Осенний салон


( Осенний салон англ. Французский: [salɔ̃ dotɔn] ; Английский: Осенний салон ), или Société du Salon d’Automne , — художественная выставка, ежегодно проводимая в Париже . С 2011 года он проводится на Елисейских полях , между Гран-Пале и Пти-Пале , в середине октября. Первый Осенний салон был создан в 1903 году Францем Журденом вместе с Гектором Гимаром , Жоржем Девальером , Эженом Каррьером , Феликсом Валлоттоном , Эдуардом Вюйяром , Эженом Шиго и Домом Янсена . [ 1 ]
Воспринимаемая как реакция на консервативную политику официального Парижского Салона , эта масштабная выставка почти сразу же стала образцом достижений и инноваций в живописи , графике , скульптуре , гравюре , архитектуре и декоративном искусстве 20-го века . В первые годы существования Салона такие известные художники, как Пьер-Огюст Ренуар, поддержали новую выставку, и даже Огюст Роден представил несколько работ. работы таких художников, как Поль Сезанн , Анри Матисс , Поль Гоген , Жорж Руо , Андре Дерен , Альбер Марке , Жан Метцингер , Альбер Глейз и Марсель Дюшан С момента своего создания были показаны . Помимо первой выставки 1903 года, три другие даты остаются исторически значимыми для Осеннего салона : 1905 год стал свидетелем рождения фовизма ; 1910 год стал свидетелем возникновения кубизма ; и 1912 год привел к ксенофобской и антимодернистской ссоре в Национальном собрании (Франция) .
История
[ редактировать ]
Целью салона было поощрение развития изобразительного искусства , служить местом выхода для молодых художников (всех национальностей) и платформой для расширения распространения импрессионизма и его направлений среди популярной аудитории. [ 1 ] Выбор осеннего сезона для выставки был стратегическим по нескольким причинам: он не только позволял художникам выставлять полотна, написанные на открытом воздухе ( на пленэре летом ), но и выделялся среди двух других крупных салонов ( Национального общества изящных искусств и Salon des Artistes français ), проходивший весной. отличается Осенний салон междисциплинарным подходом, открытым для картин, скульптур, фотографий (с 1904 года), рисунков, гравюр, прикладного искусства, а также ясностью планировки, более или менее для каждой школы. Особенно широко представлены зарубежные художники. также Осенний салон политика и мецената Оливье Сенсера . может похвастаться присутствием в почетном комитете [ 1 ]
Для Франца Журдена публичные выставки выполняли важную социальную функцию, предоставляя форум неизвестным, инновационным, начинающим ( выдающимся ) художникам, а также обеспечивая основу для понимания широкой публикой нового искусства. Именно эта идея легла в основу мечты Журдена об открытии нового «Салона отказников» в конце 1890-х годов и была реализована при открытии Осеннего салона в 1903 году. Предоставление места, где неизвестных художников можно было бы узнать, одновременно «борясь» с публикой. Для Журдена его самоуспокоенность была величайшим вкладом в общество, который мог сделать критик. [ 2 ]
Платформа Осеннего салона была основана на открытом приеме, приветствуя художников всех областей искусства. Присяжными были члены самого общества, а не члены Академии, государства или официальных художественных учреждений. [ 2 ]
Отказавшись от выставочного пространства в Гран-Пале , первый Осенний салон прошел в плохо освещенном и влажном подвале Пти-Пале . Это было финансово поддержано Янсеном. Хотя Роден аплодировал этому начинанию и представил рисунки, он отказался присоединиться, сомневаясь в успехе. [ 2 ]

Тем не менее, первый Осенний салон , на котором были представлены работы Матисса, Боннара и других прогрессивных художников, имел неожиданный успех и был встречен широким признанием критиков. Журден, знакомый с многогранным миром искусства, точно предсказал, что триумф вызовет враждебность: со стороны художников, которых возмущал акцент на Гогене и Сезанна (оба воспринимались как регрессивные), со стороны академиков, которые сопротивлялись вниманию к декоративному искусству, и вскоре со стороны кубисты, которые подозревали присяжных в поддержке фовизма за их счет. [ 2 ] Даже Поль Синьяк , президент Салона Независимых , так и не простил Журдену основания конкурирующего салона.
Чего он не предвидел, так это ответных мер, которые поставили бы под угрозу будущее нового салона. Каролюс-Дюран (президент Национального общества изящных искусств) пригрозил исключить из своего Общества признанных художников, которые могли бы рассмотреть возможность участия в Осеннем салоне . В ответ на защиту Журдена Эжен Карьер (уважаемый деятель искусства) выступил с заявлением, что, если ему придется сделать выбор, он присоединится к Осеннему салону и уйдет из Национального общества изящных искусств. Ценная реклама, вызванная статьями в прессе о противоречии, пошла на пользу Осеннему салону . Таким образом, Эжен Карьер спас растущий салон. [ 2 ]
Анри Марсель, симпатизировавший Осеннему салону , стал директором Осеннего салона и заверил, что в следующем году он состоится в престижном Гран-Пале. [ 2 ]
Однако успех Осеннего салона не был обусловлен такими противоречиями. Успех был обусловлен огромным влиянием его выставок как на мир искусства, так и на широкую публику, продолжавшегося с 1903 года до начала Первой мировой войны . Каждая последующая выставка обозначала значительный этап в развитии современного искусства: начиная с ретроспектив Гогена, Сезанна и других; какое влияние это окажет на последующее искусство; фовисты ) ( Андре Дерен , Анри Матисс ; за ним следовали протокубисты ( Жорж Брак , Жан Метцингер , Альбер Глейз , Анри Ле Фоконье , Фернан Леже и Робер Делоне ); кубисты , орфисты и футуристы . [ 2 ]
Защищая свободу творчества, Журден нападал не на отдельных лиц, а на такие учреждения, как Национальное общество изящных искусств, Общество французских художников и Школу изящных искусств (Париж), признанные ведущей школой искусства. [ 2 ]
Помимо своей роли влиятельного искусствоведа до создания Осеннего салона , Журден был членом жюри декоративного искусства на Всемирной выставке в Чикаго (1893 г.) , Брюссельской международной выставке (1897 г.) и Парижской выставке Universelle. (1900) . Журден ясно обрисовал опасности следования академическим путем в своем обзоре выставки 1889 года, указав при этом на потенциал инженерного искусства, эстетики, слияние с декоративным искусством и необходимость социальных реформ. Вскоре он стал широко известен как стойкий критик традиционализма и ярый сторонник модернизма , но даже для него кубисты зашли слишком далеко. [ 2 ]
1903 год, начало
[ редактировать ]
Первая выставка Осеннего салона открылась 31 октября 1903 года во Дворце изящных искусств де ла Виль де Пари ( Petit Palais des Champs-Elysées ) в Париже. [ 3 ] В экспозицию вошли работы Пьера Боннара « Coup de vent» , «Магазин новинок» , «Этюд молодой женщины» (№ 62, 63 и 64); Альбер Глейз , В тени (Цветочный остров) , Вечером вокруг Парижа (№ 252, 253); Анри Матисс , Пикардия Рилер (интерьер) , Тюльпаны (386, 387), а также картины Франсиса Пикабиа , Жака Вийона , Эдуарда Вюйара , Феликса Валлоттона , Максима Мофра , Анри Мангена , Армана Гийомена , Анри Лебаска , Гюстава Луазо , Альбера Марке , Эжен Шиго [ 4 ] в честь Поля Гогена , умершего 8 мая 1903 года. [ 1 ]
1904
[ редактировать ]
На Осеннем салоне 1904 года, проходившем в Гран-Пале с 15 октября по 15 ноября, Жан Метцингер выставил три картины: «Морской» (Ле Круазик), «Морской» (Арроманш), «Морской» (Ульгат) (№ 907–909); Робер Делоне , 19 лет, выставил свое Декоративное панно (лето) (№352 каталога). Альберт Глез выставил две картины: «Старый Мулен в Монтон-Вилье» (Пикардия, 1902 г.) и «Утренняя ночь в Курбевуа» (1904 г.) (№ 536, 537). Анри Матисс представил четырнадцать работ (607–620). [ 5 ]
Кес ван Донген представил две работы, Жак Вийон — три картины, Франсис Пикабиа — три, Отон Фрис — четыре, Альбер Марке — семь, Жан Пюи — пять, Жорж Руо — восемь картин, Мофра — десять, Манген — пять, Валлоттон — три и Вальта — три. [ 5 ]
Зал Осеннего салона 1904 года был посвящен Полю Сезанна и содержал тридцать одну работу, включая различные портреты, автопортреты, натюрморты, цветы, пейзажи и купающихся (многие из коллекции Амбруаза Воллара , включая фотографии, сделанные художника, выставлена в разделе фотографии). [ 5 ]
В другом зале представлены произведения Пюви де Шаванна , всего 44 работы. А еще один был посвящен Одилону Редону с 64 работами, включая картины, рисунки и литографии. Огюст Ренуар и Анри де Тулуз-Лотрек также были представлены в отдельных залах с 35 и 28 работами соответственно. [ 5 ]
1905, Фовизм
[ редактировать ]
После просмотра ярких полотен Анри Матисса , Андре Дерена , Альбера Марке , Мориса де Вламинка , Кеса ван Донгена , Шарля Камуана и Жана Пюи на Осеннем Салоне 1905 года критик Луи Воксель пренебрежительно назвал художников « фовистами ». (дикие звери), дав таким образом своему движению название, под которым оно стало известно, фовизм . [ 6 ]
Воксель описал свою работу фразой « Donatello chez les fauves» («Донателло среди диких зверей»), противопоставив «оргию чистых тонов» скульптуре в стиле Ренессанса , которая делила с ними комнату. [ 6 ] [ 7 ] Анри Руссо не был фовистом, но его большая сцена в джунглях «Голодный лев бросается на антилопу» выставлялась рядом с работами Матисса и, возможно, оказала влияние на использованное уничижительное слово. [ 8 ] Комментарий Воселя был напечатан 17 октября 1905 года в ежедневной газете «Жиль Блас» и стал широко использоваться. [ 7 ] [ 9 ] Картины вызвали резкое осуждение: «В лицо публике бросили горшок с краской», - писала критик Камилла Моклер (1872–1945), - но также и некоторое положительное внимание. [ 7 ] Одной из картин, подвергшихся нападкам, стала «Женщина в шляпе» Матисса . Покупка этой работы Гертрудой и Лео Стайнами оказала очень положительное влияние на Матисса, который был деморализован плохим приемом его работы. [ 7 ] Неоимпрессионистский пейзаж Матисса « Роскошь, спокойствие и сладострастие » уже выставлялся в Салоне Независимых весной 1905 года. [ 10 ]
Две большие ретроспективы занимали соседние залы Осеннего салона 1905 года: одна Жана-Огюста-Доминика Энгра , а другая Эдуарда Мане . [ 10 ]
Несмотря на репутацию противоположного, Осенний салон 1905 года был довольно хорошо принят прессой, включая критические похвалы ретроспективам Энгра и Мане. Художники, принимавшие участие в выставке, по большей части были известны, даже самые новаторские, которые несколько месяцев назад выставлялись в галерее Берты Вайль . Однако некоторые критики отреагировали бурно, как в ежедневной прессе, ориентированной на широкую аудиторию; и в специализированной прессе, некоторые из которых были активными сторонниками символизма и яростно ненавидели появление нового поколения. [ 11 ]
1906
[ редактировать ]
Выставка 1906 года проходила с 6 октября по 15 ноября. Жан Метцингер выставил свой фовистский/ дивизионистский портрет М. Робера Делоне (№ 1191), а Робер Делоне выставил свою картину L'homme à la Tulipe (Портрет М. Жана Метцингера) (№ 420 каталога). [ 12 ] Матисс выставил свою «Лизезу» , два натюрморта ( Тапис-красный и а-ля статуэтка ), цветы и пейзаж (№ 1171-1175). [ 12 ] Робер Антуан Пинчон показал свои «Блю прерий» ( Сент-Этьен-дю-Рувре , недалеко от Руана ) (№ 1367), которые сейчас находятся в Музее Лувье . [ 12 ] Картины Пинчона этого периода тесно связаны со стилями постимпрессионистов и фовистов, с золотисто-желтыми, яркими синими тонами, густой импасто и более крупными мазками. [ 13 ]
На той же выставке Поль Сезанн был представлен десятью работами. Он не проживет достаточно долго, чтобы увидеть конец шоу. Сезанн умер 22 октября 1906 года (67 лет). Среди его работ — «Maison dans les arbres» (№ 323), «Портрет женщины» (№ 235) и «Le Chemin Tournant » (№ 326). Константин Брынкушь представил три гипсовых бюста: «Портрет М. С. Лупеско» , «Детишка» и «Оргей» (№ 218–220). Раймон Дюшан-Виллон выставил Dans le Silence (бронза) и гипсовый бюст Осопе (№ 498 и 499). Его брат Жак Вийон выставил шесть работ. Кес ван Донген показал три работы: «Монмартр» (492), «Мадемуазель Леда» (493) и «Парижанка» (494). Андре Дерен выставил Вестминстер-Лондон (438), Arbres dans un chemin creux (444) и несколько других работ, написанных в Эстаке . [ 12 ]
Ретроспективные выставки на Осеннем салоне 1906 года включали Гюстава Курбе , Эжена Карьера (49 работ) и Поля Гогена (227 работ).
1907–1909
[ редактировать ]На выставке 1907 года, проходившей с 1 по 22 октября, висела картина Жоржа Брака под названием «Румяна Роше» (№ 195 каталога). Хотя эту картину по-прежнему трудно идентифицировать, возможно, это « Ла Сьота» ( «Бухта» ). [ 14 ] Жан Метцингер выставил два пейзажа (№ 1270 и 1271), которые также трудно идентифицировать. [ 15 ]
В этом салоне 1907 года были представлены рисунки Огюста Родена . Также прошли ретроспективы работ Берты Моризо (174 работы) и Жана-Батиста Карпо (149 работ), а также ретроспективная выставка Поля Сезанна , включившая 56 работ как дань уважения художнику, умершему в 1906 году. [ 16 ] Аполлинер называл Матисса «фовистом из фовистов». Работы как Дерена, так и Матисса подвергаются критике за уродство их моделей. Критик Мишель Пюи (брат Жана Пюи ) считает Брака и Ле Фоконье фовистами. [ 11 ] Робер Делоне показал одну работу, Бела Чобель — одну работу , Андре Лот — три, Патрик Анри Брюс — три, Жан Кротти — одну, Фернан Леже — пять, Дюшан-Вийон — две, Рауль Дюфи — три, Андре Дерен — три картины, а Матисс — семь работ. [ 16 ]
На выставке 1908 года в Большом дворце Елисейских полей Матисс выставил 30 работ.
На выставке 1909 года (с 1 октября по 8 ноября) Анри ле Фоконье представил протокубистский портрет французского писателя, романиста и поэта Пьера Жана Жува , привлекая внимание Альберта Глейза , который работал в аналогичном геометрическом стиле. [ 17 ] Константин Бранкузи выставлялся вместе с Метцингером, Ле Фоконье и Фернаном Леже . [ 11 ]
1910 год, начало кубизма.
[ редактировать ]
На выставке 1910 года, проходившей с 1 октября по 8 ноября в Большом дворце Елисейских полей в Париже, Жан Метцингер впервые представил крайнюю форму того, что вскоре будет названо «кубизмом», причем не только широкой публике. , но и другим художникам, не имевшим контактов с Пикассо или Браком. Хотя другие уже работали в протокубистском ключе со сложной сезанновской геометрией и нетрадиционными перспективами, картина Метцингера «Nu à la cheminée» («Обнаженная») представляла собой еще более радикальный отход. [ 18 ]
Передо мной небольшая вырезка из вечерней газеты « Пресса » на тему Осеннего салона 1910 года. Он дает хорошее представление о ситуации, в которой оказалась новая изобразительная тенденция, еще едва заметная: « Геометрические заблуждения» гг. Метцингера, Ле Фоконье и Глеза . Никаких признаков какого-либо компромисса. Брак и Пикассо выставлялись только в галерее Канвейлера, и мы о них не знали. Робер Делоне, Метцинже и Ле Фоконье были замечены в Салоне Независимых в том же 1910 году, но на них не было наклеено ярлыка. Следовательно, хотя было приложено немало усилий, чтобы доказать обратное, слово «кубизм» в то время не было в ходу. (Альберт Глейз, 1925 г.) [ 19 ]
В обзоре Салона поэт Роже Аллард (1885–1961) объявляет о появлении новой школы французских художников, концентрирующих свое внимание на форме, а не на цвете. Формируется группа, в которую входят Глейз, Метцингер, Делоне (друг и соратник Метцингера) и Фернан Леже. Они регулярно встречаются в студии Анри ле Фоконье недалеко от бульвара Монпарнас, где он работает над своей амбициозной аллегорической картиной под названием «L'Abondance» . «В этой картине, — пишет Брук, — упрощение изобразительной формы уступает место новой сложности, в которой передний план и фон объединены, а предмет картины скрыт сетью взаимосвязанных геометрических элементов». [ 20 ]
Эта выставка предшествовала Салону Независимых 1911 года, который официально представил публике «кубизм» как организованное групповое движение. Метцингер был близок к Пикассо и Браку, работая в то время в схожем направлении. [ 15 ]

Метцингер, Анри Ле Фоконье и Фернан Леже случайно выставлялись в зале VIII. Это был момент, когда группа Монпарнаса быстро разрослась, в нее вошли Роже де ла Френе , Александр Архипенко и Жозеф Чаки . три брата Дюшан, Марсель Дюшан , Жак Вийон и Раймон Дюшан-Вийон , а также еще один художник, известный как Пикабиа В выставке приняли участие . После этого салона Метцингер написал статью «Заметки о живописи» : [ 21 ] в котором он сравнивает сходство работ Пикассо, Брака, Делоне, Глейза и Ле Фоконье. При этом он впервые сформулировал то, что впоследствии стало известно как характеристики кубизма : в частности, понятия одновременности, подвижной перспективы. В этом плодотворном тексте Метцингер подчеркнул дистанцию между их работами и традиционной точкой зрения. Эти художники, писал он, предоставили себе «свободу перемещения вокруг объектов» и объединения множества разных видов в одном изображении, каждое из которых фиксирует различные переживания с течением времени. [ 17 ] [ 22 ]
После запуска на Осеннем салоне 1910 года новое движение быстро распространилось по всему Парижу.
Убежденный, что знакомство с работами немецких дизайнеров приведет к здоровой конкуренции в декоративном искусстве, Франц Журден пригласил художников, архитекторов, дизайнеров и промышленников из мюнхенского Deutscher Werkbund принять участие в салоне 1910 года. «Нашему искусству угрожают баварские декораторы», — гласил заголовок журнала Le Radical (12 мая 1910 г.). Этот скандал, помимо нефранцузского статуса авторов в период растущего национализма, вызвал старую полемику об экспонировании предметов дешевого производства, изделий массового производства, просто оформленной мебели и предметов интерьера в контексте салон, посвященный искусству. Никогда еще промышленное искусство не вызывало столь спорных вопросов. Выставка была рецензирована во всех крупнейших журналах. Луи Воксель усугубил кризис в статье Жиля Бласа . [ 2 ]
Выставка имела огромный успех, поскольку послужила стимулом для новых дизайнеров, декораторов, художников и архитекторов во Франции, которые до Осеннего салона 1910 года отставали в секторе дизайна. Это также стимулировало общественное мнение, которое раньше интересовалось исключительно картинами. Тот факт, что зрители воочию, а многие впервые увидели то, что делалось за рубежом, открывал потенциал того, что можно сделать в области декоративного искусства у себя дома. Журден успешно организовал показ в Германии, чтобы побудить французских дизайнеров улучшить качество своих работ. Эффект будет ощущаться в Париже, сначала на выставке французского декоративного искусства 1912 года в Павильоне Марсана , затем снова в Осеннем салоне 1912 года с La Maison Cubiste . [ 2 ] [ 23 ] совместные усилия дизайнера Андре Маре , Раймона Дюшана-Вийона и других художников, связанных с Золотой секцией .
Анри Матисс выставил «Танец» на Осеннем салоне 1910 года. [ 24 ]
1911 год, расцвет кубизма.
[ редактировать ]

В залах 7 и 8 Осеннего салона 1911 года, проходившего с 1 октября по 8 ноября в Гран-Пале в Париже, висели работы Метцингера ( «Время чая» ), Анри Ле Фоконье , Фернана Леже , Альбера Глейза , Роже де Ла Френе , Андре Лот , Жак Вийон , Марсель Дюшан , Франтишек Купка , Александр Архипенко , Йозеф Чаки и Франциск Пикабиа . Результатом стал публичный скандал, который во второй раз привлек внимание широкой публики к кубизму. Первым был организованный групповой показ кубистов в Зале 41 1911 года Салона Независимых . В комнате 41 висели работы Глейза, Метцинже, Леже, Делоне, Ле Фоконье и Архипенко. Статьи в прессе можно было найти в журналах Gil Blas , Comoedia , Excelsior , Action , L'Œuvre , Cri de Paris . Аполлинер написал длинную рецензию в номере журнала L'Intransigeant от 20 апреля 1911 года . [ 17 ] Таким образом кубизм распространился в литературный мир писателей, поэтов, критиков и искусствоведов. [ 25 ]
Аполлинер взял Пикассо на открытие Осеннего салона в 1911 году, чтобы он увидел работы кубистов в залах 7 и 8. [ 26 ]
Альберт Глейзес пишет об Осеннем салоне 1911 года: «На Осеннем салоне того же, 1911 года, ярость вспыхнула снова, такая же яростная, как и в «Независимых». Он пишет: «Художники были первыми, кого удивила буря, которую они напустили сами того не желая, просто потому, что они повесили на деревянных решетках, идущих вдоль стен Кур-ла-Рейн, некоторые картины, которые были сделанный с большой тщательностью, со страстной убежденностью, но и в состоянии большой тревоги». [ 19 ]
Именно с этого момента слово кубизм стало широко использоваться . [...]
Никогда еще критики не были столь жестокими, как в то время. Из чего стало ясно, что эти картины - и я указываю имена художников, которые одни были невольными причинами всего этого безумия: Жан Метценже, Ле Фоконье, Фернан Леже, Робер Делоне и я - представлялись угрозой для порядок, который, как все думали, был установлен навсегда.
Почти во всех газетах было потеряно всякое самообладание. Критики начали бы с того, что не надо уделять много места кубистам, которые совершенно не имеют значения , а потом с яростью отдали им семь колонок из десяти, занятых в то время Салоном. (Глейз, 1925) [ 19 ]
В обзоре Осеннего салона 1911 года Хантли Картер в «Новом веке» пишет, что «искусство не является аксессуаром к жизни; это сама жизнь, доведенная до величайших высот личного самовыражения». Картер продолжает:
Именно в Осеннем салоне, среди «Ритмистов», я нашел желаемое ощущение. Буйная энергичность и жизненная сила их региона, состоящего из двух удаленно расположенных комнат, были полной противоположностью моргу, через который мне пришлось пройти, чтобы добраться до него. Хотя оно и отмечено крайностями, оно явно стало отправной точкой нового движения в живописи, возможно, самого замечательного в наше время. Оно показало не только то, что художники начинают признавать единство искусства и жизни, но и то, что некоторые из них обнаружили жизнь основана на ритмической жизненности, и в основе всех вещей лежит совершенный ритм, который их продолжает и объединяет. Сознательно или бессознательно многие ищут идеальный ритм и при этом достигают свободы и широты выражения, недостигнутой за несколько столетий живописи. (Хантли Картер, 1911) [ 27 ] [ 28 ]
1912 год, политические разветвления
[ редактировать ]
Осенний салон 1912 года проходил в Париже в Гран-Пале с 1 октября по 8 ноября. Кубисты (группа художников, ныне признанная таковой) были перегруппированы в одну комнату XI.
Полемика 1912 года, направленная как против французских, так и против французских художников -авангардистов , зародилась в зале XI Осеннего салона, где кубисты, среди которых было несколько нефранцузских граждан, выставляли свои работы. Сопротивление как иностранцам, так и авангардному искусству было частью более глубокого кризиса: кризиса определения современного французского искусства после импрессионизма с центром в Париже. Под сомнение была поставлена современная идеология, разрабатывавшаяся с конца XIX века. То, что началось как вопрос эстетики, быстро превратилось в политику во время выставки кубистов, и, как и на Осеннем салоне 1905 года, критик Луи Воксель (в «Les Arts...», 1912) был наиболее вовлечен в дискуссии. Именно Воксель по случаю Салона Независимых 1910 года пренебрежительно написал о «бледных кубах», ссылаясь на картины Метцингера, Глейза, Ле Фоконье, Леже и Делоне. [ 29 ] 3 декабря 1912 года полемика достигла Палаты депутатов (и обсуждалась в Национальной ассамблее в Париже). [ 30 ] [ 31 ]

В своем эссе 1921 года об Осеннем салоне, опубликованном в Les Echos (стр. 23), основатель Франц Журден, осуждая эстетический снобизм, пишет, что бряцающие оружием революционеры, которых называли кубистами , футуристами и дадаистами, на самом деле были ярыми реакционерами, презиравшими современный прогресс. и проявили презрение к демократии, науке, промышленности и торговле. [ 2 ]
Для Журдена «современный дух» означал нечто большее, чем предпочтение Сезанна перед Жеромом . Необходимо было ясное понимание своей эпохи, ее потребностей, ее красоты, ее атмосферы, ее сущности. [ 2 ]
С 1 октября по 8 ноября 1912 года на 10-м Осеннем Салоне было показано более 1770 работ. Поль Галлимар организовал выставку из 52 книг. Плакат к выставке 1912 года сделал Пьер Боннар . Каждую пятницу проходили сеансы камерной музыки. Каждую среду проводились утренние литературные занятия. Стоимость каталога составила 1 французский франк. Оформление Осеннего салона было поручено универмагу Printemps . [ 32 ]
Журден снова подвергся жестокой атаке в 1912 году — когда французская нация приближалась к войне в консервативном и яростно националистическом политическом климате — теперь со стороны декана совета и члена городской Комиссии изящных искусств . Жан-Пьера Филиппа Лампюэ Муниципального Лампуэ безуспешно утверждал, что Осеннему салону будет отказано в использовании Гран-Пале на том основании, что организаторы были непатриотичны и своими зарубежными «кубофутуристскими» выставками подрывают художественное наследие Франции. Однако ему удалось настроить общественное мнение против Осеннего салона, особенно против кубистов и Журдена. Огромный скандал побудил критика Роджера Алларда защитить Журдена и кубистов в журнале La Côte , отметив, что это не первый раз, когда Осенний салон — как место продвижения современного искусства — подвергается нападкам со стороны городских властей. , Институт и члены Совета. И это не будет последним. [ 2 ]
Осенний салон с самого начала был одной из самых значительных авангардных площадок, где демонстрировались не только живопись, графика и скульптура, но и промышленный дизайн, урбанизм, фотография, новые разработки в музыке и кино. [ 2 ]

По словам Альберта Глейза , Франц Журден (на втором месте после Воселя) был заклятым врагом кубистов, настолько, что в своих более поздних статьях об Осеннем салоне Журден не упоминает выставки 1911 или 1912 годов, однако реклама вызванная кубистской полемикой, принесла дополнительно 50 000 французских франков из-за наплыва посетителей, пришедших посмотреть Ле монстры . [ 33 ]
Чтобы задобрить французов, Журден пригласил понтификов французских художников , пишет Глейз, на специально организованную в салоне «выставку портретов». [ 33 ] Было представлено 220 портретов, написанных в XIX веке. [ 32 ] К несчастью для Журдена, ситуация изменилась, когда гостям пришлось пройти через комнату кубистов, чтобы получить доступ к портретам. Есть предположение, что маршрут был выбран разумно комитетом по подвешиванию, поскольку все в Осеннем, кажется, это поняли. [ 33 ]
Кубистический зал был полон зрителей, и другие стояли в очереди, чтобы войти, объясняет Глейзес, в то время как на портретный зал никто не обращал внимания. Последствия были «катастрофическими» для Журдена, который, будучи президентом салона, в конечном итоге был признан ответственным за фиаско. [ 33 ]
Жюль-Луи Бретон , французский воинствующий политик-социалист (племянник академического художника Жюля Бретона ), начал острую атаку на кубистов, выставлявшихся в Осеннем салоне. Бретон при поддержке Шарля Бенуа обвинил французское правительство в спонсировании эксцессов кубистов посредством предоставления выставочного пространства в Гран-Пале. Вопреки нападкам своих коллег Марсель Самба , французский политик-социалист, защищал принципы свободы выражения мнений, отказываясь при этом от идеи спонсируемого государством искусства. Самба, тесно связанный с искусством, с друзьями, включая Марке, Синьяка, Редона и Матисса (о которых он напишет книгу [ 34 ] ). Его жена, Жоржетта Агют , художница, связанная с фовистами, с 1904 года выставлялась в Салоне Независимых и участвовала в основании Осеннего Салона (ее коллекция произведений искусства включала работы Дерена, Матисса, Марке, Руо, Вламинка, Ван Донген и Синьяк). Шарль Боке , политик и самопровозглашенный вольнодумец («libre-penseur») встал на сторону Бретона и Бенуа: «Мы не поощряем мусор! Мусор есть в искусстве и повсюду». [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]

В конечном итоге Марсель Семба выиграл дебаты на нескольких фронтах: Осенний салон оставался в Большом дворце Елисейских полей на долгие годы; освещение в прессе дискуссий в Национальной ассамблее было столь же интенсивным, сколь и широко распространенным, что привело к еще большей пропаганде кубизма; Отголоски, вызванные кубистским скандалом, эхом отозвались по Европе и другим местам, выйдя далеко за рамки того, что можно было бы предсказать без такой огласки. Марсель Семба вскоре стал министром общественных работ; с 1914 по 1916 год при премьер-министрах Рене Вивиани и Аристиде Бриане . [ 38 ] [ 39 ]
Работы, выставленные на Осеннем салоне 1912 года.
[ редактировать ]- Жан Метцингер представил четыре работы: «Танцовщица в кафе» под названием «Танцовщица» (Художественная галерея Олбрайт-Нокс), «Желтое перо» ( «Желтое перо» ), «Пейзаж» ( «Пейзаж» ) и «Женщина с веером» (Соломон Р.) . Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк), висит в отделе декоративного искусства внутри La Maison Cubiste ( Дома кубистов ).
- Фрэнсис Пикабиа , 1912, La Source ( Весна ) (Музей современного искусства, Нью-Йорк)
- Фернан Леже выставил «Женщину в синем» « , 1912 г. (Художественный музей, Базель) и , 1912 г. Железнодорожный переезд» (Фонд Бейелера, Риен, Швейцария).
- Роже де ла Френе , Les Baigneuses ( Купальщицы ) 1912 (Национальная галерея, Вашингтон) и игроки в карты
- Анри Ле Фоконье , Охотник (Haags Gemeentemuseum, Гаага, Нидерланды) и Les Montagnards attaqués par des Ours ( Альпинисты, атакованные медведями ) 1912 (Музей искусств, Школа дизайна Род-Айленда).
- Альберт Глейз , L'Homme au Balcon, Человек на балконе (Портрет доктора Тео Морино) , 1912 (Художественный музей Филадельфии), также экспонировался на выставке Оружейной палаты , Нью-Йорк, Чикаго, Бостон, 1913.
- Андре Лот , Суд Париса , 1912 (Частное собрание)
- Франтишек Купка , «Аморфа, фуга в двух цветах» , 1912 (Народная галерея, Прага), и «Аморфа хроматическая Шод» .
- Александр Архипенко , Семейная жизнь , 1912, скульптура (уничтожена)
- Амедео Модильяни выставил четыре скульптуры с вытянутыми и сильно стилизованными головами.
- Йозеф Чаки выставил скульптуры «Группа женщин» , 1911-12 (местоположение неизвестно), «Портрет МШ» , вып. 91 (местоположение неизвестно) и «Танцовщица (Женщина с веером, Женщина с кувшином)» , вып. 405 (местоположение неизвестно)
Кубистический дом
[ редактировать ]

В этом Осеннем салоне также была представлена выставка La Maison Cubiste . Раймон Дюшан-Вийон спроектировал фасад дома размером 10 на 3 метра, который включал холл, гостиную и спальню. Эта инсталляция была размещена в разделе Art Décoratif Осеннего салона. Основными участниками были Андре Маре , декоративный дизайнер, Роже де ла Френе , Жак Вийон и Мари Лорансен . В доме висели кубистические картины Марселя Дюшана , Альберта Глейза , Фернана Леже , Роже де Ла Френе и Жана Метцингера («Женщина с веером», 1912).
В то время как геометрический декор гипсового фасада и картины были вдохновлены кубизмом , мебель, ковры, подушки и обои Андре Маре стали началом нового стиля ар-деко . Они были чрезвычайно красочными и состояли из цветочных узоров, особенно стилизованных роз, с геометрическими узорами. Эти темы вновь появились в декоре после Первой войны благодаря фирме, основанной Маре.
Метцингер и Глейз в «Кубизме» , написанном во время сборки «Maison Cubiste», писали об автономной природе искусства, подчеркивая, что декоративные соображения не должны управлять духом искусства. Для них декоративная работа была «антитезой картине». «Истинная картина, — писали Метцингер и Глейз, — несет в себе смысл своего существования . Ее можно перенести из церкви в гостиную , из музея в кабинет. удовлетворять ум: напротив, он должен мало-помалу вести его к воображаемым глубинам, в которых пребывает сочинительный свет. Он не гармонирует с тем или иным ансамблем, с которым он гармонирует; с вещами вообще, со вселенной: это организм...». [ 40 ] «Ансамбли Маре были приняты в качестве обрамлений для произведений кубизма, потому что они позволяли картинам и скульптурам обрести независимость», - писал Кристофер Грин, - «создавая игру контрастов, отсюда участие не только самих Глейза и Метцингера, но и Мари Лорансен, братьев Дюшан». (Раймон Дюшан-Вийон спроектировал фасад) и старые друзья Маре Леже и Роже Ла Френе». [ 41 ] La Maison Cubiste представлял собой полностью меблированный дом с лестницей, коваными перилами, гостиной — « Буржуазным салоном» картины Марселя Дюшана, Метценже ( «Женщина с веером , где висели »), Глейза, Лорансена и Леже, — и спальней. . Это был пример L'art Decoratif , дома, в котором кубистское искусство могло быть представлено в комфорте и стиле современной буржуазной жизни. Зрители Осеннего салона прошли мимо полномасштабной гипсовой модели первого этажа фасада размером 10 на 3 метра, спроектированной Дюшаном-Вийоном. [ 42 ] Эта архитектурная инсталляция впоследствии была выставлена на Оружейной выставке 1913 года в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне. [ 43 ] числится в каталоге нью-йоркской выставки под номером 609 под номером Раймона Дюшана-Вийона и под названием «Фасад архитектурный, штукатурка» ( Façade Architecturale ). [ 44 ] [ 45 ]
2 октября 1912 года во французской газете Excelsior была опубликована статья под названием Au Salon d'Automne «Les Indépendants» По этому случаю во французской газете Excelsior . [ 46 ] Excelsior был первым изданием, отдавшим предпочтение фотографическим иллюстрациям в средствах массовой информации; фотографирую и публикую изображения, чтобы рассказывать новости. Таким образом, L'Excelsior был пионером фотожурналистики .
1913–1914
[ редактировать ]
К 1913 году преобладающей тенденцией в современном искусстве, видимой на Осеннем салоне, был кубизм с явной тенденцией к абстракции. Тенденция к использованию более ярких цветов, начавшаяся еще в 1911 году, продолжалась в 1912 и 1913 годах. На этой выставке, проходившей с 15 ноября по 8 января 1914 года, доминировали де Ла Френе, Глейз и Пикабиа. Работы Делоне, Дюшана и Леже не выставлялись. [ 17 ]
Предисловие к каталогу было написано французским политиком-социалистом Марселем Семба , который годом ранее, вопреки протестам Жюля-Луи Бретона по поводу использования государственных средств для предоставления места (в Осеннем Салоне) для выставки «варварских» искусство — защищал кубистов и свободу художественного выражения в целом в Национальном собрании Франции . [ 20 ] [ 30 ] [ 47 ] [ 48 ]
«Я ни в малейшей степени не желаю... предлагать защиту принципов кубистического движения! От чьего имени я бы представил такую защиту? Я не художник... То, что я защищаю, — это принцип кубизма. свобода художественного эксперимента... Мой дорогой друг, когда картина кажется тебе плохой, ты имеешь неоспоримое право не смотреть на нее, а пойти посмотреть на других. Но в полицию не звонишь!» (Марсель Самба) [ 47 ]
Эта выставка также ярко появилась в новостях, когда обнаженную картину Кеса ван Донгена под названием «Испанская шаль» (« Женщина с голубями или Нищий любви полиция приказала убрать из Осеннего салона »). То же самое произошло бы в Роттердаме в Музее Боймана Ван Бёнингена в 1949 году. Сейчас картина экспонируется в Центре Жоржа Помпиду в Париже. [ 17 ] [ 49 ]
После 1918 г.
[ редактировать ]
Во время Первой мировой войны (1914–1918) выставки Осеннего салона не проводились. Лишь осенью 1919 года Осенний салон снова состоялся с 1 ноября по 10 декабря в Гран-Пале в Париже. Особое внимание, то есть ретроспектива, было уделено Раймону Дюшану-Вийону , умершему 9 октября 1918 года. На выставке было представлено 19 работ французского скульптора, датированных 1906-1918 годами. [ 17 ]
После войны в Осеннем салоне доминировали работы художников Монпарнаса, таких как Марк Шагал , Амедео Модильяни , Жорж Брак и Жорж Гимель . На выставке также участвовали польский художник-экспрессионист Генрик Готлиб и шотландский художник-экспрессионист Дэвид Атертон-Смит . Константин Бранкузи , Аристид Майоль , Шарль Деспио , Рене Ише , Осип Цадкин и Матео Эрнандес появились как новые силы в скульптуре.
Помимо живописи и скульптуры, Салон включал в себя произведения декоративного искусства, такие как стекольные изделия Рене Лалика , Жюлии Батори , а также архитектурные проекты Ле Корбюзье . Осенний салон, по-прежнему являющийся выставкой мирового значения, переживает второй век своего существования.
Авангард в Париже
[ редактировать ]На выставке « Пикассо и авангард в Париже » (24 февраля 2010 г. – 2 мая 2010 г.) [ 50 ] продемонстрировал Художественный музей Филадельфии частичную реконструкцию Осеннего салона 1912 года. Однако многие из выставленных работ не были выставлены в салоне 1912 года, а другие, выставленные в 1912 году, явно отсутствовали. Выставка призвана подчеркнуть важность салонного кубизма – обычно противопоставляемого галерейному кубизму как двух противоположных лагерей – в развитии и инновациях живописи и скульптуры 20-го века.
1922, Брак
[ редактировать ]Четырнадцать лет спустя после отклонения картин Жоржа Брака « Эстак» жюри Осеннего салона 1908 года; Матисса, Руо, Марке и Шарля-Франсуа-Проспера Герена , Брак был удостоен награды Зала Почета в 1922 году без происшествий. [ 51 ]
1944, Пикассо в Осеннем салоне.
[ редактировать ]
По драматической ситуации иронии , комната Осеннего салона была посвящена Пикассо в 1944 году. В решающие годы кубизма, между 1909 и 1914 годами, дилер Даниэль-Анри Канвейлер запретил Браку и Пикассо выставляться на обеих выставках. Осенний салон и Салон независимых. Он считал салоны местом юмора и непристойности, шуток, смеха и насмешек. Опасаясь, что кубизм не будет воспринят всерьез на таких публичных выставках, где тысячи зрителей будут собираться, чтобы увидеть новые творения, он подписал эксклюзивные контракты со своими художниками, гарантируя, что их работы могут быть показаны (и проданы) только в уединении его собственной галереи. . [ 52 ]
После освобождения Парижа первый послевоенный Осенний осенью 1944 года в недавно освобожденной столице должен был состояться салон. Пикассо выделили собственную комнату, которую он наполнил образцами своих произведений военного времени. Это было триумфальное возвращение Пикассо, остававшегося в стороне от художественной сцены во время войны. Однако выставка была «омрачена беспорядками, которые так и остались неназванными», по словам Мишель К. Кон (критик и историк из Нью-Йорка, автор книги « Французский модернизм: перспективы искусства до, во время и после Виши» , Кембридж, 2001). 16 ноября 1944 года Матисс написал Камуэну письмо: «Вы видели комнату Пикассо? О ней много говорят. Против нее были уличные демонстрации. Какой успех! Если будут аплодисменты, свистите». Можно догадаться, кем могли быть демонстранты, пишет Коун, «соратники фовистов, все еще разглагольствующие против иудео-марксистского декадента Пикассо». [ 53 ] [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставлено в Малом дворце Елисейских полей, 1903 год.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Мередит Л. Клаузен, Франц Журден и самаритянин, Архитектурное оформление и рационализм на Всемирной выставке , Лейден, Э.Дж. Брилл, 1987 г. ISBN 90-04-07879-7
- ↑ Первый Осенний салон , Бюллетень художественной жизни, № 21 , Бернхайм-Жён (Париж), 1 ноября 1921 г., стр. 550-553
- ^ Дешимакер-Колле, Антуан (2008). Эжен Шиго, Sa Vie, Son Oevre Peint . Франция: Анри. п. 137. ИСБН 9782917698020 .
- ^ Jump up to: а б с д Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставка в Большом дворце Елисейских полей, 1904 г.
- ^ Jump up to: а б Воксель, Луи (17 октября 1905 г.). «Осенний салон» . Жиль Блас (на французском языке) (9500). Париж: Огюстен-Александр Дюмон : Приложение, 6. ISSN 1149-9397 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2015 г. Проверено 28 декабря 2015 г.
Удивляет откровенность этих бюстов посреди оргии чистых тонов: Донателло среди диких зверей.
- ^ Jump up to: а б с д Чилвер, Ян (ред.). «Фовизм». Архивировано 9 ноября 2011 г. в Wayback Machine , Оксфордский словарь искусств, Oxford University Press, 2004. Получено с сайта enotes.com, 26 декабря 2007 г.
- ^ Смит, Роберта (2006). «Анри Руссо: В воображаемых джунглях скрывается ужасная красота» The New York Times , 14 июля 2006 г. По состоянию на 29 декабря 2007 г.
- ^ Джон Элдерфилд , Фовизм «Дикие звери» и его сходство, 1976, Музей современного искусства , ISBN 0-87070-638-1 , с. 43
- ^ Jump up to: а б Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставка в Большом дворце Елисейских полей, 1905 г.
- ^ Jump up to: а б с Рассел Т. Клемент, Les Fauves: справочник , Greenwood Press , ISBN 0-313-28333-8 , 1994 г.
- ^ Jump up to: а б с д Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставка в Большом дворце Елисейских полей, 1906 г.
- ^ Франсуа Леспинасс, Робер Антуан Пинчон: 1886–1943 , 1990, респ. Руан: Ассоциация друзей школы Руана, 2007 г., ISBN 9782906130036 (на французском языке)
- ^ Алекс Данчев, Жорж Брак: Жизнь , Arcade Publishing, 15 ноября 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Дэниел Роббинс, Джин Метцингер: В центре кубизма , 1985, Джин Метцингер в ретроспективе, Художественный музей Университета Айовы, Фонд Дж. Пола Гетти, University of Washington Press, стр. 9–23
- ^ Jump up to: а б Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставка в Большом дворце Елисейских полей, 1907 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Осенний салон, Kubisme.info
- ^ Эдмон Эпардо, Завтра мы открываем Осенний салон , La Presse, 30 сентября 1910 г., номер 6675, стр. 1, 2
- ^ Jump up to: а б с «Альберт Глейзес, Эпос, От неподвижной формы к подвижной форме , перевод Питера Брука. Первоначально написано Глейзесом в 1925 году и опубликовано в немецкой версии в 1928 году под названием Kubismus , в серии под названием Bauhausbücher » . Архивировано из оригинала 07 февраля 2020 г. Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Питер Брук, Альберт Глейз, Хронология его жизни, 1881–1953 » . Архивировано из оригинала 22 мая 2013 г. Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Жан Метцингер, Заметки о живописи , Пан (Париж), октябрь – 1 ноября.
- ^ Марк Антлифф, Патрисия Ди Лейтен, Кубизм и культура, Темза и Гудзон, 2001
- ^ Луи Воксель, обзор Осеннего салона, Arts et Industrie , 1912; см. также Эшолье, Новый Париж , 1913 г.
- ^ Кэтрин К. Бок Вайс, Анри Матисс: Путеводитель по исследованиям , Справочники для художников, Routledge, 25 февраля 2014 г., стр. 465, ISBN 1317947762
- ^ Дуглас Купер, Эпоха кубизма , Художественный музей округа Лос-Анджелес, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Нью-Йорк, Phaidon Press, 1971
- ^ Kubisme.info Осенний салон 1911 г.
- ^ Хантли Картер, Письма из-за границы, Постэкспрессионисты , Новый век, еженедельный обзор политики, литературы и искусства, Новая серия, Том. 9. № 26, Лондон: The New Age Press, Ltd., четверг, 26 октября 1911 г., с. 617
- ^ Хантли Картер, Новый дух в драме и искусстве , Новый дух в живописи , Нью-Йорк, Лондон: М. Кеннерли, 1913.
- ↑ Луи Воксель, По салонам: прогулки к «Независимым» , Жиль Блас, 18 марта 1910 г.
- ^ Jump up to: а б Беатрис Жуайе-Прюнель, История и измерения , вып. XXII-1 (2007), Война и статистика, Искусство измерения, Осенний салон (1903-1914), авангард, его иностранцы и французская нация (Искусство меры: выставка Осеннего салона). (1903-1914), Авангард, его иностранцы и французская нация), электронное распространение Caim для Éditions de l'EHESS (на французском языке)
- ^ Официальный журнал Французской Республики. Парламентские дебаты. Палата депутатов, 3 декабря 1912 г., стр. 2924-2929. Галлика, Национальная библиотека Франции. Библиотека и архив Национального собрания, 2012-7516 . ISSN 1270-5942
- ^ Jump up to: а б «Осенний салон 2012, каталог выставки» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2018 г. Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Альберт Глейзес, Письмо Глейза Бернару Доривалю ( Национальный музей современного искусства , Париж) в рамках подготовки ретроспективы кубизма 1953 года. См. также Альбер Глез, Генез дю Кубизм , во Франции , 15 октября 1950 года. История кубизма на Осеннем салоне представляет собой целую главу.
- ^ Марсель Семба, Матисс и его работы , Париж, NRF, 1920: См. Также Анри Матисс, тридцать репродукций картин и рисунков, которым предшествует критическое исследование Марселя Семба, биографические и документальные заметки , Париж, Éditions de la Nouvelle revue French, 1920 год
- ^ Официальный журнал Французской Республики. Парламентские дебаты. Палата депутатов, 3 декабря 1912 г., стр. 2924-2929. Библиотека и архив Национального собрания, 2012-7516 . ISSN 1270-5942
- ↑ Национальное собрание, Марсель Самба, «Свобода быть кубистом», Речь в Палате депутатов , 3 декабря 1912 г.
- ^ Национальное собрание, Проект речи в защиту Осеннего салона в Палате депутатов , 3 декабря 1912 г. рукописная бумага]
- ^ Биография Национального собрания
- ^ Джоэл Колтон, Леон Блюм: гуманист в политике , Duke University Press, 1987, стр. 37 [1]
- ^ «Альбер Глез и Жан Метцинж, отрывок из «Дю Кубизма» , 1912» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2013 г. Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Кристофер Грин, Искусство во Франции: 1900-1940, Глава 8, Современные пространства; Современные объекты; Современные люди, 2000
- ^ Дом кубистов, 1912 г. Архивировано 13 марта 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Работы кубистов на Armory Show.
- ^ Дюшана-Вийона Архитектурный фасад , 1913 г.
- ^ «Каталог международной выставки современного искусства: в Оружейной палате Шестьдесят девятого пехотного полка, 1913, Дюшан-Вийон, Раймон, Архитектурный фасад».
- ^ Осенний салон 1912 года, страница из Excelsior. воспроизведена
- ^ Jump up to: а б Дэвид Коттингтон, 2004, Кубизм и его истории , Глава 1, Кубизм, авангард и либеральная республика, с. 3, Издательство Манчестерского университета
- ^ Патрик Ф. Баррер: Когда искусство 20-го века было создано неизвестным , стр. 93-101, дает отчет о дискуссии.
- ↑ Кес ван Донген, Испанская шаль , 1913, Центр Помпиду.
- ^ Пикассо и авангард в Париже , Художественный музей Филадельфии, 24 февраля 2010 г. - 2 мая 2010 г.
- ↑ Алекс Данчев, Жорж Брак: Жизнь , Arcade Publishing, 15 ноября. 2005 г.
- ↑ Майкл Тейлор, куратор Художественного музея Филадельфии, рассказывает в видео об Осеннем салоне.
- ^ Мишель К. Коун, Матисс и национализм Виши, 1940-1944 , журнал artnet Magazine
- ^ Атли, Гертье Р. (2000). Пабло Пикассо: Коммунистические годы . Издательство Йельского университета. стр. 100-1 49–50. ISBN 0-300-08251-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1903 Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставлено в Малом дворце Елисейских полей, 1903 год.
- 1904 г. Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставка в Большом дворце Елисейских полей, 1904 г.
- 1905 Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставка в Большом дворце Елисейских полей, 1905 г.
- 1906 Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставка в Большом дворце Елисейских полей, 1906 г.
- 1907 Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставлено в Малом дворце Елисейских полей, 1907 год.
- Официальный сайт Осеннего салона
- Хронология парижских салонов
- Осенний салон , 1905 год. Каталог 3-й выставки Осеннего салона в Большом дворце Елисейских полей. Архивировано 7 сентября 2016 г. в Wayback Machine , Париж, Франция. Коллекция каталогов выставок разного искусства, Архив американского искусства, Смитсоновский институт.