Тиртей
Тиртей ( / t ɜːr ˈ t iː ə s / ; греческий : Τυρταῖος Tyrtaios ; эт. середина 7 века до н.э.) был греческим элегическим поэтом из Спарты, чьи произведения, как предполагалось, могли бы заполнить пять книг. Его произведения сохранились благодаря цитатам и папирусам и включают 250 строк или частей строк. Он писал во время двух кризисов, охвативших город: гражданских волнений, угрожающих власти королей и старейшин, позже упомянутых в стихотворении « Эвномия» («Закон и порядок»), где он напоминал гражданам уважать божественную и конституционную роль цари, совет и демос ; и Вторая Мессенская война , во время которой он служил своего рода «государственным поэтом», призывая спартанцев сражаться насмерть за свой город. В IV веке до нашей эры, когда Тиртей был признанным классиком, спартанские армии в походах заставляли слушать его стихи. Суда утверждает , что он писал военные песни ; они играли важную роль на спартанских праздниках и совершались посредством анапестических и ямбических песнопений, сопровождавших вооруженные танцы и шествия. [1]
Жизнь
[ редактировать ]Рождение и место происхождения
[ редактировать ]Флорит , приведенный в первой записи Суда , возможно, слишком ранний, поскольку Иероним предлагает дату 633–632 гг. [2] Современные ученые менее конкретны и вместо этого указывают диапазон дат Второй Мессенской войны (и, следовательно, жизни Тиртея), например, «вторая часть VII века», [3] или «в любое время между шестидесятыми и тридцатыми годами» VII века. [4]
Путаница относительно места его происхождения, возникшая к V веку до н. э., [5] могло иметь несколько причин. Было высказано предположение, что изображения Тиртея в образе хромого школьного учителя из Афин были придуманы для очернения Спарты. [6] которая, по представлениям афинян, не могла иметь собственного талантливого поэта. [7] По мнению Павсания , афиняне в качестве компромисса отправили хромого, умственно неполноценного учителя-поэта в Спарту, желая подчиниться оракулу, требовавшему афинянина, но не желая помогать спартанцам в их войне с более способным человеком. [8] не включил Тиртея Тем не менее, Геродот в число двух иностранцев, когда-либо получивших спартанское гражданство. [9] В одном древнем источнике Афидны даже упоминались как его предполагаемая афинская дема , но в Лаконии существовало и место с таким названием. [10]
Древняя афинская пропаганда действительно могла сыграть свою роль. [6] хотя даже Платон , который вряд ли мог иметь в виду какую-либо клевету как поклонник Спарты, [6] подтвердил афинское происхождение поэта. [11] По словам ученого NRE Фишера, «[т] эта история, несомненно, была изобретением афинян, разработанным в первую очередь для преимущественно афинского рынка. Она, должно быть, была направлена на то, чтобы сделать сотрудничество между Спартой и Афинами более приемлемым». [12] Также было отмечено, что Тиртей не сочинял на народном лаконском дорическом диалекте Спарты, как можно было ожидать от коренного спартанца, такого как его ближайший современник Алкман . [13] Однако греческие элегисты использовали диалект Гомера ионический независимо от города их происхождения и аудитории. [14]
Ученые в целом согласны с тем, что Тиртей был уроженцем Лаконии по нескольким причинам: использование первого личного множественного числа для включения его в число Гераклидов , которых Зевс подарил Спарте во фрагменте 2; [14] наличие в его словарном запасе редких дорических слов; [13] и его властный тон при обращении к спартанским воинам, который можно было бы терпеть только в том случае, если бы его произнес поэт спартанского происхождения. [14] [13]
Источники
[ редактировать ]Практически все, что известно о жизни Тиртея, можно найти в двух записях Суды — византийской энциклопедии , отредактированной в X веке нашей эры. [6] Традиционные рассказы о его жизни были почти полностью выведены из его стихов или были просто вымыслом. [15] например, рассказ Павсания о его предполагаемом превращении из хромого и глупого школьного учителя в Афинах в вдохновителя спартанских побед над мессенцами . [8] Вариации о его афинском происхождении и уродстве встречаются в многочисленных древних источниках. Сюда входит философ Диоген Лаэртий , который сказал, что афиняне считали его невменяемым. [16] Другой философ по имени Порфирий назвал его «одноглазым». [17] Наконец, историк Юстин считал, что афиняне подослали его к спартанцам как намеренное оскорбление. [18]
Первая запись Суда звучит следующим образом:
Тиртей, сын Архемброта, лаконского или милетского элегического поэта и трубача. Говорят, что своими песнями он подстрекал лакедемонян в войне с мессенцами и таким образом дал им возможность одержать верх. Он очень древний, современник тех, кого называют Семью мудрецами , или даже раньше. Его расцвет пришелся на 35-ю Олимпиаду (640–637 гг. до н. э.). Он написал конституцию лакедемонян, повеления в элегических стихах и военные песни в пяти книгах. [19]
Во второй записи говорится, что спартанцы взяли его своим полководцем из числа афинян в ответ на оракул.
Тиртей. Лакедемоняне поклялись, что либо захватят Мессену, либо умрут, и когда бог дал им оракул, чтобы забрать у афинян полководца, они взяли поэта Тиртея, человека, который был хромым. Призывая их к доблести, он в 20-м году захватил Мессению. Они разрушили его и сгруппировали пленных среди илотов. [19]
В XIX и начале XX веков картина жизни Тиртея осложнялась сомнениями в подлинности многих его стихов, датированных различными учеными V или IV веком до нашей эры. [20] Теория, что Тиртей на самом деле был афинянином V века, была даже выдвинута Эдуардом Шварцем в 1899 году. [21] Однако, по словам Дугласа Э. Гербера (1997), «этот скептицизм сейчас в значительной степени исчез». Разногласия среди ученых в настоящее время по существу вращаются вокруг версии фрагмента 4, которую следует признать подлинной (версия Плутарха или Диодора, или их комбинация), и остаются некоторые сомнения относительно датировки фрагмента 12, которую некоторые критики приписывают время Ксенофана (ок. 570 – ок. 475 до н.э.) или незадолго до 498 г. до н.э. [22]
Спарта
[ редактировать ]Завоевание Мессении в восьмом веке дедами поколения Тиртея заложило основу для изысканного и культурного образа жизни. Иностранные поэты, такие как лесбиянка Терпандер и критский Фалет, были желанными гостями. Украшения из слоновой кости и золота, бронзовые сосуды богато украшенной работы, прекрасная керамика и оды Алкмана — все это свидетельствует об изысканных вкусах, сохранившихся даже в шестом веке. Сохранение этой роскоши было «дорого куплено» кровью и тяжелым трудом поколением Тиртея, когда восстали мессенцы, а последовавшая за этим война и междоусобица вдохновили все его поэтическое творчество. [13] Кризис был упомянут Аристотелем как его поучительная сила:
Более того, фракции возникают всякий раз, когда одни (аристократы) крайне бедны, а другие богаты. И это происходит особенно во время войн; произошло это и в Спарте в ходе Мессенской войны, как это ясно из поэмы Тиртея под названием «Эвномия» . Некоторые, испытывая трудности из-за войны, требовали передела земли (Аристотель). [23]
Его стихи, кажется, отмечают критический момент в спартанской истории, когда спартанцы начали отходить от процветающего искусства и ремесел и от более легких стихов таких поэтов, как Алкман (примерно его современник), к режиму военной строгости: [24] «жизнь в Спарте стала спартанской». [4] Некоторые современные ученые полагают, что Тиртей помог ускорить и сформулировать этот переход. [25] но другие не видят реальных доказательств этого. [26]
Тиртей в своих стихах призывал спартанцев сохранять верность государству и напоминал им о конституции, основанной на божественном провидении и требующей сотрудничества царей, старейшин и народа. [номер 1] Он стремился вдохновить их на битву, прославляя пример поколения их дедов, когда Мессения была впервые захвачена во время правления царя Феопомпа. [номер 2] и он давал практические советы по оружию, доспехам и тактике (см., например, стихи ниже ). Некоторые современные ученые, однако, считают, что его советы демонстрируют больше знакомства с школьной комнатой, чем с полем битвы, поскольку, похоже, они демонстрируют устаревшие доспехи и тактику, типичную для Гомера, а не гоплитскую войну. [27] Другие утверждали, что спартанцы в то время все еще разрабатывали тактику гоплитов. [28] или что они адаптировали тактику гоплитов для борьбы с мессенскими партизанами. [29]
Его стихи — это сборник воинских гимнов той дисциплины и преданности государству, которые поддерживали спартанские ряды перед лицом неминуемой смерти в Фермопилах и стали одной из непреходящих легенд западной истории.
- Бэррон и П. Истерлинг [30]
Поэзия Тиртея почти всегда интерпретируется телеологически, из-за признаков ее последующего воздействия на спартанское общество. Сходство в размере и фразировке гомеровского эпоса и ранней элегии способствовало этой тенденции, иногда приводя к драматическим выводам о значении Тиртея. Его называли, например, «первым поэтом греческого города-государства», и в том же духе «он превратил гомеровский идеал arete (совершенство) единственного чемпиона в arete патриота». [31] По мнению некоторых учёных, это значит слишком много приписывать Тиртею: использование им arete не было прогрессом по сравнению с использованием этого слова Гомером, но все же может быть истолковано как означающее «добродетель» в архаичном смысле способности человека достичь чего-то, а не как предвосхищение классического чувства морального совершенства , знакомого Платону и другим. [32]
Афиней , Страбон и вторая запись Суда утверждают , что Тиртей был спартанским полководцем. [33] Некоторые современные ученые, например Ф. Росси (1967–68), утверждают, что Тиртей занимал высокую военную должность, [34] но Гербер (1997) утверждает, что это спекулятивное предположение: «[можно] было предположить, что только военный командир может давать военные наставления и инструкции, но это ненужное предположение». [35]
Работает
[ редактировать ]Конституция Εὐνομία ( Πολιτεία λακεδαιμονίοις упомянутая Судой , обычно рассматривается как альтернативное название Евномии ( ) , ) , упомянутой Аристотелем и Страбоном. [14] Сохранившиеся лишь в нескольких фрагментах, они, по-видимому, подчеркивали роль божественного провидения в развитии государства и его правления. В конце концов спартанцы вышли из Второй Мессенской войны , сохранив свою конституцию, либо потому, что победа сделала изменения ненужными, либо потому, что «религиозная пропаганда», которую продвигал Тиртей, остановила давление на перемены. [36]
Согласно Суда , и его Конституция , и его Наставления ( Ὑποθῆκαι ) были составлены в элегических двустишиях. Павсаний также упоминает Анапесты , несколько строк из которых цитируются Дио Златоустом и приписываются Тиртею схолиастом . [37] Ученые обычно считают их принадлежащими к так называемым военным песням ( Μέλη Πολεμιστήρια ), упомянутым судами . Предположительно написанное на лаконском диалекте, больше ничего от него не сохранилось. [14]
По словам Филодема , представившего это как малоизвестный факт, Тиртей почитался выше других благодаря своей музыке, а не только своим стихам. [38] Поллукс заявил, что Тиртей представил спартанцам три хора в зависимости от возраста (мальчики, молодые и старики), [39] и некоторые современные ученые даже утверждают, что он составлял свои элегии по пять куплетов в каждом, чередуя увещевания и размышления, в своего рода ответе, подобном греческой хоровой поэзии . [40] Древние комментаторы называли Тиртея, Архилоха и Каллина возможным изобретателем элегии . [41]
Поэзия
[ редактировать ]Тиртей был преимущественно элегическим поэтом. Элегию можно охарактеризовать как «вариацию героического гекзаметра в направлении лирической поэзии ». [42] Героические гекзаметры использовались Гомером , чьи фразы и ионийский словарь стали основой стихов Тиртея, хотя они были написаны для дорически говорящей спартанской аудитории — «...мера того, в какой степени ионические эпосы к настоящему времени создали среди греки - культурное единство, выходящее за рамки диалектов и этнического соперничества». [13] Использование ионийской лексики тем более примечательно, что Тиртей озвучил национальную, военную этику, свойственную Спарте, и его стихи, возможно, пелись на банкетах во время кампании и даже в походе. [43] [номер 3] Однако единственный сохранившийся стих из маршевых песен ( Ἐμβατήρια ) находится в анапестах, он включает в себя доризмы и его подлинность сомнительна. [номер 4]
Элегии, исполняемые на военных банкетах, принадлежат к традиции симпатической поэзии. [44] одновременно являясь представителем жанра воинских призывов. Для этого жанра характерно заимствование языка и тематики из гомеровского эпоса. Например, слова Тиртея 10.1–2 («Ибо хорошо человеку, благородно павшему среди предборников, умереть, сражаясь за отечество»), несомненно, перекликаются с речью Гектора в 15.494–7 гомеровского поэмы. Илиада. : («А кто поражен стрелой или поражен мечом, найдет свою смерть и сужденный конец, пусть умрет. Не зазорно умереть, защищая землю своих отцов»). [45] Возможно, что Тиртей намеренно ссылается на Гомера в подобных случаях по политическим причинам: учитывая тот факт, что его поэзия, как и поэзия других архаических авторов, скорее всего, исполнялась в контексте аристократических симпозиумов, его ссылки на эпический героизм служили хвалить элитный статус своей аристократической аудитории. [46]
Поэтический стиль
[ редактировать ]Три самых длинных фрагмента сохранившихся стихов (фр. 10–12) представляют собой полные или практически полные стихотворения, описывающие идеального воина и позор или славу, сопровождающие его личный выбор. Их поэтическое качество неравномерно, они включают в себя некоторые захватывающие образы, а также неуклюжие переходы, повторы и дополнения. [24] 11, строки 27–34, здесь называемые строками ) 1–8 Следующие строки принадлежат одному из них (фр . и дают убедительную картину битвы между силами гоплитов. [47]
erdon d'ovrima ergos учат драться, | Пусть человек научится сражаться, осмелившись сначала совершить великие дела, |
строки Благородное настроение первой кажется оригинальным, однако словарный запас полностью гомеровский, и, хотя строки адаптированы 5–7 , из «Илиады» Гомера (13.130–33) [номер 5] есть важное различие: Гомер описывает наступление одной стороны сомкнутым строем, тогда как Тиртей описывает встречу двух сторон в стиле гоплитов. Однако некоторые ученые отвергают описание битвы как анахронизм: например, ракеты не были характерны для войны гоплитов. [49] Этот отрывок демонстрирует один из наиболее распространенных приемов, используемых Тиртеем, — использование параллельных фраз для усиления, иногда перерастающее в утомительное повторение. [50] Здесь оно используется, чтобы передать ощущение многолюдного поля боя.
Поэтическая тема: Военная идеология
[ редактировать ]В поэзии Тиртея есть много примеров, показывающих его влияние на спартанское общество. Одна из таких тем касается военной идеологии и того, как она помогла сформироваться в Спарте.
Во-первых, стихи Тиртея иллюстрируют древнегреческую мысль и гомеровскую концепцию под названием Арета . Эта концепция включает в себя представление о том, что значит быть превосходным. Тиртей способен показать в своем творчестве этот идеал как в единичной, так и в групповой среде Спарты. В стихотворении 9 он показывает, что для достижения истинного и лучшего arete необходимо находиться в сплоченной группе, которая вместе воплощает эту концепцию. [51] Основанием для написания концепции arete является спартанская идеология, которая делает спартанского воина самым отважным и патриотичным бойцом. Можно предположить, что его стихи помогают продвигать эту идеологию, постоянно рассказывая о том, как спартанец становится самым могущественным человеком. Хотя он пишет вокруг этой концепции, он никогда не принимает ее как свой образ мышления, который он прививает. Вместо этого он пишет конкретно о «жестоком боевом духе». [52]
Еще одним предметом военной идеологии, который ясно показан у Тиртея 9, является идея солидарности внутри группы. Чтобы выполнить свою единственную арету в Фаланге , нужно оставаться в первых рядах с теми, с кем он сражается. Это требует от спартанца обязанности быть единым целым со своей группой. [51]
Наконец, Тиртей решает не включать в свои стихи чьи-либо имена. Это еще больше подталкивает к мысли, что воин должен быть самоотверженным в своем вкладе в благосостояние государства. [51] Это также может показать, что использование Тиртеем военной идеологии в его стихах повлияло на спартанских воинов, заставивших их жить определенным образом ради своего государства, в том числе проявлять смелость и знать, что их будут чтить после смерти или в победе в битве. [52]
Редакции и переводы
[ редактировать ]Есть английские переводы стихов Ричарда Полуэла (1792 г.). Кроме того, есть подражания английскому поэту-лауреату Г. Дж. Паю (1795). Наконец, существует также итальянская версия Ф. Каваллотти с текстом, введением и примечаниями (1898 г.). Фрагмент, начинающийся с Τεθνάμεναι γὰρ καλόν (фр. 10 West ), был переведен поэтом Томасом Кэмпбеллом . Издание К. А. Клоца (1827) содержит диссертацию о военных песнях разных стран. [53]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Выслушав Феба, они принесли домой из Пифона предсказания бога и верные предсказания. Почитаемые Богом цари, под чьей опекой находится прекрасный город Спарты, и пожилые старейшины должны давать советы; и люди из народа отвечают прямые высказывания, говорить честные слова, поступать справедливо во всем, а не давать городу (кривые?) советы. Победа и сила должны сопровождать массу народа, ибо таково было откровение об этом Феба городу». - адаптировано в прозе из Плутарха, «Жизнь Ликурга 6» и « Всемирная история Диодора Сицилийского 7.12.5–6», Гербер (1999) , стр. 41.
- ^ "...любимый богами царь наш Феопомп, через которого мы захватили просторную Мессену, Мессению хорошую для пахоты и хорошую для насаждения. Девятнадцать лет копейщики отцы наших отцов сражались над ней непрестанно, проявляя в своих сердцах стойкую отвагу, и на двадцатом году враги бежали с высокогорного хребта Итоме, оставив свои богатые сельскохозяйственные угодья». — адаптировано в прозе из трех источников (Павсаний 4.6.5, schol. ad loc. (стр. 301 Грин) Платона о Законах , Страбон 6.3.3) Гербера (1999) , с. 45.
- ^ «...сами спартанцы в своих войнах маршируют во времени под стихи Тиртея, которые они читают по памяти... после того, как лакедемоняне одержали победу над мессенцами благодаря полководческому командованию Тиртея, они установили в своих кампаниях такой обычай: после ужина и благодарственного гимна каждый по очереди поет стихи Тиртея; их военачальник выступает в роли судьи и вручает победителю приз в виде мяса». — Афиней, Ученые на ужине 14.630f, перевод Дугласа Э. Гербера, Греческая элегическая поэзия , Классическая библиотека Леба (1999), страницы 33–4.
- ^ "Настоящие сыны Спарты смелые!
Крепко и полно ваши пряжки держат:
Бесстрашным шагом вперед:
Приготовьтесь и направьте мстительное копье.
Жизнь презираю и смею падать:
Слава и твоя страна зови!"
Переведено на героические хореи/ямбы Гилбертом Уэйкфилдом, бакалавром, «Избранные очерки Дио Златоуста» , Лондон (1800). - ^ «...сцепляя копье за копьем, щит против щита у основания, так что баклер / опирался на баклер, шлем на шлем, человек против человека, и гребни из конского волоса на рогах их блестящих шлемов / соприкасались, когда они наклонялись их головы были настолько плотными, что они формировались друг на друге...» — Илиада 13.130–33, перевод Р.Латтимора, «Илиада Гомера» , University of Chicago Press (1951).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Запад (2016) .
- ^ Гербер (1999) , с. 25 н. 2.
- ^ В. Паркер, «Даты мессенских войн», Хирон 21 (1991), страницы 25–47, резюмировано Гербером (1999) , стр. 45 н. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл (1982) , с. 169.
- ^ Гербер (1997) , с. 102: «Афинское рождение Тиртея впервые появляется у Платона (Законы 1.629a)...»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гербер (1997) , с. 102.
- ^ Кэмпбелл (1982) , с. 170.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Павсаний 4.15.6 , цитируется Гербером (1999) , с. 31.
- ^ Геродот ix. 35.
- ^ Гербер (1999) , с. 39 н. 7.
- ^ Платона Законы 1.629a–b , цитируется Гербером (1999) , стр. 27 н. 1.
- ^ Фишер (1994) , стр. 362–364.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бэррон и Истерлинг (1985) , с. 130.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гербер (1997) , с. 103.
- ^ Гербер (1999) , с. 102.
- ^ Диоген Лаэртий 2.43, цитируется Гербером (1999) , стр. 31 н. 1.
- ^ Порфирий в Horace AP 402, цитируется Гербером (1999) , стр. 31 н. 2.
- ^ Джастин 3.5, цитируется Гербером (1999) , стр. 31 н. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Суда iv.610.5 (Адлер) , цитируется Гербером (1999) , с. 25.
- ^ Гербер (1997) , с. 104.
- ^ Э. Шварц, «Тиртайос», Гермес 34 (1899), цитируется Кэмпбеллом (1982) , стр. 171. См. также Макан в Classical Review (февраль 1897 г.); Х. Вейль, Исследования греческой древности (1900), и К. Джарратани, Tirteo ei suoi karmi (1905).
- ^ Гербер (1997) , с. 104 (см. также п. 5); п. 105 н. 8, Гербер заявляет, что «большинство критиков были убеждены» защитой Джагера фр. 12 как работа Тиртея ( Five Essays. 1966 [1932]. pp. 103–42), но Френкель (EGPP. pp. 337–39) относит ее «ко времени Ксенофана» и Г. Тардити («Parenesi e arete nel corpus tirtaico». 1982. RFIC 110. стр. 257–276) незадолго до «Пифийского 10» Пиндара (498).
- ^ Аристотеля Политика 5.6.1306b36, цитируется Гербером (1999) , с. 37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гербер (1999) , с. 4.
- ^ например, Джагер и Тигерстедт, цитируемые Элизабет Ирвин, Солон и ранняя греческая поэзия: политика увещевания , Cambridge University Press (2005), страницы 21, 23–24.
- ^ Кэмпбелл (1982) , с. 171, 177.
- ^ HL Лоример, "Фаланга гоплитов" ABSA 42 (1947), страницы 122 и далее.
- ^ Адкинс (1977) , стр. 80, 90.
- ^ НГЛХаммонд, «Ликургиева реформа в Спарте», JHS 70 (1950), н. 50, стр. 51
- ^ Бэррон и Истерлинг (1985) , с. 133.
- ^ Tigerstedt (1965), стр. 50, и Jaeger, 1966, стр. 103, цитируются и цитируются Элизабет Ирвин, Солон и ранняя греческая поэзия: политика увещевания , Cambridge University Press (2005), стр. 23–24.
- ^ Кэмпбелл (1982) , стр. 177–178.
- ^ Афиней 14.630f и Страбон 8.4.10; цитируется Гербером (1999) , стр. 33 и 49.
- ^ Росси, Ф. (1967–68). «Стратегия» Тиртея». АИВ. 126 . стр. 343–375.
- ^ Гербер (1997) , с. 102 н. 1.
- ^ Бэррон и Истерлинг (1985) , стр. 130–131.
- ^ Павсаний 4.15.6 и Дион Златоуст 2.59; цитируется Кэмпбеллом (1982) , с. 170.
- ^ Филодем . Де Музыка , 17 (стр. 28 Кемке) ; цитируется Гербером (1999) , с. 29.
- ^ Поллукса Словарь 4.107 , цитируется Гербером (1999) , стр. 35.
- ^ Фараон (2006) .
- ^ Дидим ап. Орион , Et.Mag. п. 57, Схолиаст на Ар. Birds 217, цитируется по Barron & Easterling (1985) , с. 129 н. 1.
- ^ WR Hardie, Res Metrica 49, цитируется Кэмпбеллом (1982) , стр. xxiv – xxv.
- ^ Бэррон и Истерлинг (1985) , с. 131.
- ^ Юэн Боуи, «Лирическая и элегическая поэзия», «Оксфордская история классического мира» , ред. Дж. Бордман, Дж. Гриффин и О. Мюррей, Oxford University Press (1986), страницы 101–2.
- ^ Ирвин, Элизабет. Солон и ранняя греческая поэзия: политика увещевания. (2005); страница 17.
- ^ Ирвин (2005), страницы 35–62.
- ^ Бэррон и Истерлинг (1985) , с. 132.
- ^ Фрагмент 11.27–34, цитируется Гербером (1999) , с. 56.
- ^ Кэмпбелл (1982) , с. 175 н. 27.
- ^ Адкинс (1977) , с. 76.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тарков, Теодор А. (1983). «Тиртей, 9 Д.: Роль поэзии в Новой Спарте» . L’Antiquité Classique . 52 : 48–69. дои : 10.3406/antiq.1983.2083 . ISSN 0770-2817 . JSTOR 41653212 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шей, Х. Джеймс (1976). «Тиртей и искусство пропаганды» . Аретуза . 9 (1): 5–28. ISSN 0004-0975 . JSTOR 26307533 .
- ^ Чисхолм 1911 .
Библиография
[ редактировать ]- Адкинс, AWH (1977). «Каллин 1 и Тиртей 10 как поэзия». Гарвардские исследования по классической филологии . 81 : 59–97. дои : 10.2307/311112 . ISSN 0073-0688 . JSTOR 311112 .
- Бэррон, JP; Истерлинг, Патрисия Э. (1985). «Элегия и Ямб» . В Истерлинге, ЧП; Нокс, Бернард М.В. (ред.). Кембриджская история классической литературы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-35981-8 .
- Кэмпбелл, Дэвид А. (1982). Греческая лирическая поэзия . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-86292-008-1 .
- Фишер, NRE (1994). «Переоценка Спарты: некоторое отношение афинской общественности к Спарте между Левктрой и Ламийской войной» . В Ходкинсоне, Стивен; Пауэлл, Антон (ред.). Тень Спарты . Рутледж. ISBN 978-1-134-84892-8 .
- Гербер, Дуглас Э. (1997). Спутник греческих лириков . Брилл. ISBN 978-90-04-09944-9 .
- Фараоне, Кристофер А. (2006). «Строфическая структура и реакция в элегической поэзии Тиртея» . Мнемозина . 59 (1): 19–52. дои : 10.1163/156852506775455324 . ISSN 0026-7074 .
- Уэст, Мартин Л. (2016), «Тиртей», Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780199381135.013.6628 , ISBN 978-0-19-938113-5
Первоисточники
[ редактировать ]- Гербер, Дуглас Э. (1999). Тиртей, Солон, Теогнид, Мимнерм. Греческая элегическая поэзия: с седьмого по пятый век до нашей эры . Классическая библиотека Леба . Перевод Гербера, издательство Дугласа Э. Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-99582-6 .
- Уэст, Мартин Л. (1994). Греческая лирическая поэзия: стихи и фрагменты греческих ямбических, элегических и мелических поэтов (за исключением Пиндара и Вакхилида) до 450 г. до н.э. Перевод Уэста, Мартина Л. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-283678-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 551.
- Фукуа, Чарльз (1981). «Тиртей и культ героев» (PDF) . Греческие, римские и византийские исследования . 22 (3): 215–226. ISSN 2159-3159 . S2CID 207807034 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2020 г.
- Лугинбилл, Роберт Д. (2002). «Тиртей 12 Запад: присоединяйтесь к спартанской армии» . Классический ежеквартальный журнал . 52 (2): 405–414. дои : 10.1093/cq/52.2.405 . ISSN 1471-6844 .
- Шей, Х. Джеймс (1976). «Тиртей и искусство пропаганды». Аретуза . 9 (1): 5–28. ISSN 0004-0975 . JSTOR 26307533 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В греческом Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Τυρταῖος
- Работы Тиртея или о нем в Wikisource
- Глава Тиртея . Одно из стихотворений Летиции Элизабет Лэндон «Медальонная вафля» в «Литературной газете», 1823 год.
- Тиртей: греческие тексты
- Стихи Тиртея