Гюстав Моро
Гюстав Моро | |
---|---|
Рожденный | Париж, Франция | 6 апреля 1826 г.
Умер | 18 апреля 1898 г. Париж, Франция | (72 года)
Образование | Колледж Роллена ( Колледж Жак-Декур-Средняя школа ), Школа изящных искусств , Франсуа-Эдуард Пико |
Известный | Рисование |
Заметная работа | Эдип и Сфинкс (1864) Явление (1876) Саломея танцует перед Иродом (1876) Юпитер и Семела (1894–95) |
Движение | Символизм |
Гюстав Моро (англ. Французский: [ɡystav mɔʁo] ; 6 апреля 1826 — 18 апреля 1898) — французский художник и важная фигура движения символистов . Жан Кассу называл его «художником-символистом по преимуществу». [1] : 110 с. Он был влиятельным предшественником символизма в изобразительном искусстве 1860-х годов, а в разгар символистского движения 1890-х годов он был одним из самых значительных художников. Историк искусства Робер Делевой писал, что Моро «довел символистскую многовалентность до высшей точки в Юпитере и Семеле ». [2] : 147 с. Он был плодовитым художником, написавшим более 15 000 картин, акварелей и рисунков. Моро писал аллегории и традиционные библейские и мифологические сюжеты, любимые академиями изящных искусств. Ж. К. Гюисманс писал: «Гюстав Моро придал новую свежесть мрачным старым сюжетам благодаря таланту одновременно тонкому и обширному: он взял мифы, изношенные повторениями столетий, и выразил их на языке убедительном и возвышенном, загадочном и новом. " [2] : 78 с. Женские персонажи из Библии и мифологии, которые он так часто изображал, стали рассматриваться многими как архетипическая женщина-символистка. Его искусство (и символизм в целом) потеряло популярность и получило мало внимания в начале 20-го века, но, начиная с 1960-х и 70-х годов, он стал считаться одним из самых выдающихся художников-символистов.
Гюстав Моро родился в Париже и проявил способности к рисованию в раннем возрасте. Он получил хорошее образование в Коллеж Роллен (ныне Колледж-лице Жак-Декур ) и традиционную академическую подготовку по живописи в Школе изящных искусств . В начале 1850-х годов он установил близкую дружбу и наставничество с Теодором Шассерио и добился некоторого скромного успеха, выставляясь на Парижском Салоне . Преждевременная смерть Шассерио в 1856 году глубоко повлияла на Моро, и он покинул Париж, чтобы путешествовать по Италии с 1857 по 1859 год, вернувшись с сотнями копий и этюдов, сделанных им там с картинами старых мастеров . В 1864 году его картина «Эдип и Сфинкс» привлекла большое внимание на Парижском Салоне, выиграла медаль и укрепила его репутацию. Он продолжал добиваться успеха на протяжении 1860-х годов, постепенно приобретая избранную группу восторженных и преданных поклонников и коллекционеров. Хотя его картина «Прометей» получила медаль на Салоне 1869 года, критика в прессе была резкой, и он не представлял свои картины снова в Салоне до 1876 года, а после 1880 года окончательно отказался от участия.
Моро был удостоен звания офицера Почетного легиона в 1883 году. Несколько человеконенавистнический, в последующие годы он стал все более замкнутым, хотя и сохранил тесный круг друзей. Он часто не хотел продавать свои работы, редко выставлялся и отклонил ряд престижных предложений, в том числе приглашение выставиться в Салоне Les XX в Брюсселе (1887), отказался от должности профессора, когда его избрали в Ecole. des Beaux-Arts (1888 г.) и отклонил предложения по украшению зданий Сорбонны ( 1891 г.). И только после смерти своего друга Эли Делоне в 1891 году он согласился возглавить студию Делоне в Школе изящных искусств. Моро преуспел как педагог, среди его учеников были Анри Матисс , Жорж Руо и другие известные художники. Его родители купили таунхаус в 1852 году на улице Ларошфуко, 14, превратив верхний этаж в студию Моро, где он жил и работал холостяком всю оставшуюся жизнь, его отец умер в 1862 году, а мать, Адель-Полина в 1884 году. Моро умер от рака в 1898 году, завещав государству городской дом и студию с почти 1200 картинами и акварелями, а также более 10 000 рисунков для преобразования в музей. Музей Гюстава Моро открылся для публики в 1903 году и открыт до сих пор. Это, безусловно, самая большая и значительная коллекция его работ. [1] : 107–110 с. [3] : 289–297 с. [4] : 94 с.
Биография
[ редактировать ]Образование и начало карьеры (1826–1856)
[ редактировать ]Гюстав Моро родился в Париже в культурной семье, принадлежащей к высшему среднему классу. Его отец, Луи Жан Мари Моро (1790–1862), был архитектором, а мать, урожденная Адель Полин Демутье (1802–1884), была музыкантом. В неспокойный период французской истории его отец работал в Париже, но, будучи сторонником либеральных взглядов, его время от времени увольняли, а затем восстанавливали на различных должностях по мере смены власти. Семья жила в Везуле , Франция, с 1827 по 1830 год. После июльской революции 1830 года он был назначен комиссаром шоссейных дорог города Парижа. Хотя эта должность не пользовалась большим уважением, его обязанности были более разнообразными, чем предполагает название, и он оставался там до выхода на пенсию в 1858 году. В детстве Моро имел слабое здоровье. Примерно с восьми лет он начал непрерывно рисовать. В 1837 году он начал посещать колледж Роллена ( Колледж-лице Жак-Декур ) в Париже в качестве пансионера, но в 1840 году, когда его старшая сестра умерла в возрасте 13 лет, его забрали из школы и он жил несколько защищенной жизнью со своей семьей. родители. Его отец поощрял и поддерживал его художественные наклонности, но был непреклонен в том, чтобы он получил солидное классическое образование. Моро выучил греческий, латынь и читал как французскую, так и классическую литературу в довольно обширной библиотеке своего отца. Он учился игре на фортепиано и был очень хорошим тенором. В 1841 году он вместе с матерью и родственниками посетил Италию, где заполнил рисунками 60-страничный альбом. [3] : 13–16 с.
Посещение музеев и галерей в Италии произвело на Моро глубокое впечатление и повлияло на его решение продолжить карьеру художника. По возвращении в 1841 году он начал посещать по вечерам рисовальную студию. В 1844 году он поступил в частную студию Франсуа-Эдуара Пико , члена Школы изящных искусств , который предлагал занятия начинающим молодым художникам для подготовки к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств. В 1846 году Моро был принят в формальный класс Пико в Школе изящных искусств. Моро очень надеялся выиграть престижный Гран-при Рима , но когда ему не удалось пройти финальные этапы в 1848 и 1849 годах, он преждевременно покинул Школу изящных искусств. Его стиль вскоре отошел от тех, которые предпочитал академия, но многие из основных методов и концепций изящных искусств, которые он изучил, останутся с ним на всю оставшуюся жизнь, как и его приверженность исторической живописи . [3] : 17–20 с. [4] : 6, 8 стр. [5]
Моро проводил время, копируя картины в Лувре , и вскоре увлекся романтизмом . Двумя современными художниками, которыми он очень восхищался, были Эжен Делакруа и Теодор Шассерио , оба жили и работали по соседству. Шассерио вошел в частную студию великого -неоклассика художника Жана-Огюста-Доминика Энгра в возрасте десяти лет, а затем провел время с Энгром во Французской академии в Риме , но в позднем подростковом возрасте он отвернулся от неоклассицизма к Делакруа и романтизму. Шассерио никогда не посещал Школу изящных искусств, но он был целеустремленным и трудолюбивым, сумел завоевать себе репутацию, получая заказы и ведя довольно богемную, а иногда и бурную жизнь. Моро подружился с Шассерио, который был на семь лет старше его, и снял студию недалеко от Шассерио. Вскоре он последовал этому примеру, став в этот период чем-то вроде щеголеватого человека в городе, посещая оперу и театр и даже пел на общественных собраниях, которые он часто посещал. По неофициальным данным, Моро посетил студию Делакруа около 1850 года; он был на 28 лет старше Моро, но свидетельств других отношений мало. [3] : 20–23 с. [4] : 8, 25 с.
Отец Моро купил таунхаус на улице де ла Рошфуко, 14, в 1853 году, превратив верхний этаж в студию для Моро, где он и его родители прожили всю оставшуюся жизнь. Незадолго до переезда Моро приступил к работе над амбициозным полотном «сцена эпической резни», основанным на эпизоде из « Одиссеи» , под названием «Женихи» (1852–1896). Он работал над картиной время от времени всю оставшуюся жизнь, даже добавляя полоски холста, чтобы увеличить работу до монументальных размеров 3,85 х 3,43 метра, но на момент его смерти она все еще не была закончена. Моро начал регулярно выставлять свои работы в 1850-х годах. С помощью своего отца он получил от города заказы на картины. он принял участие в Парижском салоне Впервые в 1852 году, представив « Пьету» , купленную государством за 600 франков. В Салоне 1853 года он выставил «Дариуса, бегущего после битвы при Арбеле» и «Песнь Песней» , обе демонстрирующие некоторое влияние Шассерио , причем последний был куплен государством за 2000 франков для Дижонский музей . В 1854 году Салона не было, хотя в 1854 году он получил комиссию от государства за доставку афинян к Минотавру в Критском лабиринте , которая была показана на Всемирной выставке в Париже 1855 года и куплена за 4000 франков для музея Бург-ан-Бресс. . После нескольких недель ухудшения здоровья в 1856 году Шассерио умер в возрасте 37 лет. 10 октября 1856 года Делакруа записал в своем дневнике: «Похоронная процессия бедного Шассерио. Я видел Дозаса, Диаса и молодого Моро. Мне очень нравится ему" [3] : 291 с. Моро начал работу над «Молодым человеком и смертью» в 1856 году, закончил в 1865 году и посвятил Шассерио. [3] : 30–35, 291 с. [4] : 22–26 с.
Ранние работы
[ редактировать ]- Песня песней (1853), 300 × 319 см., Музей изящных искусств Дижона.
- Кинолог (1854 г.), 32 х 25 см., частное собрание.
- Шотландский всадник (ок. 1854 г.), 145 х 145 см., Музей Гюстава Моро.
- Пьета (1854 г.), 75 х 96 см., частное собрание.
- Афинян доставляют Минотавру в Критском лабиринте (1855 г.), 102,5 х: 200 см., Муниципальный музей Бург-ан-Бресс
- Гесиод и Муза (1857 г.), 42 х 33 см, мел, перо и тушь, Музей Фогга .
Италия (1857–1859)
[ редактировать ]Смерть Шассерио в 1856 году заставила Моро в горе отказаться от общественной жизни. Обеспокоенные его состоянием, родители Моро предложили ему снова поехать в Италию. Живя в Италии, он вновь обрел любовь к искусству. [5] Он черпал вдохновение у художников итальянского Возрождения, таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело . [6]
Моро покинул Париж в октябре 1857 года вместе со своим другом, художником Фредериком Шарло де Курси, отплыв из Марселя в Чивитавеккью и далее в Рим. К своему пребыванию в Италии он относился как к периоду длительного обучения, своего рода компенсации за преждевременный уход из Школы изящных искусств в Париже. После нескольких дней ориентирования и осмотра достопримечательностей он начал серьезно изучать и копировать искусство города. Большую часть двух месяцев он провел в Сикстинской капелле, копируя фигуры с потолка по семь-восемь часов в день. Он копировал работы относительно малоизвестных и неизвестных художников так же часто, как и признанных мастеров. Его особенно интересовало изучение сложных группировок нескольких фигур и композиционных цветовых схем. Он часто посещал Виллу Медичи , где мог работать с живыми моделями, и там он установил дружеские отношения с другими парижанами, обучавшимися в Италии, в том числе с Эли Делоне , Анри Шапю , Эмилем Леви и Жоржем Бизе . Он познакомился с молодым Эдгаром Дега , для которого Моро должен был стать чем-то вроде наставника во время пребывания в Италии. В августе 1858 года к нему присоединились его родители. Его отец, недавно вышедший на пенсию, особенно интересовался архитектурой. В Венеции он увлекся Витторе Карпаччо , малоизвестный в то время художник, скопировал несколько его работ. Были совершены визиты во Флоренцию , Милан , Пизу и Сиену .
Вторая итальянская война за независимость разразилась весной 1859 года, сделав лето в Неаполе и Помпеях напряженным периодом. Моро в основном копировал работы других в Италии и создал там лишь несколько оригинальных работ. Примеры включают несколько крупных рисунков на тему Гесиода и Музы и ряд прекрасных акварельных пейзажей, написанных на пленэре . В сентябре 1859 года Моро и его родители вернулись в Париж с несколькими сотнями рисунков и картин. Вернувшись в Париж, Дега в 1860 году написал небольшой портрет Моро, который висел в студии Моро до конца его жизни. Однако их отношения начали ухудшаться, поскольку Дега вскоре попал под влияние Эдуарда Мане и импрессионизма, в то время как Моро сосредоточился на исторической живописи . Моро однажды заметил Дега: «Вы притворяетесь, что можете обновить искусство посредством балета?» на что Дега ответил: «И ты думаешь, что сможешь сделать это с помощью драгоценностей?» [3] : 67 с. [4] : 27, 34 с. [3] : 53–71 с.
Успех в салоне и середина карьеры (1860–1880)
[ редактировать ]Моро никогда не был женат, и о его личных и романтических отношениях известно очень мало информации. В прошлом некоторые биографы предполагали, что он был геем, во многом на основании того факта, что он был холостяком, отсутствия информации о женщинах в его жизни, а также иногда женоподобного или андрогинного внешнего вида мужских фигур на некоторых его картинах. Однако более поздние исследования и документы выявили отношения с Аделаидой-Александрин Дюрё (род. Гиз, 8 ноября 1835 г. - ум. Париж, март 1890 г.), которые длились более 30 лет. Моро, по-видимому, встретил Александрину вскоре после своего возвращения из Италии, и в последующие годы он создал множество ее рисунков и акварелей, а также романтические карикатуры, на которых они вместе гуляют по облакам. Он субсидировал для нее квартиру на улице Нотр-Дам де Лоретт, всего в нескольких кварталах от таунхауса, где он жил со своими родителями. Их отношения были очень сдержанными, и о них знали лишь немногие из его ближайшего окружения. Его мать знала об их отношениях и, по-видимому, любила ее, о чем свидетельствует положение в ее завещании, предусматривающее ренту для Александрины, если Гюстав умрет раньше нее. Он спроектировал ее надгробие, на котором выгравированы переплетенные инициалы A и G, которое находится недалеко от его семейного участка, где он был похоронен вместе со своими родителями. [3] : 156–161 с. [4] : 48–51, 93 с. [7]
«Эдип и Сфинкс» , одна из его первых картин в стиле символизма, получила медаль на Салоне в 1864 году. Ее стиль показал его пристальное изучение работ Витторе Карпаччо , Мантеньи и Джованни Беллини . [8] Его четкие очертания и детальное моделирование типичны для работ, которые принесли ему успех у критиков и публики до конца десятилетия. [8] Моро быстро завоевал репутацию эксцентричного человека. Один комментатор сказал, что работа Моро была «похожа на стилизацию Мантеньи, созданную немецким студентом, который отдыхает от живописи, читая Шопенгауэра ». [9] В настоящее время картина находится в постоянной коллекции нью -йоркского Метрополитен-музея . [10]
В 1870-х годах, обеспокоенный критикой того, что его работы стали шаблонными, он на несколько лет прекратил выставляться, сосредоточившись на обновлении своего искусства. В 1876 году он завершил «Танец Саломеи перед Иродом» , что обозначило более живописный стиль, который будет характеризовать его более поздние работы. [8]
Он был удостоен звания кавалера Почетного легиона в 1875 году и получил звание офицера Почетного легиона в 1883 году.
Преподавание и дальнейшая карьера (1881–1898).
[ редактировать ]В последние годы жизни Моро все больше отдалялся от общества; он прекратил выставляться в Салоне и отказался выставляться за границей. Тем не менее, он продолжал создавать картины и время от времени выставлял свои работы на других площадках, таких как Всемирная выставка в Париже 1889 года . Время от времени он развлекал гостей в своем таунхаусе и был известен своими увлекательными беседами, но посетителей редко допускали в его студию, чтобы увидеть его работы. Он был исключительно образованным, эрудированным и ненасытным читателем, имевшим личную библиотеку, насчитывающую более 1600 томов. По сравнению с другими художниками, добившимися в то время своего уровня успеха в Париже, он вел довольно скромный образ жизни. Эдгар Дега , который жил неподалеку и время от времени все еще общался с ним, в последующие годы описывал Моро как «отшельника, который знает, в какое время отправляются поезда». [3] : 149 и 225 с.
Коллекционер произведений искусства Энтони Ру поручил нескольким художникам создать работы по мотивам «Басен» Жана де Лафонтена в 1879 году, в том числе Моро, Поля-Жака-Эме Бодри , Жюля-Эли Делоне , Гюстава Доре , Анри Жервекса , Анри Гарпиньи , Эрнеста Эбера , Нели. Жакмар , Эжен Лами , Жан-Франсуа Рафаэлли , Феликс Зием и другие. Все результаты были выставлены вместе в 1881 году в Cercle des Aquarellistes в Париже. Выставка была отмечена критиками того времени, а работа Моро (который выполнил 25 произведений, больше, чем любая другая) была оценена намного лучше большинства других. Ему одному было поручено продолжить серию. На единственной частной выставке в его жизни 64 басни Ла Фонтена вместе с шестью другими большими акварелями были выставлены в галерее Goupil & Cie в 1886 году, где Тео Ван Гог менеджером был , а затем в Лондоне. Серия была снова выставлена посмертно в Париже в 1906 году, а одна была подарена Национальному музею Гюстава Моро . Примечательно, что после смерти Ру в 1914 году 63 акварели были проданы одному коллекционеру, и хотя они считались одними из лучших его работ, они не выставлялись ни покупателем, ни их наследниками более 100 лет и известны только из некоторых ранних черно-белых репродукций низкого качества. Почти половина картин впоследствии исчезла во время правления нацистов и больше не появлялась. [3] : 188 с. [11] [12] [13]
Моро и его мать были очень близки на протяжении всей его жизни. В более поздние годы она потеряла слух, и Гюстав общался с ней, делая заметки на листках бумаги, часто высказывая свои мысли о картинах, над которыми он работал. Его помощник Анри Рупп сохранил многие записи, которые хранятся в архиве музея и дают важное представление об идеях Моро о его искусстве. Смерть матери в возрасте 82 лет в 1884 году вызвала у него глубокое отчаяние. Некоторое время он не мог ночевать один в семейном таунхаусе и укрывался в квартире Александрины Дюрё неподалеку. В конце концов, комната, где умерла его мать, осталась неизменной и стала чем-то вроде святыни, в которую он никогда не входил. Шесть лет спустя он был у постели Александрины Дюрё, когда она умерла 28 марта 1890 года после пяти месяцев ухудшения здоровья. Ее смерть также сильно повлияла на него. Он выкупил у ее наследников несколько акварелей, которые подарил ей на протяжении многих лет, и кое-какую мебель, которую в память о ней разместил в комнате своего городского дома. Обе смерти усилили его изоляцию, и он погрузился в свою работу, которая приобрела еще больший меланхолический оттенок. [3] : 154 и 161–62, 196 с. [4] : 61 с.
Моро был избран в Школу изящных искусств в 1888 году, но отказался от должности профессора и класса, а директор Поль Дюбуа освободил его от всех формальных обязательств. Однако на смертном одре Эли Делоне (близкий друг еще со времен их пребывания в Риме) попросил Моро стать его преемником и возглавить одно из главных ателье школы. Моро неохотно принял этот класс на временной основе в октябре 1891 года, но позже принял назначение профессора и директора ателье в январе 1892 года в возрасте шестидесяти пяти лет. Моро отличался от академических художников Школы изящных искусств, включая Леона Жерома , Леона Бонна , Уильяма Бугро , Жан-Поля Лорана , Люка-Оливье Мерсона и Жюля-Эжена Ленепве . В период с 1891 по 1898 год через студию Моро прошло около 125 студентов; среди них были Пьер Марсель-Беронно , Симон Бюсси , Шарль Камуан , Анри Эвенепул , Жюль Фландрен , Рауль дю Гардье , Жак Грюбер , Шарль-Франсуа-Проспер Герен , Анри Матисс , Альбер Марке. , Анри Манген , Эдгар Максанс , Теодор Паллади , Леон Принтам , Жорж Руо и Фернан Сабатте . [3] : 253–254 с. [14]
«Здесь, в последние годы своей жизни, он проявил незаурядные педагогические способности». [15] : 80 р. Класс Моро быстро привлек самых прогрессивных и предприимчивых учеников. Еще в 1896 году Роджер-Маркс писал: «Огни восстания зажглись в самом сердце Школы изящных искусств: все бунтовщики против рутины, все те, кто желает развиваться по-своему, собрались под щит Гюстава Моро». [16] : 19 с. Моро не пытался навязать своим ученикам свои взгляды или стиль. Он создал для них стимулирующую атмосферу и разумное поощрение следовать своим собственным идеям. [17] : 27 стр. Он водил своих учеников в Лувр, чтобы они изучали и копировали работы мастеров, что было неслыханно в Школе изящных искусств: Матисс сказал: «С его стороны было почти революционным отношением показать нам дорогу в музей». [4] : 62 с. Студентов приглашали к нему домой по воскресеньям после обеда (но не разрешали посещать его студию), и время от времени он навещал своих учеников.
Вчера в половине второго я гулял по набережной и встретил Гюстава Моро, который, как и я, направлялся к моему хорошему приятелю, Анри Матиссу , тонкому художнику, искусному в искусстве использования серых тонов. Он страдает сильной невралгией руки и едва может ходить. Каким-то образом мы добрались до набережной Сен-Мишель, где прогуливался и ждал Матисс. Мы с трудом поднимались по лестнице того старого дома под номером 19. И вот мы наконец оказались в маленькой мастерской, полной рваных обоев и безделушек, серых от пыли. Моро сказал мне: «Мы присяжные». Он сел в кресло, я рядом с ним, и мы провели восхитительный час. Он рассказал нам, почему и почему ему нравится и не нравится. Матисс показал нам свои работы для выставки на Марсовом поле [т.е. Салона национального общества изящных искусств], около десяти холстов с прекрасными цветами, практически все — натюрморты, и они послужили отправной точкой для разговора обо всем, что связано с искусством, в том числе музыкой. Моро остался удивительно молодым. В нем нет ничего профессорского, ни намека на педантизм. Он друг." - Анри Эвенепул [3] : 255 с.
Жорж Руо сказал: «Он был не профессором в общепринятом понимании, а человеком, которому было полезно подражать». [18] : 117 с. Руо уже был студентом, когда Моро пошел в его класс. Вскоре он признал исключительный талант Руо, а Руо всегда высоко уважал Моро. «Полвека спустя Руо все еще говорил о нем с тем же благоговением, с той же симпатией и сердечностью, как если бы Моро был еще жив, и как если бы сам Руо все еще был неопытным юношей у ног наставника, суждениям которого он безоговорочно доверял. и в искусстве, и в жизни. [19] : 27 с. Матисс сказал: «Великим качеством Гюстава Моро было то, что он считал, что ум молодого студента должен постоянно развиваться на протяжении всей его жизни, а не заставлял его сдавать различные учебные экзамены». [18] : 117 с. Матиссу было отказано в приеме в Школу изящных искусств, но Моро увидел, как он рисует во дворе школы, и пригласил его присоединиться к своему классу, освободив его от вступительных экзаменов. [20] : 23–24 с. [21] : 17 с. Матисс вскоре стал центральной фигурой среди группы студентов в студии Моро, которая превратилась в фовиста . Альбер Марке сказал: «Еще в 1898 году Матисс и я работали в том, что позже было названо фовистической манерой», примером которой является «Фовистская обнаженная натура », написанная в ателье Моро. На протяжении десятилетий его ученики отдавали должное значимости своего учителя, вспоминая его пророческие высказывания, которые часто принимались близко к сердцу: «чем элементарнее ваши средства, тем сильнее проявляется ваша чувствительность»; «Нужно думать о цвете, его нужно иметь в воображении». «Природа сама по себе — ничто! Она лишь дает художнику возможность выразить себя. Искусство — это неослабевающее стремление посредством пластических средств выражения и внутреннего чувства». [17] : 15–17 и 28 стр. [16] : 18–19 с.
Беспокойство Моро о судьбе дела всей его жизни началось в 1860-х годах. Он начал инвентаризацию своих картин примерно в 1884 году, и смерть Делоне в 1891 году стала примером того, что могло стать с работами художника после его смерти. Моро пришел к мысли оставить свой дом государству под музей и в 1895 году реконструировал свой таунхаус, расширив свою небольшую студию на верхнем этаже до гораздо большего выставочного пространства. Примерно через год ухудшения здоровья Моро умер от рака желудка 18 апреля 1898 года и был похоронен на кладбище Монмартра в Париже в могиле своих родителей. Он оставил инструкцию, в которой оговаривалось, что о его смерти не должно сообщаться в прессе; его похороны должны были стать очень маленькой и простой службой; и любые цветы следовало возлагать на могилу Александрины Дюрё, а не на его собственную. Правительство не решалось принять поместье, поскольку дома-музеи художника были в то время очень редки и беспрецедентны во Франции. Его помощник Анри Рупп сыграл важную роль в организации поместья и убеждении государства передать его во владение. [3] : 216–222 стр. [4] : 61 с.
Искусство
[ редактировать ]Я не верю ни в то, к чему прикасаюсь, ни в то, что вижу, а только в то, что чувствую. Мой мозг и мой разум кажутся эфемерными и имеют сомнительную реальность. Одно только мое внутреннее чувство кажется мне вечным и несомненно достоверным. — Гюстав Моро
Экзотика
[ редактировать ]Образование Гюстава Моро в области классического рисунка не мешало ему экспериментировать с разными стилями искусства. Путешествуя по другим странам, таким как Италия или Голландия, и читая публикации, Моро смог развить свой уникальный вид искусства. Наиболее важными публикациями, которыми он владел, были «Грамматика орнамента» Оуэна Джонса, «Исторический костюм» Августа Расине и «Костюм» Фредерика Хоттенрота. [22] Все эти влияния побудили Моро рисовать не только людей, но и животных и памятники архитектуры. Он начал свою карьеру с рисования классического искусства, но, используя экзотические образы, разработал загадочную и уникальную форму искусства.
Наследие
[ редактировать ]За свою жизнь Моро создал более 15 000 картин, акварелей и рисунков. [3] : диджей Из-за его нежелания продавать свои работы, когда он умер, у него все еще оставалось 1200 картин и акварелей, а также 10 000 рисунков, которые он оставил государству. [1] : 110 с. Национальный музей Гюстава Моро на улице де ла Рошфуко, 14 ( 9-й округ ) открылся для публики 14 января 1903 года, куратором был назначен его бывший ученик Жорж Руо . [23] : 13 с.
«Визионер, как никто другой, он сделал страну грез своей собственностью, но из-за безумия его мечтаний чувство тоски и отчаяния проникло в его работы. современников и привнес оттенок идеализма в скептически-практичный конец века. Под влиянием его живописи выросло целое поколение молодых людей, унылых и томных, упрямо обращенных к прошлому и волшебству других. дни; целое поколение литераторов, особенно поэтов, ностальгически влюбилось в стройных Саломеев, сверкающих драгоценностями, в муз, несущих обескровленные отрубленные головы». — Жан Лоррен [18] : 79 с.
Его влияние на символизм при жизни и в десятилетие после его смерти было огромным. «Гюстав Моро был человеком момента. Отстраненный, независимый, одинокий, он, тем не менее, стал модным в высшем обществе и был принят в масонские и оккультные круги». [2] : 40 р. Историк искусства Жан Зельц писал: «Он был символистом до символиста и самым необыкновенным из всех». [4] : диджей Он оказал влияние на следующее поколение символистов, особенно на ведущих деятелей бельгийского символизма, таких как Жан Дельвиль и Фернан Кнопф , а также Одилон Редон во Франции. [1] : 90 с. [3] : 266 с. Редон сказал о своей работе: «Моро, холостяк, создал работу элегантного холостяка, строго защищенного от потрясений жизни; его работа — плод ее, это искусство и ничего кроме искусства, и это высказывание хорошая сделка». [2] : 178 с.
Многие поэты и писатели того времени почитали картины Моро: Теофиль Готье , Жорис-Карл Гюисманс , Стефан Малларме , Поль де Сен-Виктор и Эмиль Золя хвалили его работы. В то время для поэтов было обычной практикой перефразировать стихотворные картины, которыми они восхищались, а картины Гюстава Моро были одними из самых прославленных поэтов-символистов. Теодор де Банвиль , Хосе Мария де Эредиа , Клавдий Попелен , Жан Лоррен , Анри Казалис и другие писали о творчестве Моро в стихах. [3] : 234–236 с. [2] : 53 с.
Интерес к его работам оставался довольно высоким в первое десятилетие 20-го века, и в течение 15 лет после его смерти время от времени проводились выставки его картин. Однако, когда музей открылся, публика того времени испытала некоторое разочарование, увидев большое количество рисунков и незавершенных картин, а не музей, полный высокозаконченных шедевров, написанных маслом, и посещаемость начала падать после открытия. [3] : 223 с. С появлением и распространением реализма , импрессионизма и постимпрессионизма , за которыми последовал натиск фовизма , кубизма , футуризма , экспрессионизма , абстрактного искусства и дадаизма , Моро (и большинство символистских картин, не реализованных в экспрессионистском стиле), оказались менее актуальными для модернизма. и был почти забыт. После Первой мировой войны небольшая известность и известность Моро во многом были связаны с его статусом учителя Руо , Матисса и фовиста . [1] : 110 с. Одной из немногих выставок за 40-летний период с 1918 по 1958 год была выставка, состоявшаяся в Париже в 1926 году, посвященная Моро и его ученикам. [1] : 94 с.
Моро и сюрреализм
[ редактировать ]Андре Бретон , как известно, «преследовал» музей и считал Моро предшественником сюрреализма . В своем «Манифесте сюрреализма » он перечислил предшественников этого движения, поэтов и художников, которые «могли сойти за сюрреалистов», и включил Моро с Пикассо , де Кирико и краткий список других примеров. [24] : 26–27 с. Бретон писал в 1961 году: «Мое открытие музея Гюстава Моро в Париже, когда мне было шестнадцать лет, сформировало мои симпатии и привязанности на всю оставшуюся жизнь. Именно там, в некоторых женских лицах и фигурах, я получил откровение красота и любовь». [25] : 29 с. Жорж Батай с энтузиазмом писал о своих работах, называя их предшественником сюрреализма. [26] Сальвадор Дали также был большим поклонником творчества Моро и постоянным посетителем музея Гюстава Моро: «Тем, кого я люблю, я рекомендую посетить музей, зайти и окунуться в этот сумеречный мир, где, поднявшись из пучины эротической и скатологической одержимости , созвездия драгоценных камней плывут, как множество обещаний архангельского искупления». [27] Именно в музее Гюстава Моро в 1970 году Дали (держал восковую копию своей головы на серебряном блюде) решил публично объявить о своих планах открыть собственный музей, Театро-музей Дали , в Фигерасе , Испания. Известно, что Макс Эрнст иногда использовал репродукции работ Моро для создания коллажей. [3] : 268–269 с.
Андре Бретон отстаивал творчество Моро на протяжении всей своей жизни, всякий раз, когда у него была возможность, в своих произведениях и знакомил с музеем в Париже других писателей и художников. [1] : 110 с. [3] : 223 с. В то время, когда Моро и символизм в значительной степени ушли в безвестность, Бретон спонсировал выставку рисунков-символистов в Париже, в галерее Дато-Лавуар в 1958 году. Выставка была признана важным событием в восстановлении признания творчества Моро. Это была небольшая, «слишком конфиденциальная» выставка, но ей удалось привлечь внимание нужных кураторов, и в 1961 году она не меньше, чем Лувр. [28] и Музей современного искусства [29] организовал выставки картин Моро, за которыми, в свою очередь, последовала знаковая выставка символизма Le Groupe des XX et son temps в Брюсселе в 1962 году. К 1970-м годам выставки и монографии о Моро и символизме появлялись с некоторой регулярностью. [2] : 11 с.
Японский художник Ёситака Амано , известный такими работами, как «Последняя фантазия» , «Яйцо ангела » и «Охотник на вампиров D» , был вдохновлен стилем Моро. Амано рассказал в интервью, что когда он впервые экспериментировал со стилями, пытаясь найти свой собственный, он пытался имитировать работы Моро. [30]
Галерея
[ редактировать ]Картины маслом
[ редактировать ]- Эдип и Сфинкс (1864), 206 х 105 см, Метрополитен-музей.
- Диомед, пожираемый лошадьми (1865), 140 x 95,5 см, Музей изящных искусств Руана
- Джейсон и Медея (1865), 213 х 126 см, Музей Орсе.
- Орфей (1865 г.), 154 х 99,5 см, Музей Орсе.
- Прометей (1868), 205 х 122 см, Музей Гюстава Моро.
- Андромеда (1867-1869), 55 х 43 см, Музей Гюстава Моро.
- Похищение Европы (ок. 1869 г.), 26 х 42 см, Музей Орсе.
- Деянира , Осень (1872), 55,1 х 45,4 см, Музей Дж. Пола Гетти
- Младенец Моисей (ок. 1876–1878), 185 х 136,2 см, Музей Фогга.
- Геркулес и Гидра Лерны (1876), холст, масло, 179,3 х 154 см, Чикагский институт искусств
- Саломея, танцующая перед Иродом (1876), 143,5 х 104,3 см, Музей Молота
- Джейкоб и ангел (1878), 255 х 147,5 см, Музей Фогга.
- Триумф Александра Македонского (ок. 1885 г.), 155 х 155 см, Музей Гюстава Моро.
- Мистический цветок (ок. 1890 г.), 253 х 137 см, Музей Гюстава Моро.
- Юпитер и Семела (1894–95), 212 х 118 см, Музей Гюстава Моро.
Акварель
[ редактировать ]- Европа и Бык (ок. 1869 г.), 15,2 х 12,2 см, Уодсворт Атенеум
- Персей и Андромеда (1870-е), 20 х 25,4 см, Бристольский музей и художественная галерея
- Саломея в саду (1878), 72 х 43 см, частное собрание.
- Обезьяна и дельфин из «Басен Лафонтена» (1880-е), акварель, частное собрание.
- Павлин, жалующийся Юноне (1881), 31 х 21 см, Музей Гюстава Моро
- Вечер и печаль (1882), 36,7 х 19,8 см, Фонд Эфрусси де Ротшильда
- Самсон и Далила (1882), 15,8 х 21,3 см, Лувр
- Ева (1885), частное собрание.
- Вечер (1887), 39 х 24 см, Музей Клеменса Сельса
- Елена Прославленная (1897), 30,5 × 23,2 см, частное неизвестно.
См. также
[ редактировать ]- Явление
- Химеры (картина)
- Русалка и поэт (французский)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кассу, Жан. 1979. Краткая энциклопедия символизма. Chartwell Books, Inc., Секокус, Нью-Джерси, 292 стр. ISBN 0-89009-706-2
- ^ Jump up to: а б с д и ж Делевой, Роберт Л. 1978. Символист и символизм. Editions D'Art Альберт Скира, Женева // Rizzoli International Publishing, Inc., Нью-Йорк. 247 стр. ISBN 0-8478-0141-1
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Матье, Пьер-Луи. 1994. Гюстав Моро. Фламмарион. Нью-Йорк. 309 стр. ISBN 2-08013-574-0
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Зельц, Жан. 1979. Гюстав Моро. Crown Publishers, Inc. Нью-Йорк. 96 стр. ISBN 0-517-53449-5
- ^ Jump up to: а б Паладиль, Жан (1972). Гюстав Моро: его жизнь и творчество . Издательство Прагер. LCCN 71-151833 .
- ^ Валентин, Робер Франсуа (1841). Знаменитые художники . Башни. п. 50.
- ^ Каплан, Юлиус (1974). Гюстав Моро . Литтл Браун и компания. стр. 7, 55 . ISBN 0-8212-0628-1 .
- ^ Jump up to: а б с Юлиус Каплан. «Моро, Гюстав». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Люси-Смит, Эдвард. (1972) Искусство символизма . Лондон: Темза и Гудзон , с. 63. ISBN 0500201250
- ^ Винкфилд, Тревор (апрель 2012 г.). «Письмо Брайану Осберну от Тревора Винкфилда» . Бруклинская железная дорога .
- ^ Гюстав Моро: Сборщик снов Пьера-Луи Матье 1998
- ^ Оуэнс, Сьюзен. 2021. Острота в истории – как Гюстав Моро добавил остроты басням Ла Фонтена. Журнал Аполло. 17 сентября 2021 г. (по состоянию на 11 октября 2021 г.)
- ^ Уоддесдон, Дом и сады Ротшильдов. Что происходит. Выставка редко встречающихся акварелей великого французского художника, иллюстрирующих басни Жана де ла Фонтена 17 века. (по состоянию на 11 октября 2021 г.)
- ^ Герен, Жан (1957). Мужчины и деятельность: около полувека . п. 72.
Марсель Беронно сначала работал в Ecole des beaux-arts de Bx одновременно с Фернаном Сабатте, затем стал одним из самых блестящих учеников в студии Гюстава Моро в Ecole des beaux-arts de Paris.
- ^ Арнасон, Х.Х. 1977. История современного искусства: живопись, скульптура, архитектура. Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство. Нью-Йорк. 740 стр.
- ^ Jump up to: а б Диль, Гастон. 1975. Фовисты. Библиотека великих художественных движений. Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство. Нью-Йорк. 168 стр. ISBN 0-8109-0114-5
- ^ Jump up to: а б Леймари, Жан. 1959. Фовизм: биографическое и критическое исследование. Вкус нашего времени, Том. 28. Editions D'Art Albert Skira, Женева. 165 стр.
- ^ Jump up to: а б с Даваль, Жан-Люк. 1979. Современное искусство: решающие годы 1884–1914. Editions D'Art Альберт Скира, Женева // Rizzoli International Publishing, Inc., Нью-Йорк. 221 стр. ISBN 0-8478-0212-4
- ^ Вентури, Лионелло. 1959. Руо: Биографическое и критическое исследование. Вкус нашего времени, Том. 26. Editions D'Art Albert Skira, Женева. 143 стр.
- ^ Лассень, Жак. 1959. Матисс: биографическое и критическое исследование. Вкус нашего времени, Том. 30. Editions D'Art Albert Skira, Женева. 139 стр.
- ^ Якобус, Джон. 1973. Матисс. Библиотека великих художников. Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство. Нью-Йорк. 184 стр.
- ^ Оуэн Джонс, Грамматика орнамента (Лондон, 1865; первое издание, Лондон, 1856), табл. 28, № 22 (МГМ, инв. 14806); Огюст Расине, «Исторический костюм» , 6 томов. (Париж, 1888 г.) (MGM Inv. 10387); Фредерик Готтенрот, «Костюм, оружие, утварь, инструменты древних и современных людей» (Париж, [1885-99]), с. 17, рис. 7 (MGM Инв. 10391)
- ^ Куртион, Пьер. 1977. Руо. Библиотека великих художников. Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство. Нью-Йорк. 160 стр. ISBN 0-8109-0459-4
- ^ Бретон, Андре. 1924 [Перевод Ричарда Сивера и Хелен Р. Лейн. 1972.] Манифесты сюрреализма. Анн-Арбор в мягкой обложке, Издательство Мичиганского университета. Энн Арбор. 304 стр. ISBN 0-472-06182-8
- ^ Пикон, Гаэтан. 1977. Сюрреалисты и сюрреализм, 1919-1939. Editions D'Art Альберт Скира, Женева/Rizzoli International Publishing, Inc., Нью-Йорк. 231 стр. ISBN 0-8478-0041-5
- ^ Битва, Жорж. 1961. Гюстав Моро, умственно отсталый, предшественник сюрреализма. Искусство, 825:7-13.
- ^ Дали, Сальвадор и Луи Пауэлс. 1968. Страсти по Дали. Деноэль, Париж. 132-133 стр.
- ^ Жан Кассу, Жан Паладил и Рагнар ван Холтен. 1961. Гюстав Моро: второе издание, исправленное и исправленное. Лувр, Éditions des Musées Nationaux. Париж. 64 стр.
- ^ Ревальд, Джон, Гарольд Иоахим и Дор Эштон. 1961. Одилон Редон, Гюстав Моро, Родольф Бресден. Музей современного искусства/Чикагский институт искусств/Даблдей, Нью-Йорк. 184 стр.
- ^ «Этот мини-документальный фильм заставляет меня еще больше любить Ёситаку Амано» . 27 октября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с картинами Гюстава Моро, на Викискладе?
- Гюстав Моро
- 1826 рождений
- 1898 смертей
- Художники из Парижа
- Французские художники XIX века.
- Французские граверы XIX века.
- Французские художники-мужчины XIX века
- Французские скульпторы XIX века.
- Французские художники-мужчины
- Академическое искусство
- Французские художники-портретисты
- Религиозные художники
- Выпускники Школы изящных искусств
- Похороны на кладбище Монмартр
- Академический состав Школы изящных искусств
- Французские художники-символисты.
- Французские художники-историки
- Мифологические художники
- Члены Академии Художеств
- Офицеры Почетного легиона