Jump to content

Плутарх

Плутарх
Современный портрет в Херонее , основанный на бюсте из Дельф, предварительно идентифицированном как Плутарх.
Рожденный в. 46 год нашей эры
Умер после 119 г. н.э. (73–74 года)
Род занятий Биограф, эссеист , философ , священник , посол , мировой судья
Заметная работа Параллельные жизни
Мораль
Эра Эллинистическая философия
Область Древняя философия
Школа Средний платонизм
Основные интересы
Эпистемология , этика , история , метафизика

Плутарх ( / ˈ p l t ɑːr k / ; греческий : Plutarchos , Ploútarchos ; Койне Греческий : [ˈplúːtarkʰos] ; в. 46 г. н.э. - после 119 г. н.э.) [1] был греческим философом среднего платоника , [2] историк, биограф, публицист и священник храма Аполлона в Дельфах . Он известен прежде всего своими «Параллельными жизнеописаниями» , серией биографий выдающихся греков и римлян, и «Моралией» , сборником эссе и речей. [3] Став римским гражданином , он, возможно, получил имя Плутарх Местриус Луций . [4] [а]

Жизнь [ править ]

Ранняя жизнь [ править ]

Плутарх родился в знатной семье в маленьком городке Херонея . [5] примерно в 30 километрах (19 миль) к востоку от Дельф , в греческом регионе Беотия . Его семья давно обосновалась в городе; его отца звали Аутобул, а деда звали Ламприас . [4] Его имя представляет собой соединение греческих слов πλοῦτος ( « богатство » ) и ἀρχός ( « правитель, лидер » ). В традиционном греческом соглашении об именах все имя означает что-то вроде «процветающий лидер». Его братья Тимон и Ламприас часто упоминаются в его очерках и диалогах, в которых именно о Тимоне говорится в самых нежных выражениях. Руалдус в своей работе 1624 года « Жизнь Плутарха » восстановил имя жены Плутарха, Тимоксены, на основании внутренних свидетельств, предоставленных его сочинениями. До сих пор сохранилось письмо, адресованное Плутархом своей жене, в котором он просил ее не слишком горевать из-за смерти их двухлетней дочери, которую назвали Тимоксеной в честь ее матери. он намекнул на веру в реинкарнацию . В этом утешительном письме [6]

Плутарх изучал математику и философию в Афинах под руководством Аммония с 66 по 67 год нашей эры. [1] Он присутствовал на играх в Дельфах, где соревновался император Нерон , и, возможно, встречался с выдающимися римлянами, включая будущего императора Веспасиана . [7] У Плутарха и Тимоксены было как минимум четыре сына и одна дочь, хотя двое умерли в детстве. О потере дочери и маленького сына Херона упоминается в его письме к Тимоксене. [8] Два сына, по имени Аутобул и Плутарх, появляются в ряде произведений Плутарха; трактат Плутарха о «Тимее» Платона. Им посвящен [9] Вполне вероятно, что третий сын, названный Сокларос в честь доверенного лица Плутарха Соклароса из Титоры, также дожил до взрослого возраста, хотя он не упоминается в более поздних работах Плутарха; Луций Местриус Сокларус, носящий латинскую фамилию Плутарха, появляется в надписи в Беотии времен Траяна . [10] Традиционно сохранившийся каталог произведений Плутарха приписывают другому сыну, которого зовут Ламприас в честь деда Плутарха; [11] большинство современных ученых считают, что эта традиция является более поздней интерполяцией. [12] Трактат Плутарха по вопросам брака, адресованный Эвридике и Поллиану, [13] кажется, говорит о том, что первая недавно жила в его доме, но без каких-либо четких доказательств того, была ли она его дочерью или нет. [14]

Руины храма Аполлона в Дельфах , где Плутарх служил одним из жрецов, ответственных за интерпретацию предсказаний Пифии .

Плутарх был дядей или дедушкой Секста из Херонеи , который был одним из учителей Марка Аврелия и, возможно, был тем же человеком, что и философ Секст Эмпирик . Его семья оставалась в Греции по крайней мере до четвертого века, родив ряд философов и писателей. [9] Апулей , автор «Золотого осла» , сделал своего вымышленного главного героя потомком Плутарха. [ нужна ссылка ] Плутарх был вегетарианцем , хотя неясно, как долго и насколько строго он придерживался этой диеты. [15] [16] Он написал об этике мясоедения в двух беседах в «Моралии» . [17] В какой-то момент Плутарх получил римское гражданство . Его спонсором был Луций Местриус Флор , который был сподвижником нового императора Веспасиана, о чем свидетельствует его новое имя — Луций Местриус Плутарх. [7] Будучи римским гражданином, Плутарх принадлежал к сословию всадников , он посетил Рим некоторое время ок. 70 г. н. э. с Флором, который также послужил историческим источником для его «Жизни Отона» . [18] [7] Плутарх был в дружеских отношениях с рядом римских дворян, особенно с консулами Квинтом Созиусом Сенецио , Титом Авидиусом Квиетом и Аруленом Рустиком , все из которых фигурируют в его произведениях. [19] Большую часть своей жизни он прожил в Херонее и был посвящен в мистерии греческого бога Аполлона . Вероятно, он принимал участие в Элевсинских мистериях . [20] Во время своего визита в Рим он, возможно, входил в состав муниципального посольства Дельф : примерно в то же время Веспасиан предоставил Дельфам различные муниципальные права и привилегии. [21]

Работа мировым судьей и послом [ править ]

Помимо своих обязанностей жреца Дельфийского храма , Плутарх также был мировым судьей в Херонее и представлял свой родной город в различных миссиях в зарубежные страны в ранние годы своей взрослой жизни. Плутарх занимал должность архонта в своем родном муниципалитете, вероятно, только ежегодную, которую он, вероятно, занимал не один раз. [22] Плутарх был эпимелетом (менеджером) Амфиктионической лиги в течение как минимум пяти сроков, со 107 по 127 год, в этой роли он отвечал за организацию Пифийских игр . Он упоминает об этой службе в своей работе «Должен ли старик заниматься связями с общественностью» (17 = Моралия 792f). [23]

Суда что , средневековая греческая энциклопедия, утверждает, Траян назначил прокуратором Иллирии Плутарха ; большинство историков считают это маловероятным, поскольку Иллирия не была прокуратурной провинцией. [24] [ нужна страница ] [25] По словам историка 8-го и 9-го веков Георгия Синцелла , в конце жизни Плутарха император Адриан назначил его номинальным прокуратором Ахеи , что давало ему право носить облачение и украшения консула. [26] [ нужна страница ]

: священник в Дельфах Поздний период

Портрет философа и герметическая стела в Дельфийском археологическом музее.

Некоторое время c. В 95 году нашей эры Плутарх стал одним из двух священников святилища храма Аполлона в Дельфах; это место значительно пришло в упадок по сравнению с классическим греческим периодом. Примерно в то же время, в 90-е годы, Дельфы пережили строительный бум, финансируемый греческими покровителями и возможной поддержкой империи. [27] Его священнические обязанности связывали часть его литературной деятельности с Пифийским оракулом в Дельфии: одно из важнейших его произведений — «Почему Пифия не дает прорицаний в стихах». [28] ( «О пифиане теперь не меряю» ). [29] Еще более важен диалог «О букве «Е» в Дельфах » . [30] в котором фигурируют Аммоний , философ-платонист и учитель Плутарха, и Ламбриас, брат Плутарха. [ нужна ссылка ]

По мнению Аммония, буква Е, написанная на храме Аполлона в Дельфах, произошла от Семи Мудрецов Греции которых , изречения также были написаны на стенах притвора храма и их было не семь, а фактически пять: Хилон , Солон , Фалес , Биас и Питтакос . Тираны Клеобул и Периандрос использовали свою политическую власть, чтобы попасть в список. Таким образом, буква Е , которая использовалась для обозначения числа 5, представляла собой признание того, что Дельфийские максимы на самом деле исходили всего от пяти подлинных мудрецов. [ нужна ссылка ]

Портрет [ править ]

Там был портретный бюст, посвященный Плутарху за его усилия по возрождению дельфийских святынь. [4] Портрет философа, выставленный на выходе из Археологического музея Дельф , датируется II веком; из-за надписи в прошлом его отождествляли с Плутархом. Мужчина, хотя и бородатый, изображен в относительно молодом возрасте: его волосы и борода переданы грубыми объемами и тонкими разрезами. Взгляд глубокий, благодаря тяжелым векам и резаным зрачкам. [31] Фрагментарная герматическая стела рядом с портретом, вероятно, когда-то содержала портрет Плутарха, поскольку на ней написано: «Дельфийцы вместе с херонейцами посвятили это (изображение) Плутарху, следуя заветам Амфиктионии . » Амфиктионическое учение . [32]

Работает [ править ]

Сохранившиеся работы Плутарха предназначались для говорящих на греческом языке всей Римской империи, а не только для греков. [33]

Жития римских императоров [ править ]

Плутарх в Нюрнбергской хронике

Первыми биографическими произведениями Плутарха были «Жизнеописания римских императоров от Августа до Вителлия» . Из них сохранились только Жития Гальбы и Отона . Жития Тиберия и Нерона сохранились лишь в виде фрагментов, предоставленных Дамасием («Жизнь Тиберия», ср. его «Жизнь Исидора») [34] а также сам Плутарх («Жизнь Нерона», ср. Гальба 2.1) соответственно. Биографии этих первых императоров, вероятно, были опубликованы при династии Флавиев или во время правления Нервы (96–98 гг. Н.э.). Есть основания полагать, что два сохранившихся до сих пор жития, Гальбы и Отона, «следует рассматривать как одно произведение». [35] Следовательно, они не составляют часть плутархианского канона отдельных биографий – представленных «Жизнью Арата Сикиона» и «Жизнью Артаксеркса II» (биографии Гесиода , Пиндара , Кратеса и Дайфанта были утеряны). В отличие от этих биографий, у Гальба-Отона отдельные характеры изображаемых лиц изображены не сами по себе, а служат иллюстрацией абстрактного принципа; а именно приверженность или несоблюдение морально обоснованного идеала Плутарха о правлении в качестве принцепса (ср. Гальба 1.3; Моралия 328D – E). [36]

Рассуждая с точки зрения платоновской политической философии (ср. Республика 375E, 410D-E, 411E-412A, 442B-C), в «Гальба-Отоне» Плутарх раскрывает конституционные принципы принципата во время гражданской войны после смерти Нерона. Ставя морально под сомнение поведение самодержцев, он в то же время дает представление об их трагических судьбах, безжалостно соперничающих за трон и окончательно уничтожающих друг друга. [36] «Дом Цезарей в Риме, Палатиум, принял в более короткий срок не менее четырех императоров, — пишет Плутарх, — проходивших как бы по сцене, и один освобождал место для входа другого» (Гальба 1). [37]

Гальба-Ото передавалась по разным каналам. Плутарха, Его можно найти в приложении к «Параллельным жизнеописаниям» а также в различных рукописях Моралии, наиболее заметно в издании Максима Планудеса , где Гальба и Отон появляются в операх XXV и XXVI. Таким образом, кажется разумным утверждать, что Гальба-Отон с самого начала рассматривался как иллюстрация морально-этического подхода, возможно, даже самим Плутархом. [38]

Параллельные жизни [ править ]

Страница из печати Ульриха Хана Плутарха. 1470 года «Параллельных жизнеописаний»

Самая известная работа Плутарха — « Параллельные жизни» , серия биографий выдающихся греков и римлян, расположенных парами, чтобы осветить их общие моральные добродетели и пороки, поэтому она представляет собой скорее понимание человеческой природы, чем исторический отчет. [39] Сохранившиеся Жития содержат 23 пары, каждая из которых содержит одну греческую жизнь и одну римскую жизнь, а также четыре непарных одиночных жизни. Как объясняется в первом абзаце его « Жизни Александра» , Плутарха интересовала не столько история, сколько влияние характера, хорошее или плохое, на жизнь и судьбы людей. Хотя иногда он почти не затрагивал эпохальных событий, он уделял много места очаровательным анекдотам и случайным банальностям, мотивируя это тем, что зачастую это говорило о его героях гораздо больше, чем даже их самые знаменитые достижения. Он стремился создать округлые портреты, сравнивая свое ремесло с мастерством художника; действительно, он приложил огромные усилия (часто приводя к неубедительным сравнениям), чтобы провести параллели между внешним видом и моральными качествами . Во многих отношениях его следует причислить к числу первых философов-моралистов . [ нужна ссылка ]

Некоторые из Житий , такие как Жизни Геракла , Филиппа II Македонского , Эпаминонда , Сципиона Африканского , Сципиона Эмилиана и, возможно, Квинта Цецилия Метелла Нумидика, больше не существуют; многие из оставшихся «Жизнеописаний» усечены, содержат очевидные пробелы или были изменены более поздними авторами. Сохранившиеся жизни включают жизни Солона , Фемистокла , Аристида , Агесилая II , Перикла , Алкивиада , Никия , Демосфена , Пелопида , Филопемена , Тимолеона , Диона Сиракузского , Эвмена , Александра Великого , Пирра Эпирского , Ромула , Нумы Помпилиуса , Кориолана , Тесея. , Эмилий Павел , Тиберий Гракх , Гай Гракх , Гай Марий , Сулла , Серторий , Лукулл , Помпей , Юлий Цезарь , Цицерон , Катон Старший , Марк Антоний и Марк Юний Брут . [ нужна ссылка ]

Жизнь Александра [ править ]

Плутарха «Жизнь Александра» , написанная как параллель с жизнью Юлия Цезаря, является одним из пяти сохранившихся третичных источников о македонском завоевателе Александре Великом . Он включает в себя анекдоты и описания событий, которые не встречаются ни в одном другом источнике, так же как портрет Плутарха Нумы Помпилия , предполагаемого второго царя Рима, содержит много уникального для раннего римского календаря . Плутарх уделяет много места стремлениям и желаниям Александра и стремится определить, насколько они были предсказаны в его юности. Он также широко опирается на работы Лисиппа Александра , любимого скульптора , чтобы дать, пожалуй, самое полное и точное описание внешности завоевателя. Говоря о его характере, Плутарх подчеркивает его необыкновенную степень самообладания и презрения к роскоши: «Он желал не наслаждений или богатства, а только совершенства и славы». По мере развития повествования субъект вызывает меньше восхищения со стороны своего биографа, а деяния, о которых он рассказывает, становятся менее пикантными. Убийство С этой целью обычно цитируют Клита Черного , о чем Александр мгновенно и глубоко сожалел. [ нужна ссылка ]

Жизнь Цезаря [ править ]

Вместе с Светония » « Двенадцатью Цезарями и de собственными произведениями Цезаря Bello Gallico и de Bello Civili , « Жизнь Цезаря» является основным отчетом Юлия Цезаря древних историков о подвигах . Плутарх начинает с рассказа о дерзости Цезаря и его отказе уволить дочь Цинны , Корнелию . Другими важными частями являются те, которые содержат его военные дела, отчеты о сражениях и способность Цезаря вдохновлять солдат.

Его солдаты проявили такую ​​добрую волю и рвение в его службе, что те, кто в своих предыдущих кампаниях ни в чем не превосходил других, были непобедимы и неодолимы в противостоянии всякой опасности ради увеличения славы Цезаря. Таким человеком, например, был Ацилий, который во время морского сражения при Массалии взошел на абордаж вражеского корабля, и ему отрубили правую руку мечом, но другой рукой он ухватился за щит и швырнул его в море. лица своих врагов, разгромил их всех и завладел судном. Таким человеком был Кассий Сцева, которому в битве при Диррахии стрелой выбили глаз, пронзили плечо одним копьем и бедро другим, и он получил на свой щит удары ста тридцать ракет. В этом тяжелом положении он призвал врага к себе, как будто собирался сдаться. Соответственно, двое из них подошли, одному он отрубил мечом плечо, другого ударил по лицу и обратил его в бегство, а сам благополучно отделился с помощью своих товарищей. Опять же, в Британии, когда враг напал на передовых центурионов, которые нырнули в водное болото, солдат, в то время как Цезарь лично наблюдал за битвой, бросился в самую гущу битвы, продемонстрировав множество выдающихся смелых поступков. и спас центурионов после того, как варвары были разбиты. Затем он сам, с трудом пробираясь после всего остального, нырнул в мутное течение и наконец без щита, частью плывя, частью переходя вброд, переправился. Цезарь и его компания изумились и с криками радости вышли навстречу солдату; но он в великом унынии и со слезами бросился к ногам Цезаря, прося прощения за потерю своего щита. Опять же в Африке Сципион захватил корабль Цезаря, на котором плыл Граний Петр, назначенный квестором. Из остальных пассажиров Сципион захватил добычу, но сказал квестору, что предлагает ему жизнь. Граний, однако, заметив, что у солдат Цезаря был обычай не принимать, а предлагать милость, покончил с собой ударом меча.

Жизнь Цезаря , XVI.

Жизнь Плутарха мало чем отличается от работ Светония и собственных работ Цезаря (см. De Bello Gallico и De Bello Civili ). Иногда Плутарх цитирует прямо из De Bello Gallico и даже рассказывает нам о моментах, когда Цезарь диктовал свои произведения. В заключительной части этого жития Плутарх излагает подробности убийства Цезаря . Он заканчивается рассказом о судьбе его убийц сразу после подробного описания сцены, когда призрак . явился Бруту ночью [40]

Жизнь Пирра [ править ]

Плутарха «Жизнь Пирра» является ключевым текстом, поскольку это основной исторический отчет по римской истории за период с 293 по 264 год до нашей эры, для которого тексты Дионисия и Ливия утеряны. [41]

не истории « Я пишу , а жизни ; и в самых славных делах не всегда есть указание на добродетель или порок, даже такая мелочь, как фраза или шутка, часто делает большее раскрытие характера, чем сражения, в которых тысячи умирают».

Жизнь Александра

Moralia[editмораль

Моралия , 1531 г.

Остальная часть сохранившихся работ Плутарха собрана под названием « Моралии» (в широком переводе — «Обычаи и нравы» ). Это эклектичный сборник из семидесяти восьми эссе и транскрибированных речей, в том числе «О лице, которое появляется на орбите Луны» (диалог о возможных причинах такого появления и источник собственных работ Галилея), [42] «О братской привязанности» (рассуждение о чести и привязанности братьев и сестер друг к другу), «О удаче или добродетели Александра Великого » (важное дополнение к его жизни великого царя) и «О почитании Исида и Осирис » (важнейший источник информации о древнеегипетской религии ); [43] более философские трактаты, такие как «Об упадке оракулов», «Об отсрочке божественного возмездия» и «О душевном спокойствии»; и более легкие закуски, такие как « Одиссей и Грилл», юмористический диалог между Одиссеем Гомера и одной из . заколдованных свиней Цирцеи « Мораль» была написана первой, а написание « Жизнеописаний» заняло большую часть последних двух десятилетий жизни Плутарха. [ нужна ссылка ]

Спартанские жизни и поговорки [ править ]

Поскольку спартанцы не писали истории до эллинистического периода - их единственная сохранившаяся литература - это фрагменты лирики VII века - пять спартанских жизнеописаний Плутарха, а также «Высказывания спартанцев» и «Высказывания спартанских женщин», основанные на источниках, которые с тех пор исчезли, являются одни из богатейших источников для историков Лакедемонии . [44] Хотя они важны, они также противоречивы. Плутарх жил спустя столетия после Спарты, о которой он пишет (и целое тысячелетие отделяет его от самых ранних событий, которые он описывает); и хотя он посетил Спарту, многие из древних обычаев, о которых он сообщает, были давно заброшены, поэтому он так и не увидел того, о чем писал. [44]

Сами источники Плутарха могут быть проблематичными. историки Сара Помрой , Стэнли Берштейн , Уолтер Донлан и Дженнифер Толберт Робертс, «Плутарх находился под влиянием историй, написанных после упадка Спарты и отмеченных ностальгией по более счастливому прошлому, реальному или воображаемому». Как писали [44] Обращаясь к самому Плутарху, они пишут: «Восхищение спартанского общества такими писателями, как Плутарх и Ксенофонт, привело их к преувеличению его монолитности, сводя к минимуму отклонения от идеалов равенства и скрывая закономерности исторических изменений». [44] Таким образом, захвативший народное воображение спартанский эгалитаризм и сверхчеловеческая невосприимчивость к боли, скорее всего, являются мифами, а их главным архитектором является Плутарх. Несмотря на свои недостатки, Плутарх, тем не менее, незаменим как один из немногих древних источников информации о спартанской жизни. Помрой и др. приходят к выводу, что работы Плутарха о Спарте, хотя к ним следует относиться со скептицизмом, остаются ценными из-за «большого количества информации», и эти историки признают, что «сочинения Плутарха о Спарте в большей степени, чем работы любого другого древнего автора, сформировали более поздние взгляды на Спарту». Спарта», несмотря на их потенциал дезинформировать. На него также ссылаются, когда он сказал Спарте: «Зверь снова будет пастись». [44]

Вопросы [ править ]

Книга IV Моралии содержит римские и греческие вопросы (Αἰτίαι Ῥωμαϊκαί и Αἰτίαι Ἑλλήνων). Обычаи римлян и греков освещены в небольших эссе, в которых задаются такие вопросы, как: «Почему патрициям не разрешалось жить на Капитолии?» (№ 91), [45] а затем предлагает ответы на них. [ нужна ссылка ]

«О злобе Геродота» [ править ]

Бюст раннего греческого историка Геродота , которого Плутарх раскритиковал в «О злобе Геродота».

В « О злобе Геродота » Плутарх критикует историка Геродота за всевозможные предрассудки и искажения фактов. Его назвали «первым в литературе случаем резкого обзора». [46] Английский историк XIX века Джордж Грот считал это эссе серьезной атакой на произведения Геродота и говорил о «благородной откровенности, которую Плутарх называет своей злобой». [47]

Плутарх делает несколько ощутимых успехов, уличая Геродота в различных ошибках, но также вероятно, что это было просто риторическое упражнение, в котором Плутарх играет роль адвоката дьявола , чтобы увидеть, что можно сказать против столь любимого и известного писателя. [14] По мнению Барроу (1967), настоящая ошибка Геродота в глазах Плутарха заключалась в том, что он критиковал все города-государства, спасшие Грецию от Персии. Бэрроу пришел к выводу, что «Плутарх фанатично настроен в пользу греческих городов; они не могут сделать ничего плохого». [48]

Другие работы [ править ]

  • Симпозиумы [49] (Συμποσιακή); Банкет семи мудрецов
  • Диалог о любви (Эротика); Латинское название = Amatorius .

Утерянные работы [ править ]

Утерянные произведения Плутарха определяются по ссылкам на них в его собственных текстах и ​​по ссылкам других авторов с течением времени. Части Жизней и то, что можно было бы считать частью Морали , были утеряны. «Каталог Ламприаса», древний список произведений, приписываемых Плутарху, насчитывает 227 произведений, из которых 78 дошли до нас. [50] Римляне любили Жития . За столетия было написано достаточно копий, так что копии большинства жизней сохранились до наших дней, но есть следы еще двенадцати жизней, которые ныне утеряны. [51] Общая процедура Плутарха при написании «Жизнеописаний» заключалась в том, чтобы описать жизнь выдающегося грека, затем найти подходящую римскую параллель и закончить кратким сравнением жизней греков и римлян. В настоящее время только 19 параллельных жизней заканчиваются сравнением, хотя, возможно, все они закончились в одно время. Также отсутствуют многие из его жизнеописаний , которые фигурируют в списке его сочинений: жизнеописания Геракла, первая пара параллельных жизнеописаний , Сципиона Африканского и Эпаминонда , а также сопутствующие четыре сольные биографии. Даже жизни таких важных личностей, как Август , Клавдий и Нерон, не найдены и могут быть утеряны навсегда. [46] [52] Утерянные работы, которые могли бы быть частью Моралии, включают «Осужден ли тот, кто откладывает суждение обо всем на бездействие Пиррона », «О десяти модусах » и «О разнице между пирронианцами и академиками ». [53]

Философия [ править ]

« Душа , будучи вечной, после смерти подобна птице в клетке, которую выпустили на волю. Если она долгое время находилась в теле и стала ручной от многих дел и долгой привычки, то душа тотчас же примет другое тело и однажды снова ввязываться в мирские беды. Самое страшное в старости то, что память души о потустороннем мире тускнеет, и в то же время ее привязанность к вещам этого мира становится настолько сильной, что душа стремится сохранить форму, которую она имела в теле. Но та душа, которая остается внутри тела лишь на короткое время, пока не будет освобождена высшими силами, быстро восстанавливает свой огонь и переходит к более высоким вещам».

Плутарх («Утешение», Моралия )

Плутарх был платоником , но был открыт влиянию перипатетиков , а в некоторых деталях даже стоицизма, несмотря на критику их принципов. [54] Он категорически отверг только эпикурейство . [54] Он не придавал большого значения теоретическим вопросам и сомневался в возможности когда-либо их решения. [55] Его больше интересовали моральные и религиозные вопросы. [55]

В отличие от стоического материализма и эпикурейского атеизма он лелеял чистую идею Бога , более соответствующую Платону . [55] Он принял второй принцип ( Диаду ), чтобы объяснить феноменальный мир. [55] Однако этот принцип он искал не в какой-то неопределенной материи, а в злой мировой душе , которая с самого начала была связана с материей, но в творении было наполнено разумом и устроено им. [55] Таким образом, оно превратилось в божественную душу мира, но продолжало действовать как источник всего зла. [55] Он возвысил Бога над конечным миром, и таким образом демоны стали для него агентами влияния Бога на мир. Он решительно защищает свободу воли и бессмертие души. [55]

Платонически-перипатетическая этика была поддержана Плутархом против противоположных теорий стоиков и эпикурейцев. [55] Наиболее характерной чертой этики Плутарха является ее тесная связь с религией. [56] Каким бы чистым ни было представление Плутарха о Боге и каким бы ярким ни было его описание порока и коррупции, вызываемых суевериями, его теплые религиозные чувства и его недоверие к человеческим силам познания привели его к убеждению, что Бог приходит нам на помощь посредством прямых откровений, которые мы чем яснее, тем полнее осознайте, что мы в «энтузиазме» воздерживаемся от всякого действия; это позволило ему оправдать народную веру в гадание так, как это было издавна распространено среди стоиков. [56]

Его отношение к народной религии было аналогичным. Боги разных народов — это лишь разные имена одного и того же божественного Существа и сил, служащих ему. [56] Мифы содержат философские истины , которые можно интерпретировать аллегорически. [56] Таким образом, Плутарх стремился соединить философское и религиозное понимание вещей и остаться как можно ближе к традиции. [56] Плутарх был учителем Фаворина . [57]

Влияние [ править ]

Внешние видео
значок видео Шекспир: Метаморфозы - «Жизни» Плутарха (1579 г.) , Библиотека Дома Сената [58]

Сочинения Плутарха оказали огромное влияние на английскую и французскую литературу . Шекспир перефразировал Томаса Норта отрывки из перевода избранных жизнеописаний в своих пьесах и иногда цитировал их дословно. [59] Жан-Жак Руссо цитирует Плутарха из «Эмиля, или О воспитании» 1762 года , трактата о воспитании целостного человека для гражданственности. Руссо приводит отрывок из Плутарха в поддержку своей позиции против употребления мяса: « меня, — сказал Плутарх, — почему Пифагор воздерживался от употребления в пищу мяса зверей… » Вы спрашиваете [60] Ральф Уолдо Эмерсон и трансценденталисты находились под сильным влиянием « Моралии» , и в своем блестящем предисловии к пятитомному изданию XIX века он назвал «Жизнеописания » «библией для героев». [61] Он также полагал, что невозможно «читать Плутарха без мурашек в крови; и я принимаю высказывание китайского Мэн-цзы : «Мудрец — наставник ста веков. Когда слышат о манерах Лоо, глупый станьте разумными, а колеблющиеся — решительными » . [62]

во Монтеня «Очерки» Плутарха многом опираются на «Моралию» и сознательно созданы по образцу непринужденных и дискурсивных исследований греков в области науки, нравов, обычаев и верований. «Очерки» содержат более 400 ссылок на Плутарха и его произведения. [46] Джеймс Босуэлл цитировал Плутарха о написании жизнеописаний, а не биографий, во введении к своей собственной « Жизни Сэмюэля Джонсона» . Среди других поклонников были Бен Джонсон , Джон Драйден , Александр Гамильтон , Джон Мильтон , Эдмунд Берк , Джозеф Де Местр , Марк Твен , Луи Ламур и Фрэнсис Бэкон , а также такие разрозненные фигуры, как Коттон Мэзер и Роберт Браунинг . Влияние Плутарха уменьшилось в 19 и 20 веках, но оно остается неотъемлемой частью популярных идей греческой и римской истории. Одну из его самых известных цитат он включил в одно из своих ранних произведений. «Мир человека лучше всего отражается в жизни людей, творивших историю». [ нужна ссылка ]

Переводы Жизни и мораль « »

Имеются переводы с греческого оригинала на латынь , английский , французский , немецкий , итальянский , польский и иврит . Британский ученый-классик Г. Дж. Роуз пишет: «Одним из преимуществ современного читателя, плохо знакомого с греческим языком, является то, что, будучи всего лишь умеренным стилистом, Плутарх почти так же хорош в переводе, как и в оригинале». [63]

Французские переводы [ править ]

Переводы Жака Амио принесли произведения Плутарха в Западную Европу. Он отправился в Италию и изучил ватиканский текст Плутарха, из которого опубликовал французский перевод «Жизнеописаний» в 1559 году и «Моралий» в 1572 году, которые широко читались в образованной Европе. [64] Переводы Амио произвели такое же глубокое впечатление в Англии, как и во Франции, потому что Томас Норт позже опубликовал свой английский перевод «Жизнеописаний» в 1579 году, основанный на французском переводе Амио, а не на оригинальном греческом языке. [65]

Английские переводы [ править ]

» Плутарха «Жизнеописания были переведены на английский язык из версии Амиота сэром Томасом Нортом в 1579 году. Полная «Моралия» была впервые переведена на английский язык с греческого оригинала Филимоном Холландом в 1603 году. В 1683 году Джон Драйден начал жизнь Плутарха и руководил переводом. Житий , написанных несколькими руками и основанных на оригинальном греческом языке. Этот перевод несколько раз перерабатывался и исправлялся, последний раз в XIX веке английским поэтом и классиком Артуром Хью Клафом (впервые опубликован в 1859 году). Одним из современных издателей этой версии является Modern Library . Другой — Британская энциклопедия, созданная совместно с Чикагским университетом. ISBN   0-85229-163-9 , 1952, LCCN   55-10323 . В 1770 году английские братья Джон и Уильям Лэнгхорны Плутарха опубликовали « Жизнеописания с греческого оригинала с критическими и историческими примечаниями, а также новую жизнь Плутарха» в 6 томах, посвященные лорду Фолкстону. Их перевод был отредактирован архидиаконом Рэнгемом в 1813 году. [ нужна ссылка ]

С 1901 по 1912 год американский классик Бернадот Перрен [66] подготовил новый перевод «Жизнеописаний» для Классической библиотеки Леба . Моралия . также включена в серию «Леб», переведенную разными авторами Penguin Classics начала серию переводов различных ученых в 1958 году с книги «Падение Римской республики» , которая содержала шесть жизней и была переведена Рексом Уорнером. [67] Penguin продолжает пересматривать тома. [ нужна ссылка ]

Итальянские переводы [ править ]

Отметим, что приведены только основные переводы второй половины XV века. [68]

  • Баттиста Алессандро Яконелли, «Жизнеописания Плутарчо, переведенные с латыни на местный язык в Аквиле» , Л'Акуила, 1482 год.
  • Дарио Тиберти, «Жизнеописания Плутарха, сокращенные до сборника» М. Дарио Тиберто да Чезена и переведенные для общего пользования Л. Фауно на хороший народный язык , Венеция, 1543 г.
  • Лодовико Доменики , Жизнеописания Плутарха. Перевод м. Лодуико Доменики с его резюме, помещенным перед каждой жизнью... , Венеция, 1560 г.
  • Франческо Сансовино , «Жизни выдающихся греков и римлян», Плутарх Хероней, высший философ и историк, снова переведенный М. Франческо Сансовино... , Венеция, 1564 г.
  • Марчелло Адриани Младший, Моральные брошюры Плутарха, популяризированные Марчелло Адриани Младшим , Флоренция, 1819–1820 гг.
  • Джироламо Помпей, Жизнеописания Плутарха , Верона, 1772–1773 гг.

Латинские переводы [ править ]

Существует несколько переводов « Параллельных жизней » на латынь, в первую очередь перевод под названием «Pour le Dauphin» (по-французски «для принца»), написанный писцом при дворе Людовика XV во Франции , и перевод Ульриха Хана 1470 года .

Немецкие переводы [ править ]

Иероним Эмсер [ править ]

В 1519 году Иероним Эмсер перевел «De capienda ex inimicis utilitate» ( «Как Эйнер может использовать свой вейндт , Лейпциг»).

фон Бенедикт Слава Богу , Ширах

Биографии были переведены Готтлобом Бенедиктом фон Ширахом (1743–1804) и напечатаны в Вене Францем Хаасом (1776–1780).

Иоганн Фридрих Саломон Кальтвассер [ править ]

Плутарха «Жизни и мораль» были переведены на немецкий язык Иоганном Фридрихом Саломоном Кальтвассером :

  • Vitae Parallae. Сравнительные биографии . 10 томов. Магдебург 1799–1806.
  • Моралия. Моральные трактаты . 9 томов Франкфурт-на-Майне 1783–1800.

немецкие Последующие переводы

  • Жизни
    • Великие греки и римляне . Конрат Циглер [ де ] , 6 тт. Цюрих 1954–1965. ( Библиотека Старого Света ).
  • Мораль
    • Плутарх. О Боге и провидении, Демонах и пророчествах , Цюрих: Конрат Циглер, 1952. ( Библиотека Старого Света )
    • Плутарх. О спокойствии ума — и другие сочинения , Цюрих: Бруно Снелл, 1948. ( Библиотека Старого Света ).
    • Плутарх. Moralphilosophische Schriften , Штутгарт: Ханс-Йозеф Клаук , 1997. ( Relams Universal-Bibliothek )
    • Плутарх. Три сочинения по философии религии , Дюссельдорф: Herwig Görgemanns , 2003. ( Tusculum )

Переводы на иврит [ править ]

» Плутарха, После нескольких переводов на иврит отрывков из «Параллельных жизнеописаний опубликованных в 1920-х и 1940-х годах, полный перевод был опубликован в трех томах Институтом Бялика в 1954, 1971 и 1973 годах. Первый том, «Римские жизнеописания» , впервые опубликованный в 1954 году, представляет переводы Йозефа Г. Либеса к биографиям Кориолана , Фабия Максима , Тиберия Гракха и Гая Гракха , Катона Старшего и Катона Младшего , Гая Мариуса , Суллы , Сертория , Лукулла , Помпея , Красса , Цицерона , Юлия Цезаря , Брута , и Марк Энтони . [ нужна ссылка ]

Во втором томе « Жизнеописания греков» , впервые опубликованном в 1971 году, представлены переводы А. А. Галеви биографий Ликурга , Аристида , Кимона , Перикла , Никия , Лисандра , Агесилая , Пелопида , Диона , Тимолеона , Демосфена , Александра Македонского , Эвмена и Фокиона . Еще три биографии, представленные в этом томе, Солона , Фемистокла и Алкивиада , были переведены М. Х. Бен-Шамаем. [ нужна ссылка ]

Третий том, «Жизни греков и римлян» , опубликованный в 1973 году, представил оставшиеся биографии и параллели в переводе Халеви. Включены биографии Деметрия , Пирра , Агиса и Клеомена , Арата и Артаксеркса , Филопемена , Камилла , Марцелла , Фламинина , Эмилия Павла , Гальбы и Отона , Тесея , Ромула , Нумы Помпилиуса и Попликолы . На нем завершается перевод известных сохранившихся биографий. Во введении к третьему тому Халеви объясняет, что первоначально Институт Бялика намеревался публиковать только избранные биографии, исключая мифологические персонажи и биографии, не имевшие аналогов. Таким образом, чтобы соответствовать объему первого тома, второй том следовал по тому же пути, и потребовался третий том. [ нужна ссылка ]

Псевдо-Плутарх [ править ]

Некоторые издания « Моралии» включают несколько работ, которые, как теперь известно, ошибочно приписывают Плутарху. Среди них «Жизнеописания десяти ораторов» , серия биографий аттических ораторов, основанная на Цецилии Калактском ; О мнениях философов , О судьбе и о музыке . [69] Все эти работы приписываются одному неизвестному автору, которого называют « Псевдо-Плутарх ». [69] Псевдо-Плутарх жил где-то между третьим и четвертым веками нашей эры. Несмотря на ложное приписывание произведений, они по-прежнему считаются имеющими историческую ценность. [70]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. Имя Местриус или Луций Местриус было взято Плутархом, как это было принято в Риме, от его покровителя по гражданству в империи. [ нужна ссылка ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейли, Фредерик Апторп ; Митчелл, Джон Малкольм (1911). «Плутарх » энциклопедия Британская Том. 21 (11-е изд.). стр. 100-1 857–860.
  2. ^ Диллон, Джон М. Средние платоники: с 80 г. до н.э. по 220 г. н.э. Издательство Корнельского университета, 1996. стр. 184 и далее.
  3. ^ «Плутарх». Оксфордский философский словарь .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рассел 2012 .
  5. ^ Штадтер 2014 , с. 13.
  6. ^ Плутарх (1959). «Consolatio ad Uxorem». Моралия . Классическая библиотека Леба. Перевод Де Лейси, Филиппа Х; Эйнарсон, Бенедикт. Издательство Гарвардского университета. стр. 575–605 . Проверено 17 марта 2018 г. - через LacusCurtius.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Штадтер 2014 , с. 14.
  8. ^ «Плутарх, Утешение жене, раздел 5» . Персея Цифровая библиотека Проверено 15 января 2023 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонс 1971 , с. 11.
  10. ^ Надпись находится в Inscriptiones Graecae , 9.1.61 , см. примечание у Джонса, Плутарха и Рима , 22. Более старые ученые склонялись к предположению, что Сокларос не был сыном или умер молодым, потому что он не появлялся ни в каких посвящениях.
  11. ^ «Ламприас» . Суда . Перевод Уайтхеда, Дэвида. 8 сентября 2001 года . Проверено 7 мая 2024 г. - через факультет компьютерных наук Университета Кентукки.
  12. ^ Циглер, Конрат (1964). Плутарх Херонейский (на немецком языке). Штутгарт: Альфред Дракенмюллер. п. 60.
  13. ^ «Плутарх • Супружеские заповеди» . penelope.uchicago.edu Проверено 15 января 2023 г.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт, Обри; Лонг (1894). «Жизнь Плутарха» . Жизнеописания Плутарха . Том. 1. Джордж Белл и сыновья . Проверено 3 января 2007 г. - через Гутенберг.
  15. ^ Хрисопулос, Филипп. «Древнегреческий историк Плутарх, возможно, был первым вегетарианцем» . Греческий репортер . Проверено 5 сентября 2020 г.
  16. ^ Ньюмайер, Стивен (1992). «Плутарх о справедливости по отношению к животным: древние взгляды на современные дебаты» . Схолия: Исследования классической античности . 1 (1): 38–54 . Проверено 5 сентября 2020 г.
  17. ^ Плутарх. «О поедании плоти». Моралия .
  18. ^ Плутарх, Отон 14.1
  19. ^ Джонс 1971 , с. 20-27.
  20. ^ «Элевсинские мистерии: Обряды Деметры» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 27 апреля 2019 г.
  21. ^ Штадтер 2014 , с. 15.
  22. ^ Клаф, Артур Хью (1864). "Введение" . Жизнеописания Плутарха . Библиотека конституционной классики Свободы.
  23. ^ Уэст, Аллен Б. (1928). «Заметки по ахейской просопографии и хронологии». Классическая филология . 23 (3): 262–267. дои : 10.1086/361044 . ISSN   0009-837X . JSTOR   263715 . S2CID   161334831 .
  24. ^ Гианакарис, CJ Плутарх . Нью-Йорк: Издательство Twayne, 1970.
  25. ^ «Суда Онлайн, Пи 1793» . www.cs.uky.edu . Проверено 15 января 2023 г.
  26. ^ Рассел, Д. А. Плутарх . Нью-Йорк: Скрибнер, 1973.
  27. ^ Штадтер 2014 , с. 20.
  28. ^ Плутарх Мораль 11.
  29. ^ «О Пифиане (Плутарх) — Wikimedia Commons» . ru.wikisource.org . Проверено 17 марта 2018 г.
  30. ^ Плутарх. «На букву «Е» в «Дельфи» ». Моралия (на древнегреческом языке).
  31. ^ «ИЗБРАННЫЕ ЭКСПОНАТЫ - Археологический памятник Дельфы - Дельфийский музей» . Delphi.cultural.gr . Дельфийский археологический музей. 11 декабря 2019 года . Проверено 26 октября 2022 г.
  32. ^ Силл. 3 843= CID 4, нет. 151 [ нужна полная цитата ]
  33. ^ Штадтер, Филип А. (2015). Плутарх и его римские читатели . Издательство Оксфордского университета. п. 69. ИСБН  978-0-19-871833-8 . Проверено 4 февраля 2015 г. Хотя Плутарх писал по-гречески и с греческой точки зрения, [...] он думал как о римской, так и о греческой аудитории.
  34. ^ Циглер, Конрад, Плутарх фон Херонея (Штутгарт, 1964), 258. Цитирование в переводе автора.
  35. ^ См. среди других, Хольцбах, М.-К. (2006). Плутарх: Гальба-Отон и Деяния апостолов: сравнение жанров. Религия и биография, 14 (под редакцией Детлева Дормейера и др.). Берлин Лондон: LIT, с. 13
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б См. Хольцбах, указ. соч., 24, 67–83.
  37. ^ Цитата Гальбы была извлечена из перевода Драйдена, представленного в Архиве интернет-классики Массачусетского технологического института.
  38. ^ См. Хольцбах, соч., 24.
  39. ^ Плутарх. Жизнь Александра . п. 1.
  40. ^ Плутарх. Жизнь Цезаря .
  41. ^ Корнелл, Ти Джей (1995). "Введение". Начало Рима: Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 до н.э.) . Рутледж. п. 3.
  42. ^ Баккер и Палмерино (2020). «Движение к центру или движение к целому? Взгляды Плутарха на гравитацию и их влияние на Галилея» . Исида . 111 (2): 217–238. дои : 10.1086/709138 . hdl : 2066/219256 . S2CID   219925047 .
  43. ^ (но, согласно Эразму, это относилось к Фессалоникийцам) Плутарх. «Исида и Осирис» . Фрэнк Коул Бэббит (пер.). Архивировано из оригинала 14 сентября 2008 года . Проверено 10 декабря 2006 г.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Помрой, Сара Б.; Бурштейн, Стэнли М.; Донлан, Уолтер; и Толберт Робертс, Дженнифер (1999). Древняя Греция: политическая, социальная и культурная история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-509742-4 . OCLC   38504496 . [ нужна страница ]
  45. ^ «Плутарх • Римские вопросы, 90–113» . uchicago.edu .
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кимбалл, Роджер. «Плутарх и проблема характера» . Новый критерий онлайн. Архивировано из оригинала 16 ноября 2006 года . Проверено 11 декабря 2006 г.
  47. ^ Гроте, Джордж (19 октября 2000 г.) [1830]. История Греции: со времен Солона до 403 г. до н.э. Рутледж. п. 203.
  48. ^ Барроу, Р.Х. (1979) [1967]. Плутарх и его времена .
  49. ^ «Плутарх: Симпозиаки, в Полном собрании сочинений Плутарха: эссе и сборники , Нью-Йорк: Кроуэлл, 1909. Том III» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 года . Проверено 6 октября 2014 г.
  50. ^ Рассел, DAFM (1970) Оксфордский классический словарь , Clarendon Press, Oxford, стр. 849
  51. ^ «Введение переводчика» . Параллельные жизни (Том I изд.). Издание классической библиотеки Леба. 1914.
  52. ^ Маккатчен, Уилмот Х. «Плутарх - его жизнь и наследие» . Электронная классика.com . Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 года . Проверено 10 декабря 2006 г.
  53. ^ Мауро Бонацци, « Плутарх о различиях между пирронистами и академиками », Оксфордские исследования древней философии, 2012.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эдуард Целлер, Очерки истории греческой философии , 13-е издание, с. 306
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Эдуард Целлер, Очерки истории греческой философии , 13-е издание, с. 307
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Эдуард Целлер, Очерки истории греческой философии , 13-е издание, с. 308
  57. ^ Рихтер, Дэниел С.; Джонсон, Уильям Аллен (2017). Оксфордский справочник второй софистики . Издательство Оксфордского университета. п. 552. ИСБН  978-0-19-983747-2 .
  58. ^ «Шекспир: Метаморфозы - «Жизнеописания» Плутарха (1579)» . Библиотека Сената на Vimeo . 31 марта 2016 года . Проверено 9 мая 2016 г.
  59. ^ Хонигманн 1959.
  60. ^ Руссо, Жан-Жак (1911). Эмиль, или Об образовании (PDF) . Перевод Фоксли, Барбара. JM Dent & Sons / EP Dutton & Co. с. 118.
  61. ^ Эмерсон, Ральф Уолдо (1870). "Введение". В Уильяме В. Гудвине (ред.). Мораль Плутарха . Лондон: Сэмпсон, Лоу. п. XXI.
  62. ^ Эмерсон, Ральф Уолдо (1850). «Использование великих людей» . Представитель Мужчины .
  63. ^ HJ Роуз . Справочник греческой литературы: от Гомера до эпохи Лукиана. . Нью-Йорк: Даттон, 1960. с. 409.
  64. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Амио, Жак» . Британская энциклопедия . Том. 01 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 901. Таким образом, он получил возможность поехать в Италию для изучения ватиканского текста Плутарха, переводом жизнеописаний которого (1559; 1565) он некоторое время занимался.
  65. ^ Дентон, Джон. «Стратегии перевода эпохи Возрождения и манипулирование классическим текстом. Плутарх от Жака Амио до Томаса Норта». Europe Et Traduction, под редакцией Мишеля Баллара, Artois Presses Université, 1998, https://doi.org/10.4000/books.apu.6433 .
  66. ^ Документы Бернадота Перрена . Хранилище рукописей и архивов Йельского университета.
  67. ^ Эпоха Александра , ред. ред. (Пингвин, 2012), «Пингвин Плутарх».
  68. ^ Виргилио Коста, О первых итальянских печатных переводах произведений Плутарха (15–16 вв.)
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бланк, Д. (2011). « Плутарх и софистика «благородного происхождения» ». Мартинес, Дж. (ред.). Подделки и подделки классической литературы . Мадрид: Ediciones Clasicas. стр. 33–60.
  70. ^ Мариетта, Дон Э. (1998). Введение в античную философию . Я Шарп. п. 190. ИСБН  978-0-7656-0216-9 .

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Бек, Марк (1996). «Анекдот и представление этоса Плутарха». Ин ван дер Стокт, Люк (ред.). Риторическая теория и практика у Плутарха . IV Международный конгресс Международного общества Плутарха. Коллекция классических этюдов. Том. 11. Левен, Бельгия: Петерс (опубликовано в 2000 г.). стр. 15–32.
  • Бек, Марк, изд. (2014). Спутник Плутарха . Блэквеллские спутники древнего мира. Молден, Массачусетс / Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
  • Бенекер, Джеффри (2012). Страстный государственный деятель: Эрос и политика в жизнеописаниях Плутарха . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
  • Бренк, Фредерик Э.; Ройг Ланциллотта, Лаутаро (2023). Плутарх о литературе, греко-римской религии, евреях и христианах . Лейден; Бостон: Брилл. ISBN  9789004531956 .
  • Дафф, Тимоти Э. (1999). Жизнеописания Плутарха: исследование добродетелей и пороков . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
  • Георгиаду, Аристола (1992). «Идеалистическая и реалистическая портретная живопись в жизнеописаниях Плутарха». В Хаазе, Вольфганг (ред.). Взлет и падение римского мира: история и культура Рима, отраженные в недавних исследованиях . Язык и литература: Общие сведения о литературе II века и отдельных авторах траянского и раннеадрианского периодов. Том 2.33.6. Берлин, Делавэр / Нью-Йорк, Нью-Йорк: Уолтер де Грюйтер. стр. 4616–4623.
  • Гилл, Кристофер (1983). «Вопрос развития характера: Плутарх и Тацит». Классический ежеквартальный журнал . 33 (2): 469–487. дои : 10.1017/S0009838800034741 . S2CID   170532855 .
  • Джинести Росель, Анна (2023). Диалогическая поэтика «Quaestiones Convivales» Плутарха . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN  9783525361566 .
  • Воин, Оливье (2023). Необычные лица гуманиста Плутарха. Вокруг Амио и рецепция «Моралии» и «Жизнеописаний» в эпоху Возрождения . Париж: Les Belles Lettres. ISBN  9782251454344 .
  • Скромный, Норин, изд. (2010). Жизни Плутарха: параллелизм и цель . Суонси, Великобритания: Классическая пресса Уэльса.
  • Макинерни, Джереми (2003). «Мужественные женщины Плутарха». В Розене, Ральф М.; Слейтер, Инеке (ред.). Андрея: Исследования мужественности и мужества в классических Афинах . Мнемозина, Bibliotheca Classica Batava, Supplementum. Том. 238. Лейден, Нидерланды / Бостон, Массачусетс: Brill. стр. 319–344.
  • Моссман, Джудит (2015). «Одет для успеха? Одежда в Деметрии Плутарха». В Эше, Рианнон; Моссман, Джудит; Титченер, Фрэнсис Б. (ред.). Слава и позор: Очерки Кристофера Пеллинга по характеристикам, римской биографии и историографии . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 149–160.
  • Николаидис, Анастасиос Г., изд. (2008). Единство творчества Плутарха: Моралийские темы в Житиях , особенности Житий в Морали . Берлин, Делавэр / Нью-Йорк, Нью-Йорк: Уолтер де Грюйтер.
  • Пеллинг, Кристофер (2002). Плутарх и история: Восемнадцать исследований . Суонси, Великобритания: Классическая пресса Уэльса.
  • Роскам, Герт (2021). Плутарх . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-009-10822-5 .
  • Скардигли, Барбара, изд. (1995). Плутарха Очерки жизнеописаний . Оксфорд, Великобритания: Кларендон.
  • Штадтер, Филип (26–28 мая 1994 г.). «Анекдоты и тематическая структура биографии Плутарха». Написано в Саламанке, ES. В Фернандесе Дельгадо Хосе Антонио; Пордоминго Пардо, Франциска (ред.). Исследования Плутарха: формальные аспекты . IV Испанский симпозиум по Плутарху. Мадрид, ES: Classic Editions (опубликовано в 1996 г.). стр. 291–303.
  • Штадтер, Филип А. (2015). «Риторика добродетели в жизнеописаниях Плутарха ». Плутарх и его римские читатели . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 231–245.
  • Титченер, Фрэнсис Б.; Задорожный, Алексей В., ред. (2023). Кембриджский компаньон Плутарха . Кембридж, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521766227 .
  • ван Хоф, Лив (2010). Практическая этика Плутарха: социальная динамика философии . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
  • Уордман, Алан Э. (1967). «Описание внешности у Плутарха и Светония: использование статуй в качестве доказательства». Классический ежеквартальный журнал . 17 (2): 414–420. дои : 10.1017/S0009838800028512 . S2CID   170633095 .
  • Задорожный, Алексей В. (2012). Плутарха «Мимезис и (плю)прошлое в жизнеописаниях ». В Гретлейн, Йонас; Кребс, Кристофер Б. (ред.). Время и повествование в древней историографии: «плюпаст» от Геродота до Аппиана . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 175–198.

Внешние ссылки [ править ]

произведения Плутарха
Вторичный материал
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ef07af27604102b3490c038942f28f2__1715405880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/f2/8ef07af27604102b3490c038942f28f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Plutarch - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)