Альбер Марке
Альбер Марке | |
---|---|
![]() Автопортрет, 1904 год. | |
Рожденный | Пьер-Альбер Марке 27 марта 1875 г. Бордо , Жиронда, Франция |
Умер | 14 июня 1947 г. Ла Фрет-сюр-Сен , Валь-д'Уаз, Франция | (72 года)
Образование | Школа декоративного искусства , Школа изящных искусств , Гюстав Моро. |
Известный | Рисование |
Движение | фовизм |



Альбер Марке (англ. Французское произношение: [albɛʁ maʁkɛ] ; 27 марта 1875 — 14 июня 1947) — французский художник. Первоначально он стал одним из художников- фовистов и другом Анри Матисса на всю жизнь . Впоследствии Марке писал в более натуралистическом стиле, в первую очередь пейзажи, а также несколько портретов и, между 1910 и 1914 годами, несколько женских обнаженных картин.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Марке родился в 1875 году в Бордо . В 1890 году он переехал в Париж, чтобы поступить в Школу декоративных искусств , где познакомился с Анри Матиссом . Какое-то время они были соседями по комнате и влияли на творчество друг друга. Марке начал обучение в 1892 году в Школе изящных искусств у Гюстава Моро , художника -символиста , который был последователем романтической традиции Эжена Делакруа .
В эти годы Марке выставлял картины в Салоне Независимых . Хотя он продал не так много картин, о его работах стало известно художественному сообществу Парижа. Его ранние композиции характеризовались фовистским подходом, при котором он прекрасно контролировал рисунок и реагировал на свет, не только усиливая самые сильные тона, но и рассматривая более слабые в колористическом плане. Марке и Матисс писали вместе чистыми красками еще в 1898 году в Аркейле и Люксембургском саду в стиле, который позже будет назван стилем фовизма. [1]
В 1905 году выставлялся в Осеннем салоне. [2] где его картины были объединены с картинами Анри Матисса , Мориса де Вламинка , Андре Дерена , Отона Фриса , Жоржа Руо , Рауля Дюфи , Анри Мангена , Жоржа Брака , Луи Вальта , Жоржа Дюфренуа и Жана Пюи . Он стал другом Матисса на всю жизнь. [3]
Встревоженные насыщенностью цветов этих картин, критики отреагировали на это, назвав художников «фовистами», то есть дикими зверями. Хотя Марке много лет рисовал фовистами, он использовал менее яркие и насыщенные цвета, чем другие, и подчеркивал менее интенсивные тона, полученные путем смешивания дополнительных цветов, поэтому всегда как цвета и никогда как серые.
Впоследствии Марке писал в более натуралистическом стиле, преимущественно пейзажи. [3]
В конце 1907 года он остался в Париже и вместе с Матиссом посвятил себя серии городских видов. Фундаментальное различие между ними заключается в том, что, хотя Матисс использовал яркие цвета, Марке предпочитал серо-желтые, серо-фиолетовые или синие. Черный цвет обычно использовался как резкий контраст со светлыми цветами для таких форм, как голые стволы деревьев или каллиграфически нарисованные люди, контрастирующие с очень светлыми, часто желтыми или оранжевыми улицами и тротуарами. Еще одно отличие состоит в том, что Марке использовал приближение к традиционной перспективе , хотя его цвета и композиции постоянно ссылались на прямоугольник и разрезали его плоскость своей каллиграфией.
С 1907 года и до своей смерти Марке попеременно работал в своей студии в Париже, а также во многих частях европейского побережья и в Северной Африке. Больше всего он был связан с Алжиром и Алжиром, а также с Тунисом. В своих путешествиях он рисовал море и корабли, а также огни и оживленную жизнь города, особенно городов на набережной, таких как Алжир.
Среди европейских городов Марке особенно впечатлил Неаполь и Венеция, где он рисовал море и лодки, подчеркивая свет над водой. Он применил технику, совсем не похожую на технику импрессионистов , рисуя воду как большую область простых тонов, которая удерживает плоскость водной поверхности без иллюзионистской перспективы, из которой корабли возникают в другой плоскости. Его виды на лагуну в Венеции делают это очень экономно. Вода остается под прямым углом к плоскости изображения, и большие корабли легко плывут, а их отражения имеют правильный тон, соответствующий необходимому пространству. Здесь его цвет очень похож на Матисса 1920-х годов. Его контрасты ярких цветов описывают морские волны простым рисунком, который сопровождает точно наблюдаемые цветовые тона, создавая сцену спокойного движения. Человеческие фигуры сильно упрощены и нарисованы каллиграфически в духе японского стиля Сидзё. Матисс говорил: «Когда я смотрю на Хокусая , я думаю о Марке — и наоборот… Я не имею в виду подражание Хокусаю, я имею в виду сходство с ним». [4]
Во время своих путешествий в Германию и Швецию он рисовал предметы, которые обычно предпочитал: виды рек и моря, порты и корабли, а также городские пейзажи. На протяжении своей карьеры он часто возвращался к тем же предметам, даже спустя годы, фиксируя тонкие различия в освещении. Он написал несколько портретов, а между 1910 и 1914 годами написал серию обнаженных натур. [3] в публичных домах и подготовил иллюстрацию к произведению о любовницах-лесбиянках. Но наиболее известен он своими многочисленными пейзажами. [5] [6]
В отличие от Матисса, в его творчестве нет явных периодов перемен. Будучи одними из самых близких друзей Матисса, они обсуждали творчество друг друга. Смерть Марке была неожиданной и внезапной от приступа желчного пузыря и впоследствии обнаруженного рака, от которого в то время не существовало лечения. Он умер в Ла Фрет-сюр-Сен 14 июня 1947 года.
Наследие
[ редактировать ]Английский художник Джон Маклин принадлежит к числу тех, кто считает, что «его чувство цвета, его легкости или темноты, насыщенности, его тяжести не что иное, как поразительное». [7]
Марке почитали американские художники Леланд Белл и его жена Луиза Маттиасдоттир . Его также почитали современники Белла Эл Креш и Габриэль Ладерман . Поскольку и Белл, и Ладерман были преподавателями в нескольких американских художественных школах, они оказали влияние на молодых американских художников-фигуративистов и на их понимание Марке. [8]
Иллюстрации
[ редактировать ]- Жан Кокто , Бертран Геган (1892–1943); Альманах коканя за 1920–1922 годы, истинным гурманам и любителям алкоголя посвящается. [9]
Галерея
[ редактировать ]- Вид на Аге , 1905 год, Национальный музей современного искусства.
- Сержант Колониального полка ок. 1906–1907, Метрополитен-музей.
- Везувий , ок. 1909, Пушкинский музей.
- Обнаженная против света , 1909, Музей изящных искусств Бордо.
- Обнаженная на диване , 1912, Национальный музей современного искусства.
- Портрет Марселя Марке , 1931, Музей изящных искусств Бордо.
- Ле Пила , 1935, Музей изящных искусств Бордо.
- Порт Алжира в дымке , 1943 год, Музей изящных искусств Бордо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марке, цитируется Дж. Э. Мюллером, Le Fauvisme, Paris, Hazan, 1956, стр. 18 и цитируется JP Crespelle, The Fauves, Oldbourne Press, London 1962, p. 66
- ^ Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства, Société du Salon d'Automne 1905, стр.120, №1044–1048 ; archive.org
- ^ Jump up to: а б с Ян Чилверс, Гарольд Осборн (ред.), Оксфордский словарь искусств , OUP (1988), стр. 351, ISBN 0-19-860084-4
- ^ Сперлинг, Хилари (2001) Неизвестный Матисс . Издательство Калифорнийского университета. п. 224. ISBN 0520222032
- ^ Gazette des beaux-arts, 1912/01 (A54,T7)-1912/06., стр.359 Gallica BnF
- ^ Gazette des beaux-arts, 1913/01 (A55,T9)-1913/06, стр.261 (стр.361) Gallica BnF
- ^ Маклин, Джон, вступительное эссе к каталогу выставки: Юан Аглоу , 2–31 декабря 1993 г., Нью-Йорк, Salander-O'Reilly Galleries, Inc.
- ^ Ладерман, Г. «Экспрессионисты, концентрические и эксцентрические», Artforum, февраль 1969.
- ^ Уведомление WorldCat ; судок ; БнФ . На дереве гравированы и неопубликованные рисунки: Матисса , Ж. Маршана , Р. Дюфи , Сони Левицкой, де Сегонзак , Жана Эмиля Лабурёра , Фриза , Альбера Марке, Пьера Лапрада, Синьяка , Луи Латапи, Сюзанны Валадон , Генриетты Тирман и других.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Картины Альбера Марке [ мертвая ссылка ] (общественное достояние в Канаде)
- Газета изящных искусств, 1921/07 (A63,T4)-1921/12, стр.313 ; Осенний салон 1921; Галлика БнФ
- Газета изящных искусств, 1939/01 (A81,T21)-1939/06., стр.175 ; «Альбер Марке»; Галлика БнФ
- опубликовано в 1976 г., диссертация (AB) - Колледж Sweet Briar; оцифровано Интернет-архивом, 2010 г. , Альбер Марке и движение фовистов, 1898–1908 гг ., Джадд, Норрис Элизабет]