Jump to content

Орфизм (искусство)

Робер Делоне , «Одновременные окна на город» , 1912, Кунстхалле, Гамбург.

Орфизм или орфический кубизм , термин, придуманный французским поэтом Гийомом Аполлинером в 1912 году, был ответвлением кубизма , который сосредоточился на чистой абстракции и ярких цветах, находившихся под влиянием фовизма , теоретических работ Поля Синьяка , Шарля Анри и химика-красителя Мишеля Эжена. Шеврёль . Это движение, воспринимаемое как ключевое в переходе от кубизма к абстрактному искусству , было инициировано Франтишеком Купкой , Робером Делоне и Соней Делоне , которые возобновили использование цвета во время монохроматической фазы кубизма. [1] Значение термина «орфизм» было неуловимым, когда он впервые появился, и остается в некоторой степени расплывчатым. [2]

Франтишек Купка , Собор , 1912-13, холст, масло, 180 х 150 см, Музей Кампа , Прага , Чехия

Орфисты были укоренены в кубизме , но тяготели к чистой лирической абстракции . Они видели искусство как объединение ощущений и цвета. Больше интересуясь ощущениями, они начали с узнаваемых предметов, изображенных с помощью абстрактных структур. Орфизм стремился освободить узнаваемый предмет, сосредоточившись исключительно на форме и цвете . Движение также стремилось к идеалам симултанизма: бесконечным взаимосвязанным состояниям бытия. [3]

Разложение спектрального света в неоимпрессионистской теории цвета Поля Синьяка и Шарля Генри сыграло важную роль в развитии орфизма. Робер Делоне , Альберт Глейз и Джино Северини знали Генри лично. [4] Математик, изобретатель и эстетик, Чарльз Анри был близким другом писателей-символистов Феликса Фенеона и Гюстава Кана . Он также знал Сёра , Синьяка и Писсарро , с которыми познакомился во время восьмой и последней выставки импрессионистов в 1886 году. Анри привнес теорию эмоциональных ассоциаций в сферу искусства: то, что в конечном итоге повлияло на неоимпрессионистов. Анри и Сёра согласились, что основные элементы искусства — линия, цвет и форма — как и слова, могут рассматриваться независимо, каждый со своей абстрактной величиной, независимо друг от друга или в унисон, в зависимости от замысла художника. «Сёра хорошо знает, — писал Фенетон в 1889 году, — что линия, независимо от ее топографической роли, обладает поддающейся оценке абстрактной ценностью» в дополнение к частицам цвета и отношению к эмоциям зрителя. Теория, лежащая в основе неоимпрессионизма, оказала длительное влияние на творчество Делоне. [4] Неоимпрессионистам удалось создать объективную научную основу своей живописи в области цвета, но только в отношении спектра света (для красочных пигментов результат был менее научным). Кубисты в конечном итоге в некоторой степени использовали эту теорию в цвете, форме и динамике . [4]

Символисты воспринимали Орфея из греческой мифологии как идеального художника. В 1907 году Аполлинер написал «Бестиар или кортеж Орфея» , символизируя Орфея как мистического и влиятельного поэта и художника, как и символисты. Голос света , о котором упоминал Аполлинер в своих стихах, был метафорой внутренних переживаний . [2]

Аполлинер

[ редактировать ]
Соня Делоне , 1914, Электрические призмы , холст, масло, 250 х 250 см, Национальный музей современного искусства , Центр Помпиду , Париж

Аполлинер упомянул термин «орфизм» в своем выступлении в Салоне «Золотая секция» в 1912 году, имея в виду чистую живопись Франтишека Купки . [5] В своих «Les Peintres Cubistes» 1913 года «Méditations Esthétiques Apollinaire» орфизм описывался как «искусство рисования новых целостностей с элементами, которые художник не берет из визуальной реальности, а создает полностью сам. [...] Работы орфического художника должны передавать «безмятежное эстетическое удовольствие», содержательная структура и возвышенное значение». Орфизм представлял собой новую форму искусства, как музыка была в литературе. Эти аналогии можно было увидеть в названиях таких картин, как «Аморфа: фуга в двух цветах» Купки (1912); Фрэнсиса Пикабиа ( «Танец у источника» 1912) и » Василия Кандинского ( «Супер дух в искусстве 1912). Кандинский описал взаимоотношения звука и цвета. Робер Делоне интересовался цветом и музыкой и выставлялся в «Синем всаднике» по просьбе Кандинского . Все более абстрактные картины Фернана Леже и Марселя Дюшана также рассматривались Аполлинером как орфисты. [2]

Выставки

[ редактировать ]

Салон «Золотая секция» 1912 года стал первой выставкой, представившей орфизм широкой публике. В марте 1913 года «Орфизм» был выставлен в Салоне Независимых в Париже. Обозревая салон в Монжуа (29 марта 1913 г.), Аполлинер выступал за отмену кубизма в пользу орфизма: «Если кубизм мертв, да здравствует кубизм. Царство Орфея близко!»

В Осеннем салоне ( Erster Deutscher Herbstsalon , Берлин) 1913 года, организованном Гервартом Вальденом из Der Sturm , были выставлены многие работы Робера и Сони Делоне, Жана Метцингера ( «L'Oiseau bleu» 1913, Musée d'Art Moderne de la Ville de Париж), Альберта Глейза » « Футбольные любители (1912–13, Национальная художественная галерея), картины Пикабиа и Леже, а также несколько футуристических работ. После этой выставки отношения Аполлинера с Р. Делоне охладились после замечаний с Умберто Боччони о двусмысленности «одновременности». Аполлинер больше не использовал термин «орфизм» в своих последующих произведениях и вместо этого начал продвигать концепции Пикабиа, Александра Архипенко и футуризма. [2]

Робер Делоне , Марсово поле: Красная башня 1911. Институт искусств Чикаго .

Робер Делоне и его жена Соня Терк Делоне оставались главными сторонниками орфического движения. Их ранние работы были сосредоточены на фовистских цветах, в различной степени абстрактных; Сони 1907 года такие как «Финская девушка» Роберта 1906 года и «Paysage au disque» . Первый опирался на чистые цвета, второй - на цвет и мозаичные мазки, написанные под влиянием Жана Метцингера , также неоимпрессиониста (с сильными компонентами дивизионизма и фовизма ) в то время. [4]

Несмотря на то, что орфизм был фактически распущен перед Первой мировой войной , американские художники Патрик Генри Брюс и Артур Бёрдетт Фрост , двое учеников Р. Делоне, с 1912 года начали заниматься аналогичным видом искусства. Синхромисты написали свои собственные манифесты , Морган Рассел и Стэнтон Макдональд-Райт пытаясь отличиться от орфизма Делоне. [6]

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и источники

[ редактировать ]
Ссылки
  1. ^ Глоссарий Тейта. Архивировано 15 марта 2017 г. на Wayback Machine, получено 31 июля 2014 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Коллекция | МоМА» . Музей современного искусства .
  3. Глоссарий Тейта. Архивировано 18 ноября 2020 г. на Wayback Machine. Проверено 28 декабря 2010 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роберт Герберт, 1968, неоимпрессионизм, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.
  5. ^ Аполлинер, Гийом (25 октября 2004 г.). Художники-кубисты , Гийом Аполлинер, 1913 год, перевод Питера Рида, University of California Press, 25 октября 2004 года . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520243545 . Архивировано из оригинала 1 января 2017 г. Проверено 9 ноября 2016 г.
  6. ^ Дюхтинг, Хаджо (2003). «Орфизм». Оксфордское искусство онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T063959 . ISBN  9781884446054 .
Источники
  • Барон, Стэнли; Дамасе, Жак. Соня Делоне: Жизнь художницы . Гарри Н. Абрамс, Inc., 1995 г.
  • Бакберро, Шерри А. Робер Делоне: открытие одновременности . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press, 1978.
  • Чедвик, Уитни; де Куртиврон, Изабель. (ред) «Важные другие: творчество и интимное партнерство» . Лондон: Темза и Гудзон, 1993.
  • Чип, Гершель Б. «Орфизм и теория цвета». Художественный бюллетень , Том. 40, № 1, стр. 55–63, март 1958 г.
  • Дамасе, Жак. Соня Делоне: Ритмы и цвета . Гринвич, Коннектикут: New York Graphic Society Ltd, 1972.
  • Гейл, Мэтью. Дадаизм и сюрреализм . Нью-Йорк: Phaidon Press Inc., 2006.
  • Хьюз, Гордон «Предвидя абстракцию: одновременность первого диска Роберта Делоне». Художественный бюллетень , Том. 89, № 2, стр. 306–332, июнь 2007 г. Ассоциация искусств колледжей.
  • МоМА. Орфизм
  • Зейднер, Дэвид. Соня Делоне. Журнал BOMB, 2/зима, ART, 1982. Журнал BOMB: Соня Делони, Дэвид Зейднер
  • Стэнгос, Никос (ред.). Концепции современного искусства: от фовизма до постмодернизма . Глава: «Орфизм», Вирджиния Спейт . (Пересмотренный) Лондон: Темза и Гудзон, 1981.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35b2f2b7a38d73f5428b8647bec4e739__1715691360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/39/35b2f2b7a38d73f5428b8647bec4e739.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Orphism (art) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)