Jump to content

Танцовщица (Чаки)

Танцор
(Женщина с веером)
Художник Джозеф Чаки
Год 1912
Тип Скульптура (оригинальный гипс). Фотоархив Чаков (АС. 110)
Расположение Размеры и местонахождение неизвестны (предположительно уничтожено)

Danseuse , также известная как Femme à l'eventail или Femme à la Cruche , — ранняя кубистская скульптура в стиле прото- ар-деко , созданная в 1912 году венгерским -авангардистом скульптором Йозефом Чаки (1888–1971). На этой черно-белой фотографии из семейного архива Чаки изображен фронтальный вид оригинальной штукатурки 1912 года. «Танцовщица» была выставлена ​​в Париже на Осеннем салоне 1912 года (№ 405), выставке, которая вызвала скандальный успех и привела к ксенофобской и антимодернистской ссоре в Национальном собрании Франции . Затем скульптура была выставлена ​​в Салоне Независимых 1914 года под названием Femme à l'eventail (№ 813); и в Galerie Moos , Женева, 1920 год, под названием Femme à la Cruche . [1]

Описание

[ редактировать ]

Танцовщица — гипсовая скульптура, вырезанная в вертикальном формате. На работе изображена женщина, стоящая или танцующая обнаженная со сложенным веером в левой руке и опирающейся правым коленом на вазу. Скульптура, известная по ранней фотографии, выполнена в строгом кубистском синтаксисе, в отличие от мягкости и криволинейности форм Наби , символизма или модерна . [2]

Фигура, на первый взгляд нежная, женственная, с ожерельем, изящная и классическая, построена из ряда плоских граненых форм, которые вместе образуют плотную сплоченную структуру. Голова со стильной прической и черты лица модели просто сконструированы с использованием лишь нескольких плоскостей поверхности, соприкасающихся, казалось бы, под прямым углом. Даже ваза, при внимательном рассмотрении, кажется обработанной в геометрических терминах, ее сферичность нарушена угловым разрезом справа, едва заметным на фотографии.

Обработка « Танцовщицы » Чаки , как и других работ художника, выполненных между 1910 и 1913 годами, предполагает, как отмечает Альберт Элсен , что Чаки смотрел не только на более раннюю живопись и скульптуру Пикассо, но также на маски африканских племен, чьи преувеличенные черты и упрощенный дизайн учитывал потребность быть увиденным на расстоянии и вызывать сильные чувства. [2] [3]

Как и в «Группе женщин » Чаки (1911–1912), «Танцовщица» уже продемонстрировала новый способ изображения человеческой фигуры, нежелание вернуться к классическим, академическим или традиционным методам изображения. Сложный угловатый синтаксис, видимый в «Танце», родился из растущего чувства современного динамизма, из ритма, баланса, гармонии и из мощных геометрических качеств египетского искусства, африканского искусства, раннего кикладского искусства, готического искусства Пьера Пюви де Шаванн , Огюст Роден , Гюстав Курбе , Поль Гоген , Жорж Сёра и Поль Сезанн , всеми которыми Чаки очень восхищался. [2]

Осенний салон, 1912 год.

[ редактировать ]

Осенняя выставка 1912 года, проходившая в Париже в Большом дворце с Елисейских полей 1 октября по 8 ноября, привела к ксенофобской и антимодернистской ссоре в Национальном собрании (Франция) . [4] [5] Группа художников, признанных теперь кубистами, среди которых выставлялись несколько нефранцузских граждан, была перегруппирована в одну комнату: Зал XI. Зал в стиле кубизма был забит зрителями, другие стояли в очереди, чтобы войти, вспоминал Альберт Глейзес . [6] Сопротивление как иностранцам, так и авангардному искусству было частью более глубокого кризиса: кризиса определения современного французского искусства после импрессионизма с центром в Париже. Под сомнение была поставлена ​​современная идеология, разрабатывавшаяся с конца XIX века. То, что началось как вопрос эстетики, быстро превратилось в политику . во время выставки кубистов [7] [8] Критик Луи Воксель (в «Les Arts...», 1912) принимал самое активное участие в обсуждениях. 3 декабря 1912 года полемика достигла Палаты депутатов и обсуждалась в Национальном собрании Франции. [9]

Скандал побудил критика Роджера Алларда защитить кубистов в журнале La Côte , отметив, что это не первый раз, когда Осенний салон — место продвижения современного искусства — подвергается нападкам со стороны городских властей, Института, и члены Совета. И это не будет последним. [10] [11]

Работы выставлены в зале XI, зале кубизма.

[ редактировать ]
Жозеф Чаки, 1913 г., Tête d'homme (Голова) , 1913 г., гипс, утерян или разрушен. Фотография опубликована в Монжуа, 1914 год , и Андре Сальмон , Le Salon , опубликованная в Монпарнасе , 1914 год.
  • Роджер де ла Френе , Les Baigneuse ( Купальщицы ) 1912 (Национальная галерея, Вашингтон) и игроки в карты
  • Анри Ле Фоконье , Охотник (Haags Gemeentemuseum, Гаага, Нидерланды) и Les Montagnards attaqués par des Ours ( Альпинисты, атакованные медведями ) 1912 (Музей искусств, Школа дизайна Род-Айленда).
  • Андре Лот , Суд Париса , 1912 (Частное собрание)
  • Франтишек Купка , «Аморфа, фуга в двух цветах» , 1912 (Народная галерея, Прага), и «Аморфа хроматическая Шод» .
  • Александр Архипенко , Семейная жизнь , 1912, скульптура
  • Амедео Модильяни выставил четыре скульптуры с вытянутыми и сильно стилизованными головами.
  • Раймон Дюшан-Вийон , La Maison Cubiste (Дом кубистов), проект отеля, архитектурный фасад , 1912 г.

Салон Независимых, 1914 год.

[ редактировать ]

В Салоне Независимых, проходившем в Париже с 1 по 30 марта 1914 года, состоящем из множества крупных произведений орфистов и проходившем в одном из самых больших залов на первом этаже Большого дворца Елисейских полей: Робер Делоне , Соня Делоне. , Патрик Генри Брюс и Артур Бердетт Фрост были широко представлены. [12]

Чаки выставил Femme à l'éventail , гипс n. 5092 под номером 813 каталога вместе с двумя бюстами, выполненными в резко кубистской фактуре. [1] Несколько лет спустя Марсель Дюшан , рассказывая о собственном опыте революционных лет в истории искусства XX века, представил Жозефа Чаки как «принадлежащего к группе скульпторов, которые до 1914 года придали новое направление своему творчеству. Теория кубизма тогда была батутом, который позволял продвигаться к неизведанным регионам, и Чаки, даже под влиянием кубизма, разработал свои собственные концепции обращения с пространством. Его первые работы казались более теоретическими и интеллектуальными, чем его более поздние работы, когда он ориентировал свои взгляды. личное развитие в направлении атмосферных структур». [1] [13]

Делая обзор Indépendants 1914 года в статье под названием Le Salon , опубликованной в периодическом журнале Montparnasse , Андре Сальмон , который обычно считал работы Indépendants «истинной посредственностью учеников l'art officiel» , призвал своих читателей посетить салон года, чтобы открыть для себя « настоящая современность». Чтобы оправдать свое утверждение, он воспроизводит большую фотографию головы Чаки 1913 года .

Литература

[ редактировать ]
  • Рене Райхард, Йозеф Чаки , Франкфурт, 1988, н. 12, респ. п. 23.
  • Феликс Марсильяк, Йожеф Чаки, От исторического кубизма к реалистической фигурации, каталог-резонне скульптур , Les Editions de l'Amateur, Париж, 2007. Представитель. (1912-ФМ.12)

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Марсильяк, Феликс, 2007, Йожеф Чаки, От исторического кубизма к реалистической фигурации, каталог-резонне скульптур , Les Editions de l'Amateur, Париж
  2. ^ Jump up to: а б с Эдит Балас, 1998, Джозеф Чаки: пионер современной скульптуры , Американское философское общество.
  3. ^ Альберт Элсен, Истоки современной скульптуры: пионеры и предпосылки , Г. Бразиллер, 1974.
  4. Национальное собрание, Марсель Самба, «Свобода быть кубистом», Речь в Палате депутатов , 3 декабря 1912 г.]
  5. ^ Национальное собрание, Проект речи в защиту Осеннего салона в Палате депутатов , 3 декабря 1912 г.рукописная бумага]
  6. ^ Альберт Глейз, Письмо Глейза Бернару Доривалю ( Национальный музей современного искусства , Париж) в рамках подготовки ретроспективы кубизма 1953 года. См. также Альбер Глез, Генез дю Кубизм , во Франции , 15 октября 1950 года. История кубизма на Осеннем салоне представляет собой целую главу.
  7. ^ Биография Национального собрания
  8. ^ Джоэл Колтон, Леон Блюм: гуманист в политике , Duke University Press, 1987, стр. 37 [1]
  9. ^ Беатрис Жуайе-Прюнель, История и измерения , вып. XXII-1 (2007), Война и статистика, Искусство измерения, Осенний салон (1903-1914), авангард, его иностранцы и французская нация (Искусство меры: выставка Осеннего салона). (1903-1914), Авангард, его иностранцы и французская нация), электронное распространение Caim для Éditions de l'EHESS (на французском языке)
  10. ^ Мередит Л. Клаузен; Франц Журден (1987). Франц Журден и самаритянин, украшение и архитектурный рационализм на Всемирной выставке . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN  90-04-07879-7 .
  11. ^ Луи Воксель, обзор Осеннего салона, Arts et Industrie , 1912; см. также Эшолье, Новый Париж , 1913 г.
  12. ^ Kubisme.info, Салон Независимых.
  13. ^ Марсель Дюшан, 1958, Дюшан на знаке, за ним следуют Примечания , Мишель Сануйе, Поль Матисс, Анн Сануйе, Поль Б. Франклин, Фламмарион, 2008, (переиздание) ISBN   2080116649 , 9782080116642
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70afafa6e56841dfca67cb8898edc4af__1716318180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/af/70afafa6e56841dfca67cb8898edc4af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Danseuse (Csaky) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)