Орфизм (искусство)

Орфизм или орфический кубизм , термин, придуманный французским поэтом Гийомом Аполлинером в 1912 году, был ответвлением кубизма , который сосредоточился на чистой абстракции и ярких цветах, находившихся под влиянием фовизма , теоретических работ Поля Синьяка , Шарля Анри и химика-красителя Мишеля Эжена. Шеврёль . Это движение, воспринимаемое как ключевое в переходе от кубизма к абстрактному искусству , было инициировано Франтишеком Купкой , Робером Делоне и Соней Делоне , которые возобновили использование цвета во время монохроматической фазы кубизма. [1] Значение термина «орфизм» было неуловимым, когда он впервые появился, и остается в некоторой степени расплывчатым. [2]
История
[ редактировать ]
Орфисты были укоренены в кубизме , но тяготели к чистой лирической абстракции . Они видели искусство как объединение ощущений и цвета. Больше интересуясь ощущениями, они начали с узнаваемых предметов, изображенных с помощью абстрактных структур. Орфизм стремился освободить узнаваемый предмет, сосредоточившись исключительно на форме и цвете . Движение также стремилось к идеалам симултанизма: бесконечным взаимосвязанным состояниям бытия. [3]
Разложение спектрального света в неоимпрессионистской теории цвета Поля Синьяка и Шарля Генри сыграло важную роль в развитии орфизма. Робер Делоне , Альберт Глейз и Джино Северини знали Генри лично. [4] Математик, изобретатель и эстетик, Чарльз Анри был близким другом писателей-символистов Феликса Фенеона и Гюстава Кана . Он также знал Сёра , Синьяка и Писсарро , с которыми познакомился во время восьмой и последней выставки импрессионистов в 1886 году. Анри привнес теорию эмоциональных ассоциаций в сферу искусства: то, что в конечном итоге повлияло на неоимпрессионистов. Анри и Сёра согласились, что основные элементы искусства — линия, цвет и форма — как и слова, могут рассматриваться независимо, каждый со своей абстрактной величиной, независимо друг от друга или в унисон, в зависимости от замысла художника. «Сёра хорошо знает, — писал Фенетон в 1889 году, — что линия, независимо от ее топографической роли, обладает поддающейся оценке абстрактной ценностью» в дополнение к частицам цвета и отношению к эмоциям зрителя. Теория, лежащая в основе неоимпрессионизма, оказала длительное влияние на творчество Делоне. [4] Неоимпрессионистам удалось создать объективную научную основу своей живописи в области цвета, но только в отношении спектра света (для красочных пигментов результат был менее научным). Кубисты в конечном итоге в некоторой степени использовали эту теорию в цвете, форме и динамике . [4]
Символисты воспринимали Орфея из греческой мифологии как идеального художника. В 1907 году Аполлинер написал «Бестиар или кортеж Орфея» , символизируя Орфея как мистического и влиятельного поэта и художника, как и символисты. Голос света , о котором упоминал Аполлинер в своих стихах, был метафорой внутренних переживаний . [2]
Аполлинер
[ редактировать ]
Аполлинер упомянул термин «орфизм» в своем выступлении в Салоне «Золотая секция» в 1912 году, имея в виду чистую живопись Франтишека Купки . [5] В своих «Les Peintres Cubistes» 1913 года «Méditations Esthétiques Apollinaire» орфизм описывался как «искусство рисования новых целостностей с элементами, которые художник не берет из визуальной реальности, а создает полностью сам. [...] Работы орфического художника должны передавать «безмятежное эстетическое удовольствие», содержательная структура и возвышенное значение». Орфизм представлял собой новую форму искусства, как музыка была в литературе. Эти аналогии можно было увидеть в названиях таких картин, как «Аморфа: фуга в двух цветах» Купки (1912); Фрэнсиса Пикабиа ( «Танец у источника» 1912) и » Василия Кандинского ( «Супер дух в искусстве 1912). Кандинский описал взаимоотношения звука и цвета. Робер Делоне интересовался цветом и музыкой и выставлялся в «Синем всаднике» по просьбе Кандинского . Все более абстрактные картины Фернана Леже и Марселя Дюшана также рассматривались Аполлинером как орфисты. [2]
Выставки
[ редактировать ]Салон «Золотая секция» 1912 года стал первой выставкой, представившей орфизм широкой публике. В марте 1913 года «Орфизм» был выставлен в Салоне Независимых в Париже. Обозревая салон в Монжуа (29 марта 1913 г.), Аполлинер выступал за отмену кубизма в пользу орфизма: «Если кубизм мертв, да здравствует кубизм. Царство Орфея близко!»
В Осеннем салоне ( Erster Deutscher Herbstsalon , Берлин) 1913 года, организованном Гервартом Вальденом из Der Sturm , были выставлены многие работы Робера и Сони Делоне, Жана Метцингера ( «L'Oiseau bleu» 1913, Musée d'Art Moderne de la Ville de Париж), Альберта Глейза » « Футбольные любители (1912–13, Национальная художественная галерея), картины Пикабиа и Леже, а также несколько футуристических работ. После этой выставки отношения Аполлинера с Р. Делоне охладились после замечаний с Умберто Боччони о двусмысленности «одновременности». Аполлинер больше не использовал термин «орфизм» в своих последующих произведениях и вместо этого начал продвигать концепции Пикабиа, Александра Архипенко и футуризма. [2]

Делоне
[ редактировать ]Робер Делоне и его жена Соня Терк Делоне оставались главными сторонниками орфического движения. Их ранние работы были сосредоточены на фовистских цветах, в различной степени абстрактных; Сони 1907 года такие как «Финская девушка» Роберта 1906 года и «Paysage au disque» . Первый опирался на чистые цвета, второй - на цвет и мозаичные мазки, написанные под влиянием Жана Метцингера , также неоимпрессиониста (с сильными компонентами дивизионизма и фовизма ) в то время. [4]
Несмотря на то, что орфизм был фактически распущен перед Первой мировой войной , американские художники Патрик Генри Брюс и Артур Бёрдетт Фрост , двое учеников Р. Делоне, с 1912 года начали заниматься аналогичным видом искусства. Синхромисты написали свои собственные манифесты , Морган Рассел и Стэнтон Макдональд-Райт пытаясь отличиться от орфизма Делоне. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Глоссарий Тейта. Архивировано 15 марта 2017 г. на Wayback Machine, получено 31 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Коллекция | МоМА» . Музей современного искусства .
- ↑ Глоссарий Тейта. Архивировано 18 ноября 2020 г. на Wayback Machine. Проверено 28 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роберт Герберт, 1968, неоимпрессионизм, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.
- ^ Аполлинер, Гийом (25 октября 2004 г.). Художники-кубисты , Гийом Аполлинер, 1913 год, перевод Питера Рида, University of California Press, 25 октября 2004 года . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520243545 . Архивировано из оригинала 1 января 2017 г. Проверено 9 ноября 2016 г.
- ^ Дюхтинг, Хаджо (2003). «Орфизм». Оксфордское искусство онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T063959 . ISBN 9781884446054 .
- Источники
- Барон, Стэнли; Дамасе, Жак. Соня Делоне: Жизнь художницы . Гарри Н. Абрамс, Inc., 1995 г.
- Бакберро, Шерри А. Робер Делоне: открытие одновременности . Анн-Арбор, Мичиган: UMI Research Press, 1978.
- Чедвик, Уитни; де Куртиврон, Изабель. (ред) «Важные другие: творчество и интимное партнерство» . Лондон: Темза и Гудзон, 1993.
- Чип, Гершель Б. «Орфизм и теория цвета». Художественный бюллетень , Том. 40, № 1, стр. 55–63, март 1958 г.
- Дамасе, Жак. Соня Делоне: Ритмы и цвета . Гринвич, Коннектикут: New York Graphic Society Ltd, 1972.
- Гейл, Мэтью. Дадаизм и сюрреализм . Нью-Йорк: Phaidon Press Inc., 2006.
- Хьюз, Гордон «Предвидя абстракцию: одновременность первого диска Роберта Делоне». Художественный бюллетень , Том. 89, № 2, стр. 306–332, июнь 2007 г. Ассоциация искусств колледжей.
- МоМА. Орфизм
- Зейднер, Дэвид. Соня Делоне. Журнал BOMB, 2/зима, ART, 1982. Журнал BOMB: Соня Делони, Дэвид Зейднер
- Стэнгос, Никос (ред.). Концепции современного искусства: от фовизма до постмодернизма . Глава: «Орфизм», Вирджиния Спейт . (Пересмотренный) Лондон: Темза и Гудзон, 1981.
Внешние ссылки
[ редактировать ]