Гилман
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Гилман (единственное арабское число : غُلاَم ghulam , [примечание 1] во множественном числе гильман ) [примечание 2] были солдатами-рабами и/или наемниками в армиях всего исламского мира . Исламские государства с начала 9-го века до начала 19-го века постоянно использовали рабов в качестве солдат - явление, которое было очень редким за пределами исламского мира. [1]
В Коране ) упоминается гильман ( غِلْمَان как мальчик-служитель, являющийся одним из удовольствий рая /неба ислама в стихе 52:24 (считается, что в стихе 56:17 также говорится о гильмане). [2] [3]
Этимология
[ редактировать ]Слова гильман ( غِلْمَان ) и его единственный вариант гулам ( غلام ) имеют арабское происхождение и означают мальчиков или слуг . Оно происходит от арабского корня ḡ-lm ( غ ل م ). [4] [5]
История
[ редактировать ]Гильманами были рабы-солдаты , взятые в качестве военнопленных из завоеванных областей или приграничных зон, особенно из числа тюркских народов Средней Азии и кавказских народов ( тюркский : Кёлемен ). Они воевали бандами и требовали высокую плату за свои услуги. [6]
Использование солдат-рабов в исламском мире восходит к 625 году, когда упоминаются африканские солдаты-рабы, служившие при Мухаммеде и Халифате Рашидун . Славяне и берберы также использовались при халифах Омейядов . Однако крупномасштабное использование стало распространенным только в середине 9 века. [7] Первым мусульманским правителем, сформировавшим армию из солдат-рабов, до халифов Аббасидов, по-видимому, был Ибрагим I ибн аль-Аглаб (800–812 гг.), Основатель Аглабидов Ифрикии, где уже существовало большое количество сельскохозяйственных рабов. и доступ к обширным сетям работорговли по всей пустыне Сахара. [8]
Гилманы были представлены Аббасидскому халифату во время правления аль-Мутасима (годы правления 833–842), который оказал им большое расположение и полагался на них в качестве своей личной охраны. В отчетах указывается, что их число в доме халифа увеличилось, поскольку Мутасим пытался справиться с придворной фракционностью. [9] Этим рабам-солдатам противостояло коренное арабское население, и восстания против них в Багдаде в 836 году вынудили Мутасима перенести свою столицу в Самарру .
Использование гильмана достигло своей зрелости при аль-Мутадиде , и их обучение было задумано и вдохновлено благородной фурусийей . [10] Из раба гулам достиг свободы после завершения периода формирующего обучения и присоединился к элитному корпусу в качестве конного воина. [10] Гильманы » в 860- х быстро набирали силу и влияние, и при слабых правителях, следовавших за Мутасимом, они стали создателями королей: они несколько раз восставали во время так называемой « анархии в Самарре годах и убили четырех халифов. В конце концов, начиная с Ахмада ибн Тулуна в Египте, некоторые из них стали автономными правителями и основали собственные династии, что привело к роспуску Аббасидского халифата к середине 10 века.
В Омейядской Испании солдаты-рабы «сакалиба» (славяне) использовались со времен Аль-Хакама I , но стали крупной профессиональной силой только в десятом веке, когда набор солдат-рабов переместился в христианскую Испанию, особенно в Королевство Омейядов. Леон. [11]
Гулам обучался и получал образование за счет своего хозяина и мог заслужить свободу своим самоотверженным служением. Гилманы были обязаны жениться на тюркских рабынях, которых выбрали для них их хозяева. [12] Некоторые гилманы, похоже, вели целомудренный образ жизни. Отсутствие семейной жизни и потомства, возможно, было одной из причин того, что гилманам, даже когда они достигли власти, обычно не удавалось основать династии или провозгласить свою независимость. Однако из этого правила есть несколько исключений, например, династия Газневидов в Афганистане и династия Ануштегинов пришедшая на смену .
Солдаты-рабы стали ядром исламских армий, поскольку бедуины , святые воины Гази и призывники-хашарии не были столь надежными, в то время как от Гилмана ожидалось, что они будут лояльны, поскольку у них не было личных связей с остальным обществом. Однако гилманы часто не оставались такими лояльными, как ожидалось. [7]
С 10-го века хозяева раздавали земельные наделы для откупного земледелия ( икта ) для поддержки их рабских армий. гильманам [7]
Буиды Тахириды и, вероятно, также построили армии из турецких солдат-рабов. Саффариды привлекли солдат - рабов из турок, индийцев и африканцев. Династия Газневидов, произошедшая от солдат-рабов Саманидов, также построила свою армию вокруг солдат-рабов, сначала турков, а затем индийцев.
Турецкие сельджуки и их преемники Гуриды и тюркская династия Хорезмиев также продолжали иметь армию, состоящую в основном из турецких рабов-солдат. Каждый из региональных князей-сельджуков находился под опекой солдат-рабов-опекунов (атабаков), которые сформировали свои собственные династии. После непродолжительного перерыва под властью монголов учреждение вернулось под власть Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу туркмен . Различные иранские династии (Сефевиды, Афшариды, Каджары) привлекали солдат-рабов с Кавказа, таких как грузины , черкесы и армяне . [13] (В отличие от сельджуков, которые быстро отказались от своих племенных воинов ради увеличения сил рабов-солдат, монголы не приняли институт рабов-солдат). [14]
Делийский султанат также широко использовал турецкую кавалерию-гильман в качестве своих основных ударных войск. После того, как Центральная Азия пала под властью монголов, они перешли к захвату индуистских мальчиков, чтобы превратить их в исламских солдат-рабов. [15]
и берберами, происходили жестокие этнические конфликты . турками, славянами, нубийцами Между различными группами гильманов, в частности [7]
Тактика и снаряжение
[ редактировать ]Исламские халифы часто нанимали солдат-рабов из тюркских народов Центральной Азии из-за их выносливости в условиях пустыни и опыта верховой езды. Гилман в халифате Аббасидов сражался в основном как конная ударная группа, целью которой было ослабить врага быстрыми и стремительными атаками, прежде чем союзная пехота будет отправлена в бой. У них было копье, которым можно было легко пронзить вражескую пехоту, и круглый деревянный щит, укрепленный шкурой животного или тонкими металлическими пластинами. Эти гильманы также носили меч на поясе, откуда его было легче вытащить, а не на спине или на груди. [16]
Небеса
[ редактировать ]В Коране упоминается гильман в аяте 52:24 : «Для них будет циркулировать среди них гильман , как если бы они были хорошо защищенной жемчужиной». Гилманов традиционно описывают как мальчиков-слуг, специально предназначенных для верующих на небесах. В стихе 56:17 : «И будут ходить среди них [верных на небесах] юноши, ставшие вечными» — «они» относятся к верным на небесах, а «юноши, ставшие вечными» — к гилману . [2] [3] В описаниях гилманов богословами десятого и шестнадцатого веков особое внимание уделялось их красоте. В их комментариях также утверждается, что вневременные параметры Рая, в котором обитают молодые слуги, также распространяются на них, чтобы они не старели и не умирали. [17]
Некоторые предполагают, что гомосексуализм может применяться на небесах, где нет необходимости в деторождении, и что гилман может быть мужским эквивалентом знаменитых красивых женщин -гурий , на которых верующие женятся на небесах. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Другие стандартизированные транслитерации : ġulām / ḡulām . IPA: [æʊˈlæːm, ɣoˈlæːm] .
- ^ Другие стандартизированные транслитерации: ġilman / ilman . МФА: [ɣelˈmæːn] .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дэниел Пайпс (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы . Дэниел Пайпс. стр. 35, 45. ISBN. 0300024479 .
- ^ Jump up to: а б Эль-Руайхеб, Халед (2005). До гомосексуализма в арабо-исламском мире, 1500–1800 гг . Издательство Чикагского университета. стр. 131–136.
- ^ Jump up to: а б с Афари, Джанет (9 апреля 2009 г.). «Коран и гомосексуализм в мусульманском мире» . Сексуальная политика в современном Иране . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107394353 . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ «Гулам» . Etimoloji Türkçe (на турецком языке) . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «Гилман» . Etimoloji Türkçe (на турецком языке) . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «Гулам - Оксфордские исламские исследования онлайн» . Oxfordislamicstudies.com. 06 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года.
- ^ Jump up to: а б с д Хит, Ян (2015). Армии темных веков . Лулу.com. стр. 59–60. ISBN 978-1326233327 .
- ^ Йоханнес Прейзер-Капеллер, Люциан Райнфандт и Яннис Стурайтис (2020). Миграционные истории средневековой афро-евразийской переходной зоны Аспекты мобильности между Африкой, Азией и Европой, 300-1500 гг . н.э. БРИЛЛ. стр. 419–422. ISBN 9789004425613 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Шоме, Аян (2014). Диалог и кинжалы: понятие власти и легитимности в раннем Делийском султанате (1192 г. – 1316 г. н. э.) . Quills Ink Pvt Ltd. с. 101. ИСБН 978-93-84318-44-4 .
- ^ Jump up to: а б Кутзи, Дэниел; Эйстурлид, Ли В. (2013). Философы войны: эволюция величайших военных мыслителей в истории [2 тома]: эволюция величайших военных мыслителей в истории . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. стр. 63–64. ISBN 9780275989774 .
- ^ Хью Кеннеди (2014). Мусульманская Испания и Португалия Политическая история Аль-Андалуса . Тейлор и Фрэнсис. п. 117. ИСБН 9781317870418 .
- ^ Косман, Мадлен Пелнер; Джонс, Линда Гейл (2009). Справочник по жизни в средневековом мире, набор из трех томов — Мадлен Пелнер Косман, Линда Гейл Джонс — Google Книги . Информационная база. ISBN 9781438109077 . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ «БАРДА и БАРДА-ДАРИ против военного рабства в исламском Иране» . Проверено 15 апреля 2014 г.
- ^ Бруно Де Никола, Чарльз Мелвилл (2016). Преемственность и трансформация монголов на Ближнем Востоке в Ильханидском Иране . БРИЛЛ. п. 47. ИСБН 9789004314726 .
- ^ Рой, Кошик (2015). «3». Военная сила, армии и война в Южной Азии . Рутледж. стр. 48–49. ISBN 978-1317321279 .
- ^ «Халифы были во власти своих солдат-рабов». Титин Кувалехти - История (на финском языке). Хорошо. 15/2018. Осло, Норвегия: Bonnier Publications International. 11 октября 2018. стр. 40.
- ^ Гюнтер, Себастьян; Лоусон, Тодд (2016). Дороги в рай: эсхатология и концепции будущей жизни в исламе (2 тома): Том 1: Основы и формирование традиции. Размышления о будущей жизни в Коране и исламской религиозной мысли / Том 2: Преемственность и изменения. Множественность эсхатологических представлений в исламской мировой мысли (СЕТ) . Лейден: БРИЛЛ. п. 301. ИСБН 978-90-04-33095-5 .