Сулейман I Персидский
Сулейман I | |
---|---|
Шах Ирана | |
Царствование | 1 ноября 1666 г. - 29 июля 1694 г. |
Коронация | Первая коронация: 1 ноября 1666 г. Вторая коронация: март 1668 г. |
Предшественник | Аббас II |
Преемник | Soltan Hoseyn |
Рожденный | Сэм Мирза Февраль/март 1648 г. |
Умер | 29 июля 1694 г. (46 лет) Исфахан , Иран |
Похороны | Храм Фатимы Масуме , Кум , Иран |
Проблема | Soltan Hoseyn Зобейде Ханум [ 1 ] Шахрбан Бегум [ 2 ] |
Дом | Династия Сефевидов |
Отец | Аббас II |
Мать | Накит Ханум |
Религия | Шиитский ислам |
Сулейман I ( персидский : شاه سلیمان , латинизированный : Шах Солейман ; родился Сэм Мирза , февраль или март 1648 — 29 июля 1694) был восьмым шахом Сефевидского Ирана с 1666 по 1694 год. Он был старшим сыном Аббаса II и его наложницей, Накихат Ханум . Сулейман, рожденный как Сэм Мирза, провел свое детство в гареме среди женщин и евнухов, и его существование было скрыто от общественности. В 1666 году, после смерти отца, девятнадцатилетний Сам Мирза был коронован под царственным именем Сафи II в честь своего деда Сафи I. Его правление в качестве Сафи II было трудным, что убедило его придворных астрологов в необходимости еще раз пройти коронацию. Таким образом, 20 марта 1668 года, одновременно с Наврузом , он был коронован с новым именем Сулейман I.
После второй коронации Сулейман удалился в свой гарем, чтобы насладиться сексом и чрезмерным употреблением алкоголя. Он был равнодушен к государственным делам и часто месяцами не появлялся на публике. Правление Сулеймана было лишено ярких событий в виде крупных войн и восстаний. По этой причине современные западные историки считают правление Сулеймана «ничем не примечательным», в то время как придворные хроники Сефевидов воздерживаются от записи его правления. Во время правления Сулеймана армия Сефевидов пришла в упадок до такой степени, что солдаты стали недисциплинированными и не прилагали никаких усилий, чтобы служить так, как от них требовалось. В то же время восточные границы государства находились под постоянными набегами со стороны узбеков и калмыков .
29 июля 1694 года Сулейман умер от сочетания подагры и хронического алкоголизма . Правление Сулеймана, которое часто рассматривают как неудачу в королевской власти, стало отправной точкой окончательного упадка Сефевидов: ослабление военной мощи, падение сельскохозяйственного производства и коррумпированная бюрократия - все это было предвестником тревожного правления его преемника Солтана Хосейна , правление которого привело к конец династии Сефевидов . Сулейман был первым сефевидским шахом, который не патрулировал свое королевство и никогда не возглавлял армию, тем самым отдав государственные дела влиятельным придворным евнухам, женщинам из гарема и высшему шиитскому духовенству. Возможно, единственным восхитительным аспектом его правления было понимание искусства, поскольку Фаранги-Сази , или западный стиль живописи, достиг своего зенита при поддержке Сулеймана.
Фон
[ редактировать ]Отец Сулеймана, Аббас II, был седьмым шахом Сефевидского Ирана. [ 3 ] В 1649 году Аббас возглавил армию, чтобы вернуть себе Кандагар , яблоко раздора между Сефевидами и Империей Великих Моголов , возникшее еще во времена Тахмаспа I. правления [ 4 ] Война , хотя и была успешной, стала одной из причин экономического упадка позже во время его правления, который преследовал империю Сефевидов до ее распада. [ 5 ] После войны за Кандагар армия Сефевидов во время правления Аббаса предприняла еще две военные кампании на Кавказе : одну в 1651 году для разрушения русской крепости на иранской стороне реки Терек (которую Сефевиды считали частью своего царства), и один в 1659 году для подавления грузинского восстания . [ 6 ] В оставшуюся часть правления Аббаса дальнейших восстаний не было, и он был относительно мирным. Следствием этого мира стал упадок армии, который начался во время его правления и достиг своего пика во время правления его преемников. [ 7 ]
Отношения Аббаса с узбеками были мирными. Он договорился с узбеками Бухары , согласно которым они согласились прекратить набеги на иранскую территорию. [ 3 ] Отношения с Османской империей также были мирными, несмотря на напряженность во время правления Аббаса в Закавказье , где риск войны был настолько острым, что губернатор турецких приграничных провинций эвакуировал гражданское население в ожидании нападения Ирана, а также в Басре . где была запрошена помощь шаха для урегулирования борьбы за престолонаследие. [ 8 ]
Стиль Фаранги-сази расцвел под покровительством Аббаса, который поддерживал двух выдающихся художников этого стиля, Мохаммеда Замана и Аликули Джаббадара . [ 9 ] Он был толерантным монархом. [ 10 ] Он часто посещал армянские церковные службы и церемонии и в 1653 году дал разрешение иезуитам основать миссию в Исфахане. [ 11 ] Хотя в разное время между 1645 и 1654 годами власти Сефевидов вынуждали иранских евреев принять ислам, нет никаких доказательств того, что Аббас сам привел их в движение. [ 12 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сам Мирза родился в феврале или марте 1648 года и был старшим сыном Аббаса II и его наложницы Накихат-ханум . [ 13 ] Он вырос в царском гареме Сефевидов под опекой чернокожего евнуха по имени Ага Назер. По словам Жана Шардена , французского путешественника, Сэм Мирза был известен своим высокомерием. [ 13 ] Его первым языком был азербайджанский турецкий , и неясно, в какой степени он понимал персидский язык . [ 13 ] Сообщается, что Аббас II был не в хороших отношениях с Сэмом Мирзой - ходили слухи, что шах ослепил молодого принца - и отдавал предпочтение младшему брату Сэма Мирзы, Хамзе Мирзе, сыну черкесской наложницы. [ 14 ]
В конце 1662 года у Аббаса II появились первые симптомы сифилиса . [ 15 ] 26 октября 1666 года, находясь в своей зимней резиденции в Бехшехре , он умер от сочетания сифилиса и рака горла в результате чрезмерного употребления алкоголя в возрасте тридцати четырех лет. [ 16 ] Говорили, что на смертном одре Аббас II предсказал, что судьба его преемника будет вечной суматохой и катастрофой. [ 13 ]
Царствовать как Сафи II
[ редактировать ]Первая Коронация
[ редактировать ]Через несколько часов после смерти Аббаса II юзбаши [ а ] Суламан Ака созвал встречу между известными людьми, присутствовавшими в лагере шаха. За закрытыми дверями он сообщил им, что шах умер и что им следует выбрать его наследника, прежде чем отправиться в столицу Исфахан . [ 18 ] Великий визирь шаха Мирза Мохаммад Караки ответил: «Что я знаю?» и «Я понятия не имею, что происходит внутри дворца». когда его спросили о потомках шаха. [ 19 ] Именно евнухи внутреннего дворца сообщили знатным людям о существовании двух сыновей, девятнадцатилетнего Сэма Мирзы и Хамзы Мирзы, которому было всего семь лет. [ 20 ]
Евнухи, желавшие иметь на троне податливого ребенка и поверившие слухам о слепоте Сэма Мирзы, заявили о своей поддержке Хамзы Мирзы. [ 21 ] Великий визирь также заявил о своей поддержке притязаний Хамзы Мирзы. [ 22 ] (опекун) Хамзы В этот момент Ага Мубарак, лала , выдвинул аргумент в пользу Сэма Мирзы, вопреки своим собственным интересам и интересам своих коллег-евнухов. Он обвинил евнухов в том, что они выбрали Хамзу Мирзу из корыстных соображений. Он указывал на то, что Сэм Мирза не был ослеплен приказами своего отца, и утверждал, что он достойнее простого ребенка. И, наконец, аргумент Аги Мубарака возобладал. [ 23 ]
Тофангчи -агасии [ б ] Хосров Солтан Армани , по репутации наименее заслуживающий доверия среди евнухов, был выбран для поездки в Исфахан, чтобы объявить о новом наследнике до того, как распространится слух о смерти Аббаса II. Сэма Мирзу, который всю свою жизнь был окружен женщинами и евнухами и не видел мира за пределами гарема, затем вывели из внутреннего дворца, ослепленного и неуверенного, что делать с возложенной на него ответственностью. [ 21 ] Его охватила паника, когда его попросили предстать перед тронным залом на коронацию, и он неохотно принял приглашение, поскольку предполагал, что его заманили туда просто для того, чтобы его убили или ослепили. [ 25 ]
1 ноября 1666 года, через шесть дней после смерти Аббаса II, Сам Мирза был коронован королем под именем Сафи II, в честь его деда Сафи I , в час дня на церемонии, которую настоял Мохаммад Багер Сабзевари , шейх аль-Сабзевари. -Ислам Исфахана. [ 26 ] Новый царь получил головы убитых узбеков и наградил убийц деньгами. Он также выделил деньги 300 турецким беженцам из Османской империи, которые нашли убежище в Исфахане. [ 13 ] В знак плавной передачи власти Исфахан оставался мирным: магазины оставались открытыми и начали торговать новыми монетами Сафи II, а повседневная жизнь осталась неизменной. В город вновь появились иностранные жители, запершие свои дома из страха перед восстаниями и грабежами. [ 13 ]
Беспорядки и катастрофы
[ редактировать ]Вскоре после коронации Сафи столкнулся с проблемами. Два бесплодных урожая привели к голоду в центральных частях государства, а землетрясение в ноябре 1667 года в Ширване привело к гибели более 30 000 человек в деревнях и около 20 000 в его столице Шемахе . [ 27 ] В следующем году северные провинции государства подверглись набегам Стеньки Разина , казаков которых армия Сефевидов не смогла покорить. [ 28 ] Казаки совершали набеги на эти провинции и раньше, в 1664 году, когда потерпели поражение от местных войск. [ 29 ] Теперь под предводительством Разина они разграбили Мазандаран и напали на Дагестан . [ 30 ] Разин отправился в Исфахан, чтобы попросить у Сафи земли в его владениях в обмен на верность шаху, но ушел к Каспийскому морю для новых грабежей, прежде чем они смогли прийти к соглашению. [ 31 ] царь отправил в Исфаган делегацию , Русский Алексей чтобы извиниться за причиненный ущерб, а позже, в 1671 году, повесил Разина как мятежника. [ 29 ]
Тем временем существовали внутренние проблемы. Сафи заболел неустановленной болезнью, которая к августу 1667 года убедила всех в том, что он может умереть, в результате чего придворные вельможи устроили публичную молитву за его благополучие, раздав 1000 томанов . бедным [ 13 ] Шах растратил ресурсы своего правительства в рамках пожертвований бедным. В результате его наивной веры в то, что королевская казна никогда не закончится, казна опустела, а денег, и без того скудных в Исфахане, стало еще меньше. [ 32 ]
Вторая коронация
[ редактировать ]Во время болезни Сафи врач, пытавшийся вылечить шаха, предположил, что его несчастье, должно быть, произошло из-за просчета при определении даты коронации. Вскоре придворный астролог подтвердил это предположение, и суд, царица-мать Накихат-ханум и ведущие евнухи с согласия шаха пришли к выводу, что коронацию следует повторить и Сафи короновать королем под новым именем. [ 33 ] Так, в марте 1668 года в девять часов утра, одновременно с Наврузом состоялась вторая коронация шаха , во дворце Чехель-Сотун . [ 34 ] Церемонии предшествовал необычный ритуал. Как рассказал Жан-Батист Тавернье , ставший свидетелем этого, зороастрийца, «происходившего от старых королей», посадили на шахский трон, привязав его спину к деревянной статуе. Служители отдавали ему дань уважения до часа до заката, времени настоящей коронации. В этот момент сзади подошел чиновник и отрубил статуе голову, после чего зороастрийец убежал и появился Сафи II. Затем на его голову был надет сефевидский чепчик, и он был опоясан мечом, и Сафи II взял имя Абу'л-Муззафар Абу'л-Мансур Шах Сулейман Сафави Мусави Бахадор Хан, причем имя Сулейман относилось к царю Соломону. . [ 13 ]
После коронации были изготовлены новые королевские печати и монеты под именем Сулеймана I, и в течение суток было отчеканено большое количество новых денег. В это же время на небе появилась комета, что было воспринято как знак благоприятности события. [ 13 ]
Царствуй как Сулейман I
[ редактировать ]Королевская изоляция
[ редактировать ]Вскоре было доказано, что повторная коронация и новое имя не являются ни шагом к улучшению государства. [ 28 ] Сулейман после своей коронации удалился в глубь гарема и начал политику царской изоляции. [ 35 ] Он не появлялся на публике и часто предпочитал оставаться в Исфахане, чем путешествовать по стране. [ 36 ] [ с ] Он выходил из дворца только в форме курука , то есть он приказывал жителям одного района покинуть свой район и переехать в другой, чтобы Сулейман и женщины гарема, его свита, могли свободно ездить по дворцу. тот район. Ни одному мужчине старше шести лет не разрешалось находиться в этом районе, когда шах и его спутники приезжали верхом. Если мужчину поймали, его казнили. [ 37 ] Сулейман, в отличие от своего отца, больше не позволял своим подданным входить в свой дворец и обращаться к нему с петициями. Фактически, он не выходил из внутреннего дворца в течение двенадцати дней, в течение которых он не позволял никому за пределами гарема беспокоить его. В течение первых пятнадцати лет его правления женщинам все еще разрешалось обращаться к нему во время куруков: в 1683 году этот доступ был формально полностью отменен. [ 38 ]
Современные наблюдатели часто считали правление Сулеймана после его второй коронации лишенным каких-либо примечательных событий и воздерживались от записи этого периода в форме хроник. [ 13 ] Каджарский историк Мохаммад Шафи Техрани утверждает, что узбеков и калмыков набеги на Астарабад были единственными значительными событиями его правления. [ 13 ] Однако современные историки утверждают обратное. Было высказано предположение, что Сулейман мог иметь больший контроль над государством, чем обычно предполагалось: из одиннадцати фирм, собранных в сборнике Гериберта Буссе, семь были изданы непосредственно Сулейманом, причем три из них написаны им самим, а четыре - написаны самим Сулейманом. ясно сформулировано его великим визирем. [ 39 ] Сулейман был достаточно сознателен, чтобы выбрать компетентного великого визиря, который будет править вместо него, пока Сулейман наслаждался своим расточительным образом жизни. Его избранником стал шейх Али Хан Зангане , государственный деятель, двадцать лет служивший его великим визирем. [ 40 ]
Великий визирь шейха Али Хана
[ редактировать ]Шейх Али Хан был эмиром племени Зангане и сменил Мирзу Мохаммада Караки (который сохранил свой пост после восшествия Сулеймана) на пост великого визиря в 1669 году. [ 40 ] Столкнувшись с пустой казной после ряда неудач, шейх Али немедленно приступил к финансовой политике, сочетающей сокращение расходов с увеличением доходов. Он добивался более строгого контроля за ежегодными поставками шелка ЛОС , который, воспользовавшись хаосом в столице, забрал больше шелка, чем было первоначально согласовано. Более того, он попытался взять под свой контроль монополию на сахар и ввел пятипроцентный налог для торговцев, поставляющих сахар в Индию . [ 41 ] Шейх Али ввел новые налоги на церкви Новой Джульфы и армян, живших в деревнях вокруг Исфахана. [ 42 ] Во всех своих проектах шейх Али проявлял трудолюбие и, в отличие от многих своих коллег, отказывался брать взятки и вскоре прославился своей неподкупностью. Это правда, что немногие из его проектов были полностью успешными, тем не менее, шейх Али был очень эффективен в сборе доходов для королевской казны. [ 43 ]
Политика шейха Али Хана сделала его врагом среди придворных, которым не нравились его попытки ограничить расточительный образ жизни двора. Он также призвал Сулеймана следовать по пути бережливости, что еще больше разозлило его противников, зависевших от щедрости шаха. [ 40 ] Падение шейха Али от шахской милости произошло в начале 1672 года, когда шах приказал своему великому визирю пить вино: когда тот отказался, Сулейман заставил его пить и часами унижал его. [ 44 ] Шейх Али Хан вскоре был арестован, и в королевстве начались беспорядки. В том же году один из его сыновей укрылся у османов, что вызвало опасения возможной войны. [ 41 ] Через четырнадцать месяцев после своего смещения Сулейман вновь назначил Шейха Али своим великим визирем, чтобы успокоить слухи о войне. [ 43 ] Вернувшись на свою должность, шейх Али начал сокращать военные расходы и отправил сборщиков налогов в провинции, требуя налогов и налагая штрафы за невыплаченные обязательства. [ 41 ] Шейх Али решил больше не информировать шаха о государственных делах и начал уклоняться от своих обязанностей, передавая запросы Сулейману и убеждая его ратифицировать их, не прочитав их предварительно. [ 45 ] Шейх Али по-прежнему время от времени вызывал гнев Сулеймана, отказывая ему в напитках: вспышки шаха всегда приводили к унижению великого визиря, но обычно Сулейман чувствовал раскаяние за свои насмешки и посылал великому визирю почетное одеяние в качестве награды. знак признательности за его усилия. [ 45 ]
Шли годы, Сулейман выказывал все меньше и меньше желания участвовать в частых встречах со своим великим визирем по вопросам государственных дел. Таким образом, великий визирь оставался один при принятии важных решений, а Сулейман обсуждал государственные дела со своими женами и евнухами, которые были его доверенными лицами. [ 46 ] Таким образом, его жены и евнухи оказывали доминирующее влияние на шаха, охраняли свое влияние и стремились помешать шаху общаться с кем-либо, кроме них самих. [ 47 ] Сулейман даже учредил в гареме тайный совет, в который входили самые важные евнухи. Даже когда шах обсуждал государственные дела со своим великим визирем, было невозможно обсуждать их подробно, потому что Сулейман был нетерпелив и возмущен проблемами, возникавшими во всем королевстве. [ 47 ]
Вакантные должности в суде
[ редактировать ]После повторного назначения шейха Али двор шаха стал опасаться его. Сулейман проявлял чрезвычайную жестокость по отношению к своим придворным: в 1679 году он заставил шейха Али сбрить бороду (чтобы тот был похож на грузин, которых он презирал за их христианство). [ 48 ] ), а поскольку борода не была чисто выбрита, он приказал казнить и цирюльника; в 1680 году он слепил диван-беги [ д ] , Зейнал Хан; [ 51 ] и он приказал избить шейха Али и одного из его королевских секретариатов ; в 1681 году он убил одного из своих сыновей, которому в то время было четырнадцать лет. Всю свою жизнь мальчик провел в гареме в женской одежде по наущению астрологов, видевших пророчество о том, что он свергнет Сулеймана. [ 13 ] Многие из придворных так боялись шаха, что покидали двор под предлогом совершения хаджа . [ 52 ] В начале 1681 года шейх Али обратился с просьбой совершить хадж, которая была отклонена по неизвестной причине. [ 52 ] Неустойчивое и непредсказуемое поведение шаха поощряло подхалимское поведение придворных, которые льстили шаху и скрывали от него неприятные новости, а также отказывались от своих обязанностей и прибегали к коррупции. [ 13 ] Армия в целом стала недисциплинированной, и ее военные стандарты упали, поскольку солдаты стали относиться к своей зарплате не более чем к вознаграждению. Некоторые воинские формирования существовали только на бумаге. [ 47 ]
Несмотря на свою постоянную незащищенность и ограниченные контакты с шахом, Шейх Али Хан сохранял свою должность даже в 1680-х годах, когда большинство должностей при дворе были вакантными и незаполненными. В 1680 году шах занял для себя должность садри мамалика (министра религии); весь королевский секретариат был распущен в 1682 году. В том же году должность сепахсалара стала вакантной после смерти ее владельца и оставалась таковой до конца правления Сулеймана. Кроме того, позиции диван-беги , курчи-баши [ и ] , шейх аль-Ислам и миршекар-баши (мастер охоты) - все они стали вакантными в том же году. [ 54 ] Шейх Али Хан умер в 1689 году, все еще занимая должность великого визиря. Опечаленный своей смертью, Сулейман, двадцать лет жестоко обращавшийся со своим великим визирем, целый год не покидал внутреннего дворца и два года не выбирал себе преемника. [ 55 ] В 1691 году Мохаммад Тахер Вахид Казвини , поэт и придворный историк. великим визирем был выбран [ 56 ]
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]Новому великому визирю были предоставлены полные и беспрецедентные исполнительные полномочия для решения самых насущных нужд и проблем королевства. Однако Вахид Казвини оказался продажным и неэффективным великим визирем: он был очень стар, ему на тот момент было семьдесят лет, и ему не хватало энергии для управления. Более того, он свободно брал взятки. [ 57 ] Вахид также нажил много врагов при дворе: его главным соперником был Сару-хан Сахандлу , новый курчи-баши . Сару Хан был из племени Зангане и был абсолютным любимцем Сулеймана. В 1691 году он убил сорок членов своего племени, но благосклонность шаха означала, что его преступление осталось незамеченным. Однако он навлек на себя гнев Сулеймана, когда выяснилось, что он завел роман с Марьям Бегум, тетей шаха. Сулейман приказал убить его во время собрания в конце 1691 года, во время которого он предложил вино всем присутствующим членам, кроме Сару-хана, и вскоре после этого казнил его. [ 58 ]
В последние годы жизни Сулейман становился все более и более затворником, и пьянство в конце концов сделало его немощным. В 1691 году, по мнению астрологов, он не покидал дворец девять месяцев. Одновременно в королевстве наблюдались большие волнения: в 1689 году узбеки совершили набег на границу с Хорасаном, и в Белуджистане вспыхнули восстания . В 1692 году Сулейман-Баба поднял оружие против Сефевидов в Курдистане , зафиксированы восстания в Кермане , Кандагаре, Ларе и Грузии . [ 13 ] Тем временем Сулеймана мучили боли в ногах, и в августе 1692 года поползли слухи, что он не покидал дворец более восемнадцати месяцев. Он не появился в зале дворца Али Капу на праздновании Навруза 20 марта 1694 года и даже отказался принять обычные подарки от губернаторов и других вельмож. В последний раз его видели 24 марта, когда он председательствовал на очень коротком собрании, после которого вернулся в свой гарем. Он больше не покидал внутренний дворец до своей смерти 29 июля. [ 13 ] Было предложено множество причин его смерти, в том числе инсульт во время разгула, смерть от подагры или десятилетия разврата. [ 59 ] По словам французского священнослужителя Мартина Годро, его последними словами были: «Принесите мне вина». [ 60 ] Он был похоронен в Куме , как и многие его предки, и ему наследовал его старший сын Солтан Хосейн , последний монарх Сефевидов. [ 13 ]
Политика
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]В отличие от отца Сулейман был более религиозен: он не разделял интереса отца к христианству, издал несколько указов о запрете употребления спиртных напитков. [ 13 ] Из-за его беспорядочного поведения трудно предположить, насколько ревностно он относился к шиитской традиции: он бросил пить лишь однажды, в 1667 году: не по каким-то религиозным причинам, а по причине своего здоровья и, в частности, из- за воспаления горла. [ 61 ] Во время правления Сулеймана шиитский ислам был официально закреплен как функциональная рука государства, однако инакомыслие в отношении шаха все еще было слышно. Шиитские ученые неоднократно пытались отговорить Сулеймана от употребления спиртного. Один из этих ученых, Мохаммад Тахир Коми, шейх аль-ислам Кума, был чуть не казнен за критику Сулеймана. [ 62 ] Сулейман также продолжал практиковать и расширять местные и популярные религиозные верования. Он позаботился о том, чтобы церемонии Мухаррама были скорее праздником, чем чисто «религиозным». Проклятие Йезда ( главного центра зороастризма ) и османов на этих церемониях поощрялось. [ 63 ] Шах взял на себя обязанность украсить несколько имамзаде и других «популярных» религиозных объектов. Более того, он продолжал настаивать на руководстве наследным суфийским орденом Сефевидов, Сафавийя . [ 63 ]
В борьбе между тремя основными духовными общинами этой эпохи (поборниками народного суфизма , философски настроенными учёными и шариатски настроенными улемами ) последняя группа одержала верх при дворе Сулеймана. Улемы становились все более настойчивыми и воспользовались безразличием Сулеймана к государственным вопросам. [ 64 ] Их вновь обретенная власть проявилась в продолжающемся давлении на иранцев нешиитского происхождения; В эту эпоху значительно возросло количество антисуфийских эссе. [ 65 ] В 1678 году улемы столицы обвинили армян и евреев в ответственности за засуху, поразившую в тот год большую часть страны. Несколько раввинов были убиты, а евреи Исфахана избежали смерти, только заплатив 600 туманов. [ 64 ]
Дипломатия
[ редактировать ]Связи с зарубежными странами значительно сократились во время правления Сулеймана. [ 13 ] Как и его отец, он избегал действий, которые могли бы привести его к дипломатическим трудностям. [ 66 ] Даже когда можно было вести войну против османов (которые в то время сами воевали против наций), он упорно отказывался нарушить мирный договор, который его дед, Шах Сафи, заключил с Блистательной Портой в 1639 году, несмотря на неоднократные предложения. из Месопотамии (в 1684 и 1685 гг.) и из Басры (в 1690 г.), которые пригласили его восстановить там иранский сюзеренитет. [ 66 ] Исходя из той же предпосылки сохранения мира с османами, Сулейман избегал отношений с Европой, за исключением письма в 1668 или 1669 году, отправленного через Британскую Ост-Индскую компанию Карлу II Английскому , с просьбой предоставить ему квалифицированных мастеров. Сулейман даже уволил русских эмиссаров, прибывших в Исфахан в 1670-х годах в поисках антиосманского сотрудничества. Различные европейские посланники, посетившие страну в 1684–1685 годах, получили такой же ответ. Никаких взаимных миссий в Европу за этот период зафиксировано не было. [ 13 ]
Во время правления Сулеймана в Исфахан прибыли послы Великих Моголов, османов и узбеков. Однако ответ получили только османы. [ 13 ] В 1669 и 1680 годах король Нараи Сиамского отправлял послов ко королевства Аюттхая двору Сулеймана. Их намерения состояли в том, чтобы запросить военно-морскую помощь Сефевидов против Королевства Пегу . [ 67 ] Иранская делегация под командованием Мохаммада Раби ибн Мохаммада Ибрагима была отправлена ко двору Нараи в 1685 году. Подробности этой миссии были записаны Ибн Мохаммадом Ибрагимом в его отчете « Сафине-йе Солеймани» . [ 13 ] Книга состоит из четырех частей и повествует о путешествии иранцев в Сиам и об иранской общине, существовавшей в этой стране со времен Аббаса II. [ 68 ] Во время правления Сулеймана Иран продолжал служить убежищем для сосланных знатных людей своих восточных соседей: например, в 1686 году Сулейман предложил приют Мухаммаду Акбару , мятежному сыну Аурангзеба . [ 13 ]
Искусство
[ редактировать ]Как это ни парадоксально, учитывая его периодические отношения с Западом, Фаранги-Сази , или западный стиль живописи, достиг своего зенита во время правления Сулеймана. [ 13 ] Он был выдающимся знатоком [ 59 ] и, как покровитель искусств, оказал прямо или косвенно влияние на некоторые из самых впечатляющих работ трех величайших художников Ирана конца 17 века: Аликули Джаббадара, Мохаммада Замана и Моэна Мосаввера . Сулейман унаследовал этих художников от покровительства своего отца и продвигал их работы дальше, покровительствуя как традиционной персидской миниатюре , мастером которой был Мосаввер, так и новым тенденциям, вдохновленным западной живописью, которые характеризуют работы Аликули и Мохаммада Замана. Эстетическое чувство Сулеймана, если бы оно расцвело при более благоприятных обстоятельствах, могло бы привести к развитию новой художественной эпохи в иранской истории. [ 59 ]
Покровительство Сулеймана распространялось и на архитектуру. Он построил дворец Хашт Бехешт в Исфахане и приказал отремонтировать ряд зданий в Мешхеде , в том числе храм Имама Резы , поврежденный во время предыдущего землетрясения, и несколько школ. [ 69 ] Более того, многие придворные во время его правления начали спонсировать строительство: Шейх Али Хан лично финансировал караван-сарай на северо-западе Исфахана (построенный в 1678 году), а в 1679 году покровительствовал мечети в квартале Хаджу города. Он также построил школу в Хамадане , которую посвятил в качестве вакфа на свои недавно полученные доходы. [ 70 ]
Личность и внешность
[ редактировать ]Сулейману не хватало лучших качеств, которыми был известен его отец: энергии, смелости, решительности, дисциплины, инициативы и внимания к национальным интересам, и после его второго возведения на престол стало ясно, что он не желает и не может приобрести их. [ 28 ] Большинство современных наблюдателей характеризуют Сулеймана как праздного, прожорливого и похотливого, а также отмечают его склонность к вымогательству денег у своих подданных. [ 13 ] На протяжении всей своей жизни Сулейман все больше ценил вино и женщин до такой степени, что иностранные наблюдатели утверждали, что ни один персидский правитель никогда не увлекался так сильно и тем, и другим. [ 13 ] Он провел много вечеров за выпивкой с высокопоставленными придворными чиновниками, а во время королевских праздников Навруз по его приказу чрезмерно поощрялось употребление вина. Пьяные состояния Сулеймана часто приводили к неприятным последствиям, например, когда он приказал ослепить одного из своих братьев. [ 71 ] Что касается похотливости, то в гареме Сулеймана насчитывалось не менее 500 женщин. [ 13 ]
Сулеймана обычно описывали как мягкотелого человека, однако бывали случаи, когда он проявлял сильную ярость и даже жестокость, особенно в пьяном виде. [ 13 ] Ему нравилось унижать своих придворных, заставляя их пить алкоголь. Для принудительного питья использовался огромный золотой кубок, емкость которого по разным оценкам составляла от пинты до почти галлона. [ 72 ]
Что касается внешности, Жан Шарден описал его как «высокого и изящного, с голубыми глазами и светлыми волосами, окрашенными в черный цвет и белой кожей». [ 13 ] Это описание, кажется, совпадает с описанием Николя Сансона, который называл Сулеймана «высоким, сильным и активным; прекрасный принц, слишком женоподобный для монарха, который должен быть воином, с орлиным носом, большими голубыми глазами и бородой, выкрашенной в черный цвет». [ 13 ]
Чеканка монет
[ редактировать ]Правление Сулеймана ознаменовало заключительные этапы формирования системы валютного объединения Ирана. валюты Во время его правления выпуск лариновой был прекращен, и только валюта мохаммади из Ховейзе , получившая особую известность в Иране и за рубежом. до конца правления шаха официально чеканилась [ 73 ]
Монет Сафи II не сохранилось. [ 74 ] По-видимому, их заменили тяжелые серебряные монеты, выпущенные впервые в истории Сефевидов. [ 74 ] После своей второй коронации Сулейман выпустил монеты с двустишиями: « Сулейман банда-йе шах-е велаят » (Сулейман, слуга величия королевства). Золотые монеты (весом около 57 граммов) чеканились редко, тогда как серебряные монеты чеканились на протяжении всего его правления, обычно в Исфахане и, реже, в Казвине . [ 74 ]
Наследие
[ редактировать ]Правление Сулеймана I часто рассматривают как начало окончательного упадка царства Сефевидов. [ 13 ] По мнению современного историка Руди Матти , Сулейман был тем, кого британский историк Хью Кеннеди называет «внутренним отсутствующим» (имея в виду аббасидского халифа X века Аль-Муктадира ), правителем, который «не имел реального понимания ограничений и ограничений». финансовых ресурсов». [ 36 ] Он был королем, который так и не достиг «политической взрослости». [ 75 ] и считался слабым и жестоким правителем, равнодушие и разврат которого повлияли на упадок состояния его королевства. Йонас Ханвей , посетивший Иран спустя десятилетия после осады Исфахана, называет правление Сулеймана «ничем не примечательным, кроме рабской лени, дикой и нечеловеческой жестокости». [ 21 ] Современные историки единогласно считают его королем-неудачником. [ 76 ] По словам Ганса Роберта Ремера, единственным достоинством личности и правления Сулеймана было его покровительство искусству. [ 59 ]
Сулейман отказался от концепции сияста , или карательной способности правителя, незаменимого компонента государственного управления, и вместо этого возглавил правление своего великого визиря вместо него. [ 77 ] Пока рядом с ним был компетентный великий визирь и пока он сам решительно вмешивался в решающие моменты, праздный шах не обязательно был фатальным для хорошего управления. Вместе с шейхом Али-ханом Сулейман выбрал компетентного великого визиря. Однако вместо того, чтобы искренне поддержать его, он оскорбил Шейха Али и заставил его бездействовать. [ 75 ] Сулейман был первым царем Сефевидов, который не патрулировал свое королевство и никогда не возглавлял армию; в этих обстоятельствах власть сосредоточилась в руках придворных евнухов, женщин из гаремов и высшего шиитского духовенства, что исключает дальновидную политику, основанную на реалистичной оценке проблем и возможностей. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Командир отряда молодых гуламов . [ 17 ]
- ^ корпуса армии Сефевидов Командир мушкетерского . [ 24 ]
- ↑ Он только один раз выезжал за пределы Исфахана, в марте 1674 года, когда он уехал из города в Казвин , а оттуда провел некоторое время в северных городах, таких как Бехшахр , и вернулся в столицу в июле 1676 года. [ 13 ]
- ^ Главный судья Империи [ 49 ] или Лорд Верховный судья [ 50 ] королевства.
- ^ Глава курчи ( верных телохранителей шаха). [ 53 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Флор, Виллем (2005), «Заметка о Великом визире в Персии семнадцатого века», Журнал Немецкого восточного общества , 155 (2), Harrassowitz Издатель: 435–481, JSTOR 43382107
- ^ Кисслинг, HJ; Спулер, Бертольд; Барбур, Н.; Тримингем, Дж. С.; Браун, Х.; Хартель, Х. (1 августа 1997 г.). Последние великие мусульманские империи . БРИЛЛ. п. 210. ИСБН 978-9-004-02104-4 .
- ^ Jump up to: а б Мэтью 2012 .
- ^ Морган 2014 , с. 146.
- ^ Бабайе и др. 2004 , стр. 71.
- ^ Микаберидзе 2007 , с. 175; Мэтью 2019 , с. 122
- ^ Рахимлу 2015 ; Ремер 2008 , с. 295
- ^ Мэтью 2012 ; Ремер 2008 , с. 298
- ^ Мэтью 2021 , с. 150.
- ^ Блоу 2009 , с. 233–234.
- ^ Мэтью 2019 , с. 185; Мэтью 2021 , с. 150
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Мэтью 2015 .
- ^ Ремер 2008 , с. 304; Мэтью 2019 , с. 56.
- ^ Ремер 2008 , с. 301.
- ^ Рахимлу 2015 ; Мэтью 2012 .
- ^ Этаж 2001 , с. 174.
- ^ Ньюман 2008 , с. 93.
- ^ Мэтью 2019 , с. 53.
- ^ Ремер 2008 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б с Мэтью 2019 , с. 56.
- ^ Ремер 2008 , с. 304–305.
- ^ Мэтью 2019 , с. 56; Мэтью 2012 .
- ^ Этаж 2001 , с. 184–187.
- ^ Ремер 2008 , с. 305.
- ^ Ремер 2008 , с. 305; Мэтью 2012 .
- ^ Ньюман 2008 , с. 93; Матти 2012 .
- ^ Jump up to: а б с Ремер 2008 , с. 306.
- ^ Jump up to: а б Farrokh 2011 , p. 71.
- ^ Sicker 2001 , с. 16; Этаж 2001 , с. 200.
- ^ Аврич 1976 , с. 72.
- ^ Мэтью 2021 , с. 153; Мэтью 2015 .
- ^ Ремер 2008 , с. 306; Мэтью 2015 .
- ^ Ньюман 2008 , с. 93; Матти 2015 .
- ^ Мэтью 2019 , с. 57–58.
- ^ Jump up to: а б с Мэтью 2021 , с. 153.
- ^ Мэтью 2019 , с. 57; Мэтью 2015 .
- ^ Мэтью 2019 , с. 58.
- ^ Мэтью 2019 , с. 56; Мэтью 2015 .
- ^ Jump up to: а б с Мэтью 2000 .
- ^ Jump up to: а б с Ньюман 2008 , с. 95.
- ^ Мэтью 2019 , с. 64; Мэтью 2000 .
- ^ Jump up to: а б Мэтью 2019 , с. 65.
- ^ Мэтью 2019 , с. 65; Ремер 2008 , с. 310.
- ^ Jump up to: а б Мэтью 2019 , с. 66.
- ^ Ремер 2008 , с. 307; Мэтью 2019 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с Ремер 2008 , с. 307.
- ^ Мэтью 2019 , с. 68.
- ^ Абисааб 2018 , с. 512.
- ^ Пикантный 1996 .
- ^ Ремер 2008 , с. 310; Мэтью 2019 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Мэтью 2019 , с. 69.
- ^ Этаж 2001 , с. 139.
- ^ Мэтью 2019 , с. 69–70; Мэтью 2015 .
- ^ Мэтью 2019 , с. 72.
- ^ Ньюман 2008 , с. 95; Матти 2015 .
- ^ Мэтью 2019 , с. 73.
- ^ Мэтью 2019 , с. 73–74.
- ^ Jump up to: а б с д Ремер 2008 , с. 310.
- ^ Мэтью 2019 , с. 197.
- ^ Мэтью 2011 , с. 91.
- ^ Мэтью 2019 , с. 191; Мэтью 2011 , с. 91–92.
- ^ Jump up to: а б Ньюман 2008 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Мэтью 2019 , с. 192.
- ^ Ньюман 2008 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Ремер 2008 , с. 308.
- ^ Марцинковски 2002 , стр. 34–35.
- ^ Марцинковски 2002 , стр. 41.
- ^ Ньюман 2008 , с. 100; Хабиби 2021 , с. 429.
- ^ Ньюман 2008 , с. 100.
- ^ Мэтью 2011 , с. 57.
- ^ Мэтью 2011 , с. 58.
- ^ Акопян 2021 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б с Акопян 2021 , с. 303.
- ^ Jump up to: а б Мэтью 2019 , с. 248.
- ^ Мэтью 2015 ; Ремер 2008 , с. 310
- ^ Мэтью 2021 , с. 153; Мэтью 2019 , с. 248
Библиография
[ редактировать ]- Акопян, Александр В. (2021). «Чеканка и денежная система». В Матти, Руди (ред.). Сефевидский мир . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. стр. 285–309. ISBN 9781000392876 . OCLC 1274244049 .
- Абисааб, Рула Джурди (2018). «Осуществление правосудия: монархические суды Урфи и шариат в Сефевидском Иране». В Эмоне, Анвер М.; Ахмед, Руми (ред.). Оксфордский справочник исламского права . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 511–537. ISBN 978-0-19-967901-0 .
Аврич, Пол (1976), Русские повстанцы, 1600–1800 , Нью-Йорк: Schocken Books, ISBN 9780393008364
- Бабаи, Сьюзен; Бабаян, Кэтрин; Маккейб, Ина Багдиантц; Фархад, Массуме (2004). Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана . Лондон, Великобритания: IB Tauris. стр. 1–218. ISBN 1-86064-721-9 . LCCN 2005272298 .
- Бабайе, Сьюзен (1994). «Шах Аббас II, завоевание Кандагара, Чихил Сутун и его настенные росписи» . Мукарнас . 11 . Брилл: 125–142. дои : 10.2307/1523214 . JSTOR 1523214 . OCLC 55529825 .
- Бертон, Дж. Одри (1988). «Надир Мухаммад-хан, правитель Бухары (1641–1645) и Балха (1645–1651)» . Центральноазиатский журнал . 32 (1/2): 19–33. ISSN 0008-9192 . JSTOR 41927597 . ОСЛК 1553665 .
- Блоу, Дэвид (2009). Шах Аббас: безжалостный король, ставший иранской легендой . Лондон, Великобритания: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-989-8 . LCCN 2009464064 .
- Фаррох, Каве (2011). Иран в войне, 1500-1988 гг . Издательство Блумсбери. ISBN 9781780962214 . OCLC 773578413 .
- Флор, Виллем (2001). Государственные учреждения Сефевидов . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. стр. 1–311. ISBN 978-1568591353 .
- Хабиби, Негар (2021). «Период Казвина и идея Сефевидов». В Мелвилле, Чарльз (ред.). Создание нового искусства: от Хазаны до ее аудитории при дворе шаха Солеймана . Издательство Блумсбери. стр. 423–440. ISBN 9780755633784 .
- Мэтти, Руди (2012). "АББАС II " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника.
- Матти, Руди (2015). «СОЛАЙМАН I» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Матти, Руди (2000). «ШАЙО-АЛИ ХАН ЗАНГАНА» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Мэтти, Руди (2021). Сефевидский мир . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000392876 . OCLC 1274244049 .
- Мэтти, Руди (2019). Персия в кризисе: упадок Сефевидов и падение Исфахана . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000392876 . OCLC 1274244049 .
- Матти, Руди (2011). В погоне за удовольствиями: наркотики и стимуляторы в истории Ирана, 1500–1900 гг . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691118550 . OCLC 918275314 .
- Марцинковски, М. Исмаил (2002). «Ирано-сиамские связи: иранская община в тайском королевстве Аюттхая» . Иранские исследования . 35 (1/3): 23–46. дои : 10.1080/00210860208702010 . ISSN 1475-4819 . JSTOR 4311436 . ОСЛК 1753915 . S2CID 162822956 .
- Морган, Дэвид (2014). Средневековая Персия 1040-1797 гг . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781317871408 .
- Микаберидзе, Александр (2007). Исторический словарь Грузии . Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 9780810855809 . OCLC 70836728 .
- Рахимлу, Юсоф (2015). «Аббас II» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Ньюман, Эндрю Дж. (2008). Сефевидский Иран: возрождение Персидской империи . ИБТаурис. стр. 1–281. ISBN 9780857716613 .
- Ремер, HR (2008). «ПЕРИОД СЕФАВИДОВ». Кембриджская история Ирана, том 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 189–350. ISBN 9781139054980 .
- Сэвори, Роджер М. (1996). «ДЕВАНБЕГИ II. В ПЕРИОД СЕФАВИДОВ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Том. VII. Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. стр. 439–440. ISBN 1-568590-28-8 .
- Сикер, Мартин (2001). Исламский мир в упадке: от Карловицкого договора до распада Османской империи . Вестпорт: Издательская группа Greenwood . ISBN 9780275968915 . OCLC 43936894 .
- Танаволи, Парвиз (2016). Европейские женщины в персидских домах: западные образы в Сефевидском и Каджарском Иране . Издательство Блумсбери. ISBN 9781838608491 .