Сефевидский императорский гарем



Императорский гарем Сефевидов относится к монархов династии Сефевидов Персии гарему . Царский гарем правителя Сефевидов сыграл важную роль в истории Сефевидской Персии (1501-1736).
Это были женские покои женщин императорского двора, где женщины-члены монарха жили в условиях сегрегации по половому признаку. Это был дом для матери, жен, рабских наложниц и незамужних женщин-членов монарха. Это было важное учреждение и часто место политического влияния.
Иерархия и организация
[ редактировать ]Гарем Сефевидов состоял из матерей, жен, рабынь-наложниц и родственниц и был укомплектован рабынями и евнухами, которые действовали в качестве их охранников и каналов связи с остальным миром. [ 1 ] По оценкам, при дворе шаха Султана Хоссейна (годы правления 1694–1722) насчитывалось пять тысяч рабов; мужчины и женщины, черные и белые, из которых сто были черные евнухи. [ 2 ]
Супруги
[ редактировать ]Монархи династии Сефевидов предпочитали производить потомство через наложниц-рабынь, что нейтрализовало бы потенциальные амбиции родственников и других родственников и защитило бы наследие. [ 1 ] Наложницы-рабыни (а позже и матери) шаха в основном состояли из порабощенных черкешенок , грузинок и армянок , захваченных в качестве военной трофеев, купленных на невольничьем рынке (см. Крымская работорговля ) или полученных в дар от местных властителей. [ 3 ]
Рабынь-наложниц иногда заставляли принять шиитский ислам при входе в гарем, и это называли каниз . [ 4 ] [ 5 ]
В отличие от распространенного в исламских судах обычая, позволяющего только женщинам-немусульманкам становиться наложницами в гареме, в гареме Сефевидов также содержались наложницы-мусульманки, поскольку некоторые свободные персидские дочери-мусульманки были подарены своими семьями или взяты королевским двором в гарем в качестве подарка. наложницы. [ 6 ]
Эти женщины получили хорошее образование, а затем либо стали супругами, либо служили служанками супругов. Одной из женщин, получивших образование в императорском гареме, была знаменитая Тереза Сампсония . [ 7 ]
Порабощенные женщины гарема могли добиться большого влияния, но есть и примеры обратного: шах Аббас II (годы правления 1642–1666) сжег заживо трех своих жен-рабынь (наложниц), потому что они отказались пить с ним; [ 8 ] а также еще одну жену за то, что она солгала о своем периоде менструации, [ 9 ] а Шах Сафи (годы правления 1629–1642) зарезал свою жену за непослушание. [ 8 ]
Принцы
[ редактировать ]В ранний период Сефевидов молодые принцы были переданы под опеку лала ( высокопоставленного вождя кызылбашей , который выступал в качестве опекуна) и в конечном итоге получили управление важными провинциями. [ 10 ] Хотя эта система имела опасность поощрения региональных восстаний против шаха, она дала принцам образование и подготовку, которые подготовили их к династической преемственности. [ 10 ]
Эта политика была изменена шахом Аббасом I (1571-1629), который «в значительной степени изгнал» принцев в гарем, где их социальные взаимодействия были ограничены дамами гарема и евнухами. [ 11 ] Это лишило их административной и военной подготовки, а также опыта общения с аристократией королевства, что, вместе со снисходительным воспитанием принцев, делало их не только неподготовленными к выполнению королевских обязанностей, но часто и незаинтересованными в этом. [ 11 ]
Заключение царских принцев в гарем было важным фактором, способствовавшим упадку династии Сефевидов . [ 10 ] [ 12 ]
Персонал
[ редактировать ]Управление королевским гаремом представляло собой самостоятельную ветвь двора, укомплектованную преимущественно евнухами. [ 13 ] Первоначально это были черные евнухи, но белые евнухи из Грузии. со времен Аббаса I стали привлекаться и [ 13 ]
Рабы-евнухи выполняли различные задачи на многих уровнях гарема, а также при общем дворе. Евнухи имели должности при общем дворе, например, в королевской казне, а также в качестве наставников и приемных отцов некастрированных рабов, выбранных в качестве солдат-рабов ( гильман ), а также внутри гарема и служили каналом между уединенными женщины гарема, а также внешний двор и мир, что давало им потенциально влиятельную роль при дворе. [ 1 ]
Гарем как общественно-политический институт
[ редактировать ]Матери конкурирующих князей вместе с евнухами участвовали в дворцовых интригах, пытаясь посадить на престол своего кандидата. [ 10 ] С середины XVI века соперничество между грузинскими и черкешенками в царском гареме породило династическую борьбу этнического характера, ранее неизвестного при дворе. [ 14 ] Когда в 1666 году умер Шах Аббас II , дворцовые евнухи организовали преемственность Сулеймана I и фактически захватили контроль над государством. [ 15 ] [ 16 ]
Сулейман учредил в гареме тайный совет, в который вошли самые важные евнухи, лишив тем самым традиционные государственные институты их функций. [ 15 ] Влияние евнухов на военные и гражданские дела сдерживалось только их внутренним соперничеством и религиозным движением во главе с Мухаммадом Бакиром Маджлиси . [ 16 ] Королевский гарем достиг таких размеров при султане Хусейне (1668–1726), что поглощал значительную часть государственных доходов. [ 16 ]
После падения династии Сефевидов, которое произошло вскоре после этого, евнухи больше никогда не смогли добиться значительного политического влияния как класс в Персии. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сьюзан Бабайе, Кэтрин Бабаян, Ина Багдиантц-Маккейб, Муссуме Фархад: Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана, Bloomsbury Academic, 2004 г.
- ^ Рикс, Томас. 2001. Рабы и работорговля в шиитском Иране, 1500–1900 гг. н.э. Журнал азиатских и африканских исследований 36: 407–18.
- ^ Сьюзан Бабаи, Кэтрин Бабаян, Ина Багдиантц-Маккейб, Муссуме Фархад: Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана, Bloomsbury Academic, 2004. с. 20-21
- ^ Форан, Джон (1992). «Долгое падение династии Сефевидов: выход за рамки стандартных взглядов». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 24 (2): 281–304. дои : 10.1017/S0020743800021577 . JSTOR 164299 . S2CID 154912398 .
- ^ Тахери, Аболгасем. 1970. Политическая и социальная история Ирана от смерти Теймура до смерти шаха Аббаса II. Тегеран: Хабиби. (на персидском языке)
- ^ Хамид, Усман. 2017. Рабыни только по имени: свободные женщины как королевские наложницы в позднетимуридском Иране. В «Наложницах и куртизанках: Женщины и рабство в истории ислама». Под редакцией Мэтью С. Гордона и Кэтрин А. Хейн. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Путешествие и труд: женщины раннего Нового времени, английская драма и широкий мир. (2019). США: Небраска. п. 32
- ^ Jump up to: а б Шерли, Энтони, Роберт Шерли и Томас Шерли. 1983. Путеводитель братьев Шерли. Перевод Аванса. Тегеран: Нега. (на персидском языке).
- ^ Шарден, Джон. 1993. Путешествие Шардена по Персии. Перевод Эгбала Ягмаи. Тегеран: Публикация Тоос. (на персидском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Пикантный 1977 , с. 424.
- ^ Jump up to: а б Ремер 1986 , стр. 277–278.
- ^ Ремер 1986 , с. 330.
- ^ Jump up to: а б Пикантный 1986 , с. 355.
- ^ Пикантный 1986 , с. 363.
- ^ Jump up to: а б Ремер 1986 , с. 307.
- ^ Jump up to: а б с д Ламбтон, АКС «Кхаши (II.—В Персии)». В Bearman et al. (1978) , с. 1092.
Источники
[ редактировать ]- Бирман, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П., ред. (1978). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл.
- Фишер, Уильям Бейн; Джексон, Питер; Локхарт, Лоуренс, ред. (1986). Кембриджская история Ирана . Том. 6. Издательство Кембриджского университета.
- Ремер, HR «Период Сефевидов». В Фишере, Джексоне и Локхарте (1986) .
- Савори, РМ (1977). «Сефевидская Персия». В ПМ Холт; Энн К.С. Лэмбтон; Бернард Льюис (ред.). Кембриджская история ислама. Центральные исламские земли от доисламских времен до Первой мировой войны . Том. 1А. Издательство Кембриджского университета.
- Савори, Р.М. «Административная система Сефевидов». Фишер , Джексон и Локхарт (1986) .