Jump to content

Женщина в шляпе

Женщина в шляпе
Художник Анри Матисс
Год 1905
Середина Холст, масло
Движение фовизм
Размеры 80,65 см × 59,69 см ( 31 + 3 4 дюйма × 23 + 1 2 дюйма)
Расположение Музей современного искусства Сан-Франциско , Сан-Франциско

Женщина в шляпе (фр. La femme au chapeau ) — картина Анри Матисса , написанная маслом на холсте . На ней изображена жена Матисса Амели Матисс. [1] Она была написана в 1905 году и выставлена ​​в Осеннем салоне осенью того же года вместе с работами Андре Дерена , Мориса де Вламинка и нескольких других художников, позже известных как « фовисты ». [2]

Критик Луи Воксель , сравнивая картины Матисса и его соратников со скульптурой ренессансного типа, выставленной рядом с ними, использовал фразу « Донателло chez les fauves...» [3] (Донателло среди диких зверей). [4] Женщина в шляпе оказалась в центре этого спора, отмечая стилистический сдвиг в творчестве Матисса от дивизионистских мазков его ранних работ к более выразительному стилю. Его свободная манера письма и «незаконченность» шокировали зрителей так же, как и яркие, ненатуралистичные цвета.

Описание

[ редактировать ]

Картина представляет собой сидячую поясную портрет Амели Матисс. Размер, формат, поза и костюм предполагают светский портрет, но явно отличаются от более ранних стилей живописи. [5] В работе смелые, неестественные цвета и закрученные мазки составляют лицо женщины. [6] : 53  Использование Матиссом ярких цветов для изображения света и тени очевидно в зеленой линии, разделяющей лицо. [7] Эти мазки и цвета определяют произведение, направляя внимание зрителя на такие детали, как рука в перчатке и богато украшенный веер. Кроме того, образная шляпа знаменует собой полный отказ от живописи как отражения реальности. [6] : 52  Наконец, фон картины выглядит во многом неоднозначным, что затрудняет определение положения стула или обстановки, в которой эта картина была написана. [5]

Возвышение фовизма

[ редактировать ]
Анри Матисс, 1918 год. Автопортрет. Холст, масло.

Матисс удивил парижское общество выставкой этого портрета на Осеннем салоне 1905 года . Он начал рисовать картину в сентябре и завершил ее перед салоном в октябре. Он был создан как часть более крупной серии, над которой он работал на юге Франции с мая по сентябрь 1905 года. В это время присоединился Андре Дерен , коллега-художник, являющийся частью фовистского движения к нему в его доме в Коллиуре . Они стремились рассматривать цвет как «материал», подобный другим твердым телам, таким как камень или дерево. Эта цель вдохновила « Женщину в шляпе» , отойдя от предыдущих техник живописи и продемонстрировав сдвиг во французском художественном мире, известный как фовизм. [8]

Саму картину Матисс начал с грубо набросанного контура, наполняя работу контрастными цветными мазками, а не определенными формами. Этот стиль представляет собой явное отличие от его более ранних картин неоимпрессионистов. Впервые Матисс отошел от единой техники. Вместо этого он принял стиль, сочетающий в себе несколько техник, который, по мнению ученого Джона Элдерфилда , демонстрирует, «как он ставил под сомнение основы импрессионизма, из которого он вышел». Таким образом, фовизм родился из техник, использованных в «Женщине в шляпе» . [9]

Необычная техника картины не сразу была встречена похвалой. Из всех работ салона «Женщина в шляпе» привлекла наибольшую аудиторию, хотя большая часть внимания была неоднозначной. По словам Джона Кляйна, «яркая палитра и свободное, на первый взгляд бессистемное нанесение» привлекли самое неблагоприятное внимание. [5] Произведение было признано инфантильным, и как зрители, так и средства массовой информации назвали его безумием. [6] : 56 

Фовизм вызвал такую ​​реакцию у многих своих первых зрителей. Тем не менее, Матисс и другие продолжили использовать эту новую технику, впервые выставившись вместе в Салоне Независимых в 1906 году. Центральным элементом этой выставки была другая работа Матисса, Le Bonheur de Vivre («Радость жизни»), демонстрирующая его центральную часть. роль в начале этого движения. [10]

Вспоминая неоднозначный прием произведения искусства, Амели Матисс сказала: «Я нахожусь в своей стихии, когда дом горит». [11]

Право собственности

[ редактировать ]

Гертруда и Лео Стайн купили скандальную «Женщину в шляпе» за 500 франков , подняв моральный дух Матисса после первоначальной резкой критики его работы. [12] [4] Стайны были двумя американцами, которые принесли во французский салон свои современные взгляды на живопись, вопреки французскому консервативному вкусу. Это сделало их одними из немногих поклонников нового творчества Матисса. [6] : 55 

В 1950-х годах в Сан-Франциско его купила семья Хаас . В 1990 году Элиза С. Хаас завещала «Женщину в шляпе» и тридцать шесть других произведений искусства Музею современного искусства Сан-Франциско , где картина находится и сегодня. [2]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Леймари, Жан; Прочтите, Герберт; Либерман, Уильям С. (1966), Анри Матисс , Художественный совет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, стр.11.
  2. ^ Jump up to: а б Анри Матисс, Женщина в шляпе , Музей современного искусства Сан-Франциско.
  3. ^ Воксель, Луи. [1] , Жиль Блас, Приложение к Жиль Бласу от 17 октября 1905 г., стр.8, столбец 1, зал VII (конец). Получено из France Gallica, цифровой библиотеки, Bibliothèque Nationale, 1 декабря 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б Чилвер, Ян (ред.). «Фовизм» , Оксфордский словарь искусств, Oxford University Press, 2004. Получено с сайта enotes.com, 26 декабря 2007 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Кляйн, Джон (2001). Портреты Матисса . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. Глава 3.
  6. ^ Jump up to: а б с д Браун, Кэтрин (2024). Критические жизни: Анри Матисс . Лондон: Лондон: Книги реакции.
  7. ^ Гарб, Тамар (2007). Раскрашенное лицо: портреты женщин во Франции, 1814-1914 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. Глава 6.
  8. ^ Браун, Кэтрин (08 марта 2021 г.). Анри Матисс . Книги реакции. п. 50. ISBN  978-1-78914-382-9 .
  9. ^ Элдерфилд, Джон (1976). «Дикие звери»: фовизм и его сходство . Музей современного искусства. п. 56. ИСБН  978-0-87070-639-4 .
  10. ^ Рассел Т. Клемент, Les Fauves: Справочник , Greenwood Publishing Group, 1994. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine. ISBN   0-313-28333-8
  11. ^ https://www.lrb.co.uk/the-paper/v30/n16/tj-clark/madame-matisse-s-hat
  12. ^ Штейн, Гертруда. Автобиография Алисы Б. Токлас , Глава 3.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 02697c762a6d2fb34d08f693ef73e34c__1719206640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/4c/02697c762a6d2fb34d08f693ef73e34c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Woman with a Hat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)