Подхалимство
В современном английском языке подхалим означает «неискренний льстец» и используется для обозначения кого-то, практикующего подхалимство (т. е. неискреннюю лесть для получения преимущества). Слово происходит из правовой системы Классических Афин . Большинство судебных дел того времени было возбуждено частными истцами , поскольку не было полиции и было лишь ограниченное число официально назначенных прокуроров . К пятому веку до нашей эры эта практика привела к злоупотреблениям со стороны «подхалимов»: тяжущихся сторон, которые возбудили необоснованные судебные преследования. [1] Это слово сохраняет то же значение («клеветник») в новогреческом языке . [2] французский (где это также может означать «информатор») и итальянский. В современном английском языке значение этого слова изменилось к его нынешнему использованию.
Этимология
[ редактировать ]Происхождение древнегреческого слова συκοφάντης ( sykophántēs ) является предметом споров, но унижает неоправданного обвинителя, каким-то образом извратившего правовую систему. [1]
Первоначальная этимология слова ( sukon / sykos / συκος «инжир» и phainein / fanēs / φανης «показывать»), «раскрывающий инжир» — была предметом обширных научных спекуляций и предположений. Плутарх , кажется, был первым, кто предположил, что источником этого термина были законы, запрещающие экспорт инжира, и что тех, кто выдвигал обвинение против другого в незаконном экспорте инжира, поэтому называли подхалимами. Афиней дал аналогичное объяснение. Блэкстоуна» «Комментарии повторяют эту историю, но добавляют дополнительный момент: существовали законы, согласно которым вторжение в сад и кража инжира каралось смертной казнью, и что закон был настолько одиозным, что осведомителей называли подхалимами.
Другое объяснение происхождения этого термина, предложенное Шедвеллом, заключалось в том, что подхалим относится к способу сбора инжира: встряхиванием дерева и обнаружением плодов, спрятанных среди листьев. Подхалим, выдвигая ложные обвинения, заставляет обвиняемого отказаться от своих плодов. перечислены Британской энциклопедии В одиннадцатом издании эти и другие объяснения, в том числе то, что выдвижение ложных обвинений было оскорблением обвиняемого в смысле « показания фиги », «непристойного жеста фаллического значения» или, альтернативно, что ложные обвинения были часто настолько несущественны, что не стоят и гроша. [3]
Как правило, ученые отвергли эти объяснения как выдумки, спустя долгое время после того, как первоначальный смысл был утерян. [4] [5] Даниэль Аллен предполагает, что этот термин был «слегка непристойным», обозначающим своего рода извращение и, возможно, имел сеть значений, заимствованных из символики инжира в древнегреческой культуре, начиная от неправильного показа своего «инжира» до чрезмерного агрессивное преследование, неприличное раскрытие личных дел обвиняемых в правонарушениях и неподходящее время сбора урожая инжира, когда он еще не созрел. [5] [6]
В афинской культуре
[ редактировать ]Традиционное мнение состоит в том, что осуждение подхалимов было связано с подачей необоснованной жалобы в надежде либо получить плату за успешное дело, либо шантажировать ответчика, чтобы тот заплатил взятку за прекращение дела. [1] Другие ученые предположили, что подхалима не унижали за то, что он руководствовался выгодой, а рассматривали как досадного истца , который слишком стремился к судебному преследованию и который не имел личной заинтересованности в основном споре, но выдвигал старые обвинения, не имеющие отношения к делу. самому себе спустя долгое время после события. [5] К подхалимам относились те, кто получал выгоду от использования своего положения граждан в корыстных целях. Например, можно нанять подхалима, чтобы он выдвинул обвинение против своих врагов или совершил широкий спектр действий официального характера с властями, включая представление указов, выступая в качестве адвоката или свидетеля, подкуп церковных или гражданских властей и присяжных или другие сомнительные вещи, с которыми не хотелось бы иметь личное отношение. [7] Подхалимов считали неконтролируемыми и паразитическими, не имеющими должного уважения к истине или справедливости в каком-либо вопросе, использующими свое образование и навыки для уничтожения оппонентов ради выгоды в вопросах, в которых они не имели никакой заинтересованности, не имеющими даже убеждений политиков и не имеющими чувства служение общественному благу. [8]
Речи
[ редактировать ]Обвинение истца в подхалиме было серьезным делом, и авторы двух сохранившихся ораторий, «Против торговцев зерном» (автор Лисий ) и «Против Леократа» (автор Ликург ), защищаются от обвинений в том, что они являются подхалимами, потому что они ведут судебное преследование в качестве частных лиц в обстоятельствах, когда они не имеют личной заинтересованности в основном споре. В каждом случае отсутствие личного участия, по-видимому, было сутью обвинений в подхалимстве против них, причем существо дел является отдельным вопросом от того, имели ли они право их возбуждать. [5]
Меры по пресечению подхалимов
[ редактировать ]Были предприняты усилия по пресечению или подавлению подхалимов, включая наложение штрафов на участников процесса, которые не смогли получить хотя бы одну пятую голосов присяжных, или за отказ от дела после его начала (как это произошло бы, если бы подхалима подкупили, чтобы он отказался от дела). и санкционировать судебное преследование мужчин за подхалимство. [1] Сроки исковой давности были приняты специально для того, чтобы попытаться предотвратить подхалимство. [5]
Сатира
[ редактировать ]Подхалимы лучше всего иллюстрируются сатирами Аристофана . В «Ахарнийцах» , мегарианец пытающийся продать своих дочерей, сталкивается с подхалимом, который обвиняет его в незаконной попытке продать иностранные товары; а беотиец покупает подхалима как типичный афинский товар, который он не может достать дома. Подхалим появляется как персонаж в «Птицах» . Основной темой одной из его утраченных пьес было нападение на подхалима. В «Богатстве » персонаж, Сикофант, защищает свою роль как необходимость поддерживать законы и предотвращать правонарушения. [1]
Современная Греция
[ редактировать ]В повседневном использовании термин συκοφάντης относится к тому, кто намеренно распространяет ложь о человеке, чтобы нанести вред репутации этого человека или иным образом оскорбить его честь (т. е. клеветник), и συκοφαντία делает это (т. е. клевета, сущ., клевета: συκοφαντώ ).
С юридической точки зрения статья 362 Уголовного кодекса Греции определяет клевету ( δυσφήμηση ) как «любого, кто каким-либо образом заявляет или распространяет в пользу кого-либо факт, который может нанести вред чести или репутации этого человека». [9] тогда как клеветническая клевета – это когда факт является ложью, и человек, который утверждает или распространяет это, знает это. [10] В первом случае предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или штрафа, а за клеветническую клевету – лишение свободы на срок не менее трех месяцев и штраф.
Изменение значения в современном английском языке
[ редактировать ]Слово подхалим вошло в английский и французский языки в середине 16 века и первоначально имело в английском и французском языках то же значение ( sycophante ), что и в греческом — лжеобвинитель. Сегодня в греческом и французском языках оно сохраняет первоначальное значение. [11]
Однако значение в английском языке со временем изменилось и стало означать неискренний льстец. Общей нитью в старом и нынешнем значениях является то, что подхалим в обоих случаях изображается как своего рода паразит, говорящий лживо и неискренне в обвинениях или в лести ради выгоды. Греческие пьесы часто сочетали в одном персонаже элементы паразита и подхалима, а природное сходство двух близкородственных типов приводило к сдвигу значения слова. [12] Подхалима в обоих значениях также можно рассматривать как две стороны одной медали: один и тот же человек, заискивая перед человеком неискренней лестью, одновременно распространяет за спиной ложные слухи и обвинения. [13]
В английском языке эпохи Возрождения это слово использовалось в обоих смыслах и значениях: греческий информатор и нынешний смысл «льстивого паразита», причем оба они назывались врагами - не только тех, кого они обидели, но и самого человека. или заявить, что они якобы служат. [14]
Связанные выражения
[ редактировать ]Подхалимство [16] — это неискренняя лесть , применяемая с целью получить преимущество от вышестоящего начальства. [17] Человека, использующего подхалимство, называют подхалимом или «поддакивающим человеком».
Часто используются альтернативные фразы, такие как:
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларк, LP (1934). «Психологическое исследование подхалима». Психоаналитический обзор . 21 : 15–39.
- Лофберг, Джон Оскар (2008) [1917]. Подхалимство в Афинах (Переиздание). Сиг: Кессинджер. ISBN 978-1-4304-9346-4 .
- Сассман, Лайл (1980). «Секс и подхалимство: коммуникационные стратегии для господства в однополых и смешанных диадах начальник-подчиненный». Сексуальные роли . 6 (1): 113–127. дои : 10.1007/bf00288366 . S2CID 143580814 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Макдауэлл, Дуглас М. (1986). Закон в классических Афинах . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 62–66. ISBN 978-0-80149365-2 – через Google Книги.
- ^ "συκοφάνÏ"ης - Греко-английский словарь WordReference.com" . www.wordreference.com . Проверено 14 декабря 2022 г. .
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 276–277.
- ^ Хенкл, В.Д. (февраль 1873 г.). «Это подхалим?» . Народный учитель . 3 (3): 46–50 - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д и Аллен, Даниэль С. (2003). Мир Прометея: политика наказания в демократических Афинах . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 156–164. ISBN 9780691094892 – через Google Книги.
- ^ Аллен, Даниэль (12 ноября 2020 г.). «Я, Такер Карлсон и опасность для демократии, которую представляют ложные обвинения» . Вашингтон Пост . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Аполлодор (1999). Каппарис, К.А. (ред.). Против Неарии Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 100-1 255–256. ISBN 9783110163902 – через Google Книги.
- ^ Обер, Иосия (2009). Масса и элита в демократических Афинах . Издательство Принстонского университета. стр. 173–174. ISBN 9781400820511 – через Google Книги.
- ^ «Уголовный кодекс – статья 363» . www.c00.org (на греческом языке) . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ «Уголовный кодекс – статья 362» . www.c00.org (на греческом языке) . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ «Подхалим» [Sycophant] (на французском языке). Национальный центр текстовых и лексических ресурсов. 2012 . Проверено 4 июля 2013 г.
- ^ Лофберг, Дж.О. (январь 1920 г.). «Подхалим-паразит» . Классическая филология . 15 (1): 61–72. дои : 10.1086/360265 . S2CID 161636659 – через Google Книги.
- ^ Тренч, Ричард Ченевикс (1903). Английское прошлое и настоящее . Отредактировано и частично переписано А. Л. Мэйхью. Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер и компания. стр. 327–328 - через Google Книги.
- ^ Елизавета I (2008). Мюллер, Джанель и Скодел, Джошуа (ред.). Елизавета I: Переводы 1592–1598 гг . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 378. ИСБН 9780226201368 – через Google Книги.
- ^ Итальянская культура , т. 15, Американская ассоциация университетских профессоров итальянского языка, 1997, с. 80
- ^ Альфонс Зильберманн (2000), Унижение и другие пороки: социология подхалима , перевод Ладислава Леба, Continuum International Publishing Group, ISBN 978-0-485-11544-4
- ^ Классическая ассоциация Средних штатов и Мэриленда, Классическая ассоциация атлантических штатов (1919). «Классический еженедельник, том 12». Классическая филология . 12 . Классическая ассоциация атлантических государств, 1919: 128.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение подхалима в Викисловаре