Он не отвечает
Хаджиб или хаджиб ( араб . الحاجب , латинизированный : аль-Хаджиб , [æl ˈħæːdʒib] ) был придворным чиновником, эквивалентным камергеру , в раннем мусульманском мире, который развивался для выполнения различных функций, часто исполняя обязанности главных министров или наслаждаясь диктаторским положением. полномочия. Эта должность появилась при Омейядском халифате , но приобрела влияние и престиж при более стабильном дворе Аббасидов , при которых она считалась одной из высших должностей государства, наряду с визирем . Из первых халифатов эта должность распространилась на другие территории, находившиеся под властью мусульман: в -Андалусе хаджиб Аль всегда превосходил визиря и к 10 веку стал обладать огромной властью как фактический канцлер ; в восточных династиях Саманидов , Буидов и Газневидов титул приобрел преимущественно военную роль; при Сельджуках , Ильханидах и Тимуридах он вернулся к своей роли придворного чиновника; в Фатимидском Египте главный хаджиб , которого называли сахиб аль-баб («Хозяин ворот») или хаджиб аль-худжаб («камергер камергеров, главный камергер»), также был важным чиновником; под мамлюки , они приобрели важные судебные обязанности.
Источник
[ редактировать ]Офис берет свое начало в доисламской Аравии , где охрана дверей ( хиджаба , «сокрытие») была одной из обязанностей домашних рабов или клиентов ( мавали , единственное число мавла ) в арабском доме. [1] Современные ученые традиционно считают должность хаджиба при дворе нововведением халифата Омейядов (661–750 гг.). [2] но на самом деле это широко засвидетельствовано в источниках, касающихся доисламских царей Гасанидов и Лахмидов , Мухаммеда , Саджи , различных ранних мусульманских губернаторов провинций и политических деятелей, включая всех ранних халифов и антихалифов, таких как Хасан ибн Али и Ибн аль- Зубайр . [1] Однако в арабской историографии их существование часто затемняется или эвфемистически перефразируется, поскольку в раннем мусульманском обществе с его сильными эгалитарными тенденциями к этой должности относились плохо. [1]
Действительно, формализация хаджиба является частью процесса консолидации и расслоения мусульманского общества после ранних мусульманских завоеваний , когда правитель начал отделяться от управляемых и окружаться все более сложными церемониалами, по большей части заимствованными у Сасанидов. Персидская практика. [1]
Халифаты Омейядов и Аббасидов
[ редактировать ]В периоды Омейядов и ранних Аббасидов , вплоть до начала 9 века, большинство занимавших этот пост все еще были мавали . [1] [2] В это время хаджиб все еще занимал более низкую ступень в придворной иерархии, чем арабская аристократия или великие государственные министры. [1] [2] Его основными обязанностями были обязанности церемониймейстера , организация и контроль халифских аудиенций, а также привлечение посетителей к халифу. [2] Он также был главой дворцового персонала и иногда мог наниматься халифом в качестве доверенного агента для устранения некоторых подданных халифа. [2]
С приходом к власти Аббасидов мавали приобрели престиж при дворе, несмотря на их часто очень скромное происхождение. [2] С введением визиря в качестве главы правительства возникло своего рода разделение властей , при котором визирь - обычно выходец из секретарского класса - возглавлял администрацию, а хаджиб контролировал придворные дела. [1] Обладатели двух должностей часто соперничали за контроль над администрацией; таким образом, хаджиб аль -Раби ибн Юнус и его сын аль-Фадл ибн ар-Раби стали визирями после смещения своих соперников, ранее занимавших этот пост. Это разделение и соперничество между двумя должностями усилились в « период Самарры », когда должность хаджиба стали занимать турецкие солдаты-рабы ( гильман , синг. гулам ), чье «происхождение, образование и интересы резко отличались от бюрократического визиря». [1] [2] При халифе аль-Мутаваккиле должность главного министра занимал турецкий хиджаб Итах , поскольку халиф не назначал визиря. [2]
В конце IX века положение визиря укрепилось, поскольку полномочия офиса стали более формализованными, и он стал главой гражданской администрации, опирающейся на узкоспециализированный класс секретарей. В лице главнокомандующего армии появился и еще один претендент на власть. [2] Однако хаджиб оставался влиятельным чиновником, особенно во время дворцовых переворотов, поскольку он контролировал часть телохранителей халифа, в частности Масафию . [2] При аль-Муктадире ( годы правления 908–932 ) хаджиб Наср аль-Кушури стал крупным влиятельным лицом, поскольку он занимал свой пост непрерывно с 908 по 929 годы, тогда как визири в этот период быстро менялись. Он не только участвовал в выборе нескольких визирей, но также отвечал за их арест после увольнения. [2]
После 929 года главнокомандующие вытеснили у власти визирей и стали доминировать в правительстве, став главными соперниками хаджиба , который теперь также принял более военный характер. Таким образом, хаджиб Якут своего сына Мухаммада ибн Якута назначил сахибом аль-шуртой в его соперничестве с главнокомандующим Мунисом аль-Музаффаром , прежде чем они оба были уволены по настоянию последнего. [3] При аль-Кахире ( годы правления 932–934 ) хаджиб Ибн Ялбак был солдатом, который пытался навязать свои прошиитские убеждения. халифу [3] При ар-Ради Мухаммад ибн Якут вернулся, совмещая должности хаджиба и главнокомандующего, но, несмотря на их доминирующее положение в Багдаде, нехватка финансовых ресурсов означала, что хаджиб не мог конкурировать с губернаторами провинций, контролировавшими источники дохода. Таким образом, в 936 году именно Ибн Раик был избран эмиром аль-умара и стал фактическим правителем халифата. [3] Проиграв борьбу за власть, камергеры были вознаграждены повышением титулатуры: с 941 г. главный камергер стал известен как хаджиб аль-худжаб («камергер камергеров»). [3]
Аль-Андалус
[ редактировать ]Омейядов В Кордовском эмирате и в последующем Кордовском халифате хаджиб . с самого начала был самым высокопоставленным министром государства, возглавлявшим собственный двор ( меджлис ), где он принимал просителей и посланников [3] [4] Хаджиб . был главным помощником эмира или халифа и главой администрации, контролирующей три основные ветви, на которые она была разделена: королевский дом, канцелярию и финансовый отдел [3] Некоторые из обладателей этой должности также командовали армиями. [5] В отличие от исламского Востока, титул визиря давался советникам более низкого ранга, которым ставили задачи по различным делам и подчинялись хаджибу ; последний почти всегда выбирался из визирей. [3] [5] Ряду рядовых хаджибов было поручено прислуживать дверям и руководить судебными церемониями. [1]
Известными хаджибами были Абд аль-Карим ибн Абд аль-Вахид ибн Мугит , который занимал этот пост в период правления Хишама I ( годы правления 788–796 ), аль-Хакама I ( годы правления 796–822 ) и Абд ар-Рахман II ( годы правления 822–852 ); [5] знаменитый неподкупный Иса ибн Шухайд , служивший при Абд ар-Рахмане II и во время правления Мухаммеда I ( годы правления 852–886 ); [6] и, наконец, Альманзор , который в качестве хаджиба принял на себя квазикоролевскую власть и был фактическим правителем Кордовского халифата с 978 года до своей смерти в 1002 году. [3] [7]
После распада халифата и политической фрагментации Аль-Андалуса на конкурирующие таифские королевства некоторые правители таифов, которые не были членами династии Омейядов и не могли претендовать на титул халифа, подражали Альманзору и использовали титул хаджиб , а не малик («король»), тем самым поддерживая вымысел, что они были просто представителями давно исчезнувшего халифа. [3] [8]
Восточно-исламские династии
[ редактировать ]Многие из династий, возникших в восточном исламском мире после фрагментации Аббасидского халифата в середине IX–X веков, моделировали свою административную и придворную практику по образцу Аббасидов. Таким образом, титул хаджиба по-прежнему использовался для церемониймейстеров и посредников между правителем и бюрократией, а также как воинское звание, присваиваемое генералам и губернаторам провинций. [1] [3]
Таким образом, в династии Саманидов (819–999), которая также опиралась на тюркский корпус гильманов , этот титул первоначально был ограничен домом правителя, но к середине X века он приобрел военную роль: «главный «или «великий хаджиб » ( аль-хаджиб аль-кабир , хаджиб аль-худджаб , хаджиб-и бузург ) был вторым человеком в государстве, совмещавшим в своем лице функции главы дворца и главнокомандующего. [3] Рядовые хаджибы выполняли функции генералов, а иногда и губернаторов провинций. [3] Согласно рассказу Низама аль-Мулька о подготовке гильмана , гулам мог подняться по служебной лестнице до витак-баши («руководитель палатки»), хайл-баши («командир отряда»), прежде чем достичь звания хиджаба , а затем стать эмиром провинции. [1] [3] Практике Саманидов подражала преемница династии Газневидов и (977–1186), с хаджиб-и бузургом в качестве главнокомандующего вместо султана, командующего несколькими обычными хаджибами в качестве генералов; все они отличались черным плащом, своеобразным поясом и двуконечной шапкой. Однако, в отличие от Саманидов, Газневидский хаджиб-и бузург не осуществлял прямого контроля ни над дворцовым управлением, находившимся в руках вакиль-и хасса , ни над дворцовой охраной, которая была вверена салару -и гуламан-и. я сарай . [9] В Буидских эмиратах (934–1062 гг.), где не было развитого центрального правительства типа Аббасидов, хаджиб был исключительно военным титулом. Сообщения Мискавайха подразумевают, что и здесь была преемственность рангов: от накиба к каиду , а затем к хаджибу . [3]
В империи Сельджуков (1037–1194 гг.), однако, преимущественно военная роль главного хаджиба несколько отступила, хотя, учитывая военный характер двора Сельджуков, его обитателем по-прежнему оставался турецкий полководец ( амир ) с посохом, большей частью натянутым. от Гилмана . [9] Амир хаджиб по-прежнему мог участвовать в кампаниях и командовать частями армии, но он снова был в основном придворным чиновником, командующим генералами, обозначавшимися как сипахсалар или исфахсалар . [9] Роль офиса при сельджуках описана в трудах Низама аль-Мулька и Мухаммеда бин Али Раванди . Анахронично приписывая свое существование практике сасанидского суда, последний пишет, что хаджиб был должностным лицом, ответственным за исполнение наказания. Амир хаджиб был высшим судебным чиновником и помимо церемоний и протокола отвечал также за военную дисциплину. [9] При Мухаммаде I Тапаре амир хаджиб записан как посредник между сельджукским султаном и его чиновниками, включая визиря . [9] Низам аль-Мульк также упоминает о существовании хаджиб-и дарги , ответственного за церемонии и порядок при дворе; неясно, отличалась ли эта должность от должности амира Хаджиба . [9] Судя по именам эмир-хаджибов , предоставленным Раванди, этот пост не передавался по наследству — за одним лишь исключением: Али Бар, хаджиб наследовал его сын Мухаммед Мухаммеда I, при Махмуде II — и его часто занимали некоторые из наиболее влиятельных лиц. могущественный эмир того времени, в то время как другие довольно неизвестны. [9] также было несколько младших камергеров с простым титулом хаджиба . При дворе сельджуков [9] Со временем наиболее важные генералы и губернаторы провинций, а также другие выдающиеся люди королевства также приобрели хаджибы в своих свитах. Это не всегда были военные. [9]
При Ильханидах (1256–1357 гг.) хаджиб снова стал камергером, хотя как при королевском дворе, так и при дворах меньших провинций эти люди были набраны из военного сословия. [9] хаджибы Сефевидах оставались придворными чиновниками При Тимуридах , тогда как при хаджиб главный камергер был известен как ишик-акаси баши и исполнял обязанности церемониймейстера, аналогичные -и даргаху . [9]
Египет и Левант
[ редактировать ]В Фатимидском халифате хаджибами хаджиб были камергеры, причем главный камергер был известен как «Господин ворот» ( сахиб аль-баб ) или, иногда, как «главный камергер» ( аль-худжаб ). [9] Кроме того, писатель Ибн ас-Сайрфи упоминает о существовании хаджиба ад -дивана , которому было поручено предотвращать несанкционированное посещение и сохранять государственные тайны. [9]
Военный хаджиб был привнесен в Левант сельджуками, этой модели последовали Зенгиды и после них Айюбиды . [9] Однако использование титула хаджиб для камергеров продолжалось в Египте до 13 века. [10]
Магриб
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2019 г. ) |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Моррис 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сурдел, Босворт и Ламбтон, 1971 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Сурдел, Босворт и Ламбтон, 1971 , с. 46.
- ^ Кеннеди 1996 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 1996 , с. 45.
- ^ Кеннеди 1996 , стр. 45, 64.
- ^ Кеннеди 1996 , стр. 110–122.
- ^ Кеннеди 1996 , стр. 131, 135–136.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Сурдел, Босворт и Ламбтон, 1971 , с. 47.
- ^ Сурдел, Босворт и Ламбтон 1971 , стр. 48.
Источники
[ редактировать ]
- Д. Сурдель, Визират Аббасидов , Дамаск, 1959-1960 гг.
- Эль Шейх, Надя Мария (2013). «Камергеры» . Кризис и преемственность при дворе Аббасидов: формальная и неформальная политика в халифате аль-Муктадир (295–320/908–32) . Лейден: БРИЛЛ. стр. 145–163. ISBN 978-90-04-25271-4 .
- Кеннеди, Хью (1996). Мусульманская Испания и Португалия. Политическая история Аль-Андалуса . Лондон: Лонгман. ISBN 978-0-582-49515-9 .
- Моррис, Ян Д. (2017). «Хаджиб» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30196 . ISSN 1873-9830 .
- Сурдел, Д. ; Босворт, CE и Ламбтон, AKS (1971). «Хаджиб» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 45–49. OCLC 495469525 .