Женщина в шляпе
Женщина в шляпе | |
---|---|
![]() | |
Художник | Анри Матисс |
Год | 1905 |
Середина | Холст, масло |
Движение | фовизм |
Размеры | 80,65 см × 59,69 см ( 31 + 3 ⁄ 4 дюйма × 23 + 1 ⁄ 2 дюйма) |
Расположение | Музей современного искусства Сан-Франциско , Сан-Франциско |
Женщина в шляпе (фр. La femme au chapeau ) — картина Анри Матисса , написанная маслом на холсте . На ней изображена жена Матисса Амели Матисс. [1] Она была написана в 1905 году и выставлена в Осеннем салоне осенью того же года вместе с работами Андре Дерена , Мориса де Вламинка и нескольких других художников, позже известных как « фовисты ». [2]
Критик Луи Воксель , сравнивая картины Матисса и его соратников со скульптурой ренессансного типа, выставленной рядом с ними, использовал фразу « Донателло chez les fauves...» [3] (Донателло среди диких зверей). [4] Женщина в шляпе оказалась в центре этого спора, отмечая стилистический сдвиг в творчестве Матисса от дивизионистских мазков его ранних работ к более выразительному стилю. Его свободная манера письма и «незаконченность» шокировали зрителей так же, как и яркие, ненатуралистичные цвета.
Описание
[ редактировать ]Картина представляет собой сидячую поясную портрет Амели Матисс. Размер, формат, поза и костюм предполагают светский портрет, но явно отличаются от более ранних стилей живописи. [5] В работе смелые, неестественные цвета и закрученные мазки составляют лицо женщины. [6] : 53 Использование Матиссом ярких цветов для изображения света и тени очевидно в зеленой линии, разделяющей лицо. [7] Эти мазки и цвета определяют произведение, направляя внимание зрителя на такие детали, как рука в перчатке и богато украшенный веер. Кроме того, образная шляпа знаменует собой полный отказ от живописи как отражения реальности. [6] : 52 Наконец, фон картины выглядит во многом неоднозначным, что затрудняет определение положения стула или обстановки, в которой эта картина была написана. [5]
Возвышение фовизма
[ редактировать ]
Матисс удивил парижское общество выставкой этого портрета на Осеннем салоне 1905 года . Он начал рисовать картину в сентябре и завершил ее перед салоном в октябре. Он был создан как часть более крупной серии, над которой он работал на юге Франции с мая по сентябрь 1905 года. В это время присоединился Андре Дерен , коллега-художник, являющийся частью фовистского движения к нему в его доме в Коллиуре . Они стремились рассматривать цвет как «материал», подобный другим твердым телам, таким как камень или дерево. Эта цель вдохновила « Женщину в шляпе» , отойдя от предыдущих техник живописи и продемонстрировав сдвиг во французском художественном мире, известный как фовизм. [8]
Саму картину Матисс начал с грубо набросанного контура, наполняя работу контрастными цветными мазками, а не определенными формами. Этот стиль представляет собой явное отличие от его более ранних картин неоимпрессионистов. Впервые Матисс отошел от единой техники. Вместо этого он принял стиль, сочетающий в себе несколько техник, который, по мнению ученого Джона Элдерфилда , демонстрирует, «как он ставил под сомнение основы импрессионизма, из которого он вышел». Таким образом, фовизм родился из техник, использованных в «Женщине в шляпе» . [9]
Скандал
[ редактировать ]Необычная техника картины не сразу была встречена похвалой. Из всех работ салона «Женщина в шляпе» привлекла наибольшую аудиторию, хотя большая часть внимания была неоднозначной. По словам Джона Кляйна, «яркая палитра и свободное, на первый взгляд бессистемное нанесение» привлекли самое неблагоприятное внимание. [5] Произведение было признано инфантильным, и как зрители, так и средства массовой информации назвали его безумием. [6] : 56
Фовизм вызвал такую реакцию у многих своих первых зрителей. Тем не менее, Матисс и другие продолжили использовать эту новую технику, впервые выставившись вместе в Салоне Независимых в 1906 году. Центральным элементом этой выставки была другая работа Матисса, Le Bonheur de Vivre («Радость жизни»), демонстрирующая его центральную часть. роль в начале этого движения. [10]
Вспоминая неоднозначный прием произведения искусства, Амели Матисс сказала: «Я нахожусь в своей стихии, когда дом горит». [11]
Право собственности
[ редактировать ]Гертруда и Лео Стайн купили скандальную «Женщину в шляпе» за 500 франков , подняв моральный дух Матисса после первоначальной резкой критики его работы. [12] [4] Стайны были двумя американцами, которые принесли во французский салон свои современные взгляды на живопись, вопреки французскому консервативному вкусу. Это сделало их одними из немногих поклонников нового творчества Матисса. [6] : 55
В 1950-х годах в Сан-Франциско его купила семья Хаас . В 1990 году Элиза С. Хаас завещала «Женщину в шляпе» и тридцать шесть других произведений искусства Музею современного искусства Сан-Франциско , где картина находится и сегодня. [2]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Леймари, Жан; Прочтите, Герберт; Либерман, Уильям С. (1966), Анри Матисс , Художественный совет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, стр.11.
- ^ Jump up to: а б Анри Матисс, Женщина в шляпе , Музей современного искусства Сан-Франциско.
- ^ Воксель, Луи. [1] , Жиль Блас, Приложение к Жиль Бласу от 17 октября 1905 г., стр.8, столбец 1, зал VII (конец). Получено из France Gallica, цифровой библиотеки, Bibliothèque Nationale, 1 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Чилвер, Ян (ред.). «Фовизм» , Оксфордский словарь искусств, Oxford University Press, 2004. Получено с сайта enotes.com, 26 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Кляйн, Джон (2001). Портреты Матисса . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. Глава 3.
- ^ Jump up to: а б с д Браун, Кэтрин (2024). Критические жизни: Анри Матисс . Лондон: Лондон: Книги реакции.
- ^ Гарб, Тамар (2007). Раскрашенное лицо: портреты женщин во Франции, 1814-1914 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. Глава 6.
- ^ Браун, Кэтрин (08 марта 2021 г.). Анри Матисс . Книги реакции. п. 50. ISBN 978-1-78914-382-9 .
- ^ Элдерфилд, Джон (1976). «Дикие звери»: фовизм и его сходство . Музей современного искусства. п. 56. ИСБН 978-0-87070-639-4 .
- ^ Рассел Т. Клемент, Les Fauves: Справочник , Greenwood Publishing Group, 1994. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine. ISBN 0-313-28333-8
- ^ https://www.lrb.co.uk/the-paper/v30/n16/tj-clark/madame-matisse-s-hat
- ^ Штейн, Гертруда. Автобиография Алисы Б. Токлас , Глава 3.