Анри Матисс и золотая рыбка
Французский художник Анри Матисс был известен своим использованием цвета и мастерством рисунка. В начале 20-го века Матисс стал лидером художественного движения фовизма , которое было ранним движением в более широкую эпоху постимпрессионизма .
После поездки в Марокко в 1912 году Матисс использовал золотых рыбок в аквариумах в качестве мотива в своем искусстве. Сохраняя использование цвета, которым он известен, Матисс включал золотую рыбку в различные сценарии натюрмортов , часто как особенность, встречающуюся в изображениях его различных студий, а не как центральную часть произведений.
Этот мотив присутствовал в искусстве Матисса в основном в начале и середине 1910-х годов, но также и в 1920-х годах. Большинство из этих произведений были маслом на холсте натюрмортами, написанными , но в 1929 году Матисс создал офорты, рисунки и гравюры с этим мотивом.
Историки искусства отмечают, что работы Матисса с изображением золотых рыбок исследуют темы созерцания, спокойствия и живописного пространства, причем Матисс создает для последнего сложные аранжировки. Аквариумы, вокруг которых плавают золотые рыбки, служат метафорой студии.
Фон
[ редактировать ]
В первые два десятилетия 20 века Матисс посещал выставки исламского искусства. Он также путешествовал по Алжиру и Марокко, собирая керамику, текстиль и плитку. [ 1 ] В 1909 году Матисс переехал из Парижа в соседний Исси-ле-Мулино, чтобы избежать парижского давления. [ 2 ] Он изобразил свою студию Исси в «Красной студии» ( L'Atelier Rouge считают одним из самых влиятельных произведений современного искусства . ), картине маслом на холсте 1911 года, которую эксперты [ 3 ] [ 4 ] Студия часто изображалась на последующих картинах Матисса с золотыми рыбками.
В январе 1912 года Матисс посетил Танжер в Марокко, где пробыл до апреля. [ 2 ] Находясь там, Матисс заметил, как местных жителей тянуло наблюдать за плаванием золотых рыбок в мисках. , Матисс восхищался «расслабленным и созерцательным» образом жизни марокканцев , и эту точку зрения разделяли и другие европейцы, посетившие Северную Африку По данным Smarthistory . [ 2 ] Ранее в 1908 году Матисс писал, что мечтал о:
искусство баланса, чистоты и безмятежности, лишенное тревожащих или удручающих тем, искусство, которое может [...] оказывать успокаивающее, успокаивающее воздействие на разум, что-то вроде хорошего кресла, которое обеспечивает расслабление от усталости. [ 5 ]
Золотая рыбка эпохи
[ редактировать ]
Золотая рыбка стала часто повторяющимся мотивом в искусстве Матисса с 1912 по 1915 год. [ а ] Скульптуры, цветы и окна также были распространенными мотивами на картинах Матисса с золотыми рыбками. [ 4 ] Десятилетие 1910-х годов было «чрезвычайно рефлексивным периодом в его карьере, когда исследовались новые пространственные конфигурации», и Матисс использовал кубистские приемы «для своих иллюзорных целей, чтобы парадоксальным образом предполагать замкнутость». [ 4 ]
Вернувшись в Исси из поездки в Марокко, Матисс весной и в начале лета 1912 года создал серию из девяти картин, в которую «Золотая рыбка» была включена . В отличие от других его картин с изображением главных животных, в этой картине в центре внимания находится золотая рыбка. [ 2 ] «Золотая рыбка и скульптура» также была написана в весенне-летний период 1912 года. [ 7 ] На этой картине изображена его «Лежащая обнаженная», написанная в 1907 году, которая теперь приобрела «персиковый оттенок кожи воображаемой кавказской модели». [ 8 ] Матисс также продюсировал произведение «Студия с золотой рыбкой » ( L'Atelier aux poissons rouges ), датированное маем – концом сентября 1912 года. [ 9 ]
Позже Матисс изобразит свой опыт посещения Марокко в арабской кофейне ( Le cafe Maure ) (1912–13). [ 2 ] В сопутствующем произведении «Зора на террасе» изображена женщина, смотрящая на рыбу. И в «Арабской кофейне» , и в «Зоре на террасе» персонажи изображены «с глубоким вниманием». [ 4 ]
В 1914 году он создал «Интерьер с чашей золотой рыбки» . [ б ] в котором заметно использование синего цвета. [ 10 ] «Золотая рыбка с палитрой» , датированная ноябрем 1914 г. – весной 2015 г. В этот период также была изготовлена [ 11 ] Эти две пьесы были написаны в студии Матисса на набережной Сен-Мишель , 19 . [ 12 ]

Золотая рыбка снова появится в работах Матисса в следующем десятилетии, например, в «Миске золотой рыбки» (зима 1921–22). [ 13 ] Живя к этому моменту в Ницце , Матисс в этой работе особенно интересовался солнечным светом, льющимся из окна. [ 13 ] Картина «Молодая женщина перед аквариумом» ( Jeune fille devant un Aquarium ) также была написана в это время, с сентября 1921 года по февраль 1922 года. [ 14 ] Похожая картина «Женщина перед картиной «Аквариум» (датированная 1921–1923 гг.) включает в себя элементы, с которыми Матисс столкнулся во время своих поездок в Северную Африку. [ 1 ] Внутренняя сцена включает текстильную ширму с декоративным рисунком. [ 1 ]
В 1929 году Матисс снова включил в свое искусство золотую рыбку. Он создал множество рисунков и гравюр с этим мотивом. [ 4 ] В ноябре он создал серию из десяти гравюр, на которых изображена женская голова, смотрящая на чашу с золотой рыбкой. [ 15 ] Работая над серией, Матисс делал наброски прямо на небольших ручных медных пластинах. [ 15 ] Для многих эскизов Матисс использовал технику гравюры «шин-колле» . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Темы и анализ
[ редактировать ]
Мотив золотой рыбки связан с темой созерцания. Матисс, известный своей осведомленностью об этой теме, однажды заметил Марселю Самбату : «Эти большие дьяволы часами созерцают перед цветком и красной рыбой». [ 4 ] В «Золотой рыбке» и «Палитре» эта «художественная медитация подчеркивается, поскольку взгляд марокканцев сравнивается с собственными размышлениями художника о художественном сдерживании». [ 4 ] Золотая рыбка также стала символом спокойного и безмятежного душевного состояния, которым, по его мнению, обладали марокканцы, и которым он восхищался. [ 2 ] [ 5 ] а также « потерянный рай ». [ 2 ] Призыв к «созерцательному расслаблению зрителя» был основной темой работ Матисса, найденных в «Золотой рыбке» . [ 2 ]
Живописное пространство и его конфигурация также являются общей темой картин с золотыми рыбками. [ 2 ] [ 4 ] Золотая рыбка имела «сложное построение живописного пространства». [ 2 ] Расположение « Интерьера» с чашей с золотой рыбкой «подчеркивает интерес Матисса к окнам как к проходам между внутренним и внешним пространством». [ 12 ] Студия Матисса часто встречается на картинах с золотыми рыбками, а золотая рыбка, плавающая в аквариумах, рассматривается как метафора студии. [ 2 ] Кейт Линкер из Artforum написала, что неявные особенности «в этих студиях» распространяются на другие пространства, уточнив, что «пространства в картинах Матисса обычно организованы не формальной связностью или дизайном, а символическим образом, с использованием повторений формы и оттенка. тематические аналогии или графические эффекты для усиления или воплощения их значения». [ 4 ]
Линкер также написал следующее:
Округлость «Красной студии» возвращает нас к чаше с золотой рыбкой, с которой картина имеет явное сходство. Если чаша выступает метафорой пространства и произведения искусства в роли пространственного суммирования, то «Красную студию» можно рассматривать как ее аналог ». [ 4 ]
В 2022 году Broadsheet прокомментировал « Интерьер с чашей золотой рыбки », написав, что это произведение имеет «особый резонанс для современного зрителя», и назвав его «действительно полезной работой, на которую стоит посмотреть в эпоху [COVID-19] , когда мы мы все слишком долго провели в своем личном пространстве». [ 10 ]
Выставки и музейные коллекции
[ редактировать ]В 2010 году в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке прошла выставка «Матисс: радикальное изобретение, 1913–1917». Интерьер с золотой рыбкой [ б ] а «Золотая рыбка» и «Палитра» были представлены на выставке вместе. [ 19 ] Золотая рыбка и скульптура также находятся в МоМА. [ 7 ] По состоянию на 2022 год картины Матисса с золотыми рыбками находятся в художественных музеях по всему миру.
Список работ золотых рыбок
[ редактировать ]Картины
[ редактировать ]Имя (французское имя) |
Год | Размеры | Город | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Золотая рыбка | 1912 | 57 × 38 дюймов. (146 см × 97 см) |
Москва, Россия | Пушкинский музей | [ 6 ] |
Золотая рыбка и скульптура | 1912 | 46 × 39 5/8 дюйма. (116,2 × 100,5 см) |
Нью-Йорк, США | Музей современного искусства | [ с ] |
Аквариум с рыбой в комнате | 1912 | 82 × 93 см | Копенгаген , Дания | Национальная галерея Дании | [ 5 ] |
Студия с золотой рыбкой ( Мастерская «Золотая рыбка ») |
1912 | 46 7/16 × 39 15/16 дюйма. (118 × 101,5 см) |
Филадельфия , США | Фонд Барнса | [ 9 ] |
Зора на террасе | 1912–13 | 116 × 100 см | Москва, Россия | Пушкинский музей | [ 5 ] |
Арабская кофейня ( Мавританское кафе ) |
1912–13 | 176 × 210 см | Санкт-Петербург , Россия | Эрмитаж | [ д ] |
Интерьер с миской золотой рыбки ( Золотая рыбка (Интерьер, чаша с золотыми рыбками) ) |
1914 | 147 × 97 см | Париж, Франция | Центр Помпиду | [ б ] |
Золотая рыбка и палитра | 1914–15 | 57 3/4 × 44 1/4 дюйма. (146,5 × 112,4 см) |
Нью-Йорк, США | Музей современного искусства | [ 11 ] |
Чаша золотой рыбки | 1921–22 | 21 3/8 × 25 3/4 дюйма. (54,3 × 65,4 см) |
Нью-Йорк, США | Метрополитен-музей | [ 13 ] |
Молодая женщина перед аквариумом ( Девушка перед аквариумом ) |
1921–22 | 18 1/4 × 21 5/8 дюйма. (46,4 × 54,9 см) |
Филадельфия , США | Фонд Барнса | [ 14 ] |
Женщина перед аквариумом | 1921–23 | 31 15/16 × 39 7/16 дюйма. (81,2 × 100,2 см) |
Чикаго, США | Институт искусств Чикаго | [ 1 ] |
Рисунки и принты
[ редактировать ]Имя (французское имя) |
Год | Середина | Размеры | Город | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Девушка с аквариумом | 1929 | Офорт | Тарелка: 3 5/8 × 4 7/8 дюйма (9,21 x 12,38 см) Лист: 11 1/8 × 14 1/2 дюйма (28,26 x 36,83 см). |
Миннеаполис , США | Институт искусств Миннеаполиса | [ 15 ] |
Голова девушки и две золотые рыбки | 1929 | Офорт черным цветом на бумаге кремового цвета, наложенной на бумагу цвета слоновой кости (chinecolle). | 82 × 115 мм [ и ] | Чикаго, США | Институт искусств Чикаго | [ 16 ] |
Женщина с аквариумом | 1929 | Офорт с застрявшей скулой | 3 5/8 × 4 3/4 дюйма (9,2 × 12,1 см) | Нью-Йорк, США | Метрополитен-музей | [ 17 ] |
Молодая женщина созерцает чашу с золотой рыбкой ( Молодая женщина рассматривает миску с золотыми рыбками ) |
1929 | Офорт с застрявшей скулой | Пластина: 3 15/16 × 5 7/8 дюйма. (10×15 см); лист: 11 × 15 1/16 дюйма. (28 × 38,2 см) |
Нью-Йорк, США | Музей современного искусства | [ 18 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Артфорум [ 4 ] и Пушкинский музей также относит 1911 год к периоду частого появления золотых рыбок в искусстве Матисса. [ 6 ]
- ^ Перейти обратно: а б с Интерьер с чашей с золотой рыбкой также известен как Интерьер, чаша с золотой рыбкой. [ 10 ] и Интерьер с золотой рыбкой . [ 5 ] Не путать со «Студией с золотой рыбкой» (1912), которую еще называют «Интерьер с золотой рыбкой» . [ 5 ]
- ↑ Артфорум писал, что золотая рыбка впервые появилась в искусстве Матисса в 1911 году в «Золотой рыбке и скульптуре» . [ 4 ] произведение датировано 1912 годом Однако на официальной веб-странице Музея современного искусства . [ 7 ]
- ^ Источник Smarthistory датирует это произведение 1911–1913 годами, и и он, и Artforum поочередно называют арабскую кофейню « арабским кафе» . [ 2 ] [ 4 ]
- ^ Размер изображения данной работы 82 × 115 мм, при этом работа имеет дополнительные размеры: 88 × 123 мм (основная опора); 90×125 мм (пластина); 284×380 мм (второстепенная опора).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Женщина перед аквариумом» . Художественный институт Чикаго . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Уилкинс, Шарлотта (9 августа 2015 г.). «Матисс, Золотая рыбка » . Смартистория . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «Писсуар Дюшана возглавляет художественный обзор» . Новости Би-би-си . 1 декабря 2004 года . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Линкер, Кейт (октябрь 1980 г.). «Размышления о чаше с золотой рыбкой: автономия и аналогия у Матисса» . Артфорум . 19 (2): 65–73 . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Михальска, Магда (29 декабря 2021 г.). «Почему Матисс был одержим золотой рыбкой?» . Ежедневный художественный журнал . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Анри Матисс Золотая рыбка . 1912" . Пушкинский музей . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Анри Матисс. Золотая рыбка и скульптура. Исси-ле-Мулино, весна-лето 1912» . Музей современного искусства . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Рутье, Джессика Сквайр (23 мая 2017 г.). «Матисс в мастерской» . Еженедельник антиквариата и искусства . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Анри Матисс: Студия с золотой рыбкой (L'Atelier aux Poissons Rouges)» . Фонд Барнса . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хит, Никола (6 января 2022 г.). «Пять произведений Матисса, отражающих его влияние на историю искусства» . Широкоформатный лист . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Анри Матисс. Золотая рыбка и палитра. Париж, набережная Сен-Мишель, конец ноября 1914 года — весна 1915 года» . Музей современного искусства . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Галерея Три» . Метрополитен-музей . 2012 . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Чаша золотой рыбки» . Метрополитен-музей . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Молодая женщина перед аквариумом (Jeune fille devant un Aquarium)» . Фонд Барнса . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Девочка с аквариумом» . Миннеаполисский институт искусств . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Голова девушки и две золотые рыбки» . Художественный институт Чикаго . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Женщина с аквариумом» . Метрополитен-музей . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Анри Матисс. Молодая женщина, созерцающая чашу с золотой рыбкой. 1929» . Музей современного искусства . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ Смит, Роберта (15 июля 2010 г.). «Матисс в МоМА: резьба по цвету» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
- 1910-е годы в Париже
- картины 1910-х годов
- 1920-е годы в Париже
- картины 1920-х годов
- гравюры 1920-х годов
- рисунки 20 века
- Офорты 20-го века
- Коллекция Фонда Барнса
- Коллекция Института искусств Миннеаполиса
- Картины в Национальном музее современного искусства
- Рыба в искусстве
- Золотая рыбка в культуре
- Анри Матисс
- История Танжера
- Картины на холсте маслом
- Картины в Институте искусств Чикаго
- Картины в Эрмитаже
- Картины в Метрополитен-музее
- Картины в Музее современного искусства (Нью-Йорк)
- Картины в Национальной галерее Дании
- Картины в ГМИИ
- Натюрморты