Киберделика
Часть серии о |
Психоделия |
---|

Киберделика (от « кибер- » и « психоделический ») представляла собой сплав киберкультуры и психоделической субкультуры , сформировавший новую контркультуру в 1980-х и 1990-х годах.
Киберделическое искусство было создано путем расчета фрактальных объектов и представления результатов в виде неподвижных изображений, анимации, андеграунда , алгоритмической музыки или других средств массовой информации.
Киберделические рейв- танцевальные вечеринки включали психоделическую транс-музыку наряду с лазерными световыми шоу , проецируемыми изображениями и искусственным туманом , а посетители часто употребляли клубные наркотики .
Защитники
[ редактировать ]Тимоти Лири , защитник употребления психоделических наркотиков , ставший культовой фигурой хиппи в 1960-х годах, вновь выступил в 1980-х годах как представитель киберделической контркультуры, приверженцы которой называли себя « киберпанками », и стал одним из самых философских пропагандистов персональные компьютеры (ПК), Интернет и иммерсивная виртуальная реальность . Лири заявил, что «ПК — это ЛСД 1990-х годов», и призвал представителей богемы « включить, загрузиться, подключиться ». [1] [2]
В отличие от некоторых хиппи 1960-х годов, которые были антинаучными и антитехнологическими , киберпанки 1980-х и 1990-х годов с восторгом восприняли технологии и хакерскую этику . Они верили, что высокие технологии (и умные наркотики ) могут помочь людям преодолеть ограничения, освободить их от власти и даже позволить им выйти за пределы пространства, времени и тела . Они часто выражали свой идеал и эстетику посредством киберарта и взлома реальности .
Р.У. Сириус , соучредитель и первоначальный главный редактор журнала Mondo 2000 , стал видным пропагандистом идеологии киберпанка , приверженцами которой были пионеры ИТ- индустрии Кремниевой долины и Западного побережья США . [2]
В 1992 году Билли Айдол попал под влияние киберделической субкультуры и жанра киберпанк- фантастики. Результатом его страсти к идеалам, лежащим в основе культуры, стал его концептуальный альбом Cyberpunk 1993 года , который, как надеялся Айдол, познакомит поклонников Айдола и других музыкантов с возможностями, предоставляемыми цифровыми технологиями и киберкультурой . [3] Idol связался с Тимоти Лири и другими членами киберделического движения, и они приняли участие в создании альбома. [4] Альбом оказался критическим и финансовым провалом и поляризовал интернет- сообщества киберкультуры того периода. Недоброжелатели рассматривали это как акт кооптации и оппортунистической коммерциализации. Это также рассматривалось как часть процесса, который привел к чрезмерному использованию термина «киберпанк» до тех пор, пока это слово не потеряло смысл. [5] [6] С другой стороны, сторонники считали усилия Айдола безобидными и благонамеренными и были воодушевлены его новым интересом к киберкультуре. [7] [8]
Крах
[ редактировать ]После того как в 2000 году лопнул пузырь доткомов конца 1990-х годов, техноутопизм , преобладавший в киберделической контркультуре, пошел на убыль, а технореализм вырос. Большинство киберпанков осознали, что ПК, Интернет и другие новые технологии на самом деле не принесли радикальных социальных, политических и личных изменений, на которые они рассчитывали, особенно « киберобщество » — постполитическое, неиерархическое общество , ставшее возможным благодаря киберпрограммам . в котором компьютерно грамотный , сверхинтеллектуальный , открытый, ориентированный на перемены , самостоятельный , непочтительный вольнодумец является нормой, а человек, который не подключен к Интернету, не думает самостоятельно и не подвергает сомнению авторитеты, является нормой. «проблемный человек». [2]
Разочаровавшись, РУ Сириус осудил киберделический эскапизм :
[...] Любой, кто не верит, что мы в ловушке, плохо осмотрелся вокруг. Мы попали в ловушку своего рода мутирующей многонациональной корпоративной олигархии , которая не собирается исчезать. Мы в ловушке ограничений нашего вида. Мы в ловушке времени. В то же время идентичность , политика и этика уже давно стали ликвидными. [...] Киберкультура ( мем , за создание которого я, по крайней мере, частично ответственен, между прочим) стала радостным апологетом направленной на убийство бедных траектории республиканской революции, . Вы найдете это повсюду в Wired (« Rolling Stone of Technology») — смесь теории хаоса и биологического моделирования , которая каким-то образом интерпретируется как научное доказательство необходимости делегирования и децентрализации государства социального обеспечения, а также дерегуляции и расширения прав и возможностей сильных мира сего. автократические транснациональные корпорации. По сути, мы имеем распад национальных государств на глобальные экономики одновременно с атомизацией отдельных лиц или их балканизацией на разрозненные подгруппы. , потому что цифровые технологии объединяют пространство, децентрализуя общение и внимание. Результатом является чистое игровое поле для мутирующей корпоративной олигархии, что мы и имеем. Я имею в виду, что люди думают, что это действительно освобождает, потому что старый индустриальный правящий класс был разжижен , и молодые игроки могут мгновенно накопить выдающиеся династии . Но это дико и бесчеловечно. Возможно, проводная элита считает, что это модно. Но тогда не плачьте о преступности на улицах и не притворяйтесь, что вас беспокоят этические вопросы. [2]
См. также
[ редактировать ]- Альгораве
- Кибергот
- Демосцена
- Фрактальное искусство
- Иммерсивная технология
- Пост-киберпанк
- Виртуальный мир
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лири, Тимоти ; Горовиц, Майкл; Маршалл, Вики (1994). Хаос и киберкультура . Издательство Ронин. ISBN 0-914171-77-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рутофер, Арно (1997). «Думайте сами; подвергайте сомнению авторитет» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2007 г. Проверено 2 февраля 2007 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Горли, Боб (1993). «Билли Айдол» . Цифровой журнал «Хаос-контроль» . Боб Горли. Архивировано из оригинала 9 октября 2007 г. Проверено 12 августа 2008 г.
- ^ Сондерс, Майкл (19 мая 1993 г.). «Билли Айдол включает «Киберпанк» на новом компакт-диске» . Бостон Глобус . Бульвар Моррисси, 135. Бостон, Массачусетс, США: П. Стивен Эйнсли. Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 г. Проверено 12 августа 2008 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Кристгау, Роберт (10 августа 1993 г.). «Виртуальный гепатит» . Деревенский голос . Проверено 11 ноября 2007 г.
- ^ alt.cyberpunk: Часто задаваемые вопросы . project.cyberpunk.ru (2004)
- ^ Бранвин, Гарет (1998). «Идоловая посуда» . За пределами Киберпанка! . Компьютерная лаборатория . Проверено 12 августа 2008 г.
- ^ Джиллетт, Пенсильвания (декабрь 1993 г.). «Билли Айдол — Учимся печатать» . ПК/Вычисления . 6 (12): 506. Архивировано из оригинала 26 марта 2003 г. Проверено 12 августа 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фостер, Томас (1 мая 2005 г.). Души кибернарода: постгуманизм как народная теория . Серия электронных медиаций. Том. 13 (Первое изд.). Миннеаполис , Миннесота: Издательство Университета Миннесоты . ISBN 0-8166-3406-8 .
- Mondo 2000: Руководство пользователя New Edge Руди Ракер, Р.У. Сириус, Королева Му ( ISBN 0-06-096928-8 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « За пределами киберпанка!: Веб-версия », Гарет Бранвин . ( ок. 1991 г.) Онлайн-версия оригинального набора HyperCard о киберделической культуре. Был обновлен в 93 году новым материалом.
- СМИ
- « Тим Лири и киберпанки », Аллан Ланделл, YouTube , 11 февраля 2009 г. Тимоти Лири описывает движение киберделики/киберпанка в контексте альбома Киберпанк Билли Айдола.
- « Тимоти Лири берет интервью у Билли Айдола — на концерте с The Ramones » (1993), интервью, обсуждающее контркультуру киберпанка, для ABC телешоу In Concert , организованного Интернет-архивом .
- « Лекция для выставки Whole Life Expo в Лос-Анджелесе » (ноябрь 1989 г.), лекция Тимоти Лири о связях между психоделическими и кибернетическими культурами, организованная Интернет-архивом .