Jump to content

Анри Матисс и золотая рыбка

Французский художник Анри Матисс был известен своим использованием цвета и мастерством рисунка. В начале 20-го века Матисс стал лидером художественного движения фовизма , которое было ранним движением в более широкую эпоху постимпрессионизма .

После поездки в Марокко в 1912 году Матисс использовал золотых рыбок в аквариумах в качестве мотива в своем искусстве. Сохраняя использование цвета, которым он известен, Матисс включал золотую рыбку в различные сценарии натюрмортов , часто как особенность, встречающуюся в изображениях его различных студий, а не как центральную часть произведений.

Этот мотив присутствовал в искусстве Матисса в основном в начале и середине 1910-х годов, но также и в 1920-х годах. Большинство из этих произведений были маслом на холсте натюрмортами, написанными , но в 1929 году Матисс создал офорты, рисунки и гравюры с этим мотивом.

Историки искусства отмечают, что работы Матисса с изображением золотых рыбок исследуют темы созерцания, спокойствия и живописного пространства, причем Матисс создает для последнего сложные аранжировки. Аквариумы, вокруг которых плавают золотые рыбки, служат метафорой студии.

Арабская кофейня , 1912–1913, изображает встречи Матисса в Марокко.

В первые два десятилетия 20 века Матисс посещал выставки исламского искусства. Он также путешествовал по Алжиру и Марокко, собирая керамику, текстиль и плитку. [ 1 ] В 1909 году Матисс переехал из Парижа в соседний Исси-ле-Мулино, чтобы избежать парижского давления. [ 2 ] Он изобразил свою студию Исси в «Красной студии» ( L'Atelier Rouge считают одним из самых влиятельных произведений современного искусства . ), картине маслом на холсте 1911 года, которую эксперты [ 3 ] [ 4 ] Студия часто изображалась на последующих картинах Матисса с золотыми рыбками.

В январе 1912 года Матисс посетил Танжер в Марокко, где пробыл до апреля. [ 2 ] Находясь там, Матисс заметил, как местных жителей тянуло наблюдать за плаванием золотых рыбок в мисках. , Матисс восхищался «расслабленным и созерцательным» образом жизни марокканцев , и эту точку зрения разделяли и другие европейцы, посетившие Северную Африку По данным Smarthistory . [ 2 ] Ранее в 1908 году Матисс писал, что мечтал о:

искусство баланса, чистоты и безмятежности, лишенное тревожащих или удручающих тем, искусство, которое может [...] оказывать успокаивающее, успокаивающее воздействие на разум, что-то вроде хорошего кресла, которое обеспечивает расслабление от усталости. [ 5 ]

Золотая рыбка эпохи

[ редактировать ]
Зора на террасе , 1912–13 гг.

Золотая рыбка стала часто повторяющимся мотивом в искусстве Матисса с 1912 по 1915 год. [ а ] Скульптуры, цветы и окна также были распространенными мотивами на картинах Матисса с золотыми рыбками. [ 4 ] Десятилетие 1910-х годов было «чрезвычайно рефлексивным периодом в его карьере, когда исследовались новые пространственные конфигурации», и Матисс использовал кубистские приемы «для своих иллюзорных целей, чтобы парадоксальным образом предполагать замкнутость». [ 4 ]

Вернувшись в Исси из поездки в Марокко, Матисс весной и в начале лета 1912 года создал серию из девяти картин, в которую «Золотая рыбка» была включена . В отличие от других его картин с изображением главных животных, в этой картине в центре внимания находится золотая рыбка. [ 2 ] «Золотая рыбка и скульптура» также была написана в весенне-летний период 1912 года. [ 7 ] На этой картине изображена его «Лежащая обнаженная», написанная в 1907 году, которая теперь приобрела «персиковый оттенок кожи воображаемой кавказской модели». [ 8 ] Матисс также продюсировал произведение «Студия с золотой рыбкой » ( L'Atelier aux poissons rouges ), датированное маем – концом сентября 1912 года. [ 9 ]

Позже Матисс изобразит свой опыт посещения Марокко в арабской кофейне ( Le cafe Maure ) (1912–13). [ 2 ] В сопутствующем произведении «Зора на террасе» изображена женщина, смотрящая на рыбу. И в «Арабской кофейне» , и в «Зоре на террасе» персонажи изображены «с глубоким вниманием». [ 4 ]

В 1914 году он создал «Интерьер с чашей золотой рыбки» . [ б ] в котором заметно использование синего цвета. [ 10 ] ​​«Золотая рыбка с палитрой» , датированная ноябрем 1914 г. – весной 2015 г. В этот период также была изготовлена [ 11 ] Эти две пьесы были написаны в студии Матисса на набережной Сен-Мишель , 19 . [ 12 ]

Женщина перед аквариумом , 1921–1923 гг.

Золотая рыбка снова появится в работах Матисса в следующем десятилетии, например, в «Миске золотой рыбки» (зима 1921–22). [ 13 ] Живя к этому моменту в Ницце , Матисс в этой работе особенно интересовался солнечным светом, льющимся из окна. [ 13 ] Картина «Молодая женщина перед аквариумом» ( Jeune fille devant un Aquarium ) также была написана в это время, с сентября 1921 года по февраль 1922 года. [ 14 ] Похожая картина «Женщина перед картиной «Аквариум» (датированная 1921–1923 гг.) включает в себя элементы, с которыми Матисс столкнулся во время своих поездок в Северную Африку. [ 1 ] Внутренняя сцена включает текстильную ширму с декоративным рисунком. [ 1 ]

В 1929 году Матисс снова включил в свое искусство золотую рыбку. Он создал множество рисунков и гравюр с этим мотивом. [ 4 ] В ноябре он создал серию из десяти гравюр, на которых изображена женская голова, смотрящая на чашу с золотой рыбкой. [ 15 ] Работая над серией, Матисс делал наброски прямо на небольших ручных медных пластинах. [ 15 ] Для многих эскизов Матисс использовал технику гравюры «шин-колле» . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

Темы и анализ

[ редактировать ]
Интерьер с миской золотой рыбки , 1914 год.

Мотив золотой рыбки связан с темой созерцания. Матисс, известный своей осведомленностью об этой теме, однажды заметил Марселю Самбату : «Эти большие дьяволы часами созерцают перед цветком и красной рыбой». [ 4 ] В «Золотой рыбке» и «Палитре» эта «художественная медитация подчеркивается, поскольку взгляд марокканцев сравнивается с собственными размышлениями художника о художественном сдерживании». [ 4 ] Золотая рыбка также стала символом спокойного и безмятежного душевного состояния, которым, по его мнению, обладали марокканцы, и которым он восхищался. [ 2 ] [ 5 ] а также « потерянный рай ». [ 2 ] Призыв к «созерцательному расслаблению зрителя» был основной темой работ Матисса, найденных в «Золотой рыбке» . [ 2 ]

Живописное пространство и его конфигурация также являются общей темой картин с золотыми рыбками. [ 2 ] [ 4 ] Золотая рыбка имела «сложное построение живописного пространства». [ 2 ] Расположение « Интерьера» с чашей с золотой рыбкой «подчеркивает интерес Матисса к окнам как к проходам между внутренним и внешним пространством». [ 12 ] Студия Матисса часто встречается на картинах с золотыми рыбками, а золотая рыбка, плавающая в аквариумах, рассматривается как метафора студии. [ 2 ] Кейт Линкер из Artforum написала, что неявные особенности «в этих студиях» распространяются на другие пространства, уточнив, что «пространства в картинах Матисса обычно организованы не формальной связностью или дизайном, а символическим образом, с использованием повторений формы и оттенка. тематические аналогии или графические эффекты для усиления или воплощения их значения». [ 4 ]

Линкер также написал следующее:

Округлость «Красной студии» возвращает нас к чаше с золотой рыбкой, с которой картина имеет явное сходство. Если чаша выступает метафорой пространства и произведения искусства в роли пространственного суммирования, то «Красную студию» можно рассматривать как ее аналог ». [ 4 ]

В 2022 году Broadsheet прокомментировал « Интерьер с чашей золотой рыбки », написав, что это произведение имеет «особый резонанс для современного зрителя», и назвав его «действительно полезной работой, на которую стоит посмотреть в эпоху [COVID-19] , когда мы мы все слишком долго провели в своем личном пространстве». [ 10 ]

Выставки и музейные коллекции

[ редактировать ]

В 2010 году в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке прошла выставка «Матисс: радикальное изобретение, 1913–1917». Интерьер с золотой рыбкой [ б ] а «Золотая рыбка» и «Палитра» были представлены на выставке вместе. [ 19 ] Золотая рыбка и скульптура также находятся в МоМА. [ 7 ] По состоянию на 2022 год картины Матисса с золотыми рыбками находятся в художественных музеях по всему миру.

Список работ золотых рыбок

[ редактировать ]
Имя
(французское имя)
Год Размеры Город Галерея Примечания
Золотая рыбка 1912 57 × 38 дюймов.
(146 см × 97 см)
Москва, Россия Пушкинский музей [ 6 ]
Золотая рыбка и скульптура 1912 46 × 39 5/8 дюйма.
(116,2 × 100,5 см)
Нью-Йорк, США Музей современного искусства [ с ]
Аквариум с рыбой в комнате 1912 82 × 93 см Копенгаген , Дания Национальная галерея Дании [ 5 ]
Студия с золотой рыбкой
( Мастерская «Золотая рыбка »)
1912 46 7/16 × 39 15/16 дюйма.
(118 × 101,5 см)
Филадельфия , США Фонд Барнса [ 9 ]
Зора на террасе 1912–13 116 × 100 см Москва, Россия Пушкинский музей [ 5 ]
Арабская кофейня
( Мавританское кафе )
1912–13 176 × 210 см Санкт-Петербург , Россия Эрмитаж [ д ]
Интерьер с миской золотой рыбки
( Золотая рыбка (Интерьер, чаша с золотыми рыбками) )
1914 147 × 97 см Париж, Франция Центр Помпиду [ б ]
Золотая рыбка и палитра 1914–15 57 3/4 × 44 1/4 дюйма.
(146,5 × 112,4 см)
Нью-Йорк, США Музей современного искусства [ 11 ]
Чаша золотой рыбки 1921–22 21 3/8 × 25 3/4 дюйма.
(54,3 × 65,4 см)
Нью-Йорк, США Метрополитен-музей [ 13 ]
Молодая женщина перед аквариумом
( Девушка перед аквариумом )
1921–22 18 1/4 × 21 5/8 дюйма.
(46,4 × 54,9 см)
Филадельфия , США Фонд Барнса [ 14 ]
Женщина перед аквариумом 1921–23 31 15/16 × 39 7/16 дюйма.
(81,2 × 100,2 см)
Чикаго, США Институт искусств Чикаго [ 1 ]

Рисунки и принты

[ редактировать ]
Имя
(французское имя)
Год Середина Размеры Город Галерея Примечания
Девушка с аквариумом 1929 Офорт Тарелка: 3 5/8 × 4 7/8 дюйма (9,21 x 12,38 см)
Лист: 11 1/8 × 14 1/2 дюйма (28,26 x 36,83 см).
Миннеаполис , США Институт искусств Миннеаполиса [ 15 ]
Голова девушки и две золотые рыбки 1929 Офорт черным цветом на бумаге кремового цвета, наложенной на бумагу цвета слоновой кости (chinecolle). 82 × 115 мм [ и ] Чикаго, США Институт искусств Чикаго [ 16 ]
Женщина с аквариумом 1929 Офорт с застрявшей скулой 3 5/8 × 4 3/4 дюйма (9,2 × 12,1 см) Нью-Йорк, США Метрополитен-музей [ 17 ]
Молодая женщина созерцает чашу с золотой рыбкой
( Молодая женщина рассматривает миску с золотыми рыбками )
1929 Офорт с застрявшей скулой Пластина: 3 15/16 × 5 7/8 дюйма.
(10×15 см); лист: 11 × 15 1/16 дюйма.
(28 × 38,2 см)
Нью-Йорк, США Музей современного искусства [ 18 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Артфорум [ 4 ] и Пушкинский музей также относит 1911 год к периоду частого появления золотых рыбок в искусстве Матисса. [ 6 ]
  2. ^ Перейти обратно: а б с Интерьер с чашей с золотой рыбкой также известен как Интерьер, чаша с золотой рыбкой. [ 10 ] и Интерьер с золотой рыбкой . [ 5 ] Не путать со «Студией с золотой рыбкой» (1912), которую еще называют «Интерьер с золотой рыбкой» . [ 5 ]
  3. Артфорум писал, что золотая рыбка впервые появилась в искусстве Матисса в 1911 году в «Золотой рыбке и скульптуре» . [ 4 ] произведение датировано 1912 годом Однако на официальной веб-странице Музея современного искусства . [ 7 ]
  4. ^ Источник Smarthistory датирует это произведение 1911–1913 годами, и и он, и Artforum поочередно называют арабскую кофейню « арабским кафе» . [ 2 ] [ 4 ]
  5. ^ Размер изображения данной работы 82 × 115 мм, при этом работа имеет дополнительные размеры: 88 × 123 мм (основная опора); 90×125 мм (пластина); 284×380 мм (второстепенная опора).
  1. ^ Перейти обратно: а б с д «Женщина перед аквариумом» . Художественный институт Чикаго . Проверено 22 сентября 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Уилкинс, Шарлотта (9 августа 2015 г.). «Матисс, Золотая рыбка » . Смартистория . Проверено 20 сентября 2022 г.
  3. ^ «Писсуар Дюшана возглавляет художественный обзор» . Новости Би-би-си . 1 декабря 2004 года . Проверено 22 сентября 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Линкер, Кейт (октябрь 1980 г.). «Размышления о чаше с золотой рыбкой: автономия и аналогия у Матисса» . Артфорум . 19 (2): 65–73 . Проверено 22 сентября 2022 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Михальска, Магда (29 декабря 2021 г.). «Почему Матисс был одержим золотой рыбкой?» . Ежедневный художественный журнал . Проверено 20 сентября 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б "Анри Матисс Золотая рыбка . 1912" . Пушкинский музей . Проверено 20 сентября 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с «Анри Матисс. Золотая рыбка и скульптура. Исси-ле-Мулино, весна-лето 1912» . Музей современного искусства . Проверено 20 сентября 2022 г.
  8. ^ Рутье, Джессика Сквайр (23 мая 2017 г.). «Матисс в мастерской» . Еженедельник антиквариата и искусства . Проверено 20 сентября 2022 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Анри Матисс: Студия с золотой рыбкой (L'Atelier aux Poissons Rouges)» . Фонд Барнса . Проверено 20 сентября 2022 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Хит, Никола (6 января 2022 г.). «Пять произведений Матисса, отражающих его влияние на историю искусства» . Широкоформатный лист . Проверено 20 сентября 2022 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Анри Матисс. Золотая рыбка и палитра. Париж, набережная Сен-Мишель, конец ноября 1914 года — весна 1915 года» . Музей современного искусства . Проверено 20 сентября 2022 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с «Чаша золотой рыбки» . Метрополитен-музей . Проверено 20 сентября 2022 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Молодая женщина перед аквариумом (Jeune fille devant un Aquarium)» . Фонд Барнса . Проверено 21 сентября 2022 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с «Девочка с аквариумом» . Миннеаполисский институт искусств . Проверено 22 сентября 2022 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Голова девушки и две золотые рыбки» . Художественный институт Чикаго . Проверено 22 сентября 2022 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Женщина с аквариумом» . Метрополитен-музей . Проверено 22 сентября 2022 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Анри Матисс. Молодая женщина, созерцающая чашу с золотой рыбкой. 1929» . Музей современного искусства . Проверено 22 сентября 2022 г.
  18. ^ Смит, Роберта (15 июля 2010 г.). «Матисс в МоМА: резьба по цвету» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9bd40e7aefdb9d2b268bd34a93917d95__1707691260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/95/9bd40e7aefdb9d2b268bd34a93917d95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henri Matisse and goldfish - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)