовы . [4] [7] [8] [9] На востоке контроль Зиридов был распространен на Триполитанию после 978 г. [10] и до Адждабии (на территории современной Ливии). [11] Один из членов династической семьи, Зави ибн Зири , восстал и бежал в Аль-Андалус , в конечном итоге основав Тайфу Гранады в 1013 году, после краха Кордовского халифата. [12] Другая ветвь Зиридов, Хаммадиды , после различных внутренних споров отделилась от основной ветви и после 1015 взяла под свой контроль территории центрального Магриба. [13] Основная ветвь Зиридов, называемая также Бадисидами , [14] между 1048 и 1148 годами занимал только Ифрикию. [3] Они базировались в Кайруане до 1057 года, когда перенесли столицу в Махдию на побережье. [15] Зириды Ифрикии также вторглись на Сицилию в 11 веке, когда Калбиды , династия, управлявшая островом от имени Фатимидов, пришла в упадок. [16]
Зириды Гранады сдались Альморавидам в 1090 году. [17] но Бацидиды и Хаммадиды в это время оставались независимыми. Где-то между 1041 и 1051 годами правитель Зиридов аль-Муизз ибн Бадис отрекся от фатимидских халифов и признал мусульманский суннитский халифат Аббасидов . [18] В ответ Фатимиды спровоцировали миграцию племени Бану Хилал в Магриб, нанеся серьезный удар по власти Зиридов в Ифрикии. [19] [20] В XII веке вторжения хилалийцев в сочетании с нападениями норманнов Сицилии на побережье еще больше ослабили власть Зиридов. Последний правитель Зиридов, аль-Хасан , сдал Махдию норманнам в 1148 году, положив тем самым конец независимому правлению Зиридов. [20] завоевал Халифат Альмохадов центральный Магриб и Ифрикию к 1160 году, положив конец династии Хаммадидов и, наконец, объединив весь Магриб. [7] [21]
История
[ редактировать ]Истоки и создание
[ редактировать ]Зириды были санхаджа берберами из оседлого племени талката . [22] [23] происходящий из территории современного Алжира . В X веке это племя служило вассалами Фатимидского халифата , исмаилитско- шиитского государства, бросившего вызов власти суннитских халифов Аббасидов . Прародитель ( династии Зиридов Зири ибн Манад годы правления 935–971) был назначен губернатором центрального Магриба (примерно северо-восточный Алжир сегодня) от имени Фатимидов, охраняя западную границу Фатимидского халифата. [24] [25]
При поддержке Фатимидов Зири в 936 году основал свою столицу и дворец в Ашире , к юго-востоку от Алжира . [26] [27] [28] Он доказал свою ценность в качестве ключевого союзника в 945 году, во время хариджитского восстания Абу Язида , когда он помог прорвать осаду Абу Язидом столицы Фатимидов Махдии . [13] [29] Сыграв эту ценную роль, около 947 года он расширил Ашир, построив новый дворец. [26] [30] В 959 году он помогал Джаухару ас-Сикили в военной экспедиции Фатимидов, которая успешно завоевала Фес и Сиджилмасу на территории современного Марокко. По возвращении домой в столицу Фатимидов они выставили напоказ эмира Феса и «халифа» Ибн Васула из Сиджилмасы в клетках. унизительно [31] [32] [33] После этого успеха Зири также было поручено Тахарту править от имени Фатимидов. [34] В конце концов он был убит в битве против Заната в 971 году. [27] [35]
Когда Фатимиды перенесли свою столицу в Египет в 972 году, сын Зири Булуггин ибн Зири (годы правления 971–984) был назначен наместником Ифрикии , породив династию, правители которой носили титул эмира . [10] Позиция Булуггина была подтверждена 2 октября 972 года в Сардании, месте недалеко от Кайруана , где фатимидский халиф аль-Муиз готовился к своему отъезду в Египет. [36] 20 декабря 972 года Булуггин поселился в Сабра аль-Мансурийя , бывшем городе-дворце халифа Фатимидов недалеко от стен Кайруана, где его преемники продолжали проживать до середины 11 века. [37] [38] Однако Булуггин большую часть времени проводил на западе. Начиная с 974 года он поручил управление Ифрикией Абдаллаху ибн Мухаммаду аль-Катибу, секретарю, которым он заменил назначенного Фатимидами секретаря Зиядат Аллаха. [39] [40] В 974 или 977–978 годах (364 или 367 г. хиджры) он основал еще одну столицу и дворцовый комплекс в Ашире, рядом с фундаментом своего отца. [41] [26] который он предпочитал Кайруану. [41] [39] Ашир продолжал оставаться столицей Зиридов в центральном Магрибе, а Кайруан был столицей Ифрикии. [26] [39] [42]
Вскоре Булуггин возглавил новую экспедицию на запад и к 980 году завоевал Фес и большую часть западного Магриба (современное Марокко), который ранее был отбит Омейядами Кордовы в 973 году. [43] [44] Он также возглавил успешную экспедицию на территорию Баргаваты , откуда привез большое количество рабов в Ифрикию. [45] В 978 году Фатимиды также предоставили Булуггину власть над Триполитанией (на территории современной Ливии ), позволив ему назначать своего собственного губернатора в Триполи . В 984 году Булуггин умер в Сиджилмасе от болезни, и его преемник решил покинуть Марокко в 985 году. [46] [47] [20]
Преемники Булуггина и первые подразделения
[ редактировать ]После смерти Булуггина ему наследовал его сын Аль-Мансур ибн Булуггин (годы правления 984–996). После своего отъезда на запад в 979 году Булугин не вернулся в Кайруан, и за это время его назначенец Абдаллах ибн Мухаммад аль-Катиб накопил значительную власть и влияние в Ифрикии. В результате аль-Мансур вступил в конфронтацию с Абдаллой, начиная с 987 года. Более поздние источники Зирида изображают Абдаллаха как мятежника, которому помогали халифы Фатимидов, поскольку последние теперь предпочитали его аль-Мансуру и хотели навязать ему власть. новая аранжировка в Ифрикии. [48] В конце концов аль-Мансур приказал успешно убить Абдаллаха и его сына. В 989–990 годах он также подавил восстание Кутамы , традиционного источника армии Фатимидов, под руководством самозванца по имени Абу'л-Фарадж. После этих проблем аль-Мансур наконец смог воссоединить царство Зиридов, но в 991 году он был вынужден перенести свою основную резиденцию из Ашира в аль-Мансурию (Кайруан), оставив своего брата Яттуфата управлять Аширом. [49]
С приходом аль-Мансура власть Зирида теперь передавалась через сына Булуггина и его потомков. Это оттолкнуло других сыновей Зири ибн Манада, которые теперь оказались отстраненными от власти. В 999 году многие из этих братьев подняли восстание в Ашире против Бадиса ибн аль-Мансура (годы правления 996–1016), внука Булуггина, что ознаменовало первый серьезный разрыв в единстве Зиридов. [50] Повстанцы были разбиты в бою Хаммадом ибн Булуггином , дядей Бадиса, а большинство братьев были убиты. Единственный оставшийся высокопоставленный брат, Зави ибн Зири , повел оставшихся повстанцев на запад и искал новые возможности в Аль-Андалусе под властью Омейядских халифов Кордовы , бывших врагов Фатимидов и Зиридов. [50] [51] В конце концов, в 1013 году он и его последователи основали независимое королевство в Аль-Андалусе, Тайфу Гранады . [12] [52]
После 1001 года Триполитания отделилась под руководством Фулфула ибн Саида ибн Хазруна, лидера Магравы , основавшего династию Бану Хазрун , просуществовавшую до 1147 года. [53] [10] [11] Фулфул вел затяжную войну против Бадиса ибн аль-Мансура и искал помощи извне у Фатимидов и даже у Омейядов Кордовы, но после его смерти в 1009 году Зириды смогли на время вернуть себе Триполи. Тем не менее, регион оставался фактически под контролем Бану Хазрун, который колебался между практической автономией и полной независимостью, часто настраивая Фатимидов и Зиридов друг против друга. [54] [55] [10] [56] Зириды окончательно уступили им Триполи в 1022 году. [57]
Бадис назначил Хаммада ибн Булуггина губернатором Ашира и западных территорий Зиридов в 997 году. [58] Он предоставил Хаммаду большую автономию, позволив ему вести кампанию против Заната и контролировать любые новые территории, которые он завоевал. [59] [29] Хаммад построил свою собственную столицу Калат-Бани-Хаммад в 1008 году, а в 1015 году он восстал против Бадиса и объявил себя полностью независимым, одновременно признав халифами Аббасидов вместо Фатимидов. Бадис осадил столицу Хаммада и почти подчинил его, но умер в 1016 году незадолго до того, как это удалось сделать. Его сын и преемник аль-Муизз ибн Бадис (годы правления 1016–1062) победил Хаммада в 1017 году, что вынудило их заключить мирное соглашение. Хаммад возобновил признание Фатимидов халифами, но остался независимым, создав новое государство Хаммадидов , которое после этого контролировало большую часть современного Алжира. [60] [59] Калъат-Бани-Хаммад остался столицей Хаммадидов, а Ашир стал его вторым городом. [26]
Апогей в Ифрикии
[ редактировать ]Период Зиридов Ифрикии считается высшей точкой в ее истории, когда сельское хозяйство, промышленность, торговля и образование, как религиозные, так и светские, процветают, особенно в их столице Кайраване (Кайруан). [61] Раннее правление аль-Муиза ибн Бадиса (годы правления 1016–1062) было особенно процветающим и ознаменовало пик их власти в Ифрикии. [29] В одиннадцатом веке, когда вопрос о берберском происхождении стал предметом беспокойства, династия аль-Муизза в рамках пропаганды Зиридов начала подчеркивать свои предполагаемые связи с химьяритскими королями как право на дворянство, тему Это было принято придворными историками того периода. [62] [63] Управление территорией более поздними правителями Зиридов было пренебрежительным, поскольку сельскохозяйственная экономика пришла в упадок, что привело к росту бандитизма среди сельского населения. [61] Отношения между Зиридами и их повелителями Фатимидами различались - 20 000 шиитов были убиты в исмаилитской резне 1016 года в Ифрикии , а Фатимиды поощряли отход Триполитании от Зиридов, но, тем не менее, отношения оставались близкими. В 1040-х годах Зириды полностью откололись, приняв суннитский ислам и признав Аббасидов Багдада законными халифами, и этот шаг был популярен среди городских арабов Кайруана. [3] [64]
На Сицилии Калбиды . продолжали править от имени Фатимидов, но в 11 веке на острове произошел политический беспорядок [16] подстрекая Зиридов к вторжению на остров. В 1025 (или 1021) [65] ), аль-Муизз ибн Бадис направил на остров флот из 400 кораблей в ответ на византийцами отвоевание Калабрии (на юге Италии) у мусульман, однако флот погиб в мощном шторме у берегов Пантеллерии . [29] [65] [66] В 1036 году мусульманское население острова обратилось за помощью к аль-Муиззу, чтобы свергнуть кальбидского эмира Ахмада ибн Юсуфа аль-Ахала , правление которого они считали ошибочным и несправедливым. [16] Запрос также содержал обещание признать аль-Муиза своим правителем. [65] Аль-Муизз, желавший расширить свое влияние после разделения Зирида в Северной Африке, принял и отправил на остров своего сына Абдаллу с большой армией. [65] [16] [67] Аль-Ахал, ведший переговоры с византийцами, попросил у них помощи. Византийская армия вмешалась и разгромила армию Зиридов на острове, но затем она отошла в Калабрию, позволив Абдалле прикончить аль-Ахала. [16] Аль-Ахал был осаждён в Палермо и убит в 1038 году. [65] [16] [13] Впоследствии Абдалла был вынужден покинуть остров либо из-за постоянно разделенных сицилийцев, восставших против него, либо из-за нового византийского вторжения в 1038 году под предводительством Георгия Маниака . [67] [65] Другой эмир Калбидов, аль-Хасан аль-Самсам, был избран управлять Сицилией, но мусульманское правление там распалось на различные мелкие группировки, что привело к норманнами во второй половине 11 века. завоеванию острова [68] [16] [65]
Хилалийские вторжения и отход в Махдию
[ редактировать ]Зириды отреклись от Фатимидов и признали халифов Аббасидов в 1048–1049 гг. [29] или где-то между 1041 и 1051 годами. [а] [69] [70] [13] Признание Аббасидов было номинальным, поскольку сами Аббасиды находились в политическом упадке и не могли установить прямую власть в регионе. [71] В ответ на Зиридов Фатимиды отправили арабские племена Бану Хилал и Бану Сулайм в Магриб. [59] [29] Бану Сулайм сначала поселились в Киренаике, но Бану Хилал продолжили путь в сторону Ифрикии. [59] Зириды попытались остановить их продвижение к Ифрикии. Они послали 30 000 кавалеристов Санхаджи, чтобы встретить 3 000 арабских кавалеристов Бану Хилал в битве при Хайдаране 14 апреля 1052 года. [72] Тем не менее зириды потерпели решительное поражение и были вынуждены отступить, открыв дорогу на Кайруан для хилалийской арабской конницы. [72] [3] [73] Возникшая в результате анархия опустошила ранее процветающее сельское хозяйство, а прибрежные города приобрели новое значение как каналы морской торговли и базы для пиратства против христианского судоходства, а также стали последним оплотом Зиридов. [3] Вторжения Бану Хилал в конечном итоге вынудили аль-Муиза ибн Бадиса покинуть Кайруан в 1057 году и перенести свою столицу в Махдию, в то время как Бану Хилал в основном бродили и грабили внутренние территории бывших Зиридов. [15] [29]
В результате ухода Зиридов в разных областях возникли различные местные княжества. В Тунисе шейхи города избрали Абд аль-Хака ибн Абд аль-Азиза ибн Хорасана (годы правления 1059-1095) местным правителем. Он основал местную династию Бану Хорасан , которая впоследствии управляла городом, поочередно признавая Хаммадидов или Зиридов правителями в зависимости от обстоятельств. [74] [75] В Кабисе (Габесе), правителе Зирида, аль-Муиз ибн Мухаммад ибн Валмия оставался верным до 1062 года, когда, возмущенный изгнанием двух своих братьев из Махдии аль-Муиззом ибн Бадисом, он объявил о своей независимости и поставил себя под защитой Муниса ибн Яхьи, вождя Бану Хилал. [76] [77] Сфакус (Сфакс) был объявлен независимым губернатором Зирида Мансуром аль-Баргавати, который был убит и сменил его двоюродный брат Хамму ибн Малил аль-Баргавати. [78]
Аль-Муиззу ибн Бадису наследовал его сын Тамим ибн аль-Муизз (годы правления 1062–1108), который провел большую часть своего правления, пытаясь восстановить власть Зиридов в регионе. В 1063 году он отбил осаду Махдии независимым правителем Сфакса, а также захватил важный порт Сус (Сус). [79] Тем временем правитель Хаммадидов ан-Насир ибн Аланнас (годы правления 1062–1088) примерно в это же время начал вмешиваться в Ифрикию, добившись признания его суверенитета в Сфаксе, Тунисе и Кайруане. Тамим организовал коалицию с некоторыми племенами Бану Хилал и Бану Сулайм и сумел нанести тяжелое поражение ан-Насиру в битве при Сабибе в 1065 году. Война между Зиридами и Хаммадидами продолжалась до 1077 года, когда было заключено перемирие. скреплен браком Тамима и одной из дочерей ан-Насира. [80] В 1074 году Тамим отправил военно-морскую экспедицию в Калабрию, где они опустошили итальянское побережье, разграбили Никотеру и поработили многих ее жителей. В следующем году (1075 г.) еще один набег Зиридов привел к захвату Мазары на Сицилии; однако эмир Зиридов переосмыслил свое участие в Сицилии и решил уйти, оставив то, что они ненадолго удерживали. [81] В 1087 году столица Зиридов Махдия была разграблена пизанцами . [82] Согласно Эттингхаузену , Грабарю и Дженкинсу-Мадине, Пизанский грифон , как полагают, был частью добычи, взятой во время грабежа. [83] В 1083 году Махдию осаждал вождь Бану Хилал Малик ибн Алави. Не сумев взять город, Малик вместо этого обратился к Кайруану и захватил этот город, но Тамим выступил со всей своей армией и разгромил силы Бану Хилал, после чего он также вернул Кайруан под контроль Зирида. [84] Он захватил Габес в 1097 году и Сфакс в 1100 году. [84] Габес, однако, вскоре снова объявил себя независимым под руководством Бану Джами, семьи из ветви Рияхи Бану Хилал. [77] [76]
Сын и преемник Тамима, Яхья ибн Тамим (годы правления 1108–1116), снова официально признал халифов Фатимидов и принял эмиссара из Каира в 1111 году. [84] Он захватил важную крепость недалеко от Карфагена под названием Иклибия, и его флот совершил набеги на Сардинию и Геную , вернув множество пленников. [84] Он был убит в 1116 году, и ему наследовал его сын Али ибн Яхья (годы правления 1116–1121). [84] 'Али продолжал признавать Фатимидов, приняв еще одно посольство из Каира в 1118 году. [85] Он установил свою власть в Тунисе, но не смог отбить Габес у его местного правителя Рафи ибн Джами, чью контратаку ему затем пришлось отразить со стороны Махдии. [85] [76] В 1121 году ему наследовал его сын аль-Хасан , последний правитель Зиридов. [13]
Конец правления Зирида
[ редактировать ]В 1130-х и 1140-х годах норманны Сицилии начали захватывать города и острова вдоль побережья Ифрикии. [86] Джерба был захвачен в 1135 году, а Триполи — в 1146 году. В 1148 году норманны захватили Сфакс, Габес и Махдию. [86] [87] В Махдии население было ослаблено годами голода, и основная часть армии Зиридов была в другой кампании, когда нормандский флот под командованием Георгия Антиохийского прибыл к побережью. Аль-Хасан решил покинуть город, оставив его под оккупацию, что фактически положило конец правлению династии Зиридов. [29] [88] Аль-Хасан бежал в цитадель аль-Муаллака недалеко от Карфагена и оставался там несколько месяцев. Он планировал бежать ко двору Фатимидов в Египте, но нормандский флот преградил ему путь, поэтому вместо этого он направился на запад, направляясь к двору Альмохадов Абд аль-Мумина в Марракеше . Он получил разрешение от Яхьи ибн аль-Азиза, правителя Хамадидов, пересечь его территорию, но после входа на территорию Хамадидов он был задержан и помещен под домашний арест в Алжире. [88] [29] Когда Абд аль-Мумин захватил Алжир в 1151 году, он освободил аль-Хасана, который сопровождал его обратно в Марракеш. Позже, когда Абд аль-Мумин завоевал Махдию в 1160 году, поставив всю Ифрикию под власть Альмохадов, аль-Хасан был с ним. [29] [21] Абд аль-Мумин назначил его губернатором Махдии, где он и оставался, проживая в пригороде Завила, до смерти Абд аль-Мумина в 1163 году. Новый халиф Альмохадов Абу Якуб Юсуф впоследствии приказал ему вернуться в Марракеш, но аль-Хасан умер по дороге в Тамасне в 1167 году. [29] [13]
Экономика
[ редактировать ]Период Зиридов был временем большого экономического процветания. Уход Фатимидов в Каир не только не положил конец этому процветанию, но и привел к его усилению при правителях Зирида и Хаммадида. Ссылаясь на правительство зиридского эмира аль-Муиза ибн Бадиса, историк Ибн Халдун сообщает: «Берберы этой страны [никогда] не видели королевства более обширного и более процветающего, чем его собственное». Северные регионы производили пшеницу в больших количествах, в то время как регион Сфакс был крупным центром производства оливок, а выращивание фиников было важной частью местной экономики в Бискре . другие культуры, такие как сахарный тростник, шафран, хлопок, сорго Выращивались и , просо и нут. Процветало разведение лошадей и овец, а рыбная ловля давала обильную пищу. Средиземноморье также было важной частью экономики, хотя на какое-то время оно было заброшено после ухода Фатимидов, когда приоритетом зиридских эмиров стали территориальные и внутренние конфликты. Их морская политика позволила им установить торговые связи, в частности, для импорта древесины, необходимой для их флота, а также позволила им заключить союз и установить очень тесные связи с калбидскими эмирами Сицилии. Однако они столкнулись с попытками блокады со стороны венецианцев и норманны , которые стремились сократить запасы древесины и, следовательно, свое доминирование в регионе. [89]
Арабский летописец Ибн Хавкал посетил и описал город Алжир в эпоху Зирида: «Город Алжир построен на заливе и окружен стеной. В нем есть большое количество базаров и несколько источников хорошей воды у моря. Именно из этих источников жители черпают воду, которую пьют. В хозяйственных постройках этого города находится очень обширная сельская местность и горы, населенные несколькими племенами берберов. Главное богатство жителей составляют стада крупного рогатого скота и пасущихся овец. горы Алжира поставляют так много меда, что он является предметом экспорта, а количество масла, инжира и других товаров настолько велико, что его экспортируют в Кайруан и другие места». [89]
Культура
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]
Абд аль-Азиз ибн Шаддад был зиридским летописцем и принцем. [92] Он написал «Китаб аль-Джам ва ль-баян фи ахбар аль-Кайраван» ( «Книга сбора и изложения новостей Кайравана ») об истории Кайравана. [92] Аль-Муизз ибн Бадис, правитель Зиридов, также был автором и написал важный трактат о книжном искусстве, охватывающий такие темы, как каллиграфия , переплетное дело и иллюминация . [91] [93]
Архитектура
[ редактировать ]
Династия Зиридов отвечала за различные строительные и ремонтные работы по всему Магрибу. Архитектура Зиридов и Хаммадидов в Северной Африке была тесно связана с архитектурой Фатимидов . [94] но также повлиял на нормандскую архитектуру Сицилии . [95] [96] Дворец Зирид в Ашире (недалеко от современного Кеф-Лахдара ), построенный в 934 году Зири ибн Манадом (который служил Фатимидам), является одним из старейших дворцов в Магрибе, которые были обнаружены и раскопаны. [97] Однако, будучи независимыми правителями, Зириды Ифрикии, похоже, построили мало крупных построек, и от этого периода сохранилось мало крупных памятников. [98] [99] Сообщается, что они построили новый дворец в Аль-Мансурии , бывшей столице Фатимидов недалеко от Кайруана, но он не был обнаружен современными археологами. [98] за исключением некоторых фрагментов резного лепного декора. [100] В мечети Зайтуна в Тунисе элегантный ребристый купол, названный Куббат аль-Бахв , был добавлен к входу в молитвенный зал в 991 году и приписывается покровительству Аль-Мансура ибн Булуггина. [101] Великая мечеть Кайруана была восстановлена Аль-Муизом ибн Бадисом в 11 веке. От этой реставрации сохранились некоторые ярко раскрашенные деревянные потолки с арабесками с завитками растительных мотивов. [102] При Аль-Муиззе Зириды также построили мечеть Сиди Абу Марван в Аннабе . [103] Основная реконструкция Великой мечети Сфакса , включая строительство нового минарета и необычно украшенного внешнего фасада, также была отнесена к периоду Зирида (вероятно, 10 век) Жоржем Марсе и Люсьеном Гольвеном . [104] [105]
Хаммадиды, со своей стороны, построили совершенно новую укрепленную столицу Калат-Бани-Хаммад, основанную в 1007 году. Несмотря на то, что город заброшен и разрушен в 12 веке, он изучен современными археологами и является одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городов. Исламские столицы мира. [106] Филиал Зирида в Гранаде также отвечал за превращение его в один из крупнейших городов Аль-Андалуса. Среди сохранившихся остатков периода Зиридов в Гранаде сегодня — часть ее первоначальных городских стен, обширная система цистерн на холме Альбайсин и бывший минарет мечети (ныне часть церкви Сан-Хосе). [107]
Искусство
[ редактировать ]
Зириды также были покровителями искусств. С этого периода сохранились важные образцы изделий из дерева, заказанных для мечетей. [91] [108] Булуггин ибн Зири заказал изготовление минбара для мечети андалузцев в Фесе. На минбаре, оригинальные фрагменты которого сейчас хранятся в музее, имеется надпись, датирующая его 980 годом, примерно временем военной экспедиции Булуггина в этот регион. [109] : 249 Считается, что деревянная максура в Большой мечети Кайруана датируется периодом реставрации здания аль-Муизом ибн Бадисом. [100] Это старейшая максура в исламском мире, сохранившаяся на месте , она была построена по заказу аль-Музиза ибн Бадиса в первой половине 11 века (хотя позже восстановлена). [110] [111] Это одно из самых значительных произведений искусства периода Зиридов. [108] примечателен искусной резьбой по дереву с арабесками и куфической надписью, посвященной аль-Муиззу. [91] [111]
Искусство Зирид также известно своими украшенными рукописями. [91] Этот вид искусства процветал в Кайруане при правлении Зирида, и рукописи из этого города экспортировались по всему исламскому миру. [93] Одним из важных примеров является так называемый «Коран медсестры» (арабский: مصحف الحاضنة , латинизированный: Мусхаф аль-Хадина ), рукопись Корана, скопированная в 1020 году Али ибн Ахмадом аль-Варраком для Фатимы, няни аль-Муизз ибн Бадис. [91] [112] Это одна из многих рукописей Корана, подаренных Великой мечети Кайруана, и одна из самых важных сохранившихся исламских рукописей, созданных по заказу женщины-покровительницы в Северной Африке. [112] Его фолианты сейчас хранятся в нескольких музеях и коллекциях по всему миру, в том числе в Метрополитен-музее , Музее Бардо и Коллекции Давида . [112] [113] [114] [115]
Список правителей Зиридов
[ редактировать ]В следующий список входят правители Зиридов, правившие в Магрибе: [13] [116]
- Зири ибн Манад , ум. 971 г. н.э. (как губернатор Фатимидов)
- Булуггин ибн Зири , 972–984 (как наместник Фатимидов в Ифрикии и Магрибе)
- аль-Мансур ибн Булуггин , 984–996 гг.
- Бадис ибн аль-Мансур , 996–1016 гг.
После 1015 года ветвь Хаммадидов правила в центральном Магрибе, в то время как потомки Бадиса ибн аль-Мансура продолжали править в Ифрикии: [13] [116]
- аль-Муизз ибн Бадис , 1016–1062 гг.
- Тамим ибн аль-Муизз , 1062–1108 гг.
- Яхья ибн Тамим , 1108–1116 гг.
- Али ибн Яхья , 1116–1121 гг.
- аль-Хасан ибн Али , 1121–1148 гг.
Родословная династии Зиридов и ее ответвлений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ответвления династии Зиридов
[ редактировать ]Зириды Гранады
[ редактировать ]
После провала восстания братьев Булуггина в 999 году Зави ибн Зири попытался перебраться в Аль-Андалус, который находился под контролем Омейядов. Хаджиб халифа Хишама II (годы правления 976–1009) и фактический правитель Кордовского халифата в то время Ибн Аби Амир аль-Мансур (также известный как Альманзор) первоначально отказался разрешить иммиграцию Зави в Аль-Андалус. веря в его репутацию нарушителя спокойствия. [12] Однако его сын и преемник Абд аль-Малик аль-Музаффар (годы правления 1002–1008), ища способных военачальников, предоставил Зави и его последователям разрешение приехать в Кордову, где они впоследствии стали важной частью армии аль-Музаффара. армия. [12] [52] [117] Халифат Кордовы распался после 1008 года, периода, известного как фитна Аль-Андалуса . Первоначально Зави вместе с другими берберскими группировками участвовал в осаде Кордовы между 1010 и 1013 годами. [12] [118] К концу осады им удалось установить в Кордове своего марионеточного халифа Сулеймана аль-Мустаина , но к этому моменту Зави и другие фракции искали политической удачи в других частях Аль-Андалуса. [12] [52] Новый халиф предоставил Зави и его фракции провинцию Ильбира (Эльвира) для поселения в 1013 году. [12] [52] Перенеся в том же году столицу из Мадинат-Ильбира в поселение Гарната (Гранада) на вершине холма, Зави основал королевство Тайфа в Гранаде. [119] [12] Арабские источники считают его основателем современного города Гранады. [117] это обозначение также повторяют некоторые современные историки, такие как Хелен Роджерс, Стивен Кавендиш и Брайан Катлос. [52] [120]
В 1018 году претендент Омейядов аль-Муртада попытался завоевать Гранаду, но потерпел сокрушительное поражение от Зиридов. [12] В 1019 или 1020 году Зави покинул Аль-Андалус и вернулся в Ифрикию, возобновив свои амбиции в рамках тамошнего государства Зиридов. [12] Его судьба доподлинно неизвестна: по словам Ибн Хайяна , он умер от чумы несколько лет спустя, а в мемуарах Абдаллы ибн Булуггина утверждается, что он был отравлен вскоре после прибытия в Северную Африку, но дата его смерти не указана. [121] [122] племянника Зави Хаббуса ибн Максана взять под свой контроль новое королевство вместо сыновей одного Зави. пригласил В Гранаде кади города Абу Абдаллах ибн Аби Заманин [12] Во время правления Хабуса (1019–1038 гг.) Тайфа Гранады консолидировалась и превратилась в одну из самых важных политических сил Аль-Андалуса в этот период. [12] Во время правления Бадиса ибн Хабуса зириды Гранады отразили нападение тайфов Альмерии в 1038 году, аннексировав большую часть территории этого королевства и превратив Альмерию в вассальное государство на несколько лет, прежде чем они победили Аббадидов севильских . в битве в 1039 году , приобретая, в свою очередь, некоторую территорию на западе. [123] [124] В 1056 году они присоединили Тайфу Малаги . [123] [125] Тайфа Гранады в конечном итоге была завоевана Альморавидами Северной Африки в 1090 году, положив конец независимому королевству. [117]
Династия Хаммадидов
[ редактировать ]Хаммад ибн Булуггин, сын Булуггина и дядя Бадиса ибн аль-Мансура, был назначен губернатором Ашира в 997 году и получил большую автономию, вплоть до того, что построил для себя новую столицу, известную как Кал. «Бани Хаммад». [58] Раскол между Хаммадом и его племянником произошел, когда Бадис объявил своего сына наследником и попытался обозначить часть территории Хаммада как новое княжество, которым будет управлять наследный принц. Хаммад отказался допустить этого и в ответ приказал заменить имя халифа Фатимидов на халифа Аббасидов в хутбе (пятничной проповеди) в мечетях, что является явным отходом от политической приверженности Зиридов. [126] Тяжелая война закончилась тем, что Хаммад и аль-Муизз ибн Бадис заключили мирное соглашение, которое позволило Хаммаду сохранить свою эффективную независимость. [126]
Государство Хаммадидов достигло своего апогея во время правления ан-Насира ибн Аланнаса (годы правления 1062–1088), во время которого оно на короткое время было самым важным государством в Магрибе. [127] Столица Хаммадидов привлекала ученых и художников из Кайруана, увеличивая ее культурное и экономическое значение. [128] Первоначально Хамадиды пережили вторжение Бану Хилал гораздо лучше, чем их коллеги-зириды на востоке, а иногда даже вступали в союз с новыми арабскими племенами. [129] Ан-Насир воспользовался частичным крахом правления Зирида в Ифрикии, чтобы добиться признания своей власти во многих крупных городах, включая Сфакс, Кайруан и Тунис. [128] Давление со стороны племен Бану Хилал в конечном итоге вынудило преемника ан-Насира, аль-Мансура (годы правления 1088-1105), перенести столицу в Биджайю (Беджайя или Бужи), город, основанный ранее ан-Насиром. [129] [130] Правление Хаммадидов в конечном итоге было прекращено Альмохадами во главе с Абд аль-Мумином, которые захватили Биджайю в 1152 году. Вскоре после этого сын Абд аль-Мумина захватил Константин, куда последний правитель Хаммадидов, Яхья бежал . Яхье назначили пенсию и разрешили уйти в отставку в Марракеше, а затем в Сале (Сале), где он умер в 1161 или 1162 году. [60]
См. также
[ редактировать ]- Список династий мусульман-суннитов
- Ар-Ракик , придворный, поэт и историк, секретарь аль-Муиза ибн Бадиса.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Филип К. Нейлор (15 января 2015 г.). Северная Африка, исправленное издание: история от древности до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 84. ИСБН 978-0-292-76190-2 .
- ^ Jump up to: а б «Династия Зиридов | Мусульманская династия» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 29 февраля 2020 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Идрис, Хэди Роджер (1968). «Хилальское вторжение и его последствия» . Записные книжки средневековой цивилизации . 11 (43): 353–369. дои : 10.3406/ccmed.1968.1452 . ISSN 0007-9731 .
- ^ Jump up to: а б Жюльен, Шарль-Андре (1 января 1994 г.). История Северной Африки: от истоков до 1830 г. (на французском языке). Пайот. п. 295. ИСБН 9782228887892 .
- ^ «Кантара — Les Zirides et les Hammadides (972–1152)» . www.qantara-med.org . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ Грбек, Иван; Африка, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории (1 января 1992 г.). Африка с седьмого по одиннадцатый век . Дж. Карри. п. 172. ИСБН 9780852550939 .
- ^ Jump up to: а б Мейнье, Жильбер (1 января 2010 г.). Алжир, сердце классического Магриба: от исламско-арабского открытия до ухода (698–1518 гг.) (на французском языке). Открытие. п. 158. ИСБН 9782707152312 .
- ^ Саймон, Жак (1 января 2011 г.). Алжир в далеком прошлом: от Карфагена до регентства Алжира (на французском языке). Харматтан. п. 165. ИСБН 9782296139640 .
- ^ Труди Ринг; Ноэль Уотсон; Пол Шеллингер (5 марта 2014 г.). Ближний Восток и Африка: Международный словарь исторических мест . Рутледж. п. 36. ISBN 978-1-134-25986-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Абу-Наср 1987 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Фехервари, Геза (2002). Раскопки в Сурте (Мединат аль-Султан) между 1977 и 1981 годами . Отдел древностей. п. 17. ISBN 978-1-900971-00-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кеннеди, Хью (1996). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. стр. 141–142. ISBN 9781317870418 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Босворт, Клиффорд Эдмунд (1996). «Зириды и Хаммадиды». Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. стр. 35–36. ISBN 9780748696482 .
- ^ Сенак, Филипп; Крессье, Патрис (2012). «Зириды, Бадисиды и Хаммадиды» . История средневекового Магриба: 7-11 века (на французском языке). Арманд Колен. ISBN 978-2-200-28342-1 .
- ^ Jump up to: а б Абун-Наср 1987 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Риццитано, У. (1960–2007). «Калбиды». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (1996). Новые исламские династии: Хронологическое и генеалогическое руководство . Издательство Эдинбургского университета. п. 17. ISBN 9780748696482 .
- ^ Jump up to: а б Абу-Наср 1987 , с. 68-69.
- ^ Абу-Наср 1987 , с. 69-70.
- ^ Jump up to: а б с Тиби 2002 , с. 514
- ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 56-57.
- ^ Абу-Наср 1987 , с. 64.
- ^ Илахиане, Сайн (2006). Исторический словарь берберов (Имазиген) . Пугало Пресс. п. 149. ИСБН 978-0-8108-6490-0 .
- ^ Бретт 2017 , с. 54, 63.
- ^ Абу-Наср 1987 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д и Бретт, Майкл (2009). «Ашир» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
Он состоял из двух дворцовых цитаделей на отдельных участках, называемых Яшир и Беня (Баня). Первый был основан в 324/936 году Зири б. Манад, союзник Талката фатимидского халифа аль-Каима (годы правления 322–34/934–45), чтобы защитить центральный Магриб от союзников Заната в Кордове; солидный дворец был построен после подавления восстания Заната Абу Язида в 336/947 году. Второй, с остатками мечети, был построен сыном Зири Булуггином (Ар. Булуккин, основатель династии Зиридов, годы правления 362–73/972–83) после его назначения в 362/972 году Фатимидским наместником Ифрикии. . После отъезда сына Булуггина аль-Мансура в 381/991 г., чтобы поселиться в Аль-Кайраване, Ашир оставался зиридской столицей центрального Магриба до основания Кали (крепости) Бану Хаммада в 398/1007 г., когда он стал вторым городом Хаммадидов. В руинах между 440/1048–9 и 455/1063 годами после династической ссоры он был вновь заселен как торговый город, прежде чем он был заброшен где-то после того, как аль-Идриси написал в середине шестого/двенадцатого века.
- ^ Jump up to: а б Абу-Наср 1987 , с. 66.
- ^ Бретт 2017 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тебе 2002
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 188.
- ^ Хальм 1996 , стр. 399.
- ^ Мессье, Рональд А.; Миллер, Джеймс А. (2015). Последнее цивилизованное место: Сиджилмаса и его судьба в Сахаре. Издательство Техасского университета. ISBN 9780292766655
- ^ Пеллат, Чарльз (1991). «Мидрар». В Босворте, CE; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, новое издание, том VI: Махк – Мид. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-08112-3
- ^ Бретт 2017 , с. 75.
- ^ Кеннеди, Хью (2014). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. п. 103. ИСБН 978-1-317-87041-8 .
- ^ Хальм 1996 , стр. 418.
- ^ Талби, М. (1995). «Сабра или аль-Мансурийя» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 688–689. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- ^ Абу-Наср 1987 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б с Бретт 1975 , с. 624.
- ^ Бретт 2017 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Голвин, Люсьен (1966). «Дворец Зири в Ачире (десятый век нашей эры)» . Арс Ориенталис . 6 :47–76. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629221 .
- ^ Жорж Марсе (1955). Мусульманская архитектура на Западе: Тунис, Алжир, Марокко, Испания и Сицилия . Графическое искусство и ремесла. п. 64.
Их роль была двойной, а их владения - двойными, с двумя столицами: Аширом, оплотом наследственной территории, и Кайруаном, центром управления. Этот домен был слишком большим: он сломался. Родители, которым новые хозяева Ифрикии доверили задачу продолжения борьбы с Зенатами, объявили себя независимыми в провинциях, которые они защищали. С тех пор Фатимитская Берберия имела два королевства Чанхаджи: на востоке - королевство Бени-Зири Кайруана, на западе - королевство Бени-Хаммада Кала.
- ^ Нейлор, Филипп С. (2015). Северная Африка, исправленное издание: история от древности до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 84. ИСБН 978-0-292-76190-2 .
- ^ Абу-Наср 1987 , с. 67, 75.
- ^ Идрис 1962 , стр. 57–58.
- ^ Эммануэль Кваку Акьемпонг; Генри Луи Гейтс (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . ОУП США. п. 9. ISBN 978-0-19-538207-5 .
- ^ Кольцо, Труди; Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пол (2014). Ближний Восток и Африка: Международный словарь исторических мест . Рутледж. ISBN 978-1-134-25986-1 .
- ^ Бретт 1975 , стр. 624–626.
- ^ Бретт 1975 , с. 626.
- ^ Jump up to: а б Хэндлер, Эндрю (1974). Зириды Гранады . Университет Майами Пресс. стр. 8–14. ISBN 0870242164 .
- ^ Катлос, Брайан А. (2014). Неверные короли и нечестивые воины: вера, сила и насилие в эпоху крестовых походов и джихада . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 27. ISBN 978-0-374-71205-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Роджерс, Хелен; Кавендиш, Стивен (2021). Город иллюзий: история Гранады . Издательство Оксфордского университета. стр. 11–15. ISBN 978-0-19-764406-5 .
- ^ Оман, Г.; Кристидес, В.; Босворт, CE (1960–2007). «Тарабулус аль-Гахарб». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Левицкий, Т. (1960–2007). «Магхарава». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Гарнье, Себастьян (2020). «Ливия, пока Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Бретт 2017 , с. 128, 142.
- ^ Бретт 2017 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д Абу-Наср 1987 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Идрис, Хэди Роджер (1971). «Хаммадиды» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 137–138. OCLC 495469525 .
- ^ Jump up to: а б Брилл, Э.Дж. (1987). «Фатамиды» . Ливия: Энциклопедия ислама . Библиотека Конгресса. ISBN 9004082654 . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Баадж 2015 , с. 12.
- ^ Бретт, Майкл (3 мая 2019 г.). Фатимиды и Египет . Рутледж. ISBN 978-0-429-76474-5 .
- ^ Берри, ЛаВерль. «Фатамиды» . Ливия: страновое исследование . Библиотека Конгресса . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гранара, Уильям (2019). Повествуя о мусульманской Сицилии: война и мир в средневековом средиземноморском мире . Издательство Блумсбери. стр. 32–33. ISBN 978-1-78673-613-0 .
- ^ Гранара, Уильям (201). Ибн Хамдис Сицилиец: восхвалитель падающей родины . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-78607-847-6 .
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 174-175.
- ^ Бретт 2017 , с. 175.
- ^ Эль-Харейр, Идрис; Мбайе, Равейн, ред. (2011). Распространение ислама в мире . ЮНЕСКО. п. 407. ИСБН 978-92-3-104153-2 .
- ^ Грбек, Иван (1975). «Египет, Нубия и Восточные пустыни» . В Фаге, JD; Оливер, Роланд Энтони (ред.). Кембриджская история Африки: с ок. 1050 до ок. 1600 . Том. 3. Издательство Кембриджского университета. п. 15. ISBN 978-0-521-20981-6 .
- ^ Абу-Наср 1987 , с. 68, 76.
- ^ Jump up to: а б Идрис, Хади Роджер (24 апреля 2012 г.), «Хайдаран» , Энциклопедия ислама, второе издание , Брилл , получено 26 сентября 2021 г.
- ^ Шустер, Джеральд (2009). «Рецензируемая работа: Бедуины в предыстории Туниса. «Вторжение» Бану Хилал, Джеральд Шустер» . Арабика . 56 (4/5). Брилл: 487-492. дои : 10.1163/057053909X12475581297885 . JSTOR 25651679 .
- ^ Себаг, П. (1960–2007). «Тунис». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Валериан, Доминик (2021). «Хурасан, Бану» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Jump up to: а б с Талби, М. (1960–2007). «Хабис». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 38.
- ^ Баадж 2015 , с. 39.
- ^ Баадж 2015 , с. 31.
- ^ Баадж 2015 , с. 31-32.
- ^ Браун, Гордон С. (2015). Нормандское завоевание Южной Италии и Сицилии . МакФарланд. п. 176. ИСБН 978-0-7864-5127-2 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 210.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 302.
- ^ Jump up to: а б с д и Баадж 2015 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 32-33.
- ^ Jump up to: а б Абу-Наср 1987 , с. 92.
- ^ Оман, Г.; Кристидес, В.; Босворт, CE (1960–2007). «Тарабулус аль-Гахарб». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Сенак, Филипп; Крессье, Патрис (10 октября 2012 г.). История средневекового Магриба: 7-11 века (на французском языке). Арманд Колен. п. 150. ИСБН 9782200283421 .
- ^ «Исламское искусство из музеев мира» . Арабские новости . 18 мая 2020 г. Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Зирид». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б Талби, М. (24 апреля 2012 г.). «Ибн Сахадад» . Энциклопедия ислама, второе издание .
- ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , стр. 285–286.
- ^ Блум 2020 , с. 83.
- ^ Л. Хадда, дворцы Зирида и Хаммадида в Северной Африке и их влияние на нормандскую архитектуру на Сицилии , в книге «Слово, наследие и знания», под редакцией К. Гамбарделлы, XVI Международный форум ди Студи-Ле ви деи Мерканти, Неаполь-Капри 14 - 16 июня 2018 г., Рим 2018 г., стр. 323-332
- ^ Блум 2020 , с. 100.
- ^ Арнольд 2017 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 123.
- ^ Блум 2020 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Блум 2020 , с. 87.
- ^ Bloom 2020 , стр. 86–87.
- ^ Bloom 2020 , стр. 87–88.
- ^ Бегемот . Ксавье Делестр. Эдисуд.
- ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 108–109.
- ^ Марсэ, Жорж; Голвин, Люсьен (1960). Великая мечеть Сфакса (на французском языке). Типография Ла Рапид.
- ^ Арнольд 2017 , с. 125.
- ^ Буш, Ольга (2013). «Искусство и архитектура Гранады». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN 1873-9830 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , стр. 274–275.
- ^ Доддс, Джеррилин Д., изд. (1992). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870996371 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Максура». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б «Кантара - Максура аль-Муизза» . www.qantara-med.org . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бифолий из «Корана медсестры» (Мушаф аль-Хадина)» . Метрополитен-музей . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Рамма, Мурад. «Страница из Корана» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Так называемый «Коран няни» » . www.bardomuseum.tn . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Каллиграфия – Коллекция Давида» . www.davidmus.dk . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Идрис 1962 , стр. 831–833.
- ^ Jump up to: а б с Гарсиа-Ареналь, «Мерседес» (2014). «Гранат». Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN 1873-9830 .
- ^ Роджерс, Хелен; Кавендиш, Стивен (2021). Город иллюзий: история Гранады . Издательство Оксфордского университета. стр. 11–15. ISBN 978-0-19-764406-5 .
- ^ Карвахаль Лопес, Хосе К. (2020). «Материальная культура» . В Фиерро, Марибель (ред.). Справочник Routledge по мусульманской Иберии . Рутледж. л.д. 490, 505 (см. прим. 18). ISBN 978-1-317-23354-1 .
- ^ Катлос, Брайан А. (2018). Королевства веры: новая история исламской Испании . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 200–201. ISBN 9780465055876 .
- ^ Тиби, Амин (1960–2007). «Зави б. Зири». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл. ISBN 9789004161214 .
- ^ Катлос, Брайан А. (2014). Неверные короли и нечестивые воины: вера, сила и насилие в эпоху крестовых походов и джихада . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 29. ISBN 978-0-374-71205-1 .
- ^ Jump up to: а б Сарр-Марокко, Билал (2021). «Основание Мадинат Гарната Бану Зири (5/11 века)» В Болуа-Гальярдо, Барбара (ред.). Спутник исламской Гранады . Брилл. п. 93. ИСБН 978-90-04-42581-1 .
- ^ Аданг, Камилла; Фиерро, Марибель; Шмидтке, Сабина (2012). Ибн Хазм из Кордовы: жизнь и творчество мыслителя-противоречивого мыслителя . Брилл. п. 47. ИСБН 978-90-04-23424-6 .
- ^ Робинсон, Синтия (1992). «Искусство королевств Тайфа». В Доддсе, Джеррилин Д. (ред.). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 49–52. ISBN 0870996371 .
- ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 44.
- ^ Баадж 2015 , с. 42-43.
- ^ Jump up to: а б Баадж 2015 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Абу-Наср 1987 , с. 70.
- ^ Баадж 2015 , с. 46.
Источники
[ редактировать ]- Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190624552 .
- Баадж, Амар С. (2015). Саладин, Альмохады и Бану Гания: борьба за Северную Африку (12 и 13 века) . Брилл. ISBN 978-90-04-29857-6 .
- Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- Бретт, Майкл (1975). «Революция Фатимидов (861–973) и ее последствия в Северной Африке». В Фаге, JD; Оливер, Роланд Энтони (ред.). Кембриджская история Африки . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. стр. 589–636. ISBN 978-0-521-21592-3 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9781474421522 .
- Хальм, Хайнц (1996). Империя Махди: Возвышение Фатимидов . Брилл. ISBN 90-04-10056-3 .
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин, ред. (2001). Исламское искусство и архитектура, 650-1250 гг . Издательство Йельского университета.
- Идрис, Хэди Роджер (1962). Восточная Берберия под властью Зиридов: 10-12 вв. (PDF) (на французском языке). Париж: Библиотека Америки и Востока.
- Тиби, Амин (2002). «Зириды» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 513–516. ISBN 978-90-04-12756-2 .
- династии Зиридов Британская энциклопедия
- Историческая карта, показывающая расположение Королевства Зирид ок. 1000
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кинг, Мэтт (2022). Переплетение династий: зириды Ифрикии и норманны Сицилии . Издательство Корнельского университета. ISBN 9781501763472 .